Ан-12, Ан-24 и другие виды грузовых самолетов для авиаперевозок по РФ

Запрос «Военно-транспортная авиация Российской Федерации» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.

Командование военно-транспортной авиации
флаг ВВС
Годы существования1 декабря 2010 — н. в.
СтранаРоссийская Федерация
Входит вВоенно-воздушные силы Российской Федерации
Типобъединение
Функциярешение стратегических, оперативно-стратегических, оперативных и оперативно-тактических задач
ДислокацияРоссийская Федерация
Участие вВоенная операция России в Сирии, Тушение лесных пожаров в Сибири, Вторая чеченская война
Командиры
Действующий командиргенерал-лейтенант Владимир Бенедиктов

Командование военно-транспортной авиации

, бывшая 61-я воздушная армия ВГК (
сокр.
61 ВА ВГК) — оперативно-стратегическое объединение Военно-воздушных сил России, военно-транспортная авиация Вооружённых сил России. Сформировано 1 декабря 2009 года на базе 61-й воздушной армии ВГК. Управление командования находится в городе Москва.

Командующий Военно-транспортной авиацией — генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов (назначен на должность 7 января 2013 года).

Есть десант – нужна платформа

Молодые, амбициозные красные командиры, получившие хорошее военное образование и практику, на рубеже тридцатых годов прошлого века убедили руководство Советского Союза провести качественное перевооружение Красной Армии.

Ли-2 - самолёт

Появились новые рода войск – мотострелковые, воздушно-десантные. Для их доставки на театры военных действий в ВВС РККА была впервые создана эскадрилья тяжёлых машин, куда вошли специально реконструированные для перевозки людей и военной техники бомбардировщики ТБ-1 и Р-5.

После череды военных конфликтов (Испания, Финляндия, Дальний Восток) и Второй мировой войны, начал с новой силой раскручиваться маховик милитаризации.

Встал вопрос о возможности переброски военной техники на значительные расстояния.

По инициативе создателя ВДВ генерала Василия Маргелова перед конструкторами будущих самолётов-транспортников была поставлена задача – обеспечить возможность парашютного десантирования войск и техники.

Создание парка тяжёлой транспортной авиации для Вооружённых Сил СССР было поручено конструкторским бюро под руководством Олега Антонова и Сергея Ильюшина.

Особенности конструкции

В связи с тем, что для размещения военной техники и живой силы внутри транспортников необходимо наличие большого внутреннего пространства, конструкция планера имеет одну особенность. Для загрузки оборудования в конструкции транспортных машин обязательно предусматривается наличие погрузочного люка. Он может располагаться спереди, под кабиной пилотов, или в задней части фюзеляжа.

К 1955 году сформировался круг требований к конструкции военно-транспортных машин:

  • свободнонесущий высокоплан со стреловидным крылом;
  • два или четыре турбореактивных двигателя на пилонах под крыльями;
  • грузовой люк сзади (реже – спереди) фюзеляжа;
  • грузоподъёмность – не менее 20 т.

В середине ХХ века транспортники снабжались поршневыми двигателями. На смену им пришли более современные, турбореактивные. Количество килей – один или два. Планер изготавливается из высокопрочной листовой стали, или из титановых сплавов. Сечение фюзеляжа большинства транспортных летательных аппаратов – круглое.

Мессершмитт Ме 323

Некоторые из современных тяжёлых машин имеют фюзеляж грушевидной формы. Многоопорное шасси транспортников должно обеспечивать посадку на неприспособленные грунтовые площадки.

Как заказать услуги грузовой авиации?

Воспользуйтесь квалифицированными услугами команды профессионалов из AeroCGL, чтобы организовать доставку вашего груза в любую точку страны или планеты. Для оформления заявки:

  • заполните специальную форму на нашем сайте;
  • позвоните нам по телефону;
  • отправьте заявку на электронный адрес

Мы принимаем заказы на авиационные грузоперевозки в круглосуточном режиме, не только по будням, но и в выходные дни и в праздники. Ваш груз будет доставлен со всей возможной оперативностью, бережно и качественно.

Прошлое и настоящее военно-транспортной авиации

Как уже говорилось выше, череда локальных военных конфликтов, а затем Вторая мировая войн, несколько затормозили появление военно-транспортной авиации. Лишь к концу сороковых годов ведущие авиационные державы начали разрабатывать проекты специализированных грузовых крылатых машин.

Вполне резонно, что первыми, кто выпустил крупнотоннажные транспортники, были СССР и США.

В США до 1954 года уже выпускались транспортники C-119 Flying Boxcar, C-47 Skytrain, и C-46 Commando. Но после войны в Корее, где основная транспортная нагрузка легла на единственный Convair XC-99 грузоподъёмностью 45 т., стало очевидно, что он морально устарел. Необходим был полноценный грузовик для переброски десантных бригад и лёгкой штурмовой бронированной техники к месту конфликтов.

Таким самолётом стал Lockheed С-130 Hercules. С 1954 года машины этой марки приняли участие в 22 военных операциях США по всему миру. С 1993 года в состав американских ВВС включена более грузоподъёмная модификация – С130-J30 Super Hercules.

Вслед за С-130 был поставлен на вооружение ВВС СССР специализированный военно-транспортный самолёт Ан-12. Он имел ту же грузоподъёмность, что и С-130, но значительно проигрывал «американцу» по полезному объёму (90 м3 против 124 м3). Новый самолёт — унификация конструкторской документации по Ан-10. За пятнадцать лет было выпущено более 1,5 тысяч единиц Ан-12.

Советская монополия на транспортные самолёты

КБ Олега Антонова стало абсолютным лидером по количеству различных модификаций военно-транспортных машин для ВВС. Лучшие самолёты военно-транспортной авиации спроектированы в Киеве. Так, например, Ан-26 благодаря широкой (2,4 м) створке грузового люка имел возможность перевозить крупногабаритные грузы. Ан-74 проектировался для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Уникальная конструкция шасси позволяет производить взлёт и посадку на полосах любой категории сложности.

Рекордсмен семидесятых годов, крупнейший турбовинтовой самолёт Ан-22 «Антей» — высокоплан с четырьмя двигателями НК-12МА на нестреловидных крыльях.

На нём впервые была опробована двухкилевая схема хвостового оперения, позже применённая при постройке Ан-225. Полезная нагрузка – свыше 60 тонн.

На модификации под кодировкой Ан-122 конструкторы добились выдающейся, для того времени, грузоподъёмности — 120 тонн. С середины семидесятых годов производство турбовинтовых машин стали сворачивать. Пришло время более современных турбореактивных летательных аппаратов.

Примечания[ | ]

  1. Военно-воздушные силы России: давно назревшие реформы (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 7 января 2012. Архивировано 11 марта 2012 года.
  2. 12345678
    Краснозведные тяжеловесы: реорганизация российской тяжелой военно-транспортной авиации (Air Forces Monthly) — ВПК.name

Гиганты двадцатого века

С 1977 года и до настоящего времени флагманом военно-транспортной авиации СССР, а позже РФ, является разработка КБ им. С.В.Ильюшина – тяжёлый транспортный турбореактивный самолёт Ил-76. С конца семидесятых годов Ил-76 – флагман российских воздушно-десантных войск.

Ил-76.

Самолёт показал свои отличные лётные качества в афганской войне и чеченском конфликте. С его помощью производится переброска и десантирование военной техники и живой силы.

Требование времени заставило КБ им. С.В.Ильюшина произвести поэтапную глубокую модернизацию самолёта – сначала до Ил-76МД90-А, чуть позже – до Ил-476. Изменения коснулись в основном силовой установки. Но если МД90 уже давно и успешно выполняет полёты, то Ил-476 – это будущее транспортной авиации России.

В США середина шестидесятых годов ознаменовалась противостоянием Boeing и Lockheed-Martin за право создания тяжёлого военно-транспортного самолета.

И хотя тендер выиграл Локхид, боссы Боинга тоже не остались внакладе.

Результатом борьбы конструкторов двух фирм стало создание прекрасных машин – среднетоннажного военно-транспортного C-141 Starlifter (масса полезной нагрузки – 27,2 т), и грузопассажирского Boeing 747.

Последняя модификация Боинга – 747-8F сегодня с успехом используется Министерством обороны США для переброски большого количества военнослужащих и грузов.

Один из самых популярных крылатых транспортников — С-5А Galaxy. Машина способна перевозить в своем чреве 119 тонн полезной нагрузки, подаваемой внутрь фюзеляжа через передний грузовой люк. До 1982 С-5 был самым большим военным самолетом, транспортируя грузы военного ведомства США.

Имея дальность полета свыше 10 тысяч километров, С-5 может легко перебросить за один день с одного континента на другой целое боевое соединение — до 400 солдат, танки, боевые машины, артиллерийские установки, вертолёты и другую технику. Добавим, что С-5А – самый быстрый среди военно-транспортных самолётов, и по большому счёту – самый лучший военный самолёт в мире среди транспортников.

Ан-32

Ан-32 был разработан советским конструкторским бюро имени Антонова и позиционировался как военный транспортный самолет. Первый полет аппарата состоялся в 1976 году, всего было выпущено 360 таких аппаратов. Максимальный груз, который способен поднять данный аппарат составляет чуть более шести тонн. Запас топлива в пять с половиной тысяч килограмм позволяет транспортнику преодолевать расстояния до 780 километров. Длина самолета составляет 23 метра, размах крыла равен 29 метрам. Стоимость одной единицы составляет 15 миллионов долларов. В 2010 году ОКБ Антонова выпустило модификацию данного самолета с улучшенными летными характеристиками. Теперь, самолет имеет на борту современное оборудование и авионику, а также модифицированные и улучшенные двигатели.

Ан-32

Транспортная авиация России развивается с каждым днем. На сегодняшний день активно ведутся разработки сразу нескольких грузовых самолетов, которые будут способны транспортировать большое количество груза на дальние расстояния. Планируется использование данных аппаратов в военных целях в качестве замены предшествующим аппаратам.

Наибольшие из наибольших

Пальму первенства за звание супергиганта у С-5 отобрал Ан-124 «Руслан». Имея сходные с С-5 показатели полезной нагрузки, он обладает уникальным грузовым отсеком объёмом 1050 м3.

Вслед за ним, в 1988 году в небо ушел гигантский самолёт, тридцать лет занимавший первую строчку в списке самых больших летательных аппаратов.

Ан-225 «Мрия» — доработанный на базе Ан-124 проект для транспортировки крупногабаритных грузов весом до 250 т. Для этого грузовой люк был перенесен с хвоста на нос воздушного судна, увеличено количество опор шасси. Для увеличения устойчивости самолёта применено двухкилевое оперение.

На этой машине установлен абсолютный рекорд грузоподъемности – 253,8т. Единственный эксплуатирующийся экземпляр Ан-225 сегодня завис между Киевом и Пекином. О реальных владельцах прав на «Мрию» известно лишь очень узкому кругу лиц. Другая машина, спроектированная для транспортировки модулей комплекса «Энергия-Буран», — проект КБ Виктора Мясищева ВМ-Т. За семь лет (1982-1989) две машины совершили более 150 рейсов на Байконур.

Ан-225

На сегодняшний день круг боевых самолётов России военно-транспортного назначения, находящихся в реальной эксплуатации в странах блока НАТО и в России ограничивается вышеперечисленными моделями. Транспортники ВВС Китая – в основном лицензионные копии уже летающих гигантов. Для сравнения приведем основные эксплуатационные характеристики лучших военно-транспортных самолётов мира:

Особенности и технические характеристики грузовых самолетов

Грузовые самолеты различаются по ряду технических и эксплуатационных характеристик, ориентируясь на которые логистическая компания подбирает оптимальный вариант транспортного средства с учетом особенностей груза, расстояния, технического оснащения борта и терминалов в пунктах вылета и назначения, других факторов.

В таблице ниже представлен краткий обзор наиболее часто эксплуатируемых в РФ транспортных самолетов для перевозок на средние и дальние расстояния со сравнением по основным параметрам.

ТУ 204C

ОсобенностиГрузовой отсекГрузовой люкМаксимальная грузоподъемность/объем
Предназначен для грузоперевозок на средние расстояния. Максимальная дальность полета при весе груза от 13,6 до 30 тонн – 2370 км, при меньшей загрузке – до 6820 км.

Основная грузовая палуба – 29,5х3,25х2,8 м, оборудована погрузочно-разгрузочной системой (роликовые дорожки, шаровые панели и др.), рассчитана на 14 стандартных поддонов, подходит для перевозок длинномерных грузов (до 10 метров). В каждом из двух нижних отсеков можно дополнительно разместить до 12 поддонов типа 2АК-0.7

Боковой, шириной 3,4 и высотой 2 метра. В модификации ТУ 204-100C – рампа в носовой части, позволяющая загружать негабаритные грузы. До 30 тонн, до 179 м3

ОсобенностиГрузовой отсекГрузовой люкМаксимальная грузоподъемность/объем
Средняя грузоподъемность, максимальное расстояние полета с полной загрузкой – 3790 км Грузовая палуба 17,0х3,02х2,74 м

Механизированный люк (рампа с гидравлическим приводом) в хвостовой части шириной 3,02 и высотой 2,74 м

До 20 тонн, до 140 м3

ОсобенностиГрузовой отсекГрузовой люкМаксимальная грузоподъемность/объем

Оснащен шасси с повышенной проходимостью, отличается улучшенной механизацией крыла и системой энергообеспечения, короткой взлетно-посадочной дистанцией, что позволяет использовать самолет для взлета и посадки с грунтовых полос, в том числе – на небольших аэродромах регионального значения.

Грузовая кабина — 18,5х3,3х3,25 м. Благодаря особой конструкции адаптирована для размещения авиационных и автомобильных контейнеров, поддонов различного типа и любой иной тары. Обеспечивает универсальность и повышенное удобство грузоперевозок, благодаря чему снижается риск повреждения груза в процессе погрузочно-разгрузочных работ. Рампа в хвостовой части шириной 3,3 и высотой 3,25 м позволяет загружать крупногабаритные грузы, технику, оборудование. До 47 тонн, до 175 м3

ОсобенностиГрузовой отсекГрузовой люкМаксимальная грузоподъемность/объем
Простой и, одновременно, мощный транспортный самолет с большой грузоподъемностью и способностью к перелетам на дальние расстояния. Грузовой отсек 37,25х3,56х2,34 м при полной загрузке вмещает 30 контейнеров типа LD3.

Боковой люк шириной 3,54 и высотой 2,54 метра.

До 65 тонн, до 450 м3

ОсобенностиГрузовой отсекГрузовой люкМаксимальная грузоподъемность/объем
Главная отличительные характеристики – большая грузоподъемность, сочетающаяся с малым расходом топлива и возможностью дальних перелетов (до 8000 км).

Объемная грузовая кабина с усиленным полом – 49,0х4,8х3,04 м.

Боковой люк шириной 3,25 и высотой 3,1 метра. До 110 тонн, до 750 м3

ОсобенностиГрузовой отсекГрузовой люкМаксимальная грузоподъемность/объем
Предназначен для авиагрузоперевозок на средние расстояния – максимальная дальность полета – 4670 км. Грузовая палуба 33,2х3,53х2,18 м при максимальной загрузке вмещает 15 поддонов стандартного типа. Боковой люк шириной 3,4 и высотой 2,18 метра. До 30 тонн, до 185 м3

Разработан с учетом возможности транспортировки крупногабаритного оборудования и конструкций. Увеличенный фюзеляж, усиленный пол. Максимальная дальность полета – 2700 км. Основная грузовая кабина – 39,0х4,77х2,23 м вмещает до 20 поддонов, еще столько же можно расположить в боковых отсеках. Боковой люк шириной 3,58 и высотой 2,56 метра. До 43,5 тонн, до 280 м3

ОсобенностиГрузовой отсекГрузовой люкМаксимальная грузоподъемность/объем
Оба самолета схожи по конструктивному исполнению и летным качествам, идеально приспособлены для авиаперевозки негабаритных грузов. Отличаются улучшенными аэродинамическими характеристиками, оснащены многостоечными шасси, приспособленными для взлета/посадки с грунтовых полос.

Дополнительное удобство погрузки-разгрузки обеспечивается за счет способности изменения стояночного клиренса и угла наклона фюзеляжа, а также наличия двух люков – в носовой и хвостовой части.

Грузовая кабина в АН 124 – 36,5х6,2х4,2, в АН 225 – 43,0х6,2х4,2 м. Оснащена комплексом бортового погрузочно-разгрузочного оборудования, в том числе – передвижными кранами, позволяющими единовременно загружать до 20 тонн.

Две рампы шириной 6,2 и высотой 4,1 метра. До 120 тонн, до 800 м3 (Руслан)

До 200 тонн, до 1100 м3 (Мария)

ОсобенностиГрузовой отсекГрузовой люкМаксимальная грузоподъемность/объем
Повышенная проходимость шасси, возможность выгрузки грузов с помощью парашютов. Грузовой отсек 13,5х3,0х2,4 м с бортовым погрузочным устройством грузоподъемностью до 2,5 тонн. Рампа в хвостовой части шириной 3,0 и высотой 2,4 метра До 18 тонн, до 90 м3

ОсобенностиГрузовой отсекГрузовой люкМаксимальная грузоподъемность/объем
Наличие большого люка, просторная камера и возможность перевозки на внешней подвеске снимает любые ограничения по габаритам и геометрии грузов.

Мощное грузоподъемное оборудование – трап-рампа, тельферы – делают самолет идеальным для авиаперевозок между любыми терминалами.

Дополнительный плюс – повышенная проходимость шасси.

Грузовой отсек 26,4х4,3х4,1 м, внешние подвески можно закреплять под крылом и на фюзеляже.

Рампа шириной 4,3 и высотой 4,1 метра До 50 тонн, до 650 м3

ОсобенностиГрузовой отсекГрузовой люкМаксимальная грузоподъемность/объем
Идеален для перевозок небольших партий грузов. Адаптирован к работе при экстремально низких (до минус 60°C) и высоких (до плюс 45°C) температурах.

Может использоваться на аэродромах любого типа, включая полосы с грунтовым покрытием, галечные и снеговые площадки.

В кабине размером 10,0х2,15х2,1 м можно перевозить грузы в контейнерах, поддонах, а также в бочках и нестандартной таре, размещать колесную технику.

Оборудование позволяет одновременно загружать до 2,5 тонн.

Квадратная рампа размером 2,1х 2,1 метра. До 8 тонн, до 45 м3

Внимание!

Вне зависимости от типа самолета стоимость авиаперевозки грузов в компании Аир Транс Экспресс фиксирована и зависит от направления и дальности полета, веса и габаритов груза, а также необходимости в дополнительных сервисных , упаковки, хранения на складе, перевозки в термоконтейнерах и др.

Сравнительные характеристики основных показателей военно-транспортных самолётов

СамолётГрузо-подъёмность, тОбъём грузового люка, м3Скорость, крейс./макс., км/ч./900Практическая дальность полёта, км.Начало эксплуатации
С-13019104628/6455 2501956
Ан-1221122570/6603 2001959
С-14127,2178796/9104 7231965
Ан-2260465560/6505 2251969
С-5А118,4850888/91910 4111970
Ил-7660288800/8556 7001974
Ан-1241201050850/8654 8001982
Ан-2252501210750/85015 4001988

Количество армейских военных самолетов транспортного назначения ВТА РФ по состоянию на начало 2020 года – около трёхсот единиц. Если доподлинно известно, сколько военно-транспортных самолётов у России, США не горят желанием полностью раскрывать данные о количестве стоящих на вооружении транспортников. Прежде всего – из-за большого разброса своих «геополитических интересов» по всему миру.

Будущее транспортной авиации

Перспективные научные разработки дают возможность представить, какими будут военные самолёты будущего, предназначенные для перевозки грузов. Амбициозные российские проекты Ил-112 и Ил-106 должны сменить самые популярные военные самолёты России Ан-22, Ан-26 и Ил-76.

Ил-106 проект

Тяжёлый Ил-106 — основа разработки перспективного авиационного комплекса транспортной авиации (ПАК ТА). В его характеристики заложена довольно большая (до 100 т) грузоподъёмность. Футуристичный по своей конструкции ПТС «Ермак» (второе название проекта) выглядит, как картинка из фантастического фильма.

Не стоит на месте и конструкторская мысль в США. В 2020 году на испытательном полигоне Мохаве была произведена выкатка самого большого в мире самолёта Stratolaunch. Он необычен тем, что имеет два объединенных центральной балкой фюзеляжа. Размах крыльев шестидвигательной машины – 117 м, взлётный вес – 590 т.

Однако перспективы эксплуатации и сфера применения аппарата такой конструкции вызывают лёгкое недоумение. Подвеска космической системы на межкрыльевом пространстве между фюзеляжами – очень опасная затея.

Почти полвека конструкторы военно-транспортных машин шли по пути увеличения лётных ресурсов существующих моделей путём их постоянной модернизации.

За многие годы мы увидели, чем замечательны военные самолеты транспортного назначения, эти добродушные большегрузные гиганты. Их взлёты, посадки, полёт – захватывающее зрелище. Теперь, видимо, настало время больших изменений, результатом которых должно стать появление совершенно новых типов транспортных летательных аппаратов.

Состав[ | ]

На 2020 год

  • 12-я военно-транспортная авиационная дивизия — Тверь (Мигалово): Ан-124, Ан-124-150, Ил-76МД, Ан-22, включающая также:
  • 117-й военно-транспортный авиационный полк — Оренбург (Оренбург-2): Ил-76МД, Ан-12
  • 708-й военно-транспортный авиационный полк — Таганрог (Центральный): Ил-76МД
  • 334-й гвардейский Берлинский военно-транспортный авиационный полк — Псков (Кресты): Ил-76МД, Ил-78, Ил-76МД-90А
  • 144-й авиационный полк самолетов дальнего радиолокационного обнаружения — Иваново-Северный: А-50, Ил-76МД
  • 8-й военно-транспортный авиационный полк самолетов-заправщиков — Тверь (Мигалово): Ил-76/78, Ан-22, Ан-26, Ан-12.
  • 235-й ВТАП (военно транспортный авиационный полк)
  • 566-й Солнечногорский военно-транспортный авиационный полк — Сеща: Ан-124, Ан-124-100[1]

Кроме перечисленных соединений и частей ВТА включает авиационные базы, части и подразделения специальных войск.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: