CAIC WZ-10 против Eurocopter Tiger: европейские «мозги» решают все

29.04.2019

Одним из наиболее слабых мест Народно-Освободительной Армии Китая до недавнего времени была армейская авиация. Сегодня же она не только развивается по многочисленным направлениям, но и имеется декларация по ее преобразованию в главную ударную силу из средств поддержки Сухопутных войск. Ярким примером подобного преобразования стало создание и внедрение в войска новейшего ударного вертолета Caic WZ 10. Буквы WZ означают Wuzhuang Zhishengji, которые буквально означают «вооружённый вертолет».

Китайский ударный вертолет WZ-10

История создания вертолета WZ-10

Caic wz 10 – китайский ударный вертолет, который принят на вооружение армии Китая в феврале 2011 года. Официальная версия Китая гласит, что caic wz 10 – это собственная разработка, однако вертолет разрабатывался с участием российских специалистов. Ударный вертолет wz 10 был построен по проекту 941, который был разработан в 1995 году России.

Проектирование вертолета осуществлялось в КБ «Камов» по заказу правительства КНР в соответствии с требованиями, по которым летательный аппарат должен иметь массу шесть тонн, а также другие летные характеристики. Участие российских специалистов в создании WZ-10 ограничивалось лишь проектированием машины. Китай самостоятельно строил все летные прототипы для проведения испытаний, а также серийные машины. Специалисты из поднебесной сами производили доработку проекта.

Китайский ударный вертолет WZ-10

Первый полет вертолета осуществился в 2003 году. Производство началось с 2010 года, а на вооружение НОАК WZ-10 поступил в феврале 2011 года.

Технические характеристики вертолета WZ-10

Вертолет Caic WZ 10 имеет следующие технические характеристики:

  • Экипаж составляют 2 человека: оператор вооружения и пилот.
  • Длина фюзеляжа составляет 14,5 м.
  • Диаметр несущего винта составляет 13 м.
  • Масса пустого вертолета составляет 5540 кг.
  • Масса снаряженного вертолета составляет 7000 кг.
  • Максимальная взлетная масса составляет 8000 кг.
  • Силовая установка состоит из 2-х турбовальных двигателей Zhuzhou WZ-9.
  • Мощность двигателей составляет 2×1285 л. с.
  • Максимальная скорость составляет 300+ км/ч.
  • Крейсерская скорость составляет 270+ км/ч.
  • Практический потолок составляет 6400 м.

Китайский ударный вертолет WZ-10

Вооружение:

  • Стрелково-пушечное вооружение включает 1×23-мм пушку.
  • 4 точки подвески.
  • Боевая нагрузка составляет 1500 кг.
  • Управляемые ракеты: неуправляемые ракеты включают 4 блока калибра 90-мм или 57-мм;
  • ракеты «воздух-воздух» включают TY-90;
  • ракеты «воздух-земля» включают до 8×ПТУР HJ-10 «Красная стрела».

Китайский ударный вертолет WZ-10

CAIC WZ-10 против Eurocopter Tiger: европейские «мозги» решают все

Китай и Африка — друзья навек. По крайней мере, ресурсно-экономические. Начиная с 2016-го, КНР вкладывает в «Черный континент» десятки миллиардов долларов ежегодно. И готовы давать еще. За что такая внезапная щедрость китайские товарищи не скрывают: им приглянулись африканские алмазы, сталь, платина, хром.

Но на эти ресурсы давно «положили глаз» и европейские гранды. Одна только Франция, в которой вновь восстановлен неоколониалистский режим, считает Африку своей. Поговаривают, что даже золотой запас франкоговорящей Африки давно осел в банках где-нибудь на Елисейских полях. А тут — Китай! Это значит, что Африка при самом плохом раскладе может легко превратиться в очередную полыхающую затяжной войной точку.

В африканской климатической зоне лучшим оружием могут оказаться ударные вертолеты. Они с воздуха и мотопехоту поддержат, и сами десант выбросят, да и бронетехнику «разметать» для них не проблема. Вот тут-то на сцену и могут выйти «винтокрылы» — это китайский CAIC WZ-10, или проще — Z-10, и его возможный оппонент — французско-германский Eurocopter Tiger. Но окажется ли «Евротигру» китайский «Аллигатор» по зубам?

«Крестные отцы» вертушек

У китайского «Аллигатора» — русские корни. Еще в марте 2013-го на выставке Heli-Expo в Лас-Вегасе генконструктор «Камова» Сергей Михеев признался — CAIC WZ-10 создан по эскизу проекта «941», который еще в 1995-м разрабатывался для китайских товарищей. Но китайцы вплоть до 2000-х с ударными «вертушками» не спешили.

Все изменилось, когда в Народно-освободительной армии Китая поняли — без вертолетов поддержки на поле боя не обойтись. Конструкторы так сильно «ускорились», что в 2003 году в небо Поднебесной взмыл первый образец вертолета CAIC WZ-10. Но спешка погубила прототип — вертолет оказался настолько плох, что руководство НОАК сразу отправило проект на доработку. На этот раз китайцы взялись основательно и лишь через 9 лет выкатили достойный образец.

У «Евротигра» тоже есть свой «крестный отец». Еще в середине 1980-х им стал… ИИ — искусственный интеллект. Суперкомпьютер величиной в этаж просчитал, что оптимальный боевой вертолет — это не только броня и живучая конструкция, но и незаметность, плюс усиленная система радиоэлектронной борьбы.

К совету компьютерного помощника в Европе незамедлительно прислушались. Так родился концепт будущей европейской боевой «вертушки» Eurocopter Tiger.

Прямо на старте в 1991 году «Тигра» отдали в ведение предприятия-гиганта Eurocopter. К созданию «ударника» подключились фирмы из Германии и Франции. Его главная «фишка» перед идеологически близкими «Апачами» и «Команчами», а также «семействами» «Ми» и «Ка» — огромное число композитных материалов. Фактически «Евротигр», весь облитый полимерами, обещал стать «прозрачным» для любого радара. Таким он и встал на винт в 2003 году.

Спор за скорость и живучесть

Китайский WZ-10 — настоящая классика жанра ударного вертолета: 14-метровая «тушка» имеет узкий хищный профиль, два члена экипажа расположены друг за другом. Их прикрывает бронированное стекло. Еще один бонус к живучести — неубираемое шасси, которое в случае аварийной посадки должно «проглотить» разрушительную энергию удара.

Два турбовинтовых двигателя в паре с композитным пятилопастным винтом способны разогнать китайский «Аллигатор» до 300 км в час, но в споре с «Евротигром» этого оказывается недостаточно: пара турбин от Rolls-Royce делают европейский геликоптер чуть быстрее — он может ускориться до 322 км в час. Но крейсерская скорость у них равна — около 270 км в час.

Впрочем, китайцы могли бы и своему вертолету дать больше скорости, но внезапный грандиозный международный скандал фактически лишил Z-10 дополнительной прыти. Дело в том, что до 2012 года китайцы спокойно ставили на свои вертолеты двигатели Pratt & Whitney. Но делали они это по «серой» незаконной схеме — согласно особому спецсоглашению американские движки могли быть установлены только на гражданскую технику. А тут — ударный «Аллигатор»! В итоге поставщик United Technologies в 2012-м нарвался на штраф в 75 млн долларов. С тех пор Z-10 подпитывается от доморощенного китайского Zhuzhou WZ-9 с его скромными показателями в 2.500 «лошадок».

Ударный винтокрылый «европеец» — тоже классика жанра. Экипаж воздушного «Тигра» располагается привычным принципом для ударного вертолета — «один за другим». Однако, в отличие от классика и законодателя «Камова» и его пасынка — китайского Z-10, пилот у «европейца» размещается спереди, а оператор — выше и сзади. Для лучшего обзора кресла оператора и пилота смещены относительно продольной оси машины.

Eurocopter Tiger почти «сплошняком» обтянут композитными материалами — углепластик спаян с кевларом, алюминием и титаном. Лишь 20% вертолета исполнено в привычном металле. Это «Евротигра» делает почти на тонну легче китайского собрата. Хотя беззащитным легковесом «Евротигр» назвать никак не получится. Кабина покрыта комбинированной броней AMAP-AIR, а летчики могут рассчитывать на специальные боковые сдвижные бронещитки.

Силовую установку защищают перегородки, защиту вертолета завершают взрывобезопасные и пожаробезопасные топливные баки. Несущему и вспомогательному винтам конструкторы заложили настолько много мощности, что они должны выдерживать прямое попадание от крупнокалиберного пулемета и даже легкой ПВО.

Да что там корпус! Конструкторы Eurocopter Tiger обещают: даже винт выдержит прямой удар осколочно-фугасного 23-мм снаряда.

Помимо базовой прочности, корпус обтянут специальной сеткой и фольгой на медной основе — это нейтрализует любой электроимпульсный удар, не страшен ему и разряд молнии. О чем-то похожем в китайском «Аллигаторе» не заявлено, а потому европейский воздушный «Тигр» выглядит более живучим и защищенным. Прибавим сюда еще и отличную маневренность, и мы получим трудно поражаемую воздушную мишень.

Паритет ракет и пуль

Так от чего в случае столкновения с китайским «Тигром» будет вынужден уклоняться «Евротигр»? Первый огневой сюрприз для европейского коллеги — это сразу три авиационные автоматические пушки на выбор: 23-, 25- или 30-миллиметровые «стволы». Их дополняет 12- или 14-мм пулемет. Если этого окажется мало, в ход можно пустить комплект неуправляемых ракет. Два блока с НУРС способны разутюжить площадь в половину футбольного поля, но все это, скорее, «цветочки», «ягодки» начинаются с управляемых ракет HJ-10 и TY-90.

Противотанковая ракета HJ-10 — это аналог израильской Spike-NLOS. Ее заявленной мощности, легко прошивающей метр гомогенной стали, и дальности в 10 км хватает, чтобы «опрокинуть» не только любой современный танк, но и капитальное наземное укрепление — бункер, ДОТ или ДЗОТ. Ракета работает по принципу «выстрелил и забыл». После пуска ракету к цели «ведет» полуактивная система лазерного наведения.

Но самый большой неприятный сюрприз от «китайца» — это «пачка» уникальных ракет TY-90 или Feiyan-90 класса «воздух-воздух». Ее уникальность — в запредельно малом весе при хорошей мощи: двухметровая ракета весит меньше 20 килограммов! Аналоги несколько тяжелее. Да, есть товарищи помощнее: например, российские и североамериканские образцы, снятые с истребителей. Но их вес может доходить до 80 килограммов, и взять больше двух ракет на борт винтокрылого «ударника» уже сложно.

Китайцы же еще на стадии проектирования адаптировали свою Feiyan-90 именно к вертолетному подвесу. Правда, объективную эффективность оценить пока не представляется возможным — реальных боестолкновений Z-10 или других вертолетов, вооруженных такими ракетами-«дюймовочками» с 2006 года не зафиксировано.

Чем «крыть» «Евротигру» такой «джокер» в китайском рукаве? Можно начать с 30-миллиметровой скоростной пушки Giat AM-30781 с боезапасом в 450 выстрелов. Следом можно залпом выпустить 12 или 22, в зависимости от подвесных блоков, неуправляемых ракет. Дальше пилоту и оператору Eurocopter Tiger можно прибегнуть к оружию потяжелее. На четырех подвесах можно расположить четыре противотанковые франко-германские ракеты НОТ, способных прошить до 1.300 мм гомогенной брони, или проверенного не одной «горячей точкой» противотанкового «старичка» AGM-114 «Hellfire». Впрочем, можно пристегнуть две пары старших «сестренок» китайской HJ-10 — израильские Spike-ER.

И все же главное оружие против китайского «Аллигатора» — это пара французских ракет «воздух-воздух» Mistral и классика авиажанра Stinger. Впрочем, американского ЗРК-ветерана может и не хватить — ракеты, поставленные на вооружение в далеких 1970-х, по всем параметрам уже несколько устарели.

А вот «Мистраль» может с «китайцем» «пободаться» по-серьезному — три килограмма боевой части может наделать шума. И тут на первый план выходят навыки экипажа, плюс электронные «мозги».

Сила «мозгов» пока за Европой

В ударном вертолете WZ-10 реализован принцип стеклянной кабины — рабочие панели пилота и оператора напичканы электронными дисплеями. На визуализацию китайцы не поскупились — экипажу помогают ориентироваться в бою огромные ЖК-мониторы.

Европейский винтокрылый «ударник» имеет улучшенный бортовой комплекс обнаружения AN/AAR-60 MILDS, разработанный немцами из EADS. Он не только бьет тревогу, когда к вертушке уже летит ракетный сюрприз. Бортпроцессор еще на этапе облучения «Тигра» любыми системами наведения предупредит экипаж — вы на мушке. Впрочем, на случай отсутствия реакции пилота или оператора, «мозг» вертолета сам даст команду на сброс противорадиолокационных отражателей и ИК-помеховых устройств.

«Забить» помехами европейскую «вертушку» тоже вряд ли удастся — на ней установлены средства РЭБ «EloKa». Они не дадут дезориентировать машину, плюс сами могут нанести фатальный электронный удар.

Что-то похожее обещают и китайцы, но что конкретно — не сообщается. Некоторые эксперты предполагают, что на Z-10 стоят серийные средства РЭБ, какие можно встретить на истребителях Chengdu J-20 или Shenyang J-11. Их параметры не дотягивают до европейского «Тигра». Это значит, что в схватке «мозгов» китайцы пока проигрывают. Впрочем, тут надо оговориться: КНР с такой скоростью обновляет все военное «железо» и «софт», что через год, максимум два мы можем увидеть совсем другую, более прогрессивную авионику на Z-10.

В сухом остатке

Итак, оба наших «зверя» — китайский «Аллигатор» Z-10 и Eurocopter Tiger — словно братья-близнецы: компоновка, конструкция и огневая мощь очень схожи. Разве что «китаец» совсем незначительно уступает в бронировании, скорости и маневренности. Однако главный козырь, который бьет «вертушку» из Поднебесной, — это электронная «начинка» Eurocopter Tiger. По всем известным данным, она пока на голову выше китайской «сестры». Плюс, это покажется невероятным, но численный перевес, по данным 2020 года, пока на стороне «Евротигра» — 206 машин против сотни «китайцев». Так что Z-10 в случае «горячего» столкновения на «Черном континенте» придется несладко.

Особенности конструкции вертолета WZ-10

  1. Вертолет создан по классической одновинтовой схеме с хвостовой опорой и убираемым трехопорным шасси. Узкий фюзеляж, который трапециевиден в сечении, выполнен с применением композитных материалов, а также оснащен коротким крылом.
  2. Экипаж располагается тандемно. Остекление и кабина вертолета бронированы. Для безопасности во время аварийной посадки шасси выполнено энергопоглощающим и неубираемым. Бортовое оборудование пилотов выполняет принцип стеклянной кабины, для чего установлены большие МФИ. Кресла членов экипажа и фюзеляж выполнены с учетом возможности относительно грубой аварийной посадки.
  3. Caic WZ 10 оснащен 2 турбовальными двигателями. Используются меры по снижению ИК заметности. Лопасти сделаны из композитных материалов, а несущий винт состоит из 4-х лопастей.
  4. Система управления вертолета — электро-дистанционная.
  5. Корпус WZ-10 сделан по технологии стелс.
  6. Вооружение вертолета включает ОПС, который размещен в носовой части, а также управляемую поворотную пушку калибра 23-мм. Крепление управляемых ракет осуществляется на 4 точках подвесках крыльев.

Китайский ударный вертолет WZ-10

Интересные факты

В 2012 году случился «Двигательный» скандал. Власти США оштрафовали корпорацию United Technologies, относящуюся к одной из крупнейших финансово-промышленных групп Америки, на $75 миллионов за поставки двигателей Китаю нелегально. Двигатели предназначались для вертолетов WZ-10. Производством двигателей занималась компания из Америки Pratt & Whitney, дочка United Technologies. Она долгие годы продавала двигатели в Китай для пассажирских и гражданских транспортных вертолетов.

Китайский ударный вертолет WZ-10

Двигатели, которые поставлялись для WZ-10, отличались от гражданских версий только программным обеспечением. В результате Китаю пришлось отказаться от двигателей PT6C-76C, которые стояли на первых прототипах. На серийные машины стали ставить менее мощные двигатели WZ-9, произведенные в Китае.

Китай долгое время утверждал, что Caic WZ 10 – это полностью китайская разработка. Однако в 2013 году Сергей Михеев, генеральный конструктор ОАО «Камов», на выставке Heli-Expo сообщил, что вертолет был создан на базе эскизного проекта «941» и эта информация довольно долго держалась в секрете.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ЗАПАДНЫМИ ФИРМАМИ: ТЕХНОЛОГИИ В ОБХОД ЭМБАРГО

Итак, к 1995 г. Китай получил го­товый аванпроект. Но чтобы создать летательный аппарат, даже имея в основе серьезные материалы, требо­валось проделать колоссальную ра­боту. С точки зрения вертолетостроителей при создании новой машины необходимо решить три главные про­блемы — спроектировать и выпустить редуктор (главный редуктор, проме­жуточный редуктор и валы), несущий и рулевой винты и двигатели. Все три проблемы китайцы должны были ре­шать с иностранной помощью. Для этого была инициирована програм­ма СМН (Chinese Medium Helicopter), формально подразумевающая создание гражданской машины, но с той же массой, диапазоном скоростей, дальностью полета и пр. Это было сделано для преодоления наложен­ного европейцами и США эмбарго на поставки оружия. Впрочем, дизайн это «гражданского» вертолета был сохранен таким, каким его увидели на «Камове».

Первым в качестве партнеров удалось привлечь «Еврокоптер», с которым уже в мае 1997 г был подпи­сан контракт на общую сумму 70 млн. доля, За эти деньги китайцы получили проект несущего винта и технологию производства композитных лопа­стей. Через два года, в марте 1999 г., КНР подписал соглашение с «Агустой» на сумму 30 млн. долл. Задача итальянцев включала проектирова­ние трансмиссии и оценку вибрации. По некоторым данным, «Агуста» не только разработала необходимые агрегаты, но и продала несколько опытных образцов. Европейские компании уверенно делали вид, что участвуют в программе создания не­коего 6-тонного гражданского верто­лета, хотя и догадывались, что такая машина никогда не появится.

Еще интереснее протекало взаи­модействие с Pratt&Whitney. Для ми­нимизации проблем с законодатель­ством китайцы обратились к канад­скому отделению концерна. И если европейцы хотя бы официально «не догадывались о коварных замыслах партнера», то канадцы с самого на­чала точно знали цели программы. В начале 2001 г. Китай выбрал PWC в качестве поставщика десяти газотур­бинных двигателей РТ6С PWC-76C мощностью 1250 кВт каждый. Ком­пания должна была также предостав­лять программное обеспечение для управления двигателями, посколь­ку они имели полностью электрон­ное управление FADEC (автономная цифровая система управления дви­гателем). Вначале руководство PWC испытывало некоторые сомнения в связи с не совсем легальным характером сотрудничества с китайами. Но Пекин сделал предложение, от которого невозможно отказаться — обе­щал после начала серийного про­изводства рынок объемом 2 млрд. долл. Вдохновленные такими мас­штабами, менеджеры PWC остави­ли свои сомнения. В 2002-2004 гг. в КНР были поставлены первые десять двигателей. Вместе с двигателями в Китай поехали и западные инженеры, чтобы помочь в их установке на вертолеты. Там канадцы и увидели первый Z-10 в готовом состоянии. Тогда канадцы впервые увидели готовый Z-10. Глава делегации поинтересовался: «Где 10 мест, которые должен иметь вертолет?» На что представители китайской стороны только улыбнулись.

Китайцам были нужны дополни­тельные двигатели, но после офи­циального предъявления Z-10, PWC попало в сложную ситуацию. На кону стояли большие деньги, но и проблемы с правительством США компании были не нужны. В 2006 г. контракт был разорван. Впрочем, канадцы все равно подверглись санкциям. В июне 2012 г Pratt Whitney Canada признала, что «случайно» передала КНР технологии двойного назначе­ния, и была оштрафована правитель­ством США на 75 млн. долл. Однако миллионы в 2012 г. были уже совсем не те…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: