Ил-86. Фото. Видео. Схема салона. Характеристики. Отзывы


Человечество сумело поднять свои дороги над землей, самолеты сделали свое дело. Но уже полвека назад в небе стало тесно, не говоря уже об аэропортах. Интенсивность авиаперевозок стремительно возрастала. Машин одновременно в воздухе становилось все больше.

Такая перегруженность инфраструктур могла спровоцировать рост катастроф и доставляла существенные неудобства пассажирам.

Эту проблему мировое самолетостроение попыталось решить путем создания больших летательных аппаратов, которые были бы способны заменить несколько обычных авиалайнеров. Большое количество авиарейсов в российской авиации планировали сократить за счет широкого салона борта.

В СССР был создан первый аэробус нового типа – широкофюзеляжный и высокоэкономичный самолет Ил-86.

История создания

Бум на путешествия в самолетах не обошел и Советский Союз. Отечественные конструкторы задумались над тем, чтобы создать самолет, который бы превосходил по техническим параметрам американский аналог.

Интересный факт! В 1967 году «Аэрофлот» представил материалы, в которых были указаны потребности компании в самолете с оптимальными летными характеристиками.

На тот момент Конструкторское бюро им. Ильюшина сконструировало флагман ИЛ-62. Эту модель попытались модернизировать. Из-за увеличения фюзеляжа на 6,8 м ухудшались характеристики судна. Также снижалась комфортабельность салона.

Конструкторами было принято решение собрать на его основе ИЛ-86. Несмотря на многочисленные трудности в работе, им это удалось. Первый пассажирский самолет им. Ильюшина был представлен в авиасалоне в Ле Бурже в 1977 году. Сертификат на полеты он получил в 1980 году. Самолет совершил первый рейс «Москва-Ташкент».

Ил-86 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ил-86 - широкофюзеляжный пассажирский самолет

В конце 1960-х гг. в стране резко возрос объем пассажирских воздушных перевозок и существующий парк машин уже не справлялся с этой проблемой, решить ее могли самолеты большой пассажировместимости. Первой попыткой коллектива ОКБ С.В. Ильюшина решить проблему стал проект самолета Ил-62М-250 — с удлиненным на 6,8 м фюзеляжем, рассчитанным на 250 пассажиров. Однако самолет с «узким» фюзеляжем поставил перед его создателями множество технических вопросов, и работы были прекращены.

Особенности самолета Ил-86

Воздушное судно оснастили четырьмя двигателями НК-86. Они собраны на основе моторов НК-8.

Примечание. Впоследствии самолет ИЛ-86 был снят с производства по причине сильного шума моторов во время работы, а также неэкономичного расхода топлива.

Критерии разработки воздушного судна:

  • оптимальная вместимость;
  • аэродинамические характеристики;
  • безопасность судна;
  • возможность эвакуации пассажиров в установленное время;
  • комфортабельность;
  • условия погрузки и выгрузки багажа.

Конструкторам удалось создать авиалайнер, который соответствовал требуемым параметрам. По мнению современных экспертов, ИЛ-86 был и остается самым удобным и безопасным самолетом.

Краткий обзор и конструкция

У аэробуса на момент своего выпуска не было аналогов во всем мире. Этот авиалайнер достойно опередил все зарубежные машины. С пассажирской и грузовой нагрузкой ему удалось установить порядка 18 скоростных рекордов.

Ильюшин Ил 86 вид снизу

Выпускался Ил-86 до 1993 года в Воронеже, а летал на гражданских авиалиниях до 2010 года. Лайнер нового поколения значительно превосходил по удобству всех своих предшественников.

В конструкции воздушного суда нового поколения использовалось все самое современное, что было в приборостроении, радиотехники, в технологии на тот момент.

Он являлся классическим, широкофюзеляжной машиной с четырьмя двигателями, расположенными под крылом. В диаметре фюзеляж достигал 6,08 метров. В салоне располагалось девять посадочных мест в одном ряду с наличием двух проходов.

Достаточно сказать, что самолет состоял на 54% из сплавов алюминия, на 15% из стали и на 14% из сплавов титана. Остальное – полимерные материалы.

Двигатель самолета

Специально был спроектирован современный двигатель НК-86. Спустя время, ввиду огромного расхода топлива и высокого шума, данный двигатель стал основным поводом вывода аэробуса из эксплуатации.

Кроме того, масштабы НК-86 привели в дальнейшем к невозможности замены его на модифицированные моторы. Как раз это и способствовало разработке нового самолета Ил-96. Немаловажно, что при большой температуре наружного воздуха снижалась работоспособность двигателя и иногда, даже приходилось останавливать взлет.

Самолет имеет хорошую управляемость: рулевые поверхности разделены на отдельные секции, а гидравлика продублирована.

Дублирование было и в других жизненно важных системах аэробуса. Конструкторами первого советского аэробуса разработана уникальная электроимпульсная защита от обледенения. Ее эффективность была в сотни раз выше обычной тепловой схемы.

Самолет был снабжен четырьмя мощными турбореактивными двигателями, тягой до 13 тс каждый. Механизация крыла, и новая схема шасси давали возможность эксплуатировать аэробус на аэродромах, где базировались Ил-18 и Ту-134. Для взлета и посадки Ил-86 нужна была полоса не более 2600 метров.

Хвостовая часть

Большие люки позволяли использовать разные варианты загрузки грузовых отсеков. Наличие трех встроенных в аэробус трапа значительно упрощали работу наземных служб аэропорта и экономили время пассажиров.

Перешла на новый уровень и звукоизоляция. Ил-86 был уникален наличием системы навигации, которая была применена впервые. Эта система позволяла выполнять рейсы в любых метеоусловиях и в любое время суток. Все приборы летательной машины были инновационными.

Оснащение самолета

Салон был увеличен за счет перемещения кухонного оборудования на нижнюю палубу. Самолет оснастили тремя выдвижными трапами. Посадка и высадка могла осуществляться без использования специального аэропортового персонала и конструкций. При этом пассажиры сначала заходили на нижнюю палубу, и оставляли свой багаж. После этого они поднимались непосредственно в салон аэробуса.

Примечание. Благодаря этому обслуживание ИЛ-86 стало более простым и удобным. Не требовалось дооснащение аэропортов.

Для уменьшения нагрузки на конструкцию борта при взлете и посадке были установлены трехстоечные шасси. Четыре двигателя НК-8 обеспечивали оптимальную скорость на взлетной полосе. Их также использовали в оснащении ИЛ-62 и ТУ-154.

В самолете установлены 4-е гидроусилительных системы. Они отвечают за дублирование работы основных бортовых устройств. Благодаря этому повысился показатель безопасности воздушного судна.

Как создавался первый советский широкофюзеляжный авиалайнер

Основной тенденцией развития гражданской авиации на протяжении последних пяти или шести десятилетий является стремительный рост пассажиропотока. Причин этому несколько. Экономический рост в странах первого мира сделал людей богаче, соответственно, с каждым годом все больше желающих могли позволить себе быстрые и удобные воздушные перелеты. Второй причиной было совершенствование самих самолетов – росла их пассажировместимость, повышалась скорость и экономичность.

Уже к середине 60-х годов подобная тенденция стала проблемой – основные аэропорты мира оказались перегруженными. Пребывающим авиалайнерам приходилось все больше времени ожидать в воздушной зоне аэропортов, сокращались интервалы между посадками и взлетами машин, что, соответственно, ухудшало условия для технического обслуживания самолетов и повышало вероятность катастроф и аварий.

Решение подобной проблемы виделось в создании авиалайнеров большой пассажировместимости (от 250 до 500 мест), что позволило бы резко уменьшить количество машин, необходимых для обеспечения возросшего объема перевозок. Таким образом каждый самолет получал бы достаточно времени для нормального технического обслуживания. Кроме того, увеличение количества пассажиров на борту позволило снизить себестоимость перевозок.

Разработкой подобных машин первыми занялись американцы, потому что у них эта проблема стояла особенно остро. Ведь кроме значительного внутреннего пассажиропотока, авиакомпании США работали на трансатлантической трассе, которая всегда отличалась постоянной и высокой загрузкой.

В СССР к созданию авиалайнера большой пассажировместимости приступили только в 1969 году. Причиной такого «отставания» от Запада была не слабость советской экономики или неразвитость авиационной промышленности, просто для создания подобных «летающих гигантов» в СССР не было ни социальных, ни экономических – что гораздо важнее – предпосылок. В стране также год от года увеличивался пассажиропоток, но ничего похожего на настоящий бум, начавшийся на Западе в 60-е годы, в СССР не было. И если для американских авиакомпаний широкофюзеляжный авиалайнер был критически необходим, то «Аэрофлот» до середины 70-х годов спокойно обходился надежными и проверенными Ту-114, Ту-134, Ил-62 и Ил-16.

В СССР над созданием отечественного самолета большой вместимости первыми задумались в ОКБ Ильюшина. Сначала ильюшинцы просто хотели создать новую модификацию самолета Ил-62 с фюзеляжем большей длины (на 6,8 метр). Этот авиалайнер вмещал бы 250 пассажиров, но дальнейшего развития этот проект не получил. Создать же на базе Ил-62 самолет большой пассажировместимости, в принципе, было возможно, но пришлось бы пожертвовать уровнем комфорта пассажиров. В ходе реализации проекта конструкторами рассматривалась возможность создания двухпалубного Ил-62, а также вариант с овальным сечением фюзеляжа и разделенными кабинами.

В начале 1970 года ОКБ Ильюшина получила новое задание на создание широкофюзеляжного авиалайнера вместимостью салона в 350 мест. А в марте 1972 года было принято постановление Совмина СССР о начале работ над созданием широкофюзеляжного Ил-86. К новой машине были выдвинут ряд требований, учитывавших ожидаемый рост пассажирских перевозок в стране, анализ распределения пассажиропотока по дальности полета, состояние материально-технической базы «Аэрофлота», а также ВВП, на которых планировалось эксплуатировать новую машину.

Одним из главных пожеланий заказчика к самолету была возможность перевозки багажа по принципу «багаж при себе», что потребовало от конструкторов провести весьма серьезные исследования относительно диаметра фюзеляжа будущей машины. Кроме того, создателям самолета необходимо было обеспечить возможность взлета и посадки Ил-86 на относительно короткие ВВП, исходя из чего была выбрана конструкция механизации крыла и шасси.

Впервые самолет Ил-86 поднялся в воздух в декабре 1976 года, а уже через год новую советскую машину продемонстрировали на международном авиасалоне в Париже. В сентябре 1978 года были успешно завершены заводские испытания и начались испытания для получения сертификата летной годности. Этот документ самолет Ил-86 получил в декабре 1980 года. Среди прочего испытания показали, что Ил-86 обеспечивает существенно меньший уровень эксплуатационных расходов по сравнению с другими существующими на тот момент машинами.

26 декабря 1980 года авиалайнер выполнил свой первый рейс по маршруту Москва – Ташкент. Так начались регулярные коммерческие полеты Ил-86 на воздушных линиях страны, что, безусловно, можно назвать новой вехой в истории советской гражданской авиации. Вскоре началось использование самолета и на международных линиях. Также можно добавить, что в сентябре 1981 года на Ил-86 было установлено сразу восемнадцать мировых рекордов.

В 80-е годы конструкторы ОКБ Ильюшина работали над созданием новых модификаций самолета – Ил-86В и Ил-86Д, на которые планировали установить двигатели английской компании Rolls-Royce. Планировалось, что Ил-86В будет иметь фюзеляж на несколько метров длиннее, чем у базовой модели, благодаря чему он сможет перевозить 450 пассажиров. Дальность полета модификации Ил-86Д должна была составлять 9 тыс. км. Позже на основе именно этого проекта был создан авиалайнер Ил-96-300. Уже в 90-е годы, после распада СССР, изучалась возможность замены двигателей Ил-86 на более экономичные, что позволило бы значительно увеличить дальность полета машины. Однако этот проект так и не был реализован, потому что все силы КБ были брошены на доработку проекта Ил-96.

Схема пассажирского салона Ил-86

Существует три варианта комплектации этого аэробуса:

  • одноклассовая;
  • двухклассовая;
  • трехклассовая компоновки.

В первой модели в салоне размещено 350 мест. Во второй — 234, а в третьей — 214 пассажирских кресел. Разделение по классам: «бизнес» и «эконом».

Согласно проекту воздушного судна в оттеске повышенной комфортности может находиться 10 или 50 пассажирских кресел. Расстановка: 2+2+2 с двумя проходами между ними. Все остальные места относятся к экономклассу. Кресла расположены 3+3+3 с двумя проходами.

Лучшие места находятся в бизнес-классе. Расстояние между креслами позволяет разложить спинки, и вытянуть ноги. Есть возможность во время полета расслабиться, и насладиться видом из смотрового окна.

В экономклассе расстояние между рядами пассажирских кресел небольшое. Оно уменьшается ближе к хвостовой части. Сидеть там неудобно, поскольку регулировка спинки сиденья практически исключена. Лучшими местами считаются кресла в 15-ом и 33-ем ряду в центре салона. Спинки кресел полностью раскладываются. Ничего не мешает вытянуть ноги.

Совет. Выбирая билет на авиарейс, лучше предварительно просмотреть планировку салона аэробуса на официальном сайте компании-перевозчика.

Схема салона

Схема салона самолета Аэробус А330 200 Норд Винд

Самолет ИЛ 86 предусматривает такие типы комплектации:

  • одноклассная (на 350 мест);
  • двухклассная (на 234 места);
  • трехклассная (на 214 мест).

Наиболее эксплуатируемый вариант — двухклассный, где один отсек используется, как бизнес-класс, а два — как эконом. В некоторых случаях, в первом отсеке могли располагаться места эконом-класса. В редких случаях, весь лайнер был задействован, для размещения мест второго класса.

Версии Ил-86

Полезно знать! На основе модели ИЛ-86Д был сконструирован аэробус ИЛ-96.

Он сохранил характеристики предыдущей версии. Изменения коснулись комфортабельности салона.

Современные модификации авиасудна: ИЛ-80 и ИЛ-87. Они были полностью модернизированы. В них доработаны недостатки предыдущей версии.

Реальный прототип

За основу автоматической винтовки «Энфилд»

(англ.
Enfield
)
L85A1
(SA-80 — Small Arms for 1980 — стрелковое оружие 1980-х годов) была взята схема, фактически продолжившая линию EM-2.

Основан на классической автоматике на основе отвода пороховых газов из канала ствола через газовую камеру. Газовый регулятор имеет три положения: для обычной стрельбы (нормальное открытие); для стрельбы в неблагоприятных условиях (широкое открытие) и для стрельбы винтовочной гранатой (газоотводное отверстие закрыто).

Безопасность самолета

Перед тем, как воздушное судно выполнило свой первый полет вместе с пассажирами, оно проходило многочисленные испытания на протяжении 1 года. Согласно статистическим данным ИЛ-86 считается самым безопасным. В нем имеется модернизированная система управления и спутниковой связи, установлены новые приборы контроля автопилота.

Важно! В 90-х годах показатели безопасности авиалайнера достигали 95-100%.

Произошло четыре аварийных ситуации:

  1. 1994 г. — аэробус загорелся. Его зацепил падающий В-737. Погибли члены обслуживающего персонала.
  2. 1998 г. — лайнер совершил грубую посадку. После этого он был списан.
  3. 2001 г. — крушение судна из-за ошибки персонала. Шасси при посадке не были выпущены.
  4. 2008 г. — авария по вине обслуживающего персонала. Вышел из строя стабилизатор.

Проблемы с работой двигателей и систем обеспечения начались в 2002 году. За все время эксплуатации судно перевезло более 3 млн. пассажиров.

Какие авиакомпании используют

В советский период, лайнер типа ИЛ 86 использовался единственным гражданским оператором «Аэрофлот». Далее, в разные периоды, самолеты использовались такими компаниями:

  • Белавиа (до 1996 года);
  • Внуковские авиалинии (до 2001 года);
  • Трансаэро (до 1997 года);
  • Узбекские авиалинии (до 2006 года);
  • Пулковские авиалинии (до 2008 года);
  • Татарстан (до 2008 года);
  • Донавиа (до 2011 года);
  • и другими.

Единственный международный контракт, связанный с экспортом модели, был подписан с китайским оператором China Xinjiang Airlines. Всего, за время сотрудничества, было отправлено три лайнера. Самолеты успешно эксплуатировались с 1990 года до 2003 года. По причине окончания деятельности оператора, все борты были возвращены в Россию и использовались авиалиниями Татарстана.

На 2020 год, в эксплуатации находится две модернизированные модели аэробуса ИЛ-86ВКП. Оба борта, согласно реестру самолетов типа аэробус ИЛ 86, относятся к ведомственной авиакомпании ВВС и эксплуатируются в правительственных целях.

Массовая утилизация лайнеров началась в 2012 году, в связи с окончанием сроков службы и техническим особенностям модели. Причиной списания стали неэкономичность, высокая степень шума двигателя. Критерий шума не допускал борт к совершению полетов на территории ЕС.

В результате, на металлолом было отправлено 94 самолета, 8 экземпляров находятся на хранении, 2 — в музеях авиации (в Киеве и в Ульяновске). На территории новосибирского аэродрома Толмачево, один самолет используется, в качестве памятника. В Санкт-Петербурге базируется еще один ИЛ86, ранее принадлежавший к парку Аэрофлота. Владельцы частного вертодрома намереваются переделать его в музей.

Где производился самолет?

Аэробус стал аналогом американского Боинга. Его производство началось в 70-х годах в СССР в г. Воронеж. На тот момент отечественный Аэрофлот нуждался в пассажирских лайнерах с большим количеством посадочных мест.

Судно оснащалось отечественными двигателями. В середине 90-х годов появилась возможность установить моторы зарубежного производства. Поскольку они имеют более высокие технические характеристики. Конструкторы задумались над модернизацией самолета. После этого появились новые модели ИЛ.

Полезная информация! Производство авиасуден модификации ИЛ-86 прекратилось в 1993 году.

Места производства самолета

После проработки проекта самолета Ил этой модели потребовалось выбрать предприятие, которое будет заниматься его производством. Опытный образец был собран в Воронеже с соблюдением всех сроков.

Места производства самолета ИЛ-86

После официального принятия самолета комиссией было объявлено о старте массового производства. Организовали его на том же воронежском авиастроительном заводе, где с конвейера сошло более ста машин. Производился Ил-86 до 1993 года, пока его сборка не была окончательно закрыта.

Конструктивные характеристики

Сколько весит воздушное судно? Его масса составляет 117 500 кг. При максимальной загрузке оно может лететь на расстояние 3800 км.

Интересно! Самолет совершает полеты на высоте до 12 000 м.

Кабина пилота вмещает 3-5 человек обслуживающего персонала. В салоне расположено 240-350 пассажирских кресел. Они разделены по классам.

Места в эконом-класса

Схема салона самолета Боинг 787 800 Дримлайнер

Согласно комплектации экономического класса, кресла размещаются по схеме 3+3+3. Расстояние между креслами здесь небольшое и имеет тенденцию уменьшения, к хвосту самолета. Наименее удобными считаются места, начиная от 34 ряда. Возможность регулировать кресла здесь отсутствует. Расстояние между рядами постепенно сужается, достигая минимального, на уровне 44 ряда. Задние места в салоне, размещенные в третьем отсеке — наименее комфортные. Регулировка кресел здесь ограничена или отсутствует.

Дополнительная информация! Наиболее комфортные места второго и третьего отсека — в середине 15 и 33 рядов. Эти ряды являются первыми в своем отсеке и перед ними отсутствуют сидения.

Описание конструкции и особенности машины

Ил-86 – это четырехмоторный низкоплан, выполненный по классической схеме с однокилевым оперением и убирающимся трехстоечным основным шасси.

Самолет создавался с учетом его возможного использования в аэропортах с низким уровнем технического оснащения. Для этого в его конструкции и была реализована концепция «багаж при себе». Она заключалась в том, что пассажиры имели возможность пронести багаж на борт лайнера, а затем оставить его на специальных стеллажах, которые располагались на нижней палубе. Сам же салон имел в ряду девять кресел с двумя удобными широкими проходами.

Силовая установка Ил-86 состоит из четырех ТРДД НК-86, которые являются результатом дальнейшего развития мотора НК-8. Этот двигатель можно назвать главной «ахиллесовой пятой» самолета, кроме высокого уровня шумности и низкой экономичности, о чем было сказано выше, НК-86 обеспечивал машине низкую тяговооруженность. Летчики шутили, что взлет Ил-86 происходит благодаря кривизне Земли.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: