Почему в пассажирских самолетах не выдают парашюты


Каждый, кто хотя бы раз пользовался воздушным транспортом, наверняка задавал себе вопрос о том, почему пассажирам самолета не выдают парашюты. Согласитесь, довольно странно, что перед началом полета стюардесса обязательно проводит инструктаж по правилам безопасности в полете, рассказывает о том, как пользоваться кислородной маской, где она лежит и как ее достать. Кроме того, вам расскажут, где находится спасательный жилет, и как его надевать. Но никто и не упомянет о том, как правильно надевать парашют и где находится аварийный выход. Как же так? Почему в пассажирских самолетах нет парашютов? Спасательные жилеты есть, а парашюта нет!

Парашют в самолете лишний?

Прежде всего принято считать, что пассажирский самолет — машина сверхпрочная и сверхнадежная. По статистике крушение воздушного транспорта происходит всего лишь в 1 случае из 20 миллионов перелетов, в то время как автомобильные аварии имеют счет 1 к 9200. Это и является одним из главных ответов на вопрос о том, почему в самолетах нет парашютов для пассажиров. Кроме того, существует и достаточное количество более конкретных и аргументированных возражений. Оснований для этого несколько, и они, безусловно, ясны тем, кто хоть когда-нибудь прыгал с парашютом или чисто теоретически знаком с механикой процесса.

Каковы шансы попасть в авиакатастрофу

Согласно статистике, шансы погибнуть на борту самолета в результате авиакатастрофы составляют 1 к 11000000. Вдвое выше вероятность погибнуть в результате ДТП. Не зря самолеты считаются одним из самых безопасных видов пассажирского транспорта. Даже шансы, что в вас попадет молния или обрушится крыша дома, в несколько раз выше.

Мало того, над повышением надежности самолетов неустанно работают авиаконструкторы. Обновляются системы безопасности, устанавливаются дублирующие системы, корректируются инструкции для экипажей в случае наступлении экстренной ситуации. Перед вылетом все приборы и системы самолета проходят тщательный досмотр, чтобы еще больше снизить вероятность возникновения проблем во время полета.

Первая причина того, почему в самолетах нет парашютов для пассажиров

По статистике более 60% крушений авиатранспорта происходит при посадке, взлете или наборе высоты — то есть на предельно малых высотах, когда парашют вообще бесполезен — он просто не успеет раскрыться, и вы «шлепнетесь» о землю вместе со спасительным рюкзаком. «Но ведь остальные 40% приходятся на аварии в воздухе, — скажете вы. — Так почему не дают парашюты в самолетах? Ведь это могло бы спасти хоть несколько жизней». Тут вступают в действие другие аргументы.

почему в пассажирских самолетах нет парашютов

Экономические проблемы

Оснащение самолетов гражданской авиации парашютами также нецелесообразно с экономической точки зрения. Масса парашюта может достигать 10 кг. При средней вместимости авиалайнеров в 50–70 человек, дополнительный вес на борту составит более 500 килограмм, что ввиду ограниченной грузоподъемности воздушного судна отрицательно отразится на возможности перевозки полезного груза.

Средняя стоимость одного парашюта колеблется в пределах $1–3 тыс. и дополнительные расходы на обеспечение своего авиапарка такими устройствами по карману далеко не каждому перевозчику.

В заключении следует отметить, что чаще всего парашют в случае аварии просто не пригодится, поскольку львиная доля крушений приходится на взлет и посадку, когда прыжок за борт на слишком малой высоте теряет всякий смысл.

Интересно: Почему авиационным топливом стал керосин, а не бензин?

Причина вторая

Скажите честно, сколько раз в жизни вы надевали парашют? Вероятнее всего, большинство ответит — ни разу. Это и есть еще одна причина — почему в самолетах нет парашютов. Дело в том, что среднестатистический пассажир просто неспособен с первого или даже со второго раза правильно надеть и закрепить парашют, тем более в условиях паники и нервозности. Причем если это утверждение верно для здоровых людей, крепких физически и морально, то что уж тут говорить о детях, пенсионерах, инвалидах или просто о пассажирах, легко поддающихся панике? Освоить такой «трюк» им не под силу априори.

Третий аргумент: почему в самолетах нет парашютов

Даже если предположить, что самолет не взлетит до тех пор, пока каждый пассажир не научится правильно пользоваться парашютом, ну, например, продавать билеты станут только тем, кто прошел специальные курсы, пришлось бы основательно переделать конструкцию многих воздушных суден.

почему в самолетах не выдают парашюты

Дело в том, что выпрыгнуть из самолета можно только из его задней, хвостовой части. В противном случае вы рискуете «шмякнуться» о крыло или попасть в двигатели, где человека моментально перекрутит в мелкую «лапшу». Конструкция же подавляющего большинства воздушных суден предусматривает довольно узкие проходы и недостаточное количество дверей для моментальной эвакуации большого количества пассажиров. Это является еще одной причиной того, почему в самолетах нет парашютов. Несложно представить, какая давка начнется в салоне падающего самолета. Кроме того, самолет падает очень быстро, и подавляющее число пассажиров просто не успеет добраться к выходам.

Сколько будет весить самолет с парашютами?

Итак, если даже дополнительное место найдется, на сколько меньше придется брать вещей? Давайте рассмотрим этот вопрос поподробней. Самый простой парашют весит чуть больше 15 кг, однако если посчитать вес всех приспособлений, то к массе воздушного судна добавится порядка 3 000 кг. Для того чтобы выделить столько места, требуется устранить примерно 30 человек с их багажом.

Конечно, в этом случае есть и хорошая новость, которая заключается в том, что для всех людей есть парашюты. Шанс того, что всем удастся выпрыгнуть, равен нулю. Помимо этого, стоимость билетов увеличится на 30—40%. Но несмотря на это, компании практически не будут окупать стоимость билетов, то есть в этом случае будут огромные растраты, практически без окупаемости.

Отметим, что водяные спасательные жилеты будут куда практичнее, несмотря на то, что аварийные посадки в море либо реке происходят невероятно редко. Но есть живой пример – неповторимая посадка в реку Гудзон, которая произошла в начале 2000 годов. Удивительно, но никто из пассажиров не погиб. Именно поэтому вариант с подушкой выглядит надежней и проще. Отметим, что их цена составляет около 10—20 долларов. Также есть и большая вероятность того, что авиалайнер в случае посадки на воду не развалится и будет плавать.

Четвертый довод

Все же предположим, что парашют вы надевать умеете, и у аварийного выхода оказались первым. Теперь вы точно спасетесь, правда? Нет, не все так просто, и тут мы подходим к основному аргументу в вопросе о том, почему в самолетах не выдают парашюты. Дело в том, что «крейсерская» скорость самолета на эшелоне, то есть на такой высоте, где он летит в обычном режиме, составляет 800–900 км/ч, а максимальная скорость, которую способен выдержать парашютист без специального костюма или кресла, равна 400–500 км/ч. Проще говоря, вас просто «размажет» потоком воздуха, но и это еще не все…

почему не выдают парашюты в пассажирских самолетах

Пятый аргумент

Одной из основных причин, почему в пассажирских самолетах нет парашютов, является высота полета.

Максимальная высота, на которой человек может спокойно дышать без применения спецсредств в виде, например, кислородных баллонов, составляет 4 тыс. км, высота же полета на эшелоне составляет 8–10 тысяч километров. Это значит, что даже если вам удастся благополучно выпрыгнуть из падающего самолета, то дышать будет практически нечем, конечно, ежели вы предусмотрительно не захватили с собой кислородный баллон.

Еще одной причиной того, почему в самолетах нет парашютов, является температура за бортом. На той высоте, где обычно летают пассажирские самолеты, температура воздуха в любое время года составляет минус 50-60˚С, а это предполагает, что человек, оказавшийся там без специальных средств защиты, в считаные секунды отморозит себе все, что только можно, а то и вовсе замерзнет насмерть.

почему в самолетах нет парашютов для пассажиров

Технические вопросы

Если же каждый пассажир будет экипирован парашютом перед вылетом, то о комфорте в салоне лайнеров, не каждый из которых отличается большим объемом, можно забыть.

Прыжок из неподготовленного самолета сам по себе является опасным предприятием. Появляется возможность быть затянутым в двигатель или разбиться о крылья и киль. Риск увеличивается при неконтролируемом полете, которым сопровождается авария самолета, турбулентностью, отрывающимися деталями фюзеляжа и другими пассажирами, стремящимися быстрее оставить опасное место.

Интересно: Как и из чего делают сосиски? Описание, фото и видео

После покидания борта самолета в состоянии стресса человеку необходимо будет правильно сгруппироваться и выдернуть кольцо, что опять же маловероятно без надлежащего курса тренировок. Оснащение авиалайнера системой, аналогичной самолетам ВДВ не представляется возможным. Трудно представить шикарный салон, вдоль которого проходят тросы с отведенными к каждому пассажиру ремнями.

К технической стороне отказа от парашютов на гражданских авиа судах относится режим полета. Большую часть времени современные лайнеры проводят на высотах около 10 тыс. метров. Температура воздуха здесь опускается ниже 50 градусов Цельсия, а воздух разряжен так, что человек без специального аппарата не проживет в таких условиях больше 30 секунд. Не следует забывать о критических для прыжка скоростях, которые у пассажирских самолетов доходят до тысячи км в час.

Причина шестая

Еще одной из причин того, почему в самолетах не выдают парашюты, является то, что во время полета салон, как известно герметичен. На той высоте, где летают пассажирские лайнеры, из-за разности давления внутри и снаружи открыть дверь самолета практически нереально. Однако предположим, что в результате аварии произошла разгерметизация — если это случилось на высоте 10 тысяч км, то все пассажиры потеряют сознание или даже умрут на протяжении 30 секунд. Маловероятно, что в течение этого ничтожно малого времени кто-то успеет надеть кислородную маску, парашют и добраться к выходу.

Но даже если предположить, будто вы имеете нереально сильного ангела-хранителя и все вышеперечисленные причины вас не коснулись, представьте, что вас ждет внизу: тайга, пустыня, ледяной бескрайний океан или просто хоздвор какого-нибудь тракторного завода. Проще говоря, шанс на то, что вы приземлитесь, ничего себе не переломав, и в том месте, где вас максимально быстро найдут люди, способные оказать первую медицинскую помощь, ничтожно мал. Так что применение парашютов в пассажирских самолетах просто нецелесообразно.

почему пассажирам самолета не выдают парашюты

Самолет — одна из самых безопасных машин, созданных человеком

Конечно, все в нас противится этой информации. И тут мы вспоминаем какую-то ближайшую авиакатастрофу, и не верим в безопасность этого вида транспорта.

Смотрите еще…

✅ Наши популярные молодые актрисы, которые похожи по типажу

✅ Почему мы перестали ходить с ребенком в зоопарк

✅ 7 модельеров, про которых все слышали, но мало кто знает в лицо

✅ Альцгеймер яппи — новая болезнь или модное состояние мужчин за 30

Но, тут речь не о наших ощущениях. Необходимо смотреть на статистические данные.

Так, шанс погибнуть в дорожно-транспортном происшествии — 1 к 5 000. Вероятность, что вы погибнете в самолете — 1 к 11 000 000.

Может, если бы каждое ДТП освещали по телевизору, как это делают при авиакатастрофах, люди бы начали наконец верить, что летать безопасно.

Сколько будет стоить этот малюсенький шанс

Тем не менее, особо упорные аэрофобы все равно не перестают вопрошать: «Почему не выдают парашюты в пассажирских самолетах?».

С технической стороной процесса мы уже немного разобрались, теперь давайте поговорим об экономической составляющей. Предположим, что весь мир проникся привычкой надеяться на «авось», и все самолеты стали оснащать парашютами. Считаем:

  • Каждый парашют весит примерно от 5 до 15 кг, все зависит от модели и веса, который он способен поднять. Это значит, что самолет сможет принять на борт на 15–20% меньше пассажиров — вместо них полетят парашюты. Денежный эквивалент этих самых процентов будет перераспределен в цену оставшихся билетов, компания ведь не может уступить свою прибыль.
  • Кроме того, в билеты будет заложена стоимость и самих парашютов, точнее, их аренда. Это связано с тем, что их прежде всего нужно закупить и периодически менять (у парашютов тоже есть срок годности).
  • Следующая строка расходов — это техосмотр и укладка. Перед каждым вылетом пришлось бы проверять годность и исправность каждого парашюта, кроме того, многие модели требуют переукладки даже в том случае, когда ими не пользовались (раз в месяц или полгода). Для этого авиакомпаниям придется содержать целый штат обслуживающего персонала, зарплата которых тоже будет заложена в цену билетов.

Таким образом, цена билета на обычный рейс взлетает настолько, что, скорее всего, найдется мало желающих его приобрести. Ну согласитесь, кто захочет полететь из Москвы, например, в Симферополь за 100–150 тыс. рублей?

А как же система катапультирования?

Итак, почему не выдают парашюты в пассажирских самолетах, мы, кажется, разобрались, но ведь можно же оснастить системой катапультирования каждое кресло, как в истребителях. Или нет? Давайте разбираться.

почему не дают парашюты в самолетах

Системы спасения, установленные в истребителях, представляют собой целый спасательный комплекс, состоящий из кресла, кислородной и парашютной системы и специального механизма защиты пилота от набегающего потока воздуха. Весь этот комплекс в совокупности весит примерно 500 кг. Таким образом, если обычно ТУ-154 может принять на борт 180 пассажиров, с применением системы катапультирования их число сократится приблизительно до 15. Представляете, сколько будет стоить билет, ведь количество керосина, которое «съедает» самолет. не зависит от качества груза — другими словами, самолету все равно, катапульты он везет или людей.

Кроме того, чтобы воспользоваться системой катапультирования, пассажирам пришлось бы все время полета находиться в специальных костюмах, шлемах, туго пристегнутыми к креслу — малоприятная перспектива. И потом, каждое кресло должно представлять собой отдельную герметичную капсулу, иначе при «отстреле» одного кресла, все остальные были бы повреждены взрывом пиропатрона. Короче говоря, пришлось бы сконструировать абсолютно новое транспортное средство, способное обеспечить все вышеперечисленные условия.

Эффективность практически сводится к нулю

Если случится крушение, неподготовленные люди начнут паниковать, кричать, толпиться. Добраться спокойно до места сброса будет просто невозможно.

Стоит также отметить, что на борту может часто случаться излишняя паника. Например, самолет попал в зону турбулентности. Более эмоциональные пассажиры воспримут это как сигнал к действию. Остановить людей, которые думают что что-то угрожает их жизни, очень сложно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: