29 декабря 2012 года на Киевское шоссе, выкатившись за пределы посадочной полосы, расположенной в аэропорту Внуково, и разбив все защитные ограждения, упал лайнер. В результате этой авиакатастрофы погибли пять человек, еще трое пострадали. Догадок о причинах произошедшей трагедии было очень много, но исчерпывающая информация появилась не сразу, хотя ее очень ждали.
В этой статье вы ознакомитесь с причинами трагедии, оглашенными Межгосударственным авиационным комитетом, и узнаете, насколько велика в случившемся доля человеческого фактора.
Событие, взорвавшее эфир
«Авиакатастрофа! Внуково, 29 декабря!» Эти слова со скоростью молнии облетели всю Россию и мир. Заголовки в газетах и самые горячие новости в СМИ кричали об одном и том же. Что же случилось на самом деле? Как произошло это страшное событие и что привело к трагедии? Ответить на эти вопросы пытался не один специалист, и все высказывали свое собственное мнение. Основные версии касались возможных технических неисправностей, возгорания на борту, а также среди предположений фигурировал человеческий фактор. Официальное же заявление появилось спустя лишь два месяца с момента трагедии.
Эти имена нужно знать
На борту авиалайнера в момент, когда произошла авиакатастрофа во Внуково, находилось лишь 8 членов экипажа. Это Г. Д. Шмелёв – командир воздушного судна, Е. И. Асташенков – второй пилот, И. Н. Фисенко – бортинженер, Т. А. Пенкина, Е. М. Жигалина, А. А. Изосимов, К. С. Баранова и Д. Ю. Винокуров – бортпроводники. Если верить полученным после длительного расследования данным, то лишь один человек из всего экипажа был не полностью компетентен и обманом попал в его состав.
Катастрофа Як-40 в Шереметьево
9 марта 2000 года. Авиалайнер Як-40Д, совершал рейс VGV9651 по маршруту Москва — Киев, едва оторвавшись от ВПП аэропорта Шереметьево, рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 9 человек (5 членов экипажа и 4 пассажира). Среди погибших были основатель Зия Бажаев и журналист Артём Боровик.
По заключению Межгосударственного авиационного комитета, к катастрофе привели два фактора: ошибка пилота, выполнявшего взлет и поставившего закрылки в неправильное положение, и халатность технических служб, которые не произвели обработку самолёта антиобледенительной жидкостью. Решающим фактором была названа ошибка экипажа.
Как это было
В тот день, как, в принципе, и в любой день, когда происходят катастрофы, никто беды не ожидал. Экипаж вылетел из Чехии, а на Киевском шоссе, как обычно, было очень оживленное движение. Многие утверждают, что избежать огромного количества жертв удалось лишь благодаря вмешательству высших сил. Да и как может быть иначе, если лайнер, весом более 60 тонн падает на оживленную трассу и разваливается на три части? Жертвы – это всегда страшно, но, учитывая масштабы случившегося, их могло быть не то что в десятки, но даже в сотни раз больше. Движение на трассе остановили всего на пару часов. Благодаря оперативным действиям сотрудников МЧС, оно было очень быстро восстановлено.
Фальсификация документов – причина гибели людей
Во время поиска причин, которыми была вызвана авиакатастрофа во Внуково, открылся тот факт, что второй пилот предоставил протокол на определение уровня языковой компетентности и сертификат, которые были фальсифицированы. Эта страшная истина была впоследствии подтверждена ректором УВАУ ГА. Причиной для более детального разбора компетентности послужила запись разговоров на судне между пилотами во время введения схемы прибытия, а также отсутствие информации от второго пилота о превышении скорости и угла атаки при заходе на посадку.
«Такое раздолбайство, что слов нет»
В суровые 1930-е годы подобная картина событий, с учетом личности погибших, могла бы стать причиной для обвинений всех причастных в совершении умышленной диверсии. Но ныне времена более либеральные, поэтому дело возбудили по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»).
Замминистра транспорта РФ Валерий Окулов, побывав на месте катастрофы, сказал: «Такое раздолбайство, что слов нет».
Почему разбился самолёт, на котором летел глава Total Кристоф де Маржери? Подробнее
В качестве обвиняемых по делу о катастрофе во «Внуково», помимо Мартыненко и Леденева, были привлечены руководитель полетов Роман Дунаев, диспетчер-инструктор Александр Круглов, диспетчер руления Надежда Архипова и диспетчер-стажер Светлана Кривсун. В январе 2020 года обвинения с Кривсун были сняты.
В июле 2020 года Солнцевский районный суд Москвы признал виновными Мартыненко и Леденева, назначив им 4 и 3,5 года лишения свободы соответственно. Этим же приговором оба осужденных были освобождены от наказания по амнистии со снятием судимости. Материалы в отношении Дунаева, Архиповой и Кругловой выделены в отдельное производство и возвращены судом в прокуратуру.
Приговор в отношении Мартыненко и Леденева обжалован в Мосгорсуд в связи с многочисленными нарушениями норм УПК РФ. 22 мая 2020 года Президиум Мосгорсуда, несмотря на возражения прокурора и остальных участников судебного процесса, согласился с кассационной жалобой адвоката потерпевшего Патрика Вервеля и отправил его иск к аэропорту «Внуково» в Солнцевский районный суд города Москвы для рассмотрения по существу. 14 августа 2020 года в Солнцевском районном суде города Москвы аэропорт «Внуково» согласился выплатить компенсацию потерпевшему Патрику Вервелю, в связи с чем производство по делу было завершено.
Последние минуты
Согласно полученным от официальных источников данным, посадку производил командир экипажа. Это также подтверждает и торможение, которое велось с левой стороны. Реверс в результате так и не включился, а ручной выпуск интерцепторов так и не был произведен. А как все могло бы произойти? В случае выпуска интерцепторов сразу же произошло бы обязательное обжатие опор шасси, включение реверса и, как следствие, торможение лайнера тормозами на основных колесах. И все! Ни о какой катастрофе речь бы не велась и никакой угрозы жизням людей! Все были бы живы! Некоторое время экипаж все же пытался запустить реверс, это привело к временному запуску двигателей, и лишь при помощи стоп-кранов они были выключены. Однако все усилия в конечном счете свелись к нулю – катастрофы, к сожалению, избежать не удалось.
После совершения жесткой посадки лайнер пересек пределы взлетно-посадочной полосы и протаранил ограждение на Киевском шоссе со скоростью 190 км/ч, что повлекло за собой распад судна на несколько частей. Так произошла авиакатастрофа во Внуково.
К счастью, ни одно автотранспортное средство не пострадало. Лайнер перегородил шоссе, чем полностью заблокировал движение, образовав большие пробки, по истечении лишь нескольких часов движение восстановилось, но не полностью.
Расследование и причины катастрофы
Александр Усольцев — известный блогер, в момент произошедшей трагедии находился в здании аэропорта. Он делится своими заметками, говоря, что о трагедии посетители аэропорта узнали быстрее сами. Никакого оповещения во «Внуково» сделано не было. Спустя полчаса после произошедшего, выходя на место разлома самолета, пострадавших уже не было. Это свидетельствует о том, что люди были полностью эвакуированы из-под обломков судна в короткий срок.
Несмотря на отсутствие высоты, падение самолета привело к его крушению на детали. По разные стороны шоссе лежали остатки от него. Крылья были оторваны с обеих сторон, одно шасси вместе с мелкими обломками улетели на автомагистраль, а кабина самолета была повернута на 180 градусов. Большого количества жертв, после крушения удалось избежать по двум причинам:
- на место вовремя прибыли пожарные;
- огненное пламя было небольшим, огонь не успел распространиться на большое расстояние;
- люди не были подвержены массовой панике.
Так, после падения самолета на место трагедии быстро прибыли около сотни спасателей. После крушения, у лайнера загорелся правый двигатель, но огонь не смог распространиться на дальнее расстояние ввиду оперативной работы специальных служб. Спустя четверть часа на место крушения самолета прибыла прокуратура.
Ввиду падения самолета ТУ-204 было заведено уголовное дело по статье нарушения и пренебрежения правилами техники безопасности, которые повлекли за собой смерть одного и более лиц. В Январе 2013 года следствие было временно приостановлено, а уже спустя два года первого сентября 2014 закрыто ввиду смерти бортинженера и командира лайнера. Причины крушения, которые выдвинула авиационно-техническая судебная экспертиза были следующие:
- заход на посадку осуществлялся на скорости, превышающей допустимые нормы;
- ошибка экипажа, а в частности инженера, в отсутствии контроля при выпуске интерцепторов;
- технические неполадки в работе системы.
После всего случившегося, была выдвинута версия об ошибочном действии пилота, а вторая — об отказе техники во время приземления. Сначала была выбрана версия с отказом техники. Поэтому, по словам МАК, объявленным 24 января, причиной катастрофы лайнера стало именно отказ системы торможения и несрабатывание реверса. Но, после большого количества проверок, было выяснено, что причиной данной катастрофы, кроме отказа системы стал, в большей степени человеческий фактор.
Как сообщает главный редактор Avia.ru Роман Гусаров: когда самолет шел по траектории снижения, его скорость для посадки пустого лайнера уже превышала допустимую норму. Учитывая такие события единственным верным решением экипажа на тот момент было – отправиться на второй круг. Пустой самолет стал причиной возникновения таких сложностей при торможении.
Кому удалось остаться в живых
Как ни прискорбно, но авиакатастрофа во Внуково не обошлась без жертв. Из восьми человек экипажа в живых осталось только трое. Это А. А. Изосимов – бригадир-бортпроводник, К. С. Баранова – бортпроводница, Д. Ю. Винокуров – бортпроводник.
К сожалению, эти люди погибли в авиакатастрофе: Т. А. Пенкина – бортпроводница, из-за несовместимых с жизнью полученных травм умерла в больнице; Е. М. Жигалина – бортпроводница, скончалась в московской городской больнице; И. Н. Фисенко – бортинженер, Е. И. Асташенков – второй пилот, были обнаружены спасателями погибшими; Г. Д. Шмелёв – командир экипажа, на протяжении некоторого времени был без вести пропавшим, но вскоре его тело было обнаружено вблизи разбившегося лайнера.
Достаточно нелегко искать истинные причины и очень просто обвинять кого-то. К сожалению, лишь после трагедии мы можем утверждать, что авиакатастрофы можно было бы избежать, и лишь теперь знаем, какие меры нужно было предпринять, но это уже свершившийся факт. Самое страшное, что погибли в авиакатастрофе люди, а человеческую жизнь не вернуть. Берегите себя!
Последствия крушения ТУ-204 во «Внуково» | Фотогалерея
© РИА Новости
Члены экипажа воздушного судна ТУ-204 авиакомпании Red Wings (слева направо): Геннадий Шмелев, Евгений Асташенков, Игорь Фисенко, Евгения Жигалина, Татьяна Пенкина, погибшие в результате авиакатастрофы ТУ-204 © РИА Новости
Бортпроводница самолета ТУ-204 авиакомпании Red Wings Татьяна Пенкина. (Фото из архива). Т.Пенкина скончалась в одной из московских больниц 30 декабря 2012 © РИА Новости
© РИА Новости
© РИА Новости
© РИА Новости
© РИА Новости
© РИА Новости
© РИА Новости