Стратегический бомбардировщик Ту-160. Конструкция, характеристики, модернизация


Приговор окончательный, обжалованию не подлежит

2 марта агентство «Интерфакс» со ссылкой на высокопоставленный источник в Министерстве обороны России сообщило, что военное ведомство России рассматривает вопрос о взыскании с Украины 2,95 миллиарда рублей, перечисленных украинскому ГП «Антонов» на работы по проектированию и строительству военно-транспортного самолёта Ан-70.
Причиной этого стала невозможность дальнейшей реализации этого совместного российско-украинского проекта. Также стало известно, что Минобороны России исключило Ан-70 из госпрограммы вооружений, которая предполагала приобретение до 2020 года 60 таких самолётов.

Решение Министерства обороны России, в сложившихся политических условиях ставшее практически неизбежным, скорее всего, ставит точку в истории проекта Ан-70 — пожалуй, самой драматичной в отечественном самолётостроении за последние десятилетия.

По заказу Советской армии

Проектирование нового самолёта, который должен был прийти на смену транспортному самолёту Ан-12, началось ещё в далёком 1976 году. Первоначальный проект, создававшийся в КБ Антонова, несколько раз подвергался глобальной переработке.

В практическую фазу проект Ан-70 перешёл в 1986 году, когда были утверждены оперативно-тактические требования ВВС СССР на перспективные образцы авиационной техники. Генералитет Вооружённых сил СССР поставил перед авиаконструкторами задачу создать более грузоподъёмную и при этом мобильную транспортную машину, нежели морально устаревший к тому времени Ан-12. Согласно заявленным характеристикам, Ан-70 должен был являться самолётом короткого взлёта и посадки, перевозящим до 47 тонн груза на расстояние до 5000 км при крейсерской скорости 750 км в час.

В 1986 году именно проект КБ Антонова показался военным наиболее перспективным в сравнении с наработками других авиапредприятий.

Головным разработчиком стало киевское предприятие «Антонов», однако работы шли в кооперации с другими предприятиями, расположенными в тогдашней РСФСР.

Никому в голову не могло прийти, что всего через пять лет Советский Союз распадётся, а проект Ан-70 повиснет в воздухе между двумя новыми странами и двумя новыми армиями.

К моменту распада СССР в КБ Антонова был создан первый прототип самолёта, но вопрос о продолжении работ оставался открытым.

Подробнее

Отрывок, характеризующий Ту-70

На зарево первого занявшегося 2 го сентября пожара с разных дорог с разными чувствами смотрели убегавшие и уезжавшие жители и отступавшие войска. Поезд Ростовых в эту ночь стоял в Мытищах, в двадцати верстах от Москвы. 1 го сентября они выехали так поздно, дорога так была загромождена повозками и войсками, столько вещей было забыто, за которыми были посылаемы люди, что в эту ночь было решено ночевать в пяти верстах за Москвою. На другое утро тронулись поздно, и опять было столько остановок, что доехали только до Больших Мытищ. В десять часов господа Ростовы и раненые, ехавшие с ними, все разместились по дворам и избам большого села. Люди, кучера Ростовых и денщики раненых, убрав господ, поужинали, задали корму лошадям и вышли на крыльцо. В соседней избе лежал раненый адъютант Раевского, с разбитой кистью руки, и страшная боль, которую он чувствовал, заставляла его жалобно, не переставая, стонать, и стоны эти страшно звучали в осенней темноте ночи. В первую ночь адъютант этот ночевал на том же дворе, на котором стояли Ростовы. Графиня говорила, что она не могла сомкнуть глаз от этого стона, и в Мытищах перешла в худшую избу только для того, чтобы быть подальше от этого раненого. Один из людей в темноте ночи, из за высокого кузова стоявшей у подъезда кареты, заметил другое небольшое зарево пожара. Одно зарево давно уже видно было, и все знали, что это горели Малые Мытищи, зажженные мамоновскими казаками. – А ведь это, братцы, другой пожар, – сказал денщик. Все обратили внимание на зарево. – Да ведь, сказывали, Малые Мытищи мамоновские казаки зажгли. – Они! Нет, это не Мытищи, это дале. – Глянь ка, точно в Москве. Двое из людей сошли с крыльца, зашли за карету и присели на подножку. – Это левей! Как же, Мытищи вон где, а это вовсе в другой стороне. Несколько людей присоединились к первым. – Вишь, полыхает, – сказал один, – это, господа, в Москве пожар: либо в Сущевской, либо в Рогожской. Никто не ответил на это замечание. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разгоравшееся пламя нового пожара. Старик, графский камердинер (как его называли), Данило Терентьич подошел к толпе и крикнул Мишку. – Ты чего не видал, шалава… Граф спросит, а никого нет; иди платье собери. – Да я только за водой бежал, – сказал Мишка. – А вы как думаете, Данило Терентьич, ведь это будто в Москве зарево? – сказал один из лакеев. Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше. – Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос. – Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных! – Потушат небось. – Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера. Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.) Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.

Нереальные планы и реальные катастрофы

Тем не менее 24 июня 1993 года в Киеве было подписано «Соглашение между правительствами Украины и России в обеспечение разработки, совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно-тактического военно-транспортного самолёта Ан-70 и транспортного самолёта Ан-70Т с двигателями Д-27». Учреждено совместное предприятие «Средний транспортный самолёт». Головным предприятием проекта оставался украинский «Антонов».

Планы у двух стран на Ан-70 были грандиозными: до 2005 года предполагалось построить 287 транспортников для ВВС России и 115 — для ВВС Украины, в дальнейшем план предполагал создание ещё 115 Ан-70 для России и 27 — для Украины.

На фоне тяжёлого экономического кризиса, который переживали обе страны, данные цифры смотрелись столь же реалистично, как построение коммунизма в СССР к 1980 году.

Но всё-таки 16 декабря 1994 года Ан-70 совершил свой первый испытательный полёт. Однако уже четвёртый полёт 10 февраля 1995 года завершился трагедией: прототип Ан-70 столкнулся на высоте 3,2 километра с самолётом сопровождения Ан-72 в районе Бородянки (50 километров от Киева), потерял управление и рухнул на землю. Все семь членов экипажа Ан-70 погибли.

Катастрофа затормозила проект на два года — лишь в 1997 году начались испытания второго прототипа.

В 1998 году президенты Украины и России Леонид Кучма и Борис Ельцин выступили с совместным заявлением об обоюдном желании принять Ан-70 на вооружение национальных ВВС.

Заявление было немаловажным, ибо развитие проекта Ан-70 постоянно зависело от состояния российско-украинских отношений, осложнения в которых тут серьёзно мешали работе авиастроителей.

В 2001 году Ан-70 снова пережил серьёзную аварию, хотя на сей раз обошлось без человеческих жертв. Машина, отправленная из Киева в Якутск для испытания в условиях низких температур, упала с двадцатиметровой высоты при взлёте после промежуточной посадки в Омске. Причиной падения стал отказ двух из четырёх винтовентиляторных двигателей Д-27 разработки Запорожского МКБ имени А. Г. Ивченко.

Прототип Ан-70 получил серьёзные повреждения, на его восстановление ушло два миллиона долларов, а все установленные графики испытаний были нарушены. Но в конце того же года Россия и Украина подписали акт об успешном завершении этапа «А» госиспытаний самолёта.

Подробнее

Опытный образец машины

Он появился уже осенью 1946 года, произведя в ноябре свой первый полет с аэродрома в Жуковском. Полетом управлял летчик-испытатель Ф.Ф. Опадчий, второй пилот А.Д.Перелети, главный инженер М. Егоров. Испытания машины проводились до февраля 1947 года. Они в основном были успешными, но во время 4 испытания в полете распался один из четырех двигателей и возник пожар.

Летчик смог посадить самолет с поднятым шасси и спас опытный образец. Анализируя случившееся, работники конструкторского бюро нашли ошибку в конструкции американского самолета В-29. Большая заслуга в этом ведущего инженера Егорова, который смог понять устройство и все тонкости силовой установки лайнера. Именно из-за этой неисправности в 1943 году потерпел крушение американский опытный образец В-29 на испытаниях.

История создания

Впоследствии ошибку устранили также и на всех ТУ-4. Потерпевший крушение опытный лайнер был восстановлен в походных условиях и его испытания продолжались до октября 1947 года. Были проведены многие доработки, прежде чем машина поступила на госиспытания. По их окончании в декабре отмечалось, что его характеристики соответствует всем требованиям, которые были изложены в постановлении руководства страны.

Политика и конкуренция

На проект давила не только политика. К началу 2000-х российские авиастроители стали смотреть на украинских коллег как на конкурентов, отбирающих у них хлеб. Пошли разговоры о том, что проект Ан-70 уступает чисто российским разработкам — таким, как глубоко модифицированный транспортник Ил-76МФ, а также средний транспортный самолёт Ту-330. Критики Ан-70 указывали на то, что в реальности самолёт не соответствует изначально заявлявшимся характеристикам.

В свою очередь, сторонники Ан-70 утверждали, что критики заботятся не о получении российской армией нужного ей современного транспортного самолёта, а о перераспределении бюджетного финансирования.

В 2003 году о прекращении финансирования проекта Ан-70 заговорил тогдашний главком ВВС РФ Владимир Михайлов. Гнев главкома можно было понять — проект двигался крайне медленно, финансирование с украинской стороны постоянно задерживалось, и работы шли в основном на российские деньги.

Статья по теме

Все силы — на развитие. Каковы перспективы отечественного авиапрома? Победа на выборах
президента Украины Виктора Ющенко поставила проект Ан-70 на грань закрытия. «Оранжевая» коалиция не была заинтересована в сотрудничестве с Россией в военной сфере, и финансирование проекта официальным Киевом было практически закрыто. В апреле 2006 года российская сторона сообщила, что выходит из проекта Ан-70, планируя вместо него заняться строительством «чисто российского» Ил-76МФ.
КБ Антонова, возглавляемое учеником самого создателя фирмы Олега Антонова Дмитрием Кивой, тем не менее продолжало заниматься проектом. Только благодаря упорству украинских авиастроителей, проект дожил до 2009 года, когда в российско-украинских отношениях наметилось потепление.

Ссылки

  • Военные ДИ-8 • ДИП • И-1 • И-2 • И-3 • И-4 • И-5 • И-8 • И-12 • И-14 • Ми-3 • Р-3 • Р-6 • Р-7 • СДБ • ТБ-1 • ТБ-3 • ТБ-4 • ТБ-6 • ТШ-Б • • Ту-1 • Ту-2 • Ту-4 • Ту-6 • Ту-8 • Ту-10 • Ту-12 • Ту-14 • Ту-16 • Ту-22 • Ту-22М • Ту-22МР • Ту-24 • Ту-28 • Ту-64 • Ту-70 • Ту-73 • Ту-75 • Ту-78 • Ту-80 • Ту-81 • Ту-82 • Ту-85 • Ту-88 • Ту-89 • Ту-91 • Ту-95 • Ту-98 • Ту-107 • Ту-119 • Ту-121 • Ту-126 • Ту-128 • Ту-134УБЛ • Ту-142 • Ту-160 • Ту-214ОН • Ту-214Р
    Пассажирские Ту-70 • Ту-104 • Ту-110 • Ту-114 • Ту-116 • Ту-124 • Ту-134 • Ту-144 • Ту-154 • Ту-155 • Ту-204 (Ту-214/ Ту-204-300) • Ту-214СР • Ту-214ПУ • Ту-214СУС • Ту-334
    Амфибии МДР-2 • МДР-4 • МК-1 • МР-6 • МРТ-1 • МТБ-1 • МТБ-2 • МЭР • Аэросани-амфибия А-3
    Беспилотные Ту-121 «С» • Ту-123 («Ястреб-1», ДБР-1) • Ту-139 («Ястреб-2», ДБР-2) • Ту-141 «Стриж» • Ту-143 «Рейс» • Ту-243 «Рейс-Д» • Ту-300 «Коршун-У»
    Проекты ПАК ДА • Ту-130 • Ту-131 • Ту-135 • Ту-136 • Ту-206 • Ту-230 • Ту-244 • Ту-324 • Ту-330 • Ту-344 • Ту-404 • Ту-414 • Ту-444 • Ту-2000

«Евромайдан» сбил Ан-70 на взлёте

На авиасалоне «МАКС-2009» был подписан протокол о возобновлении работ по проектированию и изготовлению Ан-70.

Новая смена власти на Украине и приход на президентский пост Виктора Януковича оживили проект Ан-70.

В 2011 году Украина объявила о восстановлении финансирования проекта, министр обороны РФ Анатолий Сердюков сообщил о том, что Россия приобретёт до 2020 года 60 самолётов Ан-70, а сама корпорация «Антонов» обещала выпустить первые серийные самолёты уже в 2012 году.

Вопрос-ответ

Уровни пилотажа и основные фигуры. Инфографика
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 9 июня 2012 года принял решение о возведении завода по изготовлению Ан-70 на мощностях Казанского авиационного производственного объединения имени С. П. Горбунова. Предполагалось, что украинские предприятия сохранят за собой выпуск двигателя, крыльев и оперения самолёта, а Казанское авиапредприятие будет выпускать фюзеляж и проводить окончательную сборку.
По планам Минобороны России, первые Ан-70, построенные в Казани, должны были поступить в российские ВВС в 2020 году. Затем сроки скорректировали до 2020 года.

11 апреля 2014 года объявила, что завершила совместные с Россией государственные испытания Ан-70, самолёт рекомендуется для принятия на вооружение, а также для запуска в серийное производство.

Но к этому моменту на Украине вновь сменилась власть. За неделю до того, как «Антонов» объявил об окончании испытаний Ан-70, вице-премьер «евромайданного» правительства Виталий Ярёма объявил о намерении свернуть военное сотрудничество с Россией.

Несмотря на это, предприятие «Антонов» продолжало работы в рамках совместного российско-украинского проекта вплоть до августа 2014 года, когда президент Украины Пётр Порошенко подписал указ о прекращении экспорта в Россию товаров военного и двойного назначения.

Туполев «Ту-128», Истребитель-перехватчик

В конце 50-х годов перед руководством страны встал вопрос о наиболее рациональном сочетании зенитно-ракетных комплексов ПВО с истребителями. Принятый в 1958 году на вооружение истребитель-перехватчик СУ-9 имел существенный недостаток – ограниченную дальность действия. В 1958 году вышло постановление Совета Министров СССР о разработке комплекса для перехвата стратегических бомбардировщиков Боинг В-52 “Стратофортресс” на дальних рубежах. Проектирование ТУ-28 началось в 1958 г. Главным конструктором по теме назначили И. Ф. Незваля. Радиолокационный прицел РП-С (“СМЕРЧ”) разрабатывало КБ Ф. Ф. Волкова, ракеты К-80 – КБ М. Р. Бисновата. Прототипом для самолета послужил опытный фронтовой бомбардировщик “98”, выпущенный в 1956 г. В декабре 1959 г. начали строить опытный экземпляр ТУ-28. В январе 1961 г. машину передали на заводские испытания. Летом 1964 г. новый тяжелый перехватчик показали на авиационном празднике в Тушино. Машина удивила многочисленных зарубежных специалистов. Поражали не только большие габариты самолета. Наличие двух больших ракет (это были макеты) и огромного обтекателя под фюзеляжем, воспринимаемого как РЛС (под ним находилась обычная контрольно-записывающая аппаратура для испытаний), позволили определить назначение самолета – дальний истребитель-перехватчик. В 1962 г. с ТУ-28 была сбита радиоуправляемая мишень ИЛ-ММ. В июле 1964 г. приказом министра обороны машине присвоили индекс ТУ-1М. 50 апреля 1965г. комплекс ТУ-128С-4 был принят на вооружение ПВО. Для обучения летного состава в 1966 году приступили к строительству учебно-тренировочного варианта ТУ-128УТ Вместо РЛС носовую часть оборудовали кабиной инструктора, напоминавшей клюв пеликана. Машина оказалась неудачной из-за плохого обзора из кабины инструктора. В 1966 г. начались работы по модернизации самолета ТУ-128. В результате был создан новый комплекс, способный перехватывать маловысотные цели, получивший название ТУ-128С-4М. Самолет ТУ-12ЛМ совершил первый полет 15 октября 1970 г., а весь комплекс испытаний завершили летом 1974 г. К 1971 г. завершилось серийное производство ТУ-128, и поэтому вех модернизация была проведена в строю. Окончательно новый комплекс ТУ-128С-4М приняли на вооружение в 1979 г. ТУ-128 состоял на вооружении только в СССР, в другие страны не поставлялся. Самолеты ТУ-128М использовались авиацией ПВО страны до конца 80-х годов, после чего их заменили новые истребители-перехватчики Миг-31. Помимо перехватчика прорабатывали вариант сверхзвукового фронтового бомбардировщика ТУ-12ЛБ с бомбовой нагрузкой 4,5 т и радиолокационным прицелом “Инициатива-2”, но предпочтение отдали самолету ОКБ Сухого СУ-24 аналогичного назначения.

Ту-128 (самолет “И”) – истребитель-перехватчик с двигателями АЛ- 7Ф-2 (элемент комплекса перехвата Ту128С-4), вместе с опытным самолетом построено 188 машин.

Ту-128УТ (самолет “И-УТ”) – учебно-тренировочный вариант самолета с дополнительной кабиной инструктора, смонтированной вместо РЛС “Смерч”, 4 машины переделаны из серийных Ту-128, десять построено вновь.

Ту-128М (самолет “ИМ”) – модернизированный самолет с расширенными возможностями по перехвату маловысотных целей, элемент комплекса перехвата Ту-128С-4М (ракеты Р-4ТМ и РЛС РП-СМ “Смерч-М”), выпущено две серийных машины, остальные были переделаны в ходе модернизации машин, находившихся в эксплуатации.

Ту-128 2АЛ-7Ф-4Г – серийный самолет, переоборудованный под опытные двигатели АЛ-7Ф-4 и АЛ-7Ф-4Г.

Ту-128 2РД-19Р2 – (Ту-128 2Р-15Б- 300, Ту-128 2РД-36-41) – проекты переоборудования Ту-128 под перспективные ТРД.

Ту-128ЛЛ 2ВД-19 – летающая лаборатория, созданная для отработки новой силовой установки, по программе создания Ту-28А.

Ту-28А – проект модернизации под двигатели ВД-19, ракеты К-80М и РЛС РП-СА “Смерч-А” или ракеты К-100 и РЛС “Гроза-100” (комплексы Ту-28А- 80 и Ту-28А-100).

самолеты “138” и “148” – проекты глубокой модернизации Ту-128 (комплексы Ту-138-60, Ту-138-100, Ту-148- 100 и Ту-148-33).

Ту-128 (многоцелевой) – в варианте многоцелевого самолета – проект оснащения Ту-128 комплектом НУРС, УРС, бомбами, и пушками в подвесных контейнерах или разведывательным оборудованием.

Ту-128Б – проект модификации Ту128 во фронтовой бомбардировщик-ракетоносец.

МодификацияТу-128
Размах крыла, м17.53
Длина самолета, м30.06
Высота самолета, м7.15
Площадь крыла, м296.94
Масса, кг
пустого24500
нормальная взлетная40000
максимальная взлетная43700
Внутреннее топливо, кг1300
Двигатели2 ТРД Сатурн (Люлька) АЛ-7Ф2
Тяга, кгс2 х 10100
Максимальная скорость, км/ч
с УР1655
без УР1910
Практическая дальность полета, км2565
Практический потолок, м15600
Экипаж, чел2
Вооружение:2 УР воздух-воздух Р-4РМ и 2 Р-4ТМ
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: