Самолет Ил-2 (штурмовик): обзор, двигатель и фото


Самолет Ил-2 (штурмовик) − это боевая машина времен Великой Отечественной войны, которая очень известна своими боевыми подвигами при уничтожении противника. Конструктором данной машины является Сергей Ильюшин, который разрабатывал эту модель с 1938 года. Данную модель самолета часто называли летающим танком, потому что он имел отличную броню, которая была не по зубам противнику.

Описание самолета Ил-2 (штурмовик)

Ил-2 был самой известной боевой единицей небес во время Великой Отечественной войны как среди наших, так и среди вражеских войск. На то время ни одна армия мира не имела даже жалкого подобия такого штурмовика. Он был специализирован для полетов на низких высотах и при этом имел неуязвимую бронированную оболочку. Его основной задачей было уничтожение живой силы противника и танков.

В нашей стране в начале 30-х годов началась активная разработка самолета-штурмовика с бронированным фюзеляжем. Предшественниками самолета Ил-2 были тяжелые бронированные штурмовики, которые известны под маркой ТШ-1,2 и 3. Основной задачей конструкторов было изготовления брони, которая бы не смогла нарушить аэродинамических свойств самолета.

Ил-2 Штурмовик кошевой

Первые модели ТШ имели гнутые куски брони, которые были мало обтекаемы, и, как результат, это приводило к ухудшению летательных свойств самолета, и при этом они имели большой вес. Также в первых моделях данного штурмовика использовались двигатели малой мощности, что приводило к низкой скорости и большому разгону при отрыве от земли. Решением этой проблемы была установка более мощных двигателей и использование брони нового образца, которая была двояковыпуклой. Эти модификации позволили в конце тридцатых годов изготовить настоящий и качественный самолет-штурмовик под именем Ил-2.

Предшественником первого Ил-2 был бронированный штурмовик БШ-2, который имел два посадочных места в кабине для пилота и пулеметчика. Бш-2 также был разработан конструкторским бюро Ильюшина в 1938 году, этот самолет был оснащен листовой броней. Такой вид брони был использован и в самолете Ил-2. Следует отметить тот факт, что первые модели Илов изготовлялись с деревянными деталями корпуса, это были фюзеляжные консоли крыла и хвостовое крыло.

История создания штурмовика

Проблема бронирования самолетов не является новой. Конструкторы многих стран работали над увеличением боевой неуязвимости машин, решая проблему или частичным бронированием конструкции или покрытием корпуса броней сверху. Однако в первом случае оставались незащищенными отдельные части самолета, а второй подход утяжелял машину, ухудшал ее летные качества. Перед конструкторами стояла задача создания самолета, который бы совмещал в себе отличные летные свойства, мощное вооружение и защищенность всех важных компонентов машины.

Вооружение Ил-2

Еще в довоенные дни С. В. Ильюшиным были обозначены основные цели военно-воздушных сил страны — это помощь наземным войскам и военно-морскому флоту в военных операциях. Исходя из этих целей были сформулированы основные характеристики боевых авиамашин. Для поддержки армейских частей с воздуха и поражения вражеских целей, самолет должен совершать полеты на небольшой высоте, что подвергало его опасности вражеских обстрелов. Чтобы защитить самолет от обстрелов, его нужно сделать бронированным.

Имевшиеся на вооружении штурмовики имели большую уязвимость из-за незащищенности таких важных частей самолета как двигатель, кабины экипажа, масло- и бензосистемы, снаряды. С. В. Ильюшин обратился к правительству страны с предложением о создании бронезащищенного самолета-штурмовика, необходимость в котором требовала политическая обстановка.

К этому времени, в 1938 году, С. В. Ильюшиным было найдено решение проблемы, которое он реализовал в проекте нового самолета Ил-2. Бронированный корпус должен стать элементом конструкции. Увлеченные идеей создания принципиально новой боевой машины коллектив ОКБ сверхурочно, по собственной инициативе и за короткое время разработал предварительный проект бронированного штурмовика Ил-2.

Для осуществления этого проекта ОКБ обязалось подготовить самолет к ноябрю 1938 г. на государственные испытания. Сроки были соблюдены, машина успешно прошла госиспытания в 1939 г. Первый опытный образец «летающего танка» поднялся в небо в октябре 1939 г. В ходе испытаний подтвердились основные заявленные конструктором летно-технические параметры Ил-2. В феврале 1940 г. Ил-2 был готов и мог запускаться в серийное производство.

Итак, был сконструирован двухместный моноплан с обтекаемой формой корпуса с бронезащитой, встроенной в силовую схему конструкции.

Особенности конструкции штурмовика Ил-2

Шасси в данном штурмовике складывались назад, а потом убирались в корпус крыла, после чего закрывались обтекателями для лучшей аэродинамики. Что касается вооружения, то тут конструкторы подошли достаточно продуманно. Бортовое вооружение было установлено во внутренней части крыла, а под крылом штурмовика были установлены направляющие устройства для реактивных снарядов. Из-за брони и установленного двигателя АМ-35 Ил-2 развивал небольшую скорость, всего лишь до 400 км/час, а посадочная скорость составляла 140 км/час.

Ил-2 Штурмовик памятник

При испытаниях самолета БШ-2 конструкторы приняли решение, что новый штурмовик нужно выпускать в одноместном варианте для снижения веса самолета. После этого был построен одноместный самолет-штурмовик, который показал отличные летные и боевые характеристики. Это и был самый первый Ил-2 − штурмовик с бронированным фюзеляжем. В 1941 году данную модель самолета запустили в серийное производство на многих заводах.

Свое качество и надежность Ил-2 показал еще в первые годы войны, но были и недостатки. Самым большим изъяном стало отсутствие пулеметчика, который мог бы отражать нападения вражеских самолетов с хвоста. Этот недостаток привел к большим потерям. Интересным фактом является то, что звание Героя Советского Союза присваивали летчикам уже после десяти успешных боевых вылетов, а не после 100, как обычно.

Обратная сторона массового производства

«Самолёты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб <�…> Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов тчк Предупреждаю в последний раз» — телеграмму с таким текстом в конце 1941 года Сталин отправил директорам авиационных заводов. Вскоре после этого темпы производства самолётов резко выросли. Заводы начали выполнять приказ главнокомандующего с такой прытью, что Ил-2 стало очень и очень много. В результате их пришлось применять не по назначению. Штурмовики не только наносили удары по объектам в ближайшей глубине обороны противника, но и использовались в качестве истребителей, бомбардировщиков и даже торпедоносцев. Непрофильное применение Ил-2 сыграло с нашей авиацией злую шутку. За 1941–1945 годы СССР лишился 23,6 тысяч Илов, из них 12,4 тысячи составили боевые потери.

Инновации в конструкции Ил-2 (штурмовик)

В первые месяцы 1942 года конструкторское бюро Ильюшина провело конференцию, на которую были приглашены испытатели и летчики, которые непосредственно имели отношение к новому штурмовику. Эта конференция была собрана для обмена опытом, а также с целью выяснить, как ведет себя самолет в бою. При общении с летчиками стало ясно, что основной проблемой и недостатком самолета является отсутствие второго места в машине для пулеметчика. Также внимание конструкторов обращали на усиление мощности двигателя и на увеличение пушечного калибра.

Ил-2 Штурмовик воины

После этой конференции конструкторы все же вернулись к начальной двухместной модели штурмовика. Также пулеметчику был предоставлен подвижной крупнокалиберный пулемет, который поможет защитить самолет от врагов с тыла и позволит увеличить диапазон огневой мощи. С 1942 года Ил-2 начали выпускать с более мощным двигателем в 1720 лошадиных сил. Это позволило увеличить скорость самолета до 420 км/час, а также значительно снизило длину разгона для отрыва, и это все при массе более 6 тонн в полной боевой комплектации.

Что касается четырех 20-миллиметровых пулеметов, то их конструкторы тоже заменили крупнокалиберными пушками. Данный штурмовик также оснащался кумулятивными противотанковыми бомбами. Но при всех новшествах и модернизациях консоли крыльев по-прежнему изготовлялись из дерева, а только с 1943 года их конструкция и используемый материал были заменены более эффективными.

Из-за добавления места пулеметчика пришлось менять конструкцию всего бронекорпуса, а также был изменен фюзеляж хвоста самолета. После всех корректировок масса бронекорпуса штурмовика достигла 990 кг. Все компоненты бронекорпуса были проверены отстрелом. Ил-2 использовали также при морских сражениях для уничтожения кораблей, а на суше он с легкостью истреблял танки и автомобильные колонны врага. Данный штурмовик использовался на фронте и при поддержке наших войск в ближнем тылу.

Ил-2 Штурмовик 32

Из-за мощной брони и отличного вооружения данную модель штурмовика называли летающим танком. За все время существования самолета заводами Советского Союза было выпущено свыше 36 тысяч бронированных штурмовиков. Такое огромное количество боевых машин может разве что посостязаться за лидерство только с легендарным танком Т-34.

Боевое применение легендарного штурмовика

По официальным данным Красной армии до 1941 года на фронт было отправлено 1,5 тысячи самолетов, Ил-2 из которых было потеряно 1,1 тысячи, но большинство потерь не были связаны с боевыми заданиями. Много боевых единиц было потеряно из-за неуспешных манёвров на низких высотах или из-за неудовлетворительных погодных условий.

За все время Великой Отечественной войны наша армия потеряла больше 23 тысяч самолетов-штурмовиков и свыше 7,8 тысяч лётчиков. Следует отметить тот факт, что 12 тысяч самолетов было потеряно не в боевых условиях. Что касается Илов, то статистика говорит, что каждый 53-й вылет был последним для штурмовика. Что касается выживаемости, следует отметить тот факт, что среди всех видов боевых самолетов штурмовики погибали чаще всех, несмотря на то, что они имели отличную броню и мощное вооружение.

Ил-2 Штурмовик 3434

Причиной больших потерь Илов была тактика ведения боя, поскольку они летали на низкой высоте и притягивали к себе весь огонь артиллерии врага. По данным штурмовых подразделений количество невернувшихся Илов составляло 3%. Но при этом следует учитывать и тот факт, что после боевых вылетов половина всех вернувшихся самолетов имела повреждения от вражеского оружия. Иногда у вернувшихся самолетов-штурмовиков можно было насчитать несколько сотен пробоин в фюзеляже и крыльях, но после полевого ремонта такая машина могла с легкостью вернуться в бой. На конец Великой Отечественной Войны армия Советского Союза имела в строю 3289 единиц самолетов Ил-2.

Вооружение

Самолет Ил-2 часто называли летающим танком. Это лестное имя заслужено не только отличной и рациональной броневой защитой, но и мощью вооружений. Не каждый танк времен Второй мировой войны мог вести огонь двумя скорострельными пушками (ВЯ-23, калибр 23 мм) и двумя пулеметами (ШКАС, 7,62 мм). Кроме этого, под крылом на внешних подвесках размещались до восьми НУРСов (РС-132 или РС-82). В бомбовых отсеках и на внешних пилонах были и другие «гостинцы» для захватчиков общим весом до 600 кг — это могли быть фугасы или противотанковые кумулятивные заряды.

обзор ил 2 штурмовик

Тактика боя штурмовика Ил-2

Основным преимуществом в бою такого штурмовика было то, что он работал на высотах до 1 км, а основную боевую деятельность он проводил на высоте в 20-50 метров. Из-за низкой высоты полета Илу была не страшна вражеская артиллерия, а от пехоты самолет с легкостью защищала его броня. В свою очередь, штурмовик мог эффективно уничтожать танки и живую силу противника. При работе на низких высотах плюсом была также достаточно высокая скорость самолета в 400км/час, что не могли себе позволить другие штурмовики, которые могли разгоняться, только до трехсот километров в час.

После уничтожения наземных целей Ил-2 мог с легкостью перейти к атаке на вражеские воздушные цели, которые хоть и имели большую скорость, но не имели такой брони и вооружения, как советский штурмовик. Интересным фактом является хитрость наших пилотов, которые использовали внешнюю схожесть Ила с немецким бомбардировщиком. Наши пилоты могли пристроиться к немецким самолетам, которые ничего не подозревали, и спокойно уничтожить их.

Легенды и мифы

Говорят, сначала человек работает на репутацию, а потом — репутация на человека. По отношению к самолету правило тоже работает! В первые же месяцы применения Ил-2 о нем сложилось вполне определенное мнение, причем по обе стороны фронта. Миф о неуклюжем, беззащитном перед истребителями, но неуязвимом для зениток «летающем танке», который щелкал бронетехнику как семечки, благополучно дошел до наших дней. На самом деле и боевая эффективность, и неповоротливость Илов были сильно преувеличены.

Феликс Чуев, автор биографии Ильюшина, приводит слова маршала Конева: «Вы знаете, что такое Ил-2? Да он если эрэсом по танку даст, танк переворачивается!» Увы, маршал заблуждался… Бороться с немецкими танками на Ил-2 в начале войны было крайне сложно. Эффективность 20-миллиметровых пушек ШВАК против танковой брони была низкой. Точно сбросить бомбы с Ил-2 не получалось. Штурмана, который на бомбардировщиках обеспечивает прицеливание, здесь не было. Бомбардировочный прицел летчика оказался малоэффективным. Ил-2 атаковал с малых высот или очень пологого пикирования, и длинный капот самолета просто загораживал от пилота цель! В конце концов прицел (о который при аварийной посадке летчик почти всегда разбивал голову) был из кабины удален, а прицеливаться летчики должны были самым примитивным способом, по нанесенным на капоте меткам. Наконец, и чудо-оружие, реактивные снаряды, были вовсе не так хороши, как казалось советским военачальникам. Даже при прямом попадании танк не всегда выходил из строя, а попасть эрэсами в отдельно стоящую цель было возможно только при большом везении.

Почему же у нас на Илы так надеялись, а немцы их так боялись? Надо представить себе обстановку 1941 года. Советская авиация в нокдауне, в воздухе господствует Люфтваффе. Для штурмовки применяются совсем неподходящие для этого самолеты. Например, истребители-бипланы И-15-бис и И-153, которые переводились в штурмовую авиацию лишь потому, что в роли истребителей в схватках с Мессершмиттами вообще не имели никаких шансов. На этом фоне «летающий танк», конечно, был шагом вперед. Кроме того, Илы чаще всего действовали против передвигавшихся колонн противника. Здесь прицеливаться особо тщательно не было нужды: лети вдоль дороги, а бомбы с эрэсами хоть какую-то цель найдут. И если с танками Илы справлялись не всегда, то автомашины, артиллерия или пехота были для них вполне подходящей целью. А ведь блицкриг, с помощью которого Германия сокрушала своих противников и надеялась разбить Красную армию, — это маневренная война, постоянное передвижение войск! Налет хотя бы нескольких Ил-2 на колонну означал как минимум панику, остановку и выведенную из строя технику. Чтобы возобновить движение, подчас требовалось несколько часов.

Правда, «неуязвимый» самолет, оказалось, поражался даже самыми мелкокалиберными 20-миллиметровыми зенитными орудиями. Броня защищала только от пуль, но остальные наши самолеты не имели и такой защиты. А насыщенность мобильных немецких частей зенитной артиллерией была очень высокой. Да плюс еще немецкие асы.

Вот тут-то таится один из самых удивительных секретов Ил-2. Избавившись от бомб, на нем можно было сражаться с немецкими самолетами, как на хорошем истребителе! Опытный пилот на Ил-2 мог сманеврировать и зайти в хвост атаковавшему его немецкому истребителю Messerschmitt Bf-109! На фронте знали много приемов, с помощью которых Ил-2 мог постоять за себя: например, летчикам рекомендовалось резко сбросить скорость — так, чтобы быстрый истребитель проскочил мимо, а затем довернуть на него и расстрелять из пушек. При лобовой атаке бронированный штурмовик тоже имел больше шансов, чем Мессер.

Увы, мастерство основной массы летчиков нашей штурмовой авиации в тот момент было невысоким. Научившись лишь взлетать, стрелять по наземным целям и садиться, вчерашние мальчишки попадали на фронт. Сложному пилотажу во время краткой подготовки в запасных полках их не учили. Потому-то и считался Ил-2 самолетом неповоротливым — на нем просто летало слишком мало опытных летчиков, умевших маневрировать. Как результат — серьезные потери и от вражеских истребителей, и от зенитной артиллерии. В первые месяцы войны жизнь Ил-2 на фронте в среднем исчислялась лишь десятком боевых вылетов. Конечно, летчик не всегда погибал при потере самолета, он мог выпрыгнуть с парашютом или уцелеть при аварийной посадке. Тем не менее пилоты Ил-2 погибали чаще, чем истребители или бомбардировщики. За 30 успешных боевых вылетов летчика-штурмовика представляли к званию Героя Советского Союза.

Конструкция Ил-2

Ил-2 представляет собой одномоторный низкоплан, отличающийся смешанной конструкцией. Его особенность – в силовую схему планера входит броня. Она заменила обшивку средней и носовой части фюзеляжа и каркас. Несущий бронекорпус состоит из гомогенной стальной брони, он закрывал кабину пилота, двигатель, некоторые агрегаты и радиаторы (бронекорпус на прототипе защищал бортстрелка). Толщина прозрачной брони козырька кабины – 64 мм. Она способна выдерживать бронебойную пулю 7,62 мм с нулевой дистанции.

Бытует ошибочное мнение, что Ил-2 первоначально был двухместным, но по приказу военного руководства Ильюшину пришлось переделать штурмовик в одноместный. По причине отсутствия оборонительного вооружения самолета были большие потери в начале Великой Отечественной войны.

На самом деле, самолет изначально был заказан двухместным, но по инициативе Ильюшина он переделан в одноместный. Причиной этому стали неудовлетворительные летные качества (скороподъемность, скорость и дальность), так как не отвечали требованиям, представленным ВВС. Одновременно с этим над бронированным Ил-2 работали и другие конструкторы. Дабы спасти свое детище в условиях жесткой конкуренции, Ильюшин разработал его одноместную версию. Ему удалось добиться сокращения объема бронекорпуса, путем удаления бортстрелка. На его месте находился дополнительный топливный бак, а также установлено бронирование задней центровки по массе, что не могло не вызвать нареканий, так как она сильно ухудшала управляемость машины.

ил-2

Благодаря экономической массе штурмовик полностью удовлетворял требованиям по скорости, а с помощью установки дополнительного бака удалось достигнуть необходимой дальности полета.

Столкнувшись с серьезными потерями Ил-2 без оборонительного вооружения, военно-воздушные силы потребовали от Ильюшина обратно сделать самолет двухместным, что, собственно, и было реализовано в конце 1942 г. Но изменить бронекорпус уже не получилось, поэтому пришлось вынести бортстрелка вне бронекорпуса. Его защита – шестимиллиметровый лист брони, находящийся со стороны хвоста. Защита пилота с задней полусферы обеспечивалась благодаря поперечной броне ХД, которая имела толщину в 12 мм (плюс 6 мм бронеспинка).

Стоит отметить, что бронекорпус, который защищал обоих членов экипажа, получила только позднейшая модификация самолета, а именно Ил-10, который начал выпускаться серийно в 1944 году.

История создания бронированного штурмового самолёта Ил-2

Во второй половине 30-х годов прошлого века советские военно-воздушные силы получили возможность оценить свои самолёты в условиях реальных боевых действий в Испании. Полученный опыт позволил сделать вывод о том, что при наличии у противника достаточно сильной противовоздушной обороны, попытки использования истребителей для поддержки наземных сил приводят к значительным потерям. Скорость уже не спасала самолеты от вражеского зенитного огня, необходимо было задуматься об использовании брони.

В феврале 1938 года на имя И.В. Сталина поступила докладная записка от С.В. Ильюшина — руководителя Опытного конструкторского бюро завода №39. В этом документе, копию которого получил А.Д. Локтионов, начальник ВВС Красной армии, говорилось, что все типы штурмовиков, разрабатывавшихся в СССР, слишком уязвимы для огня с земли. В связи с этим Ильюшин предложил создать новый, хорошо бронированный самолет, проект которого уже был им подготовлен.

Предполагалось, что эта машина будет вооружена четырьмя крыльевыми пулеметами ШКАС и бомбами общим весом в 200 килограммов. Скорость будущего штурмовика у земли оценивалась Ильюшиным примерно в 400 км/ч при боевом радиусе в 300-400 километров. Для защиты задней полусферы предполагалось установить еще один пулемет ШКАС на турели, в отдельной кабине. Силовой установкой должен был стать мотор Микулина — АМ-34ФРН.

Главным отличием этого проекта от всех других вариантов стало использование несущего бронекорпуса. Для защиты особо важных или уязвимых элементов конструкции, внутри корпуса планировалось разместить отдельные бронекапсулы, прикрывающие радиаторы, бомбовый отсек, мотор, бензобак и кабину.

Этот проект, который сам Ильюшин назвал «летающим танком», был почти сразу утвержден на уровне Совнаркома. Первоначальным официальным обозначением самолета стала аббревиатура БШ-2 (бронированный штурмовик). Заводское название этой машины – ЦКБ-55.

Изначально планировалось, что первый экземпляр нового самолета поступит на государственные испытания в ноябре 1938 года, но в реальности даже в январе следующего, 1939 года, Ильюшин смог продемонстрировать только макет штурмовика и эскизный проект. Первоначальные сроки были заведомо невыполнимыми по очень многим причинам, в частности, из-за несоответствия технических характеристик мотора АМ-34ФРН предъявляемым требованиям.

Первый полёт ЦКБ-55 состоялся 2 октября 1939 года. На самолет был установлен новый двигатель АМ-35, еще не прошедший цикл лётных испытаний, что послужило причиной многих проблем. Первой из них стал хронический перегрев мотора. Исправить этот дефект удалось только после существенного изменения компоновки радиаторов охлаждения.

Государственные испытания штурмовика начались 31 марта 1940 года. Несмотря на то, что они показали явное несоответствие самолета параметрам технического задания, итоговое заключение было положительным. Ильюшину предложили заменить мотор АМ-35 на маловысотный АМ-38, устранить ряд выявленных эксплуатационных недостатков и кардинально усилить вооружение, заменив два крыльевых пулемета на авиационные пушки калибра 23 мм.

«Исправленный» самолет с мотором АМ-38 поднялся в воздух 12 октября 1940 года. Этот прототип имел новое заводское обозначение – ЦКБ-57. Отличался он не только силовой установкой – штурмовик стал одноместным. Ранее довольно часто говорилось о том, что такое решение было продиктовано военными заказчиками, однако, это неверно – переделка состоялась по личной инициативе Ильюшина. Представители ВВС фактически лишь одобрили её, да и то задним числом, признав ЦКБ-57 допустимым вариантом.

Конструктор так никогда и не рассказал о причинах своего поступка, но догадаться о них нетрудно. Дело в том, что одна только замена мотора не позволяла добиться скорости и дальности полета, указанных в техническом задании. К тому же масса машины с усиленным вооружением неизбежно должна была вырасти, что еще более усложняло ситуацию. Между тем резервов для снижения веса уже не имелось. К примеру, от бронекапсул конструкторы отказались еще во время проектирования.

Таким образом, дальнейшие работы могли сильно затянуться. К тому же Ильюшин в это время был занят доводкой еще одного самолета – бомбардировщика ДБ-3Ф. Еще один срыв сроков сразу по двум проектам грозил конструктору утратой доверия со стороны руководства и концом карьеры. И это не стало бы просто личной трагедией Ильюшина – в результате Красная армия оставалась без штурмовика, а необходимость в нём была огромной. В этих условиях и было принято решение о создании одноместного варианта БШ-2. Отказ от второго члена экипажа позволил увеличить запас топлива, повысить продольную устойчивость, добиться повышения скорости полёта и улучшить ряд других ТТХ.

В декабре 1940 года самолету присвоено всем известное ныне название Ил-2, а в январе 1941 началась подготовка к серийному производству. В то время еще не было полной ясности относительно того, какие именно пушки получит штурмовик. Сначала планировалось устанавливать МП-6 (калибр – 23 мм), однако, Ильюшин, видимо, относился к ним скептически. Поэтому «ранние» серийные самолеты оснащались уже привычными для лётчиков, но гораздо более слабыми пушками ШВАК.

В первые месяцы 1941 года вооружение штурмовика усилили реактивными снарядами. Бомбовая нагрузка выросла до 400 килограммов.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В ходе развернувшихся широкомасштабных боевых действий все преимущества и недостатки самолёта Ил-2 проявились очень ярко. Основной проблемой сразу же оказалось отсутствие стрелка. В условиях господства в воздухе немецких истребителей штурмовику приходилось туго — потери были тяжелыми.

Несмотря на то, что лётчики неоднократно высказывали пожелания об установке на Ил-2 оборонительного пулемета, С.В.Ильюшин крайне негативно относился в этой идее, полагая, что в результате её реализации летно-технические характеристики самолёта резко снизятся. Лишь в сентябре 1942 года, после того, как этой проблемой вплотную занялся наркомат авиационной промышленности и командование ВВС, были разработаны два основных варианта оборудования штурмовика оборонительной стрелковой установкой. По итогам испытаний было принято решение о серийном производстве двухместной модификации, в задней кабине которой устанавливался крупнокалиберный пулемет УБТ.

Вес самолёта увеличился на 275 килограммов, что сделало машину менее маневренной и довольно инертной – реакция на отклонение рулей следовала не сразу. Пришлось, кроме того, уменьшить бомбовую нагрузку. Словом, опасения Ильюшина во многом оправдались, при этом защищенность самолёта действительно заметно выросла. Кроме того, вскоре Ил-2 начали оснащать мотором АМ-38Ф, мощность которого позволила вернуть прежние лётные характеристики.

В дальнейшем штурмовик еще не раз модернизировался, однако, эти изменения уже не принесли каких-либо принципиальных изменений. К концу войны началась постепенная замена Ил-2 на более совершенные самолеты Ил-10, но завершить этот процесс до 9 мая 1945 года не удалось.

Вооружение Ил-2

  • · Две пушки в консолях крыла (в основной версии – 23 мм ВЯ, изначально – 20 мм ШВАК, в противотанковой серии – 37 мм), исследовались пушки 45 мм
  • · Два пулемета ШКАС, размещенные на крыльях самолета
  • · Контейнеры ПТАБ, авиабомбы
  • · Реактивные снаряды РС-132 и РС-82
  • · На двухместных вариантах в качестве оборонительного вооружения использовался пулемет УТБ 12,7 мм.

Конструкция самолета

При создании самолета чертежи, разработанные Ильюшиным еще до официального старта проекта, практически не изменились. Ил-2 остался свободнонесущим монопланом. Его конструкция была смешанной.

Планер

Передняя часть фюзеляжа представляла собой бронированный корпус, защищающий кабину, топливные баки и двигатель. Толщина брони варьировалась от 4 до 6 мм. В ней смешанно применялись сварные и клепанные элементы. Задняя часть фюзеляжа выполнялась с использованием алюминиевых сплавов, но в более поздних версиях самолета стали применяться фанера и шпон.

Кабина была закрытой, фонарь состоял из фиксированных и сдвигающихся стекол. Крыло самолета относилось к двухлонжеронному типу. В него входили центроплан и две консоли, оснащенные элеронами и закрылками. Хвостовое оперение было свободнонесущим и включало в себя киль со стабилизатором.

Элементы управления полетом выполнялись из полотна, набитого поверх металлического каркаса. Поздние модели штурмовика получали только деревянные компоненты, что связано с возникшей нехваткой алюминия. Шасси самолета состояли из двух передних подкрыльных стоек и вспомогательного колеса. Они складывались назад, убирались внутрь крыла и закрывались обтекателями. Заднее дополнительное колесо оставалось в своем положении всегда.

Вы видели штурмовик Ил-2 вживую?

ДаНет

Двигатель

Ил-2 был одномоторным самолетом. На него устанавливали двигатель поршневого типа с водяным охлаждением. Базовая версия работала на установке АМ-38, которая на более новых машинах была заменена на АМ-38Ф.

Двигатель ИЛ-2

Обе модели разработаны заводом Микулина. Размещали двигатель за бронированным покрытием, а масляный радиатор находился внутри специальной защищенной емкости.

Вооружение Ил-2

По вооружению Ил-2 превосходил всю схожую авиацию. Имея аналогичную бомбовую нагрузку, советский штурмовик отличался продвинутым огнестрельным оружием, которое позволяло противостоять любой угрозе. Сочетание такого вооружения с усиленно бронированным корпусом давало летчикам серьезное преимущество.

На борту присутствовало две пушки. Изначально устанавливались 20-мм ШВАК. Позднее их стали заменять на 23-мм ВЯ. Также были попытки применить пушки калибров 37 мм и 45 мм, обладающими повышенной убойной силой, позволяющей уничтожать танки противника, но они закончились безуспешно. На крыльях самолета устанавливали два пулемета ШКАС.

Специально для них был разработан новый тип патрона калибра 7,62 мм, основанный на винтовочных пулях. На двухместных моделях Ил-2 присутствовал оборонительный пулемет УБТ калибра 12,7 мм.

Для более мощных атак применялись авиационные реактивные снаряды. Ил-2 мог нести до восьми единиц вооружения моделей РС-82 и РС-132. Также на борту можно было перевозить до 600 кг авиационных бомб в контейнерах ПТАБ. Их сброс производился из специального отсека, расположенного с нижней части корпуса.

Модификации Ил-2

Выпускался как в одноместном, так и двухместном вариантах. Разные конструктивные и технологические изменения вносились регулярно. К примеру, в конце 1941 года применялась деревянная конструкция хвостовой части с металлическими стрингерами. Менялось вооружение, бронирование.

  • · Ил-2 (одноместный) представляет собой серийную модификацию штурмовика, который не имеет кабины для заднего стрелка. В некоторых частях в связи с большими боевыми потерями предпринимались попытки переоборудовать одноместный самолет в двухместный. Во многих случаях создавались имитации задней пушки – муляж, установленный в прорези кабины.
  • · Ил-2 (двухместный) представлял собой серийную модификацию, которая была оборудована пулеметами УБТ и ШКАС, а также кабиной стрелка с фонарем. Массово эксплуатировался в поздние периоды войны.
  • · Ил-2 АМ-38Ф – серийный штурмовик с форсированным двигателем, характеризующимся высокой взлетной мощностью.
  • · Ил-2 КСС – серийная модификация самолета Ил-2 АМ-38Ф с точно таким же двигателем, но форсированным, с некоторыми конструктивными и аэродинамическими улучшениями. Вместо металлического бака применялись фибровые защищенные бензобаки, где через некоторое время большинство мелких пробоин затягивалось составом-проектором, который мог загустевать на открытом воздухе. Для улучшения управления и устойчивости в самолеты устанавливался контрбалансир и амортизационные пружины.
  • · Ил-4 (Ил-2 М-82) – опытный вариант штурмовика, который имел двигатель М-82 с хорошей взлетной мощностью, а именно 1675 л.с.
  • · Ил-2 ШФК-37 – одноместный вариант штурмовика, вооруженный двумя авиационными пушками 37 мм, конструкции ОКБ-15, с двигателем АМ-38.
  • · Ил-2 НС-37 представлял собой модификацию ИЛ-2 АМ-38Ф. На самолете были установлены пушки 37 мм, без реактивных снарядов для повышения противотанковых свойств.
  • · Ил-2 НС-45 – модификация самолета Ил-2 АМ-38ф, имеющая две пушки НС-45.
  • · Ил-2Т – по неофициальным данным модификация была способна нести торпеду, в результате чего пришлось пожертвовать пушками. В числе стрелкового вооружения осталось три пулемета: у заднего стрелка и два крыльевых. Но документы, которые бы подтвердили существование этой модификации, не были обнаружены и по сей день, хотя есть многочисленные авиамодели (к тому же данная модификация часто используется в видеоиграх).

ил-2

Самолет Ил-2, наряду с танком Т-34 и «Катюшой», стал одним из символов Великой Отечественной войны и победы в ней. А по какой причине это произошло? Почему именно Ил-2? Постараемся разобраться. Прежде всего, самолет Ил-2 получился исключительно эффективной боевой единицей, а именно – штурмовиком. Штурмовик также имеет и другое название – самолет непосредственной поддержки войск, что объясняет его боевую задачу.

Т.е., если тактические бомбардировщики (например Пе-2) имеют своей целью объекты, разного значения и отдаленности от фронта, стратегическая авиация (например Пе-8) – атака стратегических объектов страны в глубине ее территории, то Ил-2 должен участвовать в атаках наземных войск, поддерживать их, буквально «утюжить» боевые порядки противника в процессе боя, перед боем и после него. Фактически это летающая артиллерия. Требования к самолетам подобного класса довольно своеобразны. Основными являются: высокая огневая мощь, возможность точечного поражения наземных целей и повышенная живучесть самолета. Ил-2 обладал всеми этими качествами, поэтому он и стал легендой, которая при появлении над полем боя вызывала резкий подъем боевого духа у красноармейцев и панический ужас у немецких солдат.

А теперь — «горбатый!»

Сергей Владимирович имел образцовую советскую биографию. Происхождение — из безлошадных крестьян-бедняков, дореволюционные профессии — чернорабочий, возчик молока, смазчик на железной дороге… Житейской смекалки Ильюшину было не занимать. Он был не только гениальным конструктором, но и человеком, который четко видел свою цель и добивался ее всеми возможными способами. А возглавляя Главк авиапромышленности, Ильюшин отлично научился разбираться в работе советского бюрократического механизма.

Военные отправили самолет на доработку? Отлично. Дальность можно повысить с помощью подвесных баков, но тогда скорость уменьшится. Поставить более мощный мотор? Он есть, но еще не доведен. Дожидаться мотора? Даже успешно прошедший испытания самолет мог не добраться до конвейера. Между советскими авиаконструкторами тоже существовала конкуренция, соперники боролись за авиационные заводы. В тот момент возникла угроза снятия с производства дальнего бомбардировщика Ильюшина, и в этом случае его конструкторское бюро оставалось без производственной базы. Ильюшин уже не был начальником Главка — его отпустили с административной работы, чтобы он целиком сосредоточился на создании штурмовика. Конструктор понимал: если не запустить штурмовик в производство в ближайшее время, то нужный стране самолет может так и остаться опытной машиной.

Ильюшин решил не дожидаться, пока мотор Микулина АМ-38 будет доведен до ума. А проблему недостаточной скорости и дальности он решил просто — сделал самолет одноместным! На место кабины штурмана поставили дополнительный бензобак, бронекорпус уменьшили, и самолет стал легче. Кабину пилота приподняли по отношению к мотору, чтобы обеспечить лучший обзор. И самолет, называвшийся тогда БШ-2 (бронированный штурмовик), приобрел характерный профиль, за который на фронте его прозвали «горбатым». В одноместном варианте штурмовик выдавал обещанные характеристики.

Прав ли был Ильюшин, отказываясь от штурмана (и по совместительству — воздушного стрелка, который мог защищать самолет от атак сзади)? С одной стороны, это было трагической ошибкой, и сотни летчиков-штурмовиков заплатили за нее в начальный период войны своими жизнями. С другой — одноместный штурмовик все-таки был поставлен на конвейер и перед самой войной начал поступать в авиационные части.

В дальнейшем Ильюшин постоянно придерживался версии, что убрать штурмана-стрелка его заставили, и в советское время была известна именно такая трактовка событий. В зависимости от политической конъюнктуры «заставляли» Ильюшина либо лично Сталин, либо некие абстрактные военные. Увы, документы свидетельствуют, что одноместный штурмовик появился именно по инициативе КБ, а наркоматы авиапромышленности и обороны узнали о модернизации в последний момент. Более того, Ильюшина обязали представить на испытания и двухместный вариант штурмовика, но конструктор, понимая, что его летные данные будут посредственными, так этого и не сделал.

В войну Ил-2 вступил одноместным штурмовиком, вооруженным двумя пушками и двумя пулеметами, располагавшимися в крыльях. Дополнительное вооружение — реактивные снаряды (РС) и 400 кг бомб на внутренней и внешней подвеске. Летчика, мотор и бензобаки защищал 4−8-мм бронекорпус, а общий вес брони составлял около 700 кг. К бронекоробке, основному силовому элементу самолета, пристыковывались крылья и хвостовая часть фюзеляжа. Последняя первоначально была дюралевой, но ради экономии дефицитного материала ее стали делать из многослойной фанеры.

Ил-2. Фото.

ил-2 фото

Теперь по порядку. Следует отметить, что Ил-2 фактически был первым самолетом, который был разработан конкретно как штурмовик, до этого во всех странах мира эту роль выполняли истребители, на которые навешивали тонны оружия и бронеплит. Красная армия на момент начала работ над Ил-2 имела военную доктрину схожую с немецкой – быстро атаковать, уничтожить и захватить. Для подобной доктрины самолеты класса Ил-2 на ряду, с истребителями, были востребованы больше всего. Поэтому к разработке нового самолета отнеслись более чем серьезно и даже разработали новую авиационную пушку специально для Ил-2 – ВЯ-23.

Именно она, будучи установленной в количестве двух единиц, в большей степени обусловила боевую эффективность «Ила», поскольку была точным и мощным орудием, подходящим для уничтожения всего вплоть до средних танков и катеров. Кроме того, на вооружении имелась пара пулеметов ШКАС, с феноменальной для того времени скорострельностью в 1800 выстрелов/минуту, которые просто выкашивали личный состав частей противника. Кроме этого, «Ил» вооружался еще одним относительно «свежим» изобретением – ракетами, в количестве от 4 и до 16 штук, которые имели название РС-82 или РС-132 (реактивный снаряд с калибром в миллиметрах). Оружие это было менее точным чем пушки, однако более точным нежели бомбы, поэтому оно заняло промежуточное место между ними.

Ну и также имелась возможность подвески бомб калибром до 250кг, которые еще больше повышали боевую эффективность данного самолета. Соответственно, Ил-2 обладал очень внушительным и разнообразным, а от этого весьма эффективным арсеналом, который вполне обеспечивал точечное поражение отдельных целей.

Теперь о живучести. Живучесть самолета – параметр, который определяет устойчивость самолета к попаданиям. Проще говоря, количество вражеского свинца, которое самолет способен проглотить и продолжить полет. Для штурмовика это важный параметр, ведь он летает низко над полем боя, на небольших скоростях и традиционно стреляет по нему все, что способно стрелять. Ил-2- первый в мире самолет, который имел несущий бронекорпус, защищающий пилота и двигатель, до него бронелисты просто навешивались на самолет в некоторых местах.

Подобная конструкция значительно выигрывает в весе, по сравнению с просто навешиванием стали, а значит, позволяет увеличить количество брони, без ухудшения летных характеристик самолета. Ил-2 имел броню, поддающуюся попаданиям лишь бронебойных снарядов калибром от 20мм и выше. Но не стоит считать, что сбить пулеметным огнем его было невозможно, ведь крылья и хвост машины не имели бронирования и были выполнены из дерева. Но тем не менее, живучесть Ил-2 была весьма высока, и еще больше возрастала благодаря высоким летным характеристикам, по показателям которых он мало уступал немецкому Bf-109E.

Не зря ведь в немецких наземных частях Ил-2 получил такие прозвища как «мясник» или «летающий танк», прозвища эти были вполне заслуженными.

Беспристрастная статистика

составляли почти треть от общего числа воевавших боевых машин. К середине 1943 года на фронт каждый месяц отправлялось по одной тысяче самолетов Ил-2. Всего за время войны было изготовлено 34 943 штурмовиков Ил-2 и 1 211 машин Ил-2У. Боевые потери самолетов в ВВС армии составили 10 759 машин и 807 машин в ВВС Военно-морского флота.

Боевые потери летчиков-штурмовиков составили 7837 человек, это 28,4% от общих боевых потерь летного состава ВВС армии. Из них 41% приходился на командный состав. К окончанию войны на 10 мая 1945 г. на вооружении в воздушных силах армии на всех фронтах оставалось 3075 единиц Ил-2 и Ил-2У, а также 197 единиц Ил-2 и 12 единиц Ил-10 в военно-воздушных силах ВМФ.

Ил-2 Штурмовик основные характеристики:

  • Модификация Ил-2
  • Размах крыла, м 14.60
  • Длина, м 11.60
  • Высота, м 4.17
  • Площадь крыла, м2 38.50

Масса, кг

  • пустого самолета 4525
  • нормальная взлетная 6060

Тип двигателя:

  • 1 ПД Микулин АМ-38

Мощность, л.с.

  • номинальная 1 х 1575
  • взлеьная 1 х 1665

Максимальная скорость , км/ч

  • у земли 370
  • на высоте 411

Практическая дальность, км 685

  • Скороподъемность, м/мин 417
  • Практический потолок, м 6000
  • Экипаж, чел 2
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: