Грузоперевозки авиационным транспортом, что мы о них знаем


Новые достижения науки и техники

Двадцатый век ознаменовался гигантскими преобразованиями, произошедшими во всех сферах человеческой деятельности. Не исключением стал и воздушный транспорт. Его развитию способствовали рост населения планеты, увеличение количества потребляемых материальных ресурсов, урбанизация, социальные, политические и многие другие факторы.

воздушный транспорт

Сложно назвать какую-либо область исследований, которая не относилась бы к совершенствованию транспортных средств. Для их прогресса используются результаты физических и термодинамических разработок. Немалое участие в развитии транспорта принимают физики и математики. Задействованы для решения этой задачи механики и химики, астрономы и геологи, биологи и многие другие научные сотрудники. Развитию транспорта, в том числе и воздушного, способствуют результаты прикладных исследований, которые проводятся в области машиностроения и металлургии, строительной механики и автоматики, космонавтики и электроники.

Грузовые суда

DC — 10 — 40 McDonnell Douglas Пассажирский самолет для авиалиний большой протяженности В октябре 1968 г. был разработан проект дальнемагистрального самолета DC-10-20, которому позднее было присвоено обозначение DC-10-40. Этот вариант единственный в семействе самолетов DC-10, оснащенный двигателями . Хронологически он оказался вторым вариантом самолета DC-10, приступившим к летным испытаниям 28 февраля 1972 г. В октябре 1972 г. он был сертифицирован, а в начале ноября авиа получила первый самолет. В течение 1970-х годов произошло несколько крупных катастроф с самолетами DC-10, и Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) в июне 1979 г. лишило временно само лет сертификата типа. Эксплуатация всех самолетов DC-10 была прекращена и возобновилась только после устранения всех причин, вызвавших катастрофы, причем в течение какого-то времени после возобновления регулярных рейсов пассажиры старались избегать полетов на самолетах DC-10.

Оборудование На самолете установлен обычный комплекс авионики с электромеханическими средствами индикации данных.

Двигатели ТРДД Пратт-Уитни JT9D-20 (3 x 20750 кгс) или JT9D-59A (3 х 21430 кгс)

Уровень шума соответствует нормам ИКАО, глава 2 Состояние Выпускался серийно в 1972 — 1984 гг. Всего было поставлено 42 самолета. Размеры размах крыла (м) 50,42 длина самолета (м) 55 высота (м) 17,7 площадь крыла (кв.м) 329,8 угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 35o диаметр фюзеляжа (м) 6,01 Число мест экипаж 3-4 пассажиров в кабине двух классов 277 максимальное 380 Размеры пассажирской кабины длина (м) 41,48 максимальная ширина (м) 5,72 максимальная высота (м) 2,41 Массы и нагрузки взлетная (т) 259,6 пустого снаряженного (т) 123,4 самолета без топлива (т) 167 коммерческая нагрузка (т) 46,2 посадочная (т) 197,9 запас топлива (т) 138,540 Летные данные крейсерская скорость (км/ч) 920 дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) 7450 дальность полета с (кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 277 составляет 10280 км. эксплуатационный потолок (м) 10700 потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 3130 ДС-10-40Ф является широкофюзеляжным дальнемагистральным пассажирским самолетом, способным перевозить 74т груза. ДС 10 имеет два трюма, расположенных под полом, состоящих из четырёх кабин. Первый трюм (кабина 1 и 2) и кабина 3 заднего трюма предназначены для транспортировки погрузочных единиц (ULD), а кабина 4 используется для перевозки только штучных неконсолидированных грузов.

Стандартная конфигурация BA ULD

Кабина 1 — два контейнера AAP + 4AKE 2 — два контейнера AAP 3 — десять контейнеров AAP 4 — только штучные неконсолидированные грузы КАБИНА 1 3 контейнера ААР, или 10 контейнеров АКЕ или 1 ААР + 6 АКЕ КАБИНА 2 6 АКЕ + 1 ААР + 2 АКЕ

ГЛАВНАЯ ПАЛУБА: 27 поддонов 88″ х 125″ + 10 контейнеров ЛД-3

Ил — 76ТД ОКБ С.В. Илюшина Средний транспортный самолет.

Двигатели ТРДД Д-ЗОКП-2 (4Х117,7 кН/4Х12000 кгс)

Размеры размах крыла (м) 50,5 длина самолета (м) 46,59 высота (м) 14,76 площадь крыла (кв.м) 300 Число мест экипаж 7 Размеры пассажирской кабины длина (м) 20(24,5 м с рампой) максимальная ширина (м) 3,40 максимальная высота (м) 3,46 Массы и нагрузки взлетная (т) 190 пустого снаряженного (т) 89,5 самолета без топлива (т) 92 коммерческая нагрузка (т) 50 посадочная (т) 151,5 запас топлива (т) 114,600 Летные данные крейсерская скорость (км/ч) 750 дальность полета с максимальным запасом топлива 10000 дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) 3650

Ан — 12 ОКБ О.К.Антонова Транспортный самолет для грузовых перевозок

Фюзеляж самолета Ан-12 с приподнятой хвостовой частью и большим грузовым люком обеспечивает удобные условия погрузки и выгрузки крупногабаритных грузов, а также их воздушный сброс на парашютах. Бортовое погрузочное устройство грузоподъемностью 2,5 т и легкосъемный транспортер облегчают и ускоряют процессы погрузки, швартовки и выгрузки.

Двигатели ТВД АИ-20М (4х3128/4х4250 э.л.с.)

Ан — 26 ОКБ О.К.Антонова Транспортный самолет для перевозки и десантирования грузов

Благодаря большой ширине проема грузового люка (2,4 м) и установке специальной трап-створки возможна удобная погрузка как с земли, так и из кузова автомобиля, что значительно ускоряет и облегчает погрузочно-разгрузочные работы. В кабину через грузовой люк можно загрузить различную технику, в том числе автомашины легковые, грузовые и специального назначения. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ самолет снабжен кран-балкой грузоподъемностью 1500 кг, установленной над грузовым люком и транспортером-конвейером грузовой кабины. Транспортер приводится в действие как электромотором, так и вручную. Ан-26 оснащен двумя турбовинтовыми двигателями и одним дополнительным реактивным, установленным в правой гондоле основного двигателя.

Двигатели АИ-24ВТ (2820 э.л.с.)

Размеры размах крыла (м) 29,2 длина самолета (м) 23,8 высота (м) 8,575 Число мест экипаж 4-5 Летные данные крейсерская скорость (км/ч) 430 дальность полета с максимальным запасом топлива 2200 дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) 740 эксплуатационный потолок (м) 7500 потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 1450

Ан — 124 — 100М ОКБ О.К.Антонова Тяжелый дальний широкофюзеляжный грузовой самолет

Самолет Ан-124-100 для коммерческих грузовых перевозок создан и сертифицирован на базе военно-транспортного самолета Ан-124. В настоящее время совместно с АО «Авиастар» создается модификация самолета Ан-124-100М, на котором применяется более совершенное отечественное (СНГ) оборудование и оборудование фирм Collins и Litton, что позволяет уменьшить число членов экипажа до 4-х человек, повысить безопасность полетов и точность навигации. Гондолы двигателей оборудованы звукопоглощающими элементами, обеспечивающими соответствие требованиям главы 3 приложения 16 стандартов ИКАО по уровню шума на местности.

Двигатели Д-18Т сер.3 (4х229 кН)

Размеры размах крыла (м) 73,3 длина самолета (м) 69,1 высота (м) 21,1 площадь крыла (кв.м) 628,5 Число мест экипаж 4 Размеры пассажирской кабины длина (м) 36,5(с рампами 43,7) максимальная ширина (м) 6,4 максимальная высота (м) 4,4 объем (куб.м) 1270 Массы и нагрузки взлетная (т) 392 коммерческая нагрузка (т) 120(150) запас топлива (т) 230000 Летные данные крейсерская скорость (км/ч) 850 дальность полета с максимальным запасом топлива 15700 дальность полёта с коммерческой нагрузкой (т) 120 (резервы те же) 5000 км. дальность поллёта с коммерческой нагрузкой (т) 80 резервы те же) 8400 км. эксплуатационный потолок (м) 12000 потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 2800

___

Необходимость в дальнейших разработках

В современных условиях воздушный транспорт является одним из наиболее динамично развивающихся средств передвижения. В основных направлениях развития народного хозяйства и гражданской авиации ему отводится немаловажная роль. Развитие воздушного транспорта для страны является просто необходимым.

виды воздушного транспорта

Особенности воздушного транспорта

Авиация – это самое молодое и скоростное направление, призванное осуществлять коммуникационные связи между различными регионами. В то же время это самая дорогая отрасль.

Воздушный транспорт России – это важная часть сферы народного хозяйства страны. С его помощью доставляются медикаменты и почта, промышленные и продовольственные товары в самые труднодоступные уголки.

Стоит сказать, что авиация является наиболее совершенным видом транспорта. Она не нуждается в дорогах и не боится различных препятствий. Именно благодаря авиации человечество получило возможность выхода в космос.

перевозка грузов воздушным транспортом

Требования к упаковке грузов

Грузы, перевозимые воздушным транспортом, должны иметь исправную тару и упаковку, соответствующую действующим стандартам и техническим условиям. Грузы, на тару и упаковку которых стандарты и технические условия не установлены, должны быть упакованы в исправную тару, обеспечивающую возможность их надежного крепления и сохранность при авиаперевозке. Остальные грузы, техника и прочее по согласованию с перевозчиком могут перевозиться без упаковки.

Упаковка должна подходить для содержимого груза. Она должна надежно защищать от любых случайных повреждений и несанкционированного проникновения, которые могут иметь место в процессе обработки и транспортировки. Грузы, имеющие мягкую упаковку, должны быть обвязаны прочными веревками (лентами) или обклеены скотчем одинакового цвета.

Использование растительных материалов (сено, солома и др.) запрещено по ограничениям карантина, в связи с чем упаковку из данных материалов не следует применять. Специальные требования к упаковке предъявляются при перевозке отдельных категорий грузов (опасный, живой, ценный и др.). Если содержимое грузов или их упаковка повреждены или могут быть поврежденными, грузоотправителю необходимо переупаковать данные грузы. Если это невозможно, подробная информация о повреждении упаковки или недостатках груза должна быть вписана в грузовую авианакладную.

Упаковка предъявляемых к перевозке воздушным транспортом грузов должна быть сухой и чистой, грузы не должны иметь заостренных углов, выступов и прочего, что могло бы загрязнить или повредить помещения ВС и их оборудование, а также вызвать повреждение других грузов, багажа и почты или нанести урон авиационному персоналу.

Металлическая, стеклянная, керамическая, деревянная, пластмассовая и другая тара, в которую упаковываются (заполняются) жидкие и иные грузы, подлежащие перевозке воздушным транспортом, должна выдерживать внутреннее избыточное давление, зависящее от высоты полета и температуры, и полностью гарантировать отсутствие утечки, разлива или россыпи содержимого.

Сельскохозяйственные продукты могут приниматься к перевозке и в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при транспортировке.

Грузы, имеющие мягкую упаковку, должны быть обвязаны прочными веревками, а сама упаковка зашита одинаковыми нитками без узлов.

Тара или упаковка мест грузов, сдаваемых к перевозке с объявленной ценностью, должна быть опломбирована. Пломбы должны быть стандартными, иметь ясные оттиски цифровых или буквенных изображений. Об опломбировании груза и наименовании пломб грузоотправителя указывается в грузовой авианакладной.

Скоропортящиеся плодоовощные и другие грузы могут перевозиться воздушным транспортом в упаковке, принятой для перевозок на других видах транспорта с учетом изложенных выше требований по надежности тары и условиям эксплуатации ВС.

Для отправки груза в деревянной таре обязательно необходимо предоставить фумигационный сертификат.

Грузы, упаковка которых не отвечает перечисленным требованиям, к перевозке воздушным транспортом не допускаются.

В целях обеспечения безопасности полетов ВС, а также исключения возможности повреждения или загрязнения помещений ВС или мест груза, почты и багажа, не рекомендуется принимать к перевозке воздушным транспортом без упаковки или в упаковке, непригодной к перевозке, следующие виды грузов:

  • абразивные, шлифовальные и наждачные круги;
  • бытовые и электрические машины и аппаратуру, холодильники, газовые плиты, телевизоры, радиоприемники, мотоциклы, велосипеды;
  • изделия и предметы из черных и цветных металлов, электродвигатели, насосы, трубы (трубки), прутки, проволоку, металл в листах, металлическую ленту в полосах, запасные части машин и другие подобные грузы;
  • изделия из синтетических смол, пластических масс и т.п.;
  • сыпучие грузы, упакованные в бумажную тару (пресс-порошок, полиэтилен, химические и минеральные удобрения, красители, белила, графит, соду, цемент и т.п.);
  • тяжеловесные и крупногабаритные грузы, не оборудованные соответствующими устройствами для надежной швартовки в грузовых помещениях ВС или вызывающие превышение статических нагрузок на площадь пола указанных помещений, при размещении их без соответствующих стеллажей либо поддонов, создающих равномерное распределение нагрузок в пределах допустимых норм, а также грузы, имеющие форму (конфигурацию), не обеспечивающую их надежное размещение и швартовку на борту ВС;
  • другие грузы, свойства, конфигурация, упаковка и швартовка которых не гарантируют безопасность воздушной перевозки.

Какие летательные аппараты используются в современной авиации?

Виды воздушного транспорта, которые находят применение в народном хозяйстве страны, не так уж многообразны. В современной авиации используются летательные аппараты, которые представлены различными моделями самолетов и вертолетов. Все они находят широкое применение для выполнения различных задач.

В народном хозяйстве большая работа отводится вертолетам. Это летательные аппараты, которые поднимаются в воздушное пространство при помощи вращающихся лопастей, расположенных на вертикальном валу. Вертолеты используют:

— во время строительно-монтажных работ; — в санитарно-лечебной службе; — в сельском хозяйстве; — при строительстве трубопроводов; — для борьбы с возникшими лесными пожарами; — для перевозки почты; — для оказания помощи при геологических разведках; — в качестве средства наблюдения за движением на дорогах; — для осуществления связи с метеостанциями, находящимися в высокогорных районах.

Перевозка грузов воздушным транспортом, представленным парком вертолетов, производится на небольшие расстояния.

Принцип осуществления полета самолета заключен во взаимодействии тяговой силы двигателя и силы подъема крыла.

Различия в применении

В современной авиации выделяют следующие виды воздушного транспорта:

— для осуществления пассажирских перевозок; — для перемещения грузов; — грузопассажирские (комбинированные): — учебно-тренировочные; — специального предназначения (санитарные, сельскохозяйственные, пожарные и т.д.).

безопасность на воздушном транспорте

Недочеты авиа-грузоперевозок

И еще несколько слов о недостатках авиа-грузоперевозках. В качестве отрицательных моментов можно выделить в первую очередь высокую стоимость — авиаперевозка дороже автомобильной, железнодорожной или морской. К тому же, авиаперевозка имеет сильную зависимость от погодных условий и на вылет, и на прилет. Это часто приводит к задержке доставки как по причине отмены рейса, так и по причине невозможности посадить самолет в аэропорту назначения. Однажды ТЭК «Юлэкс» перевозила авиационным транспортом оборудование во Владивосток, и самолет приземлился на дозаправку вместо Красноярска в Сургуте и 2 дня не мог вылететь оттуда по метеоусловиям. Если вы собираетесь перевозить пожароопасные вещества, кислоты, медикаменты, химические реактивы, продукты топливно-энергетической группы и другие небезопасные грузы, то стоит знать, что они будут подвергнуты тщательному досмотру перед отправкой, а также взвешиванию и сканированию. Кроме того, будьте готовы, что за провоз этих вещей на воздушном транспорте, в зависимости от степени опасности посылки уплачивается дополнительная пошла в размере 12-45% от стоимости перевозки.

Транспортная знает об этом на собственном опыте. Так, при перевозке компьютерного оборудования для Банка России сотрудниками контрольных органов вскрывались все источники бесперебойного питания и сухие аккумуляторные батареи на предмет наличия в них электролита. Хорошо, что там его не оказалось.

Орган управления

Перевозка воздушным транспортом пассажиров и грузов находится в России под непосредственным контролем государства. В стране существуют линейные отделы и управления, осуществляющие надзор за работой этой отрасли. При этом каждой авиакомпанией платится налог на обслуживание диспетчеров.

Основным органом исполнительной власти, который осуществляет контроль над воздушным транспортом, является Федеральное агентство Росавиации. Основные его задачи:

— оказание услуг, обеспечивающих бесперебойную работу воздушного транспорта; — выдача лицензий на допуск к полетам по международным и внутренним линиям; — сертификация компаний, обеспечивающих полеты воздушных судов; — курирование работы учебных заведений авиационной отрасли.

Летный состав

Управление воздушным транспортом – дело не из легких. В летный состав включаются штурманы и летчики, а также курсанты летных учебных заведений, которые годны к данной работе по заключению медицинской комиссии и могут выполнять свои функциональные обязанности.

Каждый член экипажа во время полета обязан беспрекословно выполнять все указания, которые даются органом управления полетами. Отступать от маршрута можно только в случае угрозы безопасности и жизни людей, которые находятся на борту воздушного судна.

перевозка воздушным транспортом

— к тренировочным полетам, которые осуществляются в дневные или ночные часы; — к полетам на новой модификации воздушного судна; — к специальным полетам.

При этом все допуски должны быть занесены в летную книжку. Вне зависимости от занимаемой должности, каждый из членов экипажа обязан проходить ежегодную проверку по различным видам подготовки к полетам. При этом ее результаты должны быть также занесены в летную книжку.

Существуют определенные нормы отдыха и налета экипажа воздушного судна. Так, в сутки находиться в воздухе можно не более двенадцати часов. Такая норма установлена для летного состава воздушных авиалайнеров. Экипажи вертолетов должны иметь суточный налет не более восьми часов.

Безопасность

На воздушном транспорте должны быть приняты все меры для того, чтобы полет не представлял опасности для пассажиров. В связи с этим Росавиацией был осуществлен запрет на пронос на борт самолета жидкости. Это ограничение действует во всех аэропортах страны.

Управление воздушного транспорта – Росавиация – отмечает, что угроза проведения террористических актов на воздушном транспорте не устранена. В связи с данной ситуацией всем организациям, относящимся к гражданской авиации, а также во все аэропорты была направлена директива, указывающая на необходимость реализации всех мер по обеспечению безопасности полетов. Согласно этому документу, пассажир не имеет права проносить в ручной клади какую-либо жидкость. Данный запрет касается и средств личной гигиены. Они должны быть сданы в багаж, который проверяется с применением технических приборов для осуществления досмотра. Только после этого жидкость может быть размещена на борту летательного аппарата.

В том случае, когда пассажиру во время полета необходимо иметь при себе медикаменты, их можно пронести в составе ручной клади только после осмотра службами безопасности аэропорта.

К таким мерам пассажиры должны отнестись с пониманием, ведь они принимаются для обеспечения безопасности полета.

Классификация воздушных перевозок

Воздушная перевозка

— транспортировка пассажиров, груза и почты на воздушных судах на основании и в соответствии с условиями договора перевозки.

Внутренняя воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все предусмотренные остановки расположены на территории одного того же государства. Условия внутренней воздушной перевозки и ответственность перевозчика определяются национальным законодательством соответствующей страны.

Международная воздушная перевозка

— воздушная перевозка, при которой место отправления и место назначения, независимо от того, имелись ли перегрузка или перерыв в перевозке, расположены:

— на территории двух государств;

— на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории др. государства.

Международная воздушная перевозка может быть как коммерческой (осуществляемой гражданскими судами за плату), так и некоммерческой (бесплатной).

В международном воздушном сообщении могут перевозиться пассажиры, багаж, груз и почта. Эти перевозки регулируются национальными актами, двусторонними и многосторонними соглашениями, а также Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок(Варшавская конвенция 1929 г. Гаагского протокола 1955 г. и др.). Международные воздушные перевозки почты осуществляются с соблюдением правил международных почтовых соглашений.

Международным полетом

называется всякий полет, при котором воздушное судно пересекает государственные границы двух или более государств.

Полеты на международных воздушных линиях по форме их выполнения классифицируются на регулярные, выполняемые в соответствии с условиями соглашений о воздушном сообщении между государствами, и нерегулярные, выполняемые на основании специальных разрешений на разовые полеты.

Регулярные рейсы

выполняются в соответствии с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям на основе соглашений о воздушном сообщении между договаривающимися государствами. В расписании указаны маршрут полета, промежуточные пункты посадок, время вылета и прилета и каждый пункт маршрута, частота движения и тип са­молета. Изменение этих условий выполнения регулярных рейсов может быть произведено только при взаимном согласии договаривающихся стран.

Нерегулярные рейсы

выполняются на разовой или групповой основе в соответствии со специальным разрешением. Они, в свою очередь, делятся на дополнительные, специальные и чартерные.

Дополнительные рейсы

выполняются по тем же авиалиниям, что и регулярные, но по особому расписанию. Дополнительный рейс может быть выполнен с согласия партнера, при условии что загрузка не может быть перевезена регулярными рейсами партнеров. Дополнительный рейс, как правило, выполняется в тот же день, что и регулярный, но в любом случае не позже и не ранее, чем за 24 ч от времени выполнения регулярного рейса, указанного в расписании полетов.

Специальные рейсы

выполняются со специальным заданием как по маршруту регулярных рейсов, так и по особому маршруту. Как правило, разрешение на выполнение специальных рейсов запрашивается по дипломатическим каналам.

Чартерные рейсы

выполняются на коммерческой основе в соответствии со специальным договором чартера между перевозчиком (фрахтовщиком) и заказчиком (фрахтователем). Перевозки на нерегулярной коммерческой основе получили название авиафрахтовых перевозок.

Приведенная выше классификация международных рейсов по форме выполнения полетов должна быть дополнена классификацией по цели полета, в соответствии с которой полеты разделяются на полеты с коммерческими и некоммерческими целями.

Полет воздушного судна с коммерческими целями

— это полет и посадка воздушного судна:

— в предусмотренный расписанием полетов или разовым разрешением пункт, до которого перевозчик имеет коммерческие права, вне зависимости от изменения коммерческой загрузки самолета;

— в не предусмотренный расписанием или разовым разрешением пункт (запасной аэропорт) с изменением коммерческой загрузки без продолжения дальнейшего полета в пункт назначения согласно расписанию.

Полет воздушного судна с некоммерческими целями

— это полет и посадка воздушного судна:

— в пункт, предусмотренный расписанием, но до/от которого перевозчик не имеет коммерческих прав (техническая посадка) и коммерческая загрузка самолета остается неизменной;

— на запасной аэродром при условии, что коммерческая загрузка остается неизменной;

— при полетах воздушных судов государственных ведомств, не имеющих на борту платной коммерческой загрузки;

— при полетах поисково-спасательных судов;

— при испытательных и тренировочных полетах;

— вынужденные посадки судов по причине неисправности материальной части, в случае применения насилия или других причин, но при условии неизменности коммерческой загрузки.

1.3.Договорно-правовые особенности международных воздушных перевозок.

Законодательство каждого государства, как и международные документы, определяет полный и исключительный суверенитет государства на воздушное пространство, расположенное над его территорией, поэтому главной особенностью международных воздушных перевозок является их международно-правовое регулирование. Оно включает в себя необходимость и обязательность выполнения требований:

— национального законодательства государства, чей флаг несет перевозчик, осуществляющий международные полеты;

— национального законодательства государства, на территорию которого, с территории которого или через территорию которого выполняется международная перевозка;

— двусторонних и многосторонних договоров, регламентирующих международные полеты и международные перевозки. Так, в соответствии с Воздушным кодексом полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве могут осуществляться на основании и в соответствии с условиями:

международных договоров;

специальных разрешений на совершение разовых полетов, выдаваемых в установленном порядке. Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве осуществляются только по установленным воздушным трассам и в аэропорты, открытые для международных воздушных перевозок. Полеты в воздушном пространстве иностранных государств регулируются соответствующими внутренними и международными документами.

Основными международными договорами, регулирующими воздушные перевозки, являются межправительственные соглашения о воздушном сообщении. В этих соглашениях определяются условия осуществления международных полетов и выполнения международных перевозок между договаривающимися государствами. В частности, определяются «договорные авиалинии», которые каждая из сторон соглашения разрешает эксплуатировать назначенному для этой цели авиапредприятию другой договаривающейся стороны, и коммерческие права, предоставляемые каждой из назначенных авиакомпаний. Под коммерческими правами понимаются права на осуществление перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на территорию или с территории договаривающихся государств либо на тер­риторию или с территории третьих стран. Объем предоставляе­мых коммерческих прав характеризуется семью «свободами»

1-я «свобода воздуха» — право осуществлять транзитный пролет над своей территорией без посадки;

2-я «свобода воздуха» — преимущественное право приземляться с некоммерческими целями;

3-я «свобода воздуха» — право высаживать пассажиров, выгружать почту и грузы, взятые на борт на территории государства, чей флаг имеет воздушное судно;

4-я «свобода воздуха» — право принимать на борт самолета на иностранной территории пассажиров, почту и груз для перевозки на территорию государства, чей флаг имеет воздушное судно;

5-я «свобода воздуха» — право перевозить пассажиров, почту, и грузы на территорию любого другого договаривающегося государства и право высаживать пассажиров, снимать почту и грузы, доставленные из любого государства. Кроме 5-й «свободы воздуха» в чистом виде в практике международных воздушных перевозок используется еще и частичная 5-я «свобода воздуха», или так называемый «стоп-овер».

— «Стоп-овер» — остановка в промежуточном пункте с правом дальнейшей перевозки пассажиров, сделавших остановку в этой стране. Различают «стоп-овер на маршруте» и «стоп-овер вне маршрута».

— «Стоп-овер на маршруте» — право авиакомпании перевозить пассажиров с остановкой в пункте промежуточной посадки. Остановка может быть сделана на срок от одного дня до одного года (в течение срока действия авиабилета). После остановки перевозка может быть продолжена до конечного пункта только тем перевозчиком, который доставил пассажира в промежуточный пункт.

— «Стоп-овер вне маршрута» — право перевозки пассажиров до промежуточного пункта одним перевозчиком, а из промежуточного пункта другим по одному и тому же авиабилету.

6-я «свобода воздуха» — право перевозки пассажиров, грузов и почты между третьими странами через территорию государства, в котором домицилирован перевозчик;

Принято выделять еще одну «свободу воздуха» — право каботажных перевозок внутри страны. Однако, каботаж, как правило, сохраняется за национальными перевозчиками.

Организационно-технологические особенности.Основной ор­ганизационно-технологической особенностью международных воздушных перевозок является то, что они могут осуществлять­ся только между специально оборудованными международными аэропортами. В соответствии с приведенным выше определе­нием международным считается любой аэропорт, выделенный для международных перевозок и имеющий иммиграционную, таможенную, санитарно-карантинную, обменно-валютную и дру­гиеслужбы, то есть оборудованный всем необходимым для производства паспортного, таможенного, санитарно-карантинного и специального контроля. Международные перевозки в аэро­порты или из аэропортов, или через аэропорты, которые не оборудованы для прохождения указанных выше формальностей, как правило, не производятся, за исключением особых случаев полетов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: