Истребитель-бомбардировщик Lockheed Martin F-35 Lightning II

30.04.2019

12 декабря 2020 года в Израиль прибыли два многоцелевых истребителя F-35 Lightning II, и эта страна стала первым из американских союзников, получившим на вооружение эти новейшие самолеты. Ранее военное руководство Израиля не раз выражало восхищение оперативными возможностями этого истребителя новейшего пятого поколения. Главнокомандующий ВВС Израиля генерал Эшель назвал появление самолета F-35 «настоящей революцией», которая поможет его стране сохранить воздушное превосходство в регионе в ближайшее десятилетие, а также нивелировать угрозу, которую несут российские комплексы ПВО С-400, развернутые в Сирии. Всего Израиль планирует закупить 50 новых истребителей.

С другой стороны, мало какая военная программа вызывала столько споров и критики, как F-35 Joint Strike Fighter. Некоторые эксперты оценивают ее окончательную стоимость в 1 трлн (!!!) долларов. Ее разработка началась еще в конце 80-х, но и сегодня готовность истребителя вызывает большие вопросы. Президент США Дональд Трамп уже пообещал вынудить разработчиков уменьшить стоимость истребителя. Для отечественных «диванных» патриотов F-35 уже давно превратился в излюбленную мишень для насмешек, примером того, что не только российский ВПК умеет лихо пилить бюджеты. Хотя следует отметить, что больше всего F-35 критикуют как раз на Западе.

Так что же такое F-35? Самолет, который станет настоящим прорывом, или же провал, весьма дорого стоивший американскому налогоплательщику? Если самолет настолько плох, то почему евреи комплектуют этой машиной свои ВВС и радуются этому? И зачем американцам вообще понадобился второй дорогущий проект истребителя пятого поколения?

F-35 – это семейство малозаметных многофункциональных боевых самолетов пятого поколения, созданных в рамках самой амбициозной программы в истории авиации – JSF (Joint Strike Fighter, «Единый ударный самолет»). Основным разработчиком и производителем истребителя стал американский аэрокосмический гигант Lockheed Martin, в проекте также принимают участие и другие, не менее именитые компании: Pratt & Whitney, Northrop Grumman, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace.

Первый полет истребителя состоялся в октябре 2000 года, а в 2012 году началась его эксплуатация. Сегодня F-35 уже находится в серийном производстве (правда, в мелкосерийном). Масштабно выпускать самолет планируют в 2020 году. На середину 2020 года было выпущено 194 самолета.

F-35 имеет три «ипостаси»: наземный истребитель, который разрабатывался для нужд ВВС США, истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой для американского КМП и британских военно-морских сил и палубный истребитель для американского флота. В будущем американцы планируют заменить на F-35 целый ряд самолетов, которые находятся на вооружении сегодня: штурмовик A-10, F-16, F/A-18 и AV-8B. Британцы думают использовать F-35 вместо своего знаменитого СВВП Sea Harrier.

Чаще всего спрашивают, сколько же стоит один «тридцать пятый»? Программа разработки самолета обошлась американскому бюджету в 55 млрд долларов, каждый истребитель после начала серийного производства (в зависимости от его модификации) будет стоить от 83 до 108 млн долларов. Один час полета F-35 обходится в 30,7 тыс. долларов, что сопоставимо с затратами основного истребителя F-16.

В настоящее время F-35 уже находится на эксплуатации американской армии (более 130 самолетов разных модификаций на 2020 год), первые машины начали получать и союзники США: Нидерланды, Япония, Австралия, Италия, Израиль и Великобритания.

История создания

Идея создания единого легкого истребителя пришла на ум военным США в середине 90-х годов. Работы велись по программам «Единая перспективная ударная технология» (JAST) и «Единый доступный легкий истребитель» (CALF). Ввиду схожести целей эти разработки были объединены в рамках программы JAST. А в 1996 году она получила новое наименование «Единый ударный истребитель» (JSF – Joint Strike Fighter).

Цель программы JSF – создание многофункционального истребителя пятого поколения. Его модификации предназначены для военно-морских сил (ВМС), Корпуса морской пехоты (МП) и военно-воздушных сил (ВВС).

Были рассмотрены прототипы Х-32 и Х-35 («Локхид–Мартин» совместно с «Нортроп–Грумман»).

Отбор осуществлялся на основе оперативных требований МО США. Причем эти требования должны были соответствовать интересам не только американских, но и британских военных.

Так, основными требованиями к флотскому варианту самолета были:

  • удаление рубежа патрулирования – 370 км от авианосца;
  • радиус перехвата – 740 км без подвесных топливных баков (ПТБ);
  • норматив по замене двигателя в корабельных условиях – 2 часа;
  • габариты не должны превышать F/A-18C более чем в 1,4 раза.

В 2006 году в результате конкурсных испытаний выбор пал на прототип Х-35. Серийное производство истребителя под наименованием F-35 «Лайтнинг-2» (Lightning II) было начато в 2011 г. Причем первая выпущенная машина в 2012 году была передана британским коллегам для обучения пилотов.

В 2013 г. F-35 «Лайтнинг-2» был впервые представлен на авиасалоне в Ле-Бурже. Первым импортером самолета в 2014 году стал Израиль. А в 2020 году начался выпуск самолета по лицензии в Италии.

Новый F-35. Модернизация истребителя до F-35A, F-35B, A-35Cs.

Тактический истребитель F-35 Cs возобновил испытательные полеты, после перерыва вызванного аварийными ситуациями происшедшими в ходе испытаний проводимых на авианосце США «Нимиц». Возобновлена программа полетов, проходящая под контролем ВМС США для нового поколения истребителей.

Ведется отработка взлетов и посадок с палубы авианосца с возможностью достичь максимального результата работы всех систем и безаварийной эксплуатации авиатехники и служб авианосца.

Программа создания нового истребителя 5-го поколения стоимостью около 400 млрд. долларов была приостановлена после возгорания двигателя компании Pratt & Whitney установленного на F-35. По причине неполадок с системами двигателя, был отложен дебют F-35 в Великобритании на ежегодной авиационной выставке, график испытательных полетов был сорван с отставанием на 45 дней. Осложнения с двигателями F-35, обострили конкурентную борьбу за закупку истребителей ВМС США. Некоторые эксперты высказываются за закупку для ВМС США в качестве палубного истребителя с базированием на авианосцах, истребителя Boeing F/A-18E/Fs.

ВВС США планируют подготовить группу самолетов, состоящую из 12-24 самолетов к августу 2020 года, полностью готовую к выполнению тактических задач.

Компания Lockheed Martin предлагает для реализации самолет F-35, со скидкой для международных партнеров, готовых принять участие в финансировании проекта. В планах компании реализовать 750 самолетов, в том числе 612 единиц в страны: Великобританию, Италию, Австралию, Норвегию, Нидерланды, Данию, Турцию, Канаду, Японию, Израиль и Южную Корею. Предварительная цена на истребитель F-35 составляет 80-85 млн. долларов с началом основных поставок в 2019 году.

Lockheed Martin F-35 Lightning 2 это модельный ряд одноместных истребителей, оснащенных 1 двигателем, предназначенных для всепогодных полетов и выполнения различных тактических задач. Самолет относится к моделям 5-го поколения и способен выполнять функции штурмовика, разведчика систем ПВО противника и сбора данных о ведении боевых действий.

Разрабатываются три основных модели:

  • F-35A, со стандартным взлетом и посадкой (CTOL);
  • F-35B, с коротким взлетом и посадкой (СА);
  • A-35Cs боевой самолет на базе Catobar (CF).

Самолет был спроектирован и построен компанией Lockheed Martin, при активном участии Northrop Grumman, Pratt & Whitney и BAE Systems.

Первый полет был совершен 15 декабря 2006 года. Министерство обороны планирует приобрести 2443 самолета F-35 для обеспечения ВВС США, Корпуса морской пехоты и ВМС США. Программа перевооружения вооруженных сил США рассчитана до 2037 года.

F-35 разрабатывался по программе JSF для замены в Вооруженных силах США моделей F-16, A-10, F/A-18 и AV-8B тактических истребителей.

ВМС США намерено купить 480 F-35Cs, Корпус морской пехоты США в общей сложности 80 единиц F-35Cs.

Конструкция

Планер создавался с учетом требований малой заметности. Он имеет интегральную компоновку: крыло плавно переходит в фюзеляж, образуя единую несущую плоскость. Применены композитные материалы и радиопоглощающее покрытие.

Самолет оснащен одним двухконтурным турбореактивным двигателем с форсажем (ТРДДФ) F135 .

Он стал улучшенной версией двигателя F119 той же фирмы, установленного на «Раптор». Его недостаток – сопло двигателя поворачивается только в вертикальной плоскости. Поэтому F-35 менее маневренный, чем российские истребители.

Степень унификации трех вариантов самолета – для ВВС, МП и ВМС – составляет 80%. Различные условия боевого применения определяют следующие конструктивные особенности.

F-35A для ВВС США

Это так называемый наземный истребитель (CTOL – обычный взлет и посадка). Для боевого применения и технического обслуживания этих машин будут использоваться стандартные аэродромы НАТО. Поэтому они не имеют конструктивных ограничений, обусловленных палубным базированием.

F-35 Фото

F-35A самая простая (если это слово вообще можно применить для самолетов 5-го поколения) модель, из всех нижеперечисленных, стоимостью всего $ 95 млн. С грунта он, конечно, не полетит, но с обычной бетонной полосы ему необходимо 2500 метров для взлета.

F-35B для МП США и ВМС Великобритании

Данный вариант – самолет с коротким (до 200 м) взлетом и вертикальной посадкой (СКВВП). Конструктивно F-35B отличается от других модификаций наличием вентилятора с вертикальной осью.

Вертикальная тяга создается подъемно-маршевым двигателем (ПМД) с поворотным соплом, а также вентилятором.

При этом сопло ПМД поворачивается на 95 вниз. Вентилятор приводится в движение при помощи длинного вала от компрессора ПМД через редуктор и разобщительную муфту. Коррекция положения самолёта по тангажу и крену осуществляется вспомогательными соплами ПМД.

Вентилятор расположен за кабиной пилота вместо фюзеляжного бака на 2270 кг топлива и встроенной пушки. Снижение запасов топлива привело к сокращению боевого радиуса на 25%. А оснащение самолета подвесным пушечным контейнером (вместо внутреннего) увеличило его эффективную поверхность рассеивания (ЭПР) и ухудшило аэродинамику. Но за вертикальный взлет и посадку нужно чем-то платить. Стоит такой самолет каких то $ 102 млн.

F-35С для ВМС США

Особенностями авианосного базирования F-35С являются катапультный взлет и посадка при помощи аэрофинишера. Это, в свою очередь, требует усиления элементов конструкции самолета. Для захода на посадку на пониженных скоростях была в полтора раза увеличена площадь крыла.

Требование минимальной заметности не предусматривает использование подвесных топливных баков (ПТБ). Запас топлива увеличен за счет внутреннего объема фюзеляжа. Из-за этого пушку поместили не на внутренней, а на внешней подвеске. Цена $ 116 млн.

Конструкция и оснащение

Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме моноплана с высокорасположенным трапециевидным крылом, двигателем в хвостовой части и хвостовым оперением, включающим два незначительно наклоненных наружу киля. Модификация F-35B имеет за кабиной пилота подъемный вентилятор вертикальной тяги, соединенный валом с двигателем в хвостовой части машины; двигатель этого варианта самолета оснащен поворотным соплом. Место вентилятора на других вариантах истребителя занимают дополнительные топливные баки.

Турбореактивный двухконтурный двигатель F-135 разработки Pratt & Whitney имеет бесфорсажную тягу 13 тыс. кгс, в режиме форсажа — 19 тыс. 500 кгс. (в варианте для F-35B — 12 тыс. 250 кгс и 18 тыс. 600 кгс в режиме форсажа). Подъемный вентилятор для F-35B спроектирован и производится компанией Rolls-Royce. Сверхзвуковой режим полета обеспечивается только в режиме форсажа. Выпускающееся шасси трехопорное, с носовым колесом.

Истребитель сконструирован в соответствии с критериями технологии stealth, с применением решений, ранее отработанных на F-22 Raptor. Малую радиолокационную заметность обеспечивают малоотражающие формы планера, поверхности которого ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях. Применены радиопоглощающие материалы и покрытия.

Вооружение размещается в двух бортовых грузовых отсеках в нижней части центральной секции фюзеляжа (до 2 тыс. 590 кг) и на шести узлах внешней подвески (до 6 тыс. 800 кг).

Летно-технические характеристики

МодификацияF-35AF-35BF-35B
ПредназначениеВВСМПВМС
Размах крыла, м10,6710,6713,11
Длина, м15,5715,5715,67
Высота, м4,384,364,48
Площадь крыла, м242,742,762,1
Масса, кг – пустого самолета – нормальная взлетная – максимальная взлетная13290 24350 3180014650 22240 2721515790 25896 31500
Запас топлива без ПТБ, кг827861258960
Тип двигателя1 ТРДДФ F135-PW-1001 ТРДДФ F135-PW-6001 ТРДДФ F135-PW-400
Тяга, кгс – максимальная – на форсаже13000 1950013000 1800013000 18000
Максимальная скорость, км/ч193019301930
Максимальная крейсер-ская скорость, км/ч850850850
Практическая дальность без ПТБ, км220016672520
Боевой радиус без ПТБ, км10808651140
Практический потолок, м183001830018300
Макс. эксплуатационная перегрузка977,5
Масса вооружения, кг827868048165
Экипаж, чел111

Как видно из таблицы, снижение запаса топлива на F-35B из-за установки вентилятора сократило боевой радиус как минимум на 215 км.

[править] Оценки

Хотя самолёт поставляется в рамках военной помощи, он вызывает неоднозначные оценки у специалистов.

Критики считают, что такое большое количество заказанных самолётов Израилю не нужно: потенциальные враги слишком слабы и масштабная война в воздухе не предвидится (эти разговоры заглохли после ввода российских войск в Сирию, а в целом, Израилю не с кем воевать в воздухе до тех пор, пока он силён в небе). Также самолёт упрекают в недоработках, дороговизне (до 100—144 миллиона долларов), сравнительно малой боевой нагрузке (лишь 2,4 тонны бомб и боеприпасов), радиусе действия (примерно 1100 км) и т. д. Существенно и то, что дорогое обслуживание самолётов не будет покрываться американской помощью.

Однако, нельзя забывать, что самолёт не просто поставляется по линии военной помощи в рамках Меморандума о взаимопонимании, подписанного между Иерусалимом и Вашингтоном, но и позволяет получать заказы израильским предприятиям. Израильские компании в рамках договора о закупке F-35I получили от авиастроительной корпорации Lockheed Martin заказы на 770 миллионов долларов. Основную часть этих средств получили концерн Израильская авиационная промышленность, производящая самолетные крылья, и концерн «Эльбит Маарахот», производящий шлемы пилотов. Но и большое число малых и средних израильских фирм получили отдельные заказы напрямую от Lockheed Martin или же выступают субподрядчиками IAI и «Эльбита». Если Израиль решит приобрести все 75 самолётов, обратные закупки Lockheed Martin в Израиле составят 4 миллиарда долларов[19].

Так, в сентябре 2020 года было сообщено, что согласно данным министерства обороны Израиля, в рамках сделки по поставке самолетов F-35 для ВВС Израиля корпорация Lockheed Martin закупила в Израиле товары и услуги на 1,75 миллиарда долларов. Из них 1,2 миллиарда долларов Lockheed Martin потратила на закупку пилотных шлемов у концерна «Эльбит». 344 миллиона долларов были потрачены на заказ самолетных крыльев у концерна IAI. Также крупные заказы получили компании Cyclone,Tadiran Communications, SimiGon, Cabiran Investment Casting Solutions и Gilboa[20].

Командующий ВВС Амир Эшель высоко оценил данную машину: «это больше, чем просто самолет. Это то, что трансформирует всю систему в гораздо более эффективную и гораздо более смертоносную силу». Эшель считает, что F-35I неуязвим для С-400.

Вооружение

Вооружение F-35 позволяет перехватывать воздушные цели и наносить удары по наземным (морским) целям. Его состав варьируется в зависимости от модификаций самолета, способов подвески и конкретных задач. В состав штатного оружия входят: четырехствольная 25-мм авиапушка GAU-22/A (220 снарядов) и две управляемые ракеты (УР) класса «воздух – воздух». Управляемые авиабомбы (УАБ) и крылатые ракеты (КР) – опционно.

F-35 вооружение

Оружие может размещаться на внутренней или внешней подвеске. Внутренняя – два отсека фюзеляжа, оснащенные катапультными пусковыми установками с пневмоприводом. Внешняя подвеска включает шесть (модификация A) или семь (B, C) съемных пилонов.

Варианты вооружения:

F-35A на внутренней подвеске:

  • пушка GAU-22/A (220 снарядов);
  • две УР средней дальности AIM-120 C/D AMRAAM или ASRAAM;
  • две УАБ GBU-31 JDAM (по 908 кг) или восемь УАБ SDB, или КР AGM-154 JSOW, или разовые бомбовые кассеты (РБК) CBU-103M105.

на внешней подвеске:

  • УР ASRAAM и AIM-9X;
  • КР AGM-158 JASSM;
  • противорадиолокационные ракеты HARM или ALARM;
  • УАБ JDAM или Payway II / III;
  • РБК CBU-103M105;
  • до четырех ПТБ емкостью 1612 л каждый;
  • транспортные контейнеры MXU-640/CNU-08.

F-35B (отличия от А)

на внутренней подвеске:

  • вместо двух УАБ GBU-31 по 908 кг – две GBU-32 по 454 кг;
  • вместо КР AGM-158 JASSM – SLAM-ER.

на внешней подвеске:

  • пушка на осевом пилоне;

F-35C (отличия от А)

на внутренней подвеске:

  • вместо КР AGM-158 JASSM – SLAM-ER.

на внешней подвеске:

  • пушка на осевом пилоне

Выводы — какой самолет лучше?

При сравнении истребителей в одиночном противостоянии друг против друга побеждает Су-35. Предназначение F-35 заключается в бомбардировке и возможности заранее обнаружить противника. Это позволяет самолету с максимальной эффективностью противостоять имеющимся угрозам, при необходимости вызывая подкрепление или отступая.

Стоит отметить, что на оба самолета имеется спрос. После успешного применения Су-35 в Сирии количество покупателей значительно выросло. США использовали Lightning для нанесения ударов по талибанам в Афганистане.

Окончательно сказать, какой истребитель будет лучше крайне проблематично. Все зависит от условий использования и поставленных задач. Су-35 может подойти для завоевания господства в воздухе, а F-35 справиться с бомбежкой отдельных элементов на земле. Оба самолета играют важную роль.

Бортовое радиоэлектронное оборудование

Современные комплексы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) строятся на основе интерфейса «человек – машина».

Ф-35 кабина

Вся необходимая информация должна поступать пилоту в наиболее удобной форме.

БРЭО истребителя пятого поколения должно обеспечивать:

  • отображение полной картины тактической обстановки;
  • сферический обзор пространства пилотом;
  • автоматизацию процессов обработки информации, стрельбы и постановки помех;
  • одновременное сопровождение нескольких целей на большой дальности;
  • круговое поражение целей в ближнем бою;
  • обнаружение целей в пассивном режиме (условие малой заметности).

Эти требования реализованы при создании многофункциональной интегрированной системы радиочастотного диапазона MIRFS. Основными ее компонентами являются:

  • радиолокационная станция (РЛС) AN/APG-81 с активной фазированной антенной решёткой;
  • оптоэлектронная система (ОЭС) с распределённой апертурой AN/AAQ-37;
  • инфракрасная (ИК) станция наблюдения и целеуказания AN/AAQ-40;
  • комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) AN/ASQ-239 «Барракуда»;
  • нашлемная система целеуказания и индикации HMDS.

РЛС AN/APG-81

РЛС AN/APG-81 X-диапазона (8–12 ГГц) разработана для истребителей семейства F-35 кампанией «Нортроп¬ – Грумман». Она обеспечивает:

  • одновременное обнаружение воздушных (до 150 км) и наземных целей;
  • ведение радиотехнической разведки;
  • применение средств РЭБ.

Характерной особенностью станции является высокая разрешающая способность. Обнаружение наземных объектов с точностью до 30 см позволяет классифицировать боевую технику.

ОЭС AN/AAQ-37

Система включает шесть ИК датчиков, которые полностью обеспечивают круговой обзор и позволяют:

  • обнаруживать воздушные и наземные цели;
  • предупреждать о ракетной атаке;
  • определять места пусков ракет, в том числе баллистических, и стрельбы зенитной артиллерии;
  • получать изображение земной поверхности, в том числе под самолетом, в целях навигации.

Главные достоинства системы – обзор пространства без «мертвых зон» и пассивное (за счет принимаемого излучения) обнаружение целей.

f -35c самолёт оружие

При активном (излучение и прием отраженной от цели радиоволны) поиске целей истребитель немедленно себя обнаруживает.

Нашлемная система целеуказания и индикации HMDS

Данная система является уникальной особенностью БРЭО истребителей F-35. Благодаря ей пилот получает возможность полного сферического обзора пространства.

Панель индикации шлема расположена на его защитном стекле. Бортовой компьютер выводит на нее всю необходимую информацию:

  • изображение окружающей обстановки (от ИК датчиков);
  • параметры полета;
  • данные о целях;
  • перекрестье прицела авиапушки.

HMDS считается важнейшим компонентом интерфейса “человек –машина».

F-35. Выбор оружия!

Добрым словом и револьвером можно добиться большего, чем одним только добрым словом.

— Джонни Карсон

Больше всего вопросов вызывает внутренний отсек вооружений. Отличительная черта всех истребителей пятого поколения и других летательных аппаратов (ЛА), претендующих на звание “стелс”.

Наличие бомбоотсека сулит немалые выгоды:

— уменьшение заметности ЛА для вражеских радаров за счет отсутствия громоздких боеприпасов на подкрыльевых/подфюзеляжных пилонах (уменьшение значения ЭПР);

— частичное снятие ограничений на пилотаж ЛА. Находящиеся в бомбоотсеке боеприпасы полностью защищены от напора набегающего воздуха. Уменьшается лобовое сопротивление самолета. Уменьшается момент инерции и повышается маневренность, за счет размещения боеприпасов вблизи продольной оси ЛА.

В то же время существует ряд сомнительных моментов:

1. Усложнение конструкции. Вместительный бомбоотсек входит в противоречие с плотной компоновкой современного истребителя-бомбардировщика. В последний раз такое видели полвека назад, у палубного А-5 “Виджилент”: термоядерные “плюшки” загружались в длинный узкий тоннель, запиравшийся вышибной заглушкой в хвостовой части самолета. Остроумное тех. решение стало поводом для многочисленных шуток, но в наши дни такое не пройдет. Истребителю пятого поколения необходим “классический” бомбоотсек со створками для эффективного применения широкого ассортимента средств поражения и размещения др. видов целевой нагрузки.

Бомбоотсек должен находиться вблизи центра тяжести ЛА, т.к. сброс бомб не должен нарушать центровку самолета.

Бомбоотсек должен быть приспособлен под установку различных типов замков и держателей бомб, барабанных ПУ и др. вспомогательного оборудования.

Сброс 500-фунтовой бомбы «Пэйвуэй» с лазерным наведением

Инженеры “Локхид Мартин” совершили подвиг, сумев интегрировать два бомбоотсека в конструкцию своего F-35. Наряду с S-образными воздухозаборниками двигателя и необходимостью размещения внутри фюзеляжа гигантского запаса топлива: полностью заправленный F-35 несет в баках 8 тонн керосина — больше, чем любой другой однодвигательный ЛА в истории авиации. И больше, чем большинство из его более крупных и тяжелых “соперников”.

При всем этом F-35 остается скромным 15-метровым самолетом, одним из самых компактных многоцелевых истребителей эконом-класса.

2. Серьезной проблемой остается применение оружия на сверхзвуке. “Локхид Мартин” дает всецело положительный ответ. По мнению отечественных экспертов, американские “Рэпторы” и “Лайтнинги”, наоборот, лишены всякой возможности раскрывать створки бомбоотсеков на сверхзвуковых скоростях. Единственный, кто, в теории, обладает такой возможностью — это российский ПАК ФА.

3. Но главная проблема — вместимость внутренних отсеков вооружений.

Параметры F-35 таковы: — два бомбоотсека, по две точки подвески в каждом; — макс. масса подвесных элементов во внутренних отсеках составляет 5000 фунтов (~ 2 тонны).

F-35. Выбор оружия!

Все это позволяет разместить на борту без потери скрытности до четырех ракет класса “воздух-воздух” средней/большой дальности (AIM-120 AMRAAM), либо две-четыре управляемые авиабомбы легкого класса (как пример — 113 кг планирующие SDB с макс. дальностью пуска 100 км) в комбинации с парой УР “воздух-воздух”, либо две тяжелые авиабомбы или крылатые ракеты (как пример: 907-кг бомбы Mk.84 с комплектом GPS (JDAM), планирующие высокоточные боеприпасы JSW массой 681 кг или противокорабельные ракеты JSM). Для начала неплохо!

Иными словами, вместительность внутренних бомбоотсеков позволяет “Лайтнингу” вступать в бой, имея на борту в любой комбинации до 4 УР “воздух-воздух” (“Сайдуиндер”, AIM-132 и IRIS-T с тепловым наведением на цель, либо AIM-120 с активной радиолокационной ГСН).

Это соответствует тому разумному минимуму, принятому для оснащения истребителей поколений 4/5. Размещение на борту большего кол-ва боеприпасов ведет к излишнему утяжелению самолета и снижению его маневренности в ближнем бою. В соответствии с практикой и условиями современных боёв, не представляется возможным выпустить свыше четырех ракет за тот короткий промежуток времени, проходящий с момента обнаружения цели до окончания воздушной схватки. Притом, истребители всегда действуют в составе групп — минимум парой, а чаще по четыре, шесть и более самолетов в одном строю.

В то же время инженеры “Локхид Мартин” выражают намерение поставить F-35 вне конкуренции среди всех истребителей пятого поколения по кол-ву вооружения во внутренних бомбоотсеках. В 2012 году прошла информация о создании перспективной УР Lockheed Martin CUDA.

Объект представляет всеракурсный кинетический перехватчик c возможностью поражения воздушных целей (пилотируемых ЛА, БПЛА, крылатых и баллистических ракет), а в перспективе — контрастных наземных целей и кораблей. Основные требования к новой ракете:

— всеракурсное наведение (360°); — максимально возможная маневренность, перегрузки до 50g; — дальность пуска — не меньше чем у “обычных” УР семейства AIM-120 (120…180 км); — возможность (а точнее, необходимость) уничтожения цели путем прямого попадания; — относительно низкая стоимость — по причине малых габаритов самой ракеты и отсутствия боевой части; — длина — 178 сантиметров!

Согласно расчетам, во внутренний отсеках F-35 должно поместить до 12 подобных боеприпасов!

CUDA, несомненно, шедевр — 10 колец по 18 микродвигателей (перфорированный участок в носовой части ракеты), чем и обеспечивается высокая маневренность и беспрецедентная точность ракеты. Система, подобная кинетическому перехватчику, входящему в состав боекомплекта системы ПВО/ПРО “Пэтриот” PAC-3.

Единственная проблема: вследствие ограничений по длине, конструкторам пришлось сделать ставку на кинетическую БЧ, взамен гораздо более простой и надежной схемы с подрывом осколочно-фугасного заряда на близком расстояния от цели. Кинетические перехватчики ( SM-3 системы “Иджис”, наземный PAC-3) успешно поражают боеголовки баллистических ракет и даже космические спутники, двигающиеся по известной траектории. Но как покажется себя кинетическая CUDA в борьбе со сверхманевренными Су-35 и ПАК ФА, что движутся по непредсказуемой траектории в плотных слоях атмосферы?

На этот вопрос предстоит ответить в ближайшие годы. Пока же, основным оружием F-35 в воздушном бою остается проверенная AIM-120 AMRAAM с дальностью пуска 180 км (последняя мод. AIM-120D). С помощью этих ракет натовские пилоты одержали 100% побед в воздушных боях за последние 20 лет. В ходе международных учений и моделирования воздушных боев, сторонние участники непременно требуют исключить AMRAAM из условий: в противном случае, результаты воздушных схваток складываются очевидным образом, несмотря на высокую маневренность, наличие ОЛС, нашлемных прицелов и др. сильных качеств противников.

Запуск AIM-120 Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile (AMRAAM)

AMRAAM летит настолько далеко, насколько нужно. Несмотря на потенциальную возможность создания УР “воздух-воздух” любой дальности (300, 400, да хоть 1000 км), если цель — плотный строй Б-52 в стратосфере.

Увы, массогабариты и ЭПР современных боевых самолетов на порядок отличаются от размеров стратегического бомбардировщика. Самолеты все более “уходят в тень”, снижая свою заметность за счет технологии “стелс”. При этом дальность их обнаружения наземными РЛС, АВАКСАами и радарами истребителей на практике не превышает нескольких десятков километров.

В конечном итоге дальность пуска определяется не запасами топлива в ракете, а возможностями БРЛС истребителя. Воздушную цель мало обнаружить и взять на устойчивое сопровождение. Нужно аккуратно “подвести” ракету к цели, до того момента, когда собственная РЛГСН ракеты сможет (и сможет ли вообще, в случае со “стелсом”) захватить цель с дистанции в пару десятков км (ввиду миниатюрных размеров и малой излучаемой мощности радиолокационной ГСН). До этого момента управление бортовым автопилотом ракеты осуществляется с борта истребителя: радар непрерывно определяет изменение положения цели и, одновременно, “удерживает” узким лучом выпущенную ракету, транслируя на её борт данные о текущем положении цели.

Понятно, что на практике дальность таких “радиоигр” не может превышать пары сотен км. О том, как все это заработает в реальном бою, в случае постановки активных помех средствами РЭБ противника.

УР сверхбольшой дальности бесполезны: типичная БРЛС истребителя не способна ни обнаружить, ни навести ракету на цель с расстояния в 400-500 км. И какого либо прогресса в данной области не намечается: компактные авиационные радары, в принципе, не обладают размерами и мощностями, свойственных антеннами могучих С-300/С-400, но даже С-400 не берется утверждать о гарантированном уничтожении малоразмерной цели типа “истребитель” с расстояния 400 км.

Что касается споров о преимуществах активной ФАР, то в данном случае, она дает обратный эффект: ввиду меньшего КПД излучения, дальность обнаружения АФАР меньше, чем у ПФАР аналогичной мощности (разумеется, АФАР обладают рядом других великолепных преимуществ).

Оттого все инсинуации вокруг “малой” дальности полета AMRAAM и “критические сравнения” её возможностей с отечественной Р-37 или перспективной КС-172 (400 км) не имеют большого смысла.

Вооруженные парой таких ракет, и при наличии двух “Сайдуиндеров” ближнего боя, истребитель F-35 превращается в грозного непредсказуемого противника. Чьи возможности подкрепляются фантастическим радаром AN/APG-81, всеракурсной системой обнаружения AN/AAQ-37 DAS и малой заметностью самого истребителя.

Противокорабельная ракета воздушного базирования JSM (модификация норвежской Kongsberg NSM) во внутреннем бомбоотсеке F-35. Технология «стелс», двусторонняя линия связи, дальность пуска 280 км.

Что касается применения «Лайтнинга» в качестве бомбардировщика, то даже в “стелс”-варианте ударные возможности и ассортимент вооружений F-35 позволяют решить практически любую задачу по уничтожению важнейших объектов военной и гражданской инфраструктуры противника.

Возможно, кто-то усмотрит здесь попытку фальсификации. “Всего” две тонны бомб во внутренних бомбоотсеках — против заявленных “Локхидом” восьми тонн боевой нагрузки! Боевая нагрузка F-35 в варианте “стелс” соответствует многоцелевым истребителям второго-третьего поколений.

Однако, важно понимать, что F-35, как и все существующие / разрабатываемые истребители пятого поколения, вынуждены иметь встроенный комплекс прицельно-навигационного оборудования для “работы по земле”, а также иметь необходимый запас топлива во внутренних баках (использование ПТБ предусмотрено лишь для совершения сверхдальних перелетов между театрами военных действий). В результате две тонны боевой нагрузки F-35 — это чистая “боевая нагрузка”, бомбы. В отличие от многоцелевых истребителей предыдущего поколения, что вынуждены тратить значительный резерв своей “боевой нагрузки” на прицельные контейнеры и подвесные/конформные топливные баки.

Когда же вопрос с вражеской авиацией и ПВО будет решен, начнутся будни “крылатых рабочих войны”. Малозаметность потеряет значение. Пришел черед боевых вылетов с макс. нагрузкой с задачей “вбомбить противника в каменный век”.

Бомбить, бомбить, бомбить…

Сравнительная характеристика

Объективно оценить эффективность F-35 можно, сравнив его с зарубежными аналогами пятого поколения – Су-57 (Россия) и Chengdu J-20 (Китай).

Летно-технические характеристики истребителей пятого поколения

МодификацияF-35AСу-57J-20
ПредназначениеВВС СШАВКС РФВВС КНР
Размах крыла, м10,671413,47
Длина, м15,5719,420,36
Высота, м4,384,84,45
Площадь крыла, м242,710473
Масса, кг – пустого самолета – нормальная взлетная – максимальная взлетная13290 24350 3180018500 3700019390 36300
Запас топлива без ПТБ, кг82781290011100
Тип двигателя1 ТРДДФ F135-PW-100АЛ-41Ф1 тип 302 ТРДДФ WS-10G
Тяга, кгс – максимальная – на форсаже13000 1950022000 36000н.д. 28940
Тяговооруженность*0,60,970,8
Максимальная скорость, км/ч193025002600
Максимальная крейсер-ская скорость, км/ч8502100н.д.
Практическая дальность без ПТБ, км220027002000
Боевой радиус без ПТБ, км108015001000
Практический потолок, м183002100020000
Макс. эксплуатационная перегрузка911н.д.
Боевая нагрузка, кг827810000н.д.
Количество точек подвески: – внутренних – внешних4 66 6н.д.
Требуемая длина ВПП, м2500350н.д.
Цена, примерная млн. $95100н.д.

* Тяговооруженность – отношение тяги двигателя к максимальной взлётной массе.

F 35 Истребитель

Сравнительный анализ показывает, что по тяговооруженности F-35 значительно уступает соперникам. Это негативно отражается на его летных характеристиках. Кроме того, управляемый вектор тяги способен отклоняться только в вертикальной плоскости. Этот фактор в сочетании с невысокой тяговооруженностью снижает маневренность самолета. Следует учесть, что F-35 стоит вчетверо больше, чем Су-57 и втрое, чем J-20.

Мнение экспертного сообщества

Мнения экспертов неоднозначны. В прямом противостоянии с Су-35 американский самолет с вероятностью 70% проиграет. Пилотирование F-35 должны осуществлять опытные пилоты, чтобы воспользоваться преимуществами истребителя. Стоит отметить, что некоторые эксперты предрекают победу Су-35 даже при столкновении сразу с двумя F-35.

Чтобы победить в противостоянии, Lighting должен использовать все свои преимущества. Потребуется применять стелс-технологию, стараться обнаружить на раннем этапе, при необходимости запрашивать помощь.

Из-за проблем с боевой эффективностью против других самолетов F-35 подвергся критики. Среди недостатков самолета выделяют невозможность летать на сверхзвуковой скорости без использования форсажа.

Отмечается, что для уничтожения Flanker-E+ американскому истребителю F-35 потребуется подобраться максимально близко. На небольшом расстоянии РЛС российского самолета позволяет обнаружить врага.

Стоит отметить, что при конфликте решающими факторами станут не только характеристики каждого отдельного самолета, но и всего флота. Количество самолетов играет важную роль. США начали эксплуатировать истребитель в 2020 году. За это время произведено более 300 самолетов. Эксплуатация Су-35 началась в 2014 году. За это время произведено примерно 100 единиц техники. При конфликте большое количество F-35 станет преимуществом для ВВС.

В июле 2008 года на базе ВВС США Хикам, расположенной на Гавайях, специалисты при помощи компьютерных технологий осуществили цифровое моделирование воздушного боя между Су-35 и рядом натовски истребителей, в т.ч. и F-35. На эксперименте присутствовали четыре представителя ВВС и военной разведки Австралии. После чего депутат австралийского парламента Денис Дженсен (Dennis Jensen) объявил, что F-35 был «беспощадно избит истребителем Су-35».

Какой истребитель лучше?

F-35Су-35

Итоговая оценка

Удешевление F-35 за счет одного двигателя вместо двух привело к ухудшению тяговооружённости. Из-за этого снизились его скорость, маневренность и боевая нагрузка по сравнению с аналогами.

Второй путь снижения цены – многофункциональность – также себя не оправдал.

Для воздушного боя недостаточно тяговооруженности. Для действий в роли штурмовика – высокая уязвимость к боевым повреждениям. Во всех случаях – небольшой запас оружия.

Его увеличение за счет внешней подвески повысит заметность F-35. Издание The National Interest считает F-35 самым неудачным американским самолетом.

[править] Боевое применение

29 марта 2020 года СМИ сообщили, что два израильских F-35 совершали разведывательный полет в иранских районах Бандар-Аббас, Исфахан и Шираз, при этом пролетели в воздушном пространстве Ирака и Сирии[14].

22 мая 2020 года командующий ВВС Амикам Норкин сообщил, что ЦАХАЛ является первой в мире армией, использовавшей для атаки самолеты F-35, и что эти самолёты уже дважды использовались для ударов по объектам на Ближнем Востоке[15], речь явно идёт об операциях в Сирии, где самолёт успешно противостоял российским зенитно-ракетными комплексами С-300[16].

В начале июня 2020 года сообщалось, что верховный лидер страны аятолла Хаменеи своим указом снял с должности командующего войсками ПВО бригадного генерала Фарзада Исмаили якобы из-за вторжения F-35 в Иран[17].

Летом 2020 года сообщалось об ударе этими самолётами объектов Ирана в Ираке, в частности по лагерю Ашраф, расположенному северо-восточнее Багдада[18].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: