Ученые объяснили, почему во время пандемии нельзя летать на самолетах

Накануне новогодних каникул страх полета на самолете — актуальная тема. Примерно 30% россиян страдают от аэрофобии, а у половины из них — тяжелая форма, утверждают психологи. Такие люди вообще никогда не летают. Они отказываются от отпусков и командировок, пытаются ездить за тысячи километров поездом, а купив билет на самолет, в последний момент сбегают из аэропорта. Можно ли побороть страх полета, рассказывает автор журнала «Business Traveller» Елена Горелова.

Аэрофобия

Самолет кружил над Шереметьево около часа. Небо набухло тучами, справа и слева сверкали молнии. Я старалась не смотреть в иллюминатор, подозревая, что у нас отказало шасси. Справиться со страхом помогли слова, которые я слышала от знакомого пилота: «В небе над Москвой тоже бывают пробки, а в часы пик, когда все возвращаются из отпусков, они достигают десяти баллов». Вовремя вспомнилась и успокоительная фраза из брошюрки для аэрофобов: «Каждый день в мире хотя бы в один самолет бьёт молния. Но пассажиры этого не замечают, ведь у авиалайнера есть специальная защита». Спокойно, сказала я себе: мы просто ждём очереди на посадку. И страх улетучился.

Человек, который боялся летать

Когда-то Марку Райхлину приходилось летать из России в Канаду по 16 раз в год по делам его консалтинговой компании. И каждый полёт был трагедией: аэрофобия мешала жить и работать. На борту сразу начиналась паническая атака. «Полуобморочное состояние, холодный пот, ощущение, что ты умираешь», — вспоминает Марк. Если он летел с коллегами, то старался занять место подальше, чтобы никто не видел, какие приступы случаются у него на борту.

Однажды в небе между Монреалем в Вашингтоном его застал приступ. «Я свалился на пороге туалета, и сгорая со стыда, совсем не мог двигаться. Самолет экстренно посадили в Бостоне, а меня отправили в больницу», — рассказывает Марк. Он пересел на поезд, поэтому опоздал на конференцию.

Обычно же фобия обходилась ему дороже: он выбирал рейсы, на которых используют только большие самолеты. Один раз Марк купил билет до Москвы с тремя стыковками: «К своему ужасу в Гётеборге я увидел 10-местный самолет, хоть и бизнес-класса. В результате всю дорогу пролежал в беспамятстве, пока самолет резво подпрыгивал на восходящих потоках».

Справиться с фобией Марку помог случай. На одном из рейсов рядом оказался правильный сосед: пожилой разговорчивый пилот. «Он был первым человеком, который авторитетно смог меня убедить, что самолет в воздухе — устойчивая штука. После того разговора я начал думать и анализировать», — говорит бывший аэрофоб.

В начале 2000-х Райхлин переехал в Чили. Сейчас он владеет пекарней Montreal Bagel в Сантьяго, печет канадские бублики, а 17-часовые перелёты в Москву переносит довольно легко.

Что делать тем, кто вынужден летать чаще?

«Первое, что нужно сделать людям, которые часто летают — пройти полную диагностику организма, чтобы узнать свои слабые места и заблаговременно подготовится к перелету, — поясняет кандидат медицинских наук, врач-терапевт высшей категории Ольга Александрова, — Людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, нужно помнить, что в полете существует риск возникновения сердечного приступа. Поэтому накануне поездки необходимо проконсультироваться с врачом. Пациентам, состоящим на учете, в таких случаях назначают плановую медикаментозную терапию.

Пациентам с заболеваниями венозной системы в полете нужно регулярно выполнять специальные упражнения, цель которых — восстановить кровоснабжение в ногах, вставать с кресла и перемещаться по салону. Людям с варикозной болезнью в полете строго рекомендован компрессионный трикотаж.

Остальным путешественникам достаточно придерживаться общих правил безопасности — в полет надевать комфортную свободную одежду и обувь, больше пить воды, чаще вставать с кресла».

Как побороть страх полета

В мире работает около 50 центров лечения аэрофобии. На помощь тем, кто боится летать, приходят специально обученные авиационные психологи. Поддерживают такие центры, как правило, заинтересованные авиакомпании: ведь чем меньше аэрофобов, тем больше у них клиентов. К примеру, британская компания Virgin, принадлежащая Ричарду Брэнсону, открыла центр Flying Without Fear. У авиакомпании KLM есть центр VALK, посетить который можно в амстердамском аэропорту «Схипхол». Подобный кабинет недавно появился и в аэропорту «Шереметьево». Если перед полётом у вас есть лишние 40 минут, вы успеете бесплатно посмотреть фильм о том, как бороться со страхом полёта.

Миллионы людей живут с этой фобией годами. Многие рассуждают так: «А вдруг меня вылечат, я начну летать и разобьюсь?» — рассказывает Алексей Герваш, основатель . Он пилот и психолог, в Москве семь лет работает его школа, которую закончили более 6000 учеников. На курсах слушателям рассказывают, как устроена авиация. Объясняют, почему возникают страхи, учат контролировать свои рефлексы, а не самолёт. Проводят тренинги на симуляторах авиалайнеров. Отправляют в настоящие полёты вместе с психологами-инструкторами. Обучают спокойно переносить самые пугающие ситуации в воздухе — взлёт, жесткую посадку, турбулентность.

«Один мой клиент, владелец рыболовного бизнеса из Мурманска, не летал 20 лет, — приводит пример Герваш. — У него дом в Ницце, куда вся его семья часто ездит отдыхать. Он же приезжал туда всего раз в году на поезде, тратя на дорогу две недели». Когда бизнесмен избавился от фобии, то был несказанно счастлив.

Среди аэрофобов 55% женщин. Мужчины обычно стыдятся обращаться за помощью к психологам и годами сражаются со страхом в одиночку.

Ученые объяснили, почему во время пандемии нельзя летать на самолетах

Когда в России и в других странах правительство объявило период самоизоляции из-за пандемии коронавируса, в который большинство людей оказались освобождены от работы, многие бросились покупать билеты на курорты, решив, что провести это время где-нибудь у моря — отличная идея. Из-за этого пришлось закрыть гостиницы в популярных туристических местах, а людей обязать оставаться дома под страхом штрафа или административного ареста. Ученые предупреждают: риск подцепить COVID-19 в самолете очень высок, и летать куда-то в период эпидемий без острой необходимости попросту безответственно.

Риск чем-то заразиться в самолете довольно высок — на протяжении нескольких часов люди находятся близко друг к другу, и если среди них есть больной, велика вероятность, что он «поделится» инфекцией с соседями.

Исследования, посвященные перемещению групп людей и животных, показывают: чтобы минимизировать риски заражения, нужно держаться подальше друг от друга и следовать в одном направлении. Это касается и авиаперелетов — многие случаи заражения COVID-19 были связаны с появлением в салонах самолетов носителей коронавируса.

«При посадке авиакомпании используют несколько зон, — поясняет профессор факультета компьютерных наук Университета Западной Флориды Ашок Сринивасан. — Садясь в самолет, люди вынуждены толпиться рядом с теми, кто укладывает багаж на полки, и так они оказываются слишком близко друг к другу. Высадка же происходит быстрее и более плавно, времени на то, чтобы заразиться, меньше».

Много лет ученые полагались на модель SPED, которая рассматривает каждую особь как частицу, аналогичную атому в симуляциях молекулярной динамики. В таких симуляциях движение атомов регулируется притягивающими и отталкивающими силами между ними. В SPED атомы заменяются на людей или животных.

«Модель SPED изменяет значения параметров, управляющих взаимодействиями между атомами так, чтобы они отражали взаимодействия между людьми, сохраняя при этом функциональную форму», — уточняет Сринивасан.

Ранее Сринивасан и его коллеги использовали модель SPED для анализа риска вспышки лихорадки Эбола в 2020 году. Однако

у модели есть ограничения — она медленная, что затрудняет принятие своевременных решений. Но во время пандемий ответы нужно получать как можно скорее.

Поэтому они разработали новую систему, CALM, имитирующую ограниченное линейное перемещение людей в толпе. Она дает схожие со SPED результаты, но работает в 60 раз быстрее. О разработке они рассказали в статье в журнале PLOS ONE

.

Для нового исследования ученые использовали пятый в мире по производительности суперкомпьютер Frontera, расположенный в Техасском центре передовых вычислений. Исследователи смоделировали процессы высадки пассажиров в трех разных типах самолетов. Они использовали тысячу различных комбинаций перемещений и сравнили с эмпирическими данными.

«Обычно считается, что распространение инфекции в самолетах происходит на два ряда вперед и назад от зараженного человека, — говорит Сринивасан. — Во время вспышки атипичной пневмонии в 2002 году на нескольких рейсах с распространением инфекции это было в основном так. Однако на одну их вспышку пришлось более половины случаев заболевания, и половина инфицированных сидели на расстоянии более двух рядов в этом самолете».

В случае с COVID-19 считается, что один человек заражает в среднем еще 2,5. Однако известны случаи, когда кто-либо заражал гораздо большее количество людей. Такие события затрудняют прогнозирование, отмечает Сринивасан.

«В нашем подходе мы не стремились точно предсказать реальное число случаев, — обращает он внимание. — Скорее, мы пытались выявить уязвимости в различных процедурах, таких как различные способы посадки в самолет. Мы генерируем большое количество возможных сценариев, которые могут произойти, и изучаем, насколько одни варианты лучше других. В процессе принятия решения, возможно, следует выбирать более надежный вариант, а не полагаться на ожидаемые значения из прогнозов».

Минимизировать риски, находясь в замкнутом пространстве с зараженным человеком, проблематично, считают исследователи.

«Вы все еще в опасности, даже когда находитесь в двух метрах от зараженного, — говорит Сринивасан. — Изучая другие модели, мы выяснили, что в них не учитываются потоки воздуха. Подобно тому, как мяч летит дальше, если бросить его по направлению ветра, и крошечные капли выделений, содержащие вирус, разносятся в направлении воздушного потока».

Этому есть практическое подтверждение — в Сингапуре одна из вспышек COVID-19 оказалась связана с вытяжкой в туалете, которым пользовался зараженный человек.

Воздушный поток разнес вирус, что привело к заражению других людей.

«Модели не учитывают все факторы, которые могут сыграть роль в реальности, — говорит Сринивасан. — Ставки высоки, и лучше быть осторожнее».

Таким образом, от полетов на самолетах в периоды эпидемий лучше вообще отказаться — соблюдать безопасную от других людей дистанцию в них невозможно. И, даже если зараженный человек окажется в другом конце салона, вирус может попасть в систему кондиционирования, которая разнесет его по всему самолету.

Как подготовить к полету без страха своими силами

Бороться со страхом стоит начать не накануне полёта, а намного раньше. И для этого совсем не обязательно обращаться к психологам — кое-что можно сделать и собственными силами, если не лениться. Например, скачать и изучить бесплатное русскоязычное приложение для iPhone «Страх полёта».

Самый лучший способ излечиться — научиться расслабляться. Любые телесные практики, будь то цигун, йога и даже курсы танго, работают против аэрофобии.

В полёте стоит постараться думать о чём-то приятном — возвращении домой или отпуске. А деловым людям, любящим всё планировать, наоборот, заняться делами: составить план на неделю или месяц, подготовить тезисы для презентации, поработать над стратегическими вопросами, на которые в ежедневной суете не хватает времени.

Стоит позаботиться и о комфорте в пути. В ручную кладь взять с собой только самое нужное, никаких зонтов и шляп, которые мешают и раздражают. Опытные путешественники, прежде всего женщины, берут с собой тонкие хлопковые носки, чтобы в пути можно было снять туфли.

Ещё один отвлекающий манёвр: побаловать себя чем-то необычным. Например, взять с собой изысканную сладость, даже если вы сидите не диете. Можно выпить и бокал вина, но не больше, предупреждают врачи.

«Не ищите, где и что не так в самолёте, не прислушивайтесь к звукам двигателей. Это лишь усиливает тревогу, — рекомендует сайт „Трансаэро“. — Попробуйте контролировать свою физиологию: дышите спокойно, выдыхайте медленнее, чем вдыхаете. Постарайтесь расслабить мышцы. Если это не удается, сильно напрягите их на 7 секунд, после чего резко расслабьтесь и прислушайтесь к состоянию покоя на полминуты. И приезжайте в аэропорт заранее, чтобы провести 45-60 минут в том месте, откуда видна стоянка самолётов или взлетная полоса». Это завораживает и успокаивает, убеждены авиаторы.

Реальные опасности

Риск авиакатастрофы практически сводится к нулю. Однако следует знать, почему опасно летать на самолете:

  • Инфекция. В салоне машины установлены специальные насосы, через которые циркулирует воздух. Но свежий воздух не настолько быстро поступает. Поскольку пространство замкнутое, инфекция может довольно быстро распространиться среди пассажиров. Когда самолет летает в не очень благоприятные страны, экипаж для подстраховки внутри салона распыляет инсектицид. Данное средство способно защитить людей от инфекции.
  • Возможность тромбоза. Заболевание возникает в случае длительного сидения. Во время полета не стоит все время сидеть на одном месте. Лучше делать какие-то минимальные упражнения, тогда кровь не будет застаиваться.
  • Радиация. Особую опасность представляют длинные и частые перелеты. Если человек летит 200 часов, тогда он получает дозу радиации, которая для него считается максимально допустимой. В случае полета на сверхзвуковых скоростях максимум времени, которое пассажир может проводить в самолете, равно 80 часам. Из-за длительных перелетов сбиваются биоритмы, нарушается работа ЖКТ, сна, работоспособность организма в целом.

Пассажирам, которые переживают и задаются вопросом, насколько опасно летать на самолете, специалисты рекомендуют во время полета спать (для минимизации рисков). Возьмите с собой спокойную музыку, которая сможет расслабить вас, и путешествуйте на здоровье. А самолеты помогут вам открывать новые страны и получать множество приятных впечатлений.

Семь симптомов аэрофобии

Как отличить страх полёта — естественную защитную реакцию психики — от аэрофобии? Со страхом обычно довольно легко справиться, правильно настроив себя. Тогда как аэрофобия — глубокий невроз, и ему сопутствуют другие фобии — боязнь замкнутого пространства и высоты, болезненная склонность контролировать всё вокруг. Самостоятельно с ним справиться трудно.

Проверьте, есть ли у вас симптомы аэрофобии:

  1. Сильная раздражительность и тревожность за несколько дней, а то и недель до перелёта.
  2. Навязчивые мысли об авиакатастрофах: вы ищите в СМИ новости о таких происшествиях, информацию о надёжности того или иного типа самолёта.
  3. Вы можете отказаться от полёта в последний момент или не летаете вообще, предпочитая путешествовать поездом.
  4. Во время полёта у вас учащённое сердцебиение, холодный пот, сбои в дыхании, напряжённость в теле.
  5. Вы чутко прислушиваетесь к шуму двигателей, отслеживаете любые движения, чтобы выявить возможные неполадки, контролируете выражения лиц бортпроводников.
  6. Страх усиливается во время турбулентности.
  7. После полёта вы долго не можете прийти в себя.

Как авиаперелет влияет на организм человека?

За скорость передвижения приходится заплатить не только наличными, но и собственным комфортом, состоянием организма. Даже здоровый человек может почувствовать недомогание, взлетая, находясь в воздухе или уже после посадки.

Полёты влияют на:

  • сердечно-сосудистую систему. Перегрузки во время полёта и разреженный воздух за бортом, сглаживаются специальными системами, которыми оборудуются самолёты. Но полностью устранить влияние перепадов высот пока невозможно;
  • нервную систему. Большое скопление народа, волнение во время взлёта и посадки ведут к стрессу, который отнимает много энергии;
  • состояние кожи и слизистых. В самолёте пассажиры испытывают на себе влияние низкой влажности воздуха. Сохнут губы, внутренняя поверхность носа, поверхность глаз, кожа рук;
  • общее физическое состояние организма. Пассажир чувствует усталость и даже разбитость из-за влияния авиаперелёта. Разное давление внутри лайнера и снаружи, долгая сидячая поза без возможности нормально размяться, монотонный гул полёта — факторы, угнетающие организм. При взлёте и посадке у многих закладывает уши, что сказывается на дальнейшем состоянии: «тяжёлая голова», боль вплоть до мигрени, непреодолимое желание спать.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: