В Москве открылась 13-я выставка вертолетной индустрии HeliRussia-2020


Более 140 московских организаций принимают участие в XIV Международном авиационно-космическом салоне (МАКС). Они представляют разработки в области пассажирских авиаперевозок, вертолетостроения и других профильных отраслей.

«Традиционно в столице проектировалось и создавалось большинство образцов аэрокосмической техники. Мировая премьера — МС-21 и другие новинки МАКСа подтверждают статус Москвы как столицы отечественного авиастроения», — отметил заместитель Мэра в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Черное крыло и композиты: столичные разработки в самолетостроении

Главной премьерой нынешнего МАКСа стал пассажирский среднемагистральный лайнер МС-21. Его разработали специалисты корпорации «Иркут», конструкторское бюро которой находится в Москве. Особенность лайнера — в используемых при производстве композитных материалах. Они придают самолету эргономичную форму, позволяют экономить шесть-семь процентов топлива.

При создании МС-21 впервые в истории отечественной авиации использовалось карбоновое крыло, его еще называют черным крылом, оно легче и прочнее металлических аналогов. Уникальную технологию в Москве разработала лаборатория .

Новый отечественный самолет представлен на МАКСе впервые почти за 10 лет. МС-21 ориентирован на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров. Новый самолет в зависимости от компоновки может перевозить от 130 до 211 пассажиров, дальность полета — до шести тысяч километров.

«В авиационной отрасли города работают 41 предприятие и 51 тысяча человек. Инвестиции в основной капитал отрасли составили 25,6 миллиарда рублей. Продукция московских авиаконструкторов традиционно привлекает большое внимание на международном авиасалоне», — сообщил руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.

Вертолеты, истребители, автомобили

В этом году в России и мире начинаются коммерческие продажи первого отечественного автомобиля класса люкс Aurus, созданного Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом «НАМИ». Продолжение линейки Aurus — легкий вертолет «Ансат» с VIP-салоном, который напоминает салон президентского лимузина.

Кроме того, среди новинок нынешнего года — многоцелевой Ка-62 и запущенный в серию вертолет Ми-38. Средний многоцелевой вертолет Ка-62 стал дебютантом авиасалона, он представлен на статической экспозиции холдинга, он также поднимется в воздух во время показательных выступлений. Кроме того, здесь впервые представили серийный гражданский вертолет Ми-38 с салоном повышенной комфортности.

Помимо крупных холдингов, новинки показали небольшие компании. Так, зрители могут увидеть Ил-78М-90А — первый самолет-топливозаправщик, произведенный в России. На земле он может одновременно заправлять до четырех самолетов, а в воздухе — до двух.

Еще на МАКСе представлены гражданский лайнер «Суперджет-100», боевой авиационный комплекс МиГ-35 и самолет-амфибия Бе-200.

Впервые в статической экспозиции участвует и гордость отечественной военной авиации — истребитель пятого поколения Су-57. До этого его можно было увидеть только в небе. Уникальная машина, практически не видимая на радарах, вызывает интерес специалистов во всем мире, в Жуковском все желающие могут сфотографироваться рядом с ней.

Посещение музея Военно-воздушных сил в Монине

Музей Военно-воздушных сил в подмосковном Монине всегда привлекал к себе интерес своей уникальной экспозицией авиационной техники, о которой много пишется, но мало кто видел ее воочию. Меня в этом музее привлекали уникальные изделия гения советского авиастроения Мясищева, которые на десятилетия опережали свое время.

Посещение музея Военно-воздушных сил в Монине

Музей был создан в 1958 году при Военно-воздушной академии имени Гагарина, переведенной в 2011 году в Воронеж, и теперь он существует самостоятельно рядом с огороженными забором строениями, оставшимися после академии.

Много лет назад знакомые офицеры из академии организовали нам посещение этого музея, но в этот день музей оказался закрыт, и мы могли только увидеть выставленную за забором на поле технику.

Так сложилось, что я смог попасть в музей спустя годы и ознакомиться с гордостью военной авиации Советского Союза, который заслуженно считался одной из ведущих авиационных держав мира.

Посещение музея оставляет двойственные ощущения: с одной стороны, гордость за великую страну, создававшую на протяжении многих лет шедевры военной авиации, с другой, практическое отсутствие таких шедевров за годы после развала Союза и, по всей видимости, невозможность достойно представить то, что было сделано ранее. Чувствуется какая-то запущенность музея и неуверенность в завтрашнем дне, многие экспонаты обветшали и требуют восстановления.

Структура экспозиции музея

Что из себя представляет музей? Добротно выглядит только главное здание музея с двумя благоустроенными ангарами, построенными в 2005 году в соответствии с необходимыми требованиями. В одном ангаре уникальная экспозиция авиационных двигателей, в другом самолеты времен Великой Отечественной войны.

Истребитель И-16

Основная экспозиция выставлена на травяном поле с асфальтированными дорожками для осмотра экспонатов. На границе поля два больших древних ангара, очень похожих на постройки 50-х годов. Один закрыт, что там, непонятно. В другом экспозиция в основном времен зарождения российской и советской авиации.

Наибольший интерес вызывает самолеты и вертолеты, выставленные на поле. Здесь более сотни летательных аппаратов разного класса. От небольших истребителей до гигантских стратегических бомбардировщиков и транспортных самолетов, а также вертолетов от самых маленьких до самых больших. Описать все невозможно, можно рассказать только о самых оригинальных и интересных экспонатах.

Открывает экспозицию гигантский вертолет В-12 (Ми-12), никак не напоминающий современные вертолеты. Внешне он больше похож на оригинальной конструкции самолет.

Вертолет В-12

В-12 был спроектирован в 1968 году по необычной двухвинтовой поперечной схеме с размещением винтов по бокам корпуса вертолета и мог нести полезную нагрузку до 44 тонн. Этот рекорд до сих пор никем не побит.

Стратегические бомбардировщики

Продолжает экспозицию плеяда первых советских стратегических бомбардировщиков Ту-4, Ту-16, Ту-22 и не совсем обычный самолет семейства «Ту» – высотный сверхзвуковой истребитель-перехватчик Ту-128, достигавший скорости 1910 км/час.

Бомбардировщик Ту-22

Высотный истребитель Ту-128

Изюминкой экспозиции, по всей видимости, являются гигантские самолеты Мясищева и Сухого, поражающие своей оригинальностью, характеристиками и красотой.

Стратегический бомбардировщик Мясищева 3М создан еще в далеком 1954 году! Трудно представить, что в те далекие времена с соответствующим уровнем техники и технологий можно было создать такую машину. Самолет был принят на вооружение и долгие годы служил в стратегической авиации (до середины 80-х).

Стратегический бомбардировщик 3М

Применение этому самолету неожиданно нашлось в конце 80-х в качестве самолета-носителя для доставки из Москвы в Байконур космического челнока «Буран». Перевозка «Бурана» должна была производиться специально разработанным для этой цели самолетом «Мрия», но его изготовление вовремя не завершили, и на базе 3М был создан самолет-носитель ВМ-Т «Атлант», осуществивший перевозку «Бурана» и крупных узлов космической системы «Энергия – Буран».

Рядом с 3М следующий шедевр Мясищева — стратегический сверхзвуковой бомбардировщик М50, созданный в 1959 году. Изготовлен был только один образец, в процессе испытаний которого выяснилось, что из-за отсутствия необходимого двигателя достигнуть сверхзвуковой скорости 2000 км/час не удается, и работа была закрыта.

Сверхзвуковой бомбардировщик М50

Поражает своей оригинальностью сверхзвуковой разведывательно-ударный бомбардировщик или «истребитель авианосцев» Сухого Т-4, «сотка», созданный в 1971 году. Опущенный нос самолета открывает кабину пилотов, которая закрывалась при подъеме носового обтекателя при полете на сверхзвуковой скорости и пилоты управляли машиной по приборам.

Истребитель авианосцев Т-4

Самолет должен был достигать скорости 3200 км/час, и начавшиеся испытания подтверждали возможность достижения таких характеристик. Но усилиями Туполева и министра авиационной промышленности Дементьева вместо Т-4 был продвинут самолет Ту 22М со скоростью всего лишь 2300 км/час, который и приняли на вооружение, а работы по «сотке» были прекращены.

В экспозиции выставлены десятки истребителей и перехватчиков, у каждого своя история, и о всех не расскажешь. Поражает своими размерами высотный истребитель-перехватчик Миг-25, он кажется гигантом на фоне своих «маленьких» собратьев истребителей, стоящих рядом с ним.

Истребитель-перехватчик Миг-25

Гиганты представлены транспортным Ан-22 «Антей» с неестественно большим фюзеляжем и стратегическим бомбардировщиком Ту-95. Здесь же сверхзвуковой пассажирский Ту-144, затесавшийся в строй военных самолетов.

Транспортный Ан-22

Пассажирский самолет Ту-144

Советский беспилотник

Рядом с гигантами был образец и советского разведывательного беспилотника Ту-141, разработанного в 1974 году и принятого на вооружение. Взлетал беспилотник с мобильного шасси, посадка осуществлялась с помощью парашютной системы.

Разведывательный беспилотник Ту-141

Из новых российских разработок был только экспонат учебно-тренировочного самолета Як -130, разработанный на замену чешскому L-39 для обучения курсантов военных училищ.

Учебо-тренировочный Як-130

Палубную авиацию представлял экспериментальный самолет Як -36 с вертикальным взлетом и посадкой.

Як-36

Семейство самолетов Мясищева было представлено и одной из его последних разработок — высотным самолетом «Стратосфера» М-17.

Самолет «Стратосфера» М-17

Космические системы

Космические системы представлены экспериментальным пилотируемым орбитальным самолетом «ЭПОС» МиГ-105.11, или «аппарат Бор», разработанным в рамках советской программы многоразовой космической системы «Спираль» в середине 60-х в ОКБ Микояна под руководством Лозино-Лозинского, будущего главного конструктора «Бурана». В 1976-1978 годах были проведены испытания самолета при воздушном старте с бомбардировщика Ту-95 и его запуски ракетой в космос, откуда он возвращался самостоятельно на землю.

Орбитальный самолет «ЭПОС»

Самолет МиГ-105.11 был изготовлен в масштабе 1:3 к прототипу космического корабля, побывал в космосе и прошел цикл летных испытаний, подтвердивших возможность создания такой многоразовой системы, но в конце 70-х работы были прекращены в пользу куда более дорогостоящего проекта «Энергия – Буран», а задел по проекту «ЭПОС» был использован при создании «Бурана». По проекту «Спираль» старт многоразового корабля должен был производиться с самолета-разгонщика Ан-225 «Мрия», но Союз развалился, и такие проекты уже никого не интересовали.

Конечно, в Монине не хватает образца «Бурана», в таком музее он должен быть обязательно. Ему не место на ВДНХ и тем более в парке Горького, где он находился до недавнего времени в качестве развлекательного аттракциона. Из примерно 9 образцов «Бурана» и его макетов, изготовленных для различных видов испытаний, можно было найти один и экспонировать в музее. Между прочим, один из экземпляров «Бурана» находится в частном музее в Германии, который в 90-е кто-то удачно продал любителям авиации.

Вертолеты

Отдельно рядом с ангарами площадка с экспонатами вертолетов, выставленных скопом, к которым нельзя подойти и посмотреть их, по всей видимости, не хватает площадей для экспозиции. Среди всех собратьев выделяется самый большой в мире Ми-26 и рядом с ним «старичок» Ми-6, отличающийся наличием самолетных крыльев. Он сразу напомнил мне годы юности, в 60-е он был основным транспортным средством при освоении Западной Сибири, и мне приходилось летать на нем, в то время это был самый большой серийный вертолет в мире.

Вертолет Ми-26

У стены ангара стоял забытый всеми тяжелый десантно-транспортный вертолет Яковлева Як-24, чем-то напоминающий американский Chinook. Созданный в начале 50-х и запущенный в серийное производство в 1955 году, Як-24 мог перевозить до 30 десантников или груз весом до трех тонн.

Вертолет Як-24

С чего начиналась российская и советская авиация

В древнем ангаре экспозиция летательных аппаратов эры зарождения авиации, выставленная как-то несистемно вперемешку с современными образцами. Здесь и знаменитый «Илья Муромец» Сикорского, первый советский гигант Туполева АНТ-25, макеты первых «этажерок», современные истребители и подвешенные в глубине под крышей какие-то аппараты без всяких табличек.

Самолет «Илья Муромец»

Изюминками ангара являются два образца – тяжелый 4-моторный бомбардировщик «Илья Муромец» Сикорского, созданный в 1913 году, и самолет рекордной дальности одномоторный АНТ-25 Туполева с дальностью полета да 13 тысяч километров, созданный в 1932 году. На таком самолете экипаж Чкалова в 1937 году совершил беспосадочный перелет Москва –Северный полюс – США, и это на одномоторном самолете при скорости 240 км/час!

Самолет АНТ-25

Следует отметить, что экспозиция в ангаре организована плохо и выглядит как-то бедненько. Интерес могли бы вызывать летательные аппараты непонятной конструкции, подвешенные вдалеке под крышей без табличек, что это за техника, я так и не понял. При желании можно даже из того, что там есть, организовать достойную экспозицию с соответствующими поясняющими табличками.

А где экзотика?

Никак не были представлены в музее аппараты типа «летающих тарелок», а они существовали и представлены в других российских музеях. А где экранопланы еще одного нашего гения Алексеева? Экраноплан «Орленок» в ужасном состоянии стоит в Военно-морском музее на набережной в Северном Тушине.

Состояние музея

Что можно сказать в целом об экспозиции музея? На поле экспонаты выставлены так, что к некоторым образцам подойти невозможно, особенно это касается вертолетов. Они перекрывают друг друга и далеко не у всех стоят поясняющие таблички. Выделенной территории под стоянку самолетов явно мало, хотя рядом заброшенная территория и музею есть куда расширяться. Хотелось бы видеть экспозиции по соответствующим типам самолетов: истребители, перехватчики, тяжелые самолеты, беспилотники, вертолеты. Складывается впечатление, что по мере поступления экспонатов их просто устанавливали на свободные места на поле, особо не стремясь собирать по типам.
Территория под самолетами ухожена и трава подстрижена, но стоящие вдалеке самолеты заросли травой и до них видно руки не доходят. По внешнему виду многие самолеты сильно постарели и они медленно разрушаются. Если какая-то профилактика и проводится, то этого явно недостаточно для нормального их содержания.

За Ту-144 на земле лежал брошенный истребитель. Видно, у него подломились стойки шасси, самолет никуда не убрали и бросили у кромки поля, где он и догнивает. Как я понял, музей находится на балансе Минобороны, а экспонаты как памятники техники на балансе Минкультуры. Финансирование музея после переезда из Монино академии имени Гагарина резко сократилось, и по состоянию экспонатов и территории видно, что его недостаточно.

Перспективы музея

Меня поразила информация, что у музея нет штата для его содержания в достойном виде и во многом все держится на энтузиазме сотрудников музея и волонтеров, которые убирают территорию, моют и чистят самолеты, по возможности восстанавливают их и зимой чистят от снега!
Получается, по большому счету музей никому не нужен. Трудно поверить, но реальная картина говорит об этом. Масса такой уникальной техники, представляющей гордость нашей страны, и на ее содержание не выделяются необходимые средства! Такое наплевательское отношение к истории нашей авиации! В архивах музея находится конструкторской документация на часть экспонатов, их можно было бы восстанавливать и возвращать к жизни, ведь многие самолеты прибыли в музей «своим ходом», рядом до сих пор действующий аэродром.

Проблемы музея связаны и с тем, что распоряжением Шойгу музей планируют перевести в парк «Патриот» под Кубинкой. В музее уже работали комиссии, которые оценивали возможность передислокации экспонатов, результаты пока неизвестны. По заключению специалистов, делать это нельзя. Без разборки большинство экспонатов перемещать невозможно. А после такого перемещения восстановить их в первоначальном виде будет невозможно, и они станут не экспонатами, а муляжами. Тем более что в парк «Патриот» планируется перевезти только часть экспонатов. Что будет с остальными?

Такие беды существуют вокруг уникального музея, и чем это закончится, пока непонятно. Музей авиации в Монине надо сохранять, в парке «Патриот» и так есть что показать, зачем ломать то, что создавалось десятилетиями и существует благодаря усилиям неравнодушных людей? По всей видимости, нужна четкая государственная программа поддержки и развития музея авиации с обеспечением необходимого финансирования, привлечения специалистов для разработки программы восстановления и сохранения уникальной авиационной техники, строительства необходимых современных ангаров и укомплектования музея необходимым штатом, способным содержать его в достойном виде.

Рожденные в университетах

Принимают участие в выставке столичные частные компании и университеты. Так, московский Институт проблем химической физики РАН, ЦИАМ имени П.И. Баранова и представят посетителям и экспертам первый российский самолет на водородном двигателе. По некоторым прогнозам, через 30 лет большинство автомобилей и летательных аппаратов в качестве топлива будут использовать водород.

Еще одна разработка москвичей — вертолет R-34. Его создали по техническому заданию московской совместно с ОКБ «Ротор» из Кумертау (Республика Башкортостан). В конструкции использована бесшарнирная подвеска лопастей с композитным торсионом, а также парашютная спасательная система.

Разработка конструкторского бюро Московского авиационного института — самолет МАИ-411, отечественный аналог европейского CS-23 и американского FAR-23. По оценкам разработчиков, его можно применять для авиаперевозок, воздушного патрулирования, аэросъемки, инструментального мониторинга и авиатуризма.

Осмотреть экспозиции и понаблюдать за демонстрационными полетами можно в подмосковном Жуковском. Международный авиационно-космический салон продлится до 1 сентября.

В Москве открылась 13-я выставка вертолетной индустрии HeliRussia-2020

15 сентября в Москве состоялось торжественное открытие 13-й Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia-2020. Несмотря на закрытые границы России, в выставке приняли участие компании из 12 иностранных государств, сообщили организаторы.

Торжественная часть началась с яркого барабанного шоу, которое задало динамику всей церемонии. Для приветствия и перерезания символической ленты на сцену вышли: первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Владимир Кожин, заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров, исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Алексей Новгородов, руководитель госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин, генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский, президент Союза авиапроизводителей России Борис Алешин, председатель правления Ассоциации вертолетной индустрии Михаил Казачков, генеральный директор авиа Андрей Мартиросов.

Вы прочитали 54% текста.

Это закрытый материал портала ATO.RU. Полный текст материала доступен только по платной подписке.

Месяц

699 ₽ 23 ₽ в день

Полгода

2999 ₽ 17 ₽ в день

Год

4999 ₽ 14 ₽ в день

Подписка на материалы ATO.ru предоставляет доступ ко всем закрытым материалам сайта — новостям, аналитике, инфографике — уникальному контенту, каждый день создаваемому редакцией ATO.ru. Кроме этого, Вы получаете доступ к материалам «Ежегодника АТО» и ко всему архиву журнала «Авиатранспортное обозрение», выходившему с 1999 по 2020 год. Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес [email protected] Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу . За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.

Приобретение бумажных и pdf-версий изданий ИД «А.Б.Е.Медиа», включая Ежегодник АТО и архивные номера журнала «Аввиатранспортное обозрение»:

Я подписчик / Я активировал промокод. Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: