Самолет «Юнкерс» Ju 52/3m – «тетушка Ю» или «железная Анна»


Junkers Ju 52
ТипПассажирский и военно-транспортный самолёт
ПроизводительJunkers
Главный конструкторЭрнст Зиндель
Первый полёт13 октября 1930 года (Ju 52/1m) 7 марта 1932 года (Ju 52/3m)
Начало эксплуатации1932
СтатусЭксплуатируются отдельные экземпляры
ЭксплуатантыЛюфтваффе
Deutsche Luft Hansa[en] ВВС Испании
Годы производства1932 — 1945
Единиц произведено4845
Медиафайлы на Викискладе

Силы Испанского Иностранного легиона ожидают приказа на погрузку в германский Ю-52. Тетуан, 1936
Юнкерс Ю 52/3м

(нем. Junkers Ju.52/3m, «
3m
» в обозначении означает
drei Motoren
— трёхмоторный) — немецкий пассажирский и военно-транспортный самолёт. Производился фирмой Юнкерса с 1932 по 1945 год.

Самолёт получил неофициальные прозвища: «Tante Ju» — «Тётушка Ю» и «Железная Анни», во время гражданской войны в Испании — «Pava» («Индюшка»).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Технические характеристики
  • 3 Использование 3.1 В ходе боевых действий
  • 3.2 Производство и использование после войны
  • 4 Эксплуатанты
      4.1 Европа
  • 4.2 Азия
  • 4.3 Африка
  • 4.4 Америка
  • 4.5 Австралия (Новая Гвинея)
  • 5 Галерея
  • 6 Интересные факты
  • 7 Тактико-технические характеристики Ju.52/3m-mg7e
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки
  • 10 Примечания
  • История[ | ]

    Производился фирмой Юнкерса с 1932 по 1945 год. Построенный в 1930 году прототип Юнкерс Ю 52

    имел один двигатель и характерный фюзеляж из гофрированного металла. По итогам прохождения испытаний, число двигателей было доведено до трёх, и самолёт получил обозначение Ju 52/3m. Добавление двигателей значительно улучшило лётные характеристики Ju 52, и он поступил в коммерческую эксплуатацию. Первоначально самолёт использовался в роли пассажирского авиалайнера в авиакомпаниях Люфтганза и советско-германской Дерулюфт. Пассажирский семнадцатиместный Ju 52 совершал рейс из Берлина в Рим за 8 часов. Был создан и транспортный вариант. По некоторым сведениям, в конструкцию этого самолёта изначально была заложена возможность быстрой модернизации его в лёгкий бомбардировщик.

    В 1936—1939 гг. модернизированные Ju 52 в составе возрождённых люфтваффе приняли участие в Испанской гражданской войне (в составе Легион «Кондор»), но уже в те годы его лётные характеристики как бомбардировщика оказались недостаточными, и Ju 52 понесли значительные потери. Значительную роль на начальном этапе франкистского мятежа сыграли транспортные самолёты, использованные для переброски войск. Гитлер так оценил их значение: «Франко должен воздвигнуть памятник Ю 52. Этому самолёту обязана победа революции в Испании»

    .

    Характеристики бомбардировщика В-52

    • Первый полет: 1952 год.
    • На вооружении с 1955 года.
    • Период эксплуатации — до 2044 года.
    • Всего было построено 744 бомбардировщика В-52 различных модификаций.
    • Последний — В-52Н — был выпущен в октябре 1962 года.
    • Сейчас эксплуатируются 85 самолетов.
    • Предназначен для ударов ядерными ракетами, но ни разу этот вид оружия использован не был.
    • Экипаж состоит из пяти человек: командир, пилот, радист, штурман и инженер-электронщик.
    • Размах крыльев — 56,4 метра, длина — 48,5 метра, высота — 12,4 метра, вес — 83 тыс. кг.
    • Расстояние полета без дозаправки — 14 тысяч километров.

    «Те инженеры, впервые нарисовавшие его на салфетке где-то в штате Огайо , я думаю, понимали, что придумали отличную и успешную штуку, которая прослужит очень долго», — говорит Шульц.

    «И в то время не было компьютеров, были только логарифмические линейки», — замечает он.

    «Они придали самолету невероятную выносливость, рассчитанную на бесчисленное количество взлетов и турбулентность, — говорит Шульц. — Здесь инженерный гений превзошел сам себя, в этом и есть секрет его многолетней мощи».

    Ветеран операции «Буря в пустыне» полковник Уоррен Уорд тоже превозносит прочность «Баффа».

    «Он всегда вернет вас домой. Он страшный, но работу свою делает хорошо. Появлялись другие самолеты, которые должны были его заменить — В-1, например. Но не вышло. Потом В-2, и снова не получилось», — говорит Уорд.

    Технические характеристики[ | ]

    ПараметрЗначение
    Экипаж3
    Пассажировместимость15-17
    Длина18,50 м (с поплавками 19,40 м)
    Размах крыльев29,25 м
    Высота4,65 м, с шасси 6,10 м
    Площадь крыла110,50 м²
    Масса пустого5720 кг
    Максимальная взлетная масса10 500 кг
    Полезная нагрузка1500 кг
    Двигатели3 × BMW 132 (несколько вариантов) или
    3 × Pratt & Whitney «Hornet» или 3 × Elizalde Beta (испанская копия циклона Райта )
    МощностьОт 3 × 600 л.с. (около 440 кВт) до 3 × 750 л.с. (около 550 кВт)
    Скорость взлета120 км / ч
    Максимальная скорость290 км / ч
    Крейсерская скорость180 км / ч
    Скорость посадки106 км / ч
    Высота саммита6300 м
    Дальность1200-1300 км
    Вооружениеодин MG 131 калибра 13 мм в открытом положении над фюзеляжем,
    два MG 7,92 мм по бокам фюзеляжа

    Придумано – подписано

    1954-й стал годом подписания приказа Министерства авиационной промышленности, в соответствии с которым ОКБ-23 (официальный индекс бюро В.М. Мясищева) надлежало уже в 1958 предоставить разъемную ударную систему на Госиспытания. Но уже в следующем – 1955 году – результаты многочисленных опытных исследований и продувок показали тупиковость «цирка Вахмистрова».

    М-50 Мясищева

    В частности, предлагаемая компоновка по схеме «утка» продемонстрировала более низкое аэродинамическое качество по сравнению с машиной классической схемы.

    Справедливости ради следует отметить, что в середине 50-х параллельно велись аналогичные разработки в КБ П.В. Цыбина по созданию двухступенчатой системы с использованием носителя Ту-95Н и реактивного бомбардировщика РС. Последний должен был разгоняться до 3000 км/ч. С 1956 г. туполевцы приступили к исследованиям по тематике самолета проекта «108» со скоростью до 1500 км/ч.

    Параллельно под руководством С.М. Лавочкина и В.Н. Челомея велись работы по созданию беспилотных систем «Буря» и «Буран», которые должны были иметь межконтинентальный радиус применения с крейсерской скоростью в 3 Маха.

    Последней попыткой КБ В.М. Мясищева освоить составную «зазвуковую» (как тогда писали) тему стал проект, компонентами которого должны были стать большой одноразовый танкер в связке с пилотируемым носителем ядерного оружия.

    Основная сложность предложенного тандема заключалась в совместном полете на все той же зазвуковой скорости. Впрочем, серийного воплощения перечисленные проекты уже не получили.

    Использование[ | ]

    В ходе боевых действий[ | ]

    Обвиняем убийц детей и женщин!
    Испанский плакат 1937 с изображением Ю-52/3М

    Впоследствии Ю 52

    стал основным военно-транспортным самолётом Германии во Второй мировой войне. Широко применялся на всех фронтах и в тылу, производился всю войну. Принимал активное участие в крупнейшей немецкой воздушно-десантной операции — захвате острова Крит. Использовался для снабжения войск, в том числе и попавших в окружение, выстраивая «воздушные мосты» снабжения.

    После окружения немецких войск под Сталинградом, попытка организовать их снабжение авиацией при отсутствии господства в воздухе и мощной советской системе ПВО, а также в результате разгрома Тацинского аэродрома 24 танковым корпусом, привело к потере свыше 300 военно-транспортных Ю 52

    . Это, а также утраченное во второй половине войны превосходство в воздухе привело к снижению роли немецкой военно-транспортной авиации в боевых действиях. Тем не менее,
    Ю 52
    производился до самого конца войны. В завершающий период войны и после капитуляции Германии большая их часть была уничтожена.

    Последний раз массово использовался во время наступления в Арденнах (операция «Вахта на Рейне»). Во время операции самолёты Ju-52 произвели выброску воздушного десанта в тылу американцев, но из-за неопытности пилотов парашютисты были рассеяны на большой территории. После парашютисты решили выходить к своим. Хотя из 200 человек вышло менее половины, они навели панику в тылу союзников.

    Производство и использование после войны[ | ]

    После окончания Второй мировой войны эта модель самолёта в небольших количествах производилась во Франции под названием Amiot A.A.C. 1 Toucan (серия в 415 машин, до 1947) и в Испании (до 1952).

    В настоящее время в мире имеется более 20 таких самолётов в качестве памятников и музейных экспонатов и несколько летающих экземпляров[1]. 5 августа 2020 года в Швейцарии разбился один из лётных экземпляров, погибли 20 человек[2][3].

    История создания транспортного самолета Ju-52

    Разработка транспортного самолёта Ju-52 началась в 1929 году в конструкторском бюро под руководством Эрнста Цинделя. Задача перед конструкторами стояла довольно типичная — создать дешевый, надежный, простой в обслуживании и производстве самолет. При этом собственно летные данные, скорость и высота полета решающего значения не имели.

    В том же году был готов проект будущего Ju-52, первоначально одномоторного самолёта, во многом повторяющего конструкцию другого детища — самолета W-33. Однако уже в нем была заложена важная особенность — конструкция предполагала возможность без дополнительных переделок установить не один, а сразу три двигателя.

    Первый прототип одномоторного транспортника (под индексом Ju-52ba) был построен в сентябре 1930 года, в его левом борту и верхней части фюзеляжа были оборудованы грузовые люки, для облегчения погрузки и разгрузки самолёта. 13 октября 1930 года самолет впервые поднялся в воздух, а 17 февраля 1931 г. был продемонстрирован публике в берлинском аэропорту Темпельхоф. Первый Ju-52/3mce (трёхмоторный) впервые поднялся в небо в апреле 1931 года.

    Надо отдать должное — несмотря на успешные испытания, к серийному производству самолет пока не рекомендовали, а продолжали испытывать на практике, для чего в июне 1931 года его даже сдали в опытную эксплуатацию авиа.

    По итогам года работ, в конструкцию Ju-52 было внесено множество изменений — был доработан планёр, усилено крыло, произведена замена двигателей.

    Только в 1932 году начались поставки самолёта коммерческим авиакомпаниям, а осенью 1933 года в производство пошла и военная версия транспортника — Ju-52/3mge.

    Производство Ju-52 продолжалось аж до конца 1944 года (!), всего выпущено более 4800 самолётов различных модификаций.

    Гражданский вариант широко поставлялся на экспорт, а военный использовался в Италии, Австрии (4 самолёта), Португалии (10) и Швейцарии (3). Да, это звучит довольно необычно, но привычный нам «фашистский транспортник» (на родине любовно называемый «Тётушка Ю») успел повоевать так, что хватило бы и на других — середине 1930-х годов Ju-52 составляли две трети от всей бомбардировочной авиации люфтваффе! Даже во Второй Мировой войне эта заслуженная к тому времени машина воевала на стороне союзников Германии: Венгрии, Румынии, Финляндии.

    Эксплуатанты[ | ]

    Европа[ | ]

    • Германия — на вооружении люфтваффе с момента образования в 1933 году до капитуляции Германии в мае 1945 года
    • Австрия — ÖLAG, 9 самолётов[4].
    • Бельгия — Sabena, 13.
    • Болгария — в 1938 году два Ju 52/3mg4e получены из Германии для военно-воздушных сил Болгарии. Также после войны ДВС / ТАБСО, в том числе французские A.A.C. 1 Toucan.
    • Великобритания British Airways Ltd (1935) — 3
    • BOAC — 3
    • RAS — 11
    • BEA- 10
  • Венгрия — Malert, 7 или 8 машин, позже реквизированных ВВС.
  • Греция — HEES/SHCA: № 5984 (SX-ACF), № 6004 (SX-ACI), и № 6025 (SX-ACI).
  • Дания — DDL, 3.
  • Испания — Iberia, 22.
  • Италия — Ala Littoria, 8.
  • Норвегия
      DNL, 12
  • SAS, 5
  • Польша — LOT- 1
  • Португалия — Servicas Aereos Portugueses — 1
  • Румыния — LARES — 5
  • Словакия —Словацкие воздушные силы
  • СССР — в СССР эксплуатировался в 1934—1949 годах. Использовались советско-германской компанией Дерулюфт на линии Москва- Берлин.[5] После присоединения государств Прибалтики в парк Прибалтийского управления ГВФ вошли два Ju 52/3m эстонской авиакомпании AGO. Они некоторое время эксплуатировались на линии Рига — Великие Луки — Москва. Во время и после войны экслпуатировалось до 37 трофейных Ju 52, которые были списаны в 1947—1949 годах.[6]
  • Финляндия — два пассажирских самолёта Ju-52/3m финской авиа после начала финской войны 1939—1940 были переданы в состав военно-воздушных сил Финляндии[7]
  • Франция
      Aigle Azur — 3
  • Air Atlas — 9
  • Air France — 92
  • Air Fret — 1
  • Air Ocean — 1
  • CTA — 1
  • SANA — 11
  • Societé de Transports Aériens — 2
  • Societé Aero Cargo — 3
  • TAI — 7
  • Хорватия — Военно-воздушные силы Независимого государства Хорватия
  • Чехословакия — ČSA, 5.
  • Швейцария — в военно-воздушных силах Швейцарии эксплуатировался до 1980-х годов. После этого были собраны средства для переделки нескольких военных самолётов в пассажирские. С 1983 года они осуществляют полёты в авиакомпании Ju-Air.
  • Швеция
      AB Aerotrafik — 1
  • AB Aerotransport, 9
  • AB Skandinavisk Flygtransport, 4
  • Эстония — Ago, 2: ES-AGO (ранее D-AXWA) и ES-AUL (D-AXWB).
  • Югославия — Jat, 3 самолёта.
  • Азия[ | ]

    • Сирия —
    • Турция

    Африка[ | ]

    • Бельгийское Конго — Force Publique
    • Португальский Мозамбик — LAM Mozambique Airlines
    • ЮАР — South African Airways

    Америка[ | ]

    • Аргентина
    • Боливия
    • Бразилия
    • Канада
    • Колумбия
    • Перу
    • США — 1 самолёт в ВВС под наименованием Junkers C-79
    • Уругвай
    • Эквадор

    Австралия (Новая Гвинея)[ | ]

    • Gibbes Sepik Airways
    • Mandated Airlines

    Эксплуатанты

    • Германия Германия — на вооружении люфтваффе с момента образования в 1933 году до капитуляции Германии в мае 1945 года
    • Болгария — в 1938 году два Ju 52/3mg4e получены из Германии для военно-воздушных сил Болгарии
    • Финляндия Финляндия — два пассажирских самолёта Ju-52/3m финской авиа после начала финской войны 1939—1940 были переданы в состав военно-воздушных сил Финляндии[4]
    • СССР СССР — в СССР эксплуатировался в 1934—1949 годах. Использовались советско-германской компанией Дерулюфт на линии Москва- Берлин.[5] После присоединения государств Прибалтики в парк Прибалтийского управления ГВФ вошли два Ju 52/3m эстонской авиакомпании AGO. Они некоторое время эксплуатировались на линии Рига — Великие Луки — Москва. Во время и после войны экслпуатировалось до 37 трофейных Ju 52, которые были списаны в 1947—1949 годах.[6]
    • Швейцария Швейцария — в военно-воздушных силах Швейцарии эксплуатировался до 1980-х годов. После этого были собраны средства для переделки нескольких военных самолётов в пассажирские. С 1983 года они осуществляют полёты в авиакомпании Ju-Air.

    Интересные факты[ | ]

    • 15 мая 1941 года немецкий Ju 52 вторгся в советское воздушное пространство и, пролетев по маршруту Белосток — Минск — Смоленск незамеченным, приземлился в Москве на центральном аэродроме около стадиона «Динамо»[8].
    • Один из финских Ju 52, имевших собственное название «Каlevа», был сбит советскими бомбардировщиками ДБ-3Т 14 июня 1940 года. Он выполнял рейс Таллин — Хельсинки.
    • 5 августа 2020 года в горах Швейцарии разбился Junkers Ju 52 с бортовым номером HB-HOT, 17 пассажиров и три члена экипажа погибли[2][3].

    Заокеанское отступление №1 или «а что там у американцев»

    Завершая тему составных проектов, стоит отметить эволюцию американского самолета B-58 «Хастлер». В те же 50-е он трансформировался от ударного сверхзвукового подвесного «паразита», отделяемого от летающего авианосца B-36 до самостоятельного носителя. Правда и сам носитель возвращался на родной аэродром лишь частично.

    М-60 самолёт

    В полете к цели машина избавлялась от контейнера с ядерным боеприпасом. Помимо БЧ, контейнер был укомплектован топливными баками, двигателем и системой наведения. Внутренних отсеков для вооружения самолет не имел вовсе.

    Тактико-технические характеристики Ju.52/3m-mg7e[ | ]

    Ju 52/3m
    Источник данных: [9]

    Технические характеристики

    • Экипаж: 2-3 чел.
    • Пассажировместимость: 18 чел.
    • Грузоподъёмность: 1500 кг
    • Длина: 18,9 м
    • Размах крыла: 29,3 м
    • Высота: 5,55 м
    • Площадь крыла: 110 м²
    • Масса пустого: 6500 кг
    • Нормальная взлётная масса: 10500 кг
    • Максимальная взлётная масса: 11000 кг
    • Силовая установка: 3 × ПД BMW-132T-2
    • Мощность двигателей: 3 × 830 л.с.

    Лётные характеристики

    • Максимальная скорость: 285 км/ч
    • Крейсерская скорость: 250 км/ч
    • Практическая дальность: 1090 км
    • Практический потолок: 5900 м
    • Скороподъёмность: 175 м/мин

    Вооружение

    • Стрелково-пушечное: один 7,9-мм пулемет MG-15 или 13-мм MG-131 на верхней турели, один MG-15 над кабиной, два MG-15 в боковых окнах
    • Бомбы: 10×50 кг бомб или 2× 250-кг бомбы;

    Модификации транспортного самолета Ju-52

    • Ju-52ba — первый прототип с V-образным 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения Jumo-L88a мощностью 800 л.с. Первый полёт 13 октября 1930 года.
    • Ju-52bе — с двигателем BMW VIIaU мощностью 685 л.с. и двухлопастным деревянным винтом (позже четырёхлопастным). Переоборудован из первого прототипа в начале 1931 года.
    • Ju-52/1m — однодвигательный. В 1931-1935 годах изготовлено 6 самолётов. Ju-52bi — с двухрядным звездообразным двигателем Астранг-Сиддли «Леопард» мощностью 800 л.с., поплавковым шасси, увеличенным рулём направления, усиленным крылом.
    • Ju-52сai — пассажирский, с двигателем BMW XIaU мощностью 800 л.с., салоном на 15 мест.
    • Ju-52сao — c двигателем Роллс-Ройс «Баззард» мощностью 825 л.с. В 1936 году переоборудован канадский Ju-52ce.
    • Ju-52ce — с двигателем BMW VIIaU и усиленным крылом. Изготовлено 4 самолёта (один из них на поплавках). 1 самолёт поставлен в Канаду.
  • Ju-52/3mba — самолёт президента FAI Бибеску. Отличался центральным двигателем Испано-Сюиза 12Nb (650 л.с.) с трёхлопастным винтом и боковыми 12Mb (525 л.с.) с двухлопастными винтами, большими коками винтов, водяными и масляными радиаторами увеличенной площади под крылом, хвостовым колесом. Изготовлен в 1932 году.
  • Ju-52/3mce — прототип трёхдвигательного, с двигателями Прэтт-Уитни «Хорнет» мощностью 600 л.с. с двухлопастными деревянными винтами, увеличенным размахом крыла, отсутствием капотов. Первый полёт 7 марта 1932 года.
  • Ju-52/3mce — серийный пассажирский с двигателями BMW «Хорнет» мощностью 525 л.с., остеклением кабины пилотов, отсутствием грузовых люков. Часть самолётов оснащалась «кольцами Тауненда». В 1932-1933 годах изготовлено 12 самолётов. Поставлялся в Колумбию (3 самолёта), Боливию (1), Швецию (1 поплавковый).
  • Ju-52/3mсi «Сампо» — экспортный для Финляндии с двигателями Прэтт-Уитни «Хорнет» T2D-1 (позже BMW.132Z-3), отсутствием капотов, трехёлопастным винтом центрального двигателя и двухлопастными боковых, отдельной дверью кабины экипажа, хвостовым колесом, радиопеленгатором. В комплект входили и поплавки. Изготовлен летом 1932 года.
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: