Поплавковый самолет-амфибия DHC-2 Марк III «Турбо-Бивер»


Разработка и конструкция

В первые послевоенные годы фирма de Havilland Canada, справедливо полагая, что сократившиеся военные заказы не обеспечат финансовой устойчивости, обратила пристальное внимание на гражданский авиационный рынок. Компания пригласила на роль директора по продажам известного пилота Панча Дикинса (Punch Dickins), ранее летавшего на неосвоенных территориях, и последний начал широкую программу по сбору информации от различных пилотов — с тем, чтобы понять, каким бы они хотели видеть новый самолёт. Почти единодушно пилоты высказали следующие пожелания: большой запас мощности двигателя, короткий взлёт и посадка, лёгкая установка различных видов шасси- колёс, лыж или поплавков. На возражение инженеров de Havilland о том, что при такой компоновке крейсерская скорость будет весьма посредственной, один из пилотов ответил «Достаточно, если он будет чуть быстрее собачьей упряжки». Учитывались и другие предложения для «вездеходных» самолётов: например, двери с двух сторон фюзеляжа для облегчения разгрузки и загрузки.

Разработка самолёта началась 17 сентября 1946 года, конструкторами были назначены Фред Баллер (Fred Buller), Дик Хискокс (Dick Hiscocks), Джим Хьюстон (Jim Houston) и В. Якимюк (W. Jakimiuk), работа велась под руководством Фила Гаррета (Phil Garratt). Новый самолёт был изначально сконструирован цельнометаллическим, в отличие от более ранних самолётов подобного типа, например Noorduyn Norseman: концепция выглядела так: «сталь от двигателя до противопожарной перегородки, мощная алюминиевая рама с панелями и дверями в секции пилотской кабины, облегченная алюминиевая рама до хвоста, хвост-монокок». В то время de Havilland Canada была все ещё британской компанией, и самолёт планировалось оснастить двигателем британского производства. Мощность его была недостаточной, и пришлось увеличить площадь крыльев для обеспечения короткого взлёта/посадки. Когда компания Pratt & Whitney Canada предложила по умеренной цене оставшиеся из военных заказов двигатели Wasp Junior мощностью 450 л. с., самолёт получил даже избыточную мощность, чем по изначальной схеме с длинным крылом. Результатом стали исключительные взлётно-посадочные характеристики: разбег и пробег был чрезвычайно коротким.

После множества испытаний и усовершенствований самолёт был готов к серийному производству. По решению фирмы он был назван Beaver — «бобр». Первый полёт машины выполнил пилот Russell Bannock 16 августа 1947 года в Downsview, Ontario.

Изначально продажи самолёта шли посредственно: около двух или трёх машин в месяц. Но по мере демонстрации самолёта положение постепенно улучшалось. Ключевым для самолёта событием стал выбор в следующем году самолёта Beaver как основного лёгкого транспортного самолёта для армии США (соперником был Cessna 195). Число заказов на самолёт резко возросло, и вскоре завод производил сотни машин в месяц: заказчики появились по всему миру. К окончанию серийного производства в 1967 г. было построено 1657 единиц DHC-2 Beaver.

Beaver был создан для полётов в труднодоступных, неосвоенных и малонаселённых местах. Его малый разбег и пробег сделали его незаменимым для достижения мест, куда раньше можно было добраться только пешком или на лодке. Для полётов зачастую в удалённые местности и в условиях холодного климата, на самолёте есть ряд характерных технических решений: например, горловина маслобака находится в кабине, и пилот может доливать масло прямо в полёте.

Модель-тренер Beaver DHC-2

Чертеж модели (в двух форматах, DXF и PDF) — (BeaverDHC2вDXF.rar) и (BeaverDHC2вPDF.rar) Склеиваю чертежи клеем-карандашом:

Крыло

Фюзеляж

Капот, шасси, хвостовое оперение

Вырезаю шаблоны всех деталей. Можно начинать.

На ксероксе наделал шаблонов нервюр и приклеил к листу потолочки. Нервюры №2 в моем исполнении лишние, законцовки будут проще.

Из линейки напиливаю 4 рейки шириной 6 мм.

Из куска жести делаю три уголка.

Две рейки склеиваю клеем ПВА, разместив между ними жестяной уголок.

Еще два уголка – снаружи.

Затем приклеиваю вторую половину лонжерона.

И обматываю жесть нитками на клею.

Нижние части крыла вырезаю по размерам, которые указаны в чертеже.

В нервюрах делаю отверстия под лонжерон и провода и приклеиваю их к нижней части.

Вырезаю законцовки, хотя их можно сделать и цельными с нижней частью.

Приклеиваю законцовки.

Насаживаю половинки крыла на лонжерон и склеиваю. К задней части добавляю часть, которую тоже можно сделать целиком с нижней частью крыла.

Элероны, передние и задние кромки – из депрона или потолочки.

Пока не заклеен верх, вырезаю отверстия под сервы и под провода

Приклеиваю заднюю кромку.

Y-кабель – самодельный, из шлейфа дисковода и разъемов от сломанных серв (но можно взять покупные удлинители).

Паяю кабель.

Кабель укладываю в крыло и вывожу наружу разъемы.

Соединяю провода вместе и припаиваю разъем.

Верхние части крыла начертил уже цельными (правда депрон другого цвета, серый кончился).

Петли делаю из пластика (хотя можно сделать и из скотча, при обтяжке крыла).

Вклеиваю петли в заднюю кромку на эпоксидку.

Элероны из двух слоев, приклеиваю, зажав петли внутри.

Центральную часть усиливаю полосками потолочки , чтобы болтики не проваливались внутрь.

Заклеиваю верх крыла.

Законцовки склеиваю и фиксирую скотчем.

Передняя кромка из двух слоев потолочки.

После высыхания клея зашкуриваю крыло со всех сторон.

Для крепления крыла в фюзеляж будут вклеены две площадки из фанерки. К ним сразу же приклеиваю на эпоксидку гайки.

Чтобы крыло лучше фиксировалось на фюзеляже, приклеиваю дополнительные площадки в нижней части (по ширине такие, чтобы входили в фюзеляж плотно)

Сверху приклеиваю накладки из пластика под болтики.

Обклеиваю крыло скотчем. Сверху.

Снизу.

Сервы вклеиваю термоклеем, тяги из проволоки, кабанчики покупные (вклеены на эпоксидку).

Переходим к фюзеляжу.

Шпангоуты фюзеляжа из потолочки.

Красным обведены детали капота, они оказались ненужными, потому что капот делал иначе. Остальные детали фюзеляжа из депрона.

Чтобы при склеивании детали не проваливались, вклеиваю кусочки депрона вдоль боковин, отступив на 3 мм.

Из прозрачного пластика вырезаю имитацию стекол кабины и отмечаю границы.

Затем зачищаю псевдостекла по периметру и приклеиваю к фюзеляжу эпоксидкой.

Носовой шпангоут, он же моторама, выпиливаю из фанеры.

Основание двигателя прикручиваю сразу же.

Гайки приклеиваю эпоксидкой.

Начинаю склеивать детали фюзеляжа, не заклеивая верх хвоста.

Детали носовой части обклеиваю скотчем и приклеиваю, давая высыхать клею каждый раз, к фюзеляжу.

Фиксирую скотчем.

Верхнюю половинку носовой части приклеиваю так же. Когда полностью высыхает клей, намазываю фанерный шпангоут клеем и изнутри вклеиваю его, подвигая к самому краю.

Рамку лобового стекла делаю из депрона.

«Стекло» из пластика.

Приклеиваю «стекло» как и боковые – эпоксидкой, и приклеиваю всю конструкцию к фюзеляжу.

Затем отрезаю лишнее и подшкуриваю.

Из фанерки и реек склеиваю рамку-основание для крепления шасси.

По аналогии с площадкой для крыла приклеиваю гайки.

Приклеиваю заднюю площадку для крыла и рамку для шасси к фюзеляжу.

Шпингалет по уже проверенной технологии – из линеек, бамбука и пружинки.

Люк для АКБ решил сделать снизу, перед стойкой шасси.

Внутри из потолочки приклеиваю рамку-ограничитель и приклеиваю шпингалет.

Под крыло внутри фюзеляжа вклеиваю площадку для серв хвоста.

От рамки шасси вертикально (между окошками) приклеиваю две реечки. К ним потом приклею площадку под крыло. Добавляю перегородку из потолочки, чтобы АКБ не швыряло на виражах по салону.

Отверстия под боудены делаю круглым надфилем.

Тяги делаю из бамбуковых палочек и проволоки с нитками на клею, предварительно вставив их в боудены из палочек от шариков.

Стойку для заднего колеса выгнул из стальной проволоки, сделав петлю для амортизации. Колесико закрепил фиксаторами тяг.

Для крепления в фюзеляже выпиливаю фанерную площадку.

Вклеиваю на эпоксидку, сделав перед этим небольшую прорезь в днище фюзеляжа.

Заклеиваю хвост сверху.

Вклеиваю площадку крепления крыла.

Капот решил сделать полностью из потолочки. Черчу по шаблону и вырезаю 12 колец.

Склеиваю их в один большой бутерброд.

Обрезаю резаком под 45 градусов верхние три слоя.

Довожу наждачкой до нужной формы.

Крепиться капот будет саморезами к фанерным бобышкам.

Обклеиваю капот полосками скотча внахлест.

Обклеиваю фюзеляж.

Украшаю борта и капот полосками скотча другого цвета.

Прикручиваю мотор (на фото мотор другой, нежели по ссылке, но они одинаковы по характеристикам).

Прикручиваю капот.

Прикручиваю пропеллер.

Переднюю стойку спаял из спиц и жести – про это очень подробно рассказывали и показывали не раз.

Прикручиваю стойку шасси.

Вклеиваю на эпоксидку боудены с тягами.

Можно переходить к изготовлению хвостового оперения. Вычерчиваю на депроне по шаблонам детали хвоста.

Вырезаю их резаком.

Соединяю части руля высоты реечкой.

Приклеиваю петли из пластика и скоб от степлера, заклеиваю руль высоты сверху.

Так же склеиваю киль и руль направления.

Обклеиваю хвостовое оперение скотчем.

Украшаю полосками другого цвета и вклеиваю кабанчики.

Вклеиваю сначала горизонтальное, затем вертикальное оперение..

Закрепляю тяги фиксаторами.

Вклеиваю сервы в фюзеляж и закрепляю тяги на качалках.

Модель в сборе (чуть позже еще покрасил маркером винт в черный цвет).

Вес: Крыло — 140 грамм. Фюзеляж и мотор — 340 грамм Аккумулятор, регулятор и приемник — 140 грамм. Полетный вес — 620 грамм.

Электронику использовал следующую:

FC 28-22 Brushless Outrunner 1200kv Товар https://www.parkflyer.ru/ru/product/1084112/ Микро сервопривод Turnigy TG9e, 9г / 1.5кг / 0.10сек Товар https://www.parkflyer.ru/ru/product/9549/ Регулятор для бесколлекторных двигателей HobbyKing 30A BlueSeries («Синяя серия») Товар https://www.parkflyer.ru/ru/product/102416/ Ультра-легкое колесо 2.25дюйма/57.2мм Товар https://www.parkflyer.ru/ru/product/994045/ Очень легкие коллеса 25×13 (3 шт.) Товар https://www.parkflyer.ru/ru/product/100428/ Linkage Stopper M3x2xL11.2mm (10pcs/set) Товар https://www.parkflyer.ru/ru/product/8519/ пластиковый кабанчик (10 штук) Товар https://www.parkflyer.ru/ru/product/8418/ Tower Pro Slowfly Propeller 10×4.7 Orange (CCW) (1pc) Товар https://www.parkflyer.ru/ru/product/6229/ Turnigy TGY-i6 AFHDS Transmitter and 6CH Receiver (Mode 2) Товар https://www.parkflyer.ru/ru/product/1490939/ Видео первых полетов:

Кратко о первом полете: триммировать почти не пришлось, центровка получилась очень удачная. Модель хорошо взлетает буквально с пары метров, хорошо планирует и очень устойчива в воздухе. Как тренер — модель замечательная! Только вот в плане посадки в траву — модель кувыркает, так как колеса маленькие и вес небольшой. Правда с третьей попытки я его таки посадил на тропинку, не кувырнув, следовательно на ровной площадке будет гораздо проще.

Эксплуатация

Двигатель Pratt & Whitney Wasp сейчас не выпускается, найти запчасти к нему непросто. По этой причине некоторые обслуживающие фирмы заменяют оригинальный двигатель подходящим турбовинтовым — таким, как PT6. Такой двигатель мощнее и легче, а керосин зачастую доступнее высокооктанового авиационного бензина. В настоящее время, однако, предлагается возобновление производства самолётов Beaver по лицензии в Новой Зеландии. Также канадское предприятие Viking Air заявило о возможном запуске серии самолётов De Havilland Canada DHC-3 Otter и, возможно, DHC-2 Beaver по причине высокого рыночного спроса на них.

В 1987 году Инженерный совет Канады поместил DHC-2 в десятку лучших инженерных достижений Канады XX века.

Интересные факты

  • Гидроплан присутствует в фильме «На грани», «Золотая жила», а также в фильме «Шесть дней, семь ночей» (Six Days Seven Nights, 1998). Во всех трёх кинолентах он терпит аварию.
  • Гидроплан присутствует в игре The Long Dark как самолёт одного из главных героев — Уилла Маккензи. И тоже терпит аварию.
  • Фанаты видео игр могут полетать на нём в GTA San Andreas и Flightgear.
  • Американский музыкант Кенни Джи
    — компетентный пилот данного гидроплана. О своём гидроплане музыкант рассказывает:
    «Это самый безопасный из всех аэропланов, во всяком случае, до тех пор, пока под нами вода. Даже если откажет двигатель, нам просто придётся снизиться и приводниться. Вообще, мне нравится, когда всё делается экстрабезопасно»
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: