Аэропорт Домодедово: убытки и неудавшаяся реконструкция 2020 года


Об аэропорте

Аэропортный комплекс Домодедoво начал строиться в 1954 году, открылся 7 апреля 1962 года, а регулярные пассажирские рейсы начали выполняться в 1966 году. Изначально объект использовался для полётов в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток, Урал и в Поволжье. В 1990 году в результате приватизации аэропoрт перешёл под контроль частной и принадлежит ей до сих пор.
В 1992 году аэропoрт получил статус международного — усилиями владельцев «Ист Лайн», Антона Бакова и Дмитрия Каменщика. Последний возглавляет компанию до сих пор и, соответственно, является владельцем аэропорта. Таким образом, аэропорт по сей день находится в частных руках.

Упомянутые локации

Локация

Домодедово

41 объект

Первая реконструкция была проведена в 1999–2000 годах. Несмотря на работы, объект не переставал действовать. Затем, в 2004–2008 годах проводилось расширение пассажирских терминалов. В 2011 году в рамках премии World Airport Awards аэропорт был признан лучшим в Восточной Европе.

На сегодня лётное поле образовано двумя параллельными взлётно-посадочными полосами — ВПП-1 и ВПП-2. Благодаря удалённости полос друг от друга Домодедовo — единственный аэропорт в Москве и Московской области, способный производить одновременно взлёты и посадки. Здесь свои рейсы выполняют 80 авиакомпаний по примерно 250 направлениям. Пассажирский терминал аэропорта Домодедовo имеет сертификат «С» IATA и является первым в России, прошедшим сертификацию по международному стандарту качества ISO 9001:2000.

Аэротрополис Домодедово – инвесторы

Ряд крупных девелоперов уже объявили о своих планах принять участие в проекте.

Отельно-рекреационный кластер:

  • Курорт «Тропический остров», который будет работать круглый год и включать в себя аквапарк, зеленую зону в тропическом стиле, пляжи, центр фитнеса, кинотеатр, планетарий и каток. Территория застройки – 50 Га. Инвестиции –35 млрд рублей. Срок реализации – 6 лет. Девелопер – «СкайКапитал».
  • Гостиница Holiday Inn на 148 номеров. Инвестиции – 900 млн рублей. Срок реализации – 4 квартал 2020 года. Девелопер – «УК Собор».

Торговый кластер:

  • Центр оптово-розничной торговли, включающий торгово-выставочные и офисные центры, конференц-залы, таможенный склад, парковки. Площадь – около 1 млн м2. Инвестиции – 65 млрд рублей. Срок реализации – конец 2023 года. Девелопер – «Капитал Рост».

Индустриальный кластер:

  • Индустриальный парк. Территория застройки – 244 Га. Площадь – около 800 тыс. м2 индустриальных помещений. Срок реализации – 15 лет (застройка первых 100 Га планируется в ближайшие 7 лет). Девелопер – «А плюс девелопмент».

Проект Аэротрополиса Домодедово

Планы по созданию новой полосы

В 2010 году на высшем государственном уровне стала обсуждаться необходимость строительства третьей взлётной полосы — ВПП-3. Необходимость была связана с тем, что ВПП-2 могла эксплуатироваться только до 2014 года, после чего требовалась её реконструкция. Одна-единственнаяВПП-1 со всей нагрузкой не справилась бы. Министр транспорта, действовавший на тот момент, Игорь Левитин сообщал СМИ, что с аэропортом действительно ведутся переговоры по строительству ВПП-3.

Тогда были зарезервированы территории под строительство новых полос. Общие вложения в ВПП-3 оценивались в 20 млрд рублей. Собственник аэропорта Дмитрий Каменщик был готов выкупить зарезервированные участки. Однако по закону территория аэродрома, к которой относятся в том числе взлётно-посадочные полосы, не может быть передана в частные руки, а может принадлежать только государству.

В 2014 году Росавиация утвердила решение построить ВПП-3. По проекту её длина равна 3,8 км, расположение — параллельно ВПП-2, расстояние от ВПП-2 — 290 м. При этом предполагалось, что после ввода в эксплуатацию третьей взлётно-посадочной полосы она получит название ВПП-2, а вторая взлётно-посадочная полоса не будет использоваться по прежнему назначению, а будет переоборудована в магистральную рулёжную дорожку (она предназначена для руления и буксировки самолётов).

К чемпионату мира по футболу 2020 года должно было появиться несколько новых объектов: многоярусная стоянка, новый сегмент пассажирского терминала, где расположились бы три панорамных лифта, а главное — новая взлётно-посадочная полоса. Забегая вперёд, скажем, что в срок этого сделано не было.

Новая развязка

В 2020 году после окончания «стройки века» изменится план развязки аэропорта Домодедово. Двухуровневый подъезд к зданию разделит зоны вылета и прибытия пассажиров. Ширина центральной зоны трассы А-105, которая выполняет функцию подъезда к аэропорту, будет увеличена. Для маршруток и автобусов выделяется отдельная парковочная площадь. Для удовлетворения растущего пассажиропотока будет пущен двухэтажный аэроэкспресс.

план домодедово

Трудности реконструкции

Галерея международных рейсов площадью 25 футбольных полей, 90 стоек регистрации, рассчитанных на 5 млн пассажиров в год, — всё это было готово ещё в 2020 году. На работы было потрачено 38 млрд рублей. Однако работы не были выполнены в полном объёме — подрядчик ЗАО «СУ № 1» обанкротился и просто ушёл с объекта. Глава компании, Сергей Солодовников, был арестован, но затем отпущен.

Терминал в его незавершённом виде эксплуатировать было бессмысленно. Главной целью реконструкции, как мы отметили выше, было строительство ВПП-3. В 2020 году уже были готовы зоны вылета, телетрапы, но выдвигать их было некуда — возле перрона было расположено поле с брошенной техникой, по которому не прошёл бы ни один самолёт.

В Департаменте Счётной палаты РФ заявили, что «Росавиация» должна была предпринять своевременные меры по замене подрядчика. Ведь работы на объекте не велись с конца 2020 года, а контракт между «Росавиацией» и ЗАО «СУ № 1» был расторгнут только в конце 2018 года. В результате разбирательств, по информации Федерального агентства воздушного транспорта, в федеральный бюджет было возвращено 4,4 млрд рублей. Кроме того, по банковским гарантиям были взысканы штрафы в размере 521 млн рублей.

В период с 2020 по 2020 годы, когда стройка стояла, Домодедовo терпело гигантские убытки. Так, известно, что в 2020 году аэропорт недополучил 833 млн рублей прибыли. В ожидании новой ВПП пришлось демонтировать часть старой. Из-за этого пропускная способность аэропорта снизилась на треть. Авиакомпании стали выбирать другие аэропорты, потому что одна-единственная полоса не способна справиться с нагрузкой в несколько миллионов пассажиров в год.

Наконец, в 2020 году работы на объекте начали выполнять ПА «Возрождение», ООО «Научно-Производственная и АО «Центродорстрой». Они приступили к работам по реконструкции второй лётной зоны аэропорта, искусственного покрытия, водосточно-дренажной системы, а также к обустройству ограждения. Всего на достройку ВПП-3 из резервного фонда Правительства РФ было выделено 620 млн рублей. Сроком завершения всех этих работ указывался конец 2020 года. Эксперты в реалистичность этого срока не верили.

Минтранс и «Аэрофлот» выступили против расширения аэропорта

Как выяснил “Ъ”, проект радикального расширения инфраструктуры аэропорта Домодедово с двух до восьми взлетно-посадочных полос (ВПП) продолжает обсуждаться, но резко против него выступает Минтранс. Там опасаются снижения безопасности полетов и ущерба государственным Шереметьево и «Аэрофлоту» — в последнем случае до $240 млн ежегодно. В Домодедово подчеркивают, что инфраструктуры московского авиаузла недостаточно для создания масштабного транзитного хаба, а проект не будет нагрузкой для бюджета: аэропорт готов вложить 741 млрд руб. до 2040 года без привлечения госсредств.

Министр транспорта Евгений Дитрих направил в правительство проект доклада президенту РФ с критикой проекта расширения аэропорта Домодедово. Об этом говорится в письме (есть у “Ъ”) директора Домодедово Игоря Борисова вице-премьеру Максиму Акимову. «Проект доклада в основном воспроизводит тезисы АО МАШ»,— говорится в письме господина Борисова.

Домодедово предлагает к 2040 году построить дополнительно еще шесть ВПП, чтобы создать хаб для транзитных авиаперевозок между Европой и Азией. Аэропорт хочет реализовать проект в рамках концессии и вкладывать в него собственные средства, но соглашение с правительством РФ пока не подписано, и неясно, когда это произойдет. Единственный аэропорт московского авиаузла (МАУ), заключивший концессию,— Шереметьево, который обязался вложить в инфраструктуру 61 млрд руб., окупив инвестиции за 20 лет.

По данным “Ъ”, Домодедово сейчас оценивает инвестиции в свое расширение до 2040 года почти вдвое дороже, чем год назад,— в 741 млрд руб., из которых 457 млрд руб.— заемные средства. Рост стоимости связан с пересчетом в ценах соответствующих лет до 2040 года.

Александр Юрчик, замминистра транспорта, 22 ноября 2018 года

Мы пока строим систему такую, какая заложена в нашей программе, которую мы в первоначальном варианте просчитали,— в Домодедово так же, как и в Шереметьево, будет в перспективе три полосы

Евгений Дитрих, по словам источников “Ъ” в отрасли, в проекте доклада президенту утверждает, что инфраструктура МАУ достаточна и без расширения Домодедово, ее пропускная способность составляет 236 млн пассажиров в год, тогда как в 2020 году пассажиропоток МАУ составил только 97 млн человек. Министр добавляет, что расширение Домодедово не согласовано со стратегией развития аэронавигационной системы РФ до 2030 года и приведет к снижению безопасности полетов.

При этом расширение аэропорта создаст «дискриминационные условия» для Шереметьево и Внуково.

Проект заденет и интересы «Аэрофлота», поскольку предполагает увеличение количества назначенных перевозчиков на всех направлениях из Москвы минимум до трех. Евгений Дитрих ссылается на расчеты «Аэрофлота», по которым авиакомпания будет ежегодно терять из-за этого $240 млн.

Работа за пределами загрузки

Гендиректор Домодедово Игорь Борисов в письме Максиму Акимову опровергает тезисы господина Дитриха. Так, он указывает, что пропускная способность МАУ не превышает 170 млн пассажиров, а после завершения всех уже одобренных проектов создания и реконструкции ВПП составит 199 млн человек. «Пропускная способность систем ВПП аэродрома определяется исходя из максимального количества взлетно-посадочных операций (ВПО) в пиковый час. Пропускную способность аэропорта в пассажирах можно оценить через среднее количество пассажиров на рейс на годовой объем ВПО с учетом коэффициентов часовой и суточной неравномерности»,— говорится в письме.

В Домодедово считают, что уже в 2020 году при пассажиропотоке 103 млн человек инфраструктура МАУ будет загружена на 60%, а в 2023 году этот уровень превысит 70%. При этом в письме отмечается, что в отрасли рекомендуется возводить инфраструктуру с плановой загрузкой в диапазоне 60–75%, а «работа за пределами 70% загрузки ведет к снижению качества». В целом Домодедово прогнозирует рост только базового (без транзита) пассажиропотока МАУ к 2040 году до 340 млн человек, исходя из прогноза Минэкономики по росту экономики РФ до 2036 года и применения среднемирового коэффициента отношения роста пассажиропотока к росту ВВП (2,31).

Почему основные работы по новой ВПП в Домодедово перенесены на 2020 год

В письме отмечается, что стратегия развития аэронавигационной системы до 2030 года, на которую ссылается Евгений Дитрих, не утверждена, а внедрение новой структуры воздушного пространства весной 2020 года должно повысить количество ВПО до 2,5 млн операций. В Домодедово рассчитывают, что внедрение современных практик позволит увеличить интенсивность полетов вдвое от существующего уровня к 2030 году, что «выходит далеко за границы модели развития Домодедово». Там оценивают пропускную способность воздушного пространства в МАУ в 304 млн пассажиров.

В Домодедово отмечают, что земли, запланированные под проект, принадлежат группе DME или находятся в федеральной собственности, расположены вне населенных пунктов и свободны от застройки. Эти конкурентные преимущества по сравнению с другими аэропортами МАУ не являются дискриминационными, к тому же рынок МАУ конкурентный, а Домодедово не занимает на нем доминирующего положения. Согласно позиции Домодедово, дополнительных расходов бюджета на расширение транспортной инфраструктуры в районе аэропорта не потребуется, так как транзитный пассажиропоток не создаст новой нагрузки на нее.

Расширение Домодедово не нанесет ущерба «Аэрофлоту», говорится в письме.

На международных направлениях в МАУ наблюдается рост доли российских перевозчиков с 71% в 2014 году до 73% в 2020 году и 76% в первом полугодии 2020 года. «Европейские, ближневосточные и азиатские аэропорты обслуживают более 200 млн трансферных пассажиров, из них на МАУ приходится лишь 2%. Географическое положение Москвы позволяет рассчитывать на долю МАУ не менее 25% международного трансфера к 2040 году»,— заявили “Ъ” в пресс-службе Домодедово. Там пояснили, что рост тарифов для авиакомпаний для обеспечения окупаемости строительства новых ВПП будет «аналогичен уровню инвестнадбавки в Шереметьево».

Сомнения в воздухе

В МАШ считают проект Домодедово необоснованным и ставят под сомнение правильность расчетов. «Пропускная способность уже построенной аэродромной инфраструктуры МАУ обеспечивает качественное обслуживание пассажиропотока даже при его росте в 2,4 раза. Она превышает возможности существующей системы организации воздушного движения — новая структура воздушного пространства, разрабатываемая ГК по ОрВД, по результатам имитационного моделирования составляет 210 млн пассажиров в год»,— говорят в МАШ.

Там полагают, что проведенные Домодедово расчеты пропускной способности воздуха на уровне 304 млн человек некорректны. «При 360 ВПО в час Домодедово в год будет принимать более 2,6 млн ВПО, что на 17% превышает пропускную способность воздушного пространства МАУ»,— добавили в МАШ. Там также подчеркивают, что в Домодедово отсутствуют перевозчики с необходимым парком широкофюзеляжных судов для увеличения транзита. Для этого, по расчетам МАШ, требуются инвестиции в размере $30 млрд на 150 дополнительных судов. В Домодедово подчеркивают, что 360 ВПО в час — потенциальный показатель 2040 года в пиковые часы.

Третью ВПП Шереметьево вводят, не расселив близлежащие деревни

В Red Wings, которая базируется в Домодедово, считают инициативу расширения аэропорта интересной, но отмечают недостаток информации по проекту — «после модернизации аэропортов наблюдается повышение ставок для перевозчиков на первом этапе эксплуатации инфраструктуры».

В Минтрансе отметили, что знакомы с проектом Домодедово, подробности не комментируют. Представитель Максима Акимова подтвердил, что вице-премьер ознакомился с письмом Минтранса по проекту. В «Аэрофлоте» и S7, базовых авиакомпаниях для МАШ и Домодедово, отказались от комментариев.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что позиция Минтранса по расширению аэродромной инфраструктуры актуальна, пока строительство осуществляется за счет бюджета, но после подписания договора концессии решение о строительстве новых полос будет за компанией.

Расширение аэропорта до восьми ВПП подразумевает привлечение перевозчика, способного обслуживать трансферные потоки между Азией и Европой.

В среднесрочной перспективе обеспечить это может только группа «Аэрофлот», в более отдаленной — S7, полагает Олег Пантелеев. Он добавляет, что за последние десятилетия регулярно появлялись технологии, «уплотняющие» воздушное пространство, также растут среднее число кресел воздушных судов и их занятость. Исходя из этого, добавляет эксперт, можно предположить, что в ближайшее десятилетие пропускная способность воздушного пространства не станет непреодолимым барьером на пути роста пассажиропотока.

Герман Костринский

Результаты последней реконструкции

В результате реконструкции аэропорт открыл перед аэровокзалом шестиполосную автомобильную эстакаду с зоной посадки и высадки пассажиров. Эта эстакада является частью будущей двухуровневой развязки, которая разделит потоки машин на «вылет» и на «прилёт». Кроме того, был открыт заезд с эстакады на многоуровневую стоянку. Также результатом реконструкции стало расширение аэровокзала: открылся западный атриум для пассажиров, прилетающих внутренними рейсами. За счёт этого атриума площадь терминала выросла на 6,8 тыс. кв. м.

Однако главного сделано не было: не была введена в эксплуатацию третья взлётно-посадочная полоса — ВПП-3. Скептики оказались правы: подрядчики не успели доделать всё до конца 2020 года. В качестве официальной причины было указано несвоевременное финансирование: деньги из резервного фонда потребовались на устранение последствий пожаров и наводнений на Дальнем Востоке. В текущем году было объявлено, что завершение всех работ возможно не ранее 2024 года. Таким образом, реконструкция продлена ещё на 4 года, причины продления прямо не указаны. По данным Минтранса от апреля 2020 года на завершение проекта ВПП-3 требуется ещё 9,6 млрд рублей. Соответствующая пояснительная записка к постановлению Минстроя от 15.04.2020 г. опубликована на официальном сайте министерства.

Подытожим результаты. Строительство ВПП-3 аэропорта Домодедовo началось в 2012 году и должно было завершиться в 2020 году. Из-за банкротства подрядчика «СУ № 1» сроки были сдвинуты. ВПП-3 не была готова даже к важнейшему для страны событию — к ЧМ-2018. К тому времени была завершена только первая очередь реконструкции пассажирского терминала Домодедовo (Т1) и введён в эксплуатацию его сегмент — Домодедовo-2 (Т2). Что касается расходов, вместо запланированных 20 млрд рублей на данный проект уйдёт 48,22 млрд рублей (из них 9,6 млрд уже выделено, но ещё не потрачено).

К 2037 году планируется увеличение числа взлётно-посадочных полос до четырёх, а к 2055 году — до восьми. Аэропoрт Домодедовo должен стать хабом для транзитных авиаперевозок между Европой и Азией. Бюджет не утверждён. Эксперты названные сроки ставят под сомнение.

Общая информация

Аэропорт Домодедово по плану до 2020 года включает два этажа.

На первом этаже, в левом и правом крыле, обслуживаются авиапассажиры, вылетающие международными и внутренними рейсами соответственно. По центру находятся зоны регистрации и залы ожидания.

Домодедово план

На втором этаже располагаются торговый центр, СПА, кафе и сувенирные магазины.

Аэропорт Домодедово план

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: