Как происходит посадка
Для обычного пассажира полезно знать, как управляется это транспортное средство. Основным устройством вождения является штурвал. С помощью его можно произвести следующие действия:
- Если нужно поднять нос машины вверх, его тянут на себя.
- Когда действие имеет обратный ход, нос опускается. Именно это движение штурвалом важно при посадке самолета.
- Если повернуть устройство управления влево или вправо, соответственно, самолет накренится в соответствующую сторону.
- При нажатии на педали будет происходить поворот в одну или другую сторону. Это происходит благодаря тому, что изменяется положение закрылков.
- Педали как раз активно используются во время приземления, а также на взлете.
За скорость самолета при посадке и взлете, которая составляет около 250 километров в час, отвечают рычаги управления, с помощью которых регулируют параметры двигателей, направляя их в нужное русло.
В управлении воздушным транспортом в качестве основного используется именно штурвал.
Но вот в некоторых моделях Airbus (320, 321) штурвал заменяет специальный рычаг, расположенный с правой стороны кресла основного пилота и второго пилота. Такая схема позволяет более продуктивно и быстро использовать возможности по управлению машиной.
Помимо основных рычагов управления, в кабине летчиков также расположены очень важные для полета приборы:
- Дисплей навигации.
- Главный пилотажный прибор.
- Управление автопилотом.
- Управление траекторией движения самолета (глиссада).
Даже если возникают ситуации, когда, как говорится, страшно становится, эти устройства помогают разобраться и принять верное решение. Они именно и способствуют тому, чтобы даже в необычных ситуациях можно было оперативно найти выход.
Вернуться к оглавлению
Культурные аспекты
События аварийной посадки Ту-154М в Ижме частично описаны в фильме «Ёлки 2», действие которого в том числе разворачивается в терпящем бедствие самолёте (роль командира экипажа сыграл Алексей Петренко, а второго пилота сыграл Павел Баршак). По сюжету они пытаются посадить аварийный самолёт Ту-154 на заброшенный аэродром, не зная, работает ли он сейчас и следит ли кто-нибудь за его взлётной полосой. Для ориентирования в пространстве также используется стакан с водой.
На счастье пилотов и пассажиров, именно в этом месте много лет исправно исполняет свой долг рядовой сотрудник авиации (его роль исполнил Владимир Меньшов), поддерживая взлетную полосу в рабочем состоянии. Прообразом этого сотрудника послужил .
Экипаж самолета
В современных условиях авиаперевозок можно условно подразделить состав экипажа на две части:
- Людей, которые работают на земле, чтобы обеспечить безопасность полетов. Это диспетчеры, менеджеры, техники, грузчики, водители и прочий обслуживающий лайнер персонал.
- Тех, кто осуществляет непосредственное управление самолетом.
На первый взгляд, кажется, что связь между этими специалистами очень условна. Но на самом деле от их слаженного взаимодействия зависит положение самолета и на земле, и в воздухе.
Человеку, желающему стать бортпроводником, необязательно иметь лицензию, достаточно пройти курсы обучения и сдать экзамен, а вот пилоты должны каждый год проходить полетную подготовку на земле, сдавать тесты на имитаторах, а также раз в год проходить медицинское освидетельствование.
Непосредственно в состав персонала лайнеров входит несколько человек. Они ответственны за все, что происходит на борту во время полета:
- Командир. Его власть во время нахождения судна в воздухе довольно велика. Он даже может арестовать нарушающего порядок пассажира на время полета, а по прибытии сдать его полиции. На нем лежит право принимать все кардинальные решения.
- Второй пилот. В экстренных ситуациях на него может быть возложено управления воздушным судном. Он должен разработать план полета, смотреть за количеством принятого груза, числом пассажиров. Продумать условия взлета и посадки в тех или иных аэропортах.
- Бортпроводники или стюардессы (стюарды). Отвечают за обслуживание пассажиров и их безопасность. В случае аварийной ситуации организуют эвакуацию. В зависимости от размеров самолета бортпроводников может быть несколько человек, максимальное количество —
Вернуться к оглавлению
На бреющем полете
— У вас характер строгий?
— Нормальный. Психую резко, зато отхожу быстро и зла потом не держу. Конфликтовать не люблю, чем ссориться, лучше договориться.
Не понимаю, какой смысл гробить то, что может в будущем пригодиться? Тем более другими сделанное. Не мы построили, не нам и рушить.
Некоторые, правда, с первого раза не врубались. Притащат из леса бревна, разложат на полосе, и давай пилить! Тут уже я не миндальничал, говорил конкретно: «Не уберете сию секунду, трактор пригоню и разнесу все к чертям!» Быстро включали заднюю передачу: «Михалыч, не серчай, сейчас уедем».
Но это, скорее, исключение. Большая часть людей отдавала отчет, что я не из вредности за полосой слежу.
Со временем шелушение бетона появилось, верхний слой начал крошиться. Увы, тут я бессилен. В принципе, сюда могли бы летать двухмоторные чешские Let L-410, которые закупил «Комиавиатранс», но камешки, отлетающие от ВПП, бьют по фюзеляжу, нанося самолету пусть и мелкие, но повреждения. Нужна полноценная реконструкция. Приезжали специалисты, посчитали и сказали, что потребуется… 42 миллиона рублей. Лишь на асфальтирование ВПП! Без учета светосигнального оборудования и спецтехники. Видать, у нас асфальт какой-то особенный, золотой. Конечно, никто таких денег не выделил, и все застопорилось.
Вот и доживаем. На бреющем полете.
— Вы вроде грозились бросить все, уйти на пенсию.
— Объясню. В 2013 году «Комиэнерго» за долги отключило нам подачу электроэнергии. Вырубили все, включая конверторы, оставили без отопления. А Ижма — не Сочи, зимой до сорока градусов мороза запросто опускается. Взамен прислали мини-электростанцию на два киловатта. Но это сущая насмешка! Чтобы чайник вскипятить, полтора киловатта нужно.
В помещении минусовая температура, бетонное здание промерзает сильно, внутри хуже, чем на улице. Я сидел в кабинете в шубе, на ногах — унты. Через три недели почувствовал, что суставы начали болеть.
Ну, надоело терпеть, я и плюнул. Да гори оно все синим пламенем! Или мне больше других надо? Тепла нет, света нет, а за окном — полярная ночь. В конце концов, долги не мои личные, а «Комиавиатранса». Написал заявление на увольнение по собственному желанию. Узнали ваши коллеги, пошли публикации. Тут же отыскали деньги, погасили задолженность, вернули электричество. Я и остался.
— Вам ведь супруга помогает?
— Бесплатно. Как волонтер. Тоже не может бросить аэропорт, прикипела. Раньше Маша работала в отделе перевозок кассиром, потом переучилась, стала экономистом, потом — главбухом… Она местная. Познакомились на танцах здесь, в Ижме. Мы одногодки, нам в ту пору по двадцать лет было.
Вот уже сорок годков идем по жизни вместе.
У нас три дочери — Анастасия, Зинаида и Наталья, шесть внуков — Лена, Миша, Кристина, Серега, Кирилл и Роман. Настя с мужем держат хлебопекарню, развозят продукцию по магазинам Ижмы. Булки, шаньги, пицца… Зина работает в отделе кадров местного лесхоза, а Наташа — в представительстве главы Республики Коми в Ижемском районе. Все при деле.
— Подсобное хозяйство держите?
— Картошку высаживаем, морковку, всякую зелень. Есть шесть овец и три козы. Свое мясо и молоко. Маша доит, я летом сено заготавливаю, хотя, сказать по правде, особо некогда этим заниматься. Сейчас вот затеяли ремонт в доме, так не соберусь обои поклеить. Я постоянно в аэропорту, там дела находятся.
— Вам держава сколько платит?
— На руки получаю 21 тысячу рублей. Это со всеми северными надбавками. Не разгуляешься…
А работы столько, что не заскучаешь. Особенно зимой. Пока от снега очистишь вертолетный квадрат, вход и выход с вокзала… Еще нужно продать и выписать билеты пассажирам, зарегистрировать каждого перед рейсом, принять почту, созвониться с площадками в Няшабоже, Брыкаланске и Кипиево, согласовать с ними загрузку бортов.
— И почем нынче слетать в Няшабож? Название очень уж звучное.
— Девятьсот девяносто два рубля. До Брыкаланска — девятьсот два, а до Кипиево — тысячу триста шесть. Только сегодня вертолета не будет. Придется до завтра ждать.
— Пожалуй, я как-нибудь в другой раз.
— Главное, чтобы полеты не отменили к тому времени, когда опять в наши края соберетесь. Но, думаю, до этого не дойдет. Сейчас даже дополнительные рейсы организовывают, если пассажиры скапливаются. Обычно такое бывает перед Новым годом или другими праздниками. Я звоню в районную администрацию, оттуда — в Минтранс Республики Коми, и в течение полутора часов прилетает «вертушка» из Печоры, с базы. В этом смысле все грамотно сделано.
— Привыкли к Северу?
— Да, и уезжать никуда не хочу. Моя земля. Тут, например, картошка прекрасно растет, белыми ночами в песчаной почве быстро вызревает. Ягод в лесах много — черники, голубики, морошки, брусники, клюквы. В урожайный год белых грибов — море.
— Насекомых, наверное, тоже хватает?
— Да, и этого добра — с избытком! Комары, мошкара, оводы… За ягодой на болота без накомарника лучше не соваться. Без привычки могут даже нервы сдать. Как начнут долбить, не знаешь, куда деваться!
Однажды я по неопытности сильно залетел. Жена моя из Кипиево, поехали мы на малую родину Маши, и я собрался на рыбалку с шурином. Он пошел в обычной одежде, ну, и я, на него глядя. Меня так нашмаляли комары — лицо опухло, пришлось компрессы ставить. А сейчас вроде привык, кусают, конечно, но особых следов не остается.
Приземление самолета
Современные авиалайнеры максимально автоматизированы и на автопилоте могут преодолеть весь маршрут. Но все же без пилота в кабине не обойтись, особенно при выполнении такого сложного маневра, как посадка.
А это зависит от длины пробега самолета при посадке. Поэтому самые маленькие ВПП могут быть до 500 м, на них садятся небольшие самолеты. А самая протяженная — 5500 м (например, в аэропорту Жуковский).
Зона посадки самолетов — взлетно-посадочная полоса (ВПП), должна быть рассчитана по своей длине на то, чтобы лайнер завершил движение по ней.
Сама посадка длится до 10 секунд и начинается с высоты 400 м. На этом этапе выпускаются шасси. На высоте 60 м можно еще принять решение о прекращении посадки и снова начать набор высоты. Но после прохождения этой отметки возможна только посадка.
Далее происходит следующее:
- С 25 м начинается планирование.
- На высоте 10 м планирование переходит к выравниванию, затем к выдерживанию, когда скорость падает.
- Небольшой промежуток времени занимает парашютирование самолета, и он, наконец, касается всеми тремя своими точками посадочной полосы.
- Далее, следует пробег по полосе, который может занять несколько секунд. При сильном ветре, особенно таком, что дует с боковой стороны, опытные пилоты сначала касаются поверхности земли одним колесом. А уж потом происходит полная сцепка с ВПП.
Возможно устроить посадку и с помощью автопилота, но для этого нужно точно настроить аппаратуру и согласовать действия с наземными службами, которые будут контролировать движения самолета. Поэтому большинство пилотов предпочитает ручное управление при посадке.
Вернуться к оглавлению
Аварийная посадка самолета
Бывают ситуации, когда самолет терпит бедствие и вынужден делать аварийную посадку, чтобы избежать катастрофы. Надо быть готовым к этому и перед полетом внимательно слушать, что говорит бортпроводник, когда показывает, как надевать спасательный жилет или кислородную маску.
Как вести себя при аварийной посадке
При выборе места надо быть как можно ближе к аварийному выходу, не менее чем за пять рядов. И следует знать, как себя вести в различных аварийных ситуациях.
- При разгерметизации воздушного судна, когда воздушные потоки устремляются в салон, первым делом необходимо надеть маску, а затем помогать окружающим. В ином случае может наступить кислородное голодание и потеря сознания. Тогда уж точно помощи никому не окажешь. И обязательно пристегнуть ремень к креслу.
- Во время пожара в салоне, который нередко возникает при аварийной посадке, происходит задымление. Надо накинуть на себя плед, прижать к носу платок, смоченный в воде и на четвереньках пробираться к аварийному люку.
- При посадке на ходу надо надеть надувной жилет и следовать к аварийному выходу. Самолет сохраняет плавучесть, а выход осуществляется с помощью специальных надувных трапов. В салоне также есть надувные плоты, которые спускаются на воду.
Вернуться к оглавлению