Рейс 6502 «Аэрофлота» | |
Ту-134А а/к Аэрофлот, идентичный разбившемуся | |
Общие сведения | |
Дата | 20 октября 1986 года |
Характер | Грубая посадка |
Причина | Нарушение правил полетов в части захода на посадку за шторкой слепого полета до недопустимо малой высоты и непринятие мер по уходу на второй круг |
Место | Аэропорт Курумоч, Куйбышев (ныне Самара), РСФСР, СССР |
Погибшие | 70 |
Воздушное судно | |
Модель | Ту-134А |
Авиакомпания | Аэрофлот |
Пункт вылета | Кольцово, Свердловск |
Остановки в пути | Курумоч, Куйбышев |
Пункт назначения | Грозный |
Бортовой номер | СССР-65766 |
Дата выпуска | 1979 год |
Пассажиры | 85 |
Экипаж | 8 |
Выживших | 24 |
Не следует путать с Катастрофа Ту-134 в Самаре.
В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники. |
Катастрофа Ту-134 в Куйбышеве
— авиационная катастрофа самолёта Ту-134А авиа (СССР), следовавшего по маршруту Кольцово (Свердловск) — Грозный, 20 октября 1986 года в 15 часов 58 минут по местному времени при промежуточной посадке в аэропорту Курумоч города Куйбышева.
Самолёт произвёл посадку со слишком большими скоростью и тангажем. Шасси сломались от удара о ВПП, машина легла на брюхо и около 300 м скользила по инерции, после чего она перевернулась через правую консоль и встала вверх шасси. От удара фюзеляж самолёта переломился надвое, из разрушенных топливных баков полилось топливо и возник пожар. Из 94 пассажиров и членов экипажа выжило только 24 человека (всего погибло 70 человек).
Трагедия под Петрозаводском
Катастрофа ТУ-134 под Петрозаводском произошла 20 июня 2011 года, и именно она положила начало для вывода самолетов ТУ-134 из эксплуатации на территории России.
При заходе на посадку воздушное судно соприкоснулось с деревьями и рухнуло на землю. Большая часть пассажиров в результате крушения погибла. Эта катастрофа стала крупнейшей на территории республики Карелия. Основной причиной эксперты позже назовут ошибочные действия экипажа самолета, который отказался выводить лайнер на второй круг, чтобы избежать падения в условиях отсутствия видимости посадочной полосы.
Кроме того, инициативу в принятии критических решений на себя взял штурман судна, находившийся в момент полета в состоянии алкогольного опьянения. Диспетчер аэропорта Петрозаводска несколько раз пытался убедить экипаж не производить посадку, однако безуспешно. Еще одной предпосылкой для трагедии стал неверный прогноз погоды, переданный экипажу метеорологической службой аэропорта. Не последнюю роль сыграло и устаревшее техническое оснащение самолета.
На месте крушения был воздвигнут мемориал в память о жертвах трагедии, семь пострадавших получили компенсации. Виновными в результате судебных разбирательств были признаны чиновник Росавиации Эдуард Войтовский, начальник аэропорта Петрозаводска и руководитель метеорологической службы аэропорта.
Катастрофа ТУ-134 под Петрозаводском
Навеяло топиком о перевозе Ми-26 Тушки-134. Полез читать на вики инфу о самолете и натолкнулся на эту интересную информацию. Собственно выкладываю потому, что во время рейсов заметил, что многие начинают апплодировать экипажу в момент посадки, когда самолет только касается шасси взлетной полосы. Рано, очень рано, так как еще как минимум надо остановиться в её пределах (о чем красноречиво говорит табличка под катом в этом топике).
И опять же — настоящее мастерство я наблюдал во время посадки в Норильске, где, во-первых, впп имела «пуп» (т.е. выпуклость, см Ершова «Записки ездового пса»), а, во-вторых, был сильный боковой ветер. Так вот — посадка шла реально боком, и самолет сначала опустился на правое шасси из-за сильного крена, потом довернул и мягко коснулся левым.
В общем, табличка интересная. Некоторые моменты просто убили (например где КВС поспорил, что посадит самолет по приборам). .
По данным сайтов Aviation Safety Network, https://airdisaster.ru/ и из неофициальных источников, на начало 2012 года в результате катастроф, авиационных происшествий и терактов было потеряно 78 самолётов типа Ту-134, из них 10 в результате боевых действий, 2 — из-за терактов (всего было произведено 854 единицы Ту-134 всех модификаций ). В катастрофах погибли приблизительно 1494 человек, из них 32 на земле или в самолётах других типов.
Ну и да, сценарии некоторых остросюжетных фильмов откровенно пасуют перед такими жизненными ситуациями.
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Описание |
14.01.1966 | 45076 | аэродром Чкаловский | 8/8 | Второй прототип Ту-134. Во время испытательного полёта командир экипажа на предельной скорости, не снижая её, резко повернул штурвал на 25° из-за чего самолет резко накренился не в ту сторону. Лётчик-испытатель, незнакомый с этим явлением (реверс элеронов), усугубил крен, и самолёт, потеряв управление, перешёл в пикирование и разбился. |
19.11.1969 | HA-LBA | аэропорт Стамбула | 0/н.д. | При посадке выкатился за пределы ВПП из-за чего у него подломилась стойка шасси. |
23.05.1971 | YU-AHZ | аэропорт Риеки | 78/83 | При посадке в условиях сильного ливня, сопровождавшегося порывистым ветром, перед самой землёй самолёт попал в мощный восходящий воздушный поток, из-за чего его начало «бросать». Командир экипажа сбросил скорость, самолёт увеличил угол спуска на 10° и в результате касание полосы произошло с большой вертикальной скоростью — около 10 м/с. В результате перегрузок разрушилась средняя часть правого крыла, самолет перевернулся «на спину» и в таком положении проехал по ВПП ещё 350 м. Из поврежденных топливных баков в салон хлынуло топливо и начался пожар, с которым аварийные службы аэропорта не смогли справиться почти полтора часа. |
16.09.1971 | HA-LBD | Киев (аэрп. Борисполь) | 49/49 | При подходе к аэропорту в условиях сильного тумана у самолёта отказали все генераторы, из-за чего экипаж перешёл на питания от аккумуляторных батарей. Совершив два неудачных захода на посадку разбился при третьей попытке. |
08.07.1972 | 65604 | Мурманск | 0/н.д. | Пожар из-за провозки в багаже леговоспламеняющегося вещества. |
17.07.1972 | 65607 | Икшинское вдхр. | 0/5 | При выполнении испытательного полёта, в ходе которого отрабатывались вопросы функционирования электрооборудования при отказе всех генераторов, во время имитации отказа из-за низкого напряжения отключились топливные насосы обоих двигателей. Двигатели остановились. Малая высота полёта и израсходованный заряд аккумуляторов не позволили повторно запустить их в полёте, после чего экипаж принял решение приводниться на акваторию Икшинского водохранилища. Во время посадки самолёт не получил серьёзных разрушений, но был списан и использовался в качестве тренажёра. |
30.10.1972 | DM-SCA | Берлин (аэрп. Шёнефельд) | 0/н.д. | При посадке в сложных метеоусловиях не смог вовремя остановиться и выкатился за пределы ВПП. |
30.06.1973 | 65668 | близ Аммана | 7+2/85 | Прерванный взлёт из-за ложного мнения у проверяющего о снижении скорости. Самолёт выкатился за пределы ВПП и столкнулся со зданием, разломившись на три части. |
01.09.1975 | DM-SCD | Лейпциг | 27/34 | При снижении забыли проверить высоту, самолёт зашёл на посадку ниже глиссады и разбился. КВС был приговорён к пяти годам тюрьмы, остальные выжившие члены экипажа — к трём. |
02.01.1977 | OK-CFD | Прага | 0/48 | Столкнулся на ВПП со взлетавшим Ил-18 |
02.04.1977 | YU-AJS | Либревиль | 8/8 | Грузовой рейс, разбился при посадке |
21.09.1977 | HA-LBC | Румыния | 29/53 | Разбился при снижении, экипаж не заметил потерю мощности двигателей |
22.11.1977 | DM-SCM | Берлин | 0/74+ | При посадке забыли отключить автопилот |
16.03.1978 | LZ-TUB | около Врацы | 73/73 | В процессе набора высоты на отметке 4900 метров, произвел разворот на 135 градусов и начал снижение с большой скоростью, которое затем перешло в беспорядочное падение. Причину установить не удалось. |
22.03.1979 | 65031 | Лиепая | 4/5 | Перегруженный самолёт разбился, пытаясь сесть в сложных метеоусловиях. |
19.05.1979 | 65839 | Уфа | 0/90 | Выполнял посадку с превышением скорости и с заторможенным шасси. Из-за разрушения колёс выкатился с ВПП и загорелся |
31.05.1979 | 65649 | Тюмень | 0/н.д. | При посадке взорвалась шина шасси, вышла из строя гидравлика. Самолёт сгорел. |
11.08.1979 | 65816 | Днепродзержинск | 94/94 | Столкнулись в воздухе из-за ошибки диспетчеров |
65735 | 84/84 | |||
23.01.1980 | SP-LGB | Варшава | 0/н.д. | Выкат с ВПП при посадке |
06.01.1981 | 65698 | Адлер | 0/н.д. | При посадке отказали тормоза |
28.06.1981 | 65871 | Симферополь | 0/н.д. | При посадке взорвалась шина шасси |
17.06.1982 | 65687 | Североморск | 15/16 | Самолёт — лаборатория ЛИИ. Экипаж игнорировал предупреждения диспетчера, отклонился от курса посадки, столкнулся с радиомачтой на вершине сопки и разбился. КВС остался жив. |
14.08.1982 | 65836 | Сухуми | 11+0/82 | На полосу, с которой взлетал Ту-134, выехал L-410 |
17.06.1983 | 65657 | около Гали | 0/н.д. | Попал в зону турбулентности, благополучно сел, но получил критические повреждения. |
30.08.1983 | 65129 | около Алма-Аты | 90/90 | По указанию диспетчера снижался вне схемы захода, ночью, в горной местности. При срабатывании сигнализации опасного сближения с землей, экипаж думая, что полет происходит под контролем расценил её как ложную и поздно начал маневр уклонения. |
18.11.1983 | 65807 | Тбилиси | 7/64 | Попытка захвата лайнера. КВС резко повернул самолёт, находившиеся в кабине террористы не смогли вести прицельный огонь и были вытеснены оттуда. После возврата в аэропорт Ту-134 штурмовал спецназ. Лайнер получил критические повреждения и был списан. |
1984 | 65095 | Минск-1 | 0/0 | Пожар при ремонте на минском авиаремонтном заводе, самолёт списан. |
10.01.1984 | LZ-TUR | София | 50/50 | Разбился, пытаясь сесть в метель. |
25.05.1984 | 02 красный | около Донецка | 7/7 | Военный самолёт потерял управление и развалился в воздухе. Неправильно проведён ремонт демпфера рыскания. |
01.02.1985 | 65910 | около Минска | 58/80 | Разбился при взлёте. В двигатели попали куски льда с обледеневшего крыла. |
03.05.1985 | 65856 | около Львова | 15+79/79 | Из-за ошибки авиадиспетчера столкнулся в воздухе с военно-транспортным Ан-26, вылетевшем изо Львова в Москву. |
22.06.1986 | 65142 | Пенза | 1/59 | Прерванный взлет, выкат с ВПП. У одного пассажира случился сердечный приступ |
02.07.1986 | 65120 | Сыктывкар | 54/94 | Пожар на борту. |
19.10.1986 | C9-CAA | Драконовы горы | 34/44 | Разбился при заходе на посадку во время грозы. Президент Мозамбика Самора Машел погиб. |
20.10.1986 | 65766 | Куйбышев | 70/92 | КВС поспорил, что посадит самолёт по приборам. Приговорён к 6 годам тюрьмы. |
12.12.1986 | 65795 | Берлин | 72/82 | Не понял диспетчера, пытался сесть на закрытую полосу. |
23.07.1987 | 65874 | аэропорт Ивано-Франковска | 0/н.д. | Из-за перегруза командир экипажа принял решение взлетать от самого торца ВПП. Разворачиваясь, самолёт зацепил «улавливатель самолетов», служивший в качестве аварийного средства остановки истребителей. Из-за полученных повреждений машина была списана и передана в качестве наглядного пособия в Рижский институт инженеров ГА. |
17.02.1988 | VN-A108 | Ханой | 0/н.д. | Жёсткая посадка. Самолёт списан. |
27.02.1988 | 65675 | Сургут | 20/51 | Разбился при заходе на посадку |
09.09.1988 | VN-A102 | около Бангкока | 76/90 | Заходил на посадку в грозу |
11.10.1988 | OK-AFB | Прага | 0/н.д. | Грубая посадка. Уцелевший фюзеляж использовался как закусочная. |
28.07.1989 | 65670 | Улан-Удэ | 0/н.д. | Военный самолёт. Ночью «сел» за 300 м до ВПП. |
30.12.1989 | 65849 | Новый Уренгой | 0/н.д. | Разрушение стойки шасси. При ремонте повреждения усугубились, самолёт списан. |
13.01.1990 | 65951 | у Первоуральска | 27/71 | Из-за пожара на борту совершил вынужденную посадку на заснеженное поле, где врезался в систему орошения |
12.01.1991 | VN-A126 | Хошимин | 0/76 | При заходе на посадку резко потерял высоту |
24.01.1992 | 65053 | Батуми | 0/н.д. | Выкат с неочищенной от снега ВПП при посадке |
27.08.1992 | 65058 | Иваново | 84/84 | Заход на посадку в 2 км правее ВПП. Не смог уйти на второй круг. |
29.08.1992 | 65810 | Харьков | 0/н.д. | Выкат с ВПП, списан на запчасти. |
20.09.1993 | 65809 | Сухуми | 0/н.д. | Уничтожен на земле огнём абхазских войск. |
21.09.1993 | 65893 | Сухуми | 27/27 | Уничтожен абхазским ракетным катером на глиссаде. Упал в море. |
23.09.1993 | 65001 | Сухуми | 1/н.д. | Уничтожен миномётным огнём абхазских войск. |
22.02.1994 | HA-LBP | Будапешт | 4+0/0 | В ангаре, где лайнер готовили к полёту, загорелся чистящий раствор. |
07.05.1994 | 65976 | Архангельск | 0/62 | При посадке из-за низкого давления в гидросистеме не вышла правая стойка шасси. |
09.09.1994 | 65760 | около Жуковского | 8/8 | Столкнулся с Ту-22М, который должен был «преследовать» и снимать на тепловизор во время испытательного полёта. Ту-22М сумел совершить успешную посадку на аэродром. |
18.11.1994 | HA-LBK | Будапешт | 0/н.д. | При посадке после тренировочного полёта не вышла носовая стойка шасси. |
01.12.1994 | / 65896 | / Грозный | 0/0 | Уничтожены в ходе авиаудара по аэропорту Грозного. |
/ 65858 | ||||
/ 65030 | ||||
/ 65014 | ||||
/ 65075 | ||||
15.04.1995 | OB-1553 | Лима | 0/73 | При посадке заклинило шасси. |
24.06.1995 | 65617 | Лагос | 16/80 | Выкатился с ВПП при посадке в ливень. Самолёт был арендован нигерийской Harka Air. |
24.10.1995 | 65855 | Слепцовская | 0/0 | Повреждён при артобстреле, списан. |
05.12.1995 | 65703 | Нахичевань | 52/82 | Левый двигатель отказал при наборе высоты, однако экипаж по ошибке отключил правый. При вынужденной посадке врезался в ЛЭП. |
16.11.1996 | VN-A114 | Дананг | 0/н.д. | Носовая стойка подломилась при движении по рулёжным дорожкам |
03.09.1997 | VN-A120 | Пномпень | 64/66 | Разбился, пытаясь сесть во время ливня. |
1997 | 65785 | Шереметьево | 0/0 | На стоянке в самолёт врезался грузовик, управляемый нетрезвым водителем. Впоследствии самолёт перелетел на авиазавод в Минск, но там восстановление было признано нецелесообразным. |
23.09.1999 | / 65626 | / Грозный | 0/0 | Уничтожен в ходе авиаудара по аэропорту Грозного |
18.01.2002 | 65004 | Пулково | 0/0 | Поврежден при ремонте. Списан. |
04.03.2002 | н.д. | Моздок | 0/н.д. | Борт ВВС РФ. В условиях сильной метели совершил посадку за 450 метров до ВПП. |
24.06.2003 | 65929 | Нягань | 0/11 | Не смог взлететь после некачественного ремонта |
24.08.2004 | 65080 | Тульская область | 43/43 | Взорван террористкой-смертницей. |
10.07.2006 | 05 красный | на авиабазе РФ в Гвардейском | 0/29 | Борт Главкома ВМФ. После попадания при взлёте птицы в турбину КВС принял решение о перекращении взлёта практически на отрыве. Самолёт выкатился по курсу взлёта, миновав ближний привод. Подломил основные стойки, загорелся. Все пассажиры остались живы, самолёт полностью сгорел. |
17.03.2007 | 65021 | Самара (аэрп. Курумоч) | 6/57 | Самолет авиа разбился при посадке из-за ошибок диспетчеров и экипажа. Обязан был уходить на второй круг. |
26.03.2009 | 65981 | Долинск | 0/н.д. | Борт ВВС РФ. Прерванный взлёт во время снежной бури, самолёт повреждён и списан. |
20.06.2011 | 65691 | Петрозаводск | 47/52 | При выполнении захода на посадку в неблагоприятных погодных условиях командир экипажа, в условиях отсутствия визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, поддержав решение штурмана, находящегося в легкой степени алкогольного опьянения, и фактически отстранив второго пилота от управления, принял решение не уходить на второй круг, из-за чего самолёт снизился ниже установленной минимальной безопасной высоты и столкнулся с деревьями и землей. |
14.10.2011 | RA-65143 | Новый Уренгой | 0/74 | Пожар двигателя при взлёте. Списан. |
28.12.2011 | EX-020 | Ош | 0/88 | При посадке выкатился за пределы ВПП, завалился на бок и загорелся. |
Крушение ТУ-134 под Минском
1 февраля 1985 произошла крупная катастрофа ТУ-134 под Минском. Практически после взлета самолета, следовавшего рейсом Минск — Ленинград, у судна поочередно отказали оба двигателя, в результате чего самолет упал в лесу. Из 80 человек на борту в живых осталось 22. Расследование происшествия привело к выводу об отсутствии вины членов экипажа в данном инциденте. Спорным оставался вопрос, каким образом оба двигателя самолета пришли в негодность. ТУ-134 1977 года выпуска находился в отличном состоянии на тот момент.
Возможной причиной в результате проверки было признано попадание льда в двигатели, что привело к их помпажу и разрушению.
Достоверно подтвердить эту версию не удалось, так как лед, возможно попавший в двигатели, на момент аварии растаял. Последующие эксперименты с двигателями данной модели все же подтвердили версию с попаданием на входы двигателей льда, но не выявили причину возможного оледенения.
Катастрофа ТУ-134 под Минском
Посадка «на спор»
В составе штаба пожаротушения УПО (управления пожарной охраны) находился инженер, а ныне начальник испытательной пожарной лаборатории полковник Валерий Фрыгин. На него и других пожарных как раз и навалилась печальная обязанность — собирать обгоревшие трупы и их фрагменты. — Не у всех хватало сил без содрогания созерцать такую жуткую картину, — вспоминает ветеран. — В салоне работать можно было только в противогазе. Когда я нырнул в закопченный разлом корпуса, сразу же увидел висящих у меня над головой мёртвых людей, пристегнутых ремнями. Ведь самолёт-то в ходе падения перевернулся, и все кресла с пассажирами оказались «вверх ногами» и как бы на потолке. Утром в зал аэропорта стали пускать родственников погибших — для опознания. В числе других из Грозного в Куйбышев для выполнения скорбной миссии, прилетел и знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев, у которого в авиакатастрофе погиб один из родственников. В тот же день специальным рейсом «Аэрофлота» тела жертв катастрофы были отправлены в Чечню. Как мы говорили выше, из 93 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту самолёта в момент катастрофы, впоследствии в живых остались только 24, в том числе командир экипажа Александр Клюев. Из 14 детей спасся лишь один мальчик, житель Грозного Арслан Паршоев. Тем рейсом он летел вместе с отцом, который во время катастрофы вынес оебенка из горящего салона через пролом в корпусе, но сам погиб, когда вернулся за кем-то из близких. Примерно через две недели после трагедии правительственная комиссия получила в свои руки весомое доказательство того, что главным и единственным виновником гибели 69 человек стал… командир корабля пилот первого класса Александр Клюев. Суть его служебного проступка, в условиях полёта моментально обернувшегося тяжким преступлением, на первый взгляд звучит невероятно. Однако «чёрный ящик» с абсолютной точностью зафиксировал разговор первого пилота с другими членами экипажа. Из этого разговора следовало, что в момент приближения самолёта к аэропорту Куру-моч, командир… поспорил с коллегами: он, мол, посадит машину «вслепую», по одним только показаниям приборов. Клюев закрыл обзорные окна кабины металлическими шторками, после чего и повёл «тушку» к земле. Однако это был как раз тот случай, когда даже у опытного пилота, что называется, «дрогнула рука»… Все дальнейшее читателю уже известно. Процесс по делу Александра Клюева проходил в Москве, в Верховном суде РСФСР, в закрытом для прессы и общественности режиме. В итоге пилот был признан виновным по статье 85, часть 1, УК РСФСР («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта»), и его приговорили к максимальному сроку, предусмотренному этой статьей, — к 15 годам лишения свободы. Правда, потом дело командира Ту-134 было пересмотрено, и срок заключения ему сократили до шести лет. По некоторым данным, после освобождения, вплоть до 1994 года, Клюев жил в самарском пригороде, а затем уехал в Ульяновскую область.
Журнал: Тайны 20-го века №42, октябрь 2011 года Рубрика: Аварии и катастрофы Автор: Валерий Ерофеев
Метки: Тайны 20 века, гибель, катастрофа, самолёт, авария, Самара, Куйбышев, 1986, посадка, аэропорт, Ту-134, октябрь
- Назад
- Вперед
Трагедия в Иваново
Катастрофа ТУ-134 в Иванове случилась 27 августа 1992 года при заходе самолета на посадку. Судно рухнуло на нежилые постройки поселка Лебяжий Луг недалеко от аэропорта.
Среди жителей поселка никто не пострадал, но все присутствующие на борту самолета пассажиры и члены экипажа погибли за считаные секунды. Причинами ужасной трагедии можно назвать неслаженные действия экипажа самолета и нарушения правил ведения полета и захода на посадку. После команды диспетчера аэропорта о снижении самолет накренился вправо и ушел с воздушной трассы.
Падение самолета в Куйбышеве
Одной из самых нелепых по своей причине, но крупных трагедий является катастрофа ТУ-134 в Куйбышеве, произошедшая 20 октября 1986 года.
Самолет при выполнении промежуточной посадки в аэропорту Курумоч снизился на большой скорости, из-за чего шасси сломались о взлетно-посадочную полосу, судно проскользило по земле, переломилось надвое, и начался пожар. Погибло 70 человек.
Причиной трагедии стал спор между командиром самолета и остальными членами экипажа на предмет того, сможет ли первый посадить судно вслепую. Александр Клюев, командир корабля, ограничил себе видимость шторкой на окне кабины пилотов и в таком положении приступил к снижению. Второй пилот летел без шторки, однако не предупредил коллегу о возможной опасности и не высказал предложения о заходе корабля на второй круг.
После падения он активно помогал пассажирам выбраться из охваченной пламенем машины и умер от сердечного приступа на пути в больницу. Александру Клюеву впоследствии было предъявлено обвинение. Он был осужден на 15 лет, из которых провел в заключение шесть лет и вышел на свободу после пересмотра дела. Так халатность и азарт на рабочем месте привели к гибели большого количества людей.
Катастрофа ТУ-134 в Куйбышеве
Справка «МК»
“Ту-134” — ближнемагистральный реактивный пассажирский самолет, разработанный в начале 60-х годов прошлого века конструкторским бюро имени Туполева. Он был построен на базе самолета “Ту-124” и стал одним из наиболее популярных лайнеров в СССР. “Ту-134” может совершать перелеты до 2 тысяч километров с крейсерской скоростью 800—900 километров в час и перевозить не менее 40 пассажиров. Авиалайнер зарекомендовал себя как один из самых надежных и экономичных отечественных самолетов.
Понятно, что различные ведомства на данном этапе разбирательства старались вывести свои службы из-под удара.
Объективно было установлено лишь следующее: “Ту-134” отправился в полет исправным и имел достаточный запас топлива, чтобы в случае чего уйти на запасной аэродром. Вместе с тем он садился в сложных метеоусловиях — дождь, туман. В момент авиакатастрофы видимость в окрестностях Петрозаводска не превышала 300 метров. Кроме того, по заявлению МАК, целыми были обнаружены бортовые самописцы.
При этом все специалисты сходятся в одном: вряд ли можно грешить на старость самолета. Машина эта, несмотря на почтенный возраст, является очень надежной. “Ту-134” даже внесен в Книгу рекордов Гиннесса, так как за всю историю эксплуатации этого самолета с ним ни разу не случалось авиапроисшествий, причиной которых были бы его технические неполадки, только человеческий фактор. Именно эту причину считают основной и в данном случае, поэтому предметом наиболее пристального изучения экспертов станут действия пилотов.
Некоторыми предварительными соображениями о причинах этой катастрофы с “МК” поделился действующий летчик одной из ведущих российских авиакомпаний, командир самолета “Ил-96” Сергей Кнышов.
Авиакатастрофа ТУ-134 в Карелии
Смотрите видео по теме
— Во-первых, тут есть один неясный вопрос: как там расположена взлетно-посадочная полоса (ВПП) относительно шоссе, на которое упал самолет? Если параллельно, то летчики по какой-то причине могли просто принять дорогу за ВПП и садиться на нее… Во-вторых, метеоусловия на посадке были сложные: прогнозировался дождь, туман. Если пилоты заходили по ИЛС — точной посадочной системе, то, думаю, минимум для них должен был быть 60 на 550 метров. 60 — высота нижнего края облачности, с которой пилот должен был видеть ВПП, а дальность 550 метров. То есть высота принятия решения (ВПР) должна была быть 60 метров. До этой высоты он летит, пилотирует, смотрит… Но во всех документах записано: за 30 метров до ВПР — в данном случае это примерно на 90–100 м — пилот переносит свой взгляд во внекабинное пространство, то есть он уже должен зацепиться взглядом за полосу, за огни. То есть до ВПР пилот обязан определиться, что он будет делать: либо однозначно садиться, либо уходить на второй круг. Если же он ничего не видит и при этом продолжает снижаться, то это — преступление.
инфографика: Иван Скрипалев
Авария с участием ТУ-134 в Самаре
Как и многие предыдущие инциденты, катастрофа ТУ-134 в Самаре произошла в момент захода на посадку.
В силу резко ухудшившихся погодных условий и отсутствия видимости огней посадочной полосы, самолет отклонился от курса. Диспетчер аэропорта Курумоч проинформировал об этом экипаж, однако, сделал это несвоевременно и недостаточно подробно для объективной оценки ситуации. Экипаж корабля не счел нужным выводить судно на второй круг, в результате чего самолет приземлился вне взлетно-посадочной полосы. Стойки шасси не выдержали нагрузки и подломились, а сам самолет завалился набок, и его передняя часть отломилась от фюзеляжа. Погибло шесть человек из 57 присутствовавших на борту.
«Поспорим, что посажу?»
Говорят, что подобного не случалось в истории мировой гражданской авиации. Пилоты, отвечавшие за жизни и безопасность 85 пассажиров, включая 14 детей, и ещё семи членов экипажа, просто… поспорили. Командир экипажа Александр Клюев заявил коллегам, что посадит «свой» самолёт вслепую, по приборам. Для верности он закрыл шторками окна кабины.
В итоге опытнейший пилот ошибся в расчётах, и пассажирский самолёт, следовавший по маршруту Кольцово (Свердловск) — Грозный с пересадкой в «Курумоче», с сильнейшим ударом впечатался в бетонную посадочную полосу. При этом второй пилот, Евгений Жирнов, который мог видеть ошибку командира, ничего не предпринял для того, чтобы вовремя исправить ситуацию.
От чудовищного удара, который слышали за пределами аэропорта, сломалось шасси, и самолёт потащило по полосе. Он перевернулся и раскололся надвое. Левое крыло сложилось пополам, а правое почти полностью оторвалось. Кабина пилотов осталась цела. Авиационный керосин из повреждённых топливных баков хлынул на турбины двигателей, и самолёт вспыхнул, как факел.