Самолет Airbus A300 — характеристики и модификации

Компания Airbus ведет разработку и производство пяти новых грузовых лайнеров Airbus Beluga, предназначенных для перевозки негабаритных грузов. Следующее поколение транспортных лайнеров будет основано на базе планера Airbus A330-200 с сохранением многих существующих компонентов и оборудования от предыдущей модели Airbus A300-600 – объемного грузового отсека, откидывающейся кабины управления самолетом с дополнением новых модернизированных структур. Компания Airbus стремится создать новый лайнер, чтобы обеспечить потребности растущего производства корпорации в перевозке габаритных частей фюзеляжей собираемых моделей самолетов.

Первый самолет должен быть готов к эксплуатации в середине 2019 года, а действующие планеры на базе Airbus A300-600 будут эксплуатироваться до 2025 года.

Интеграция европейских стран в создании грузового лайнера

Грузовой лайнер для перевозки негабаритных грузов Airbus A300-600 (Super Transporter) имеющий также название Beluga создан на базе типового широкофюзеляжного планера Airbus A300. Компания Airbus является трансатлантической, её заводы находятся в нескольких странах. Учредителями концерна, являются компании из Германии, Испании, Франции и Англии. Данный консорциум в области авиастроения является наиболее крупным и успешным, занимает большую часть рынка по выпуску гражданских самолетов. Детали лайнеров производятся на заводах расположенных в четырех странах и для сборки перевозятся на головные заводы, осуществляющие окончательную сборку. Для оперативной доставки компонентов самолетов и была создана Beluga. Крылья и шасси производятся в Великобритании, хвост и двери в Испании, фюзеляж в Германии, носовая часть во Франции, а окончательная сборка ведется в городах Тулузе (Франция), Гамбурге (Германия), и Севилье (Испания).

С начала осуществления проекта по производству самолетов Airbus в 1970 году для доставки компонентов использовались 4 лайнера Boeing Stratocruisers, но с развитием и расширением производства возможностей используемых самолетов оказалось недостаточно.

Руководством компании было принято решение в 1991 году создать компанию, которая бы разработала новый грузовой лайнер для перевозки негабаритных грузов. В качестве прототипа был выбран широкофюзеляжный двухмоторный Airbus A300, который был модифицирован с расширением фюзеляжа до 7.1 метров в диаметре. Для перевозки агрегатов, была изменена передняя часть самолета. Носовая часть получила новую конструкцию, была установлена специальная система позволяющая, откидывать кабину пилотов при загрузке грузов, усилена хвостовая часть для обеспечения устойчивости во время полетов.

Airbus A-300 — схема салона, модификации

Airbus A-300

Летно-технические характеристики:

  • Модификация A300
  • Размах крыла, м 44.84
  • Длина самолета, м 54.10
  • Высота самолета, м 16.54
  • Площадь крыла,м2 260.00
  • Масса, кг — пустого снаряженного самолета 90100
  • Масса, кг — максимальная взлетная 165000
  • Тип двигателя 2 ТРДД General Electric CF6-80C2А1 (Pratt Whitney PW4000)
  • Тяга, кгс 2 х 25400 (27900)
  • Максимальная скорость, км/ч 940
  • Крейсерская скорость, км/ч 895
  • Практическая дальность, км 7700
  • Практический потолок, м 12200
  • Экипаж, чел 2
  • Полезная нагрузка 266 пассажиров.

Airbus A-300B4

Летно-технические характеристики:

  • Модификация A300B4
  • Размах крыла, м 44.84
  • Длина самолета, м 53.62
  • Высота самолета, м 16.53
  • Площадь крыла,м2 260.00
  • Масса, кг — пустого снаряженного самолета 89300
  • Масса, кг — максимальная взлетная 165000
  • Тип двигателя 2 ТРДД General Electric CF6-50C (Pratt Whitney JT9D-59В)
  • Тяга, кгс 2 х 23840 (24060)
  • Максимальная скорость, км/ч 920
  • Крейсерская скорость, км/ч 880
  • Практическая дальность, км 3830
  • Практический потолок, м 10670
  • Экипаж, чел 3
  • Полезная нагрузка 269 пассажиров в экономическом классе или 336 пассажиров максимально .

A300-600

Первый опытный самолет (с двигателями JT9D-7R4H1) выполнил первый полет 8 июля 1983 г. В начале марта 1984 г. он был сертифицирован во Франции, а в конце марта первый самолет был поставлен авиа. В марте 1985 г. была завершена сертификация варианта самолета с двигателями CF6-80C2. В сентябре начались его поставки; первой его получила таиландская авиа. На основе самолета А300-600 в 1988 г. был разработан вариант с увеличенной дальностью полета A300-600R. Самолет оснащен цифровыми комплексами авионики EFIS и ЕСАМ, которые используются на самолетах А310. Выпускался серийно в 1984 -1991 гг. Всего было поставлено 35 самолетов данной модификации, к началу 1996 г. в эксплуатации находилось 35.

Летно-технические характеристики:

  • Модификация A300-600
  • Размах крыла, м 44.84
  • Длина самолета, м 54.08
  • Высота самолета, м 16.53
  • Площадь крыла,м2 260.00
  • Масса, кг — пустого снаряженного самолета 90100
  • Масса, кг — максимальная взлетная 165000
  • Тип двигателя 2 ТРДД General Electric СР6-80С2А1 (Pratt Whitney PW4156)
  • Тяга, кгс 2 х 26780 (25420)
  • Максимальная скорость, км/ч 942
  • Крейсерская скорость, км/ч 890
  • Практическая дальность, км 4260-6850
  • Практический потолок, м 12200
  • Экипаж, чел 2
  • Полезная нагрузка 231 пассажиров в кабине трех классов или 266 в кабине двух классов или 298 в экономическом классе. Максимально — 361 пассажир.

A300-600R

Летно-технические характеристики:

  • Модификация A300-600R
  • Размах крыла, м 44.84
  • Длина самолета, м 54.08
  • Высота самолета, м 16.53
  • Площадь крыла,м2 260.00
  • Масса, кг — пустого снаряженного самолета 90300
  • Масса, кг — максимальная взлетная 171700
  • Тип двигателя 2 ТРДД General Electric CF6-80C2A5 (Pratt Whitney PW4158)
  • Тяга, кгс 2 х 27850 (26215)
  • Максимальная скорость, км/ч 950
  • Крейсерская скорость, км/ч 890
  • Практическая дальность, км 5190-7690
  • Практический потолок, м 12200
  • Экипаж, чел 2
  • Полезная нагрузка 231 пассажиров в кабине трех классов или 266 в кабине двух классов или 298 в экономическом классе. Максимально — 361 пассажир

Airbus A-300 в Интернете

  • 17.02.2014 В Дубае из самолета «Уральских авиалиний» выпала стюардесса
  • 16.12.2011 «Airbus» поставил 7,000-ый самолет

Развитие программы по созданию нового лайнера

Производство лайнера было начато в 1992 году, а в сентябре 1994 года состоялся первый полет. После прохождения летных испытаний и сертификации, лайнер Airbus A300-600 Beluga был принят в эксплуатацию в октябре 1995 года. Всего было построено 5 самолетов, которые интенсивно использовались для перевозки компонентов строящихся самолетов.

Объем грузового отсека Beluga больше чем у С-5 Galaxy и АНТ-124, но уступает АНТ-225. Однако вес перевозимого груза значительно меньше и составляет 47 т, в то время как С-5 Galaxy способен перевозить 122.5 т, а Ант-124 150 тонн. Грузовой отсек Ф-300-600 приспособлен для перевозки компонентов A380, которые ранее доставлялись с использованием морского и железнодорожного транспорта.

В ноябре 2014 года администрация компании Airbus объявила, что проектируется новый тип грузового лайнера (5 самолетов), создаваемого на базе А330-200, ввод которого ожидается в 2019 году.

История создания

Уже с 1971 года основные детали лайнеров перевозились воздушным путем от всех подрядчиков компании на завод в Тулузе для финишной сборки. Для этих целей концерн располагал четырьмя грузовыми «Super Guppy» — транспортниками с турбовинтовыми двигателями, летающими с 1965 года.

К началу 90-х годов производство расширилось, а перевозки осуществлялись с интенсивностью чуть менее 2 миллионов километров в год. Именно по этой причине «Супер Гуппи» полностью выработали свой летный ресурс, не говоря уже о двигателях. Модернизировать и построить новые такие самолеты, было уже невозможно и не рационально.

Инженеры-конструкторы концерна «Эйрбас» сделали однозначный вывод — нужно было создавать новый лайнер с тремя основными преимуществами:

  1. Скорость транспортировки
  2. Перевозка грузов большого диаметра
  3. Минимальное время на погрузочно-разгрузочные работы.

На предшественнике операции погрузки и разгрузки занимали 2 часа. Для новой «Белуги» нужно было сократить это время минимум в два раза.

Изучив самые удачные варианты мирового рынка грузовых самолетов, таких как Ан-124, Боинг-747 и других, конструкторы начали работу в 1990 году над собственной моделью транспортника-гиганта.

Основой выступила популярная и отлично показавшая себя модель А-300-600. Новая машина получила такое же наименование с приставкой ST, что означало Special Transport.

В январе 1993 года во французской Тулузе начали собирать первый летный экземпляр уникального транспортника. В марте следующего года были установлены системы двигателей и начала производиться окончательная доводка самолета.

В конце июня 1994 года «Белуга» в торжественной обстановке покинула сборочный цех. Своим видом, даже без нынешней окраски, она поразила всех специалистов в области авиации.

После всех этапов наземных работ, испытаний и проверок работоспособности систем, самолет концерна «Эйрбас» модели А-300-600 ST поднялся в воздух. Произошло это 13 сентября 1994 года.

На салоне во французском Ле-Бурже в 1995 году, Airbus Beluga был одной из главных звезд. Он явно отличался на фоне однотипных пассажирских лайнеров и вызывал всеобщий восторг у публики.

Технические характеристики лайнера Airbus A300-600 Beluga

Самолет Airbus A300-600ST и его технические возможности: • Экипаж -2 пилота; • Объем грузового отсека – 1410 куб. м; • Грузоподъемность – 47 т; • Длина фюзеляжа – 56.15 м; • Размах крыльев – 44.84 м; • Высота корпуса – 17.24 м; • Площадь крыла – 258.8 кв. м; • Максимальный взлетный вес – 155 т; • Двигатели – 2хGE СF6-80С2A8, турбовентиляторные; • Диаметр фюзеляжа – 7.1 м; • Дальность полета с грузом 40 т – 2779 км; • 26 т – 4632 км; • Крейсерская скорость 750 км/час.

Airbus A300-600 Beluga. Галерея.

Airbus A300-600 Beluga. Видео.

Компания Airbus возлагает большие надежды на разрабатываемую новую модель Airbus A330-200, которая позволит ускорить перевозку негабаритных грузов и повысит эффективность перевозок компонентов самолетов.

Расположение мест в салоне

Салон А300 исключительно вместительный, разделен на два класса.

С первого по пятый ряд находятся места бизнес – класса. Кресла в первом ряду расположены по схеме 2/3/2. С четвертого по пятый ряд – 2/4/2, точно так же, как и в экономическом салоне. Конечно, ряды 1 и 5 более удобные: перед одними нет откидывающихся спинок кресел, а другие сами могут беспрепятственно раскладываться.

Экономический класс начинается с мест 15 ряда и заканчивается 45 рядом. Наиболее удобные места в 15 и 34 рядах. Имеются аварийные выходы позади бизнес – класса, а также в середине и в конце салона экономического. В хвостовой части имеются два туалета и две кухни, такие же подсобные помещения располагаются между местами бизнес – салона и экономического салона.

Самый большой самолет

Специалисты французской авиастроительной верфи построили и уже протестировали самый большой самолет на планете. Airbus Beluga XL имеет высоту 19 метров — это целый 6-этажный дом. Длина — 63,1 метра, что сопоставимо с длиной 21-этажного дома. Если еще проще, то длина Airbus Beluga XL равна двум синим китам — самым большим млекопитающим планеты. Отсюда и название Airbus Beluga XL.

Beluga — это, на самом деле, не белуга, как можно прочитать. Это белуха — белый зубастый кит. Именно это животное изображено на самолете. Белуги же — рыбы из отряда осетровых, по своим размерам не сравнятся с настоящими китами. XL — тоже важная приставка к названию. Эти буквы указывают на максимальный размер.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: