Крупные аэропортовые холдинги сохраняют интерес к Сахалину


УК «Аэропорты Регионов»
Типпубличная компания
РасположениеРоссия Россия: Москва
Ключевые фигурыЕвгений Чудновский (генеральный директор)
Отрасльвоздушный транспорт
Материнская
Сайтar-management.ru

АО УК «Аэропорты Регионов»
— российский аэропортовый холдинг, осуществляющий управление региональными аэропортами на территории России. В настоящее время в холдинг входят следующие аэропорты:

  1. Аэропорт «Кольцово» (г. Екатеринбург), IATA: SVX
  2. Аэропорт «Курумоч» (г. Самара), IATA: KUF
  3. Аэропорт «Стригино» (г. Нижний Новгород), IATA: GOJ
  4. Аэропорт «Платов» (г. Ростов-на-Дону), ИАТА: ROV
  5. Аэропорт «Гагарин» (г. Саратов), IATA: RTW
  6. Аэропорт «Елизово» (г. Петропавловск-Камчатский), ИАТА: PKC
  7. Аэропорт «Новый Уренгой» (г. Новый Уренгой), ИАТА: NUX

Генеральным директором является Евгений Чудновский[1]. Штаб-квартира компании расположена в Москве[2].

Деятельность

В рамках частно-государственного партнерства управляющая осуществляет программы комплексного развития крупных авиацентров России: создает новую современную высокотехнологичную инфраструктуру – пассажирские и грузовые терминалы, приаэропортовые отели, производственные и транспортные объекты; активно развивает авиационные связи между регионами страны и зарубежья, возрождает утраченные в постсоветские годы внутрирегиональные авиамаршруты; внедряет единые корпоративные стандарты управления, оптимизирует производственные и технологические процессы – создает все условия для успешного развития авиационного бизнеса и авиаперевозок в России.

По итогам[3] 2020 года пассажиропоток УК «Аэропорты Регионов» составил 9 млн. 470 тыс. человек., это на 8,7% ниже уровня 2014 г. Из них на внутренних авиалиниях пассажиропоток составил 6 млн 415 тыс. 851 человек (на 9% больше 2014г.), на международных снизился до 3 млн 054 тыс. 656 человек (на 31,9%). Было обслужено 56 тыс. 178 самолето-вылетов, обработано почты и грузов 31 тыс. 871,49 т.

В настоящее время компания завершила строительство новых терминалов в аэропортах Кольцово в Екатеринбурге, Курумоч в Самаре и Стригино в Нижнем Новгороде. Так, новый терминал нижегородского аэропорта имеет площадь 27,8 тыс. кв. м., пропускную способность — 1,5 млн чел. в год, пиковую – 750 человек в час. Терминал обладает 4 трапами, 18 интроскопами, 17 стойками регистрации, 4 багажными каруселями, 15 лифтами, 9 эскалаторами. Инвестиции составили 4,6 млрд рублей. [4]

Кому принадлежат крупнейшие аэропорты России

Финансово-экономический журнал Forbes оценил стоимость аэропортового хозяйства в собственности отечественных миллиардеров и рассчитал долю этих активов в общем состоянии предпринимателей. В список аэропортов попали Шереметьево, Домодедово, Внуково, воздушные ворота Адлера и Екатеринбурга.

В ближайшие недели катарский инвестиционный фонд закроет сделку по покупке 24,99% акций управляющей компании петербургского аэропорта Пулково. Приходу арабских инвесторов в Пулково предшествовала череда сделок с акциями управляющей компании аэропорта.

Эти операции, а также многочисленные сделки прошлого года с региональными аэропортами дали возможность понять реальную стоимость аэропортовых активов в России. Сколько они стоят и кому принадлежат?

Миллиардер: Дмитрий Каменщик

  • Состояние: $3,7 млрд
  • Актив: аэропорт Домодедово
  • Пассажиропоток: 28,5 млн человек

Дмитрий Каменщик — единственный владелец аэропорта Домодедово. В аэропортовый бизнес миллиардер пришел еще в 1990-х. Тогда он был владельцем авиа, которая через Домодедово возила товары из Китая в Москву. К 1998 году Каменщик установил фактический контроль над базовым аэропортом «Ист Лайна» и возглавил совет директоров аэропорта Домодедово.

За последующие годы Дмитрий Каменщик сумел превратить свой аэропорт в один из крупнейших в России. До 2020 года Домодедово был ведущим в стране по объему пассажиропотока. После банкротства авиаперевозчика «Трансаэро» (базировалась в Домодедово) и в целом снижения пассажиропотока в России уступил этот статус аэропорту Шереметьево.

Миллиардер: Роман Троценко

  • Состояние: $1,6 млрд
  • Активы: «Новапорт»
  • Пассажиропоток: 14,7 млн человек

Партнеры и подчиненные называют Романа Троценко «ярким, зажигающим человеком», стратегом и «свободным художником». В бизнесе Троценко чаще полагается на интуицию, а не на расчет. «Чем хуже в начале, тем лучше в конце» — так описывает Троценко свою стратегию в интервью Forbes.

Троценко не раз брался за развитие аэропортов, которые участники рынка называют «неликвидом», — с пассажиропотоком менее миллиона и большим износом. «Новапорт» неоднократно выполнял функцию «спасителя отечества» в гражданской авиации, отмечает Владимир Тасун, бывший начальник Западно-Сибирского управления Росавиации. Сейчас у компании 13 аэропортов.

Троценко может получить 10% управляющей компании аэропорта Пулково — «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС). На такой пакет инвесткомпания бизнесмена AEON Corporation претендует в рамках сделки с ВТБ, он может обойтись Троценко приблизительно в 6 млрд рублей.

Миллиардер: Аркадий Ротенберг

  • Состояние: $2,6 млрд
  • Актив: Шереметьево
  • Пассажиропоток: 33,7 млн человек

В 2014 году Аркадий Ротенберг попал в санкционные списки, часть его активов приобрел за счет собственных и заемных средств сын миллиардера Игорь. Однако контроль над активами в Шереметьево Аркадий Ротенберг сохранил. TPS Avia Ротенберга и его партнеров Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько начала вхождение в Шереметьево со скупки небольших, в основном совместных с аэропортом компаний, которые оказывают неавиационные услуги — паркинг, реклама и другие сервисы.

Самым же большим бизнесом в Шереметьево, доставшимся TPS, была «грузовая деревня» — несколько специализированных терминалов в северной зоне. TPS купила у «Интерпорта», совместного предприятия «Интерроса» Владимира Потанина и «Кратоса» Игоря Каталевского, три — когда-то отпочковавшийся от «Аэрофлота» независимый склад, «Грузовой комплекс Шереметьево» — проект строительства большого, на 21 000 кв. м, высокотехнологичного склада, блокпакет в котором принадлежал Шереметьево, и «Руспорт» — оператор терминала на 9000 кв. м.

В 2013 году TPS обошла «Аэропорт Кольцово», входящий в группу «Ренова» Виктора Вексельберга, и победила в конкурсе на право развивать крупнейший аэропорт страны. В дальнейшем частные инвесторы объединили с государством свои активы в Шереметьево, вложив также собственные средства в размере $635 млн, и получили контрольный пакет в объединенной компании.

Миллиардер: Александр Пономаренко

  • Состояние: $3 млрд
  • Актив: Шереметьево
  • Пассажиропоток: 33,7 млн человек

Пономаренко рассказывал, что к 2020 году перед Шереметьево стоят масштабные задачи по модернизации: строительство нового пассажирского терминала, межтерминального перехода и третьей взлетно-посадочной полосы. Это позволит увеличить пассажиропоток до 58 млн пассажиров в год.

Работы по строительству межтерминального перехода активно ведутся. А вот строительство полосы, по всей вероятности, не успеют завершить к Чемпионату мира по футболу 2020 года. В конце 2020 года Пономаренко заявил, что полосу могут сдать «в усеченном варианте» без магистральной дорожки и одной соединительной рулежной дорожки, которые изначально предусмотрены проектом.

Позже Росавиация сообщила, что общая стоимость работ выросла на 60%. Завершение проекта потребует дополнительных 20,19 млрд рублей. Эту сумму Росавиация изыскала, перераспределив ресурсы с других проектов, запланированных на 2017-2020 годы.

Миллиардер: Александр Скоробогатько

  • Состояние: $3 млрд
  • Актив: Шереметьево
  • Пассажиропоток: 33,7 млн человек

В феврале 2020 года правительство России опубликовало распоряжение, в соответствии с которым , принадлежащая (через TPS Avia) Александру Пономаренко, Александру Скоробогатько и Аркадию Ротенбергу, получила 68,44% аэропорта Шереметьево. Скоробогатько и Пономаренко принадлежит 65,3% акций компании TPS Avia, остальное у Аркадия Ротенберга.

Скоробогатько был депутатом Госдумы с 2003 года. В парламенте седьмого созыва он был одним из самых состоятельных — его задекларированный доход за 2020 год составлял 745,1 млн рублей. В декабре 2020 года он сдал мандат по собственному желанию.

Миллиардер: Виктор Вексельберг

  • Состояние: $12,3 млрд
  • Актив: «Аэропорты регионов»
  • Пассажиропоток: около 9 млн человек

Аэропортовый бизнес Виктор Вексельберг развивает с 2013 года в рамках холдинга «Аэропорты регионов». Вексельберг владеет 90% аэропортового бизнеса, еще по 5% принадлежит его партнерам — Владимиру Кремеру и Евгению Ольховику.

В холдинг входят аэропорты Кольцово (Екатеринбург), Курумоч (Самара), Стригино (Нижний Новгород) и Ростов-на-Дону. Бизнес расширяется: одна из структур «Аэропортов регионов» в 2020 году заняла в Газпромбанке 15 млрд. рублей на строительство аэропорта под Ростовом-на-Дону, еще один аэропорт — «Центральный» строится в Саратове.

Миллиардер: Олег Дерипаска

  • Состояние: $4,9 млрд
  • Актив: «Базэл-Аэро»
  • Пассажиропоток: около 12 млн человек

Инвестировать в авиационную индустрию Олег Дерписка начал в 2004 году, когда приобрел авиа. Однако бизнес на авиаперевозках удачным не был — в 2012 году компания была объявлена банкротом и прекратила свою деятельность.

Аэропортовый бизнес оказался наоборот очень успешным, группа «Базовый Элемент» Олега Дерипаски консолидировала в рамках «Базэл Аэро» аэропорты Краснодара, Анапы, Сочи и Геленджика. Ежегодно они обслуживают почти 10% всех российских пассажиров и 3,5% грузового потока. В 2012 году Олег Дерипаска продал 30% акций «Базэл аэро» Changi Airports International, которая управляет аэропортом Сингапура. Еще 20% минус 1 акция принадлежит Сбербанку России. Контрольный пакет «Базэл аэро» остается у Олега Дерипаски.

В феврале 2020 года «Базэл» вместе с партнерами закрыл сделку по приобретению аэропорта Кневичи (Владивосток) у аэропорта Шереметьево. Миллиардер не исключает и приобретения европейских аэропортов, потому что «холдингу не хватает чего-то западного». В начале 2020 года Вексельберг перевел «Аэропорты регионов» из офшора в российскую юрисдикцию.

Миллиардер: Андрей Скоч

  • Состояние: $6,8 млрд
  • Актив: аэропорт Внуково
  • Пассажиропоток: 13,9 млн человек

Андрей Скоч — один из частных владельцев аэропорта «Внуково», хотя формально долями Скоча владеет его отец, пенсионер Владимир Скоч. Скочу и его партнеру Виталию Ванцеву принадлежит 74,9% объединенного аэропорта Внуково в пропорции 82% на 18%.

В феврале 2020 года Росимущество и инвесторы Внуково подписали акционерное соглашение по консолидации частных и государственных активов аэропорта. Частные собственники вкладывают блокпакет ОАО «Аэропорт Внуково» и контроль в ОАО «Международный аэропорт Внуково» через «Внуково-Инвест» и Авиационно-нефтяную компанию. Доля РФ в уставном капитале составит не менее 25% +1 акция. Аэропорт Внуково планирует завершить консолидацию активов в октябре-ноябре 2020 года.

Пассажиропоток аэропортов

Пассажиропоток аэропортов:

Аэропорт20102011201220132014
[3]
2015
[3]
2016
[5]
2017
[6]
Кольцово2 748 919▲3 355 883▲3 783 069▲4 293 002▲4 526 167▼4 247 541▲4 300 000▲5 404 000
Платов1 440 500▲1 716 200▲1 873 600▲2 191 100▲2 342 300▼2 062 800▲2 095 000▲2 776 000
Курумоч1 570 911▲1 740 641▲1 890 483▲2 167 728▲2 377 418▼2 208 127▼2 092 000▲2 649 000
Стригино376 799▲461 424▲747 165▲917 424▲1 131 874▼952 078▼780 000▲996 000
Итого6 513 9287 274 1488 294 3179 783 70410 377 7599 470 5469 267 546▲ 11 786 000

Аэропорты «Реновы» попросили отсрочки от банкротства

Один из крупнейших в стране аэропортовых холдингов «Аэропорты регионов» (управляет активами группы «Ренова» Виктора Вексельберга) в первом квартале получил 81 миллион рублей чистого убытка против 1,8 миллиона рублей прибыли годом ранее. На балансе управляющей компании теперь числится 135 миллионов рублей непокрытого убытка.

Директор по стратегическим коммуникациям ЗАО «УК «Аэропорты регионов» Евгений Красиков пояснил, что холдинговая структура была создана как материнская компания. Она является держателем акций аэропортов. «Сейчас холдинг находится в активной инвестиционной фазе. Все деньги аэропорты вкладывают в развитие, и из-за этого дивиденды материнской компании не выплачивают. Сейчас мы находимся на этапе вклада, поэтому убыток и появился», – рассказал Евгений Красиков.

Между тем в отчетности (международный аэропорт, Екатеринбург), ОАО «МАНН» (международный аэропорт, Нижний Новгород), ОАО «Ростоваэроинвест», ОАО «СарАэро-Инвест». Одним из основных рисков для финансового благополучия в отчетности называется снижение пассажиропотока в аэропортах, входящих в холдинг, так как это влияет на финансовое благополучие аэропортов, а также управляющей компании, которая получает дивиденды и расчет за управление активами.

В пресс-службе екатеринбургского аэропорта Кольцово рассказали, что пассажиропоток в первом квартале 2020 года составил 742 тысячи человек, что на 13,6% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. «Изменение показателей обусловлено снижением спроса на международные туристические авиаперевозки, при этом отмечается рост пассажиропотока на внутренних воздушных линиях», – пояснили в компании. Отметим, якорный перевозчик Кольцово «Уральские авиалинии» также фиксирует снижение пассажиропотока. Так, согласно отчету по итогам первого квартала 2020 года, авиакомпания понесла чистый убыток в 1,2 миллиарда рублей.

Похожая ситуация наблюдается в самарском аэропорту Курумоч. Пассажиропоток сократился на 8% до 415 тыс. человек. Более 56% от совокупного пассажиропотока в январе-марте 2020 года относится к направлению Самара – Москва. Кроме того, в пятерке популярных внутренних направлений – рейсы в Санкт-Петербург, Сургут, Когалым и Нижний Новгород.

В скором времени именно «Аэропортам регионов» и его дочерним структурам предстоит выступать в качестве заемщика по крупным кредитам, к примеру, на создание современного аэропорта в Ростове-на-Дону. Ранее «Правда УРФО» подробно рассказывала, что «Газпромбанк» выделит холдингу кредитную линию с лимитом в 15 миллиардов рублей.

Еще один крупный кредит компании пришлось привлечь для увеличения уставного капитала аэропорта Кольцово и выкупа у областных властей части ее акций за 1,25 миллиарда рублей.

В компании опасаются возникновения операционного дефицита денежных средств, что может негативно сказаться на платежеспособности пытаются договориться с кредиторами о временной задержке и/или рассрочке платежей за ранее поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги», – говорится в отчете. Аналитики между тем полагают, что в случае, если договориться с банками не удастся, со стороны кредиторов могут последовать иски о банкротстве.

«Сейчас финансовые организации стали рассматривать иски о несостоятельности как единственный действенный способ подтолкнуть должника к выплате. Хотя учитывая лоббистские возможности Вексельберга, скорее всего, выход будет найден дипломатическим путем», – считает один из авиаэкспертов.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий

Справочно:

УК «Аэропорты регионов» – аэропортовый холдинг группы . На сегодняшний день в холдинг входят ОАО «Аэропорт Кольцово» (Екатеринбург), ОАО «Международный аэропорт Курумоч» (Самара), ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» (Стригино) и ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону». Совокупный пассажиропоток по итогам 2014 года составил 10 млн 377 тыс. 461 человек. Кроме того, УК реализует проекты строительства новых аэропортов Южный (Ростов-на-Дону) и Центральный (Саратов).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: