Стратегический бомбардировщик Ту-160, технические и летные характеристики «Белого лебедя»


Габариты

Ту-160 за красоту лётчики назвали «Белым лебедем». Он считается самым крупным и тяжёлым военным самолётом. Бомбардировщик может на своём борту поднять крылатые ракеты последней версии, имеющие ядерные боеголовки.

'Ту-160

Натовцы дали этому самолёту название — «Blackjack», или «дубинка». На вооружении ВВС РФ он с 1987 года. Всего было изготовлено всего лишь 35 таких боевых машин. Правда, в рабочем состоянии к 2013 году осталось лишь 16 бомбардировщиков. Все они прошли модернизацию до стандарта Ту-160 М, а до 2023 года ожидается изготовление новых версий — М2.

Этот самолёт имеет высоту — 13,1 м и длину — 54,1 м. Бомбардировщик может без посадки пролететь 13 000 000 м, развить скорость до 2 200 км/ч и подняться в небо на высоту 18 000 м.

Аварии и катастрофы

За всю историю эксплуатации были потеряны два экземпляра Ту-160. Весной 1987 года второй самолет опытной серии потерпел крушение из-за разрушения двигателя, всем членам экипажа удалось успешно катапультироваться. 18 сентября 2003 года Ту-160 (бортовой номер «01 красный», собственное имя «Михаил Громов) потерпел крушение близ пос. Степное (Советский район Саратовской обл.). В ходе контрольного полета из-за отказа системы дренажа произошло «схлопывание» правого топливного бака и возник пожар правых двигателей, после чего самолет взорвался и разрушился, экипаж погиб.

История создания

Самолёт, всем знакомый по прозвищу «Белый лебедь», был спроектирован под конец шестидесятых минувшего столетия, как ответ на появление сверхзвукового «американца» Rockwell B-1 «Лансер». Имевшиеся в СССР дозвуковые Ту-95 и М-4 устарели и не могли противостоять новым авиационным разработкам противника.

Правда, по сравнению с «американцем» Ту-160 оснастили электродистанционной системой управления, полноповоротным «гребнем», улучшающим теххарактеристики крыла в районе сочленения его подвижного и неподвижного сегмента, а также цельноповоротным рулём направления. Самолёт мог без посадки пролететь почти 13 000 км. Его скоростные характеристики превышали скорость звука.

История создания бомбардировщика Ту-160 имеет ряд интересных фактов. Оказывается, на разработку этой боевой машины ушло более 10 лет. Первоначально проект разрабатывался в КБ Сухого и Мясищева. Однако впоследствии созданием самолёта занялся ОКБ Туполева.

У «туполевцев» было больше опыта в проектировании и изготовлении сверхзвуковых машин. Например, ими был создан сверхзвуковой Ту-144. К тому же «туполевцами» были спроектированы военные машины Ту-22 и Ту-95. Туполевский ОКБ «Опыт» имел необходимую для производства такой машины производственную, научную и техническую базу.

Первый изготовленный образец взлетел в 1981 году. Самолёты успешно прошли испытания, после чего их запустили в серийное производство на Казанском авиазаводе с 1984 года.

Ту-160

С 1981 по 1992 было изготовлено 36 бомбардировщиков. Правда, планировалось выпустить около 100 штук. Военный аэродром в г. Прилуки Черниговской области бывшей Украинской ССР получил 19 летательных аппаратов. В конце прошлого века Украина передала России 8 боевых машин в счёт погашения задолженности за газ. Ещё 10 оставшихся в Прилуках летательных аппаратов были утилизированы по просьбе США, а один экземпляр передали музею в г. Полтава.

Долгое время Казанский авиазавод не выпускал эти бомбардировщики вследствие отсутствия заказов и финансовой поддержки. После 2008 изготовление летательных аппаратов возобновилось. Старые машины прошли модернизацию. Усовершенствованные версии Ту-160 М поднимали в воздух крылатые ракеты марки Х-555. Летательные аппараты могли дозаправляться на лету от Ил-78.

Запланированное возобновление производства

В апреле 2020 года президент РФ Владимир Путин поручил возобновить серийное производство Ту-160 и перенести завершение разработки бомбардировщика нового поколения ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации) на более поздний срок. В Минобороны РФ сообщали, что серийный выпуск машин новой постройки должен начаться в 2023 году, при этом военное ведомство планирует приобрести не менее 50 таких ракетоносцев.

25 января 2020 года Минобороны РФ и ПАО «Туполев» заключили контракт на поставку российскому военному ведомству десяти модернизированных Ту-160 новой постройки общей стоимостью 160 млрд руб. Церемония прошла на Казанском авиационном заводе в присутствии Владимира Путина. По его словам, этот заказ позволит полностью загрузить предприятие до 2027 года. Самолеты новой постройки в СМИ называют Ту-160М. В октябре 2020 года газета «Взлетная полоса» Новосибирского авиазавода им. В. П. Чкалова сообщала об изготовлении и подготовке к отправке на КАЗ первого мотоотсека для Ту-160 новой постройки.

После наблюдения за демонстрационным полетом нового Ту-160 «Петр Дейнекин» Владимир Путин предложил создать гражданскую версию Ту-160. Впрочем, в сентябре 2020 года в ОАК сообщили, что новый российский сверхзвуковой пассажирский самолет будет создаваться с нуля.

Технические характеристики

Лётные достоинства Ту-160 продиктованы его техническими характеристиками. Этот сверхзвуковой ракетоносец существенно опережает американских конкурентов по многочисленным параметрам.

Технические показатели:

  • максимальная скорость судна — 2 200 км/ч (возле поверхности — 1030 км/ч);
  • крейсерская скорость — 850 км/ч;
  • дальность полета летательного аппарата — 13 тыс. км;
  • длина разбега — до 2 км;
  • скороподъёмность — 70 м/с;
  • скорость при посадке — 300 км/ч;
  • длительность пребывания в полёте — 15 часов;
  • боевой радиус — 7 300 000 м;
  • вес без загрузки — 110 тонн;
  • взлётный вес — 260 т;
  • масса поднимаемого вооружения — 40–45 тонн;
  • габариты и размах крыла самолёта: длина — 54,1 м, высота — 13,1 м, размах крыла —55,7 (50,7 и 35,6) м;
  • двигатели — 4 ТРДДФ НК 32.

Крылья

Разработка крыла с изменяемой геометрией для машины таких размеров и массы оказалось весьма нетривиальной задачей. Сложности начались уже с того, что для его создания необходимо было коренным образом менять едва ли не всю технологию производства. Государственной программой, запущенной специально для этого, руководил П. В. Дементьев.

Для того чтобы при любых положениях крыла развивалась достаточная подъемная сила, была использована довольно остроумная конструкция. Основным элементом стали так называемые «гребни». Так назывались части закрылков, которые могли отклоняться, в случае необходимости помогая самолету приобрести полную стреловидность. Кроме того, в случае изменения геометрии крыла именно «гребни» формировали плавные переходы между элементами фюзеляжа, снижая сопротивление воздуха.

Так что самолет ТУ-160, тактико-технические характеристики которого продолжают поражать и поныне, во многом обязан своей скоростью именно этим деталям.

Конструкция воздушного судна

Конструкция стратегического бомбардировщика Ту-160 изготовлена по схеме интегрального низкоплана с неподвижным крылом, меняющим в полёте свою стреловидность. Моноплан снабдили 4 двигателями, он имеет трёхопорные шасси, цельноповоротный киль, автономный энергоузел. Фюзеляж летательного аппарата слит в единое целое с центропланом и оперением. Чертежи, на основании которых создавался Ту-160, позаимствованы у нескольких Ту: 144/142 МС/22 М.

Фюзеляж

У ракетоносца Ту-160 имеется 6 основных частей. Каждая из них используются для размещения техники, оружия или лётного состава воздушного судна. В носовой — РЛС, за ней идёт отсек с радиотехникой. Центральная часть воздушного судна — неразъёмная, её протяжённость — 47 метров. Она включает фюзеляж с кабиной для лётчиков и штурмовиков, два грузоотсека, где размещается оружие. За кабинкой находится неподвижная часть крыла самолёта, кессон-отсек центроплана, гондолы двигателей. В конце — хвостовая часть.

Летательный аппарат изготовлен из различных сплавов. Основа — из алюминиевого и титанового. Элементы и механизмы воздушного судна — из легированной стали и титана.

Крыло

У Ту-160 «Белый лебедь» крыло с изменяемой стреловидностью. Такая конструкция позволяет развить максимальную скорость, но существенно сэкономить на топливе. Поворотная часть передвигается по передней кромке от 20 до 65 градусов.

Размах крыла при минимальной стреловидности — 57,7 метров. Конструкция крыла — кессонная, изготовлена из алюминиевых сплавов. Внутреннее углубление используется для размещения топливных баков.

Шасси

У бомбардировщика стратегического назначения шасси изготовлено по трёхопорной схеме. Оно включает переднюю стойку и 2 основные. Главные стойки имеют по 6 колёс каждая. Они убираются в нишу на центроплане, которая размещена между воздухозаборниками и отсеком для вооружения. Носовое шасси имеет 2 колеса. Оно также убирается в нишу под кабиной лётчиков. Уборка и выпуск шасси осуществляется гидросистемой. Передняя стойка поворотная, основные — неповоротные. Согласно техническим характеристикам воздушное судно может разгоняться и приземляться на ВПП с асфальтно-бетонным покрытием. Протяжённость полосы — 2 500 м.

Ту-160 в цифрах

Силовая установка

На летательном аппарате находятся 4 двигателя марки НК 32. Они характеризуются пониженным расходом топлива. Находятся под фюзеляжем самолёта Ту-160, попарно в гондолах. В момент запуска раскрутка двигателей осуществляется от воздушного стартёра. Для автономного энергопитания — ТА 12.

Гидросистема

Воздушное судно имеет 4 гидросистемы высокого давления. Они задействованы для управления барабанами пусковых установок, шасси, взлётно-посадочными механизмами. На 4 двигателях установлено по 2 гидронасоса. Турбонасосные установки ВСУ и ТНУК используются в качестве резерва.

Топливная система

Конструкция разрешает разместить 13 кессон-баков, которые рассчитаны на 171 тыс. л топлива. Этого количества, согласно технически характеристикам, хватит для беспосадочного полёта на расстояние 13 тыс. км. Каждый двигатель питается от своего кессон-бака. При аварии можно перекачивать топливо из одной ёмкости в другую. Предусмотрена дозаправка военного летательного аппарата в воздухе. В носовой части расположен топливоприёмник в виде убирающейся штанги. В качестве топливозаправщиков могут выступать Ил-78 или Ил-78 М. Самолёт использует азотированное авиационное топливо Т-8.

Электроснабжение

Четыре двигателя снабжены бесколлекторными генераторами постоянного тока, а также привод-генераторами переменного тока ГП-22, их мощность — 120 кВА. ВСУ ТА-12 даёт возможность обеспечить бомбардировщик резервным энергопитанием в воздухе или на земле.

Вооружение

Боевая нагрузка летательного аппарата — более 40 тыс. кг. Состав вооружения: свободнопадающие и управляемые авиабомбы крупного калибра. На борту также размещаются ракеты класса «воздух-поверхность», морские мины и ядерные боеголовки. Все авиабомбы находятся в бомбовых отсеках на барабанных пусковых установках. Тип вооружения: Х-15С (по 12 штук на МКУ), Х-55СМ (по 6 шт. на МКУ), Х-555, Х-101.

Ту-160 вооружение

Кабина

В кабине летательного аппарата Ту-160 могут находиться 4 члена экипажа — 2 лётчика и 2 штурмана. Кресла оборудованы катапультой. Борт имеет санузел и комнату отдыха для членов экипажа. Электронная техника кабины представляет собой современные ЭВМ.

Кабина Ту-160

Навигация и радиооборудование

Модели самолёта Ту-160 используют АБСУ 200. Управление — сдвоенное, вместо штурвалов — ручки. По тангажу бомбардировщик управляется цельноповоротным стабилизатором. Для управления по курсу используется цельноповоротный киль, а по крену — флапероны и интерцепторы. Применяемая навигационная установка — К-042К.

Для обнаружения и распознавания объектов на большом расстоянии имеется прицельно-навигационная установка «Обзор К». Бортовой оборонный комплекс «Байкал» обнаруживает вражеские ПВО, их расположение, создаёт в случае необходимости помехи и устанавливает ложную завесу. В его состав входят специальные установки по обнаружению любых угроз от авиации или ПВО неприятеля. Он имеет РЭБ и автоматическое устройство отстреливания ложных целей. В хвостовой части имеются отражатели и инфракрасные ловушки. Здесь же размещается теплогенератор «Огонёк». Его назначение — обнаружение ракет и самолётов неприятеля.

[править] Разновидности

Даже ОНЪ не способен убить сей богоизбранный пепелац

  • Ту-160В (Ту-161)
    — проект самолёта с силовой установкой, работающей на жидком вакууме водороде. Также от базовой модели отличался размерами фюзеляжа, рассчитанного на размещение баков с жидким водородом.
  • Ту-160 НК-74
    — с более экономичными двигателями НК-74, благодаря чему самолёт мог доставлять атомные пиздюли гораздо дальше.
  • Ту-160М
    — вариант для доставки ракет Х-90. Но в лихие 90-е ракеты, которые могли пролететь 3000 км на гиперсветезвуке, никому не сдались, посему и сама модификация самолёта была отправлена в «корзину™», откуда была потом благополучно извлечена.
  • Ту-160П
    — проект тяжёлого истребителя сопровождения, вооружённого ракетами класса «воздух — воздух» большой и средней дальности действия. Скорее всего, к счастью, так и остался проектом. Наши яйцеголовые допилили штатные средства РЭБ серийного сабжа, да так, что захватить его при визуальном контакте не может даже Миг-31, который из-за мощности своего локатора был прозван мини-ДРЛО (пруфы можно нагуглить самостоятельно по запросу изд. РП-31 Н007 «Заслон»). Также предполагаемые районы пусков тёплых и светлых ракет находятся вдали от зоны действия авиации противника.
  • Ту-160ПП
    — самолёт РЭБ был доведён до этапа изготовления НМ и полностью определён СО. Затем на него был положен МПХ.
  • Ту-160К
    — эскизный проект боевого авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Общая дальность комплекса предполагалась более 10 000 км. Разработки были прекращены в середине 80-х годов.
  • Ту-160СК
    — самолёт-носитель воздушно-космической жидкостной трёхступенчатой ракеты системы «Бурлак» массой 20 т. Предполагалось, что масса полезного груза, выводимого на орбиту, может достигать от 600 до 1100 кг, а стоимость доставки будет в 2-2,5 раза ниже, чем у аналогичных по грузоподъёмности ракет с наземным стартом. По своим характеристикам комплекс «Бурлак» должен был превосходить американский дозвуковой стартовый комплекс, созданный на базе самолёта-носителя Boeing B-52 и ракеты-носителя «Pegasus». Основное назначение — восполнение группировки спутников в случае массового экстерминатуса космодромов. Разработка комплекса началась в 1991 году, ввод в эксплуатацию планировался в 1998—2000 годах. 19 января 2000 г. в Самаре ГНПКРЦ «ЦСКБ-Прогресс» и Аэрокосмическая корпорация «Воздушный старт» подписали соглашение о сотрудничестве по созданию авиационно-ракетного комплекса космического назначения (АРККН) «Воздушный старт»[1].

Производство и эксплуатация

Серийное производство начато ещё в 1984 г. на Казанском авиазаводе. До августа 1986 с конвейера сошло 4 боевые машины. К 1992 г. было изготовлено 35 воздушных суден. Эти летательные аппараты были распределены по авиабазам союзных республик. После развала СССР несколько единиц боевой техники выкуплено ВВС РФ.

В 1992 г. Б. Ельцин принял постановление о приостановке производства летательных аппаратов, если американцы остановят выпуск своих «Лансеров». До 2020 все старые модели Ту прошли модернизацию, улучшилось качество используемых двигателей. В 2008 и 2017 выпуск бомбардировщиков возобновился. Было выпущено ещё 2 единицы техники. Все боевые машины стоят на службе в ВВС России и эксплуатируются для защиты российской территории и в военных миссиях за рубежом.

Ту-160 произвоство

На базе Ту-160 возможен выпуск пассажирского варианта сверхзвукового летательного судна. Такой самолёт сможет быстро перевезти пассажиров на большое расстояние. В СССР сверхзвуковым был лайнер Ту-144. Правда, его было экономически невыгодно использовать: билет стоил слишком дорого. Сегодня ситуация иная: многие крупные бизнес-компании могут приобрести и эксплуатировать такой лайнер.

Откуда появился новый двигатель?

Как раз в то время Конструкторское бюро, которым руководил Н. Д. Кузнецов, приступило к проектировке принципиально нового реактивного двигателя НК-32 (его создавали на основе уже хорошо зарекомендовавших себя моделей HK-144, HK-144A). В отличие от них, новая силовая установка должна была потреблять значительно меньше топлива. Кроме того, было запланировано, что часть важных конструктивных узлов возьмут из двигателя НК-25, что позволило бы удешевить производство.

Здесь нужно особенно отметить тот факт, что самолет сам по себе недешевый. В настоящее время стоимость одной единицы оценивается в 7,5 миллиардов рублей. Соответственно, в то время, когда эту перспективную машину только создавали, стоила она еще дороже. Именно поэтому построено было только 32 самолета, и каждый из них имел собственное название, а не только бортовой номер.

Специалисты Туполева сразу ухватились за такую возможность, так как она спасала их от многих проблем, которые во множестве возникли при попытках доработать двигатель от старого Ту-144. Таким образом, ситуация разрешилась ко всеобщей выгоде: самолет ТУ-160 получил великолепную силовую установку, КБ Кузнецова – ценный опыт. Сам же Туполев получил больше времени, которое можно было потратить на разработку прочих важных систем.

Применение

До 2001 года бомбардировщики применялись исключительно для нужд ВВС РФ. В боевом состоянии находились все 15 единиц техники. Шесть ракетоносцев имели на своём борту ядерные боеголовки. В 2002 г. Минобороны заключил соглашение с Казанским авиазаводом на модернизацию этих 15 бомбардировщиков. В 2007 в отремонтированном состоянии находилось 14 летательных аппаратов (один разбился во время испытаний). С 2008 по 2020 было изготовлено ещё 2 военных самолёта. Сейчас их количество — 16 штук. Модернизированные воздушные судна Ту-160 М появились в 2020. До 2020 все летательные аппараты должны быть модернизированы до стандарта М.

В 2008 г. два военных самолёта с учебным вооружением отправились в Венесуэлу. Их полёт сопровождали истребители Су-27. В Венесуэле боевые машины совершили тренировочные вылеты над нейтральной водной поверхностью Атлантического океана. После выполнения миссии вернулись на свой аэродром под г. Энгельс. Боевые летательные аппараты применялись в Сирии в 2020 г. для урегулирования военного конфликта. Боевые самолёты осуществляли вылеты и уничтожали вражеские цели. Удары наносились современными ракетами Х-555.

В 2020 году наши «Белые лебеди» прибыли на учения в Венесуэллу, после чего были высмеяны американским послом США в Колумбии Кевином Уитакером в эфире радиостанции RCN: «Эти самолеты такие старые, что не могут быть провокацией. Это же музейные экспонаты!»

Вы считаете Ту-160 устаревшим «музейным экспонатом»?

ДаНет

Подковерные баталии

В авиации существует следующая шутка: «Белого лебедя» никто никогда не разрабатывал, он вылупился как-то сам». На самом деле, конечно же, над проектом Ту-160 работали лучшие советские инженеры, но вот только создавался этот уникальный самолет, действительно, при очень странных обстоятельствах.

Дело в том, что заниматься проектом сверхзвукового бомбардировщика первоначально поручили лишь специалистам ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева, а такой гигант конструкторской мысли, как ОКБ Туполева, почему-то остался в стороне. Некоторые объясняют такой выбор большой загруженностью этого бюро в тот период, другие уверяют, что советское руководство просто не очень любило Андрея Туполева, который всегда был готов очень жестко отстаивать собственное мнение.

К началу 70-х годов участвовавшие в конкурсе разработчики представили свои проекты. Сухой презентовал Т-4МС, который в целом удовлетворял заявленным характеристикам, но являлся чересчур дорогостоящим проектом — корпус бомбардировщика предполагалось изготавливать из титана. Мясищев же представил более бюджетный М-18.

В конкурсе тогда, вроде как, побеждал М-18, но реализовать свой проект ОКБ Мясищева не дали. Советское правительство неожиданно для всей авиастроительной отрасли решает вовсе отстранить это бюро от участия в создании сверхзвукового самолета. О причинах такового поворота спорят до сих пор. Официально сообщалось лишь, что ОКБ Мясищева в то время не обладало достаточными ресурсами для реализации столь масштабного проекта.

Казалось бы, что теперь-то разработка сверхзвкового бомбардировщика точно должна была достаться ОКБ Сухого, но нет. По какой-то также не самой очевидной причине власти решили, что новый самолет должно строить ОКБ Туполева, а специалистам Сухого посоветовали бросить все силы на создание многоцелевого истребителя Су-27.

Вопрос-ответ

Многоцелевой истребитель Су-27. Инфографика В результате все бумаги как по М-18, так и по Т-4МС оказались в ОКБ Туполева. Взяв за основу проект ОКБ Мясищева, бюро создало легендарный ТУ-160, который за грациозный внешний вид и «машущие» крылья пилоты прозвали «Белым лебедем».

Количество и стоимость Ту-160 Белый лебедь

В 2013 г. в авиарезерве России было всего 16 единиц таких машин. В 2020 Минобороны разрешило приобрести для своих ВВС ещё 50 бомбардировщиков «линейки М». Новейший усовершенствованный Ту-160 М был показан зрителям в 2020. Полная модернизация всей техники должна закончиться до конца 2020. Серийное производство новых моделей начнётся в 2021–2023 годах. Сейчас в РФ количество единиц на вооружении по-прежнему равно 16.

Модернизированные бомбардировщики не смогут решить все оборонные задачи России. В планах — возобновление изготовление моделей линейки М и М2, а также пассажирского лайнера на базе Ту-160. Стоимость единицы Ту-160 — 250 000 000 долларов. Шестьдесят минут полёта обходится в 23 000 долларов.

Количество самолетов в стране

На сей день на вооружении ВКС России стоит 16 стратегических бомбардировщиков Ту-160. Правительством были приняты решением по полной модернизации самолетов, получивших теперь название Ту-160М2.

Первый полет модернизированной машины запланирован уже на февраль 2020 года. После чего планируется усовершенствовать каждую из стоящих на вооружении машин Ту-160. Это способствует обновлению Дальней Авиации и улучшению обороноспособности страны.

Модификации Ту-160

Производственная модернизация старых Ту происходит с присвоением им марки М. Более новая версия имеет название М2. Её серийный выпуск должен начаться в 2021–2023 годах.

Новый летательный аппарат будет напоминать по форме, характеристикам и внешнему виду классический вариант. Правда, на нём разместят более современное вооружение, а для преобразования энергии в работу механизмов используют последнюю версию двухконтурного турбореактивного НК-32.

Усовершенствованный самолёт будет более эффективным в бою и сможет качественно отражать атаки неприятеля. На нём предполагается установить высокоточное оружие, имеющее больший радиус поражения. Бортовая система обороны сможет защитить новую машину от всевозможных типов ракет. Увидеть цель радары смогут на расстоянии в несколько тысяч метров.

Усовершенствованный двигатель позволит увеличить расстояние беспересадочного полёта. В новейшем Ту-160 М2 будут современные вычислительные и бортовые системы, техника для радиоэлектронной борьбы. Приборное оборудование будет оснащено авионикой. На новейшей разработке установят инерциальную навигационную и астронавигационную аппаратуру. Первый полёт усовершенствованного бомбардировщика планируется в 2025 году.

Вооружение

Несмотря на всю свою внешнюю красоту и изящество, Ту-160 – это, в первую очередь, грозное боевое оружие, которому вполне по силам устроить небольшой Армагеддон на другом конце света.

Изначально «Белый лебедь» задумывался как «чистый» ракетоносец, поэтому самое мощное оружие самолета – это стратегические крылатые ракеты Х-55. Они хотя и имеют дозвуковую скорость, но летят на предельно малых высотах, с огибанием рельефа местности, что делает их перехват очень непростым делом. Х-55 способны доставить ядерный заряд на расстояние в 3 тыс. км. Ту-160 может принимать на борт до 12 таких ракет.

Для поражения целей на меньших дистанциях предназначены ракеты Х-15. Это гиперзвуковые ракеты, которые после запуска двигаются по аэробаллистической траектории, заходя в стратосферу (высота до 40 км). На каждом бомбардировщике можно разместить до 24 таких ракет.

Грузовые отсеки Ту-160 могут принимать и обычные авиабомбы, так что «Белый лебедь» можно использовать и как обычный бомбардировщик, хотя, конечно же, это не является его основным назначением.

В будущем Ту-160 планируют вооружить перспективными крылатыми ракетами Х-555 и Х-101. Они имеют большую дальность и могут быть использованы для поражения как стратегических, так и тактических целей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: