Советский танк Т-50

Легкий танк Т-50 создавался как преемник машин Т-26, которые не могли противостоять огню противотанковой артиллерии. Новая машина получила корпус с наклонными броневыми листами (повысив этим бронезащиту), торсионную подвеску и дизельный двигатель.

Но, несмотря на высокие оценки, данные командованием РККА по результатам боевого применения первых серийных танков Т-50, крупномасштабное производство так и не началось. Из-за этого Красной Армии в начале ВОВ пришлось использовать устаревшие машины Т-26 или легкие танки Т-70, которые уступали Т-50 по всем параметрам.

История создания

В начале 30-х годов прошлого века на вооружение РККА поступил легкий танк Т-26, который массово выпускался в нескольких модификациях. Но уже в середине десятилетия технологический и технический прогресс в танкостроении привели к постепенному устареванию машины, которое к 1940 году обещало стать катастрофическим. Первой попыткой создания преемника стал опытный танк Т-111, проходивший испытания весной 1938 года, но не получивший дальнейшего развития.

Война с Финляндией лишний раз подчеркнула слабое бронирование Т-26, что привело к появлению предложений увеличить толщину листов до 30-40 мм вместо 15 мм. Одновременно завод №174 получает задание на разработку принципиально новой машины с противоснарядной защитой и рядным дизельным двигателем, созданным на основе В-2. К этому времени существовали наработки конструкторов завода №185, которые предлагали вариант модернизации Т-26 с заменой ходовой части.

После объединения конструкторских групп разработки получили обозначения 126-2 и 126-1 соответственно. Первым был изготовлен вариант 126-1, который вышел на испытания в 1940 году. Военные забраковали машину, которая базировалась на старом корпусе Т-26, не допускавшем установки мощного дизеля с увеличенными габаритами. Одновременно заказчики отвергли проект 126-2, поскольку хотели получить легкую машину, максимально унифицированную с перспективным в то время средним танком А-32 (впоследствии ставшим Т-34).

Новые разработки привели к созданию 2-х прототипов 126(СП), которые отличались толщиной защиты и вооружением.

Но в тот момент в распоряжение руководства ГБТУ попали результаты испытаний немецких танков Pz.Kpfw.III, которые привели к изменениям концепции применения танковых частей. Теперь РККА требовались скоростные машины, имевшие защиту от огня 37 мм противотанковой артиллерии. Наиболее соответствующими требованиям стали Т-126(СП) и Т-34, которые имели один общий недостаток – высокую стоимость.

Доработанные прототипы легких танков предоставили конструкторские бюро Кировского завода и предприятие №174. В начале 1941 года были проведены сравнительные испытания, где техника показала близкие результаты, но военные отдали предпочтение разработке завода №174. Уже в феврале 1941 года, т.е. до окончания испытаний, машину приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-50.

Т-50 фото

Официальное одобрение серийного выпуска последовало 12 апреля того же года, причем производство стартовало на заводе №174 по обходным технологиям. Полноценный выпуск планировалось развернуть не ранее 4 квартала, а выйти на запланированные объемы в следующем году. Но начавшая война спутала все планы, завод уже в июле был частично разрушен налетами германской авиации. Всего до момента эвакуации в Ленинграде собрали 50 машин. После эвакуации в город Чкалов завод изготовил из задела деталей еще 25 машин, плюс восстановил некоторое количество разбитых в боях танков.

На момент своего появления танк Т-50 являлся уникальной машиной, поскольку броня обеспечивала защиту от огня орудий калибром до 45 мм на дистанциях более 600 м.

Ни один иностранный легкий танк не обеспечивал такой защиты экипажу. Но к концу 1941 года броня толщиной 37 мм перестала удовлетворять требованиям. Специалисты Ленинградского завода №174 предложили установку дополнительных экранов из 15 мм листа на лобовой части корпуса и бортах башни.

Подобная доработка коснулась части построенных танков Т-50, встречалась только на машинах Северо-Западного и Ленинградского фронтов. Для фиксации использовались болты, конструкция крепления была идентичной примененной на машинах Т-26 и КВ, которые модернизировались на заводе №174.

Комитет Обороны СССР прилагал усилия по дальнейшему развертыванию производства танков Т-50 на производственных мощностях за Уралом. Но проблемы с выпуском силовых агрегатов и нараставший дефицит танков Т-34 привели летом 1942 года к временной приостановке работ по Т-50. К этому времени была подготовлена документация на упрощенный корпус, который планировалось сваривать полуавтоматами.

Новая башня литой конструкции должна была иметь толщину 50 мм. Но эти наработки так и не пошли в серию, хотя в ходе войны предпринимались безуспешные попытки возродить производство Т-50.

Накануне войны

К концу 1930-х годов основным легким танком являлся Т-26, с которым Красная Армия прошла через бои на Хасане, Халхин-Голе и советско-финляндскую войну. Зимняя кампания в Финляндии окончательно показала, что танки с противопульным бронированием чрезвычайно уязвимы, а развитие противотанковых средств идет семимильными шагами.

Конструктор танка Т-50 С. А. Гинзбург. (ww2tanki.ru)

Возможности же модернизации Т-26 были практически полностью исчерпаны, и ему на замену должен был прийти другой образец, сочетавший более высокую скорость, хорошую броневую защиту и мощное для легких танков вооружение. И такой танк был создан группой конструкторов во главе с Семеном Александровичем Гинзбургом. В перспективе планировалось сделать Т-50 основным легким танком СССР. Т-50 имел боевую массу 14 тонн. Экипаж состоял из четырех человек. Т-50 был вооружен 45-мм пушкой образца 1934 г., способной поражать практически все существующие на тот момент в германской армии танки и бронемашины. Максимальная толщина брони достигала 37 мм. Особенностью Т-50 стало не характерное для советских танков размещение спарки пулеметов ДТ-29 в башне рядом с пушкой. Боекомплект состоял из 150 снарядов и 4032 патронов в дисках. Танк имел дизельный двигатель В-4 мощностью 300 л./с. Максимальная скорость танка достигала 64 км./ч. Танк имел определенные возможности для модернизации и усиления вооружения. Прорабатывалась идея создания на базе Т-50 огнеметного танка и зенитной установки.

Описание конструкции

Танк Т-50 построен по классической компоновочной схеме с размещением силового агрегата и трансмиссии в кормовой части. Общий дизайн корпуса и башни повторяет очертания среднего танка Т-34, но ходовая часть кардинально отличается по внешнему виду и конструкции. Экипаж состоит из 4 человек, которые находятся в боевом отделении. Кормовая часть отделена от боевой переборкой и разделена на 2 секции – моторную и трансмиссионную.

Применение наклонных бронелистов позволило снизить внутренний объем танка и обеспечило улучшенную защиту.

В подвеске машины применена торсионная подвеска, для ограничения хода балансиров используются специальные упоры, приваренные к корпусу. Ведущие колеса кормового расположения оснащены сменными зубчатыми венцами. Для натяжения мелкозвенчатой гусеницы шириной 360 мм используются ленивцы фронтального расположения, установленные на кривошипе. В состав ходовой части входят по 6 опорных катков с внутренней амортизацией и по 3 поддерживающих ролика.

Для изготовления корпуса с дифференцированной защитой использованы катаные листы толщиной 12…37 мм, соединенные между собой дуговой сваркой. Верхняя часть корпуса выполнена из брони с максимальной толщиной, которая имеет углы наклона 40…45°. Исключение составляют передние скуловые косынки, которые наклонены под углом 56°. Аналогичную толщину имеют вертикальные листы корпуса, расположенные за ходовой частью. Для защиты от атак сверху использована броня толщиной 15 мм.

Башня танка Т-50 собрана из профилированных листов брони одинаковой толщины 37 мм, которые соединяются сваркой. Для улучшения защищенности использованы наклонные боковые и кормовой листы. Листы брони гетерогенного типа с поверхностной цементацией.

Обзорная башенка штампованного типа с толщиной стенки не менее 37 мм. Из-за сложностей с освоением детали штамповкой на прототипах применялась деталь, выточенная на станке. Для обеспечения поворота башни используется шариковый погон, имеются страховочные элементы, предотвращающие срыв башни при наклоне танка.

Рабочее место механика водителя находится в передней части корпуса, сидение смещено влево от центральной оси танка.

Рядом с водителем размещены аккумуляторные батареи и ресиверы системы запуска двигателя. Перед механиком расположен щиток с набором контрольных приборов и ламп. Для доступа внутрь танка используется люк со смотровым прибором и защитной броневой крышкой. На части машин имелись скуловые смотровые приборы. Для аварийного покидания танка экипажем используется люк в днище, расположенный за сидением механика.

Остальные 3 члена экипажа танка Т-50 находятся внутри башни, слева от пушки размещено сидение наводчика, с другой стороны – заряжающего. Рабочие места установлены на опорах, находящихся на поворотном полике боевого отделения. Отдельное сидение для командира смонтировано на погоне башни, для кругового обзора местности используется башенка.

В башенке имеется специальный индикатор, позволяющий определить взаимное положение корпуса и башни. На задней стенке имелся эвакуационный люк, использовавшийся также для погрузки боекомплекта и удаления стреляных гильз от орудия.

Емкости для моторного масла и дизельного топлива размещены в двигательном отсеке. Там же размещены системы фильтрации жидкостей, радиаторы систем охлаждения и смазки мотора. Для протягивания воздуха через соты радиатора применен осевой вентилятор, размещенный на задней части коленчатого вала дизеля. В моторном отсеке находится вентилятор системы продува боевого отделения и генератор, имеющий привод от вала двигателя Т-50.

На танке Т-50 использовался атмосферный 6-цилиндровый рядный двигатель В-4 с 4-тактной системой газораспределения. Впрыск топлива осуществлялся 6-секционным механическим насосом, подача топлива выполняется помпой. Стандартный запас топлива составлял 350 л, которого хватало на 344 км (при движении по дорогам с твердым покрытием).

Трансмиссионное отделение предназначено для установки коробки передач и бортовых редукторов вместе с фрикционами и тормозами.

Картер коробки скоростей имеет площадку, на которой устанавливается электрический двигатель для привода инерционного стартера двигателя. Особенностью конструкции стало расположение выходных каналов охлаждающего воздуха над гусеницами, благодаря которым происходил интенсивный обдув и снижение температуры агрегатов трансмиссии. Туда же был выведен и выхлопной коллектор двигателя.

Расположенная сверху моторного отделения плита имеет люки доступа к двигателю или трансмиссии и крышки, под которыми размещены горловины баков и радиатора. Там же размещены каналы забора воздуха, оснащенные бронированными жалюзи и защитными сетками.

Отделение управления Т-50

В главном фрикционе применены 2 рабочих диска, которые обеспечивают передачу крутящего момента за счет силы трения между стальными поверхностями и накладками из феродо. Имеется демпфер колебаний, возникающих при вращении коленчатого вала. Коробка скоростей обеспечивает 4 передачи переднего хода и реверс машины. Бортовые фрикционы многодисковой схемы, используются стальные фрикционные элементы. Ленточные тормозные механизмы получили накладки из феродо. Бортовые редукторы оснащены 2-ступенчатой цилиндрической передачей.

Основным вооружением танка Т-50 стала 45 мм пушка образца 1934 года, специально созданная для установки на бронетехнике. Характерной особенностью конструкции является вертикально движущийся затвор клиновой схемы, обеспечивающий производство выстрела через каждые 5 секунд (бронебойным снарядом).

При использовании осколочной гранаты, имевшей меньшую скорость полета, откат ствола снижался, и полуавтоматика орудия отключалась. В этом случае гильза вынималась вручную. Баллистика орудия обеспечивала дальность прямого выстрела до 3600 м. Максимальный угол возвышения ствола составлял 25°, что обеспечивало дальнобойность до 4800 м.

Для наведения на цель использовались приспособления телескопического и перископического типа (ТОС и ПТ-1 соответственно).

Изменение вертикального положения и поворот башни могли осуществляться вручную. Боекомплект орудия составлял 150 выстрелов, которые лежали в горизонтальных и вертикальных укладках, размещенных в корпусе. Для орудия имелись бронебойные и осколочные снаряды, которые имели вес 1,42 и 2,15 кг соответственно.

Из-за большой разницы в массе отличалась начальная скорость, которая составляла 760 или 335 м/сек. Ограниченно применялся подкалиберный снаряд без заряда взрывчатого вещества. Из-за снижения веса до 850 г начальная скорость полета достигала 985 м/с, при этом эффективная дальность стрельбы не превышала 500 м.

В одной маске с орудием размещены 2 пулемета ДТ калибра 7,62 мм, которые имеют дисковое питание. Запасные магазины размещены по стенкам боевого отделения, всего имеется 64 диска (каждый с 63 патронами). Для личной защиты экипажа предусмотрен пистолет-пулемет ППД и 24 оборонительные гранаты Ф-1. Оружие закреплено внутри боевого отделения, там же находится и запас патронов к ППД (750 штук).

Т-50 вооружение

Все построенные Т-50 были радиофицированы, имелось переговорное устройство для 3 членов экипажа. Между механиком и командиром имелся светосигнальный канал связи. Машины оборудовались ламповой радиостанцией КРСТБ, обеспечивавшей дальность связи до 16 км (в телефонном режиме). При работе телеграфом радиус действия увеличивался.

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-50

В 30-е годы единственным танком сопровождения пехоты, состоявшим на вооружении Красной Армии, был Т-26 («Моделист-конструктор» № 5 за 1999 г.). Основной, пушечный вариант этого танка, принятый на вооружение и выпускавшийся с 1933 года, к концу десятилетия уже не вполне отвечал достигнутому уровню развития танкостроения. Возросшая мощь противотанковой артиллерии не оставляла Т-26 с его 15-мм броней никаких шансов уцелеть на поле боя.

Опыт сражений в Испании наглядно это продемонстрировал. «Двадцатьшестые», легко расправлявшиеся со слабо вооруженными танками мятежников, становились столь же легкой добычей их противотанковых пушек. Впрочем, в подобном положении оказались в то время все советские (и не только советские) танки, не имевшие противоснарядного бронирования. В вечном поединке брони и снаряда временную победу одержал последний.

Именно поэтому 7 августа 1938 года Комитет Обороны СССР принял постановление «О системе танкового вооружения», в котором содержалось требование менее чем за год — к июлю 1939 года — разработать новые образцы танков, отвечавших условиям будущей войны по вооружению, бронированию и маневренным качествам. В соответствии с этими требованиями в нескольких конструкторских бюро началась разработка новых танков.

На Ленинградском заводе опытного машиностроения № 185 имени С.М.Кирова бригадой конструкторов под руководством С.А.Гинзбурга велось проектирование легкого танка сопровождения пехоты «СП». Летом 1940 года этот танк — объект 126 (или Т-126СП, как его часто именуют в специальной литературе) — был изготовлен в металле. По своей броневой защите он был равноценен среднему танку Т-34 —его корпус сваривался из броневых листов толщиной 45 мм, за исключением 20-мм днища и крыши. Лобовые, верхние бортовые и кормовой листы корпуса имели углы наклона 40—57°.

В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя. В его крышке был смонтирован прибор наблюдения. Слева от люка в шаровой установке располагался 7,62-мм пулемет ДС-39, огонь из которого вел стрелок-радист. Напротив его рабочего места также имелся прибор наблюдения. Еще два прибора были смонтированы в лобовых скуловых листах.

В сварной граненой башне размещалась 45-мм пушка обр.1934 г. и спаренный с нею 7,62-мм пулемет ДТ. В крыше башни имелся прямоугольный люк для посадки экипажа, а в кормовой стенке — круглый люк для демонтажа пушки. В крышке этого люка и в стенках башни были прорезаны отверстия для стрельбы из личного оружия, закрываемые грушевидными заглушками. По периметру крыши башни располагались четыре прибора наблюдения, а в крышке люка была смонтирована командирская панорама. Таким образом, по обзорности объект 126 оставил далеко позади Т-34.

Легкий танк «СП» (объект 126):

1 — домкрат; 2 — рым; 3 — прицел перископический; 4 — пулемет ДТ; 5 — пушка 20К; 6 — фонарь габаритный; 7 — люк надмоторный; 8 — лючок для флажковой сигнализации; 9 — ввод антенный; 10 — колпак вентилятора; 11 — сигнал; 12 — подножка; 13 — фара; 14 — прибор наблюдения; 15 — люк башенный; 16 — бронировка прибора наблюдения; 17 — люк доступа к трансмиссии; 18 — бойница для стрельбы из личного оружия; 19 — заглушка амбразуры пулемета ДС; 20 — люк для демонтажа пушки.

На танке устанавливался двигатель В-3 — 6-цилиндровая версия («половинка», как иногда говорят) дизеля В-2. При мощности 250 л.с. он позволял 17-тонной боевой машине развивать скорость до 35 км/ч. Емкость топливных баков в 340 л обеспечивала запас хода по шоссе до 270 км.

Ходовая часть танка состояла из шести необрезиненных сдвоенных опорных катков малого диаметра на борт, трех необрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения, направляющего необрезиненного колеса. Опорные катки имели внутреннюю амортизацию. Гусеничная цепь — мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым шарниром. Особенностью ходовой части машины была торсионная подвеска.

В корпусе танка рядом с местом стрелка-радиста находилась радиостанция 71-ТК-3 со штыревой антенной. Боекомплект пушки и пулеметов состоял из 150 выстрелов и 4250 патронов (в пулеметах ДТ и ДС использовались одинаковые винтовочные патроны).

В 1940 году танк неплохо показал себя на заводских и войсковых испытаниях. Однако Государственная комиссия предложила снизить массу машины до 13 т за счет уменьшения толщины брони с 45 до 37 мм. Отмечалась и стесненность рабочих мест членов экипажа. Последний недостаток попытались устранить на втором образце танка — пулемет ДС-39 был изъят, а его амбразура закрыта броневой крышкой на болтах. Кроме того, предприняли шаги для снижения износа гусениц, заменив необрезиненные опорные катки обрезиненными. Видоизмененную таким образом машину в специальной литературе иногда называют Т-127.

Легкий танк Т-50 завода № 174:

1 — пушка 20К; 2 — прицел перископический; 3 — башенка командирская; 4 — домкрат; 5 — пулеметы ДТ; 6 — лючок корпуса, смотровой; 7 — колпак вентилятора; 8 — люк наводчика; 9 — лючок для флажковой сигнализации; 10 — ящик ЗИП; 11 —подножка; 12 — люк доступа к трансмиссии; 13 — скобы крепления укрывочного брезента; 14 — люк надмоторный; 15 — ввод антенный; 16 — бойница для стрельбы из личного оружия; 17 — лючок башни, смотровой; 18 — рым; 19 — сигнал; 20 — люк механика-водителя; 21 —подножка; 22 — люк командира.

Осенью 1940 года объект 126 передали на Ленинградский машиностроительный завод N° 174 имени К.Е.Ворошилова, где на его основе в короткий срок — полтора месяца — группой конструкторов под общим руководством И.С.Бушнева и Л.С.Троянова был разработан новый вариант легкого танка — объект 135 (не путать с Т-34-85). Активное участие в проектировании принимали С.А.Гинзбург и Г.В.Гудков. По другим данным, эта машина разрабатывалась параллельно с объектом 126, и ей было отдано предпочтение из-за лучших тактико-технических характеристик. В январе 1941 года танк изготовили в металле. После успешно пройденных заводских и государственных испытаний под индексом Т-50 в феврале 1941 года он был принят на вооружение Красной Армии.

По конструкции и внешнему виду Т-50 сильно напоминал «126-й», но, вместе с тем, имел и существенные отличия, поскольку создавался с учетом опыта боевого применения танков в финской войне и результатов испытаний в СССР немецкого танка Pz.III, проводившихся летом 1940 года. Листы корпуса Т-50 соединялись сваркой и располагались под большими углами наклона. Максимальная толщина лобовой и бортовой брони корпуса и башни была уменьшена с 45 до 37 мм. Кормовой лист корпуса стал 25-мм, а толщина крыши и днища уменьшилась до 15 мм. В верхнем лобовом листе с незначительным смещением влево от продольной оси танка (почти по центру) находился люк механика-водителя со смотровым прибором; курсовой пулемет отсутствовал. Еще два прибора наблюдения, как и у «126-го», устанавливались в лобовых скулах корпуса.

Сварная башня обтекаемой формы напоминала башню танка Т-34, но была рассчитана на трех членов экипажа. В задней части крыши башни (не без влияния Pz.III) была установлена командирская башенка, восемь смотровых щелей которой закрывались броневыми заслонками. В башенке имелся небольшой лючок, по-видимому, для сигнализации. Для посадки членов экипажа в башню предназначались два прямоугольных люка в крыше. Дверца в кормовом листе служила для демонтажа пушки. В бортах башни располагались приборы наблюдения наводчика и заряжающего, закрываемые круглыми броневыми крышками.

Не совсем типичным для советских танков был состав вооружения. С 45-мм пушкой (опять-таки не без влияния Pz.III) были спарены два 7,62-мм пулемета ДТ. Радиостанция 9Р размещалась в башне танка рядом с местом командира.

Легкий танк Т-50 Кировского завода:

1 — пушка 20К; 2 прицел перископический; 3 башенка командирская; 4 — лючки для стрельбы из личного оружия; 5 — труба выхлопная; 6 — пулеметы ДТ; 7 — сигнал; 8 люк заряжающего; 9 — люк командира; 10 — люк надмоторный; 11 рым; 12 — ввод антенный; 13 — люк наводчика; 14 — рым артустановки; 15 — рымы башни; 16 — фара; 17 — люк-пробка механика-водителя; 18 — лючок для стрельбы из личного оружия механика-водителя; 19 — люк доступа к трансмиссии; 20 — фонарь габаритный.

За счет уменьшения толщины броневых листов, внедрения принципа дифференцированного бронирования, позволивших снизить массу машины до 13,8 т, и установки двигателя В-4 мощностью 300 л.с. (форсированный вариант дизеля В-3) удалось добиться существенного прироста скорости: с 35 км/ч у объекта 126 до 52 км/ч — у Т-50. Два топливных бака общей емкостью 350 л обеспечивали запас хода по шоссе до 344 км.

В ходовой части были применены опорные катки с внутренней амортизацией и индивидуальная торсионная подвеска.

Серийный выпуск Т-50 планировался на заводе № 174, поэтому с 1 января 1941 года производство Т-26 на нем было прекращено. Однако перестройка производства для технологически более сложного Т-50 шла очень медленно, и в первом полугодии 1941 года завод выпустил только 116 огнеметных танков ОТ-133. Серьезные трудности возникли и с освоением выпуска на Харьковском заводе № 75 дизельного двигателя В-4. А ведь танком Т-50 предполагалось заменить в войсках «двадцатьшестые», и по первоначальному плану перевооружения авто-бронетанковых войск Красной Армии он должен был быть самым массовым (вспомним, что первый заказ на Т-34 составлял всего 600 машин). В 1940—1941 годах этот план, правда, подвергся корректировке в результате принятия решения о формировании механизированных корпусов. Но и для них требовалось никак не меньше 14 тысяч «пятидесяток». О том, что Т-50 рассматривался в качестве полноправной составляющей танкового парка страны, можно судить и по совместному постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об увеличении выпуска танков КВ, Т-34 и Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей на III и IV кварталы 1941 г.», принятому после заседания Политбюро ЦК 25 июня.

Ценой неимоверных усилий в 1941 году удалось выпустить всего 50 машин. В августе завод № 174 был эвакуирован — большей частью в Омск, где в декабре возобновили выпуск танков, а кроме того, в Нижний Тагил и Барнаул. Попытка развернуть производство Т-50 на заводе № 37 в Москве не увенчалась успехом — там с трудом справлялись с выпуском 5-тонного Т-40, 14-тонный Т-50 был . Впрочем, главным сдерживающим фактором в производстве Т-50 были двигатели. Приоритет в плановых заданиях отдавался дизеляю В-2. В частности, на заводе № 75, эвакуированном к тому времени в Челябинск, разобрали вывезенные двигатели В-4 на комплектующие к В-2. Поэтому 13 октября 1941 года ГКО принял решение о строительстве двух заводов в Барнауле: одного – по производству танков Т-50, второго — по изготовлению для них дизелей В-4. Однако 6 февраля 1942 года в соответствии с решением ГКО производство Т-50 и двигателей к ним было прекращено вообще. Завод № 174 в Омске, выпустив 15 танков в

1942 году (по-видимому, были собраны из привезенного с собой задела), перешел на производство Т-34.

О боевой судьбе танков Т-50 информации очень мало. Тем не менее, известно, что в августе 1941 года в 1-й танковой дивизии, дислоцировавшейся в Ленинградском военном округе и принимавшей участие в боях в районе Кингисеппа, имелось 10 танков этого типа. Осенью 1941 года несколько Т-50 находились в составе войск 7-й армии, оборонявшихся на Петрозаводском направлении. В ходе этих боев одна машина была захвачена финнами и эксплуатировалась вплоть до конца 1954 года.

Что касается Красной Армии, то один танк Т-50, например, числился в составе 5-й гвардейской танковой бригады еще в 1943 году.

Достоверных сведений о том, как показали себя «пятидесятки» в боевых действиях, нет. Однако нет никакого сомнения в том, что из трех современных советских танков, принятых на вооружение накануне Второй мировой войны, Т-50 оказался наиболее конструктивно отработанным и сбалансированным, оптимальным по совокупности боевых и эксплуатационных качеств. По вооружению, бронированию и подвижности он превосходил или же не уступал германскому среднему танку Pz.III, будучи значительно меньше его по габаритам и боевой массе. В башне Т-50, имевшей такой же диаметр погона в свету, как у Т-34, размещались три члена экипажа, что обеспечивало разделение их функциональных обязанностей. Правда, в данном случае недостатки становились продолжением достоинств. Даже при условии размещения в башне 45-мм пушки трем танкистам было в ней тесно. Поэтому командирскую башенку пришлось сместить к правому борту, а командиру сидеть в пол-оборота к оси танка. Возможно, имело смысл ограничиться двухместной башней с большим количеством приборов наблюдения, как у объекта 126. Для легкого танка это приемлемо. Все зарубежные аналоги, основные легкие танки Второй мировой войны — «Стюарт», «Валентайн» и даже созданный в 1944 году «Чаффи» — имели двухместные башни.

Вполне достаточным для 1941 и даже для 1942 года было и вооружение Т-50: 45-мм пушка 20К на дистанции 500 м могла успешно бороться со всеми типами танков вермахта. Она была хорошо знакома танкистам, а кроме того, на складах имелось большое количество снарядов к этому орудию. Для 1943 года 20К стала уже слабовата, но как раз в это время в ОКБ № 172 создали, испытали и рекомендовали для принятия на вооружение 45-мм танковую пушку ВТ-42 с длиной ствола 68,6 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 950 м/с. От 20К пушка ВТ-42 отличалась очень плотной компоновкой, что позволило разместить ее даже в одноместной башне танка Т-70. С установкой же в «пятидесятку» вообще не возникло бы никаких проблем. Снаряд этого орудия на дистанции 500 м пробивал лобовую броню любого немецкого танка, кроме Pz.IV Ausf.H и J, «Пантеры» и «Тигра».

Оставляла резерв для модернизации, в том числе усиления бронезащиты, и высокая удельная мощность танка — 21,4 л.с./т! Для сравнения: у Т-34 — 18,65, у «Стюарта» — 19,6, у «Валентайна» — 10, у Pz.III— 15 л.с./т. Трехсотсильный дизель мог уверенно «тащить» и 45-мм броню.

Суммируя вышесказанное, приходится только сожалеть, что массовый выпуск Т-50 так и не был налажен.

Стоит отметить, что в 1941 году на заводе № 174 на танк Т-50 установили опытный образец огнемета с использованием затвора конструкции Дегтярева, получивший впоследствии марку АТО-41 и полагавшийся на танках ОТ-34 и КВ-8. В тот же период в опытном порядке на танке была размещена башня конструкции Савина с 37-мм зенитной пушкой.

Рассказ о легком танке Т-50 оказался бы неполным без упоминания еще об одном его образце. В 1941 году в рамках технических требований к Т-50 Ленинградский Кировский завод в инициативном порядке разработал и изготовил объект 211 (ведущий конструктор A.C. Ермолаев). Сварной корпус боевой машины имел суженную носовую часть с «фирменным» кировским люком-пробкой механика-водителя; сварная башня — обтекаемой удлиненной формы; вооружение и силовая установка — идентичные танку Т-50 вариант был несколько легче «ворошиловского», однако существенных преимуществ перед ним не имел, а форма его корпуса была менее удачной. С началом войны работу над объектом 211 на Кировском заводе прекратили, а единственный изготовленный образец принял участие в обороне Ленинграда.

До нашего времени сохранились три боевые машины: в Музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке можно увидеть объект 126 и серийный танк Т-50; еще один танк Т-50 с дополнительными броневыми экранами сохраняется в Финляндии, в танковом музее в городе Парола.

М. БАРЯТИНСКИЙ

Рекомендуем почитать

  • СЕКРЕТЫ ЛОДКИ-ДОЛБЛЕНКИ На протяжении многих лет «М-К» постоянно уделяет внимание любительскому судостроению: на страницах журнала появляются описания конструкций моторных лодок, туристских парусников,…
  • МЕЧТА ФЕРМЕРА Вряд ли кто из российских фермеров отказался бы от такого четырехколесного грузовичка. Выпускается он японской . Четырехцилиндровый двигатель (объемом 540 см, с воздушным…

Применение в боях

В боевых действиях приняли участие все 75 серийных танков Т-50 и один из прототипов разработки Кировского завода. Техника попала на 3 театра военных действий, причем директива №63 комиссариата обороны прямо предусматривала наличие 20 машин Т-50 в штатном расписании формируемых танковых бригад.

Для обучения экипажей предназначался 38-й полк, который первоначально находился в Калуге, а затем передислоцировался в район Вологды.

Танки, выпущенные заводом №174 в июле и августе 1941 года, попали на Ленинградский фронт. Первые 3 машины попали в сводный полк, составленный из курсантов и преподавательского состава курсов усовершенствования командного состава бронетанковых войск (ЛБТКУС). Подразделение участвовало в боях в районе Луги, которые начались после прорыва германских войск 15 июля. Машинам Т-50 повезло, они остались невредимыми. А во второй половине июля завод №174 отгрузил еще 2 строевые машины.

На основе эксплуатации этих танков были сделаны первые выводы о надежности и возможностях техники. Наибольшей критике был подвергнут инерционный стартер, который часто отказывал. Из-за этого приходилось оставлять двигатели работающими на холостом ходу, что снижало ресурс техники.

Один из вновь построенных танков Т-50 попал в состав 2-го танкового полка, который вел бои в районе Петрозаводска. 24 июля в ходе маневренного боя танк был оставлен экипажем из-за поломки, а затем был захвачен финскими частями. Эта машина оказалась долгожителем – периодически меняя бортовые номера, она находилась в рядах вооруженных сил Финляндии до 1954 года. Финские ремонтные бригады провели экранировку машины, установив дополнительные листы на лобовую часть корпуса и борта башни.

Фото Т-50

К концу июля в состав 1-й танковой дивизии пришло пополнение из 10 машин Т-50, собранных заводом №174. А уже 8 августа сводный полк курсов ЛБТКУС потерял все свои Т-50 в районе населенного пункта Пелеши, а затем в районе Кингисеппа были утрачены и 9 машин из 1-й дивизии. Часть техники, на тот момент, была эвакуирована для ремонта, и к концу августа в дивизии числились 4 машины, остальные были списаны как не подлежащие восстановлению.

В начале сентября в боях были безвозвратно потеряны 2 танка Т-50, а еще один был вывезен с поля боя для ремонта. К концу месяца пришло пополнение из 3 танков, а саму дивизию переформировали в 123-ю бригаду. В то же время происходило формирование танковых батальонов, приписанных к созданному Ленинградскому фронту. В их составе имелось 8 исправных машин Т-50.

Подразделения действовали в зоне ответственности 55-й армии, причем число машин постоянно менялось из-за ремонта и перевода машин из одной части в другую. Поздней осенью на вооружение поступил второй опытный образец Т-50, причем экипаж последнего состоял из специалистов завода.

В конце ноября в строю батальонов были 3 танка Т-50.

Дальнейший ход военных действий замедлил выход из строя материальной части, но износ техники брал свое – весной 1942 года в списках батальонов оставались 5 экземпляров Т-50. Причем одним из них была опытная машина.

Летом 1942 года на базе отдельных танковых батальонов №№84 и 51 создается 220-я бригада, в составе которой числятся 4 танка Т-50. Материальная часть оставалась без изменений до начала 1943 года. В этом же году был построен опытный ремонтный танк на базе корпуса и ходовой части Т-50, оснащенный стрелой грузоподъемностью 10 т. Испытания показали перегруженность машины и оборудование смонтировали на шасси средней машины Т-34.

В середине августа 1941 года завод №174 отгрузил партию из 9 танков Т-50 в бронетанковый центр, расположенный в Москве. В итоге в центре осталась 1 машина, а остальные передали 150-й бригаде, которая держала оборону на Брянском фронте.

Боевое применение машин выявило те же нарекания, что и на Ленинградском фронте – поломки сцепления, проблемы с переключением скоростей и выход из строя инерционного стартера. Начавшееся в конце сентября немецкое наступление привело к потерям материальной части бригады – к концу октября в штатном расписании танков Т-50 не числилось.

Остававшийся в столице танк применялся для поиска оптимального камуфляжа для бронетанковой техники. После начала германского наступления со стороны Вязьмы все машины, принимавшие участие в испытаниях, были направлены на фронт в составе сводной танковой роты под командованием Семенова.

Ряд исследователей предполагают, что Т-50 был отправлен в действующую армию в 3-цветном камуфляже.

Поздней осенью машину передали в 22-ю бригаду, которая действовала на Западном фронте. Затем танк был поврежден и проходил ремонт на эвакуированном в Оренбург (в то время – Чкалов) заводе №174. Впоследствии технику передали в 488-й отдельный танковый батальон, который действовал на Северном Кавказе.

Батальон был сформирован в конце мая 1942 года, в него вошли 28 танков Т-50, собранных силами эвакуированного танков некоторое время эксплуатировалась местным танковым училищем. Осенью 1942 года подразделение перевели в район Астрахани, но 1 машина осталась в Москве в распоряжении бронетанкового центра. Далее батальон передислоцировался в район Махачкалы, войдя в состав 44-й армии, действовавшей на Закавказском фронте.

Т-50 (подбитые, брошенные)

В ходе наступательных боев на линии Алпатов-Наурская, которые шли в первой половине октября, были подбиты 7 машин, которые эвакуировать не удалось. Последующие бои также привели к потерям, в итоге к ноябрю 1942 года в строю полка осталось только 19 машин Т-50. За следующий месяц были безвозвратно утрачены или отправлены в ремонт почти все имевшиеся танки.

В декабре полк действовал против частей 3-й танковой дивизии и подразделений коллаборационистов из Кавказских народностей.

В канун Нового 1943 года 488-й полк располагал только 3 исправными танками Т-50, которые использовались как неподвижные огневые точки в районе совхоза Терек. Подразделение вело бои до середины января, а затем был выведен в район Моздока. Там была сдана вся оставшаяся материальная часть, в которою вошли и 3 танка Т-50. Техника была отправлена в капитальный ремонт, а батальон вывели в резерв для дальнейшего переформирования.

Восстановленные танки продолжили боевой путь в составе различных частей Северо-Кавказского фронта. Осенью 1943 года в составе 5-й гвардейской бригады числилась 1 машина Т-50, которую позднее отправили в тыл для ремонта. Других частей, имевших на вооружении машины Т-50, не существовало. В некоторых источниках встречаются упоминания об участии легких танков Т-50 в штурме Новороссийска, но официальные документы подобную информацию не подтверждают.

Т-50 брошенный

На сегодняшний день в мире сохранилось два серийных Т-50 и опытная машина Т-126СП. Техника находится в Кубинке и в Пароле (Финляндия). Финский танк является упомянутой выше трофейной машиной, а российская машина принадлежит к числу «чкаловских» танков, воевавших в составе 488-го батальона.

Сравнение характеристик

Ближайшими аналогами в армиях Германии и США были легкие танки, вооруженные 37 мм орудиями. Но при этом чешское орудие «Праги» не уступало по бронебойным и баллистическим характеристикам. Минусом танка 38(t) была слабая защищенность, высокое удельное давление на грунт и слабый карбюраторный двигатель.

Т-50Pz.Kpfw.38(t) Ausf.GM3A1 Stewart
СтранаСССРГерманияСША
Длина, мм520045604530
Ширина, мм247021202240
Высота, мм216522302390
Толщина брони, мм• лоб – до 37 мм; • борт – 37 мм; • башня – 37 мм; • крыша – 15мм.• лоб – до 50 мм; • борт – 30 мм; • башня – до 50 мм; • крыша – 8 мм.• лоб – до 44 мм; • борт – 25 мм; • башня – 32-51 мм; • крыша – 13 мм.
Вооружение1*45 мм пушка и 2*7,62 мм пулемета1*37 мм пушка и 2*7,92 мм пулемета1*37 мм пушка и 3*7,62 мм пулемета
Боевой вес, кг138001035412910
Скорость хода, км/ч604258
Запас хода, км344250217

Американская машина имела близкие габариты и вес, но по защищенности и эффективности вооружения проигрывала советской. Не в пользу «Стюарта» был и звездообразный бензиновый двигатель, позаимствованный из авиации, который мало подходил для бронированной машины.

Т-50 лёгкий танк

На момент своего появления Т-50 мог успешно бороться с германскими танками средней категории Pz.Kpfw.III и IV, обладая при этом улучшенной подвижностью и менее пожароопасным дизельным двигателем. Но уже к концу 1941 года возможности 45 мм орудия были исчерпаны, а новых пушек с увеличенным калибром в серии не было. Свою негативную лепту внесли и проблемы с серийным выпуском рядного дизеля.

Эти обстоятельства в итоге привели к увеличению производства более дорогостоящего и крупного Т-34, который имел равноценную броневую защиту и подвижность. В качестве легких танков в РККА применялись машины Т-60 и Т-70, и только в 1943 году удалось разработать модель Т-80, которая максимально приблизилась по характеристикам к Т-50. Но в тот момент необходимость в легких машинах уже снизилась, поэтому выпуск Т-80 быстро свернули.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: