Истребители Яковлева в небе Великой Отечественной войны

«А потом ты в Париж возвратился домой на подаренном мной самолете»… Так описывал в песне Марк Бернес судьбу французского пилота из истребительного авиаполка «Нормандия-Неман». Эскадрилья, а затем и полк «Нормандия-Неман» воевал за Родину в небе СССР, на советских самолётах, созданных в ОКБ Яковлева Александра Сергеевича.

Песня описывает дальнейшую судьбу этого подразделения, после окончания войны, авиаполк «Сражающейся Франции» вернулся во Францию. На подаренных Правительством Союза истребителях Як-3.

УТ-2

Год выпуска: 1935.

Этот компактный самолет длиной в 7 метров и размахов крыльев до 10 метров создали для учебно-тренировочных полетов, в него помещалось два человека: инструктор и ученик. Во время великой отечественной войны его переделали, заменив мотор на более мощный в 125 л.с. и улучшив штопорные характеристики. Выпуск данного самолета продолжался до 1944 года, будущие пилоты на нем учились летать до 1948 года, затем его сняли с производства в связи с выпуском более улучшенных моделей самолета.

Первые серийные

Первым серийно выпускаемым самолетом ОКБ стал трехместный пассажирский самолет АИР-6. В отчете по испытаниям машины о. В 1932-1936 гг. на заводах №№ 39, 47 и 23 построили 128 экземпляров АИР-6. Их эксплуатировали Осоавиахим, спортобщества «Динамо» и «Спартак», НИИ ГВФ, хозяйственные организации, Главсевморпуть, транспортная авиация ГУ, ГВФ, санитарная авиация, агитэскадрилья им. М. Горького и другие организации. Самолеты использовались на колесах, лыжах, поплавках, установили два официальных мировых рекорда, выполнили несколько выдающихся перелетов. Применялись и в период Великой Отечественной войны.

В сентябре 1934 года создан спортивный самолет АИР-9, который, как один из лучших образцов авиационной техники СССР, экспонировался на Парижской авиационной выставке 1934 года, а его улучшенный вариант АИР-9бис – на Миланской авиационной выставке 1935 года. На базе этих машин построен знаменитый самолет первоначального обучения УТ-2, который более десяти лет с 1937 года, во время Отечественной войны и после войны служил основным учебным самолетом СССР. На нем были подготовлены десятки тысяч летчиков.

ЯК-4

Год выпуска: 1939.

К тому времени советские разработчики задались целью создать очень быстрый и легкий двухместный самолет. Им стал ЯК-4, способный развивать скорость до 575 км/ч благодаря двум мощным двигателям в 1100 л.с. Но установка на него стрелкового оружия значительно утяжелила конструкцию и скорость самолета упала почти вдвое. Поэтому этот самолет не участвовал в великой отечественной войне, уступив лавры быстрому и надежному бомбардировщику ПЕ-2.

ЯК-1

Год выпуска: 1940.

Перед авиаконструкторами стояла задача создать сверхустойчивый, простой в управлении и легкий по весу истребитель. С этой задачей они справились, выпустив ЯК-1, который в первые годы великой отечественной войны был основным истребителем, превосходящий в скорости и маневренности германские истребители Bf-109E. После того, как германские авиаконструкторы модифицировали свой истребитель, советские авиаконструкторы не отстали от них, усилив мощность мотора с 1100 л.с. до 1210 л.с. на ЯК-1, улучшив этим его маневренность. Чуть позже на ЯК-1 установили радио, заменили пулемет на более эффективный, улучшили обзор из кабины летчика. Этот легендарный истребитель успешно прошел всю великую отечественную войну.

Технический портрет

Рассмотрим теперь технические характеристики. Як-40, согласно паспортным данным, предназначен для полетов протяженностью полторы тысячи километров. Крыло имеет довольно большую площадь – 70 квадратных метров, что позволило отказаться от системы весьма сложных многощелевых закрылков и предкрылков. Крейсерская скорость составляет 510 км/час. Основной идеей конструкции самолета стала простота, сочетание трех реактивных двигателей и большого крыла, высокие взлетные и посадочные характеристики. Тяговая мощность силового агрегата составляет полторы тонны. Еще одним достоинством силовой установки является средний двигатель, который размещен в фюзеляже, он имеет реверсивную тягу – специальное устройство, позволяющее изменять направление струи выхлопного газа при торможении самолета. Данная установка позволила сократить пробег машины при посадке до 400 метров. Причем щитки для реверса являются принадлежностью не двигателя, а самолета. Это весьма важно для унификации силовой установки и упрощения замены среднего агрегата. Шасси машины оснащено системой мягкой амортизации, это уменьшает давление на поверхность взлетной полосы. Все это позволило самолету спокойно взлетать и садиться на аэродромах с грунтовым покрытием.

В кабине экипажа помещается два человека: командир и второй пилот, однако при необходимости можно установить третье сиденье. Стекла кабины имеют специальный электрический обогрев. Салон Як-40 имеет такой, что вмещает от 27 до 32 пассажиров. Самолет оснащается современным пилотажным радиоэлектронным навигационным оборудованием, которое позволяет осуществлять полеты днем и ночью, в довольно сложных метеоусловиях. Оборудование включает в себя: автопилот, авиагоризонт, курсовую систему, магнитный компас, два автоматических радиокомпаса, курсоглиссадную систему посадки, радиовысотомер для малых высот. Самолет оборудован весьма эффективной воздушно-тепловой системой, препятствующей обледенению корпуса. Радио-метеолокатор помогает обнаружить наличие грозовых фронтов по пути полета. Согласно паспортным данным, ресурс авиалайнера составляет тридцать тысяч часов, а срок службы — до 25 лет.

Як-40 катастрофы

ЯК-3

Год выпуска: 1943.

Чтобы советские истребители на большой скорости легко могли уворачиваться от самолетов противника, авиаконструкторам пришлось основательно поработать над конструкцией нового самолета. ЯК-3, благодаря укороченным крыльям и облегченному весу, обладает превосходной горизонтальной и вертикальной маневренностью и может развивать скорость до 646 км/ч, который в то время считалось запредельным. Помимо советских летчиков истребитель ЯК-3 высоко оценили и французские летчики, восхитившись его легкостью, маневренностью и скоростью.

Первый покупатель и отзывы специалистов

Италия стала первой страной в мире, приобретшей самолет Як-40. Она же и организовала презентацию высоких эксплуатационных характеристик данной машины. Пилотируемый летчиком-испытателем М. Г. Завьяловым и итальянскими летчиками, самолет совершил перелет из столицы Италии в Австралию. Этот маршрут был преодолен без каких-либо отказов и поломок. В апреле 1970 года французский журнал Aviation Magazine отметил, что Як-40 является оригинальным по замыслу, по размерам и летным характеристикам. На Западе практически нет самолета, который можно было бы противопоставить русскому новичку. В США только разрабатывались подобные проекты, реализация которых должна была состояться лишь через несколько лет.

Все мировые специалисты дали наивысшую оценку русскому самолету и КБ Яковлева.

самолет Як-40

ЯК-9У

Год выпуска: 1944.

Был самым сильнейшим и маневренным самолетом во время великой отечественной войны благодаря очень мощному двигателю того времени в 1650 л.с. и улучшенной аэродинамике. Почти все самолеты ЯК-9У, выпущенные во время войны, участвовали в боевых действиях, превосходя своими характеристиками самолеты противника. Он был очень простой в управлении, с ним могли справиться летчики средней квалификации. После него перестали выпускать самолеты с поршневым двигателем, так как летом двигатель сильно перегревался даже во время обычной скорости.

Экспорт

Поставка первых самолетов Як-40 на экспорт была начата в 1970 году, всего лишь спустя четыре года после взлета опытной модели. В течение десяти лет в страны Азии, Европы и Республику Куба было продано 125 единиц различных вариантов компоновок и модификаций. Экспортные модели по сравнению с серийными имели ряд отличий по составу бытового и пилотажно-навигационного оборудования. Эти пассажирские самолеты СССР поставлял в восемнадцать стран мира: Анголу, Афганистан, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Замбию, Италию, Камбоджу, Кубу, Лаос, Мальгашскую Республику, Польшу, Сирию, ФРГ, Экваториальную Гвинею, Эфиопию, Югославию. В 2000 году камчатское авиапредприятие продало один самолет в Гондурас. С 1967 года Як-40 являлся участником всех авиационных салонов Англии, ФРГ, Японии, Италии, Франции, Швеции и других стран. Этот легендарный самолет с демонстрационными полетами, составившими более пятисот тысяч километров, побывал во многих государствах не только Европы, но и Азии, Америки, Африки, Австралии. Следует отметить, что Як-40 является первым советским авиалайнером, который продавался в капиталистические страны с собственной развитой авиапромышленностью. Эти самолеты и сегодня эксплуатируются в авиакомпаниях шестнадцати стран мира.

ЯК-15

Год выпуска: 1946.

После того, как прекратили выпуск самолетов с поршневым двигателем, ЯК-15 стал первым советским самолетом с турбореактивным двигателем, способным развивать скорость до 805 км/ч. Внешне и внутренне он очень похож на истребитель ЯК-3, но без винтовых лопастей, благодаря чему летчики легко переучивались с поршневых истребителей на реактивные. В целом, он являлся учебным истребителем.

ЯК-38

Год выпуска: 1964.

После наступления холодной войны авиаконструкторы, чтобы защитить границы СССР, создали боевой летательный аппарат ЯК-38. который называют штурмовиком. Его особенностью являются вертикальный взлет и посадка, система катапультирования летчика, высокая скорость в 1150 км/ч. ЯК-38 оснащен мощным оружием, способным уничтожить наземные объекты и надводные корабли как в темное, так и в дневное время суток. Благодаря своим боевым качествам и отличной маневренностью, штурмовик ЯК-38 участвовал в боевых действиях в Афганистане в 80-х. В начале 90-х годов был прекращен выпуск ЯК-38 из-за его высокой аварийности. Благодаря продуманной системе катапультирования большому проценту летчиков удалось выжить.

Машины вертикального взлета

По мере развития реактивной авиации и увеличения мощности авиационных двигателей в разных странах стартовали работы по созданию самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП). Из множества проектов довести машины до серийного образца удалось только двум конструкторским коллективам. Одним из них (и единственным в СССР) стало ОКБ А.С. Яковлева, создавшее СВВП Як-36. Позже на его базе создали усовершенствованный Як-38, за ним последовал первый и единственный в мире сверхзвуковой истребитель СВВП Як-141, проектирование которого началось в 1975 году. 9 марта 1987 года шеф-пилот КБ Андрей Синицын впервые поднял Як-141 в воздух и совершил на нем полет по самолетному профилю. Спустя три года машина взлетела и села уже по полному профилю. Установленные на Як-141 12 мировых рекордов до сих пор не побиты.

Як-141 был предназначен для перехвата воздушных целей, ведения ближнего боя, нанесения ударов по наземным и надводным целям. При этом самолет мог эксплуатироваться на взлетно-посадочных площадках ограниченных размеров и в корабельных условиях. «В чем смысл использования «вертикалки»? Практически не нужна полоса. Дайте огрызок длиной 120-150 метров, и мы взлетим… С самолетами вертикального взлета любую баржу можно превратить в авианосец», – рассказывал Андрей Синицын в интервью изданию «Военно-промышленный курьер».

Подниматься в воздух вертикально Як-141 мог благодаря мощной силовой установке. Ее главным элементом был подъемно-маршевый двухконтурный турбореактивный двигатель Р79В-300 с особым поворотным соплом. За кабиной пилота располагались два подъемных двигателя РД-41. «С Як-141 мы опережали Запад в этом направлении лет на десять. Очень надеюсь, что история отечественных самолетов с вертикальным и укороченным взлетом на Як-141 не остановилась, еще появятся машины следующих поколений», – считает Андрей Синицын.

Общие экономические трудности страны не позволили начать серийное производство Як-141. В наши дни тема создания «вертикалок» не потеряла свою актуальность. Минобороны РФ рассматривается возможность создания самолета укороченного взлета и посадки и машины с вертикальным взлетом в интересах морской авиации. В основу нового проекта может лечь богатый опыт разработки таких самолетов ОКБ Яковлева.

ЯК-18Т

Год выпуска: 1967.

Легкий самолет ЯК-18Т создали для учебных полетов летчиков и тренировки летного состава. Для удобства обучения, в кабинке сиденья ученика и инструктора находятся рядом, в критической ситуации инструктор может взять полное управление самолетом на себя. Помимо того, самолет имеющий еще два дополнительных места, может периодически перевозить пассажиров или небольшой груз весом до 150 килограмм. Несмотря на слабую мощность двигателя в 300 л.с., ЯК-18Т и сейчас используется в качестве патрулирования лесных массивов и шоссейных дорог.

ЯК-40

Год выпуска: 1967.

Небольшой пассажирский самолет ЯК-40, оснащенный тремя реактивными двигателями, может преодолевать за раз не больше 1800 километров при максимальной скорости 546 км/ч, поэтому использовался только на местных авиалиниях. В зависимости от модификации и года выпуска он имел от 24 до 32 пассажирских мест. В то время перевозка малого количества пассажиров была экономически невыгодной и поэтому в 1981 году прекратили его выпуск в пользу более улучшенного самолета с большей мощностью и большим количеством пассажирских мест. Один из самолетов ЯК-40 в 1986 году применялся в ликвидации последствий Чернобыльской аварии.

Многократно первый

Як-40 (фото, приведенное в статье, демонстрирует этот летательный аппарат) стал первым в Советском Союзе и в мире пассажирским реактивным самолетом, который был предназначен для эксплуатации на местных авиалиниях. Он стал первым самолетом СССР, который получил сертификат летной годности в западных странах до появления аналогичной сертификации в нашей стране. Як-40 первым из отечественных аэробусов получил сертификаты в ФРГ и Италии. Он также первым из советских самолетов прошел все нормы летной годности Англии BCAR и США – FAR-25. Работы по сертификации этого самолета способствовали ускорению организации авиационного регистра в СССР, принятию норм летной годности, а также освоению нашей промышленностью ряда агрегатов и материалов, соответствующих нормам «Запада». Кроме того, он стал первым пассажирским авиалайнером для конструкторского бюро имени Яковлева.

ЯК-52

Год выпуска: 1974.

Очень маленький и легкий самолет ЯК-52 с усиленным крылом предназначался для обучения летчиков в школах авиации. В его разработке были учтены все пожелания летчиков-инструкторов. Сиденья инструктора и ученика располагаются один за другим. Двигатели мощностью в 360 л.с. могут развивать скорость не больше 280 км/ч, что достаточно для обучения начинающих летчиков, которые на этом самолете под руководством своих инструкторов могли выполнять фигуры высшего пилотажа. Для обучения своих летчиков ЯК-52 закупили такие страны как Румыния, Вьетнам, Венгрия, Таджикистан, США, Армения. Выпуск ЯК-52 прекратился в 1998 году.

Самолеты Яковлева

У конструкторского бюро Яковлева богатая история. Из его стен вышло множество различных машин, от самолетов военного назначения до пассажирских авиалайнеров. Здесь выпускаются как спортивные, так и модели специального назначения, например, для тренировки пилотов. Рассмотрим некоторые из них, например самолет Як-42. Эта модель была разработана в середине 70-х годов прошлого века для полетов на ближних магистральных авиалиниях СССР. Коммерческая эксплуатация этого самолета началась в 80-м году. За время его серийного производства в 1980-2002 годы было построено 194 самолета. Из них 64 единицы базовой комплектации Як-42 и 130 — в усовершенствованной модификации Як-42Д – повышенная взлетная масса и дальность полета. Крейсерская скорость составляет 700 км/час. Самолет рассчитан на максимальную дальность полета четыре тысячи километров. Пассажирский салон рассчитан на 120 посадочных мест. Этот самолет в рекламе не нуждается, его заслуги говорят за себя сами. Ведь им установлено девять мировых рекордов! Так, в одном из них Як-42, предназначенный для ближних линий, смог без посадки преодолеть расстояние от столицы России до Хабаровска. Удивительным еще является тот факт, что до создания моделей Як-40 и Як-42 конструкторское бюро Яковлева разработкой многоместных пассажирских авиалайнеров вообще не занималось. Основная их специализация – это учебные, спортивные и военные самолеты-истребители.

самолет Як-18

ЯК-42

Год выпуска: 1975.

Перед авиаконструкторами ОКБ имени Яковлева встала задача создать пассажирский самолет, способный заменить устаревшие ИЛ-18 и ТУ-134. Так и появился ЯК-42, оснащенный тремя малошумными реактивными двигателями. ЯК-42 вмещает до 120 пассажиров, в нижней части самолета расположены два грузовых отсека для перевозки багажа, почты. После авиакатастрофы ЯК-42 конструкторы его модифицировали, увеличив дальность его полета, максимальность взлетного веса. В 2011 году во время авиакатастрофы ЯК-42 под Ярославлем погибли почти все пассажиры, в том числе знаменитый хоккейный клуб «Локомотив». Выжил только один человек. Причиной авиакатастрофы назвали человеческий фактор. Самолет ЯК-42 и до сих пор продолжает эксплуатироваться на местных авиалиниях.

Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева

  • Общие данные
  • Дополнительно
  • Вакансии
  • Мониторинг
  • Связанные предприятия

Организационно-правовая форма: Открытое акционерное общество Сокращенное наименование: ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» Официальное наименование на английском: Joint Stock Compahy «A.S.Yakovlev Design Bureau»

  • Адрес: 125315, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 68
  • Телефон: +7 (499) 157-3162, +7 (499) 158-3432
  • Факс: +7 (495) 787-2843, +7 (495) 787-2844
  • E-mail
  • Web: https://www.yak.ru
  • Дата организации предприятия: 12 мая 1927 г.
  • Анкета создана: 19.03.2001 , изменена: 12.04.2019

Сфера деятельности

Положение ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» в авиастроительной отрасли определено выпускаемой продукцией, основой его устойчивого положения является диверсификация работ по военному и гражданскому авиастроению. Завершается выполнение ОКР «Уступка» по самолету Як-130. Продолжены работы по пилотажному самолету Як-130 и модификации самолета Як-130. При авторском надзоре ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» в 2014 году изготовлены и поставлены МО РФ ИАЗом-филиалом ОАО «Корпорация «Иркут» очередные 20 самолетов Як-130 из 67 самолетов, заказанных государственными контрактами ОАО «Корпорация «Иркут» на 2012-2015 гг. ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» продолжит выполнение этих работ. ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» участвует в выполнении ОКР по созданию семейства ближне-среднемагистральных самолетов МС-21. Летно-испытательный и доводочный комплекс ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» проводит работу по подготовке к проведению летных и сертификационных испытаний опытных самолетов МС-21-300 и МС-21-200, начало которых запланировано на 2016 год. ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» продолжает работы по строительству ангара ЛИиДК для испытаний самолетов МС-21. ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» продолжает работы по обеспечению поддержания эксплуатации (продлению календарных сроков и увеличению ресурсов, участию в проведении форм технического обслуживания) самолетов собственной разработки Як-40, Як-18Т, Як-52, Як-130 и др. по договорам с авиа и другими), Нижегородским авиастроительным , Смоленским авиационным заводом, Минским авиаремонтным заводом и другими. С мая 2014 года ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» начало выполнять по государственному контракту с МО РФ ОКР по созданию учебно-тренировочного комплекса первоначальной летной подготовки на базе самолета Як-152. ОКР должна будет выполнена к концу 2020 года. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева»: Продолжено выполнение ОКР по созданию учебно-тренировочного комплекса на базе самолета повышенной подготовки летного состава Як-130 в части доработки версий программно-математического обеспечения и проведения специальных летных испытаний в интересах ВВС РФ и инозаказчиков. Начаты работы по модификации самолета Як-130: — на базе самолета №01 будет установлен лазерный дальномер; — на базе самолета №02 проводится комплекс работ в интересах пилотажной группы «Крылья Тавриды». В качестве Лицензиара ОАО «ОКБ им.А.С.Яковлева» выполнило свои обязательства перед лицензиатом по 20 самолетам Як-130, поставленных ОАО «Корпорация «Иркут» в МО РФ. ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» осуществляло авторский надзор производства самолетов Як-130 для МО РФ на ИАЗе – филиале ОАО «Корпорация «Иркут». ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» по договору с ОАО «Корпорация «Иркут» выполняло авторский надзор эксплуатации самолетов в г. Борисоглебске. ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» по договору с ОАО «Корпорация «Иркут» разрабатывало документацию в части подготовки проведения летных испытаний самолета МС-21. Завершены проектные и продолжаются строительные работы по ангару ЛИиДК для испытаний самолетов МС-21. Планируемый срок окончания строительных работ – конец 2020 года. ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» выполняло работы по обеспечению поддержания эксплуатации самолетов собственной разработки. ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» с соисполнителями подготовили техпроект и макет учебно-тренировочного самолета первоначальной подготовки Як-152 и успешно защитили перед Государственной комиссией МО РФ. Была разработана и передана на ИАЗ — филиал «Корпорация «Иркут» основная часть РКД для постройки в 2015- 2020 г.г. опытных образцов самолета Як-152.

Контактные лица

Генеральный директор — Генеральный конструктор — Демченко Олег Федорович Первый Заместитель Генерального директора — Заместитель Генерального директора по экономике — Шаповалов Виктор Николаевич Заместитель Генерального директора — Гуртовой Аркадий Иосифович Заместитель Генерального директора по административным вопросам и безопасности — Рыжов Виктор Анатольевич

Проекты

— Работы по модификации самолета Як-130. — Работы по созданию опытных образцов самолетов МС-21. Строительство ангара для самолета МС-21. — Работы по созданию учебно-тренировочного самолета Як-152.

Сертификаты и лицензии:

1. Орган (организация), выдавший соответствующее разрешение (лицензию) или допуск к отдельным видам работ: Управление ФСБ России по г.Москве и Московской области Номер разрешения (лицензии) или документа, подтверждающего получение допуска к отдельным видам работ: 22164, 22164/1 Вид деятельности (работ), на осуществление (проведение) которых эмитентом получено соответствующее разрешение (лицензия) или допуск: работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну Дата выдачи разрешения (лицензии) или допуска к отдельным видам работ: 06.11.2012 Срок действия разрешения (лицензии) или допуска к отдельным видам работ: 06.11.2017 2.Орган (организация), выдавший соответствующее разрешение (лицензию) или допуск к отдельным видам работ: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Номер разрешения (лицензии) или документа, подтверждающего получение допуска к отдельным видам работ: 11946-АТ Вид деятельности (работ), на осуществление (проведение) которых эмитентом получено соответствующее разрешение (лицензия) или допуск: осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники Дата выдачи разрешения (лицензии) или допуска к отдельным видам работ: 12.11.2012 Срок действия разрешения (лицензии) или допуска к отдельным видам работ: Бессрочная 3.Орган (организация), выдавший соответствующее разрешение (лицензию) или допуск к отдельным видам работ: Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Номер разрешения (лицензии) или документа, подтверждающего получение допуска к отдельным видам работ: 1540 Вид деятельности (работ), на осуществление (проведение) которых эмитентом получено соответствующее разрешение (лицензия) или допуск: осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части противодействия иностранным техническим разведкам) Дата выдачи разрешения (лицензии) или допуска к отдельным видам работ: 23.11.2012 Срок действия разрешения (лицензии) или допуска к отдельным видам работ: 23.11.2017 4.Орган (организация), выдавший соответствующее разрешение (лицензию) или допуск к отдельным видам работ: Федеральная служба по оборонному заказу Номер разрешения (лицензии) или документа, подтверждающего получение допуска к отдельным видам работ: 002607 ВВТ-О Вид деятельности (работ), на осуществление (проведение) которых эмитентом получено соответствующее разрешение (лицензия) или допуск: разработка вооружения и военной техники Дата выдачи разрешения (лицензии) или допуска к отдельным видам работ: 11.12.2012 Срок действия разрешения (лицензии) или допуска к отдельным видам работ: Бессрочная

Историческая справка:

Создание и развитие ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» В 1926 году Александр Сергеевич Яковлев вместе с будущими ведущими работниками ОКБ приступил к созданию своего первого легкого самолета АИР-1. 12 мая 1927 г. летчик Пионтковский Ю.И. поднял АИР -1 в воздух, совершив на нем первый полет. 12 мая 1927 г. считается днем рождения ОКБ. 15 января 1934 г. приказом № 23 по ГУАПу конструкторско-производственная группа Яковлева А.С. при заводе № 39 была выделена в самостоятельную конструкторско-производственную единицу и непосредственное подчинение Спецавиатреста, и в этом же году стала называться «Предприятие п/я 1303» и передан в ведение ГКАТ. Приказом № 175 по Министерству авиационной промышленности от 30 апреля 1966г. предприятию присвоено открытое наименование «Московский машиностроительный и условное – «Предприятие п/я М-5050». В 1989 году в соответствии с приказом от 13.04.89 г. № 162 по Министерству авиационной промышленности (МАП), приказ по «ММЗ «Скорость» от 17.05.89 г. № 396, за предприятием сохранено открытое наименование – «Московский машиностроительный , а условное наименование – «Предприятие п/я М-5050» – отменено. Приказом Министра МАП от 31.07.90г. № 346 предприятию присвоено имя Александра Сергеевича Яковлева – «Московский машиностроительный имени А.С. Яковлева». 01 июля 1992 года году вышел Указ Президента РФ № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества». На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом г. Москвы от 23.12.92 г. № 389-р был утвержден план приватизации «ММЗ «Скорость» имени А. С. Яковлева» и принято решение преобразовать его в Акционерное общество открытого типа «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» (АООТ «ОКБ им.А.С. Яковлева»). Московской регистрационной палатой было выдано соответствующее свидетельство серии МРП № 007.420 от 31.08.1993 г. В рамках действующего законодательства Российской Федерации 25.07.1996 г. Московская регистрационная палата зарегистрировала новую редакцию Устава общества с новым наименованием – Открытое акционерное общество «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» (ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева»). ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027739252298 (Свидетельство Федеральной налоговой службы от 25.09.2002 г.) Срок деятельности ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» не ограничен.

Прочее:

Участие в программах и проектах (внутрироссийских, международных):

Совместные работы с: — «Нижегородский авиастроительный ; — «Смоленский авиационный завод»; — «Минский авиаремонтный завод»; — «Хундуская Авиационная Промышленная Группа» (Китай), — АО «Мотор Сич» (Украина); — «Кировоградская летная академия Национального авиационного университета» (Украина); — ООО «Винницкий авиационный завод» (Украина) — ЗАО «Термикас» (Литва); — АО «Як Алакон» (Республика Казахстан); — Музей авиации г.Санта-Моника (США) по возврату оригинального самолета Як-3; — (CAP, Макао, КНР); — и «АЭРМАККИ» (Италия).

Участие в объединениях

Объединенная авиастроительная корпорация

Публичное акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК») создано в соответствии с указом Президента РФ от 20 февраля 2006 г. №140 «Об открытом акционерном обществе «Объединенная авиастроительная корпорация». Регистрация Корпорации как юридического лица состоялась 20 ноября 2006 г. Общество учреждено Российской Федерацией путем внесения в его уставный капитал государственных пакетов акций авиационных предприятий (согласно Приложению 1 к Указу Президента РФ №140 от 20 февраля 2006 г.), а также частными акционерами ОАО «Корпорация «Иркут». Приоритетными направлениями деятельности ПАО «ОАК» и входящих в Корпорацию компаний, являются: разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники гражданского и военного назначения. Предприятий в группе: 19

Союз авиапроизводителей

Некоммерческое партнерство «Союз авиапромышленности» России (до апреля 2009 г. — Международный союз авиапромышленности) является отраслевым промышленным объединением, которое содействует развитию авиастроения, повышению социального и правового статуса предприятий отрасли, оказанию правовой и методической помощи, защите корпоративных интересов авиапрома на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, а также в соответствующих международных организациях. САП создан в 2002 г. по инициативе ведущих авиапромышленных предприятий России при поддержке Росавиакосмоса и Межгосударственного авиационного комитета и объединяет более 80 ведущих предприятий самолётостроения, двигателестроения, приборо- и агрегатостроения, ремонтные заводы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, страховые компании и банки, ассоциации, фонды, акционерные общества, связанные с авиапромышленностью. Предприятия, входящие в состав Союза, в 2011 году выпустили более 70% общего объема продукции авиастроительной отрасли. Предприятий в группе: 60

Безопасность полетов

Некоммерческое партнерство «Безопасность полетов», учрежденное в 1999 году авиапредприятиями России и стран СНГ и являющееся правопреемником действовавшего в течение 10 лет до этого Международного фонда авиационной безопасности, имеет своей главной целью предупреждение аварийности и повышение безопасности полетов в гражданской авиации. Членами Партнерства являются авиакомпании, аэронавигационные предприятия, предприятия и организации промышленности и науки, учебные заведения, страховые компании, другие авиационные организации России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Оперативная информация по безопасности полетов по материалам Межгосударственного авиационного комитета и Министерств транспорта, обороны и внутренних дел России, получаемая членами Партнерства два раза в месяц, позволяет лучше организовать работу авиакомпаний и предприятий по УВД, помогает изыскивать новые резервы повышения безопасности полетов. Тесно взаимодействуя с Всемирным фондом безопасности полетов (FSF), другими международными авиационными организациями (ИКАО, Евроконтроль, ИАТА, ATCA, ICAS и др.) Партнерство обеспечивает своим членам доступ к мировому опыту: периодическим изданиям FSF (обзоры по безопасности полетов, безопасность в аэропортах, на вертолетах, работы экипажа и др.), материалам международных семинаров, проводимых под эгидой FSF. В частности, переведено на русский язык и распространено в России и странах СНГ Руководство по сокращению авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке (ALAR Tool Kit). Партнерство принимало участие в разработке программы предупреждения столкновений воздушных судов с препятствиями (CFIT). Партнерство способствует интеграции авиационных специалистов и предприятий России и стран СНГ в мировое авиационное сообщество. Проведение международных конференций и семинаров с привлечением иностранных специалистов, организация участия специалистов в международных форумах, выдвижение специалистов и предприятий на получение международных наград, размещение материалов в зарубежных изданиях, организация обучению английскому языку — далеко неполный перечень усилий Партнерства в этом направлении. Лауреатами престижных международных наград стали 11 представителей России и стран СНГ, свыше 2000 авиационных специалистов России обучались английскому языку. Предприятий в группе: 28

Изменения в сведения об авиапредприятии Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева

вносились: 12.04.2019. Дополнить размещенную информацию или внести в нее изменения можно обратившись в агентство «АвиаПорт».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: