История этого аэропорта началась еще в самом начале Великой Отечественной войны, когда в поле неподалеку от одноименной деревни Клоково организовали летное поле или как его еще называют аэродром. Есть слухи, что это случилось еще раньше, но заслуживающих доверия источников на сегодня не найдено, поэтому официальная версия такова.
Во время войны аэродром активно использовался, чаще всего для тренировок — например, на Клоковском аэродроме тренировалась знаменитая эскадрилья «Нормандия», которая прославилась своими достижениями и даже была много раз упомянута в документальных и художественных фильмах.
Долгие годы аэродром Клоково оставался исключительно военным объектом, который продолжали использовать для тренировок. Только в 1959 году Клоковский аэродром превратился в настоящий аэропорт, который осуществлял полноценное сообщение с многими регионами страны.
Рейсы гражданской авиации осуществлялись, в основном, по территории тогдашнего Советского союза. На сегодняшний день можно сказать, что аэропорт был международным.
В полувековой работе аэропорта есть одна очень интересная особенность — он практически никогда не закрывался из-за плохих погодных условий. Дело в том, что сам по себе город Тула расположен очень интересно — окружающий ландшафт и климатические условия способствуют тому, то там почти не бывает плохой погоды. Во время своей работы аэропорт Тула очень часто принимал рейсы из Москвы, когда они не могли приземлиться в одном из столичных аэропортов.
Еще одна особенность из истории аэропорта — в городе есть памятник, который по сути посвящен аэропорту. В далеком 1981 году самолет Ту-124В выполнил очень красивый завершающий маневр полет. После этого он был установлен на постамент в центральном парке отдыха Тулы в виде памятника.
Как добраться до авиацентра
Из центра Тулы от остановки «Московский вокзал» до бывшего аэропорта (остановка «Аэропорт») можно добраться следующими видами общественного транспорта:
- троллейбус маршрута № 6;
- маршрутки № 32 и № 51;
- городские автобусы № 26, № 44, № 36А.
Время в пути составит примерно 11 минут, надо будет проехать 8 остановок. Стоимость проезда составляет 20 руб., по местной транспортной карте – 15 руб.
Также доехать до аэропорта можно на такси, стоимость услуги – от 200 руб., в зависимости от удаленности начальной точки маршрута следования.
Дополнительная информация. Городской транспорт Тулы работает с 5-00 до 23-30 ежедневно.
Чтобы доехать до Клоково на собственной машине из центра города, нужно двигаться по улице Октябрьской до перекрестка с улицей Карпова, затем после здания автосалона «Смарт-Т» повернуть налево.
Важно! Въезд на территорию авиакомплекса осуществляется только по специальным пропускам. .
В Туле построят новый автовокзал и аэропорт
26 января генеральный план застройки Тулы обсудилив тульском «белом доме»на публичных слушаниях.
Желающих участвовать в обсуждении оказалось много: на публичные слушания записались более 120 туляков. На заседании присутствовали и представители общественных организаций, и строители, и обычные граждане. Напомним, что вообще генеральный план — это вид градостроительной документации о планировании развития территории города, определяющий градостроительную стратегию. Разработан он в научно-проектном институте пространственного планирования «Энко» (Санкт-Петербург). Исполняться будет до 2025 года. После того как план пройдет утверждение в гордуме, местные архитекторы и администрация детализируют и уточнят данный документ. Пока же определены основные направления развития для Тулы.
По генеральному плану Тулы, исторический центр города реконструируют и сделают пешеходную зону. |
1. ЦЕНТР ГОРОДА. Разработчики предложили перезонировать городской центр из производственного в общественно-деловой. То есть из старого центра Тулы — кремль и здания, ограниченные улицами Советская, Демидовская плотина и Пролетарская — убрать все производства, реконструировать набережные и реставрировать старинные здания. 2. ЭКОЛОГИЯ. Для тульских предприятий сохранили прежние санитарно-защитные зоны: 2 км вокруг металлургических заводов и 1 км вокруг предприятий машиностроения. В этих пределах запрещено строить жилые дома. По исследованиям, проведенным специалистами, на каждого туляка приходится в среднем 6,6 кв. м зеленых насаждений, что в 2 раза ниже нормы. Соответственно, в планах создание новых лесопарковых зон и скверов. 3. СТРОИТЕЛЬСТВО. К 2025 году имеющийся в городе жилой фонд увеличится почти вдвое — с 10 млн. кв. м до 16 млн. кв. м. Тула должна стать городом повышенной этажности уже через двадцать лет: более 70% займут 5-ти и более этажные дома, 10% — дома 3-4-этажные, а 5% — частная застройка и малоэтажки. Строителям нужно в год сдавать порядка 280 тыс. кв. м жилья. Определены генпланом и площадки для строительства: к примеру, в Привокзальном районе перспективной площадкой станет направление от ул. Рязанской в сторону Новокалужского шоссе, в Пролетарском — направления в сторону деревень Басово и Глухие Поляны, а также площадки по обе стороны от Восточного обвода, в Привокзальном районе — площадка рядом с Платоновским лесом. Разработчики генплана рекомендуют построить новый автобусный вокзал и автобусные станции. Ну и, пожалуй, самое интересное: строительство аэродрома к юго-востоку от города, на свободных площадях в районе поселка Скуратово. При обсуждении плана развития Тулы до 2025 года обнаружилась проблема: сегодня Тула занимает чуть больше 15 тыс. га, а в новых утвержденных границах — более 20 тыс. га. Глава Ленинского района Михаил Иванцов посетовал, что 5 тыс. га земли по генплану к Туле должно отойти именно за счет Ленинского района. Процедура передачи областному центру части Ленинского района пока не оговорена, и решить этот вопрос должна специальная комиссия по рассмотрению спорных вопросов между городом и Ленинским районом.
Сергей Бирюк. Фото Сергея КИРЕЕВА
Период с 1959 по 1990
Через несколько лет после окончания войны, было принято решение о модернизации аэропорта и переведении его на военно-гражданский режим. Большинство гражданских рейсов стало совершать в нем по большей части транзитные посадки при перелете в Москву.
Клоковское село и его инфраструктура активно развивались. Начали появляться магазины и гостиницы, готовые удовлетворять потребности пассажиров. После того как развитие самолетостроения позволило судам без дозаправки пролетать большее расстояние, содержание объекта стало невыгодным.
Обратите внимание! Из-за удачного климатического фона, в данной области практически ни разу не отложили вылеты по причине погодных условий, что позволяло составлять расписание вылетов без риска срыва полета. Из-за этого он стал важным стратегическим пунктом военной авиации на карте
Основные данные и контакты
- Полное наименование – Аэропорт Клоково Тула, а также Тульский авиационный центр;
- Расположение – 7,5 км от центра Тулы в северном направлении;
- Кодировка согласно данным ИАТА, ИКАО коды:
- ИАТА – TYA;
- ИКАО – UUBT.
- Контакты:
- адрес: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 304, корп. 3;
- тел.;
- факс;
- электронная почта –
- Официальный сайт – https://tulavia.net;
- Режим работы: 10-00 – 18-00.
Важно! В настоящее время официальным сайтом считается страница Тульского авиационного центра, который, по сути, является преемником гражданского аэропорта Тулы. .
Сайт авиацентра содержит минимум информации:
- лента новостей;
- примерный список услуг, оказываемых авиацентром;
- контактные данные;
- информация о разрешительных документах (допуск к полетам КВС и летного инструктора).
По всем интересующим вопросам нужно обращаться по указанным телефонам или электронной почте.
Аэродром с высоты птичьего полета
Когда-то мне попалась эта статейка. Кажется об этом аэродроме и этих вертолетах. Тула» N 043 от 09.06.2004 Славная история 490-го отдельного Тульского вертолетного полка насчитывает 15 лет. Вроде бы немного, но в эти годы уместилось столько, что хватит не на одну книгу. Свой юбилей полк отметил 5 июня. На праздник к себе, в Клоково, он пригласил всех горожан. На службе Отечеству 490-й отдельный Тульский вертолетный полк был сформирован 1 июня 1989 года в Чехословакии из пяти вертолетных эскадрилий. Десять месяцев спустя его передислоцировали в Тулу на аэродром Клоково. Тульские вертолетчики участвовали в боевых операциях в Афганистане, Приднестровье, Ингушетии, Северной Осетии, Дагестане, Чечне, в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. 17 августа 1991 года полку вручено боевое знамя. Он четырежды признавался лучшим среди соединений авиации сухопутных войск Министерства обороны РФ — больше ни один полк не имеет такого достижения! Здесь собраны лучшие силы военной авиации России. Сегодня здесь служат около 260 специалистов летного и наземного состава 1-го и 2-го класса. На вооружении находятся вертолеты МИ-8, МИ-24 и МИ-26. Полк находится в тяжелых условиях. Отсутствуют нормальные условия для размещения авиатехники, учебной базы. Быт военнослужащих и их семей неустроен, большинство офицеров живут в общежитиях. Но, несмотря на это, полк боеспособен и готов к выполнению любых задач. И, несмотря на трудности, праздник его получился замечательным. Подарки к празднику Вертолетчиков уважают как в Туле, так и во всей России. А потому гости собрались отовсюду. Тысячи туляков не поленились встать поутру и солнечный субботний день провели на аэродроме Клоково. Любой день рождения начинается с поздравлений и вручения подарков. Юбилей полка не стал исключением. На торжественном митинге вертолетчиков поздравил заместитель Главы города Тулы Геннадий Проценко и вручил личному составу почетные грамоты от имени Главы. Получили они подарок и от главы Зареченской администрации Виктора Васина. Среди гостей были и представители силовых структур Тульской области. От имени тульской милиции вертолетчиков поздравил заместитель начальника УВД Сергей Дырдин. Начальник Управления ФСБ РФ по Тульской области генерал-майор Владимир Лебедев наградил командира полка Александра Жирнова почетным знаком УФСБ. Александра Николаевича Жирнова ждал еще один подарок — 29 мая 2004 года приказом министра обороны РФ ему было присвоено звание полковника. Поздравить тульских вертолетчиков пришли в этот день и многие заслуженные люди нашего города, в том числе Герой России Иван Леонов. А среди подарков был сюрприз от комбината «Лужковский» — установка для воды «Демидовская». Гул ять та к гулять После торжественной части началось шоу. К сожалению, не было «гвоздя» праздника — авиа-шоу в исполнении «Стрижей» и «Витязей». Знаменитые истребители в тот день участвовали в отнюдь не праздничных мероприятиях… Почти в чистом поле выступление военно-исторического клуба «Гладиатор» смотрелось сногсшибательно: на то, как русичи боролись с завоевателями, когда «стальных птиц» еще и в помине не было, посмотреть всегда любопытно. Но еще больший интерес вызвали парашютисты. Сначала прыжок совершили трое лучших представителей парашютного спорта — в небе они расправили флаги России, ВВС, Тулы и даже устроили небольшой фейерверк! Затем туляки наблюдали, как воспитанники РО-СТО выстраивают в небе различные фигуры повышенной сложности. И, как всегда, огромнейший интерес и взрослых, и детей вызвали показательные выступления тульских десантников. А потом, затаив дыхание, все наблюдали, как спортивные самолеты из ассоциации любителей авиации демонстрировали фигуры высшего пилотажа. После избытка впечатлений у гостей вертолетного полка были развлечения спокойнее, но от этого не менее интересные. На сцене шел концерт. Можно было посидеть за столиком временных кафе, угоститься шашлыком и мороженым. Центром внимания стали выставки оружия и военной техники. «Макаров» и «Калашников» в руки не давали, но в оптический прицел запросто можно было заглянуть. А вот танк и вертолеты были буквально облеплены детворой. Впрочем, что скрывать, взрослые тоже не упускали возможности посидеть за штурвалом настоящего военного вертолета… А еще туляки могли посмотреть на Тулу с высоты птичьего полета — всех желающих поднимал в воздух МИ-2.
Краткая историческая справка
История аэропорта Клоково началась в 30-х гг., в годы Великой Отечественной войны здесь базировалась знаменитая дивизия «Нормандия – Неман», летчики которой обучались на самолетах Як-1. Сегодня об этом напоминает аналогичное название бывшего полкового штаба.
После войны, к началу 1950-х гг., здесь на базе 12-й Мгинской Краснознаменной транспортной авиадивизии был сформирован Тульский объединенный авиационный отряд. Авиапарк составляли воздушные суда следующих типов:
- Ли-2;
- Ил-12;
- Ил-14;
- Ан-2;
- Ан-8;
- Як-12;
Регулярное пассажирское авиасообщение было начато в 1959 г. по направлениям:
- Куркино;
- Каменский район;
- Белев;
- Брянск;
- Калуга;
- Рязань;
- Орел;
- Москва;
В 60-х гг. введен в эксплуатацию аэровокзал, построенный по типовому проекту тех лет, а в 1974 г. было налажено транспортное сообщение с городом – проложен маршрут троллейбуса.
После первого полета человека в космос в 1961 г. на личный состав были возложены поисковые обязанности – обнаружение и эвакуация капсул и экипажей космонавтов после приземления. Двое из военнослужащих стали космонавтами:
- летчик-космонавт Зудов В.Д.;
- Герой СССР летчик-космонавт Коваленок В.В.;
В 1976 г. Мгинская дивизия была передислоцирована, а оставшийся на летной базе 374 военно-транспортный авиаполк продолжил службу. Авиапарк аэропорта пополнился самолетами новых модификаций – АН-24Б, Ан-26Б и Ан-24РВ.
С 1976 г. дополнительно было открыто авиасообщение по следующим направлениям:
- Волгоград;
- Гудаута;
- Минеральные Воды;
- Краснодар;
- Адлер;
- Астрахань;
- Вильнюс;
- ;
- Киев;
- Одесса и т.д.;
Расписание авиарейсов конца 80-х гг.
Аэропорт Тулы сегодня
Аэропорт Ейск
В настоящее время на территории авиакомплекса, принадлежащей Министерству обороны России, где когда-то базировались 490-й Тульский отдельный вертолетный полк и 110-я отдельная военно-транспортная авиаэскадрилья, сейчас иногда проходят учения ВДВ.
На территории бывшего гражданского аэропорта Клоково периодически проводятся авиашоу, чемпионаты по авиаспорту и т.д. В частности, с 10 по 15 июля 2020 г. здесь проводился чемпионат по высшему пилотажу на спортивных самолетах Як-52.
Чемпионат высшего пилотажа на Як-52
В то же время Тульский авиационный центр (авиапосадочная площадка «Тула»), созданный в 2011 г., оказывает следующие виды авиационных услуг:
- авиаперевозки на вертолетах и легкомоторных самолетах;
- аренда авиатранспортных средств;
- дозаправка авиатопливом;
- метеосопровождение полетов;
- полеты на маломерных самолетах и вертолетах с целью исследования (патрулирование, наблюдение и т.д.).
Также администрация центра предоставляет в аренду зал бывшего ресторана аэропорта Клоково для проведения торжественных мероприятий.
В авиапарке центра есть воздушные суда следующих типов:
- вертолеты семейства Ми;
- вертолеты R-44;
- самолеты NG-5;
- самолеты Prime CF 300 и т.д.;
Несколько лет назад властями тульской области поднимался вопрос о передаче авиакомплекса Клоково в муниципальную собственность и возрождении гражданского аэропорта, но до сегодняшнего дня этот вопрос остается открытым.
Современное состояние и перспективы будущего восстановления
Сегодня здание бывшего аэровокзала занимает большой торговый центр, его занимает строительный гипермаркет. Часть остатков административных зданий приписана к Тульскому авиационному центру малой авиации.
Аэропорт и его история — предмет интереса для многих историков и краеведов Тульского края. Статьи про Клоково нередко появляются на тематических сайтах.
Также история аэропорта интересует и разнообразных блогеров, которые интересуются историей и заброшенными местами Российской федерации. Видеообзоры того, чтобы осталось на сегодня от аэропорта, можно без особых проблем найти на ютубе, например, вот одно из них.
https://youtube.com/watch?v=5ChjzA_jZsc%3Ffeature%3Doembed
В социальных сетях созданы несколько групп в поддержку восстановления работы аэропорта и превращения его в международный. В основном своим мнения там высказывают жители Тулы.
Некоторые активисты также долго время работали над разработкой проекта восстановления работы аэропорта. Рассматривали самые разнообразные варианта, от реконструкции до перестройки. На данный момент проект расписан и подан в органы местной власти — депутаты рассматривают его.
Все эти инициативы очень хороши, однако вряд ли имеют шанс на успешное завершение. Дело в том, что и само здание и взлетная полоса аэропорта уже слишком сильно разрушены для того, чтобы можно было восстановить работу. Вероятнее всего для того, чтобы пустить сюда регулярные рейсы необходимо полностью снести все оставшееся и отстроить заново. За почти двадцать пять лет, которые прошли с момент закрытия, в ближайших городах уже выросли международные аэропорта. Строить еще один в непосредственной близости от них — крайне нерентабельно, поэтому, скорее всего, тульский аэропорт Клоково навсегда останется легендой.
История аэродрома Клоково18.12.2013
Аэродром Клоково начал своё существование в первые месяцы Великой Отечественной войны. Возможно, лётное поле в Клоково существовало и в довоенное время (точных данных пока нет).Во время Великой Отечественной войны на территории аэродрома базировался полк «Нормандия-Неман». Его штаб находился в здании, где до недавнего времени находился штаб вертолетного полка. После войны (1950-60-е) был образован Тульский Объединённый Авиаотряд (ОАО). Он летал на Ан-2 по области (Новомосковск, Куркино) и не только. Большая часть полётов осуществлялась на опрыскивание полей («химия»).
Аэропорт начал функционировать в 1959 году (с совместным использованием взлётно-посадочной полосы существующего военного аэродрома), когда в Туле в северной части города, вблизи деревни Клоково, была создана авиационная эскадрилья, имевшая самолеты Ан-2 и Як-12. В августе того же года открылось воздушное сообщение по маршрутам Тула — Белёв, Тула — Суворов, Тула — Куркино и Тула — Каменский район. С 27 сентября открылись регулярные рейсы с аэродрома Мясново в Ефремов. Также выполнялись регулярные рейсы в ближайшие областные центры (Брянск, Калуга, Орёл, Москва, Рязань). Кроме того производились авиационные работы и рейсы санитарной авиации.
История
Военный аэродром
Аэродром Клоково начал своё существование в первые месяцы Великой Отечественной войны.[2] Гражданский аэропорт был построен в Клоково в 30-е годы XX века.[3]
В годы войны здесь на Як-1 проходила обучение эскадрилья «Нормандия», которая позже получила имя «Нормандия-Неман»[4]. Так же до сих пор называется и здание штаба бывшего авиационного полка.
В июне 1946 года в Клоково обосновалась 12-я Мгинская Краснознаменная транспортная авиационная дивизия (переведена из города Киржач). На аэродроме базировался 374-й военно-транспортный авиаполк (сформирован в мае 1946 года) 12-й Мгинской авиадивизии. На вооружении полка в это время были самолёты Ли-2, Ил-12 и десантные планеры Ц-25; впоследствии в полк поступили Ил-14.
17 августа 1955 года при управлении дивизии была сформирована 110-я отдельная военно-транспортная эскадрилья с местом базирования в Клоково. В феврале 1959 года 110-я эскадрилья выведена из состава дивизии, передана в состав Тульской воздушно-десантной дивизии и вскоре передислоцирована на аэродром «Мясново»[5].
В 1958 году полк приступил к переучиванию на Ан-8. С 1 июля того же года 374-й военно-транспортный авиаполк полностью переведен на новый штат, предусматривающий поступление на вооружение самолётов Ан-8.
14 октября 1959 года в 374-м ВТАП произошла катастрофа Ан-8: разбился экипаж командира эскадрильи Парфёнова. Причина — самопроизвольное стопорение руля высоты при заходе на посадку в момент выпуска щитков. Экипаж погиб, спастись удалось только хвостовому стрелку. Самолёт упал в промзоне, возник сильный пожар, в котором погибла работница деревообрабатывающего завода[6].
В 1960 году личный состав 374-го ВТАП получил задачу переучиться на Ан-12Б в полном составе, что было окончательно завершено к 1964 году.[7] Для эксплуатации Ан-12 в Клоково вскоре были построены рулёжные дорожки и ВПП (1800×50 м, асфальтобитумная на щебеночном основании, МКпос. 82°-262°) с искусственным покрытием. Также на аэродроме имеются 4 грунтовых ВПП: одна запасная 1800×60 метров, проходящая параллельно основной ВПП, и три — для лёгких самолётов: в 10 м южнее запасной ВПП и параллельно ей — грунтовая ВПП № 1 размером 1000×70 м; в 180 м южнее и параллельно основной ВПП — ГВПП № 2 размером 1000×70 м; в юго-западной части аэродрома расположена ГВПП № 3 размером 600×70 м с МКпос. 42°-222°[8].
С 12 апреля 1961 года в круг многочисленных задач 374-го ВТАП вошла ещё одна — поиск и спасение экипажей космических кораблей, эвакуация экипажей с мест приземления на космодром Байконур. Из полка вышло сразу два космонавта: В. Д. Зудов (совершил орбитальный полет на КК «Союз-23» в октябре 1976 года) и В. В. Коваленок (летал в космос трижды, дважды Герой Советского Союза). С формированием двух поисково-спасательных авиаполков в Ташкенте и Троицке «космические» задачи с 374-го ВТАП были сняты.
26 августа 1968 года близ города Зволен (Чехословакия) потерпел катастрофу Ан-12 из состава 374 ВТАП (к/к капитан Н. Набок). Самолёт с грузом (9 тонн сливочного масла) при заходе на посадку был обстрелян с земли из автомата на высоте 300 метров и в результате повреждения 4-го двигателя упал, не дотянув до ВПП несколько километров. Погибло 5 человек (сгорели заживо в возникшем пожаре), стрелок-радист выжил[9]. Экипаж Н. Набока захоронен на Всехсвятском кладбище Тулы (координаты захоронения: 54.17619, 37.60999).
23 октября 1972 года вблизи Клоково (между 3 и 4 разворотом) произошло столкновение в облаках на высоте 400 метров Ан-12П из 374 ВТАП (к/к майор В. Семёнов), выполнявшего тренировочный полёт в аэродромной зоне, и Ан-12БП из 8 ВТАП (к/к полковник В. Шалунов, командир 8 ВТАП), перевозившего личный состав 8 ВТАП из Сещи в Клоково для тренировочных полётов в СМУ. Погибло 27 человек: 7 в Ан-12П и 20 в Ан-12БП.[10] Причины катастрофы: аварийное отключение питания наземного локатора, ошибочные команды в эфир РП и невыдерживание маршрута захода на посадку экипажем Ан-12БП). Экипаж В. Семёнова захоронен на Спасском кладбище Тулы (координаты захоронения: 54.22346, 37.60933).
Основная статья: Столкновение двух Ан-12 над Тулой
374-й авиаполк в июне 1975 года был выведен из состава дивизии, перебазирован в Иваново и там переучен на Ил-76. На место военно-транспортных самолётов в Клоково вскоре были передислоцированы учебные самолёты L-29 Тамбовского ВВАУЛ.
До 1980-х годов в Клоково также базировались Ан-12Б и Ан-10А, принадлежащих ВДВ (ВКП командующего ВДВ). Один из них, Ан-10А, после вывода его из эксплуатации и замены на Ан-12Б, так и не был должным образом утилизирован и находился за территорией авиастоянки, недалеко от западного торца ВПП, многие годы.
На аэродроме 6 апреля 1990 года был размещён 490-й отдельный вертолётный полк БиУ (войсковая часть 22590), сформированный 1 июня 1989 года в Чехословакии из пяти отдельных вертолётных эскадрилий ЦГВ. Самолёты L-29 незадолго до этого были переведены из Клоково в Тамбов. На вооружении вертолётного полка находились вертолеты Ми-24, Ми-8, Ми-9, Ми-6, Ми-26, самолёт Ан-24[11]. В 2009 году, сразу после празднования 20-летия полка, началась подготовка к расформированию (последняя лётная смена была 25 августа 2009 года). В ноябре 2009 года в Калугу был перегнан последний вертолёт полка.
Гражданский аэропорт
Новый аэропорт начал функционировать в 1959 году (с совместным использованием взлётно-посадочной полосы существующего военного аэродрома), когда в Туле на аэродроме Клоково в северной части города, вблизи деревни Клоково, была создана авиационная эскадрилья, имевшая самолёты Ан-2 и Як-12. В августе того же года открылось воздушное сообщение по маршрутам Тула — Белёв, Тула — Суворов, Тула — Куркино и Тула — Каменский район. С 27 сентября открылись регулярные рейсы с аэродрома Мясново в Ефремов. Также выполнялись регулярные рейсы в ближайшие областные центры (Брянск, Калуга, Орёл, Москва, Рязань). Кроме того, производились авиационные работы и рейсы санитарной авиации. Имелись планы по созданию вертолётной площадки с использованием вертолётов Ка-18 и Ми-4 (реализовано не было).
В 1964 году на летний сезон был открыт рейс Москва — Тула — Донецк — Адлер (3 раза в неделю на самолёте Ан-24). Летом 1965 года рейс стал ежедневным.
15 марта 1968 года после длительного строительства сдано в эксплуатацию здание аэровокзала (первоначально открытие планировалось 4 ноября 1967 года). Аэровокзал был построен по типовому проекту 1962 г. института Аэропроект. Архитекторы С. Воробьев, В. Попова, инженер С. Алисова. Полной копией здания Тульского аэропорта является здание аэропорта Пермь-Большое Савино.
16 июня 1968 года открыт рейс Москва — Тула — Донецк — Гудаута.
С 1970-х годов Тульским объединённым авиаотрядом (294 Летный отряд УГАЦиА) эксплуатировались самолёты:
- Ан-2 (Ан-2 с бортовым номером 62553; Ан-2М с бортовыми номерами: 05917, 05918; Ан-2П с бортовым номером 01753; Ан-2ТП с бортовыми номерами: 09648, 41336, 50512 Ан-2Р с бортовыми номерами: 02242,02679,02700,05806,05808,19748,32238,32452,32675,35589,35685,40715,40922,70190,82827,84700,84708)
- Ан-24 (Ан-24Б с бортовыми номерами:46303, 46329, 46347, 46587, Ан-24РВ с бортовыми номерами: 46502, 46600, 47252);
- Ан-26 (Ан-26Б с бортовыми номерами: 26121, 26125).
В 1974 году Тульский аэропорт обслужил 120 тысяч пассажиров[12]. В том же году на площади перед аэровокзалом было построено троллейбусное кольцо, позволившее связать аэропорт троллейбусными маршрутами № 6 с Московским вокзалом и № 4А с югом города (Станция Южная).
C 1 июня[13] 1976 года на летний период открыты рейсы.
на самолётах Ан-24: Тула-Волгоград-Минеральные Воды; Тула-Донецк-Краснодар, Тула-Минск-Рига, Воронеж-Тула-Ленинград, Магнитогорск-Ульяновск-Тула-Рига.
на самолётах Ан-2: Тула-Новомосковск-Москва (Быково).
В июле 1977 года открыт рейс Тула — Жданов — Адлер (до июля 1977 года рейс выполнялся через Белгород-Ростов-на-Дону).
В 1990-91 году[14] Тульский ОАО, как и все авиапредприятия Аэрофлота в то время, достиг пика авиаперевозок. География полетов была обширной и самолёты летали интенсивно.
Но уже с 1992 года, частота рейсов была сокращена, многие рейсы были о. Так началась постепенная «деградация» авиаотряда.
До 1993 года из аэропорта Тульским авиаотрядом (294 ЛО УГАЦиА) выполнялись следующие регулярные авиарейсы[4]:
- На самолётах Ан-2: рейс Ф2061/2062 Тула — Брянск 4 раза в неделю по вторникам четвергам субботам и воскресеньям.
- рейс Ф841/842 Тула — Орел—Ростов на Дону—Сочи (Адлер) в 1988 и 1989 году 3 раза в неделю- по вторникам четвергам и субботам; (вводился в летний период);
Транзитные рейсы выполнявшиеся через аэропорт Тула:
- На самолётах Ан-24: рейс Л127/128 Рига — Тула — Саратов, выполнялся Рижским ОАО Латвийское УГА 3 раза в неделю по вторникам четвергам и субботам; 4 раза в неделю с апреля по май, с октября по ноябрь по понедельникам, вторникам, четвергам и субботам, ежедневно в летний период;(до 1989 года рейс имел нумерацию 8291/8292). Рейс выполнялся только на самолётах Ан-24РВ (46487,46666,47309,47351)
- рейс Ф807/808 Тамбов — Тула — Минск, выполнялся Тамбовским ОАО 3 раза в неделю по понедельникам средам и пятницам, 4 раза в неделю по понедельникам средам пятницам и воскресеньям в летний период;
- рейс Р45/Р46 Ленинград(Ржевка) — Тула — Северодонецк, выполнялся Псковским ОАО 2 раза в неделю, по понедельникам и пятницам.
- рейс М547/М548 Ставрополь — Воронеж — Тула — Ленинград(Ржевка), выполнялся Ставропольским ОАО 4 раза в неделю по понедельникам средам пятницам и воскресеньям в летний период; (только в 1991 году).
- рейс П137/138 Ульяновск — Тула — Минск, выполнялся Ульяновским ОАО ежедневно; С 1989 года единственный рейс на самолёте Як-40 через аэропорт Тула.
- рейс Ф759/760 Смоленск — Тула — Воронеж, выполнялся Смоленским ОАО ежедневно;
- На самолётах Ан-2 рейс Ф1067/1068 Брянск— Тула, выполнялся Брянским ОАО 3 раза в неделю. по понедельникам средам и пятницам.
Грузовые рейсы выполнявшиеся в аэропорт Тула:
- На самолётах Ан-26: рейс Б991/992 Минск-1 — Тула, выполнялся Минским ОАО один раз в неделю по средам;
С распадом СССР для аэропорта настали трудные времена. Регулярные гражданские авиарейсы прекратились в 1993 году. Окончательно отряд «обездвижился» к концу 1990-х. В 1995 году из 9 самолётов авиаотряда Ан-24РВ — 46502, 47252, Ан-24Б-46587 и 2 Ан-26Б — 26121, 26125 были проданы, а оставшиеся разбитый Ан-24РВ 46600, и Ан-24Б 46303, 46329, 46347, были разобраны на запчасти, списаны и окончательно утилизированы в 2001 году. В том же году аэропорт был исключен из Реестра аэродромов[15].
Весной 2011 года в «Клоково» с аэродрома «Мясново» (западная окраина Тулы) была передислоцирована 110-я отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья (войсковая часть 25520, самолёты Ан-2; впоследствии стала 3-ей авиационной эскадрильей 566-го отдельного военно-транспортного авиационного полка), располагающаяся здесь и в настоящее время[16].
В 2011 году администрацией Тульской области рассматривался вопрос возобновления деятельности аэропорта «Клоково»[17]. В 2013 году губернатором Тульской области В. С. Груздевым с заместителем министра обороны Русланом Цаликовым обсуждался вопрос передачи авиационной инфраструктуры аэродрома в муниципальную собственность[18].
В ноябре 2014 года губернатор Груздев заявил, что в связи со строительством ЦКАД, которая, по его мнению, якобы позволит добраться на автотранспорте из Тулы до Внуково или Домодедово за 50 минут, возобновление работы аэропорта Клоково не актуально[19].
Дальнейшая судьба самолетов Тульского авиаотряда
На сегодняшний день из тульских самолётов летают:
- Ан-2ТП 41336 местонахождение в ВВС Литвы.
- Ан-2Р 32675 во владении частного лица.
- Ан-2Р 40922 во владении частного лица.
- Ан-26Б 26121 переконветированный в пассажирский вариант (Ан26Б-100) в авиакомпании КрасАвиа.
- Ан-24РВ 46502 (ЕХ-008) принадлежит авиакомпании Авиа Траффик. Списан 20.12.2013 года. Судьба самолёта и местонахождение неизвестно.
- Ан-24РВ 47252 (ЕХ-252) принадлежит авиакомпании Авиа Траффик. Списан 20.12.2013 года. Судьба самолёта и местонахождение неизвестно.
- Ан-24Б 46587 (UR-CAO) принадлежит авиакомпании Аэромост Харьков. Списан 01.10.2008 года. Находится на хранении в аэропорту Киев (Жуляны).
- Ан-26Б 26125 (ER-AFU) по состоянию на 2000 год числился в авиакомпании Аэроком. Судьба самолёта и местонахождение неизвестно.
Куда можно было улететь из этого аэропорта
Надо отметить, что Клоково тяжело назвать маленьким аэропортом. Он обслуживал довольно большое количество рейсов по самым разным направлениям. Вот основные города, в которые летали самолеты из Тулы: Ленинград, Москва, Киев, Бельцы, Набережные Челны, Свердловск, Астрахань, Симферополь, Днепропетровск, Донецк, Анапа, Сочи, Куйбышев, Смоленск, Воронеж, Казань, Волгоград, Ростов-на-Дону;
В 1964 огромным достижением стало открытие Рейса на Сочи — он пользовался большой популярностью, ведь это была возможность сразу же попасть на курорт.
Интересно, что знаменитая песня со словами «Аэропорт — стою у трапа самолета» описывает как раз забытый Клоково.
Как добраться
Чтобы попасть в тульский аэропорт можно воспользоваться услугами:
- Такси. В центре города круглосуточно работают различные компании перевозки, которые предлагают свои услуги. До аэропорта средняя стоимость не будет превышать 200 рублей*.
- Троллейбус. Остановка «Московский вокзал» расположена в центре города. Требуемый маршрут — №6. Среднее время в пути до аэровокзала — 15 минут, стоимость — 20-30 рублей*.
- Также можно воспользоваться маршрутками №№ 32, 51 и городскими автобусами №№ 26, 44 и 36А.
Важно! Время работы городского транспорта: с 5:30 до 23:30. .
Можно добраться и на своем транспорте, для этого нужно двигаться из центра города вдоль Октябрьской улицы до Улицы Карпова. Далее необходимо повернуть в первый поворот налево после здания «Смарт-Т».
В Туле масштабно отметят День оружейника
В Центре, образованном по инициативе академика Аркадия Шипунова, готовят специалистов по эксплуатации образцов и комплексов вооружения, разработанных КБП. За последние 10 лет в этом Центре обучили более 4 тысяч специалистов, в том числе для нужд министерства обороны РФ. Из-за высокой востребованности выпускников в Центре был построен новый трехэтажный учебный корпус площадью 19 тысяч квадратных метров. Он включает 8 учебных ангаров для размещения образцов вооружения и военной техники, конференц-зал и 5 специализированных учебных классов. Помимо учебных аудиторий здесь предусмотрены 3 учебно-научных лаборатории, выставочное помещение для образцов вооружения, современная библиотека с уникальным фондом учебной и технической литературы и другие помещения.
После посещения нового корпуса Центра подготовки специалистов АО КБП делегация примет участие в церемонии чествования тульских оружейников, которая пройдет в Тульском государственном музее оружия. Там лучшие представители профессии и ветераны производства получат государственные и региональные награды.
Затем гости примут участие в церемонии открытия бюста почетного гражданина Тулы и Тульской области, Героя России Николая Макаровца. Его откроют на Аллее Славы тульских оружейников возле музея оружия.
Макаровец принимал участие в создании зарядов твердого топлива к ракетным двигателям межконтинентальных баллистических ракет. За эту работу в 1984 году ему была присуждена Ленинская премия СССР. В 1985 году он был назначен гендиректором НПО «СПЛАВ». Под руководством Николая Макаровца было организовано серийное производство реактивной системы залпового огня «Смерч», созданы системы «Торнадо-Г», «Торнадо-С», «Ураган-1М», широкая гамма реактивных снарядов. При его непосредственном участии разработана концепция и методология артиллерийских гильз и снарядов ракетных систем залпового огня (РСЗО).
Кроме того, в День оружейника с самого утра на главной площади Тулы начнет работу выставка современной военной техники тульских оборонных предприятий. Вечером же на площади Ленина состоится большой праздничный концерт, на котором выступят Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова и артисты Тульской областной филармонии. В завершение дня туляков и гостей города ждут фейерверк и праздничное светомузыкальное представление.
Авиапарк
Для перевозки пассажиров и выполнения различных задач использовался современный для того времени авиатранспорт. Совершали вылеты такие суда:
- Ан-2. Небольшой биплан, который использовался для перевозки небольшого количества пассажиров, в сельскохозяйственных и исследовательских целях.
- Ан-24. Турбовинтовой самолет, предназначенный для перелетов на короткие и средние дистанции, способен перевозить до 52 человек.
- Ан-26. Самое габаритное судно, которое отличается большой вместимостью трюма. Способен принимать на борту до 38 персон, 5 человек экипажа.
После закрытия гражданских перевозок, большинство судов были распроданы в частные руки, либо перевезены на другие объекты.
Возобновление
В 2011 году муниципалитетом города был выдвинут вопрос о том, есть ли причины открывать аэропорт в Туле. В результате предложили программы восстановления инфраструктуры и постройки дополнительных транспортных путей от города до терминалов.
Уже в 2014 году было объявлено, что из-за строительства центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) добраться до крупных московских аэропортов удастся за час. Поэтому восстановление старого учреждения будет остановлено.
Аэропорт Клоково в Туле сыграл большую роль в войне и помогал обслуживать гражданские рейсы еще несколько десятилетий после ее завершения. Развитие науки, и в частности самолетостроения, привело к тому, что содержание гражданских терминалов на нем стало невыгодным предприятием. Но он до сих пор функционирует, позволяя тренироваться парашютистам и летчикам.
*указанные цены актуальны на сентябрь 2020 года
Конец работы аэропорта
С распадом Советского аэропорта для аэропорта настали очень тяжелые времена. Надо отметить, что не только для него — в стране было тяжелое и непонятное время, популярность авиаперевозок тогда резко упала.
Еще два года работа аэропорта кое-как сохранялась, но, в конце концов, настал его конец. С 1993 года тульский аэропорт Клоково пассажирских самолетов не принимает.
Большая часть оборудования и самолетов была распродана, часть из них до сих пор функционирует в Африке.
Сегодня местность вокруг бывшего аэропорта довольно пустынна и немноголюдна, но во время его функционирования вокруг территории Клоково кипела жизнь.
Авиационные происшествия на территории Тульской области
- 28 апреля 1975 года произошла авиакатастрофа самолета Ан-2 СССР-50512 294ЛО, выполнявшего рейс Тула-Новомосковск-Москва (Быково). После взлета, набрав высоту 150—200 м, экипаж доложил пролёт траверза пос. Новотульский и расчетное время прибытия в аэродром Новомосковск. Экипаж больше на связь не выходил и самолет в расчетное время на аэродром Новомовсковск не прибыл. Проведенными поисковыми мероприятиями борт 50512 был обнаружен с воздуха сгоревшим на поле у деревни Огаревка Узловского района, на удалении 13,5 км от аэродрома Новомосковск.
- 3 августа 1976 года произошла авиакатастрофа самолета Ан-2 СССР-70190 294ЛО, выполнявшего авиахимработы на территории Чернского района Тульской области. При самовольном вылете в нетрезвом состоянии второго пилота и авиатехника с посторонними лицами на борту и допущенном воздушном хулиганстве в процессе одного из разворотов, выполнявшегося на низкой высоте с большим левым креном, самолет зацепил левой полукоробкой землю, пробил лесополосу с высотой деревьев 6-8 м, пересек грунтовую дорогу, столкнулся с деревьями лесополосы с другой её стороны, встал на нос, загорелся и полностью сгорел, что привело к полному разрушению самолета и гибели двух человек.
- 6 мая 1984 года произошла авиакатастрофа самолета Ан-2 СССР-05918 294ЛО, выполнявшего авиахимработы на территории Чернского района Тульской области. Причиной катастрофы самолета явился уход триммера руля высоты в крайнее верхнее положение на пикирование.
- 17 июня 1997 года произошла авиакатастрофа самолета Ан-2 RA-84700 Тульского авиапредприятия, выполнявшего перегоночный рейс на ремонт в АРЗ по маршруту Тула-Шахты. После взлета экипажем был отмечен рост температуры масла двигателя и падение его давления. КВС сообщил о принятом решении вернуться на аэродром вылета. В процессе разворота произошел полный отказа двигателя. Самолет, планируя с отказавшим двигателем, зацепив линии электропередач колесами шасси, окончательно потерял скорость и столкнулся с землей в районе н. п. Никитино, Ленинского района Тульской области.