Первые впечатления от Gulfstream G500

G550 / C-37B
Типсамолёт бизнес класса
ПроизводительGulfstream
Первый полёт2003 год
Статусэксплуатируется
Единиц произведено500 (на май 2015)
Стоимость единицыUS$ 50 миллионов
Базовая модельGulfstream G550
Изображения на Викискладе

Gulfstream G500

Gulfstream G550

— реактивный двухмоторный самолёт бизнес-класса, выпускающийся корпорацией Gulfstream Aerospace, расположенной в городе Саванна, штат Джорджия, США. На январь 2020 года в эксплуатации по всему миру находилось 450 самолётов.[1] Существует версия G500 с уменьшенными топливными баками (не путать с G500/G600, которые находятся в разработке).[2]

Разработка

Gulfstream G550

Gulfstream G550 получил сертификат лётной годности 14 августа 2003 года. Дальность полета лайнера составляет 12500 , которая достигается за счет достаточного количества топлива и хорошей аэродинамики фюзеляжа. Самолет оснащен специальной системой управления и улучшенного видения, которая включает инфракрасные камеры, что позволит совершать взлет и посадку в условиях низкой видимости. Основным конкурентом является самолет Bombardier Global Express.

С момента эксплуатации самолет совершил несколько беспосадочных полетов с установлением рекордных результатов. Одним из первых был совершен перелёт из Сеула (Южная Корея) в город Орландо (штат Флорида) общей протяженностью 13521 км, преодолев расстояние за 14.5 часа, в дальнейшем на самолете было установлено более 40 рекордов. Подобные полеты самолет способен осуществлять благодаря турбовентиляторным двигателям Rolls-Royce BR 710, обеспечивающим скорость 0.8 Маха, с возможностью достижения максимальной скорости 0.87 Маха.[3]

Для удобства пассажиров создан пассажирский салон, имеющий четыре зоны, оборудованные системами подачи и регулирования температуры. При заказе лайнера предлагается 12 вариантов различной компоновки и отделки интерьера салона с конфигурацией до 19 посадочных мест. На борту самолета для поддержания связи установлена аппаратура, включающая связь, факс, интернет.

17 мая 2020 Gulfstream Aerospace передала заказчику 500 самолёт G550.[4] Стоимость самолёта на 2010 год составляла 50 миллионов долларов.

Gulfstream G500

Gulfstream G500 имеет уменьшенные топливные баки.[5] Самолёт был представлен в 2004 году, как версия G550 с уменьшенной дальностью полёта 5,800 морских миль (10,700 ). Также самолёт не имеет в базовой комплектации Enhanced Vision System (EVS). G500 создавался для развивающихся рынков, как самолёт с надежностью G550, но меньшей дальностью полёта.

Трансфер технологий

Шагая вдоль производственной линии завода Gulfstream Aerospace в Саванне, автор не мог не восхищаться потрясающими G500 и G600, собрираемыми людьми и роботами. И конечно же не мог не задаться вопросом – «А могли ли себе вообще такое представить братья Орвилл и Уилбур Райт»? Скорее всего они бы сказали «Вот это, да. Некоторые из этих технологий, парень, мы смогли бы применить к нашему «Китти Хок» (первый самолет братьев Райт более известен не как «Флайер I», а как «Kitty Hawk» – по названию места, где он впервые поднялся в воздух)». Тогда тут же напрашивается вопрос: «А могут ли некоторые из новейших элементов, используемых при разработке самолетов бизнес-класса, в будущем быть применены к другим ЛА гражданской авиации (к примеру легкомоторным самолетам).

Безусловно, ответ будет только положительным. «Разумное» использование сенсорных экранов в модели G500, к примеру, должно убедить, разработчиков будущих самолетов, что сенсорные технологии заняли прочные позиции и надолго обосновались в Gulfstream Aerospace. Так, автоматизация систем управления может, в конечном итоге, привести к созданию более «умных» самолетов, способных «чувствовать», когда что-то идет не так, и способных самим (бех вмешательства пилотов) устранить возникшую проблему.

Боковые ручки управления (открытие G500) теперь используются и на бизнес-джетах Dassault Falcon 7X/8X, ­Embraer Legacy 450/500, самолетах семейства Cirrus SR и ­Vision Jet, Cessna TTX и многих других. Единственный вопрос заключается в том, а будут ли они, как повсеместно принятый стандарт, использоваться на любых перспективных легкомоторных самолетах? Ведь вряд ли кто будет не согласен с тем, что благодаря боковым ручкам управления все органы управления ЛА находятся в пределах естественной досягаемости рук пилота, тем самым освобождая место в кабине, занятое штурвалами и ручками управления на других воздушных судах. И не пора ли всем последовать примеру Gulfstream?

Установленные на G500 и рассчитанные на 10000 часов межремонтного ресурса, не требующие промежуточных осмотров двигатели Pratt & Whitney PW814GA позволят существенно понизить размер эксплуатационных расходов. К тому же по мощности турбинные, вне всяких сомнений, превосходят «достопочтенные» поршневые двигатели.

Все идет к тому, чтобы на небольших гражданских самолетах начали устанавливать ЭДСУ, автомат тяги да и сама архитектура управления самолетом должна становиться более электрической. На данный момент эти технологии пока еще достаточно дороги, чтобы устанавливаться даже на самолетах с высокими эксплуатационными характеристиками, будь то поршневые, турбовинтовые или небольшие реактивные самолеты. Тем не менеее, будущее не за горами, ведь все неуклонно движется именно к этому.

Технические характеристики

ПараметрG500[6]G550[7]
Пассажировместимость19, обычно 14-18 пассажиров (в зависимости от салона)19, обычно 14-18 пассажиров (в зависимости от салона)
Грузоподъёмность2 948 кг2 812 кг
Грузоподъёмность при максимальной массе топлива1 043 кг816 кг
Длина29,37 м29,39 м
Размах крыла28,5 м28,5 м
Высота7,87 м7,87 м
Максимальная взлётная масса38 601 кг41 277 кг
Максимальная посадочная масса34 156 кг34 156 кг
Максимальная масса топлива15 966 кг18 733 кг
Силовая установка2 × Rolls-Royce BR710 C4-112 × Rolls-Royce BR710 C4-11
Тяга2 × 68,4 кН2 × 68,4 кН
Длина салона13,39 м (без багажного отделения)13,39 м (без багажного отделения)
Ширина салона2,24 м2,24 м
Высота салона1,88 м1,88 м
Объем салона47,26 м³47,26 м³
Максимально допустимая скорость0,885М0,885М
Максимальная скорость926 км/ч926 км/ч
Крейсерская скорость850 км/ч850 км/ч
Практическая дальность10 742 км (с 4 пассажирами и 3 членами экипажа)12 501 км (с 8 пассажирами и 4 членами экипажа)
Практический потолок15 545 м15 545 м
Длина разбега1 570 м1 801 м
Длина пробега840 м844 м

Gulfstream G150: Одноклассникам в пример

С момента начала эксплуатации самолета G150 в конце 2005 г. компания Gulfstream Aerospace поставила заказчикам уже более 65 машин. Таким образом, новая модель стала серьезным конкурентом другим деловым реактивным самолетам средней размерности. По словам операторов, в этом бизнес-джете сошлись воедино привлекательная цена и экономичность в эксплуатации, выдающиеся взлетно-посадочные характеристики и высокая крейсерская скорость, комфорт и надежность.

Для многих операторов ключевым фактором, повлиявшим на принятие решения о покупке, стала цена самолета. Большинство первых покупателей приобрели свои экземпляры менее чем за 14 млн долл. Теперь, спустя три года, производитель поднял цену всего до 14,5 млн долл. в стандартной комплектации — очень выгодное предложение по сравнению с многими конкурентами в этом классе.

G150 — единственный среднеразмерный бизнес-джет стоимостью менее 20 млн долл., способный перевезти четырех пассажиров на расстояние 5550 км. Он также может похвастаться наикратчайшей длиной разбега при международной стандартной атмосфере из всех аналогичных моделей — кроме, пожалуй, Citation Sovereign. Еще одна сильная сторона G150 — возможность эксплуатации в жарком и высокогорном климате.

По отзывам первых операторов, проблем в эксплуатации G150 доставляет очень мало. Интервалы проведения регламентного обслуживания по формам A-check и C-check составляют 500 часов или 12 месяцев, что подразумевает минимальное время простоя. Успех G150 подтверждает верность выбранного Gulfstream пути: модифицировать проверенные временем конструкции, вместо того чтобы кидаться с головой в новые разработки и рисковать бизнесом. Действительно, G150, который является логическим продолжением модели G100, представляет собой воплощение консерватизма конструкторской мысли.

Вы прочитали 14% текста.

Это закрытый материал портала ATO.RU. Полный текст материала доступен только по платной подписке.

Месяц

699 ₽ 23 ₽ в день

Полгода

2999 ₽ 17 ₽ в день

Год

4999 ₽ 14 ₽ в день

Подписка на материалы ATO.ru предоставляет доступ ко всем закрытым материалам сайта — новостям, аналитике, инфографике — уникальному контенту, каждый день создаваемому редакцией ATO.ru. Кроме этого, Вы получаете доступ к материалам «Ежегодника АТО» и ко всему архиву журнала «Авиатранспортное обозрение», выходившему с 1999 по 2020 год. Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес [email protected] Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу . За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.

Приобретение бумажных и pdf-версий изданий ИД «А.Б.Е.Медиа», включая Ежегодник АТО и архивные номера журнала «Аввиатранспортное обозрение»:

Я подписчик / Я активировал промокод. Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка

Примечания

  1. Gulfstream Aerospace — Aircraft — G550. www.gulfstream.com. Проверено 10 августа 2020.
  2. Gulfstream Aerospace — Aircraft — G500. www.gulfstream.com. Проверено 10 августа 2020.
  3. Самолет Gulfstream V G500 и G550. Фото, характеристики, цена.. avia.pro. Проверено 10 августа 2020.
  4. tmgdadmin.
    Gulfstream Delivers 500th G550 (17 мая 2015). Проверено 10 августа 2020.
  5. FAA.
    «Type Certificate date Sheet NO. A12EA, revision 46» (February 22, 2016).
  6. G500 Specifications Sheet Архивировано 3 декабря 2011 года.
  7. G550 Specifications Sheet Архивировано 26 декабря 2011 года. (недоступная ссылка с 11-08-2013 [1886 дней] — история
    ,
    копия
    )

Внешние ссылки

  • [www.gulfstream.com/g150/ G150 Web Site]
  • [www.globalsecurity.org/military/systems/aircraft/c-38.htm Globalsecurity.org]
  • [www.flightglobal.com/Articles/2006/02/28/205152/Gulfstream+G150+Space+Machine.html G150 Flight Test]
  • [www.airliners.net/info/stats.main?id=224 airliners.net: data & photos]
: неверное или отсутствующее изображениеВ этой статье не проставлены тематические категории.
Вы можете помочь проекту, найдя их или создав новые, а потом добавив их в статью.

Розробка та серійне виробництво[ред. | ред. код]

Літак Astra став продовженням літаків Rockwell Jet Commander для якого IAI придбало ліцензію на виробництво у 1968 році та літака IAI Westwind. Дизайн крила Astra був змінений, і з абсолютно новим фюзеляжем було створено літак Galaxy (пізніше переназвано у Gulfstream G200)[2].

Робота з поліпшення Westwind почалася від початку 1980-х, з першого польоту прототипу 19 березня 1984 року. Перший літак Astra злетів у березні 1985 року, FAA сертифікацію прийшов у серпні 1985 року, а на ринок вийшов у 1986 році.

Оригінальний Astra 1125 був замінений в на Astra SP, про що було оголошено у 1989 році і побудовано 37 літаків. Третій варіант, Astra SPX, здійснив пеший політ у серпні 1994 року. Саме цей варіант був перейменований у G100 з вересня 2002 року після придбання компанією Gulfstream компанії Galaxy Aerospace. IAI будує літаки G100 в Ізраїлі, а потім літаки переправляють в США для завершення та внутрішнього оснащення.

У вересні 2002 року компанія Gulfstream анонсувала поліпшений літак G150, в основу якого ліг літак G100. Цей новий варіант був представлений у 2005 році.

C-38A Astra SPX в польоті

C-38 Courier і по наш час[коли?

] використовується ВПС США з двісті першої ескадрильї повітряних перевезень на авіабазі Ендрюс в штаті Меріленд. C-38 замінив ранній C-21 Learjet. C-38 відрізняється від стандартного Gulfstream G100, наявністю GPS-пристрою військового класу, тактичного аеронавігаційного пристрою, UHF і VHF безпечного командного радіо, ідентифікаційною системою «друг/ворог».

Варианты

IAI 1125 Astra Изначальная версия самолёта, оснащенная двумя двигателями Garrett TFE731-3A-200G turbofans.[5] 32 единицы было выпущено.[6] IAI 1125 Astra SP Версия с модифицированной аэродинамикой и увеличенной дальностью полёта, новой авионикой и интерьером.[7] 36 единиц было произведено.[8] IAI 1125 Astra SPX Версия с мощными двигателями Honeywell TFE-731-40R-200G, увеличенным весом и дальностью полёта. Была переименована в Gulfstream G100
после того, как Gulfstream Aerospace купили программу в 2001.[6] 77 единиц было выпущено.[9] Gulfstream G150 Улучшенная версия G100 с широким и длинным салоном, сниженным уровнем шумов и новыми двигателями[9]. Более 100 штук было произведено к 2015 году.[10]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: