Как уменьшались места в самолетах
Точные спецификации по старым самолетам найти сложно. Журналисты начали следить за шириной сидений и расстоянием между рядами (так называемым шагом) только после того, как пассажиры стали жаловаться на тесноту. Однако известно, что в экономклассе первых реактивных лайнеров шаг кресел составлял от 85 до 90 сантиметров.
Так, у Boeing 707, который начал полеты в 1958 году и считается первым самолетом «реактивной эры», расстояние между рядами составляло 86 сантиметров. Аналогичный шаг был и у первых Boeing 747, которые использовали Pan American и Trans World Airlines.
Ситуация начала меняться в 1980-х. В 1981 году газета The New York Times обратила внимание на то, что производители самолетов начали сокращать расстояние между рядами со стандарта индустрии в 85–90 сантиметров до 80. Представитель компании McDonnell Douglas оправдывал сокращение места тем, что новые сиденья в самолетах не такие громоздкие, так что потеря пяти сантиметров ощущаться не будет. Это стало началом эпохи, когда ради прибыли в самолеты стали пытаться втиснуть как можно больше пассажиров.
Союз потребителей США, «сторожевой пес» Америки, начал вести статистику шага кресел с 1985 года. Записи организации отлично демонстрируют, как четыре крупнейших американских авиаперевозчика (American, Delta, United и Southwest) сокращали место между сиденьями в последние 30 лет. В 1985 году шаг сидений в самолетах Southwest составлял 88 сантиметров, а у United в экономклассе — 91. Ни у одной из названных компаний расстояние между креслами не было меньше 78 сантиметров.
Чартерный рейс
Чартер следует по прямому маршруту, не предусматривает пересадок в пути. Но в отличие от прямого регулярного такой лайнер вылетает не по расписанию, а в свободные «окна» регулярных авиарейсов.
Чартер – зафрахтованный самолет, следующий по направлению, объявленному заказчиком услуги авиаперелета. Как правило, такие рейсы часто арендуют туристические компании, заинтересованные в продаже туров по миру. На чартерном рейсе путешественники могут добраться до выбранного курорта напрямую, без пересадок, с экономией денег на билет.
Преимущества:
- дешевые билеты;
- возможность долететь без пересадок до любой точки мира, куда могут не добираться регулярные авиарейсы.
Недостатки:
- сложности с покупкой билетов; как правило, их продают вместе с туристической путевкой;
- вылет совершается не по расписанию и часто это время выпадает на поздние ночные и ранние утренние часы.
У кого самые тесные салоны?
Насколько вообще может сократиться шаг сидений? 73 сантиметра в лайнерах Airbus A330 компании Virgin — довольно редкий случай для перелетов на дальние расстояния. К тому же это касается только восьми рядов кресел в трех лайнерах авиакомпании. В январе этого года журнал Which? изучил спецификации более чем 30 перевозчиков и обнаружил, что шаг сидений менее 76 сантиметров на долгих рейсах встречается только у двух из них: Virgin и Thomas Cook Airlines (Великобритания). По данным сайта SeatGuru, есть еще несколько «тесных» авиакомпаний: China Southern (Китай), WOWair (Исландия), Lion Air (Индонезия) и Vanilla Air (Япония).
Советы пассажирам
Если желаете совершить авиаперелет максимально комфортно, бронируйте лучшие места заранее. Обязательно изучите схему салона перед тем, как сделать выбор!
Чтобы получить удобное место для перелета, старайтесь покупать билеты на менее загруженные рейсы. По статистике наименьшее количество билетов распродается на рейсы, вылетающие в обеденное время и в поздние ночные часы.
Не жалейте денег на покупку мест повышенного комфорта, если планируется многочасовой перелет на межконтинентальных авиарейсах. Вам также может быть интересно – как легче перенести перелет на самолете.
Прислушивайтесь к советам опытных путешественников, что позволит провести запланированное авиапутешествие в максимально комфортном положении!
Перелеты на длинные расстояния. Самые тесные и самые просторные самолеты
Перевозчик | Расстояние, см |
Singapore Airlines | 81–86 |
Emirates | 81–86 |
Qatar Airways | 78–83 |
Cathay Pacific | 81 |
Virgin | 73–78 |
Malaysia Airlines | 81–86 |
KLM | 78–88 |
Delta | 78–88 |
Etihad | 78–83 |
South African Airways | 78–84 |
Joon | 78 |
«Аэрофлот» | 76-81 |
С короткими перелетами ситуация несколько иная. Расстояние между креслами в самолетах десятков перевозчиков не превышает 73 сантиметров. В числе таких авиакомпаний — British Airways, Vueling (Испания), EasyJet, Jet2.com (Великобритания), Norwegian и Aurigny (Нормандские острова). Некоторые перевозчики вовсе сократили шаг до 71 сантиметра.
Меры безопасности до перелёта
Обязательным станет измерение температуры непосредственно перед посадкой. Согласно предписанию Роспотребнадзора гражданам с повышением температуры будет отказано в подъёме на борт самолёта. Изменения коснутся и непосредственно посадки. В 2020 году она будет осуществляться этапами: пассажиры будут проходить в салон соответственно посадочным местам, начиная с тех, чьи кресла располагаются в хвосте лайнера. Таким образом будет минимизирована возможность их контакта с теми, кто находится в передней части самолёта. Каждый пассажир должен будет воспользоваться антисептическими средствами, размещёнными при входе.
Короткие перелеты. Самые тесные и самые просторные самолеты
Перевозчик | Расстояние, см |
Norwegian | 73–78 |
Jet2 | 73 |
Ryanair | 76–78 |
EasyJet | 73 |
Wizz Air | 76–81 |
TAP Portugal | 71–76 |
Aer Lingus | 78–81 |
Swiss | 78 |
Air Malta | 76 |
Lufthansa | 76–81 |
KLM | 76–83 |
SAS | 76–81 |
Eurowings | 76–81 |
Vueling | 73–76 |
Icelandair | 78 |
«Победа» | 76 |
Самые тесные самолеты (с шагом сидений в 71 сантиметр) у следующих компаний: — Thomas Cook Airlines (Великобритания); — TAP Portugal (Португалия); — Tui Airways (Великобритания); — Spirit Airlines (США); — Spring Airlines (Китай); — Thai Airways (Таиланд); — Frontier Airlines (США); — Iberia (Испания); — LATAM Brasil (Бразилия).
В Boeing признают, что расстояние между сиденьями сократилось (в среднем на семь сантиметров в лайнерах, которые летают на длинные расстояния). Однако представители компании отмечают, что теснота компенсируется конструкцией сидений, которые занимают меньше места, чем громоздкие кресла в старых самолетах. «Фактически новый дизайн и материалы кресел компенсируют пять из семи потерянных сантиметров», — утверждают в Boeing.
Если вы посередине, а пути назад уже нет
Повезло
Единственное, что может сгладить ваше «месторасположение» — рассадка с тройными местами в центре самолёта и двойными слева и справа. Это значит, что ваши соседи смогут самостоятельно вставать, когда им захочется. А вы под шумок воспользуетесь моментом.
Битва локтей
Досадно, но на три сиденья и шесть рук всего четыре подлокотника. Наверное, авиакомпаниям пора выпускать брошюры по этикету в самолёте. Раз уж человек сидит посередине и у него нет «приватного» подлокотника, как у его соседей справа и слева, то по умолчанию он должен сам выбирать, как ставить свои локоточки: поближе к краю или к сидению. А соседи должны молча и с уважением это принять. У некоторых пассажиров ведётся целый бой с особой тактикой. Стоит вам потянуться к карману сиденья, как ваши подлокотники займут. Не сдавайтесь! Будьте настоящим воином!
Туалет до посадки
Помните, в детстве мама всегда говорила: «Сходи в туалет перед выходом». Вот та самая ситуация. Посетите туалет в аэропорту перед посадкой, чтобы хотя бы первое время не мучиться мыслью «спросить или не спросить».
Сумки вверх
Привыкли класть ручную кладь в ноги? Придётся забыть, когда вы посередине — места тут явно меньше, нужно с заботой относиться к каждому свободному миллиметру. Заранее подготовьте то, что вам понадобится во время полёта: книга, смартфон, салфетки, снэки, вода, — и положите это в сумку или отдельный пакет, который останется в ногах. Остальное поместите в багажную полку над вами.
Не до разговоров
Если ваши соседи хотят поболтать, а вы нет, то подушку на шею, повязку на глаза, наушники в уши и вежливое «простите, плохо сегодня спалось».
А нет, давайте поболтаем
Вдруг сосед понравился, а спать совсем не хочется. Тогда можно завести светский разговор. Может, потом разрешит положить голову на плечо. Но будьте бдительны: как бы ни был эрудирован и обаятелен сосед, оба подлокотника — ваши!
Тактика
Просите выйти сразу после приёма пищи. Потом будет большая вероятность, что сосед впадёт в дрему. А там скромность не позволит его разбудить ради ваших земных потребностей.
Деловая колбаса
Поработайте. Во-первых, это отвлечёт от неприятных мыслей в связи с вашим местом. Во-вторых, продемонстрирует соседям, что вообще-то вы человек занятой и даже в полёте не расслабляетесь.
Проблема ширины
С начала золотого века гражданской авиации шаг сидений в экономклассе сократился почти на 20 сантиметров. Однако производители отмечают, что для комфорта важно не расстояние между креслами, а их ширина.
Представители Boeing утверждают, что ширина сидений в узкофюзеляжных самолетах не изменилась за 60 лет, с появления самолета Boeing 707, который фактически положил начало понятию экономкласса.
Статистика, однако, показывает другое. По данным Союза потребителей США, в 1985 году ширина кресел в самолетах четырех крупнейших американских авиакомпаний составляла не менее 48 сантиметров. Сейчас она составляет в среднем 43 сантиметра, а у United — всего 40.
Если наименьшим допустимым расстоянием между креслами можно считать 73 сантиметра, то для ширины нижним порогом будут 43 сантиметра. Однако есть и перевозчики, у которых еще более узкие кресла:
- Air Transat (Канада);
- American (США);
- Delta (США);
- Nok Air (Таиланд);
- United (США);
- Saudia (Саудовская Аравия);
- Turkish Airlines (Турция; важно, что ширину в 40 сантиметров имеют всего шесть кресел в самолетах Boeing 737–800, ширина остальных составляет 43 сантиметра).
Чем пугает место посередине:
- тот самый злополучный туалет;
- с двух сторон будут сидеть крупные пассажиры;
- невозможно как следует потянуться — с двух сторон ноги-руки;
- любопытный разговорчивый сосед, или даже два.
Как спасти себя от неудобного положения:
- Когда приобретаете билеты, сразу выбирайте место. Если вас бросает в дрожь от одной мысли, что вы окружены двумя пассажирами, которые к тому же любят поболтать, то лучше заплатите за место, если требуется. Но! Некоторые авиакомпании не дают возможность выбрать место до регистрации даже за деньги.
- За 24/12 часов (внимательно прочитайте, за сколько открывается регистрация онлайн) заводите будильник. Даже если это будет 4 утра, заходите на сайт авиакомпании и выбирайте место. Опять же, эта услуга может быть платной.
- Если даже за деньги нет возможности выбрать место (а такое бывает), позвоните в авиакомпанию и уточните. Предупредите, что вы настроены серьёзно и готовы доплатить.
- Если даже так нельзя, то станьте тем человеком, который приезжает на регистрацию до её открытия, чтобы стоять первым в очереди. Если очень попросить, то сотрудники могут сжалиться.
- Не сжалились. Спросите, можно ли доплатить.
- Нельзя? Поверьте, есть ли у вас карта приорити авиакомпании, которой летите, или другой из альянса, куда она входит. Можно попробовать повысить класс обслуживания с помощью миль. Если перелёт больше двух часов — оно того стоит.
- Нет, вы впервые слышите о членстве. Тогда есть ещё один вариант: при посадке попросить бортпроводников «по-братски» пересадить вас. Смешно, да? Но лучше спросить, чем не спросить и жалеть.
- Не пересаживают. Вы уже идёте по проходу к ненавистному креслу посередине. Примечайте пустые сидения и караульте, пока все не усядутся. Правда, таких как вы в самолёте может быть несколько, так что быстрее займите свободное место. Не забывайте, что некоторые авиакомпании так делать не разрешают.
Сколько кресел в ряду?
Чем уже сиденья, тем больше их можно установить в самолет. Недавно British Airways раскритиковали за планы ставить в некоторые самолеты Boeing 777 по десять кресел в ряд. Однако британский перевозчик лишь следовал примеру конкурентов. Дополнительные кресла уже ставят в самолеты United, Emirates, Air France, Quatar, Cathay Pacific (Гонконг) и EVA Air (Тайвань).
В прошлом в салонах Boeing 787 обычно ставили по восемь кресел в ряд, теперь же чаще всего можно встретить девять.
Появился и первый лайнер с рядами по 11 сидений — модификация Airbus A380, представленная в 2020 году. Сиденья в нем располагаются двумя группами по три и одной в пять. Несколько авиакомпаний, включая Air France, озвучивали планы по приобретению такого самолета. Кажется, сидеть на среднем из трех кресел теперь не самая большая проблема для пассажира.
Удобные места для пассажиров с детьми
Пассажирам с детьми рекомендуется занимать места в первых рядах салона эконом.
Плюсы таких мест:
- Впереди нет других кресел, установлена перегородка. Между ней и сиденьем пассажира имеется расширенное пространство, что позволит удобно расположиться мамочке с малышом, а также беременной женщине. В свободном пространстве многие родители выстилают детский коврик и сажают ребенка с игрушками, чтобы отвлечь малыша от длительного перелета.
- На перегородке, стоящей впереди сидений первого ряда, во многих самолетах оборудованы специальные механизмы для крепления детской люльки. Некоторые авиакомпании даже предоставляют данный аксессуар для перевозки малыша.
На первых рядах салона, где часто располагаются пассажиры с маленькими детьми, некомфортно сидеть гражданам, желающим отдохнуть или поспать во время полета, что обусловлено отсутствием спокойной обстановки. Перелет на авиалайнере сложно переносят взрослые люди, что уже говорить о маленьких детях. Во время полета они могут плакать, капризничать, громко кричать и т. д.
По правилам авиакомпаний, родители обязаны следить за поведением ребенка, но не всегда удается своевременно утихомирить уставшего малыша. Учитывайте этот факт при выборе места в салоне авиалайнера.
Другие полезные статьи по теме:
Переполненные салоны
Возможно, благодаря новой конструкции кресел и композитным материалам уменьшение ширины кресел и пространства перед ними действительно не влияет на ощущение комфорта. Что точно на него влияет, и влияет плохо, — это ощущение переполненности, потому что перевозчики пытаются втиснуть в одни и те же самолеты все больше пассажиров.
Так, длина Boeing 707 составляла 44 метра, а ширина его салона — 3,56 метра. Самолет мог взять на борт 174 пассажира, на каждого из них выходило по 0,9 метра пространства. Длина нового Boeing 737 MAX8 — 39,5 метра, а ширина — 3,54 метра. При этом рассчитан он на 200 пассажиров, каждому из которых, таким образом, достанется всего по 0,7 квадратных метра пространства. Это приблизительный подсчет, поскольку в нем учитывается длина всего фюзеляжа, а не самого салона, однако проблема очевидна. Пассажирам становится все теснее.
Кроме того, самолеты сейчас заполняются куда плотнее, чем в прошлом. В 2020 году выкупали в среднем 81,4% билетов на каждый рейс, тогда как в 2011 году этот показатель составлял 78,1%, в 2005-м — 75,1%, а до начала 2000-х нормой считалось около 70%.
Регулярные рейсы: плюсы и минусы
Регулярные рейсы выполняют разные авиакомпании по строгому расписанию, круглый год.
10 очень полезных товаров для авиапутешествий
Плюсы регулярных рейсов:
- Своевременный вылет из пункта отправки.
- Большой выбор тарифов. Специальные детские билеты по меньшей цене, со скидкой.
- Льготы на авиабилеты для определенной категории граждан.
- Разные классы обслуживания в самолете.
- Предоставление питания и других услуг на борту.
- Начисление бонусов за перелеты.
- Доступна услуга бронирования билетов задолго до вылета, с отсрочкой оплаты.
- Регистрация на рейс онлайн.
При длительной задержке вылета регулярного рейса авиакомпания бесплатно предоставляет пассажирам все условия для ожидания: напитки, питание, трансфер до отеля, проживание в гостинице. Также пассажиры имеют право на возврат авиабилета с возмещением полной суммы, затраченной на его покупку.
Недостатки регулярных авиарейсов:
- более высокая стоимость билетов;
- перелеты не по всем направлениям;
- некоторые маршруты предполагают перелет с пересадками в других аэропортах;
- приобретенный авиабилет нельзя перебронировать на имя другого человека.
Каждый тариф на регулярный рейс включает определенный перечень услуг и правил. С этой информацией лучше ознакомиться заранее, еще на этапе бронирования билета на самолет.
Как вести себя во время полёта в 2020 году
Пассажир должен быть пристёгнут ремнями безопасности в течение всего полёта, так как авиакомпании ограничат свободу перемещения внутри салона походом в туалет. Бортовое питание путешественники получат в одноразовой посуде.
Необходимо помнить, что ручки, переключатели и поручни для пассажиров могут быть источниками повышенной опасности, и не прикасаться к ним без необходимости. Компании-перевозчики в свою очередь должны уделять пристальное внимание уборке салона и обработке контактных поверхностей антисептическими и дезинфицирующими препаратами.
Правила рассадки
В связи с необходимостью социального дистанцирования, Роспотребнадзор изначально рекомендовал заполнять самолёты не более чем на 50% от существующих посадочных мест. В период карантина это требование соблюдалось, так как желающих совершить перелёт было немного.
По данным S7 Airlines, при регистрации пассажиров, система автоматически присваивала места в «шахматном порядке», с промежутком в ряд или одно кресло. Это соответствовало действиям зарубежных авиакомпаний. В AirBaltic подтвердили, что до наполненности борта в 89 пассажиров, среднее место оставалось пустым. В связи с меняющейся обстановкой и началом туристического сезона, АЭВТ, объединяющая авиаперевозчиков РФ, попросила пересмотреть ранее принятую норму. Представители Ассоциации считают, что подобное ограничение излишне: больные с температурой отсеиваются при посадке, а салон оснащён системой вентиляции и кондиционирования, которая позволяет воздуху в салоне быстро обновляться.
К тому же министерством транспорта замечено, что соотношение рентабельности перелётов к цене билета напрямую зависит от загруженности рейсов. Ограничение количества пассажиров даже до 72-75% вызовут ощутимое повышение стоимости перелётов. Е.И. Дитрих, глава министерства, спрогнозировал среднюю стоимость авиабилетов от 70 000 рублей. В таком случае количество потенциальных пассажиров сократится в разы, ведь согласно данным АЭВТ, 53% путешественников не считают обеспечение безопасности адекватным подобному повышению цен.
Итогом противостояния стали общие правила авиаперевозок, выработанные специалистами Минтранса, Роспотребнадзора и Росавиации, в которых краеугольным камнем наполненности бортов выступает уже не шахматная рассадка, а этапы последовательного снятия ограничений в период пандемии. Правила первого этапа, на котором находится в данный момент Российская Федерация, обязуют пассажиров сразу помещать уличную одежду в отделение для клади. Доставать верхнюю одежду можно только с позволения бортпроводника.
Так же правилами регламентируется соблюдение социальной дистанции в очереди на посадку и в уборную на борту. Путешественников ждёт двукратная проверка температуры: при входе в аэропорт и посадке. Продукты питания и напитки, взятые пассажиром, должны быть упакованы герметично.