7 лучших вертолетов для вашей суперяхты


Вертолет S-76

является первым вертолетом фирмы Sikorsky, разработанным для гражданского применения. Разработка вертолета была начата в 1976 году в соответствии с требованиями к легкому транспортному вертолету, который мог использоваться для обслуживания морских нефтяных промыслов, а также в качестве административного и многоцелевого вертолета. Требованиями предусматривалась перевозка 12 пассажиров с экипажем из двух летчиков на расстояние 740км со скоростью 230км/ч. При разработке вертолета S-76 был использован опыт создания вертолета S-70 «Black Hawk».

Первый из четырех опытных образцов поднялся в воздух 13 марта 1977 г., а первый серийный вертолет, полностью сертифицированный согласно правилам полетов по приборам, был поставлен 27 февраля 1979г. Двухлетняя программа сертификации стала результатом использования усовершенствованного сочетания динамических систем и силовой установки, разработанных исходя из военных требований, но дальнейшее усовершенствование продолжалось с того времени, как началось серийное производство, которое с 1 марта 1982г. переключилось на улучшенный вариант S-76 Mk II. Он отличается усовершенствованной системой кондиционирования, улучшениями динамической системы, более простыми, с точки зрения технического обслуживания, панелями и улучшенным вариантом турбовального двигателя Аллисон (Allison) 250, который позволяет увеличить гарантированную выходную мощность.

В 1983г. фирма Сикорского подняла в воздух первый вертолет S-76B. Оснащенный двумя двигателями Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) PT6B-36A мощностью 771 кВт (1033 л.с.), он имеет аэродинамические усовершенствования, разработанные для вертолета UH-60, и полностью отвечает требованиям правил полетов по приборам категории А. Двенадцатиместный вариант S-76C был представлен в июне 1989г. и поднялся в воздух в мае 1990г. с двигателями Турбомека Ариэль (Turbomeca Arriel) 1S1. К этому времени он уже получил военные заказы из Гонконга и Испании.

В 2011 году начал проходить сертификацию новый вариант вертолета — S-76D оборудованный ГТД Pratt & Whitney Canada PW210S мощностью 1,050 э.л.с.

Конструкция.

Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, двумя ТВД и трехопорным шасси.

Фюзеляж монококовой конструкции, выполнен со значительным использованием композиционных материалов. В конструкции носовой части применены стекловолокно и кевлар; для грузовой кабины использованы легкие сплавы и сотовый заполнитель; хвостовая балка полумонококовой конструкции, выполнена из легких сплавов. Кабина экипажа оборудована для первого и второго летчиков. Применение сдвоенного цифрового автопилота позволяет осуществлять пилотирование одним летчиком. Передние стекла кабины снабжены двойными стеклоочистителями; система обогрева стекол устанавливается по желанию заказчика.

Пассажирская кабина площадью 4.18м2, размерами 2.46 х 1.02 х 1.37м и объемом 5.78м3 снабжена системой отопления и вентиляции. Система кондиционирования по желанию заказчика. В административном варианте с четырехместной, шестиместной или восьмиместной компоновками предусматриваются улучшенная звукоизоляция, радиотелефонная аппаратура, улучшенный интерьер и более высокий уровень комфорта. Сиденья в кабине установлены в три ряда — по четыре сиденья в ряд с шагом 0.79м. В задней части кабины расположен багажный отсек объемом 1.08м3, снабженный люками с каждой стороны фюзеляжа. В транспортном многоцелевом варианте возможна установка грузового троса с крюком для внешней подвески груза, рассчитанного на усилие 1815кг, и спасательной лебедки грузоподъемностью 270кг.

Доступ в кабины обеспечивается через четыре откидывающиеся на шарнирах двери, по две с каждой стороны. Сдвижные двери в грузовую кабину устанавливаются по желанию заказчика. В конструкции обтекателей и дверей применен кевлар.

Оперение состоит из стабилизатора и киля, служащего пилоном рулевого винта. Стабилизатор прямой, трапециевидной формы в плане, с симметричным профилем и увеличенной хордой. Размах 3.15м. Киль двухлонжеронной конструкции, имеет симметричный профиль.

Шасси трехопорное, с носовой опорой, убирающееся, с пневматиками низкого давления. Носовая стойка убирается назад, основные стойки отклоняются к осевой линии в задней части фюзеляжа. Выпуск и уборка шасси производится с помощью гидравлической системы. Шасси снабжено гидравлическими тормозами. Колея 2.44м, база 5м. Вертолет может быть дополнительно оснащен аварийными надувным поплавковым шасси.

Несущий винт четырехлопастный, разработан на базе конструкции несущего винта вертолета UH-60А, имеет шарнирное крепление лопастей. Центробежные нагрузки, нагрузки в плоскости взмаха и плоскости вращения воспринимаются эластомерными подшипниками. Имеются ограничители взмаха. Лопасти прямоугольной формы в плане, со стреловидными законцовками из кевлара (30╟ по передней, 10╟ по задней кромке), профилем Sikorsky SC-1095 и нелинейной круткой. Хорда лопасти 0.39м. Полый лонжерон овального сечения выполнен из титанового сплава. По носку лопасти проходят противоабразивные накладки из никелевого и титанового сплавов, заполнитель слоистой конструкции выполнен из номекса, обшивка лопасти — из стеклопластика. Имеются гидравлические демпферы колебаний в плоскости вращения и маятниковые гасители колебаний на втулке несущего винта. Втулка монолитной конструкции из алюминиевого сплава. Тормоз несущего винта устанавливается по желанию заказчика.

Срок службы лопастей 4900ч. Лопасти требуют одноразовой замены в течение всего срока эксплуатации вертолета. Разработана конструкция лопасти из композиционных материалов со встроенными противообледенительными элементами. Угол наклона вала несущего винта 5╟.

Рулевой винт диаметром 2.44м, четырехлопастный, перекрестно-торсионной конструкции из композиционных материалов, установлен с левой стороны киля. Лопасти прямоугольной формы в плане, имеют несимметричный профиль, хорда лопасти 0.16м. Лонжерон выполнен из углеволокна с однонаправленным расположением волокон, обшивка из стеклопластика. Масса винта уменьшена на 40% по сравнению с массой винта обычной конструкции. Лопасти требуют двухразовой замены в течение всего срока эксплуатации вертолета. Предусматривается установка съемных противообледенительных протекторов на лопастях.

Двигатели, помещенные в отсеки, установлены в верхней части фюзеляжа, за пилоном рулевого винта. Имеют передний вывод выходного вала, независимые системы подачи топлива и смазки и противопожарной защиты. Двигатели снабжены фильтрами очистки воздуха и противообледенительными устройствами. Топливо содержится в двух самоуплотняющихся баках. Стандартный запас топлива 1064л. Масса расходуемого топлива 914кг. Дополнительный бак объемом 250л может быть установлен в багажном отсеке. Заправка баков самотеком индивидуальная, через отдельные горловины с каждой стороны фюзеляжа. Предусмотрена система обнаружения и борьбы с пожаром в силовой установке. Изменена конфигурация выхлопных сопл двигателей. Имеется электронная цифровая система управления работой двигателя . Для аварийных случаев предусмотрено ручное управление. Ресурс двигателя до капитального ремонта 3000ч.

Трансмиссия включает главный редуктор и вал привода рулевого винта, промежуточный редуктор, редукторы двигателей. Главный редуктор рассчитан на передачу мощности 1110кВт. Ресурс главного редуктора 1500ч.

Система управления несущим и рулевым винтами гидравлическая, бустерная, дублированная.

Гидравлическая система обеспечивает работу системы управления, лебедки, тормозов шасси. Давление в гидросистеме (20.5МПа) обеспечивается двумя насосами с приводом от главного редуктора. Максимальный расход рабочей жидкости 15.9л/мин.

Электросистема в варианте для полетов по приборам включает генератор переменного тока мощностью 7.5 кВА с приводом от главного редуктора и статический преобразователь переменного тока (115В, 600ВА, 400 Гц). Аккумуляторная батарея емкостью 34 А*ч устанавливается по желанию заказчика. В варианте для визуального полета электросистема содержит два стартер-генератора постоянного тока (200А) и никель-кадмиевую батарею (24В, 17 А*ч).

Электронное оборудование размещается в носовой части фюзеляжа. Предусмотрены система полета по приборам и различные виды радионавигационного и радиолокационного оборудования по требованию заказчика, в том числе приемопередатчик VHF-20, автоматический радиокомпас, радиовысотомер, метеорологическая РЛС, радиодальномерная аппаратура, низкочастотная навигационная система, аварийный радиомаяк. Предусмотрено использование сдвоенного цифрового автопилота, который может быть использован либо в режиме автопилота, либо в режиме системы повышения устойчивости и управляемости.
Модификации :

S-76Aпервоначальный серийный вариант;
S-76A+непроданные вертолеты S-76 с турбовальными двигателями Turbomeca «Arriel»; производился как спасательный вертолет для ВВС Гонконга с прожекторами и турелью под носовой частью фюзеляжа для бортовой ИК-системы FLIR и системы подвижной радиолокационной цели GEC MRTS FLIR;
S-76 Мк.IIмодифицированный вертолет с ГТД Allison 250С-0 мощностью по 485кВт. Начал поставляться с марта 1982 года. Отличается усовершенствованной системой кондиционирования, улучшениями динамической системы, более простыми, с точки зрения технического обслуживания, панелями и улучшенным вариантом турбовального двигателя Allison 250, который позволяет увеличить гарантированную выходную мощность;
S-76 «Utility»упрощенный вариант вертолета S-76 Mk.II со сдвижными люками и неубирающимся шасси;
AUH-76вертолет общего назначения; корпус, как у вертолета S-76 «Utility», но оснащался авионикой и оружием;
S-76Bвариант легкого транспортного вертолета S-76 Мк.2, с ГТД Pratt-Whitney РТ6В-36 мощностью по 732кВт. Летные испытания опытного вертолета S-76B начались в 1983 году. Оснащенный двумя двигателями Pratt-Whitney PT6B-36A мощностью 771кВт, он имеет аэродинамические усовершенствования, разработанные для вертолета UH-60, и полностью отвечает требованиям правил полетов по приборам категории А;
S-76Cсерийный вариант с двигателями Turbomeca «Arriel» 1S1;
S-76C+серийный вариант с двигателями Turbomeca «Arriel» 2S1;
S-76C++серийный вариант с двигателями Turbomeca «Arriel» 2S2;
S-76Dсерийный вариант с двигателями Pratt & Whitney Canada PW210S;
Н-76 Eagleмногоцелевой вертолет для вооруженных сил, является военным вариантом вертолета S-76B. Предназначен для наблюдения, поддержки, поиска и спасения и для санитарных перевозок. Оснащен укрепленными сиденьями, потолком и топливными баками, может быть вооружен набором из контейнеров для пушек, ракет и даже ракетами класса «воздух-воздух» на пилонах небольшого крыла и имеет прицел, вмонтированный в нижнюю носовую часть фюзеляжа или на стойке;
Н-76Nпроектный вариант военно-морского вертолета;
S-76 SHADOWединственная модификация по программе SHADOW (Sikorsky Helicopter Advanced Demonstrator and Operator Workload) представляла собой вертолет S-76, оснащенный надстроенной кабиной в носовой части для исследования методов электродистанционного, голосового управления и управления боковой ручкой. Он также был оснащен шлемами с вмонтированными прицелами, совмещал бортовую ИК-систему FLIR и систему индикации на лобовом стекле, имел кабину с приборами ночного видения. Эта машина участвовала в конкурсе экспериментальных легких вертолетов для испытаний системы ночного видения.
S-75экспериментальная модификация по программе Advanced Composite Airframe Program (ACAP).
ЛТХ:
МодификацияS-76 Mk.II
Диаметр главного винта, м13.41
Диаметр рулевого винта, м2.44
Длина, м16.00
Высота, м4.41
Масса, кг
пустого2540
максимальная взлетная4672
Тип двигателя2 ГТД Allison 250-C30S
Мощность, кВт2 х 509
Максимальная скорость, км/ч287
Крейсерская скорость, км/ч269
Практическая дальность, км748
Скороподъемность, м/мин457
Практический потолок, м4570
Статический потолок, м1657
Экипаж, чел1-2
Полезная нагрузка:12 пассажиров
Доп. информация :
Фотографии:S-76A (c) Daniel Tanner
S-76A+ (c) Gabriel Desmond
S-76B (c) Wim Callaert
S-76C (c) Mark McEwan
S-76D (c) Sikorsky, aviationweek.com
Пассажирская кабина S-76B (c) Sikorsky
Кабина пилота S-76 (c) Mario Villalobos

Схемы:

S-76
Схема пассажирской кабины (VIP)

Варианты окраски:

S-76A
S-76D (c) Sikorsky
Список источников:
Е.А. Ружицкий. Вертолеты Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Sikorsky S-76 «Spirit» Jane’s Encyclopedia of Aviation Warplanes. Modern Fighting aircraft Sikorsky.com. S-76╝ Helicopter

Уголок неба. 2013 (Страница: Дата модификации: )

Комфорт и безопасность

Старт программы разработки очередной модели компании состоялся в 2005 году. В октябре 2011 года компания Sikorsky International получила сертификат типа от авиационных властей Канады, а в декабре 2011 года вертолет был сертифицирован FAA США.

Для работы экипажа, состоящего из двух человек, в кабине размещается современная встроенная цифровая система Thales Top Deck, специально разработанная для S-76D. Инженеры компании удачно включили в состав бортового оборудования вспомогательную силовую установку, что стало новшеством для моделей компании.

Вертолет

Данная система способна при выключенных авиадвигателях обеспечивать электропитанием системы кондиционирования и обогрева салона. А противооблединительная система собственной разработки компании Sikorsky Aircraft Corparation обеспечивает всепогодную эксплуатацию винтокрылой машины даже в сложных метеорологических условиях.

Удобство посадки и высадки пассажиров обеспечивается наличием широкого дверного проема и электрофицированного трапа на борту воздушного судна. Низкий уровень производимых силовыми агрегатами шумов обеспечивает надлежащий уровень комфорта при использовании вертолета как роскошного средства передвижения, так и для эксплуатации службами скорой медицинской помощи, спасения и другими организациями. В пассажирской версии салон летательного аппарата способен вместить до 12 удобных кресел.

Вертолет Sikorsky

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: