Авиаотряд Путина пускает миллиарды на ветер


Авиаотряд Путина пускает миллиарды на ветер

Основной целью деятельности отряда является оказание услуг, связанных с авиаперевозками президента РФ Владимира Путина, главы правительства Дмитрия Медведева, спикеров палат российского парламента Валентины Матвиенко и Вячеслава Володина, председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, генерального прокурора Юрия Чайки, председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, главы Администрации президента Антона Вайно и министра иностранных дел Сергея Лаврова.

Основным источником финансирования СЛО «Россия» являются выделяемые из бюджета РФ субсидии. Генеральный директор летного отряда — Константин Терещенко. Обязанности главного бухгалтера с 8 октября 2020 исполняет Ольга Власова. До нее эту должность занимала Татьяна Пивоварова — она была уволена 5 октября.

Счетная палата РФ в октябре-ноябре 2020 года провела плановую проверку эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных Управлению делами президента РФ в 2020 — 2020 годах на обеспечение деятельности ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия». Итоги проверки изложены в акте, который имеется в распоряжении ПАСМИ. Объем документа — около 200 страниц, мы предлагаем подборку самых крупных и ярких нарушений.

Растущие субсидии

Аудиторы выявили факты увеличения общего финансирования деятельности летного отряда без должных к тому оснований.

В 2020 году СЛО «Россия» и Управделами президента заключили соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на сумму 8 млрд 794 млн руб. По данным Счетной палаты, в дальнейшем УДП без увеличения показателей госзадания увеличило объем субсидии на 1 млрд 901 млн руб. — до 10 млрд 695 млн руб.

Аналогичная ситуация произошла и в 2020 году: сначала было заключено соглашения о предоставлении субсидии на сумму 8 млрд 576 млн руб. Впоследствии (опять же без увеличения госзадания) объем субсидии вырос на 2 млрд 786 млн руб. — до 11 млрд 362 млн руб.

Неконкурентные закупки

Аудиторы отмечают многочисленные факты отсутствия конкуренции при проведении госзакупок, и как следствие — отсутствие экономии бюджетных средств, выделяемых на деятельность СЛО «Россия».

По результатам проверки, в аукционах на поставку и ремонт авиационных двигателей и ремонт воздушных судов принимал участие, как правило, один участник. Начальная (максимальная) цена договора определялась при помощи затратного метода, а ее обоснованием являлось коммерческое предложение единственного участника аукциона. Затем аукцион признавался несостоявшимися, а в связи с тем, что заявка единственного участника аукциона соответствовала аукционной документации, СЛО «Россия» заключал с ним договор. Таким, образом, коммерческое предложение единственного участника аукциона впоследствии и являлась ценой договора.

В акте Счетной палаты приводится масса примеров реализации подобной схемы. Сумма большинства контрактов составляет сотни миллионов рублей. Так, обоснованием максимальной цены договора на поставку двух авиационных двигателей ПС-90А специального назначения стало предложение АО «ОДК-Пермские моторы» стоимостью 642 млн 342 тыс. руб., на эту сумму 28 ноября 2020 года и был заключен договор.

Аналогичная ситуация сложилась и по ряду проведенных конкурсов на поставку товаров, проведение работ, оказание .

Так, на все конкурсы по определению исполнителя договора по обеспечению воздушных перевозок высших должностных лиц РФ и официальных делегаций была подана только одна заявка ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии». Конкурс признавался несостоявшимся, с единственным участником заключался договор. При этом, цена договора, указанная в заявке «Аэрофлота», совпадала с начальной ценой договора, указанной в конкурсной документации ФГБУ «СЛО «Россия». В итоге договор заключался именно на эту сумму.

По данным аудиторов, в 2020 — 2020 годах заключено три договора с ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии»: от 27 декабря 2020 года на сумму 2 млрд 183 млн руб.; от 22 ноября 2020 года на сумму 1 млрд 584 млн руб.; от 13 декабря 2017 года на сумму 4 млрд 178 млн руб.

Кроме того, Счетная палата обнаружила факты, когда договор о закупке заключался задним числом. К примеру, на участие в электронном аукционе «Ремонт авиадвигателей ПС-90А специального назначения с дооборудованием их стартерами СТВ-5М» от 18 августа 2016 года подана одна заявка АО «ОДК-Пермские моторы». Электронный аукцион признан несостоявшимся, с предприятием был заключен договор на сумму 98 млн 87 тыс. руб.

Вместе с тем согласно актам приема-передачи от 11 февраля 2016 года и от 18 февраля 2020 года, двигатели с указанными в договоре номерами были переданы на завод на полгода раньше. Таким образом, электронный аукцион проведен формально, а договор заключен без правовых оснований.

Завышенные зарплаты

По данным Счетной палаты в СЛО «Россия» значительно превышались нормативы выделения бюджетных средств на зарплаты и премии подчиненных Константина Терещенко. На оплату труда и начисления на выплаты персоналу СЛО «Россия» из бюджета в 2020 году было потрачено 3 млрд 498 млн рублей; в 2020 — 3 млрд 510 млн рублей.

Между тем, исходя из базового норматива затрат на оплату труда с начислениями 230 тыс. 77 руб. за летный час и показателя выполнения госуслуги на 2020 и 2020 годы в количестве 11 тыс. 93 летных часа, объем бюджетных средств, предназначенных для оплаты труда работников должен составлять 2 млрд 552 млн рублей. Таким образом, как подсчитали аудиторы, летным отрядом за счет субсидии из бюджета израсходовано на 1 млрд 904 млн руб. больше утвержденного учредителем объема затрат на эти цели.

Кроме того, анализ положения об оплате труда показал, что начисление работникам СЛО «Россия» различных доплат, надбавок и премий не зависело от индивидуальных показателей эффективности. В связи с этим необоснованная выплата премий, по данным Счетной палаты, за два года составила 2 млрд 8 млн руб., из них 1 млрд 746 млн руб. — из бюджета.

Топливо без учета

Аудиторы отметили риски бесконтрольного использования матценностей и бюджетных денег на общую сумму более 2 млрд руб. в год в связи с неправильной организацией учета в СЛО «Россия» поставок авиационного топлива и списания остатков ГСМ и технических жидкостей.

Так, по договорам с ПАО «Аэрофлот» в 2020 — 2020 годах от организаций, предприятий и зарубежных фирм, непосредственно обеспечивающих заправку авиа ГСМ, произведена поставка и получение авиационного керосина ТС-1 в общем количестве 92 тыс. 332,8 тонн, технических жидкостей в общем количестве 16,2 тонн, а также услуг по обеспечению заправки топливом на общую сумму 4 млрд 198 млн рублей.

При заключении всех этих договоров в нарушении закона «О бухгалтерском учете» СЛО «Россия» не отражал в документах факты хозяйственной деятельности по получению авиационного топлива и технических жидкостей, а также их последующего использования при совершении особо важных и специальных воздушных полетов.

Недостатки бухгалтерского учета стали предпосылкой слива остатков авиационного топлива, с его последующей реализацией (без правовых оснований) ПАО «Аэрофлот». Так, в нарушение Федерального закона «О некоммерческих организациях» СЛО «Россия» осуществляло не предусмотренную уставом деятельность по продаже ПАО «Аэрофлот» слитого (некондиционного) топлива, в результате чего в 2020 — 2017 годах получены денежные средства на общую сумму 37 млн 81 тыс. руб.

Дорогие посредники

Счетная палата также оценила экономическую целесообразность условий договоров, заключенных СЛО «Россия» с ПАО «Аэрофлот» и результатов их реализации.

По условиям этих договоров ПАО «Аэрофлот» было обязано за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет средств СЛО «Россия» действия по организации и обеспечению воздушных перевозок высших должностных лиц. При этом в уставе СЛО «Россия» прописано, что отряд сам существует именно для этой деятельности. Являясь посредником, ПАО «Аэрофлот» получало право на вознаграждение в размере 5% от суммы произведенных расходов, подлежащих возмещению за оказание услуг силами третьих лиц.

В договоре, заключенном с ПАО «Аэрофлот» в 2020 году, прописана стоимость услуг 3 млрд 886 млн руб. Таким образом, объем подлежащий перечислению ПАО «Аэрофлот» в качестве вознаграждения составил 185 млн 54 тыс. руб. Между тем, СЛО «Россия» выплатило в указанном году комиссионное вознаграждение на 14 млн 273 тыс. руб. больше — 199 млн 327 тыс. руб.

В 2020 году предусмотрена цена договора 2 млрд 183 млн рублей, еще 1 млрд 742 млн руб. прописано в дополнительном соглашении. Таким образом, объем вознаграждения должен был оставить 186 млн 900 тыс. руб. Но летный отряд выплатил на 14 млн 421 руб. больше — 201 млн 322 тыс. руб.

При этом ПАО «Аэрофлот» заключило договоры с третьими лицами на организацию комплекса аэропортовых услуг и услуг по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропорту Внуково, а также на обеспечение бортовым питанием пассажиров и экипажей воздушных судов.

Заключение договоров с посредником вместо договоров с прямыми исполнителями в части обеспечения воздушных перевозок и предоставления аэропортовых услуг привело, по подсчетам аудиторов, к потере средств федерального бюджета на общую сумму 171 млн 227,1 тыс. руб. Эти потери обусловлены, в частности, оплатой комиссионного вознаграждения и образованием рисков ценообразования, возникающих при реализации посреднических схем, отмечается в докладе Счетной палаты.

Цены с потолка

Счетная палата выявила признаки существенного завышения стоимости поставки, ремонта и технического обслуживания воздушных судов и авиационных двигателей в СЛО «Россия».

Аудиторы обратили внимание на то, что в состав стоимости включались накладные расходы авиационных предприятий, значительно превышающие фонд оплаты труда основных производственных рабочих.

К примеру, по договору, заключенному между ФГБУ «СЛО «Россия» и АО «ОДК-Пермские моторы» от 31 августа 2020 года на ремонт авиационных двигателей ПС-90А накладные расходы предприятия по одному двигателю составили 18 млн 432 тыс. руб., то есть 380,2 % от фонда оплаты труда рабочих (4 млн 848 тыс. руб); по другому — 19 млн 712 тыс. руб. (376,4 % от фонда оплаты труда рабочих). В ряде других договоров с «Пермскими моторами» накладные расходы также составляют более 300% от ФОТ.

Аналогичная ситуация прослеживается и в договорах с другими предприятиями. Так, по договору, заключенному между ФГБУ «СЛО «Россия» и АО «Климов» от 11 января 2020 года, на поставку четырех двигателей ТВЗ-117ВМ для вертолетов Ми-8МТВ-1С накладные расходы АО «Климов» на каждый двигатель составили 4 млн 538 тыс. рублей, что составило 316,3 % от фонда оплаты труда рабочих (1 млн 434 тыс. рублей).

При этом, как отмечает Счетная палата, детальная расшифровка накладных расходов организациями, осуществляющими ремонт воздушных судов и авиационных двигателей, не запрашивалась и не предоставлялась.

Нецелевые полеты

Счетная палата установила, что СЛО «Россия» включил в общие отчетные показатели выполнения госзадания за 2020 и 2020 годы (11 957 и 12 165 летных часов соответственно) полеты, не относящиеся к выполнению госуслуг — такие, как перегонка воздушных судов на базу или завод, облеты, технические рейсы, тренировки экипажей.

По подсчетам аудиторов, в 2020 — 2020 годы летным отрядом без достаточных правовых оснований совершены полеты в количестве 6 тыс. 992 часа. Расходы федерального бюджета на осуществление СЛО «Россия» таких полетов составили 5 млрд 899 млн руб.

Аудиторы пришли к выводу, что причиной этого стало то, что Управление делами президента не включило в госзадания для СЛО «Россия» показатели, характеризующие качество и содержание госуслуг и категории физических и юридических лиц, являющихся потребителями этих услуг.

Секондхенд для президента

Счетная палата выявила факты покупки для перевозки высших лиц государства подержанных воздушных судов под видом новых.

Так, 24 июня 2020 года Управление делами президента поставило для СЛО «Россия» два самолета RRJ-95B (Сухой-Суперджет) с бортовыми номерами RA-89039 и RA- 89040. По данным государственного контракта от 8 ноября 2014 года, на строительство этих воздушных судов по федеральной адресной госпрограмме из бюджета было выделено 2 млрд 836 млн рублей.

Между тем, анализ первичных документов показал, что о строительстве самолетов речи не шло: они поступили в отряд бывшими в употреблении. Согласно формуляру воздушного судна с бортовым номером RA-89039 дата изготовления авиадвигателя ВСУ — 17 июля 2012 года, налет на момент поставки — 132 часа. Начало эксплуатации планера — 19 августа 2012 года, налет — 54 часа. Начало эксплуатации еще двух авиадвигателей — 17 мая и 12 декабря 2013 года, налет — 66 и 69 часов.

Планер поступил с вмятиной на обшивке фюзеляжа на правом борту размером 25×10×0,2 мм. Помимо этого, согласно бортовому журналу указанного самолета, в первые два месяца эксплуатации зафиксированы следующие дефекты: капельная течь тормозной жидкости из под поршня тормозного устройства внутреннего колеса правой оси; следы керосина на перроне под дренажной магистралью створок капота вентилятора; ошибки датчика-сигнализатора оледенения.

Второе воздушное судно также оказалось бывшим в употреблении. Дата изготовления двигателя ВСУ — 26 декабря 2012 года, налет на момент поставки 94 часа. Начало эксплуатации планера 23 декабря 2013 года, налет 48 часов. Начало эксплуатации авиадвигателей — 18 июня 2013 года, налет 54 часа.

В первые два месяца эксплуатации этого самолет также зафиксированы неисправности: капельная течь тормозной жидкости из под поршня тормозного устройства внутреннего колеса правой оси; порванные защитные кожухи динамиков гарнитуры экипажа; пониженное давление в стояночном тормозе; повышенный шум вентилятора в салоне первого пассажира; течь топлива по крышке люка.

На основе информации национального аэрокосмического журнала «Взлет» аудиторы выяснили, что данные воздушные судна первоначально строились для лаосской авиа, и в августе 2013 года были готовы к поставке в эту азиатскую страну. Оба самолета получили лаосские бортовые номера, один из них даже успели окрасить в цвета перевозчика, но в связи с ухудшением финансового состояния лаосской авиакомпании поставки лайнеров не состоялись.

Кроме того, Управлением делами президента в 2012 году в рамках федеральной адресной инвестиционной программы приобретено два воздушных судна Airbus А-319 с бортовыми номерами RA-73025 и RA-73026. На пункт программы «Создание двух самолетов иностранного производства» из бюджета было выделено 6 млрд 727 млн руб.

Но и в этом случае один лайнер был далеко не новым: согласно формулярам самолетов налет на момент приобретения самолетов составлял 158 часов и 78 часов соответственно. Для сравнения Счетная палата отмечает, что средний налет за год воздушного судна Ил 96-300 составляет 308 часов.

Зайцы на борту

Проверка установила факты оплаты из госбюджета услуг по питанию и проживанию в гостиницах аэропорта назначения лицам, не являющимся членами экипажа воздушного судна.

К примеру, при осуществлении 12 мая 2020 года перелета по маршруту Внуково — Казань — Пекин — Иркутск (даты полета совпадают с датами официального визита президента РФ Владимира Путина в Китай) в полетном задании в строке «на борту находятся» значилась фельдшер амбулатории ФГБУ СЛО «Россия» А.В.Маркина.

По данным Счетной палаты, без достаточных правовых оснований из бюджета было оплачено питание Маркиной: в ресторане в Казани по системе «шведский стол» на сумму 5,6 тыс. руб. и в пятизвездочном отеле в Пекине на сумму 30,8 тыс. руб. Проживание фельдшера в вышеуказанной гостинице обошлось российской казне в 108 тыс. руб.

Аудиторы выяснили, что фельдшер Маркина была направлена в Казань и Пекин для медицинского обеспечения спецрейса приказом ФГБУ СЛО «Россия», но командировочное удостоверение ей не оформлялось, суточные не выплачивались. Кроме того, Росавиация выдала Маркиной удостоверение члена экипажа воздушного судна для допуска в контролируемую зону аэропорта как инспектору, которым она не являлась.

И этот случай не единичный. Так, при выполнении с 13 по 17 февраля 2020 года рейса Внуково — Пномпень — Давао — Манила — Давао — Внуково-2 на борту находились не являющиеся членами экипажа Борщ Д.Б., Кравцов А.А., Толмачев В.Ю., Чеботарев Л.И. Общая стоимость услуг по их питанию и проживанию составила 196 тыс. руб.

На борту самолета, выполнявшего с 3 по 9 ноября 2020 года рейс Внуково — Дубай — Бангкок — Чианграй — Тегеран — Внуково находился Кузьменков А.А., не являющийся членом экипажа. Его питание и проживание обошлось бюджету в 47,3 тыс. руб.

При выполнении с 10 по 13 июля 2020 года рейса Внуково — Вена — Брюссель — Берлин — Внуково-2 на борту находился Кучеров Ю.А., не являющийся членом экипажа, на его питание и проживание из казны потрачено 76,3 тыс. руб.

Кроме того, без правовых оснований 23 членам экипажа воздушного судна Ил-96 с 13 мая по 15 мая 2020 года были предоставлены номера в пекинской гостинице категории 5 звезд KUNTAI ROYAL HOTEL, стоимость проживания составила 2 млн 443 тыс. руб. Между тем, федеральным законодательством предоставление номеров в гостиницах категории 4 и 5 звезд экипажам и их оплата не предусмотрены.

Подробнее о скандалах в президентском летном отряде «Россия» — в подборке ПАСМИ.

Гендиректор авиаотряда «Россия» грел руки на кондиционерах для Путина

— Избрана мера пресечения в виде заключения под домашний арест до 6 ноября, — пояснила во вторник журналистам пресс-секретарь суда Юнона Царева, добавив, что Одинцеву инкриминируется «превышение должностных полномочий».

Аресту Одинцева предшествовали обыски в рабочем кабинете, а затем и у него дома. 6 сентября сыщики изъяли все компьютеры и документы, имеющие отношение к его работе. Сейчас обязанности Одинцева исполняет его заместитель, который был вызван из отпуска.

Арест Одинцева не первый в скандальном деле о мошенничестве при закупке оборудования для самолетов Ту-204, Ту-214 и Ил-96, обслуживающих первых лиц государства (Ил-96 — это президентский борт). Ранее в том же суде под стражу были отправлены семь других фигурантов дела. Это руководитель службы закупок «России» Игорь Коваленко, член конкурсной комиссии Дмитрий Поздняков, инженер предприятия Сергей Чернухин, а также четыре руководителя ЗАО «Авиаприбор-Сервис» Алексей Меницкий, Игорь Щетинин и два его заместителя Владимир Латышев и Юлия Бубнова. Еще три фигурантки, входившие в конкурсную комиссию специального летного отряда — Елена Шестакова, Ольга Дорожко и Елена Иванова в данный момент находятся под домашним арестом. В отличие от Одинцева этим фигурантам дела инкриминировалось «мошенничество в особо крупном размере». Впрочем с ролями в этой запутанной истории — кто был руководителем, а кто исполнителем — следствие пока не определилось.

Впрочем уже сейчас известно, что камнем преткновения стал контракт о поставках и обслуживании систем кондиционирования для самолетов президентского авиаотряда. По данным следствия, кто-то из задержанных лиц завышал цены на торгах и лоббировал интересы ЗАО «Авиаприбор-сервис», которая предлагала значительно большую цену, но при этом сама не производила оборудование, а выполняла посреднические услуги. По версии следствия, фигуранты дела намеренно завысили стоимость работ с 50 миллионов рублей, указанных конечным исполнителем ОАО «НПО «Наука», до 96,1 миллиона рублей. Похищено было не менее 46,1 миллиона рублей. Эти деньги фигуранты украли, прогнав их через фирмы-однодневки, не имевшие лицензий и технических возможностей для выполнения работ.

Адвокаты обвияняемых в свою очередь утверждают, что факта хищения не было, а контракт по обслуживанию самолетов будет выполнен в срок — до конца 2020 года.

Более того, указанная следствием реальная стоимость работ в 50 миллионов рублей была ориентировочной и называлась во время подготовки к тендеру.

Любопытно, что точно такая же схема мошенничества была внедрена и исполнена высокопоставленными фигурантами не менее громкого дела о закупке электронных браслетов для осужденных по завышенным ценам с использованием компаний, не производящих устройства. Сейчас в Замоскворецком суде идет процесс по этому делу, где главным фигурантом является экс-глава ФСИН Александр Реймер.

Дарья Федотова

СПРАВКА «МК»

Специальный летный отряд «Россия» — федеральное государственное бюджетное авиапредприятие, подчиненное Управлению делами Президента РФ.

Предприятие обеспечивает перевозку воздушным транспортом высших должностных лиц РФ, а также руководителей ФСБ России.

До 1956 года высшее руководство страны летало на военных самолетах, где экипаж всегда состоял из офицеров ВВС. Но в 1956 году Минобороны освободили от обязанностей по перевозке первых лиц государства. В мае 1956 года в структуре «Аэрофлота» был создан спецотряд особого назначения (АООН), который базировался во «Внуково». Позже он получил наименование Отдельный авиационный отряд №235. Летный состав туда набирался из столичного транспортного управления гражданской авиации. При этом, чтобы пилотам отряда предоставить побольше часов налета, экипажам спецотряда было разрешено обслуживать не только полеты по перевозке первых лиц, но выполнять также регулярные и чартерные рейсы.

В 1990 году Отдельный авиаотряд №235 был переименован в «Отдельный авиационный отряд гражданской авиации», а в 1993 году преобразован в Государственную транспортную . В октябре 2006 года к ГТК «Россия» была присоединена авиа. Объединенная авиакомпания стала осуществлять полеты под флагом ГТК «Россия», и название сменилось на Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная транспортная .

В январе 2009 года правительственный авиаотряд был выделен из состава ГТК «Россия». В составе Управления делами Президента РФ было создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Специальный летный отряд «Россия».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: