Киев ставит на B-52. Бомбардировщики США летят на Россию через Украину

На протяжении нескольких последних десятилетий основным самолетом дальней авиации ВВС США остается Boeing B-52H Stratofortress. Такие машины поступили на службу более полувека назад и останутся в строю, как минимум, до сороковых годов.

Дальние бомбардировщики B-52H регулярно проходят ремонт и модернизацию, что позволяет им сохранять требуемое техническое состояние. Кроме того, обновление техники и ее компонентов позволяет обеспечивать требуемые боевые качества. Несмотря на солидный возраст, бомбардировщики B-52H остаются серьезной угрозой для безопасности третьих стран.

«Впервые видим такое»

4 сентября 2020 года войдет в историю как день, когда реальностью стали самые мрачные пророчества военных экспертов. Украина, не став страной НАТО, тем не менее предоставляет свое небо для полетов американской стратегической авиации, рассматривающей в качестве потенциальных целей объекты на территории России.

Первые сообщения о появлении в небе над Украиной стратегических бомбардировщиков США В-52 появились в социальных сетях.

Главный редактор BlackSeaNews и координатор Морской экспертной платформы Андрей Клименко на своей странице в Facebook сообщил: «Два американских стратегических бомбардировщика В-52… Впервые видим такое… Вылетели с британской базы Royal Air Force Fairford 4,5 часа назад… Еще три самолета (с авиабазы на Кипре и в Греции) — над Черным морем у Крымского полуострова. Среди них британский разведчик Airborne Stand-Off Radar (ASTOR)».

Конгресс США.

Министерство обороны Украины подтвердило факт полета: «Не два, как говорят СМИ, а сразу ТРИ (!) Стратегических бомбардировщика ВВС Соединенных Штатов Америки В-52Н вчера патрулировали побережье Азовского моря в воздушном пространстве Украины. Такая формация из американских ракетоносцев B-52H и украинских истребителей МиГ-29 и Су-27 не на шутку взволновала российских оккупантов, которые на перехват подняли сразу 8 истребителей (4 Су-27 и 4 Су-30) и перевели в полную боевую готовность ПВО Южного военного округа. Военные эксперты пишут, что этим успешно воспользовались самолеты-разведчики НАТО, получили всю необходимую информацию о ПВО вероятного противника».

Вообще украинские военные отнеслись к данному событию как к большому военному успеху. На сайте оборонного ведомства Украины появилось видео, снятое из кабины бомбардировщика, а также подробное описание полета.

Александр Рар.

«Вылетев из Великобритании около 07.30 (по местному времени) 4 сентября 2020 года, три B-52, (номера # 61-0034, # 60-0005 и # 60-0044 и позывные „JULIA 51-52-53“), пролетели в воздушное пространство Украины… Два из трех бомбардировщиков включили транспондер Mode-S, что позволило их отслеживать во время перелета через Черноморский регион. Интересно, что самолет летел по направлению к Азовскому морю, затем несколько минут осуществлял облеты, прежде чем улететь на север в сторону Киев», — говорится в сообщении.

Характеристики

МодификацияB-52H
Размах крыла, м56,39 м
Длина, м49,05 м
Высота, м12,4 м
Площадь крыла, м2371,60 м2
Взлетная масса221500 кг
ДвигательТРДД TF33-P-3
Максимальная тяга8 х 7710 кгс
Максимальная скорость1013 км/ч
Боевой радиус действия7730 км
Длина разбега2900 м
Вооружение
Пушечное вооружение20-мм пушка M61 Вулкан
Бомбовая нагрузкадо 27200 кг

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В-52: американская «ядерная дубинка» времен холодной войны

Boeing B-52 Stratofortress — американские стратегические бомбардировщики, находящиеся на вооружении с 1955 года. Эти самолеты разрабатывались специально для несения на своем борту ядерных зарядов. Основной целью B-52 должны были стать города Советского Союза.

С обычным вооружением B-52 использовались американцами в целом ряде военных кампаний, начиная с войны во Вьетнаме и заканчивая конфликтом в Сирии.

B-52F сбрасывает бомбы Mk 117 750 lb (340 кг) во время Вьетнамской войны. Фото 1965—1966 гг. Фото: Public Domain

Всего за все годы производства было построено 744 B-52, большинство из которых в настоящее время либо утилизированы, либо находятся на так называемых базах длительного хранения. В строю остаются 70 самолетов модификации B-52H, три из которых и появились в воздушном пространстве Украины.

В марте 2020 года шесть стратегических бомбардировщиков ВВС США B-52, дислоцированных на базе в штате Луизиана, были переброшены в Европу для «интеграции на театре действий и участия в воздушных учениях» совместно с союзниками и партнерами по НАТО. При этом телекомпания CNN, сообщая о переброске стратегической авиации, назвала данный шаг «сигналом, предназначенным России в пятую годовщину присоединения Крыма».

Видимо, таких сигналов американцам показалось мало, и стратегическая авиация США теперь подходит к границам российского полуострова со стороны украинской территории.

Командование ВВС США в Европе назвало полет B-52H в небе Украины демонстрацией возможностей по «сдерживанию России». Также было заявлено, что проводились важные «учения по интеграции» с украинскими ВВС.

«Миссия предоставила партнерам ценную возможность потренироваться в воздухе. Кроме того, миссия продемонстрировала, как самолеты и экипажи B-52 передового базирования способствуют коллективной безопасности и обеспечивают США, союзников по НАТО и партнеров возможностью для сдерживания России», — цитирует РИА Новости Крым сообщение штаба американского командования.

В Министерстве обороны Украины выразили надежду на то, что подобные совместные полеты американских стратегических бомбардировщиков вместе с украинскими истребителями будут продолжены.

B-52H и его характеристики

Наблюдаемый боевой потенциал самолетов B-52H обусловлен несколькими факторами. Возможности и способности самолета определяются его собственными тактико-техническими характеристиками, характеристиками применяемого вооружения, а также особенностями системы управления войсками. Сначала рассмотрим потенциал основного компонента авиационного ударного комплекса – собственно самолета B-52H.

B-52H Stratofortress является самым крупным и тяжелым боевым самолетом ВВС США, что дает ему определенные преимущества в контексте основных задач. Бомбардировщик имеет крыло размахом 56,4 м и длину 48,5 м. Масса пустого самолета определяется на уровне 83,25 т, максимальная взлетная масса – 220 т. В топливных баках помещается более 181,6 тыс. л горючего. Максимальная боевая нагрузка достигает 31,5 т.

Самолет на высоте способен развивать скорость 560 узлов (1050 км/ч), крейсерская скорость ниже – 442 узла или 845 км/ч. Практический потолок – 15 км. Боевой радиус определяется в 7200 км, перегоночная дальность – 16230 км. Бомбардировщик оснащен приемной горловиной системы дозаправки в полете. Такое оснащение позволяет увеличивать продолжительность и дальность полета до требуемых значений. Так, в прошлом проводились эксперименты, в ходе которых B-52 оставался в воздухе 40-45 часов.

Бомбардировщик оснащен средствами защиты от перехватчиков и зенитных ракет противника. До начала девяностых годов все B-52H комплектовались кормовыми установками с 20-мм автоматическими пушками M61. В дальнейшем от такого оснащения отказались в пользу других средств защиты. В настоящее время самозащита осуществляется только за счет средств радиоэлектронной борьбы. Намечена модернизация этой аппаратуры, направленная на получение характеристик, соответствующих требованиям времени.

Таким образом, с точки зрения основных тактико-технических характеристик, B-52H представляет собой весьма удачный самолет, способный решать широкий круг боевых задач в разных условиях. Так, большая грузоподъемность, обеспеченная выгодной конструкцией планера и силовой установкой, позволяет нести и применять различные вооружения всех основных классов. Предусматриваются системы для защиты бомбардировщика в полете.

Следует отметить, что основные преимущества B-52H как платформы для вооружений связаны именно с летно-техническими характеристиками – прежде всего, с «глобальной» дальностью полета. Боевой радиус без дозаправки, в зависимости от нагрузки, может превышать 7 тыс. км. Участие в операции самолета-заправщика позволяет в разы увеличить этот параметр. По сути, B-52H, как самостоятельно, так и при помощи заправщиков, способны работать с любых авиабаз США и поражать цели в любых районах земного шара. Также возможно патрулирование в заданном районе в ожидании приказа о нанесении удара.

Впрочем, высокая дальность полета сочетается с дозвуковой скоростью. Это известным образом замедляет переброску самолетов на передовые авиабазы, а также увеличивает время, необходимое для проведения атаки. Соответственно, скорость не более 1000-1050 км/ч в ряде ситуаций может давать преимущества противнику, позволяя ему вовремя отреагировать на угрозу.

Заходы с имитацией нанесения ракетных ударов

По мнению военных экспертов, подобного рода полеты проводятся для проверки реакции ПВО России, для вскрытия ее потенциальных возможностей. А также для отработки маршрутов возможного боевого применения В-52Н.

То есть американские военные отрабатывают сценарии, при которых их стратегическая авиация через территорию Украины отправится наносить удары по России.

Собственно, для российских военных это не новость. Министр обороны России Сергей Шойгу в интервью телеканалу «Россия-24» обратил внимание на эту настораживающую тенденцию: «Если раньше с той или иной частотой, конечно, не так, как сейчас, несколько реже, это была в основном разведывательная авиация, то сейчас начались регулярные полеты и заходы с тренировкой, имитацией нанесения ракетных ударов, в том числе с применением большого количества самолетов».

До 4 сентября 2020 года подобные имитации американцы проводили с различных направлений, но не используя воздушное пространство Украины. Теперь Незалежная предоставила свои воздушные трассы для потенциального удара по России.

Нельзя сказать, что американские B-52 являются непреодолимой силой. Эти самолеты советские ракетные системы ПВО первого поколения успешно сбивали еще в небе Вьетнама. И сейчас «ветеранов холодной войны», как называют данные бомбардировщики, тоже в случае необходимости ждет очень «теплый» прием со стороны ВВС и ПВО России.

Куда важнее сам факт использования американцами для своих целей воздушного пространства Украины.

Проклятие сменщика

На рубеже 1950-60-х военные ещё не отошли от полувековой авиационной гонки под олимпийским девизом «быстрее, выше, сильнее». Более того, подаренный реактивными двигателями (а так же прогрессом в материалах, аэродинамике и многом другом) послевоенный прорыв убедил их, что вот сейчас «карта попёрла».

Вековая крепость: почему B-52 прослужит ещё сто лет

Прежде чем смеяться над фантастическими проектами того времени, вспомните, что работали над ними люди, которые ещё детьми застали фанерные этажерки, вскоре превратившиеся в сияющих реактивных монстров.

Для человечества того времени факт, что самолёты станут полукосмическими и гиперзвуковыми — объективное и разумное развитие событий, а наша реальность, где до сих пор летают B-52, — какое-то безумие.

Но вернёмся к теме. На смену неповоротливым «крепостям», казалось, шли скоростные машины. В 1960 году на вооружение встал двухмаховый B-58 «Хастлер», который сменил B-47 и по нашим стандартам был скорее дальним бомбардировщиком. Шла разработка настоящего монстра — трёхмахового сверхвысотного B-70 «Валькирия».

B-58 Хастлер и B-70 Валькирия

Даже летал он на топливе, которое не было нефтепродуктом, а состояло из соединений бора и водорода — настоящее чудо химической промышленности.

Евгений Башин-Разумовский Эксперт по историческим вопросам

В СССР до такого, э-э-э, торжества авиационной технологии не дошли. Проект сверхзвукового бомбардировщика М-50 прикрыли на ранней стадии испытаний, а сравнимый с «Валькирией» М-56 остался на бумаге. Наступало время межконтинентальных ракет.

И тут начало действовать настоящее «проклятие сменщика B-52».

Сначала в Белый дом пришла администрация Кеннеди, полная эффективных менеджеров — включая министра обороны, ранее топ-менеджера «Форда», Роберта Макнамару, который без жалости порезал «Валькирию». Обосновал он это тем, что скорость и высота — недостаточная защита от перспективных ЗРК (зенитных ракетных комплексов. — Прим. ред.), да и вообще МБР (межконтинентальная баллистическая ракета. — Прим. ред.) гораздо лучше. B-70 отстояли только в качестве летающей лаборатории.

B-58 Хастлер

Потом выяснилось, что и с B-58 не всё ладно. Если уходить от ЗРК на малые высоты, дальность становится не ахти, кроме свободнопадающих термоядерных бомб самолёт ничего нести не может, сложный в управлении, дорогущий и т. д.

В общем, в 1970 году списали именно его, а не B-52.

Спрашивали ли граждан Украины?

Президент Украины Владимир Зеленский год назад уверенно победил на выборах, обещая украинцам окончание войны на Донбассе, мир и стабильность. С окончанием войны существуют большие проблемы. С огромным трудом удалось добиться относительного устойчивого прекращения огня, однако многие связывают его с желанием Зеленского укрепить рейтинг своей партии накануне местных выборов.

Создается впечатление, что для украинского президента куда важнее отношение крикливого меньшинства из числа сторонников «партии войны», нежели тех, кто голосовал за него.

Любителям помечтать об украинских танках, входящих в Москву, очень понравились идущие на Крым В-52Н. Остальные жители Незалежной испытывают недоумение, переходящее в ужас.

Украинский журналист Юрий Ткачев пишет: «Надо полагать, что именно по таким маршрутам, видимо, полетят эти бомбардировщики в случае реальной ядерной войны. То есть воздушное пространство Украины становится целью „по умолчанию“ для российских ПВО. А возможно, и не только ПВО. И не только воздушное пространство. Спрашивали ли граждан Украины, хотят ли они участвовать в глобальной термоядерной войне на стороне США? Конечно же, не спрашивали. Когда это колониальная администрация спрашивала мнение туземцев колонии по таким вопросам?»

Солдат армии США с винтовкой M107A1.

Вооружение

Для несения боеприпасов в бомбардировщике предусмотрены пилоны под крыльями и отсек вооружения. Пилоны в зависимости от модификации могли нести до пятидесяти одной бомбы, иногда меньше. Пилоны HSAB (Heavy Stores Adaptor Beam) дают место только для девяти бомб каждый, значит, всего сорок пять, а пилоны AGM-28 — пятьдесят одну. Помимо пилонов, есть отсек вооружения, куда наступательного вооружения помещается значительно больше. Нужно помнить, что создавался самолёт сугубо для несения ядерного оружия. Первые его модификации вооружались свободно падающими бомбами самых разных типов, размещёнными в отсеке вооружения. Максимально отсек загружался на 22 680 килограммов, а вместе с пилонами бомбовая нагрузка составляла тридцать одну с половиной тонну.

Начиная с 1961 года и по 1976-й бомбардировщики Б-52 вооружались управляемыми ракетами с ядерной боевой частью AGM-28. Это давало самолёту возможность не входить в зону поражения вражеской противовоздушной обороны и доставать даже очень хорошо защищённые цели. Середина восьмидесятых принесла бомбардировщику новую модернизацию, целью которой было приспособление самолёта для несения двенадцати крылатых ракет AGM-86B. Тогда же барбардировщики B-52G в количестве шестидесяти девяти штук были переоборудованы под неядерное оружие. Семь из них оснастили противокорабельными ракетами Harpoon, другие — высокоточными управляемыми ракетами разработки израильских конструкторов — AGM-142 (Raptor). До 1994 года в хвосте бомбардировщика стояла ещё и шестиствольная двадцатимиллиметровая пушка М61 (Vulcan), в модификациях последующих лет она уже отсутствовала, а со старых бомбардировщиков пушки были демонтированы.

B-52 летные характеристики

«Они даже раскаяться не успеют»

Нагнетание обстановки у границ России под лозунгом ее «сдерживания» явно не сделает ситуацию в мире безопаснее. Российские руководители не раз заявляли — у нас есть чем защищаться, и мы будем это делать.

В случае самого пессимистического сценария свое получит и главный агрессор, и те, кто поспешил записаться к нему в сателлиты.

Два года тому назад, выступая на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», президент России Владимир Путин заметил: «Мы вообще ничего не боимся — страна с такой территорией, с такой системой обороны, с таким населением, готовым отстаивать свою независимость, свой суверенитет. Далеко не везде, не во всех странах есть такая предрасположенность граждан жизнь свою отдать за отечество — у нас есть… Агрессор должен знать: возмездие неизбежно, все равно он будет уничтожен… Мы как жертва агрессии, мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут. Потому что они даже раскаяться не успеют».

Тем, кто сегодня в Незалежной взялся праздновать появление американской стратегической авиации над своей территорией, еще не поздно вспомнить слова российского лидера и сделать правильные выводы.

Боевое применение

Боевое крещение бомбардировщики Б-52 получили во Вьетнаме, где их участие не прекращалось на всём протяжении этой войны — от 1965 года до 1973-го. В ходе Arc Light (так назывались все боевые операции, в которых участвовали Б-52 на территориях Юго-Восточной Азии) было совершено сто двадцать шесть вылетов. Здесь нужно отметить, что один вылет обходился бюджету США в сорок тысяч долларов. Была и операция Linebacker II в 1972 году, когда массированные бомбардировки проводились безостановочно в течение двенадцати дней.

Было совершено семьсот двадцать девять боевых вылетов и сброшено почти шестнадцать тысяч тонн бомб по Хайфону и Ханою. Но иногда вьетнамцы американских бомбардировщиков всё-таки доставали на их почти недосягаемой высоте. Особенно отличился Северный Вьетнам. Пятнадцать Б-52 зенитные батареи сбили только в ходе этой операции. По американским данным, погибло всего тридцать таких самолётов за всю войну, из этих потерь большая часть — не боевые.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: