Готовимся к взлету: новинки российского гражданского авиапрома

Airbus S.A.S

Заря авиации

Резкий рывок в изменении статуса авиации от неуклюжих гаражных самоделок к массовым индустриальным машинам, произошёл в годы Первой мировой войны. Военные самолёты США принимали в ней участие только на завершающей стадии. Поэтому американцы не накопили достаточного опыта применения боевой авиации.

американский самолет разведчик

В межвоенный период она характеризуется разработкой почтовых и пассажирских самолётов, позволявших преодолевать огромные расстояния собственной страны и вести бизнес по доставке пассажиров и грузов в Южной Америке, практически лишённой путей сообщения. В тот период были созданы основные авиастроительные компании:

  • «Боинг».
  • «Сикорский».
  • «Макдоннел-Дуглас».
  • «Локхид» и другие

Производством двигателей для самолётов занимались корпорации «Пратт энд Уитни» и «Дженерал Электрик». Авиастроительная отрасль США благодаря уровню развития машиностроения обладала высоким потенциалом, хотя военное направление в ней, оказалось развито слабо. Тем не менее США поставляли самолёты и пилотов для некоторых предвоенных конфликтов. Американские самолёты и лётчики участвовали в китайско-японской войне на стороне режима Гоминьдана.

Beechcraft (входит в холдинг Textron Aviation)

Бизнес-джет Premier IA

Виды боевых самолётов

Самолёты успешно применяются не только в мирных, но и в военных целях для отражения атаки противника и нанесения ударов по вражеским силам с воздуха.

виды боевых самолётов

Боевые летательные аппараты также могут быть разными, прежде всего по целевому предназначению:

  • бомбардировщики бросают бомбы на военную силу противника;
  • ракето- и торпедоносцы;
  • истребители призваны для отражения воздушной атаки врага;
  • перехватчики;
  • заправщики снабжены ёмкостями с топливом и выполняют свою главную цель – дозаправку воздушных судов, находящихся в воздухе;
  • транспортировщики перевозят необходимую для боевых действий авиационную технику.

Boeing

Bombardier Aerospace

Провальный 2020 год для гражданского самолетостроения России

В прошедшем году производство пассажирских и транспортных самолетов на отечественных авиазаводах суммарно составило всего около 20 машин отечественной разработки

Авиазавод в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ)

Больше всех самолетов гражданского назначения построено на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) – 18 машин марки «Суперджет-100» (SJ-100).

В начале 2020 г. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планировала поставку в отечественные авиакомпании 15 новых серийных «Суперджетов». Реально до конца года было поставлено менее десяти штук SJ-100: новые самолеты получили авиа, «Азимут» и «Северсталь».

Авиа получила в конце 2020 г. первую машину с горизонтальными законцовками крыла. 6 декабря прошлого года Росавиация (Федеральное агентство воздушного транспорта) одобрила изменение «Внедрение горизонтальных законцовок крыла» к сертификату типа SJ-100 (модель RRJ-95B-100), дав тем самым «зеленый свет» серийному производству и эксплуатации усовершенствованной модели регионального авиалайнера.

В начале осени 2020 г. ПАО «Аэрофлот» и АО «ГСС» (входит в госкорпорацию «Ростех» в составе ПАО «ОАК») подписали соглашение на поставку 100 самолетов SJ-100 «Аэрофлоту». Первые «Суперджеты» (пять штук) в рамках этого соглашения стали поступать в авиа через госкорпорацию развития «ВЭБ. РФ» только в январе наступившего 2020 г. Весь контракт должен быть реализован до 2026 г.

Однако в целом не смогла выполнить годовой план продаж самолетов SJ-100, который составлял около 20–25 машин. Из отчетности следует, что в течение 2020 г. руководство компании скорректировало планы и остановилось на 16 региональных машинах.

В начале 2020 г. руководство заявило, что в 2017-2019 гг. планируется поставлять до 40 самолетов SJ-100 ежегодно. Официально руководителями утверждалось, что около 35 машин будут приходиться на новые воздушные суда, а 5 на ресурсные, т.е. побывавшие в эксплуатации. Однако в конце 2020 г. министр Денис Мантуров сказал, что возглавляемое им Министерство промышленности и торговли сокращает производственные планы по SJ-100 на ближайшие годы. В 2019 г. выяснилось, что вновь приходиться снижать планку производственного плана для дальневосточного авиазавода.

Иркутский авиазавод (ИАЗ)

В прошедшем году на Иркутском авиазаводе (ИАЗ), входящем в состав корпорации «Иркут», был построен четвертый летный образец перспективного ближне-среднемагистрального авиалайнера МС-21-300 (машина № 21006), который впервые поднялся в воздух 25 декабря 2019 г.

Сейчас в ИАЗ ведется сборка пятого летного образца самолета МС-21-300 (№ 21007). Постройку авиалайнера собираются завершить в первом квартале 2020 г. На этой машине будут установлены два отечественных двигателя ПД-14. На двигатель ПД-14 был выдан Росавиацией сертификат типа в октябре 2020 г. Всего в программе сертификационных испытаний МС-21-300 предполагается задействовать пять летных образцов, которые до середины 2021 г. должны суммарно совершить 1700 испытательных полетов.

Ульяновский авиастроительный комплекс «Авиастар-СП»

По заявлению генерального директора ПАО «Ил» Юрия Грудинина, в 2019 г. на «Авиастаре» было запланировано построить три серийных военно-транспортных самолет (ВТС) Ил-76МД-90А. Построили только одну машину. Постройка четвертой серийной машины Ил-76МД-90А (заводской № 0203) была завершена в сентябре. До конца 2020 г. должны были выкатить из цеха окончательной сборки еще две новые машины (заводские №№ 0204 и 0205). В конце декабря 2020 г. в пресс-службе подтвердили задержку с передачей двух Ил-76МД-90А на Летно-испытательную станцию авиа. Пресс-служба компании сообщила, что изготовление этих двух самолетов будет завершена в первом квартале 2020 г.

Следует сказать, что в октябре 2020 г. на Ульяновском авиазаводе была запущена в эксплуатацию автоматизированная поточная линия сборки самолетов Ил-76МД-90А

Казанский авиазавод им. С.П.Горбунова (КАЗ)

В 2020 г. на Казанском авиазаводе велась постройка двух машин для специального летного отряда (СЛО) «Россия». В марте 2020 г. на сервере, предназначенном для раскрытия корпоративной информации, было размещено решение Совета директоров ОАК об утверждении договоров между ОАК и госкорпорацией «Ростех» о поставках трех самолетов семейства Ту-214. Госкорпорация «Ростех» должна передать авиалайнеры Ту-214 Управлению делами президента России. Согласно документу, цена контракта составляет 13,6 млрд руб. Договор должен быть выполнен в 2020 г. Планировалось, что первая машина будет готова в конце 2020 г., а постройка остальных двух окончена в 2019 г. По официальной информации, первый Ту-214 из этой партии был выкачен из сборочного цеха осенью 2020 г. В воздух самолет Ту-214ПУ (заводской № 44811031, серийный № 531, регистрационный № RA-64531) подняли 28 декабря 2020 г. Этот самолет специального назначения, по неофициальной информации, является первым из трех машин, строящихся для Специального летного отряда (СЛО) «Россия» Управления делами президента Российской Федерации.

Суммарно с 1989 г. по декабрь 2020 г. построено свыше 80 самолетов семейства Ту-204/214, из них свыше 40 машин находится в эксплуатации. В феврале прошлого года заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что Минобороны России рассматривает вопрос о замене всех самолетов Ту-154, принадлежащих военному ведомству, на новые авиалайнеры Ту-214, которые строятся только на Казанском авиазаводе.

Согласно неофициальной информации, в 2020 г. на Казанском авиазаводе им. С.П.Горбунова был построен (условно) только один самолет семейства Ту-214 – вторая машина из партии в три Ту-214ПУ.

Воронежский авиазавод (ВАСО)

Завершение изготовления двух авиалайнеров Ил-96-300 для президентского авиаотряда перенесено с 2020 г. на 2020 г.

В Воронеже планировали построить 2020 г., но не получилось, опытный образец авиалайнера Ил-96-400М. Достроят, как сейчас заявляют, только в 2020 г., а летные испытания начнут в 2021 г.

В 2020 г. стоимость программы глубокой модернизации Ил-96-300 в вариант Ил-96-400М оценивалась приблизительно в 53 млрд. руб. Из них 10 млрд. руб. намечалось выделить на опытно-конструкторские работы, 1,5 млрд. руб. – на техническое перевооружение ВАСО и предприятий кооперации, 42 млрд. руб. – на докапитализацию лизинговой компании, которая выступит заказчиком этих машин. Руководство ОАК заявило, что до 2025 г. намечено строить дальнемагистральный авиалайнер с темпом два – два с половиной самолета семейства Ил-96 в год. Шесть серийных Ил-96-400М предполагается сдать в 2021, 2022, 2023 и 2024 гг. Для обновленного самолета планируется оформить дополнение к сертификату типа на Ил-96-300.

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М.Бериева (ТАНТК)

Летом 2020 г. генеральный конструктор ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» Юрий Грудинин, заявил, что «сейчас на авиазаводе заложено пять самолетов Бе-200 для Минобороны России». В 2020 г. планировалось передать заказчику – Морской авиации ВМФ России – первый самолет-амфибию Бе-200 (№ 311). Но до31 декабря 2020 г. эта машина так и не поднялась в воздух.

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА)

Генеральный директор Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) Вадим Бадеха в 2020 г. сообщил СМИ, что до 2020 г. предприятие поставит гражданским перевозчикам около 40 самолетов для местных авиалиний (МВЛ) L-410 лицензионной сборки. В частности, в 2020 г. правительством России было предусмотрено выделение денег в размере 1,7 млрд. руб. для закупки четырех самолетов местных воздушных линий (МВЛ) L-410 российской сборки через Государственную транспортную лизинговую компанию. Также 1 млрд. руб. на приобретение L-410 собирались привлечь из внебюджетных источников.

Программа по поставкам отечественным авиакомпаниям самолетов МВЛ L-410 крупноузловой лицензионной сборки на Урале осуществляется через механизм финансового лизинга ГТЛК с 2020 г. Программа контролируется правительством России и была разбита на три этапа. Ранее сообщалось, что общий объем закупок через ГТЛК самолетов L-410 по трехэтапной программе составит 14 машин.

В конце декабря 2020 г. заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что для нужд российской армии планируется закупить на УЗГА 18 самолетов L-410 в ближайшие годы. В 2020 г. планируется собрать по лицензии 18 самолетов L-410, а в 2020 г. – 20 машин. Подтверждения поставки 18 собранных в УЗГА в 2020 г. пока не поступало.

Итоги

Необходимо отметить, что в обзоре учитываются только самолеты гражданского и двойного назначения, а также машины транспортной авиации.

Суммарно на отечественных авиазаводах, входящих в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в 2020 г. было построено 38 самолетов гражданского и двойного назначения, а также транспортного назначения, способных подняться в воздух. Для сравнения: в 2020 г. было построено немногим более 40 (точнее – 41 штука) пассажирских и транспортных самолетов. Руководство Минпромторговли России заявляло в начале 2020 г., что в прошедшем году запланировано поставить заказчикам 104 самолета, в том числе 24 гражданских машин. Самолеты L-410 лицензионной постройки в расчет не брались.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Cessna Aircraft (входит в холдинг Textron Aviation)

Нужна ли России гражданская авиация?

SSJ — 100

Если нужна, то зачем? Весь мир летает на Boeing и Airbus, и прекрасно себя ощущает. А мы не можем «как весь цивилизованный мир»? Вдруг оказалось, что уже не можем. Свободный рынок и демократические рыночные отношения, вдруг (для некоторых поборников теоретических рыночных отношений), оказались красивой сказкой для высокоинтеллектуальных граждан, которые своей наивностью поражают даже школьников начальных классов, которых ещё в детском саду научили, что «по-честному» — это когда у тебя хотят поменять конфету на чумазую дулю.

Впрочем, о наивности российских либеральных чиновников говорить, извините за каламбур, наивно. Всё уже украдено до вас, всё попилено и основные выгодоприобретатели назначены. Ещё в девяностых. И всё было бы чудненько, если бы не случились санкции. А эти демократические санкции могут легко и даже непринуждённо оставить гражданскую авиацию России без самолётов. Кто бы мог подумать?

МС-21

И тут, опять вдруг, выяснилось, что бюджет страны несёт просто колоссальные убытки. Речь идёт о сотнях миллиардов долларов в год, которые уходят зарубежным производителям авиатехники в виде самых разных платежей. А ещё есть целый букет всевозможных финансовых льгот, которое наше государство приняло для импортных производителей и коммерческих компаний, которые занимаются поставками самолётов и оборудования в Россию. Ситуация просто замечательная и требующая, на мой взгляд, пристального внимания со стороны Генерального прокурора. Чтобы страна знала своих героев не только в лицо, но и по лагерному номеру.

Кстати, вы знаете, кто, в конечном итоге, платит за это аэроворовство? Правильно, кто летает тот и платит. Потому о снижении цен на авиабилеты без собственной гражданской авиации можно и не мечтать. За импортный лайнер нужно платить в долларах, за запчасти и комплектующие, за эксплуатационные жидкости и т.д. и т.п., — в долларах. Рубль упал и самолёт улетел без тебя. Или оплачивай все перипетии разборок мировых финансовых спекулянтов.

Ту-204

Впрочем, компаниям Boeing и Airbus платят и те, кто не летает на их самолётах. Бюджет ежегодно недополучает миллиарды долларов (за счёт установленных законом льгот и оффшорных схем), а это пенсии, зарплаты бюджетников, пособия для социально незащищённых граждан, больницы, детские сады и т.д. В конечном итоге, в той или иной мере, за «чужие» самолёты в нашем небе сегодня платят все россияне.

А теперь, самое время поговорить о новых рабочих местах. О, буквально, сотнях тысяч высококвалифицированных рабочих мест. В КБ, на заводах, на аэродромах. Звучит, как сказка. Однако, посмотрим. Я человек недоверчивый, но сейчас у меня есть основания полагать, что своя гражданская авиация у России будет. Потому, что иначе никой авиации у нас не будет.

Нужно начать с того, что уже есть. Пусть даже с советского прошлого. Если не будет восстановлено авиастроение, то не будет и новых самолётов. СССР, буквально с ноля, за двадцать лет стал одним из лидеров мирового авиастроения . Можно говорить о рабском труде и кровавых жертвах, о страшном Сталине и непомерной цене. Предположим, что только так оно и было. Получается, что наши предки ценой огромных жертв, кровью и потом, создали из ничего целую отрасль, без которой страна просто бы не выжила. А мы, странные потомки, наивно поверили в лозунг «Человек человеку – либерал» и все труды их развеяли по ветру.

А теперь давайте поговорим о планах России, на ближайшие 10-15 лет, на гражданскую авиацию.

Dassault Aviation

Как легально совершать полеты на маленьких частных самолетах?

Единственный способ легально пользоваться малогабаритными летательными аппаратами — получить соответствующую лицензию. Помимо этого, потребуется совершать перелеты только в разрешенных зонах. Со всеми нюансами нужно ознакомиться заранее. У каждой страны свои правила на полеты на легкомоторных самолетах.

Если человек планирует приобретать собственное судно, то потребуется позаботиться об аэродроме и ангаре для хранения и обслуживания техники. С нюансами частной авиации знакомятся в частной школе пилотов или ДОСААФе.

Современные перелеты в России

Легкомоторные самолеты в России приобретаются и арендуются сложнее, чем за рубежом. Помимо этого, низкая развитость МА приводит к сложностям в повседневной жизни пилота. Перед полетом нужно уведомить органы управления воздушным движением о том, что планируется перелет. Пилот должен убедиться в том, что сообщение дошло до органов управления.

Одной из проблем российской МА считается сложность в получении лицензии. Множество частных школ лишаются сертификации на обучение. Государственные центры не всех устраивают из-за длительности обучения и других сложностей. В итоге перелеты в России обременяют любителей частной авиации. От момента приобретения судна до полета на нем возникает множество проблем.

Embraer

Сравнение гражданских и пассаижирских самолетов

Посетителям нашего портала avia.pro предоставляется уникальная возможность сравнения гражданских самолетов в несколько кликов.

Рынок современного гражданского авиастроения является активно растущим, не имеющим национальных границ, характеризуется высокой конкуренцией производителей. Высокие издержки и сложнейшие технологические задачи выступают причиной того, что только несколько крупных компаний и небольшое количество стран работает в авиастроительной отрасли. Так, конкуренция на рынке производителей гражданских самолетов носит олигополистический характер, то есть на вес рынок оказывают сильнейшее влияние несколько известных международных компаний.

Последнее десятилетие лидерами гражданского авиастроения являются компании Airbus (EC) и Boeing (США), занимающие более 90% всего рынка пассажирских самолетов. Но технологичное развитие отрасли и особенности спроса могут привести к разрушению дуополии западных авиастроительных концернов.

Airbus – одна из самых крупных авиастроительных компаний, которая производит одноименные грузовые, пассажирские и военно-транспортные авиалайнеры. Штаб-квартира компании располагается в г. Тулузе (Франция). Согласно законодательству Франции, в 2001 году была объединена в акционерное общество. Единственным акционером стала компания EADS. Штат сотрудников составляет около 50 000 человек, находится в четырех европейских странах: Германия, Франция, Испания, Великобритания. Окончательная сборка продукции выполняется на заводах в Гамбурге и Тулузе.

The Boeing Company – один из самых крупных мировых производителей космической, авиационной и военной техники. Штаб-квартира располагается в Чикаго (США, штат Иллинойс).

Главные производственные мощности размещены в городах Сент-Луис (штат Миссури), Калифорнии, Эверетт (штат Вашингтон).

Компания производит широкий спектр военной и гражданской авиатехники, являясь вместе с Airbus крупнейшим авиапроизводителем самолетов в мире. Заводы The Boeing Company находятся в 67 странах. Продукция представлена в 145 странах. Компания сотрудничает с более чем 5 тыс. поставщиков в 100 странах.

Согласно прогнозу специалистов, стоимость рынка новых пассажирских самолетов в течение следующих двадцати лет составит 3,6 трлн $. Рост рынка сопровождается восстановлением экономики после кризиса и повышением спроса на более современные самолеты. Как следствие, к 2029 году емкость рынка будет составлять 30,9 тыс. новых грузовых и пассажирских самолетов.

Все гражданские самолеты, производимые в мире, предназначенные для перевозки пассажиров, разделяются в зависимости от дальности полета и типа фюзеляжа на следующие сегменты: дальне- и среднемагистральные широкофюзеляжные самолеты, дальне- и среднемагистральные узкофюзеляжные самолеты, местные и региональные самолеты.

Как правило, современные гражданские самолеты очень похожи. Классическая аэродинамическая схема, два турбореактивных двигателя, имеющих высокую степень двухконтурности, однотипное хвостовое оперение. Классическая компоновка гарантирует достаточную эксплуатационную технологичность и экономическую отдачу летательных аппаратов.

Каждый пассажирский лайнер – это настоящий шедевр конструкторской мысли, компромисс высокой безопасности полета и максимальной экономической отдачи. Да и сам силуэт-символ гражданского самолета приходится по душе многим.

Но как бы там ни было, разобраться во всем разнообразии пассажирских самолетов все равно очень сложно. Мы предлагаем Вам удобный сервис сравнения разных пассажирских самолетов, что позволяет сэкономить массу времени.

Gulfstream Aerospace

Гражданские самолеты Сухого

Текст: Валерий Козелко Дата: 10 ноября 2014

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: