Рожденные ползать. Как националисты погубили авиастроение Украины


Мощное авиастроение было одним из главных символов научно-технического потенциала, который достался Украине в наследство от Советского Союза. Сегодня от него осталась только вывеска знаменитого на весь мир конструкторского бюро «Антонов». С 2016 года «незалежная» не построила ни одного серийного самолета, хотя майданные власти все время убеждали народ, что процесс вот-вот пойдет. Аналитический портал RuBaltic.Ru предлагает читателям вспомнить главные «перемоги» украинского авиастроения последних лет, которые показывают, в каком удручающем состоянии находится авиационная отрасль.

Рожденные ползать. Как националисты погубили авиастроение Украины

Превращение в «пустое место»

Эта статья стала криком души специалиста, который, как и многие другие опытнейшие инженеры, сегодня оказался не у дел.

После распада СССР Украина получила богатейшее экономическое наследство, в том числе в таких передовых отраслях, как авиастроение и ракетостроение. «Антонов» и «Южмаш» могли стать визитной карточкой новой страны.

Но не стали. С начала 1990-х обе отрасли вошли в период медленного умирания, которое значительно ускорилось в последние годы.

«В иные годы прибыль ГП „Антонов“ достигала до 100 млн. долларов, но она не шла на развитие авиастроительной отрасли и создание нужных на рынке самолетов а, в основном, шла на „карманы“. На концерн „Антонов“ был поставлен эрзац-руководитель, из-за чего он превратился в пустое место, — сетует в своей статье Вовнянко. — Ведущие производители Боинг и Эрбас производят и продают ежегодно на десятки миллиардов долларов около 700 больших магистральных самолетов каждый и имеют заказы на 6700-7200 новых самолетов на десятилетие вперед. Даже Россия и Китай, которые до 2005-х годов не создавали и не производили новые самолеты, в последнее десятилетие разрабатывают и строят новые пассажирские и военно-транспортные самолеты, истребители невидимки и др. до 100 шт. в год, а также различные боевые беспилотники».

Военно-транспортный самолёт Ан-178 концерна «Антонов».

[править] Примечания

  1. ГП «Антонов», «Укроборонпром» и Россия: полеты во сне и наяву. 10 сентября 2015
Машиностроение Украины
История1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2020, 2020, 2020, 2018, 2020, 2020)
Авиационная промышленностьСамолётостроение • Вертолётостроение
РакетостроениеКосмическое ракетостроение • Стратегическое ракетостроение • Тактическое ракетостроение
СудостроениеГражданское судостроение • Военное судостроение
Автомобильная промышленностьЛегковое автомобилестроение • Грузовое автомобилестроение • Производство автобусов
Железнодорожное машиностроениеЛокомотивостроение • Вагоностроение
Сельскохозяйственное машиностроениеТракторостроение • Производство зерноуборочных комбайнов
ДвигателестроениеАвиационное двигателестроение • Ракетное двигателестроение • Автомобильное двигателестроение
Энергетическое машиностроениеАтомное энергетическое машиностроение • Производство котельного оборудования
СтанкостроениеПроизводство металлообрабатывающих станков • Производство деревообрабатывающих станков
Электронная промышленностьМикроэлектроника
ПриборостроениеЧасовая промышленность • Авиационное приборостроение • Морское приборостроение • Медицинское приборостроение
Оборонная промышленностьПроизводство техники сухопутных войск • Военное авиастроение • Военное судостроение • Производство средств ПВО • Военное ракетостроение

Источник — «»

Категория: Авиационная промышленность Украины

«Как всегда, все закончилось пшиком»

За последнее 4 года сложная ситуация в украинском авиастроении быстро стала катастрофической.

Анатолий Вовнянко пишет, что в 2020 году на должность и. о. президента ГП «Антонов» был назначен «бывший автодилер» Михаил Гвоздев. «Он набрал себе в команду таких же торговцев автомобилями (на предприятии их называют „шиномонтажниками“) и производителя одноразовой посуды, — поясняет инженер, — Гвоздев целый год рассказывал, как будет строить по 25 самолетов Ан-158, Ан-178 и Ан-132 ежегодно на миллиарды долларов. Это при нем вообще прекратили строить самолеты в Украине. Зато значительно увеличилось количество подписанных меморандумов, переговоров о переговорах и пиара в украинских СМИ. Через год его сняли».

С 2020 по 2020 годы «Антоновым» руководил Александр Коцюба. Он строил грандиозные планы по строительству совместно с Китаем второй «Мрии» и сулил быструю замену российских комплектующих в украинских самолетах на собственные либо западные. «Как всегда, все закончилось пшиком. При нем началось сокращение авиационных специалистов и урезание зарплаты оставшимся», — добавляет Вовнянко.

Самолёт Ан-225 «Мрия».

Вооружение ВВС

На момент своего основания военно-воздушные силы Украины включали в себя 3 дивизиона, состоящих из более, чем тысячи разных самолетов. В него входило 4 десятка Су-27, 8 десятков МиГ-23 и более 2 сотен истребителей МиГ-29. В трех воздушных армиях насчитывалось порядком 30 Як-28. В полки разведывательной авиации входили:

  • фронтовые бомбардировщики Су-24;
  • двухдвигательные сверхзвуковые перехватчики МиГ-25;
  • тяжелые сверхзвуковые самолеты Ту-22.

Украинский самолет МиГ-29 находится на вооружении многих стран мира, а конструкторы из НАТО создали на его базе модернизированный истребитель, который отличается упрощенной авионикой и улучшенной маневренностью.

Карьера «тракториста»

В августе 2020 года Коцюбу сменил 52-летний Александр Кривоконь. До этого он возглавлял Харьковский авиазавод, правда, очень недолго — всего полгода.

Самое интересное, что господин Кривоконь является специалистом по… тракторостроению. Портал «Лига. Бизнес» после его назначения в «Антонов» писал: «Александр Кривоконь увлекается тракторостроением. Он написал четыре книги и более десятка научных статей об истории тракторостроения в Украине. Собирает значки, медали, банкноты, почтовые марки и спичечные коробки с тракторной тематикой. В 2020 году защитил докторскую диссертацию на тему: «Развитие тракторостроения в Украине в контексте мирового прогресса».

В это трудно поверить, но Кривоконь успел поработать и на «Южмаше». На ракетном предприятии он отвечал за выпуск гражданской продукции.

Назначение специалиста, далекого от авиастроения, объясняется просто — главное, чем сегодня занимается некогда могучее предприятия: это зарабатывание денег на эксплуатации уже существующей авиатехники (в первую очередь, на грузовых «Русланах»), и ремонт самолетов. С подобными задачами легко справится и человек из другой сферы промышленности.

Статья по теме

Клоуны остались. Корпорация «Антонов» предложила Трампу свой самолет

[править] Оценки

В сентябре 2020 года директор компании Friendly Avia support Александр Ланецкий заявил: «В мире нет свободных ниш, нет никого, кто ждёт самолёты „Антонова“. Есть масса производителей, начиная с бразильцев, канадцев, американцев, итальянцев и заканчивая китайцами.» По его словам, одно время «Антонов» зарабатывал, поставляя самолёты государствам, которые не хотели или не могли покупать машины западного производства. Это вооружённые силы России, Ирана, Северная Корея, Куба. Другим странам, по мнению Ланецкого, украинские самолёты не нужны. Разве что американцы могли бы заказать «Антонову» машины для карманного правительства какой-то банановой республики и заплатить за 10 воздушных судов вперёд. «Это стало бы выходом. Можно было бы договориться, что мы делаем самолёты, а недостающее оборудование на них поставляют западные предприятия. Но это требует большой кропотливой работы руководства завода, корпорации и страны»

, — сказал Ланецкий.[44]

«В 2005 году была прекращена разработка новых самолетов»

Что касается авиастроения как такового, то Вовнянко в своем материале безжалостен: «В Украине… в 2005 году была прекращена разработка новых самолетов, а с 2020 года и штучное производство. С 2014 года нет ни одного заказа и контракта как на давно созданные самолеты Ан-148, Ан-158, Ан-74, Ан-140 так и на „новые“ Ан-178 и Ан-132. У нынешнего руководства ГП „Антонов“ и ХГАПП нет никаких планов, что они будут производить и вообще понимания, что делать в ближайшие годы, чтобы сохранить полный цикл разработки и хотя бы штучное производство самолетов в Украине».

Последним относительно успешным проектом «Антонова» стал ближнемагистральный самолет АН-148, эксплуатация которого началась в 2009 году. Стоит, однако, заметить, что этот лайнер создавался в тесной кооперации с Россией, и из 44 произведенных самолетов 33 построены по лицензии на заводе в Воронеже. Основными эксплуатантами Ан-148 также являются российские госструктуры и авиакомпании.

Ан-148.

Содержание

  • 1 Компании 1.1 Антонов
  • 1.2 ХГАПП
  • 2 Портфель заказов на самолёты
  • 3 Проектируемые самолёты
      3.1 Ан-178
  • 3.2 Ан-132
  • 3.3 Ан-188
  • 3.4 Пассажирский самолёт с пассажировместимостью 130—210 мест
  • 4 Лизинг для самолётов производства Украины
  • 5 Связи с Россией
  • 6 Прибыльность производства
  • 7 Потребность в финансировании
  • 8 Оценки
  • 9 Показатели
      9.1 Производство самолётов
  • 9.2 Поставки заказчикам новых самолётов
  • 9.3 Типы самолётов
  • 10 Перспективы
  • 11 Ссылки
      11.1 Реестры самолётов
  • 11.2 UA-нет
  • 11.3 Рунет
  • 11.4 ЖЖ
  • 11.5 Прочее
  • 12 Примечания
  • «Демонстраторы»

    На Украине много писали об Ан-178, первый полет которого состоялся в 2020 году, и об Ан-132, поднявшемся в воздух в марте 2017 года. Анатолий Вовнянко указывает — об машины существуют только в виде так называемых самолетов-демонстраторов и перспектив не имеют: «Самолет Ан-178 разрабатывают с 2010 года, а самолет Ан-132 с 2014 года, а твердых заказов как не было, так и нет, кроме бумажек типа меморандумов и протоколов. Ну, не подтверждают ни Азербайджан по Ан-178, ни Саудовская Аравия по Ан-132, что они будут „достижения“ бывшего „генерального конструктора“ и нынешних „менеджеров“ покупать и строить! И средства, и главное, много времени, которые потрачены и продолжают тратиться на самолеты — демонстраторы Ан-178 и Ан-132, еще глубже загоняют ГП „Антонов“ в небытие».

    При этом Ан-132 — это модификация транспортного самолета Ан-32, который эксплуатируется с 1984 года. Что до Ан-178, то он, по сути, является, одной из модификаций Ан-148.

    Статья по теме

    Привет, «немытая Россия». Как РФ стала крупнейшим торговым партнером Киева

    [править] Лизинг для самолётов производства Украины

    Финансовым партнёром «Антонова» долгое время выступала российская лизинговая . «РФ сама находила заказчиков для украинского завода. Например, в Северную Корею и на Кубу самолеты продавались в счет государственного кредита, предоставляемого Россией этим странам»

    , — говорит Юлий Киселёв, экс‑секретарь наблюдательного совета авиа.[36]

    Украина предпринимала попытки организовать собственную лизинговую компанию. Но все они заканчивались фиаско. К примеру, в 2006 году Минтранссвязи Украины создало лизинговую (позже переименована в «Антонов‑Финанс»), которой из бюджета было выделено 486 млн гривен. На эти деньги планировалось закупить и передать в лизинг авиакомпаниям шесть самолётов Ан‑148. Но эти планы так и остались на бумаге: в сентябре 2010 года коллегия Счетной палаты установила, что выделенные средства использовались неэффективно.[37]

    В 2011 году чиновники попытались реанимировать лизинговую программу. Предполагалось, что правительство будет работать над удешевлением кредитов для «Антонова» и посредника лизинговой схемы, что и создаст предпосылки для дешевого лизинга. «За счет компенсаций [из бюджета процентов по кредиту] авиакомпании смогут платить за лизинг самолетов 2-2,5 % годовых от стоимости самолета. Таким образом, мы обеспечим украинскому авиазаводу те правила продажи самолетов, по которым работают его прямые конкуренты — Embraer и Bombardier», — заверял в 2011 году вице‑премьер, министр инфраструктуры Украины Борис Колесников, пообещавший закупку по этой схеме 50 самолётов «Антонова». На деле в эксплуатацию было передано лишь два Ан‑148 ещё при первой попытке запустить эту программу: один — «Международным авиалиниям Украины», второй — «АэроСвіту». А «Ильюшин Финанс Ко» продолжал продавать украинские самолёты даже после начала боевых действий на Донбассе.[38]

    Заменить Россию пока не получается

    Но даже не это главное. Как уже было сказано, с 2020 года Украина не произвела ни одного серийного самолета.

    Ранее руководитель технического проекта создания самолета Ан-140 и исполняющий обязанности руководителя корпорации «Антонов» (в 2014-2015 годах) Сергей Меренков в интервью информационному агентству «Оборонно-промышленный курьер» напомнил, что серийное производство на предприятии в Киеве стоит почти 3 года, в Харькове — почти 3,5 года: «В „киевской линейке“ — Ан-148 / Ан-158 — в заделе по 4 собранных планера каждой из моделей. Закончить их сборку сейчас можно только в существующем „техническом лице“: с комплектацией на 30% российскими узлами и агрегатами. Вопреки заявлениям руководителей разных уровней о решении вопроса „импортозамещения“, еще нет даже комплекта документации на модернизированный самолет. Поэтому доработка „лидерного“ самолета, его испытания и сертификация нереальны как в этом, так и в следующем году. Не упоминаю об Ан-32, хотя есть задел еще на 2-3 самолета, но их комплектация российская на 70%».

    Запорожская АЭС.

    Авиастроительные компании и предприятия

    Аэрокоптер АК1-3

    Авиационные заводы

    • Государственное предприятие «Антонов» (ликвидировано) Серийный
    • Государственное предприятие «Завод 410 гражданской авиации»
    • Харьковское государственное авиационное производственное предприятие
  • Коммунар (Харьков)[источник не указан 776 дней
    ]
  • компоненты

    • Харьковский машиностроительный (гидравлика)

    Авиаремонтные заводы

    • Винницкий авиационный завод
    • Евпаторийский авиационный ремонтный завод
    • Запорожский государственный авиационный ремонтный
    • Конотопский авиаремонтный
    • Львовский государственный авиационно-ремонтный завод
    • Луцкий ремонтный
    • Николаевский авиаремонтный
    • Одесский авиационный завод
    • Чугуевский авиационный ремонтный завод
    • УНИТЕХ, ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ, ООО[10]

    Сверхлёгкая авиация

    • Аэрос (укр.)русск.
    • Аэропракт

    Производители вертолётных комплектующих

    • Авиаимпекс
    • Авиакон
    • Авиант
    • Аэрокоптер
    • Виаз
    • Горизонт-12
    • Закарпатский машиностроительный завод
    • Мотор Сич

    Производители двигателей

    • Ивченко-Прогресс
    • Мотор Сич

    Авиазавод в Харькове вместо самолетов делает окна

    Вовнянко и Меренко, как и многие другие украинские специалисты, приходят к выводу — авиастроение на Украине умирает и шансы на его возрождение убывают буквально с каждым днем.

    В феврале 2020 года украинские СМИ распространили новость — на Харьковском авиазаводе планируют запустить участок по производству пластиковых окон для жилых домов. По словам и. о. генерального директора завода Степана Санагурского, производство дополнительной продукции не помешает основному виду деятельности авиазавода.

    С учетом того, что основной вид деятельности приказывает долго жить, действительно, не помешает.

    [править] Ссылки

    [править] UA-нет

    • Раздел об авиастроении на сайте lb.ua
    • Авиастроения Украины — имитация продолжается. 2 ноября 2015
    • Авиационная и аэрокосмическая промышленность Украины (2007 г.)
    • Европейское будущее украинского авиапрома. 24 июня 2014
    • Авиастроение
    • Новый украинский боевой вертолет на базе Ми-2. 3 октября 2015
    • Руйнація авіаційної промисловості України. 23 января 2015
    • «Укрспецэкспорт»: бизнес на оффшорах. 30 сентября 2015
    • Виробники авіаційної техніки в Україні
    • Підприємства авіабудування та авіаремонту
    • Перспективи авіаційної промисловості України
    • Проблемы украинского авиастроения

    [править] Рунет

    • Каким оружием Киев снабжает свою армию. 20 октября 2014

    [править] Прочее

    • Раздел об авиакосмической промышленности на сайте Liga.net
    • Украинский авиапром: Дорога к небесам. 19 сентября 2013
    • «Значительная часть альянса НАТО начала тихо склоняться в сторону Москвы». Западные СМИ об Украине. 16 октября 2014
    • Российско-украинское сотрудничество — взгляд из Киева. 26 июня 2014[1]
    • Комплектующие для авиадвигателей поступают из РФ в Украину и обратно в нормальном режиме — АССАД. 21 ноября 2014
    • «Авиация и Время», № 59 2002
    • В Украине презентовали новый вертолет. 5 октября 2015
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: