40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 1) Создание


Ударный вертолёт Ми-24 стал первой специализированной штурмовой машиной подобного типа, разработанной в Советском Союзе. Да и в мире он уступил первенство только американскому вертолёту AH-1 “Кобра”. Сконструированный в ОКБ Миля на рубеже 60-70-х годов прошлого века, он до сих пор стоит на вооружении армейской авиации множества стран.

Обладая огромным потенциалом модернизации, вертолет не теряет боевой эффективности и по основным параметрам не уступает современным конкурентам. И именно эта машина вошла в массовое сознание, как собирательный образ советского штурмового вертолёта.

История создания и устройство “крокодила”

Первым отечественным боевым вертолётом можно считать опытный Ми-1МУ, вооружённый противотанковыми ракетами “Малютка”. В серию эта машина не пошла, зато следующий образец – транспортно-боевой Ми-4АВ, был принят на вооружение и применялся в фронтовой авиации. А в 1967 году министерство обороны СССР объявило конкурс на создание нового ударного вертолёта, в котором приняли участие Московский и Ухтомский заводы.

Вертолёт Ми 24

Проект КБ Камова представлял собой вариант противолодочной машины Ка-25. КБ Миля предложило проект В-24. Этот вертолёт, оснащённый двумя мощными двигателями ТВЗ-117, значительно превзошёл Ка-25 по максимальной скорости, не уступая по боевой нагрузке. Вооружение обоих проектов составляли пушка ГШ-23, неуправляемые ракеты и ПТУР “Фаланга”. В ходе конкурса вооружение предложили изменить: противотанковые ракеты на более совершенные, а пушку на крупнокалиберный пулемёт.

В мае 1968 года КБ Миля начало полномасштабную разработку В-24, а уже в 1969 году был готов первый опытный образец. Опытная эксплуатация машин началась в 1971 году. Ми-24 создавался в рамках концепции, которую можно назвать “летающий БМП”. Обычно геликоптеры, доставляющие пехоту на поле боя (например, американский UH-1), несли только оборонительное вооружение, а их штурмовые варианты нести десант уже не могли.

Специализированные ударные вертолёты, вроде AH-1, вообще не могли использоваться, как транспортные.

Ми-24, наоборот, обладая мощным стрелково-пушечными ракетным вооружением, имел еще и небольшую кабину десанта, рассчитанную на восемь человек.

Построена “двадцатьчетвёрка” по классической одновинтовой схеме, Вертолёт имеет два турбовальных двигателя и вспомогательную силовую установку со стартёр-генератором. Двигатели передают крутящий момент на несущий винт через трёхступенчатый главный редуктор, и на рулевой – через промежуточную трансмиссию с хвостовым редуктором. Несущий винт пятилопастной, вращающийся по часовой стрелке.

Рулевой винт – трёхлопастной, с механическим изменением шага. Пять топливных баков общим объёмом 2130 л расположены около центра масс, под полом и позади десантного отсека. Под крыльями можно подвесить дополнительный баки ёмкостью 450 л.

Кабины экипажа и десантный отсек герметизированы и оснащены кондиционером. Кабина экипажа и кресло лётчика защищены бронёй из стальных плит, лобовые стёкла бронированные. Грузовая кабина имеет четыре иллюминатора, доступ в неё осуществляется через двустворчатые двери в правом и левом бортах. Шасси убираемое, трёхопорное. Вертолёт оснащён тремя гидросистемами – основной, вспомогательной и аварийной. Подача жидкости выполняется насосами, расположенными на двигателях.

Конструкция вертолета Ми-24

Вертолет по прозвищу «Крокодил» разрабатывался с классическим расположением узлов для одновинтового вертолета. На машине установили:

  • главный винт с пятью лопастями;
  • рулевой — с тремя.

Для изготовления винтовых лопастей применили алюминиевый сплав. Предусмотрели систему датчиков, оповещающую о повреждениях лопастей. Устойчивость «вертушки» при линейном перемещении обеспечивалась за счет:

  • переднего наклона главного винта, до пяти процентов;
  • с одновременной возможностью наклонить его вправо, до трех процентов.

Подъемная сила в пределах до двадцати восьми процентов обеспечивалась посредством конструкции крыльев с площадью в 6,75 квадрата при отрицательном строении V-12.

Шасси выполнено трехопорным и убирающимся при полете. Передняя опора предусматривала возможность управления на земле.

Компоновка тандемной кабины, расположенной в носовой части вертолета, устроена со следующими особенностями:

  • операторское место располагалось в передней части;
  • пилот — за ним, но выше (по диагонали), с улучшением обозреваемой местности;
  • бортмеханик — в машинном блоке с укрепленным откидным креслом.

Кабина экипажа полностью герметизирована, с созданием автономного микроклимата, слегка превышенным по уровню давления, если сравнивать с окружающей средой.

Наиболее уязвимые части фюзеляжа дополнительно бронированы защитными плитами. Это же относится и к остеклению кабины и спинок кресел экипажа.

Ударный вертолет Ми-24: скорость и боевое применение «крокодила»

Пара двигателей марки ТВЗ объединены посредством редуктора единый силовой агрегат. Двигатели данной модели предусматривают возможность дополнительной установки воздухозаборников и узлов, экранирующих выхлоп.

Машина снабжена четырьмя баками, совместно вмещающими более двух тысяч литров топлива. Если потребуется, предусмотрена возможность размещения дополнительных баков по центру машины и на крыльях.

Конструкция трансмиссии не изменилась, перейдя от прототипа — Ми-8. Гидравлическая система выполнена в два контура, управляющих:

  • устойчивостью машины в воздухе;
  • работой шасси.

В задачи воздушной системы входит:

  • поддержание надлежащего микроклимата внутри салона с дополнительной поставкой кислорода;
  • кондиционирование кабины.

В результате температурный диапазон воздуха окружающей среды, доступный для полетов — в пределах от 50-ти градусов в отрицательную сторону, до 37-ми с плюсом.

Постоянный электрический ток с напряжением 27 вольт вырабатывается двумя генераторами, обеспечивая функционирование оборудования. Ми с цифровым индексом 24 также оборудован аналогичным количеством аккумуляторов электроэнергии.

Навигационное оборудование позволяет выполнять боевые задачи в условиях недостаточной видимости и при сложных метеорологических условиях. Крен и тангаж вычисляются автоматическим управляющим комплексом САУ, при наличии автопилота. «Крокодил» оборудован радиокомпасами, указывающими высоту и угол смещения.

Связь экипажа обеспечивается посредством:

  • радиостанции, работающей на частотах УКВ;
  • комплекса «Карат».

При возникновении опасности или проблем с работой систем, экипаж предупреждается голосовыми сообщениями системы оповещения.

Ударный вертолет Ми-24: скорость и боевое применение «крокодила»

Описание основных модификаций

Первой серийной модификацией вертолёта был Ми-24А, вооружённый пулемётом А-12,7А, ПТРК “Фаланга-МВ” и блоками НАР С-5. Этот вертолёт за характерный вид кабины пилотов прозвали “Стакан” — такое название осталось уникальным для ранних Ми-24. А вот прозвище “Крокодил” впоследствии перешло на все варианты вертолёта.

Уже в 1971 году пошёл на испытания Ми-24Б с улучшенным вооружением.

Пулемёт заменили на ЯкБ-12,7 — оружие с вращающимся блоком стволов (так называемая система Гатлинга), с темпом стрельбы до 4500 выстрелов в минуту. Внедрили новую модель ракет “Фаланга”, оснащенную полуавтоматическим наведением.

Но работы быстро остановили – опыт эксплуатации вертолётов доказал, что конструкция кабины неудачна, обзор с мест экипажа плох. Так в 1972 появился Ми-24В с полностью изменённой носовой частью в которой находилась новая тандемная кабина. Однако разработка новых ПТУР “Штурм” задерживалась, и это привело к появлению переходной модели – Ми-24Д, в которой новая кабина сочеталась с комплексом вооружения от Ми-24Б.

Кабина Ми-24

В 1975 завершились испытания Ми-24В с новыми, сверхзвуковыми противотанковыми ракетами “Штурм”. На этой же модификации для повышения эффективности доработали рулевой винт путем переноса с правого борта на левый. В приводе использован редуктор от Ми-14, винт стал тянущим, что позволило улучшить устойчивость полета, и повысило эффективность управления.

Первый “пушечный” вариант Ми-24П пошёл в серийное производство в 1981 году. Его вооружили неподвижно установленной курсовой пушкой ГШ-2-30К калибра 30 мм. Опыт применения такого вертолёта показал недостаточную эффективность неподвижной пушки, и на модификации Ми-24ВП появилась подвижная установка с 23-мм пушкой ГШ-23Л.

Существовал вариант Ми-24 для использования в качестве корректировщика — Ми-24К.

Он оснащался аэрофотоаппаратом и цифровым корректировочным комплексом. Модификация Ми-24Р предназначалась для ведения разведки на заражённых территориях и комплектовалась системой жизнеобеспечения, аппаратурой анализа, а ракетное вооружение заменили дистанционно управляемыми экскаваторами для взятия проб грунта. Такие машины применяли во время Чернобыльской катастрофы.

Ми-24ВМ впервые взлетел в 1999 году. На этот вертолёт установили стеклопластиковый несущий винт, четырёхлопастной рулевой винт, управляемые ракеты “Атака”. Шасси сделали неубирающимся, потому как убирающееся заметного преимущества так и не дало. Фирма ATE из ЮАР предложила собственную программу модернизации вертолётов.

Ми-24 Крокодил

Известные, как “Superhind” (Hind – так Ми-24 называют в странах НАТО), эти машины имеют облегчённую конструкцию, усиленную бронезащиту, может использовать вооружение, соответствующее стандартам НАТО.

Авиация России

Ми-24, по классификации НАТО — Hind (Лань) — ударный вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля, первый советский специализированный боевой вертолёт.

Этот вертолёт стал таким же узнаваемым символом советской военной мощи, как автомат Калашникова. Помимо выдающихся боевых качеств, Ми-24 отличается характерным обликом, благодаря которому получил прозвище «Крокодил», а также фирменной чертой отечественного оружия — неприхотливостью в самых сложных условиях применения. Ми-24 поставлялся и поставляется до сих пор (декабрь 2015) в более чем 50 стран мира. На и сегодня производятся его новейшие модификации на экспорт под индексом Ми-35. Всего же изготовлено около 3500 единиц, так что не удивительно, что «Крокодил» до сих пор остается основой парка ударных вёртолетов России.

Первый полет Ми-24 совершил 19 сентября 1969 года, став вторым в мире специализированным ударным вертолетом после АН-1 «Кобра» (США). При его создании было принято два оригинальных технических решения.

Первое оказалось не слишком удачным: Ми-24 создавался на базе агрегатов транспортного Ми-8 согласно концепции «летающая боевая машина пехоты» и получил грузовой отсек, в котором могли размещаться восемь десантников. Однако в реальности им редко пользовались. Если кабина пилотов имела бронирование, то отсек для десантников ничем не защищался, а поскольку Ми-24 приходилось летать над полем боя под огнём противника, то желающих участвовать в подобном аттракционе в качестве пассажиров находилось мало. Вести же прицельный огонь из открытых дверей, как это практиковали американцы во Вьетнаме, не было возможности из-за скоростей, на которых действовал Ми-24. В результате отсек для десантников стал бесполезным грузом, из-за которого вертолёт получился хоть и быстрым, но тяжелым. Максимальная взлетная масса Ми-24 составляет 11 500 кг. Для сравнения: у АН-1 этот параметр равняется 4 500 кг.

Недостаток манёвренности Ми-24 отчасти проявился в одном необычном эпизоде: в воздушном бою американского и советского вертолёта, который произошел в 1983 году на границе ГДР И ФРГ. Выполнявший разведывательный полет вдоль границы Ми-24 встретился с АН-1, летевшим с аналогичной миссией. Пилоты затеяли манёвренный бой без применения оружия. В ходе схватки Ми-24 заложил такой вираж, что потерпел катастрофу. Проблема в том, что для увеличения скорости диаметр несущего винта у Ми-24 сделали значительно меньше, чем у аналогичного по массе и мощности Ми-8 (17,4 м против 21,3 м). Лопасти при этом стали короче, но шире. Такой винт дает меньшее сопротивление, но из-за увеличившейся нагрузки и угрозы срыва потока на лопастях пилотаж Ми-24 требует мастерства и большой точности. Лётчики говорят, что управлять этим вертолётом «так же просто, как ходить по канату». Вторая конструктивная особенность Ми-24 оказалась в целом довольно удачной. Этот вёртолет оснащен внушительными по размерам крыльями (размах 6,4 м). Они используются не только для подвески вооружения, как на других боевых вертолётах, но и создают в полете до 28% подъёмной силы, разгружая несущий винт и повышая грузоподъемность вертолёта. На самом деле Ми-24 — нечто среднее между вертолётом и самолётом. Это отражается и на тактике его применения. Если ударные вертолёты западных стран активно используют режим висения, подскакивая для атаки из-за складок местности или деревьев, то козырь Ми-24 — скорость.

Ми-24 — один из самых быстрых вертолётов в мире. Он развивает в горизонтальном полёте скорость 335 км/ч. В 1978 году на Ми-24 был установлен абсолютный мировой рекорд скорости для вертолётов — 368,4 км/ч. Правда, для снижения веса и сопротивления воздуха рекордный Ми-24 летал без оружия, брони и крыльев. Превзойдено это достижения было лишь в 1986 году британским многоцелевым вертолетом Westland Lynx («Рысь») — 400,87 км/ч. Однако экземпляр для рекордной попытки мало походил на серийную машину: он использовал на 40% более мощные двигатели, а также специальные лопасти несущего винта. Скорость обычной «Рыси» не превышает 260 км/ч.

Из-за большой массы Ми-24 чаще всего взлетают с разбега, по-самолётному. Ходили даже слухи, что он вообще не может взлетать вертикально или зависать в воздухе. Зависать на месте Ми-24 может, но взлететь вертикально с максимальной нагрузкой на нём и в самом деле затруднительно. Особенно в горах, где воздух разрежен, или в странах с жарким климатом, когда из-за высокой температуры падает мощность двигателя. В Афганистане Ми-24 обычно взлетали с разбега в 100–150 метров, разгоняясь на переднем колесе. Садились тоже по-самолётному, но по другой причине: нужно было двигаться впереди пылевого облака, поднимаемого винтами, чтобы видеть землю.

Одно из основных отличий ударного вертолёта — наличие бронирования. На Ми-24 это лобовые бронестекла, бронированные сиденья и бронеплиты на бортах кабин лётчика и оператора и на капотах двигателя. В Афганистане лобовое бронестекло Ми-24 ни разу не было пробито, хотя после одного из вылетов в нём насчитали шесть пулевых отметин. На Ми-24 возлагалась не только задача огневой поддержки войск и прикрытия колонн на земле, но и защита гражданских и транспортных самолётов. В Кабуле, к примеру, два Ми-24 сопровождали при посадке рейсовые самолёты «Аэрофлота», отстреливая тепловые ловушки. При обнаружении пуска ПЗРК им предписывалось идти на ракету и прикрывать пассажирский самолёт собой.

Ми-24 несёт очень мощное вооружение. На его крыльях можно вешать «игрушки» общей массой 2400 кг. Для сравнения: боекомплект танка Т-72 весит меньше тонны. Стандартная нагрузка Ми-24 в Афганистане состояла из двух блоков неуправляемых авиационных ракет (НАР), двух бомб ФАБ-250 и боезапаса для пушки или пулемёта.

Первоначально Ми-24 оснащался четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7 с вращающимся блоком стволов и скорострельностью до 4500 выстрелов в минуту, который устанавливался на носовой турели. В 1982 году, Ми-24, атакуя караван душманов в Афганистане, одной очередью из такого пулемёта разрубил пополам автобус. Однако сложная кинематика ЯкБ-12,7 оказалась слишком капризной в полевых условиях. На смену пулемёту пришла двуствольная автоматическая пушка ГШ-30К, устанавливаемая на модификации Ми-24П («пушечный»). Она имела калибр 30 мм и оказалась столь мощной, что установить её в подвижной турели было невозможно. Пушка крепится неподвижно сбоку фюзеляжа, поэтому прицеливание ведется не оператором вооружения, а пилотом, для чего требуется переориентация всего вертолёта. В итоге был найден компромисс: двуствольная автоматическая пушка ГШ-23 калибра 23 мм могла устанавливаться в носовой турели и за счет большей точности и скорострельности не уступала в эффективности пушке калибра 30 мм. А в конце 1980-х годов Ми-24 стал первым в мире вертолётом, вооруженным ракетами «воздух — воздух».

В Афганистане наиболее эффективными в борьбе с душманами показали себя не высокоточные боеприпасы, а блоки с неуправляемыми авиационными ракетами.

Обычно Ми-24 на высокой скорости делал боевой заход, с расстояния 1200–1500 м давал залп НАР, «подметая» поле боя оперенными стальными стрелами, составлявшими начинку их боеголовок (до 2200 «гвоздей» в каждой ракете), а на подлёте пилот открывал огонь из пушки, давая возможность оператору прицельно сбросить бомбы. Любопытно, что американцы, столь охотно демонстрирующие «рекламные» ролики о применении высокоточного оружия с вертолётов, в реальных условиях при огневом противодействии с земли, переходят на ту же тактику: удары НАР на большой скорости.

Один из секретов надёжности Ми-24 — двигатели ТВ3-117В, те же, что стоят и на Ми-8, самом массовом вертолёте в мире. Этот двигатель был разработан в 1972 году в Ленинграде в ОКБ им. В.Я. Климова. До недавнего времени изготавливался на Украине, но после 2014 года производство его новейшей модификации ВК-2500 освоено в России.

Этот уникальный двигатель поразительно надёжен. В Афганистане песок съедает даже оковку передних кромок несущих винтов, а ТВ3-117 продолжал работать порой со «щербатой» турбиной. Однажды в одном из снятых на ремонт двигателей недосчитались 17 лопаток турбины из 51. Между тем надёжность для боевого вертолёта – качество, быть может, даже более важное, чем защищённость и ударная мощь. В период с 2001 по 2009 год США во время боевых действий в Ираке и Афганистане потеряли 79 своих ударных вертолетов АН-64. При этом от огня противника пострадали 11 машин, а 68 разбились без посторонней помощи.

Когда мы говорим о специфической тактике применения Ми-24, то надо иметь в виду, что этот вертолёт создавался в первую очередь для борьбы с танками, для чего оснащался великолепным комплексом противотанковых управляемых ракет (ПТУР) «Штурм». В реальности в роли истребителя танков ему удалось себя попробовать лишь во время ирано-иракской войны 1980–1988 годов, которую называли последней классической войной в истории человечества. Например, в первые три месяца военных действий только один из иракских Ми-24 уничтожил 55 танков противника. Потом успехи стали скромнее просто потому, что у Ирана кончились танки.

Ирано-иракская война впервые в истории стала ареной интенсивных воздушных боёв между вертолётами. В основном сражались ударные Ми-24 и АН-1 «Кобра», применяя друг против друга ПТУР. Вот описание типичного боя: 25 февраля 1984 года три иранских АН-1 внезапно атаковали тройку иракских Ми-24. Но «Крокодилы» шли растянутой цепью, поэтому «Кобры» запустили ПТУР Tow с предельной дистанции и промахнулись. Этот выстрел известил иракцев об атаке, они развернулись и пошли на противника. Им удалось увернуться от шести медленных и маломанёвренных иранских ПТУР, а затем пуском собственных ракет сбить две «Кобры». Третья попыталась скрыться, но Ми-24 без труда догнал её и с дистанции 1,5 км расстрелял залпом НАР. В тот день всё сложилось удачно для Ми-24, но исход таких боёв был разным. Ирак заявил о 16 воздушных победах «Крокодилов» над «Кобрами» при потере шести Ми-24. Иран называет прямо противоположные цифры. Истина, скорее всего, посредине: противники были достойны друг друга.

Одерживал Ми-24 победы и над куда более современными вертолётами вооруженных сил США. К примеру, в 1999 году сербский Ми-35 (экспортная модификация Ми-24) сбил новейший американский ударный вертолет АН-64 «Апач» и транспортный UH-60, участвовавшие в операции спасения пилота разбившегося F-16. Примечательно, что это победа была одержана в ходе ночного боя, несмотря на то, что Ми-24, изготовленный в 1986 году, уступал в оснащённости куда более современному АН-64D, запущенному в производство в 1993 году. Единственным преимуществом Ми-35 были ПТУР «Штурм» новейшей модификации с дальностью действия 7 км. Оснащённость сыграла злую шутку с американцами. «Апач» имел радар кругового обзора. Сербы засекли его излучение, по пеленгу скрытно вышли на дистанцию 6 700 м и произвели пуск ракеты «Штурма». Уничтожив «Апач», сербский вертолет догнал и расстрелял UH-60.

22 июля 2002 года северокорейский Ми-35 сбил АН-64 Южной Кореи. Редкий случай 100%-но подтверждённой победы. Изначально Южная Корея опровергала факт уничтожения своего вертолёта, утверждая, что он упал из-за неполадки системы следования рельефу местности. Однако эксперты США провели собственное расследование и обнаружили в обломках «Апача» вольфрамовые стержни, используемые в качестве поражающих элементов в ракетах Ми-35. Редкий случай, когда американцы сами стремились доказать факт поражения своего оружия, поскольку версия технической неполадки грозила колоссальными финансовыми убытками производителю АН-64, американской компании McDonnell Douglas. В большинстве других случаев соперники подтверждать победы Ми-24 не спешили.

8 июня 1982 года в небе Ливана произошло уникальное событие: сирийский Ми-24 сбил сверхзвуковой истребитель.

Вертолёт был атакован израильским F-4 «Фантом», который выдал себя излучением радара. Ми-24 развернулся в сторону противника и выпустил ему в переднюю полусферу две ракеты «воздух — воздух» Р-60 с расстояния 8 км. Обе попали в истребитель, нёсшийся в атаку со скоростью, почти в полтора раза превышающей скорость звука.

27 октября того же года, по сообщению правительственной иракской газеты «Багдад обзервер», Ми-24 сбил иранский «Фантом». Разумеется, обе эти победы остались неподтверждёнными.

Что касается дозвуковых самолётов, то с ними Ми-24 расправлялся довольно уверенно. В Никарагуа он сбивал «антикварные» американские истребители F-86, соперничавшие с МиГ-15 ещё во времена Корейской войны в 1950–1953 годах, а также лёгкие штурмовики А-37. Есть сведения (разумеется, неподтверждённые), что иракский Ми-24 сбил американский штурмовик А-10, атаковавший колонну танков, которую вертолёт прикрывал. В 1992 году в Абхазии Ми-24 сбил с помощью ПТУР «Штурм» грузинский штурмовик Су-25, а в декабре 1994 года во время первой чеченской войны Ми-24 сбил ракетой Р-63 транспортный Ан-12, перевозивший оружие и деньги для боевиков.

Благодаря своей скорости Ми-24 начал использоваться в СССР для перехватов лёгкомоторных самолетов, нарушавших границу. Активно привлекаться для этих целей вертолёт стал после скандальной посадки на Красной площади Матиаса Руста 28 мая 1987 года. Есть сведения по крайней мере о пяти случаях, когда Ми-24 принуждал подобных нарушителей к посадке. Однажды при заходе на посадку воздушный хулиган попытался сбежать, но Ми-24 догнал его, зашел выше и прижал к земле. Кстати, в мае 2020 года журналист телеканала «Звезда» на таком же, как был у Руста, самолёте Cessna попытался пролететь из Калининградской области через западную границу России курсом на Москву, чтобы повторить «подвиг» немца. Не прошло и минуты, как рядом появился Ми-24, который потоком воздуха от винтов «сдул» самолет на несколько десятков метров ближе к земле и заставил его идти на посадку. «Если бы Руст столкнулся с таким напором, то вряд ли бы решился лететь дальше», — делился впечатлениями от полёта журналист.

Ещё одним козырем Ми-24 считается психологическое воздействие на противника. Сочетание размеров, скорости, хищного внешнего вида и характерного звука производят впечатление, которое трудно передать словами. Знаменитые кадры из «Апокалипсиса сегодня» с полётом группы UH-1 «Ирокез» под музыку Вагнера покажутся вальсом бабочек в сравнении с атакой Ми-24. Недаром афганские душманы говорили: «Мы не боимся русских. Мы боимся их вертолётов».

Корпус морской пехоты США специально закупил Ми-24 для тренировки личного состава на «вертолётобоязнь». В США в Форт-Полке, штат Луизиана, существует подразделение поддержки угрозы, использующее Ми-24 для обучения военнослужащих противодействию вертолётной атаке. По признанию американцев, даже те части, которые проходили тренировку с американскими вертолётами, в первые дни обучения оказываются неспособны защищаться от Ми-24. «Эта штука атакует не так, как американские вертолёты, — говорит руководитель «курсов». — Все происходит внезапно. Потом ребята даже удивляются, как они были напуганы».

В середине 80-х годов разведка США в результате секретной операции раздобыла Ми-24. Изучал его американский лётчик Джеф Слейтон. Вот как он вспоминает момент, когда впервые увидел советский вертолёт, причем не в небе, а на земле, в полутёмном ангаре: «У меня задрожали колени. Моя первая мысль была: ну и здоровенная дура!»

«Он вынослив, как трактор, — рассказывает Стив Дэвидсон, другой американский лётчик, освоивший Ми-24. — Поставьте его в сарай на год, затем зарядите аккумуляторы — и можете лететь. С нашими вертолётами так не получится. А в полёте он идет ровно, как кадиллак 1962 года».

«Если бы я хотел летать на вертолёте только для удовольствия, вне всяких сомнений, Ми-24 оказался бы на самом верху моего списка», — утверждает Слейтон.

У России есть куда более современный вертолёты, чем ветеран Ми-24. К примеру, Ми-28 — гораздо более защищённая и эффективная боевая машина. Его двигатели разнесены и экранированы элементами конструкции, так что поразить одновременно обе силовые установки практически невозможно. В Ми-28 применено множество новшеств, например, энергопоглощающее шасси, спасающее экипаж при жесткой посадке. Бронекабина с бронеостеклением выдерживает попадание снарядов калибром 20 мм. Композитные лопасти продолжают работать после попадания снарядов калибра 30 мм. И все же Ми-24 не только не снимается с вооружения, но и продолжает производиться в Ростове-на-Дону в виде своей новейшей модификации Ми-35.

Дело в том, что Ми-28 — машина современная, дорогая, предназначенная для борьбы с бронетехникой. Однако большинству развивающихся стран вертолёт для современной войны не по карману, да и просто не нужен. А в качестве оружия для операций против незаконных вооруженных формирований лучшего выбора, чем надёжный, доступный по цене и проверенный в деле Ми-24, просто не существует. Отсюда и тот интерес, который продолжают проявлять к этому вертолёту во всем мире. Вот и в 2020 году были подписаны новые контракты на поставку Ми-24 в Ирак, Сирию, Афганистан и Пакистан. Более того, именно эти вертолёты закупает для своих нужд ФСБ России. Продолжаются закупки Ми-35 и российским Министерством обороны.

В самом конце 2020 года, 23 декабря, на лётно-испытательной станции Московского вертолётного завода им. М.Л. Миля в подмосковном Томилино, впервые взлетел экспериментальный скоростной вертолёт. Это не новая разработка, и даже не прототип будущего вертолёта, а летающая лаборатория для отработки двигателей, трансмиссии и винтов для скоростей полёта в районе 400 км/ч. Макет этой машины под названием «Демонстратор перспективного скоростного вертолёта» был показан публике на авиасалоне МАКС-2015. И вот винтокрылая машина совершила первый полёт. Под её обтекаемыми обводами без труда угадываются хищные контуры Ми-24. Именно на базе легендарного «Крокодила» сделан этот облагороженный с точки зрения аэродинамики «лебедь». Потенциал вертолёта, впервые взлетевшего более 35 лет назад, до сих пор позволяет создавать на его основе экспериментальную технику.

Текст: Леонид Ситник, https://vtbrussia.ru/tech/letayushchie-krokodily/ Корректировка и дополнения — Авиация России

  • 28.10.2016 28 октября — День армейской авиации ВКС России
  • 16.06.2016 Почему страны Азии покупают российский ударный вертолёт Ми-35
  • 30.12.2016 Александр Михеев: Инновационные решения сделали Ми-28НМ практически совершенным
  • 09.02.2016 8 февраля 1929 года – день рождения русского слова «вертолёт»

(Пока оценок нет)

Теги по теме: летающий крокодил» Ми-24» Ми-35» Миль

Достоинства и слабые места

Боевая эффективность “двадцатьчетвёрок” достигалась совокупностью положительных качеств: мощным комплексом разнообразного вооружения, хорошей бронезащитой и высокой скоростью. Надёжность и неприхотливость вертолёта обусловили его популярность во всём мире, а большой потенциал для модернизаций позволяет и сейчас не устаревать.

Недостатки у “Крокодила”, конечно же, были. Но фатальных конструкторских огрехов среди них не было, а имеющиеся легко устранялись. Уже упомянутую неудачную конструкцию исходного варианта кабины исправили на Ми-24В. Недостаточная эффективность рулевого винта была побеждена на Ми-24Д.

Во время афганской войны вертолёты стали оснащать высотными двигателями.

Бронирование оценивалось, как хорошее, а живучесть повышали путем заполнения топливных баков пенополиуретаном, установкой тепловых ловушек для защиты от ПЗРК и стальной защитой магистралей гидросистемы.

Пулемёт ЯкБ в ходе войны в Афганистане зарекомендовал себя, как мощное, но чрезвычайно капризное и ненадёжное оружие. Пулемет перегревался, заклинивал, лента рвалась. А вот более поздние пушечные модификации оказались гораздо лучше. Отказы, конечно, случались, но в целом пушку полюбили и лётчики и оружейники.

Вооружение Ми-24

“Крокодила” пытались вооружить и тяжёлыми ракетами С-24 и С-25. Оказалось, что двигатели мощных ракет своим шлейфом газов нарушают режим работы моторов вертолёта, в итоге пуски ракет доверяли только опытным лётчикам. Да и применяли такие ракеты лишь эпизодически. Вплоть до 90-х годов не удавалось решить и проблему обеспечения ночной работы.

ТТХ в сравнении с вертолётами вероятных противников

Ми-24AH-1 CobraAH-1Z ViperAH-64D
Диаметр несущего винта, м17,313,4114,614,63
Диаметр рулевого винта, м3,9082,592,972,79
Длина фюзеляжа, м17,5113,5913,8715,06
Ширина фюзеляжа, м1,70,990,99
Высота, м3,94,94,374,95
Максимальная взлётная масса, кг11 5004535840910 400
Силовая установкаТВ3-117В (ВМА)T53-L-703T700-GE-401CT700-GE-701D
Мощность двигателя, л.с.2 х 25001 х 16902 × 17232 х 2000
Экипаж, чел2-3 (до 8 десантников)222
Максимальная скорость в горизонтальном полёте, км/ч335315287265
Дальность полёта практическая, км450510680480
Практический потолок, м4950372059006100
Стрелково-пушечное вооружение12.7 мм пулемёт (Ми-24А-Д), 30 мм пушка (Ми-24П), 23 мм пушка (Ми-24ВП-ВМ)7.62 мм пулемёт, 40 мм гранатомёт.20 мм пушка30 мм пушка
Ракетное вооружениеНАР С-5, С-8, С-13, С-24. ПТУР “Фаланга”, “Штурм-В”, “Атака-М”, “Гермес-А”70 мм НАР70 мм НАР Hydra, ПТУР Hellfire70 мм НАР Hydra, ПТУР Hellfire

Применение в боях

Когда американцы создавали свою “Кобру”, вовсю шла война во Вьетнаме, так что конструкторы заранее знали, на какой театр военных действий их машина отправится, и с чем там столкнётся. А вот Ми-24 проектировался не для тех войн, в которых ему пришлось участвовать. Первыми конфликтами для “крокодилов” стали война за Огаден, где они наносили удары по сомалийским силам, и война Ливии с Чадом.

Ми-24 в бою

С января 1980 года “двадцатьчетвёрки” начали применяться в Афганистане. Именно эта война стала тем полигоном, где отрабатывалась тактика применения ударных вертолётов и совершенствовалось его вооружение.

Первоначально Ми-24 казался не очень приспособленным для местных условий, его считали слишком тяжёлым и недостаточно маневренным. Однако с течением времени “универсальные” Ми-8 для выполнения ударных задач стали применяться всё реже, а вот Ми-24 – всё чаще. По транспортному назначению “крокодил” почти не применялся. С десантом на борту маневренность падала ещё сильнее, а сама кабина была слишком тесной.

В Афганистане отработали следующую тактику применения: пускались неуправляемые ракеты, за ними следовал огонь из пулемёта или пушки, и, наконец, сбрасывались бомбы.

НАР С-5 калибра 57 мм постепенно заменили более мощными С-8 калибра.

Некоторое количество Ми-24 оставалось в ВВС Афганистана после вывода советских войск. Там они воевали на стороне правительственных войск, а затем принимали участие в новом витке гражданской войны и появились уже и у противников режима.

После развала СССР Ми-24 применялись в Нагорном Карабахе, причём обеими сторонами. Российские “двадцатьчетвёрки” активно использовались в ходе войны в Чечне. Ирано-иракская война интересна тем, что в её ходе Ми-24 неоднократно применялись для воздушных боёв. При выполнении таких “непрофильные” заданий иракским вертолётам удавалось сбивать даже истребители.

Ми 24 в Афгане

Впрочем, чаще всего схватки проходили между вертолётами. Противником “двадцатьчетвёрок” выступала “Кобра”, тоже слабо (если не хуже) приспособленная для воздушных боёв. Исход таких схваток определялся обычно уровнем подготовки лётчиков, но список побед машин Миля в итоге оказался длиннее.

Воевали Ми-24 в Анголе, в Индокитае расстреливали лагеря “красных кхмеров”, в Перу помогали бороться наркомафией. А в ходе войны в Сьерра-Леоне в 90е годы Ми-24 имелись в распоряжении ЧВК “ExecutiveOutcomes”.

В ходе гражданской войны в Сирии Ми-24 применяются как ВВС Сирии, так и российской авиацией.

К сожалению, именно Ми-24 (конкретно Ми-35М, экспортный вариант Ми-24) стал первым вертолётом, потерянным Россией в этом конфликте.

Вооружение

Помимо надежного бронирования Ми-24 армейский ударный вертолет имеет не менее впечатляющее вооружение. В арсенал Ми-24, в зависимости от модификации, входят различные типы стрелково-пушечного оружия, размещаемого на 6 точках подвески. В зависимости от решаемых задач на вертолете могут устанавливаться управляемые «Штурм-В» или «Гермес-А» и неуправляемые «С-пять/восемь/13/24» ракеты, предназначенные для борьбы с наземными (включая бронированные) целями. Для отражения воздушных атак Ми-24 вооружен ракетными комплексами Р-63 В или «Игла-В». Кроме того, на нем могут подвешиваться бомбовые кассеты весом 50…500 килограммов.

Ми-24 Вооружение

Разное

Первые макеты Ми-24 (тогда ещё В-24) были окрашены традиционно для советских вертолётов – однотонный тёмно-зелёный цвет и светло-голубой из фюзеляжа. Но уже опытный образец в 1969 году имел двухцветный деформирующий камуфляж.

Ми-24 на войне

В 1984 году для съёмок фильма “Красный рассвет” были изготовлены “фальшивые” Ми-24. На французские вертолёты “Пума” установили макеты крыльев с блоками НАР, а нос закрыли обтекателем из тонированного стекла.

В целом получилась довольно сносная имитация ранних “двадцатьчетвёрок”, но обтекатель слишком сильно ухудшал обзор пилотов. В результате, когда те же вертолёты в той же роли появились в фильмах “Рэмбо-2” и “Рэмбо-3”, от их грима остались только крылья с ракетными установками. И сходство с Ми-24 было совершенно утеряно.

В менее известных боевиках, например, в “Красном скорпионе”, роль Ми-24 исполнял S-62, которому декоративные крылья с блоками НАР не обеспечивали даже минимального сходства с “Крокодилом”. А вот в фильме “Огненный лис” использовали не настоящие вертолёты, а радиоуправляемые модели — зато достоверно передающие облик ранних “Стаканов”.

Уже более трёх десятилетий “крокодилы” воюют в разных уголках земного шара.

Когда-то они предназначались для переброски в тыл противника десантно-штурмовых подразделений, поддерживая их огнём. А в итоге им пришлось даже участвовать в воздушных боях, которые раньше считались надуманным сценарием, малоосуществимым в реальности. И “двадцатьчетвёрка” выдержала все испытания с честью, её репутация “классического” ударного вертолёта полностью заслужена.

Возможно Ми-24 не был самым лучшим вертолётом в своём классе. Но результативность его боевого применения, популярность среди пилотов и у заказчиков говорят сами за себя – это выдающаяся боевая машина, грозный враг и достойный соперник.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: