Воздушный камуфляж: окраска самолетов –когда обеспечение малозаметности обретает символический смысл

Люди, часто или хотя бы периодически летающие самолётами знают, как внешний вид этого чуда техники может повлиять на настроение в полёте. Некоторые авиакомпании (особенно в странах бывшего СССР) отправляют своих пассажиров на настолько потрёпанных «машинах», что весь путь мы можем думать только о выживании.

необычный окрас самолета

Встречаются и обратные случаи, когда авиакомпании, то ли в целях сохранения психологического равновесия клиентов, то ли из рекламных побуждений разукрашивают «стальных птиц» в удивительные цвета и рисунки. Эта статья расскажет о 9 самолётах с неординарной окраской.

1

Авиакомпании: Gol, Delta, Air France. Окрас самолёта — Rock in Rio

Джон Брамблитт, художник из американского города Дентон, всегда трогает краску руками, перед тем, как нанести её на поверхность. Таким образом, ему удаётся создавать свои шедевры, детализируя картины и наделяя их яркими красками и настоящей гаммой эмоций. Увидев его работы, люди впадают в ступор, узнав, что художник слеп. Брамблитт родился в Эль-Пасо штат Техас. Он является выпускником Университета Северного Техаса, а также рисует всю свою сознательную жизнь, не прекращая творить даже после потери зрения вследствие осложнений с эпилепсией.

Руководители нескольких компаний, занимающихся авиаперевозками, выбрали одну из картин Брамблитта для нанесения на внешнюю часть самолёта, выполняющего перевозку гостей музыкального фестиваля «Рок в Рио», который является самым массовым в Южной Америке и одним из крупнейших на земле. Мероприятие собирает миллионы зрителей, отрывающихся под выступления таких рок-знаменитостей как Queen и Guns N’Roses, а также поп-исполнителей, среди которых были Шакира и Рианна.

Самолёт используется для продвижения мероприятия, находясь в совместном пользовании компаниями-партнерами Spotify, Gol Airlines, Air France и Delta. На его корпусе нарисована «разноцветная» толпа, отрывающаяся под музыку рок-идола в синей куртке с гитарой в руках, «играющей» на руле самолёта.

2

Общие положения о маскировке самолетов

Пособие по маскировочной окраске самолетов дается по справочнику ВВС «Технология нанесения маскировочной окраски объектов ВВС» за 1974 год. Общий смысл изложенных в документе прописных истин остается актуальным и по сей день. Материал вполне сгодится и для авиамоделистов в качестве руководства к действию.

1. Маскировочное окрашивание самолетов применяется для уменьшения вероятности их обнаружения на аэродромах и в полете на малых высотах с помощью визуально-оптических и фотографических средств авиационной разведки.

2. В зависимости от характера объекта, окружающего фона и задач маскировки применяются следующие виды маскировочного окрашивания: защитное, подражающее (имитирующее) и деформирующее (искажающее).

3. Защитная окраска — обычно одноцветная, наименее заметная на данном фоне местности. Например, в летнее время при зеленом растительном покрове это будет зеленая окраска с яркостью и цветом травы; зимой, при снежном покрове — белая окраска с коэффициентом яркости 0,7-0,8; для пустынной местности защитная окраска должна иметь цвет песка (песочный, светло-песочный). Защитная окраска применяется при окрашивании орудий, танков, машин, стационарных объектов на однообразном фоне.

Су-35 закамуфлирован с учетом 'местных особенностей'.

Су-35 закамуфлирован с учетом «местных особенностей».

4. Подражающая (имитирующая) окраска — многоцветная, воспроизводящая на поверхности маскируемого объекта и вблизи расположенной от него поверхности участка местности цветной рисунок конкретного участка фона. Назначение подражающей окраски — обеспечить максимальное слияние поверхности маскируемого объекта по рисунку и цвету с фоном. Применяется главным образом для маскировки стационарных объектов.

5. Деформирующая окраска — крупнопятнистая, многоцветная, применяется только для окраски подвижных объектов, в том числе и самолетов, обладающих резко выраженной типичной формой, значительными габаритами и отчетливо заметных на переменных фонах. Эффект деформирующей окраски заключается в том. что каждый раз часть пятен окраски сливается для наблюдателя с изменившимся участком фона. Этим достигается искажение и неузнаваемость оставшейся видимой части формы и контуров объекта.

6. Маскировочному окрашиванию самолетов должно предшествовать составление проекта маскировки аэродрома. Для осуществления этого проекта необходимо предварительно изучить скрывающие свойства местности, демаскирующие признаки самолетов, определить наличие необходимых маскировочных материалов, уточнить условия наблюдения противника за самолетами, находящимися на аэродроме, и знать условия проведения в жизнь комплекса маскировочных мероприятий. Эти работы производится во время маскировочной рекогносцировки. Рекогносцировку можно проводить выездом па место и по аэрофотоснимкам.

7. Во время рекогносцировки составляют графическую схему участков фона аэродрома, на которую наносятся типичные для этих участков фона пятна и линии, выделяющиеся цветом, своеобразием рисунков и светлотой. Эту схему берут за основу при проектировании маскировочного покрытия или окраски самолетов.

Также как и этот сирийский МиГ-23. В России он будет смотреться диковато

Сирийский МиГ-23. В России он будет смотреться диковато

8. Маскировочное покрытие, независимо от его размеров и назначения, должно быть вписано в фон определенного участка аэродрома. При этом следует иметь в виду, что даже при хорошо разработанной и осуществленной на практике схеме маскировочной окраски самолетов, скрыть их полностью от наблюдателя не представляется возможным из-за теней, выявляющих форму, и из-за своеобразия гладких окрашенных поверхностей.

9. Эффективность маскировочной окраски самолетов определяется визуальным наблюдением при полетах над своим аэродромом на разных высотах и с заходом с разных направлений в солнечную, пасмурную и т. п. погоду, а также по материалам аэрофотосъемки (цветным и черно-белым).

10. Если по данным своей разведки установлено, что деформирующая окраска самолетов недостаточно четко вписывается в фон местности по рисунку, основному и дополнительному цветам, производится корректировка этого покрытия по одной из этих характеристик. Для этого составляются уточненные схемы окраски самолётов и производится частичная их подкраска или полная перекраска.

11. Перекраска самолетов по новому варианту производится, как правило, в случае резкого изменения фона местности, что может иметь место при смене времен года, перебазировании на другой аэродром и т. д. Подкраска отдельных участков на маскировочном покрытии выполняется в случаях сезонных изменений расцветки фона без изменения его рисунка, при выцветании, отслаивании покрытия и т. п.

12. В целях более надежной маскировки самолетов на аэродромах (с учетом фона местности) маскировочному окрашиванию могут подлежать участки поверхности (бетонированные площадки, грунт и др.) в непосредственной близости от самолетов с применением подручных материалов: чернозема, угля пылевидного, торфа, мела, извести, различных по цвету глин и т. п. По возможности бетонированные площадки стоянок могут быть окрашены аналогично обшивке самолетов, находящихся на них.

13. Для усиления эффекта деформирующей окраски самолетов иногда предусматривается устройство дополнительных горизонтальных масок в виде козырьков и оттяжек из брезента или плотной сетки, окрашенных в необходимые цвета, искажающих контуры самолетов и затрудняющих их обнаружение.

Аэродром под маскировочной сеткой

Аэродром под маскировочной сеткой

14. Деформирующей маскировочной окраске подлежат верхние поверхности фюзеляжа, крыла и стабилизатора, боковые поверхности фюзеляжа и киля всех типов самолетов на весенне-летне-осенний период года. Эта окраска производится с использованием эмалей защитного, светло-зеленого, песочного, светло-песочного и бурого цветов. Нижние поверхности фюзеляжа, крыла и стабилизатора подлежат защитной окраске под небесный фон эмалью серо-голубой пли светло-голубой. На зимний период отдельные пятна маскировочной окраски (до 70%) закрашиваются белой эмалью.

15. Маскировочная окраска каждого самолета должна быть выполнена применительно к району его базирования, то есть к растительным, пустынным и снежным фонам местности и производиться по выбранной цветовой схеме.

16. Окрашиваемая поверхность самолета должна быть разбита деформирующим рисунком на 4—6 пятен. Допускается нанесение на крупные пятна более мелких пятен других цветов.

17. Основной цвет деформирующей окраски для данного фон должен занимать не менее 50% общей площади объекта, а для зимних фонов не менее 70%.

18. Основные и дополнительные цвета деформирующей окраски на летние и зимние периоды (применительно к местности) по трем природным зонам: северной, средней и южной приведены в табл. 1.

Тaблица № 1 Основные и дополнительные цвета деформирующей окраски но периодам года и природным зонам

Природная зона Цвета деформирующей окраски для периодов
Летнего Зимнего
Основной Дополнительный Основной Дополнительный
СевернаяЗащитныйБелый, светло-зелёныйБелыйЗащитный, светло-песочный
СредняяЗащитныйБурый, светло-песочныйБелыйЗащитный, бурый, песочный
ЮжнаяПесочныйЗащитный, бурый, светло-зелёный, светло-песочныйПесочныйЗащитный, белый

19. Рисунок деформирующей окраски выполнять пятнами двух типов:

  • закрытыми, то есть находящимися внутри контура самолета или с ним соприкасающимися;
  • открытыми, то есть обрезанными контурами самолета на одном или нескольких участках.

20. Закрытые и открытые пятна по своему размеру и рисунку должны быть максимально разнообразными и, как правило, криволинейными. Криволинейность пятен выражается в наличии выступов и впадин в их контуре, диаметр которых должен быть не более половины диаметра отдельного пятна. Выступы и впадины по своему очертанию, направлению и размерам должны быть разнообразными.

Мирный сельский пейзаж? На самом деле это классика маскировки - под домиками и полями скрыт... сборочный центр америкаснкой корпорации 'Локхид'!

Мирный сельский пейзаж? На самом деле это классика маскировки — под домиками и полями скрыт… сборочный центр американской корпорации «Локхид»!

21. Расположение пятен окраски в отношении внешнего контура самолета должно быть несимметричным. Контуры пятен окраски не должны повторять контуры окрашиваемого самолета. Большие оси пятен по своим направлениям должны составлять с контуром объекта комбинации углов от 30 до 60°.

22. Взаимное расположение и чередование пятен в деформирующей окраске должно быть всегда несимметричным, чтобы своим сочетанием не подчеркивать внешние контуры самолета.

23. Запрещается наносить на окрашиваемый объект пятна правильной формы (круг, овал, прямоугольник и др.).

...тот же под маскировочными сетями

…тот же под маскировочными сетями

24. Пятно должно переходить на все плоскости, образующие угол. Вершина выступающего угла не должна совпадать с геометрическим центром пятна.

25. С целью лучшего искажения объемной формы самолета при наблюдении с различных направлений крупные пятна должны переходить с одной поверхности на другую, не совпадая при этом своими осями симметрии с линией сопряжения двух плоскостей.

26. Наибольший эффект деформации вызывают темные пятна, поэтому их следует располагать на участках фюзеляжа и плоскостей, где имеются изломы формы корпуса, выступы и детали, дающие характерные тени.

27. Более светлые пятна светло-песочного, песочного и светло-зеленого цветов следует располагать преимущественно по периметру контура самолета для наилучшего его выпадания при совмещении с элементами фона местности.

28 Число цветов в деформирующей окраске может колебаться от двух до пяти в зависимости от пятнистости фона.

29. При двухцветной окраске один цвет должен быть защитным ко всем основным цветам фона, а другой — максимально контрастным к нему (в светлую или темную сторону), в зависимости от того, какие пятна (более светлые пли более темные) преобладают на данном фоне.

30. При трехцветной окраске могут быть следующие варианты:

  • для фона с резко выраженной цветовой контрастностью: первый цвет — защитный к фону, второй цвет — той же яркости, но контрастирующий к первому по цветовому фону, третий цвет — контрастирующий к первому и второму цветам по яркости;
  • для фона однообразного по цветовому гону, но пятнистого по яркости: первый цвет — защитный к фону, второй цвет — того же цветового тона, но контрастирующий к первому по яркости, третий цвет — максимально контрастирующий к первому и второму по цветовому тону и яркости.

31. Размеры пятен окраски зависят от вероятной дистанции наблюдения и должны быть такими, чтобы обеспечить четкую видимость пятен. Для изделий типа 66-96 и других типов самолетов, близким им по габаритам, размеры крупных пятен должны быть в пределах от 0,75 до 1,8 м Поперечные размеры выступающей части деформирующего пят-па должны быть не менее 1/3 длины выступа.

'мессершмит-109' в пустынном ливийском камуляже

Этот «мессершмит-109» в пустынном ливийском камуляже напоминающем шкуру гепарда, был практически не различим в песках. Но стоило ему пролететь над морем…

32. При деформирующей окраске самолетов одной строевой части ВВС в авиаремонтном предприятии во избежание опасности создания однообразного (шаблонного) рисунка с одинаковым числом цветов и повторяющейся системой чередования необходимо:

  • создание нескольких вариантов окраски по рисунку:
  • введение разного чередования цветов в окраске:
  • применение разного числа цветов в окраске.

33. Разнообразие вариантов окраски по рисунку может быть достигнуто:

  • изменением размера пятен в сравнении с принятым в первом варианте;
  • изменением направления осей пятен в отношении контура самолета;
  • заменой простых пятен сложными.

34. Разное чередование цветов в вариантах окраски требует такого их размещения, которое не нарушало бы эффекта деформации.

35. Применение разного числа цветов в окраске означает, что часть вариантов окраски будет иметь больше пли меньше цветов (от 2 до 5) в сравнении с исходным вариантом. Например, при окраске самолетов для местности с преобладанием лесов, лугов и машем наиболее целесообразна трех-четырехцветная окраска деформирующими пятнами извилистого начертания. В качестве основного варианта может быть принята окраска со следующими изменениями (при равномерном распределении различно окрашенных самолетов в каждом подразделении строевой части ВВС):

  • часть самолетов окрашивается по основному варианту в 1 цвета: 50% защитного, 20% светло-зеленого, 15% бурого и 15% светло-песочного;
  • часть самолетов окрашивается в 3 цвета: 50% защитного. 25% светло-песочного и 25% песочного;
  • часть самолетов окрашивается в два цвета: 70% защитного и 30% светло-зеленого;
  • часть самолетов окрашивается в два цвета: 70% защитного и 30% светло-песочного.

36. Разбивку контурных линий пятен окраски производить (простым мягким карандашом) согласно разбивочному чертежу в соответствии с основными положениями по маскировочной окраске самолетов, изложенными в настоящей Технологии. Внутри контура каждого пятна делается мазок (отметка) эмали соответствующего цвета.

Маскировка (камуфляж) самолетов

37. Все опознавательные знаки и фонари перед окраской изолируются оберточной бумагой м липкой лентой.

38. В первую очередь на поверхность самолета, окрашенную эмалью основного цвета деформирующей окраски, наносятся темные, а затем светлые пятна. Размыв контура пятна допускается не более 10 см. Последовательность нанесения пятен должна исключать возможностьхождения по свежеокрашенной поверхности.

39. После нанесения цветовых пятен и высыхания эмалей произвести осмотр и выявление дефектов окраски. Непрокрасы устранить методом повторного нанесения эмалей.

Источник: ВВС «Технология нанесения маскировочной окраски объектов ВВС»

Авиакомпания — Eva. Окрас самолёта — Hello Kitty

Окрас самолёта Hello Kitty

Для тех кто не знает — Hello Kitty, это популярнейший анимационный фильм. Рисунки из мультика будут покрывать наружную часть самолёта Boeing 777-300ER, принадлежащего авиакомпании EVA, начавшей сотрудничество со студией анимации из Японии под названием Sanrio. Стоит заметить, что это не первая компания, наносящая кошечку на корпус самолёта. До них это делали маркетологи Star Jet.

Второе поколение самолётов Hello Kitty будет курсировать между, с одной стороны Чикаго и Средним Западом и Азиатскими странами (включая Китай) с другой. Пассажиры смогут полностью погрузиться в мультяшную атмосферу, так как даже обслуживающий персонал будет одет в соответствующую униформу.

Тема Hello Kitty будет обыгрываться во внутреннем убранстве самолёта, логотипы главного персонажа будут нанесены на подголовники, бумажные мешки и даже туалетную бумагу. На обед пассажиры могут заказать разнообразные блюда, включая овощи гриль, которым будет придана форма известной кошечки. Такая детализация пришлась по душе постоянным клиентам компании, которые рады тому, что могут немного развлечься во время полёта.

3

Работы окрасочные на самолетах и вертолетах гражданской авиации

В обязательном приложении 2 дан перечень основных опасных и вредных производственных факторов и нормативно-технических документов, устанавливающих их допустимые уровни.

1 4. Мероприятия, направленные на устранение опасных и вредных производственных факторов, должны включать:

замену горючих веществ на безопасные в пожарном отношении;

применение для окрасочных работ наименее вредных веществ;

применение прогрессивной технологии производства (автоматизация производственных процессов, механизация трудоемких работ, дистанционное управление, автоматический контроль процессов);

выбор прогрессивных методов окраски (безвоздушное распыление и др.), обеспечивающих наилучшие санитарно-гигиенические условия труда и пожаробезопасность;

рациональную планировку производственных площадок, зданий и помещений;

оснащение средствами коллективной защиты;

применение работающими средств индивидуальной защиты.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ

2.1. На выполнение окрасочных работ с применением ручных распылителей необходимо оформить наряд-допуск установленного образца (обязательное приложение 3).

Перед началом окрасочных работ следует проверить исправность ворот ангара и системы автоматического пожаротушения. Самолет должен быть отключен от всех источников питания электроэнергией.

На период окраски самолетов 1- 3-го класса непосредственно у ворот ангара, где производится окраска, должен находиться автотягач с водителем. Окрашиваемый самолет необходимо установить на шасси с подсоединенным к нему водилом для обеспечения буксировки. Путь эвакуации самолета необходимо освободить от посторонних предметов, оборудования и других самолетов.

При проведении окрасочных работ запрещается:

выполнение иных работ, не относящихся к указанной технологии;

проезд каких-либо транспортных средств; присутствие в помещении посторонних лиц.

2.2. При окрашивании распылением поверхностей самолета следует применять местные передвижные вентиляционные установки, отвечающие требованиям пожарной безопасности.

При окрашивании внутренних поверхностей самолета необходимо предусматривать не менее двух проемов с противоположных сторон самолета: один—для удаления загрязненного, другой— для притока свежего воздуха. Окрашивание следует начинать со стороны проема для удаления воздуха

2.3. В помещении, где производятся окрасочные работы, допускается окрашивание только одного самолета. При необходимости одновременного окрашивания двух и более самолетов последние размещаются в изолированных помещениях, разделенных несгораемыми перегородками.

Не допускается окрашивание одновременно наружной и внутренней поверхностей самолета.

При выполнении окрасочных работ в самолете рабочее пространство необходимо разделить на участки по отсекам. Окрасочные работы должны начинаться с наиболее удаленного от основного эвакуационного выхода отсека. При этом запрещается:

одновременная работа в нескольких отсеках,

прокладка рукавов вентиляционной установки через основные эвакуационные выходы.

При окрасочных работах во внутренних зонах самолета на рабочем месте должен находиться огнетушитель.

2.4. Окрасочные работы выполняются в специально оборудованных ангарах, цехах, отделениях (в дальнейшем — окрасочных цехах), удовлетворяющих требованиям настоящего стандарта и «Наставления по пожарной охране в гражданской авиации СССР», утвержденного приказом МГА от 21.06.85 № 000.

2.5. При отсутствии окрасочных цехов на предприятиях в порядке исключения допускается производить окраску на специально отведенных и оборудованных для этой цели площадках в ангарах или на открытом воздухе при выполнении дополнительных требований:

установление на время проведения работ дежурства поста добро — вольной пожарной дружины,

приведение средств пожаротушения в состояние готовности,

допуск к окрасочным работам лиц, прошедших перед началом работ внеплановый инструктаж.

Согласно ГОСТ 12.3005—75 на проведение окрасочных работ в ангаре необходимо разрешение местных органов санитарно-эпидемиологической службы и органов пожарного надзора, при этом должны выполняться требования разд. 2 ГОСТ 12 3.005—75.

2.6. Сушка окрашенных изделий производится в сушильных камерах, оборудованных вентиляцией, исключающей возможность образования в камере взрывоопасных концентраций и препятствующей выходу воздуха в помещение.

Изделия, окрашенные лакокрасочными материалами, высыхающими при комнатной температуре, допускается сушить на местах окраски или в укрытиях (шкафы, камеры), оборудованных местной вытяжной вентиляцией.

Сушку лакокрасочных материалов, нанесенных на поверхность планера и крупногабаритных агрегатов, следует производить в естественных условиях на местах окраски при работающей вентиляции.

2.6.1. В процессе сушки могут применяться конвекционные и терморадиационные сушильные камеры. Камеры должны быть тепло-изолированы несгораемыми материалами, температура наружной поверхности стенок камер не должна превышать 45 °С.

Получить полный текст

ЛОЖЕНИЕ 3 Обязательное

ТИПОВАЯ ФОРМА НАРЯДА-ДОПУСКА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ОКРАСОЧНЫХ РАБОТ

_____________________________________ (наименование предприятия)

УТВЕРЖДАЮ

_______________________________________

(должность, подпись руководителя предприятия)

«__»___________19__ г

НАРЯД-ДОПУСК №

на выполнение окрасочных работ на самолете № ________________________

(место работ, участок)

I. Наряд

1 Ответственному исполнителю работ _______________________________

(должность, фамилия, имя, отчество)

с бригадой в составе _______ человек выполнить следующие работы

(конкретное содержание работ, место проведения, условия труда)

2 Необходимы для проведения работ

материалы ________________________________________________

инструменты _______________________________________________

защитные средства ___________________________________________

3 При подготовке и выполнении окрасочных работ обеспечить следующие меры безопасности (перечень мер безопасности может быть уточн. )

исключить выполнение совмещенных работ на самолете, присутствие посторонних лиц,

проверить исправность инструмента, тары и их маркировку,

проверить исправность электросетей высокого и низкого напряжений, распределительных колонок и освещения места работ,

проверить исправность переносных светильников, применяемых для выполнения работ,

произвести измерение сопротивления всех заземляющих устройств, применяемых при выполнении работ

проверить исправность средств оповещения (телефон),

проверить исправность электрооборудования ворот ангара, а также открытие и закрытие ворот

отключить все электросети в месте проведения работ,

на время проведения работ назначить дежурного электромонтера,

проверить наличие и исправность средств пожаротушения в самолете, на месте проведения работ в ангаре,

выставить дежурные посты ДПД в месте проведения работ

подсоединить к самолету водило,

очистить рельсовые пути ангарных ворот от посторонних предметов, грязи льда и т п,

письменно предупредить расчет отряда (отд. команды) ВОХР о начале выполнения работ на самолете №______,

совместно с заместителем по противопожарной службе (инструктором инструктором контролером) ВОХР произвести обследование самолета и места выполнения работ

4 Особые условия ___________________________________________

5 Начало работы в______ч____мин______________19____г

Окончание работы в____ч_______мин______________19____г

6 Ответственным руководителем работ назначается——————————————————————

(должность, фамилия, имя, отчество)

7 Наряд допуск выдал ________________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество подпись)

8 Наряд допуск принял:

отв. руководитель работ ______________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество, подпись)

II Допуск

9 Инструктаж о мерах безопасности на рабочем месте в соответствии с инструкциями ___________________________________________________

(наименование или краткое содержание инструкции)

провел:

ответственный руководитель работ ________________________________

(подпись, дата)

10 Инструктаж прошли члены бригады:

Фамилия, и., о. Профессия, разряд Дата Подпись прошедшего инструктаж

11 Рабочее место и условия труда проверены Меры безопасности, указанные в п 3, обеспечены

Разрешаю приступить к работам

начальник цеха ____________________ «__» ____________ 19__г

(подпись, дата)

ответственный за электрохозяйство ________________«__» _«.______19__г

начальник отряда (отд. команды) ВОХР ________«__»____________19__г

12 Работы начаты в _____ ч ______ мин ______________198__г

Отв. руководитель ___________________________________________

(подпись, дата)

13 Работы окончены, рабочие места проверены (материалы, инструменты, приспособления и т. п. убраны), люди выведены

Наряд закрыт в ______ ч _______мин_________198__г

Отв. исполнитель работ ________________________________________________

(подпись, дата)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Рекомендуемое

ПЕРЕЧЕНЬ

средств измерения для контроля опасных и вредных производственных факторов

Наименование средства измерения Контролируемый параметр Единица измерения Тип прибора
1 2 3 4
Термограф ГОСТ 6416—75 Температура воздуха в помещениях °С М-16А
Психрометр аспирационный механический ТУ 2511-1272—76 Э Относительная влажность воздуха % МВ-4М
Анемометр ручной со счетным механизмом крыльчатый ГОСТ 6376—74 Скорость движения воздуха м/с рдс
Барометр-анероид ТУ 25-11-1513—79 Е Давление воздуха Па БАММ-1
Шумомер ТУ 25-06 1730—83 Шум дБ ШУМ-1М
Люксметр ТУ 25-04-3098-76 Освещенность лк Ю-116
Омметр ТУ 25-04-1041—75 Сопротивление заземляющих устройств Ом М-371
Рулетка измерительная ГОСТ 7502—80 Длина м Р-3
Весы лабораторные квадрантные ГОСТ 19491—74 Масса г ВЛКТ-500г-М
Весы лабораторные равноплечие ТУ 25-06 385—80 Е Масса г ВЛР-200г
Измеритель концентрации пыли в воздухе ТУ 64-1-1258—77 Е Концентрация пыли в воздухе рабочей зоны мг/м3 ИКП-1
Концентратомер пыли радиоизотопный переносной ТУ 48-18-4 84 То же мг/м3 ПРИЗ-2
Автоматический эжекторный аспиратор ТУ 124391—82 Е Отбор проб в воздухе рабочей зоны л/мин АЭРА
Фотоэлектрический колориметр ГОСТ 12083—78 Концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны мг/м3 ФЭК-60
Спектрофотометр ТУ 3-3 1841—84 То же СФ-46
Универсальный газоанализатор переносной с индикаторными трубками в соответствии с ГОСТ 12 1 014—79 То же (экспресс-анализ) УГ-3

Авиакомпания — WestJet. Окрас самолёта — «Холодное сердце»

Окрас самолёта Холодное сердце

В начале 2010-х годов авиаперевозчик из Канады WestJet решил украсить свой самолёт в стиле популярного на тот момент мультфильма «Frozen» (в российском прокате известен, как «Холодное сердце»). Внутри и снаружи авиалайнера были нанесены персонажи Олаф, Анна и Эльза. В качестве летающей рекламы была выбрана одна из моделей Боинга, которую расписали «под хохлому» техасские художники. В процессе покраски было израсходовано почти 800 литров краски.

Бригады по полдюжины человека работали попеременно в течение трёх недель по 12 часов за смену, и успели сдать работу в намеченный срок.

На хвосте самолёта Эльза, в компании со второй сестрой Арендель, выполняет причудливые движения руками, вызывая заколдованные снежинки, летящие через весь самолёт по направлению к его носовой части, где отдыхает на солнышке волшебный снеговик по имени Олаф.

4

Развитие

После Второй мировой войны в СССР активно шла работа над предотвращающими коррозию эмалями и термостойкими эмалями для подвергающихся сильному нагреву частей самолета. К сожалению, первые варианты оказались, так сказать, недостаточно хороши. Они работали, но разработчики надеялись на лучший результат. Естественно, исследования были продолжены, чтобы добиться лучшего эффекта. Большие внимание уделялось принципам работы специализированных лакокрасочных покрытий, влиянию на их качества всех элементов состава, в том числе и пигментов. Также проводилось изучение воздействия эксплуатации на различные качества лакокрасочных материалов путем масштабных испытаний.

Противокоррозийный эффект

Противокоррозийный эффект

Разработка грунтовок, хорошо защищающих сплавы магния от коррозии, позволила существенно расширить использование этих сплавов и соответствующих лакокрасочных материалов в самолетостроении.

Со временем был изобретен метод, дающий возможность использовать в этих целях не только хроматные, но и фосфатные пигменты.

Термостойкость эмалей

Термостойкость эмалей для самолетов

Впоследствии, в том числе и благодаря предыдущим исследованиям, при разработке эмали ВЭ-53 эта температура была поднята до 600°С. Во время работы над этой эмалью использовались новые, очень термостойкие, пигменты, позволившие окрасить подвергающиеся температурному воздействию части самолета в черный, желтый, синий, красный и коричневый цвета. Окраска сохраняется, если температура не поднимется выше 600°С. Также эта эмаль устойчива к бензину, маслу и ряду других потенциально способствующих разрушению веществ.

Сложнее обстояли дела с радиопрозрачными покрытиями. Для того, чтобы разработать первые эмали такого типа, сохраняющие все свои свойства вплоть до 250°С, пришлось потратить немало времени и сил.

Результатом стали фторопластовые эмали, помимо термостойкости успешно обеспечивающие эрозионную защиту и стойкие по отношению к влаге и различным атмосферным явлениям.

После введения в эксплуатацию Ил-86 и ему подобных стало ясно, что старые лакокрасочные материалы, основанные на акриле, больше не подходят для эксплуатации. Новые жидкости для гидросистемы были несовместимы с ними. Кроме того, стойкость и внешняя эффектность лакокрасочных материалов на акриловой основе были на тот момент уже недостаточны.

Эмали на полиуретановой основе

Эмали на полиуретановой основе

Очевидно, что для разных частей самолета необходимо использовать лакокрасочные материалы, обладающие разными свойствами. Здесь уже упоминался такой важный момент в истории лакокрасочных материалов и самолетостроения, как изобретение эффективных радиопрозрачных покрытий. Не менее важна и разработка особо термоустойчивых эмалей, и многое другое.

К примеру, результатом долгой работы над устойчивостью к химическим веществам стала эмаль КЧ-7101. Ее стойкость к ним позволила использовать ее и обладающую сходными характеристиками КЧ-767 для химического фрезерования.

Специально для таких моделей, как Як-36 и Як-38 велась завершившаяся успехом работа над особо стойкой эмалью КО-5189. Она практически не подвержена ущербу из-за атмосферных, температурных и эрозионных явлений. Причиной ее создания стало то, что эти самолеты предназначены для вертикальной посадки и взлета с палубы авианосца.

Практика показала, что для покраски таких частей самолета, как приборная панель и другие участки кабины, лучше применять износостойкие, матовые покрытия. Разные виды эмалей сменяли друг друга, пока желательным не было признано применение ВЭ-65 и ВЭ-70. Помимо стойкости, они отличаются достойными декоративными качествами.

Водостойкие лаки

Водостойкие лаки

Результатом длительной эволюции эмалей, покрывающих корпус снаружи, стала эмаль ВЭ-69 и ее камуфлирующая версия. Помимо эстетической привлекательности в одном случае и камуфлирующего эффекта в другом, они обеспечивают отличную защиту от коррозии и других опасных факторов.

А вот для эмалей, которыми покрывают салон изнутри, особенно важен допустимый уровень дымообразования, горючести и тепловыделения. Эмали, обладающими подходящими качествами, тоже появились далеко не сразу.

Авиакомпания — Air New Zealand. Окрас самолёта — Смауг Толкина

Окрас самолёта смауг

Кто же, как не новозеландцы могут нанести на борт своего самолёта персонажа Толкина? На это около 5 лет назад решились владельцы Air New Zealand, приурочив акцию к выходу второй части из всемирно известной кинотрилогии «Хоббит». На борт 777-го Боинга был «посажен» Смауг, ужасный дракон, нагнавший страху на гномов с Бильбо Беггинсом в первой части фильма.

Длина дракона составила 54 метра, и он курсировал между Новой Зеландией и США, прибыв в Лос-Анджелес как раз к показу «Пустоши Смауга». Интересно, что изображение стало своего рода спойлером, ведь толкинисты в первой части видели только глаз чудовища, которое теперь предстало перед ними во весь рост.

На нашем сайте most-beauty.ru также вы можете посмотреть на самые маленькие самолеты в мире.

5

Форум

В этом году Аэрофлот получит в свое распоряжение первые восемь самолетов А350-900XWB.

Недавно в сеть просочились первые фотографии нового бизнес-класса Аэрофлота. Выглядит впечатляюще!

Судя по фото, в бизнес-классе будут установлены полностью закрывающиеся сьюты с дверью. Кресла напоминают слегка модифицированный вариант Solstys (который установлен, среди прочего, у Iberia и Etihad), к которому «присобачили» дверь.

Первые направления аэрофлотовских А350-900 – Нью-Йорк, Майами, Гавана, Сеул, Пекин, Лондон, Дели, Пекин, Осака, Лос-Анджелес, Мале и Бали. Многовато для восьми самолетов… Вероятно, планы будут подкорректированы.

В этой статье я подробно рассказывал обо всех планируемых направлениях А350.

Кроме того, в социальных сетях проскользнули фотографии с новой ливреей аэрофлотовских А350 (в то время еще не полностью раскрашенных).

Что ж, сегодня первый аэрофлотовский А350 покинул покрасочный цех в Тулузе!

Вот как будет выглядеть А350.

Russian beauty just out of paint shop!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: