Junkers Ju 52 | |
Тип | Пассажирский и военно-транспортный самолёт |
Производитель | Junkers |
Главный конструктор | Эрнст Зиндель |
Первый полёт | 13 октября 1930 года (Ju 52/1m) 7 марта 1932 года (Ju 52/3m) |
Начало эксплуатации | 1932 |
Статус | Эксплуатируются отдельные экземпляры |
Эксплуатанты | Люфтваффе Deutsche Luft Hansa[en] ВВС Испании |
Годы производства | 1932 — 1945 |
Единиц произведено | 4845 |
Медиафайлы на Викискладе |
Силы Испанского Иностранного легиона ожидают приказа на погрузку в германский Ю-52. Тетуан, 1936
Юнкерс Ю 52/3м
(нем. Junkers Ju.52/3m, «
3m
» в обозначении означает
drei Motoren
— трёхмоторный) — немецкий пассажирский и военно-транспортный самолёт. Производился фирмой Юнкерса с 1932 по 1945 год.
Самолёт получил неофициальные прозвища: «Tante Ju» — «Тётушка Ю» и «Железная Анни», во время гражданской войны в Испании — «Pava» («Индюшка»).
Содержание
- 1 История
- 2 Технические характеристики
- 3 Использование 3.1 В ходе боевых действий
- 3.2 Производство и использование после войны
- 4.1 Европа
История[ | ]
Производился фирмой Юнкерса с 1932 по 1945 год. Построенный в 1930 году прототип Юнкерс Ю 52
имел один двигатель и характерный фюзеляж из гофрированного металла. По итогам прохождения испытаний, число двигателей было доведено до трёх, и самолёт получил обозначение Ju 52/3m. Добавление двигателей значительно улучшило лётные характеристики Ju 52, и он поступил в коммерческую эксплуатацию. Первоначально самолёт использовался в роли пассажирского авиалайнера в авиакомпаниях Люфтганза и советско-германской Дерулюфт. Пассажирский семнадцатиместный Ju 52 совершал рейс из Берлина в Рим за 8 часов. Был создан и транспортный вариант. По некоторым сведениям, в конструкцию этого самолёта изначально была заложена возможность быстрой модернизации его в лёгкий бомбардировщик.
В 1936—1939 гг. модернизированные Ju 52 в составе возрождённых люфтваффе приняли участие в Испанской гражданской войне (в составе Легион «Кондор»), но уже в те годы его лётные характеристики как бомбардировщика оказались недостаточными, и Ju 52 понесли значительные потери. Значительную роль на начальном этапе франкистского мятежа сыграли транспортные самолёты, использованные для переброски войск. Гитлер так оценил их значение: «Франко должен воздвигнуть памятник Ю 52. Этому самолёту обязана победа революции в Испании»
.
Характеристики бомбардировщика В-52
- Первый полет: 1952 год.
- На вооружении с 1955 года.
- Период эксплуатации — до 2044 года.
- Всего было построено 744 бомбардировщика В-52 различных модификаций.
- Последний — В-52Н — был выпущен в октябре 1962 года.
- Сейчас эксплуатируются 85 самолетов.
- Предназначен для ударов ядерными ракетами, но ни разу этот вид оружия использован не был.
- Экипаж состоит из пяти человек: командир, пилот, радист, штурман и инженер-электронщик.
- Размах крыльев — 56,4 метра, длина — 48,5 метра, высота — 12,4 метра, вес — 83 тыс. кг.
- Расстояние полета без дозаправки — 14 тысяч километров.
«Те инженеры, впервые нарисовавшие его на салфетке где-то в штате Огайо , я думаю, понимали, что придумали отличную и успешную штуку, которая прослужит очень долго», — говорит Шульц.
«И в то время не было компьютеров, были только логарифмические линейки», — замечает он.
«Они придали самолету невероятную выносливость, рассчитанную на бесчисленное количество взлетов и турбулентность, — говорит Шульц. — Здесь инженерный гений превзошел сам себя, в этом и есть секрет его многолетней мощи».
Ветеран операции «Буря в пустыне» полковник Уоррен Уорд тоже превозносит прочность «Баффа».
«Он всегда вернет вас домой. Он страшный, но работу свою делает хорошо. Появлялись другие самолеты, которые должны были его заменить — В-1, например. Но не вышло. Потом В-2, и снова не получилось», — говорит Уорд.
Технические характеристики[ | ]
Параметр | Значение |
Экипаж | 3 |
Пассажировместимость | 15-17 |
Длина | 18,50 м (с поплавками 19,40 м) |
Размах крыльев | 29,25 м |
Высота | 4,65 м, с шасси 6,10 м |
Площадь крыла | 110,50 м² |
Масса пустого | 5720 кг |
Максимальная взлетная масса | 10 500 кг |
Полезная нагрузка | 1500 кг |
Двигатели | 3 × BMW 132 (несколько вариантов) или 3 × Pratt & Whitney «Hornet» или 3 × Elizalde Beta (испанская копия циклона Райта ) |
Мощность | От 3 × 600 л.с. (около 440 кВт) до 3 × 750 л.с. (около 550 кВт) |
Скорость взлета | 120 км / ч |
Максимальная скорость | 290 км / ч |
Крейсерская скорость | 180 км / ч |
Скорость посадки | 106 км / ч |
Высота саммита | 6300 м |
Дальность | 1200-1300 км |
Вооружение | один MG 131 калибра 13 мм в открытом положении над фюзеляжем, два MG 7,92 мм по бокам фюзеляжа |
Придумано – подписано
1954-й стал годом подписания приказа Министерства авиационной промышленности, в соответствии с которым ОКБ-23 (официальный индекс бюро В.М. Мясищева) надлежало уже в 1958 предоставить разъемную ударную систему на Госиспытания. Но уже в следующем – 1955 году – результаты многочисленных опытных исследований и продувок показали тупиковость «цирка Вахмистрова».
В частности, предлагаемая компоновка по схеме «утка» продемонстрировала более низкое аэродинамическое качество по сравнению с машиной классической схемы.
Справедливости ради следует отметить, что в середине 50-х параллельно велись аналогичные разработки в КБ П.В. Цыбина по созданию двухступенчатой системы с использованием носителя Ту-95Н и реактивного бомбардировщика РС. Последний должен был разгоняться до 3000 км/ч. С 1956 г. туполевцы приступили к исследованиям по тематике самолета проекта «108» со скоростью до 1500 км/ч.
Параллельно под руководством С.М. Лавочкина и В.Н. Челомея велись работы по созданию беспилотных систем «Буря» и «Буран», которые должны были иметь межконтинентальный радиус применения с крейсерской скоростью в 3 Маха.
Последней попыткой КБ В.М. Мясищева освоить составную «зазвуковую» (как тогда писали) тему стал проект, компонентами которого должны были стать большой одноразовый танкер в связке с пилотируемым носителем ядерного оружия.
Основная сложность предложенного тандема заключалась в совместном полете на все той же зазвуковой скорости. Впрочем, серийного воплощения перечисленные проекты уже не получили.
Использование[ | ]
В ходе боевых действий[ | ]
Обвиняем убийц детей и женщин!
Испанский плакат 1937 с изображением Ю-52/3М
Впоследствии Ю 52
стал основным военно-транспортным самолётом Германии во Второй мировой войне. Широко применялся на всех фронтах и в тылу, производился всю войну. Принимал активное участие в крупнейшей немецкой воздушно-десантной операции — захвате острова Крит. Использовался для снабжения войск, в том числе и попавших в окружение, выстраивая «воздушные мосты» снабжения.
После окружения немецких войск под Сталинградом, попытка организовать их снабжение авиацией при отсутствии господства в воздухе и мощной советской системе ПВО, а также в результате разгрома Тацинского аэродрома 24 танковым корпусом, привело к потере свыше 300 военно-транспортных Ю 52
. Это, а также утраченное во второй половине войны превосходство в воздухе привело к снижению роли немецкой военно-транспортной авиации в боевых действиях. Тем не менее,
Ю 52
производился до самого конца войны. В завершающий период войны и после капитуляции Германии большая их часть была уничтожена.
Последний раз массово использовался во время наступления в Арденнах (операция «Вахта на Рейне»). Во время операции самолёты Ju-52 произвели выброску воздушного десанта в тылу американцев, но из-за неопытности пилотов парашютисты были рассеяны на большой территории. После парашютисты решили выходить к своим. Хотя из 200 человек вышло менее половины, они навели панику в тылу союзников.
Производство и использование после войны[ | ]
После окончания Второй мировой войны эта модель самолёта в небольших количествах производилась во Франции под названием Amiot A.A.C. 1 Toucan (серия в 415 машин, до 1947) и в Испании (до 1952).
В настоящее время в мире имеется более 20 таких самолётов в качестве памятников и музейных экспонатов и несколько летающих экземпляров[1]. 5 августа 2020 года в Швейцарии разбился один из лётных экземпляров, погибли 20 человек[2][3].
История создания транспортного самолета Ju-52
Разработка транспортного самолёта Ju-52 началась в 1929 году в конструкторском бюро под руководством Эрнста Цинделя. Задача перед конструкторами стояла довольно типичная — создать дешевый, надежный, простой в обслуживании и производстве самолет. При этом собственно летные данные, скорость и высота полета решающего значения не имели.
В том же году был готов проект будущего Ju-52, первоначально одномоторного самолёта, во многом повторяющего конструкцию другого детища — самолета W-33. Однако уже в нем была заложена важная особенность — конструкция предполагала возможность без дополнительных переделок установить не один, а сразу три двигателя.
Первый прототип одномоторного транспортника (под индексом Ju-52ba) был построен в сентябре 1930 года, в его левом борту и верхней части фюзеляжа были оборудованы грузовые люки, для облегчения погрузки и разгрузки самолёта. 13 октября 1930 года самолет впервые поднялся в воздух, а 17 февраля 1931 г. был продемонстрирован публике в берлинском аэропорту Темпельхоф. Первый Ju-52/3mce (трёхмоторный) впервые поднялся в небо в апреле 1931 года.
Однодвигательный Junkers-52 Канадских авиалиний
Надо отдать должное — несмотря на успешные испытания, к серийному производству самолет пока не рекомендовали, а продолжали испытывать на практике, для чего в июне 1931 года его даже сдали в опытную эксплуатацию авиа.
По итогам года работ, в конструкцию Ju-52 было внесено множество изменений — был доработан планёр, усилено крыло, произведена замена двигателей.
Только в 1932 году начались поставки самолёта коммерческим авиакомпаниям, а осенью 1933 года в производство пошла и военная версия транспортника — Ju-52/3mge.
Производство Ju-52 продолжалось аж до конца 1944 года (!), всего выпущено более 4800 самолётов различных модификаций.
Гражданский вариант широко поставлялся на экспорт, а военный использовался в Италии, Австрии (4 самолёта), Португалии (10) и Швейцарии (3). Да, это звучит довольно необычно, но привычный нам «фашистский транспортник» (на родине любовно называемый «Тётушка Ю») успел повоевать так, что хватило бы и на других — середине 1930-х годов Ju-52 составляли две трети от всей бомбардировочной авиации люфтваффе! Даже во Второй Мировой войне эта заслуженная к тому времени машина воевала на стороне союзников Германии: Венгрии, Румынии, Финляндии.
Схема германского транспортного самолета Ju-52
Эксплуатанты[ | ]
Европа[ | ]
- Германия — на вооружении люфтваффе с момента образования в 1933 году до капитуляции Германии в мае 1945 года
- Австрия — ÖLAG, 9 самолётов[4].
- Бельгия — Sabena, 13.
- Болгария — в 1938 году два Ju 52/3mg4e получены из Германии для военно-воздушных сил Болгарии. Также после войны ДВС / ТАБСО, в том числе французские A.A.C. 1 Toucan.
- Великобритания British Airways Ltd (1935) — 3
- BOAC — 3
- RAS — 11
- BEA- 10
- DNL, 12
- Aigle Azur — 3
- AB Aerotrafik — 1
Азия[ | ]
- Сирия —
- Турция
Африка[ | ]
- Бельгийское Конго — Force Publique
- Португальский Мозамбик — LAM Mozambique Airlines
- ЮАР — South African Airways
Америка[ | ]
- Аргентина
- Боливия
- Бразилия
- Канада
- Колумбия
- Перу
- США — 1 самолёт в ВВС под наименованием Junkers C-79
- Уругвай
- Эквадор
Австралия (Новая Гвинея)[ | ]
- Gibbes Sepik Airways
- Mandated Airlines
Эксплуатанты
- Германия Германия — на вооружении люфтваффе с момента образования в 1933 году до капитуляции Германии в мае 1945 года
- Болгария — в 1938 году два Ju 52/3mg4e получены из Германии для военно-воздушных сил Болгарии
- Финляндия Финляндия — два пассажирских самолёта Ju-52/3m финской авиа после начала финской войны 1939—1940 были переданы в состав военно-воздушных сил Финляндии[4]
- СССР СССР — в СССР эксплуатировался в 1934—1949 годах. Использовались советско-германской компанией Дерулюфт на линии Москва- Берлин.[5] После присоединения государств Прибалтики в парк Прибалтийского управления ГВФ вошли два Ju 52/3m эстонской авиакомпании AGO. Они некоторое время эксплуатировались на линии Рига — Великие Луки — Москва. Во время и после войны экслпуатировалось до 37 трофейных Ju 52, которые были списаны в 1947—1949 годах.[6]
- Швейцария Швейцария — в военно-воздушных силах Швейцарии эксплуатировался до 1980-х годов. После этого были собраны средства для переделки нескольких военных самолётов в пассажирские. С 1983 года они осуществляют полёты в авиакомпании Ju-Air.
Интересные факты[ | ]
- 15 мая 1941 года немецкий Ju 52 вторгся в советское воздушное пространство и, пролетев по маршруту Белосток — Минск — Смоленск незамеченным, приземлился в Москве на центральном аэродроме около стадиона «Динамо»[8].
- Один из финских Ju 52, имевших собственное название «Каlevа», был сбит советскими бомбардировщиками ДБ-3Т 14 июня 1940 года. Он выполнял рейс Таллин — Хельсинки.
- 5 августа 2020 года в горах Швейцарии разбился Junkers Ju 52 с бортовым номером HB-HOT, 17 пассажиров и три члена экипажа погибли[2][3].
Заокеанское отступление №1 или «а что там у американцев»
Завершая тему составных проектов, стоит отметить эволюцию американского самолета B-58 «Хастлер». В те же 50-е он трансформировался от ударного сверхзвукового подвесного «паразита», отделяемого от летающего авианосца B-36 до самостоятельного носителя. Правда и сам носитель возвращался на родной аэродром лишь частично.
В полете к цели машина избавлялась от контейнера с ядерным боеприпасом. Помимо БЧ, контейнер был укомплектован топливными баками, двигателем и системой наведения. Внутренних отсеков для вооружения самолет не имел вовсе.
Тактико-технические характеристики Ju.52/3m-mg7e[ | ]
Ju 52/3m
Источник данных: [9]
Технические характеристики
- Экипаж: 2-3 чел.
- Пассажировместимость: 18 чел.
- Грузоподъёмность: 1500 кг
- Длина: 18,9 м
- Размах крыла: 29,3 м
- Высота: 5,55 м
- Площадь крыла: 110 м²
- Масса пустого: 6500 кг
- Нормальная взлётная масса: 10500 кг
- Максимальная взлётная масса: 11000 кг
- Силовая установка: 3 × ПД BMW-132T-2
- Мощность двигателей: 3 × 830 л.с.
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 285 км/ч
- Крейсерская скорость: 250 км/ч
- Практическая дальность: 1090 км
- Практический потолок: 5900 м
- Скороподъёмность: 175 м/мин
Вооружение
- Стрелково-пушечное: один 7,9-мм пулемет MG-15 или 13-мм MG-131 на верхней турели, один MG-15 над кабиной, два MG-15 в боковых окнах
- Бомбы: 10×50 кг бомб или 2× 250-кг бомбы;
Модификации транспортного самолета Ju-52
- Ju-52ba — первый прототип с V-образным 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения Jumo-L88a мощностью 800 л.с. Первый полёт 13 октября 1930 года.
- Ju-52bе — с двигателем BMW VIIaU мощностью 685 л.с. и двухлопастным деревянным винтом (позже четырёхлопастным). Переоборудован из первого прототипа в начале 1931 года.
- Ju-52/1m — однодвигательный. В 1931-1935 годах изготовлено 6 самолётов. Ju-52bi — с двухрядным звездообразным двигателем Астранг-Сиддли «Леопард» мощностью 800 л.с., поплавковым шасси, увеличенным рулём направления, усиленным крылом.
- Ju-52сai — пассажирский, с двигателем BMW XIaU мощностью 800 л.с., салоном на 15 мест.
- Ju-52сao — c двигателем Роллс-Ройс «Баззард» мощностью 825 л.с. В 1936 году переоборудован канадский Ju-52ce.
- Ju-52ce — с двигателем BMW VIIaU и усиленным крылом. Изготовлено 4 самолёта (один из них на поплавках). 1 самолёт поставлен в Канаду.