Небо общего назначения: почему малая авиация спасет страну от коллапса

Большая часть России может остаться без транспорта через три года. Почему эту проблему решит дебюрократизация авиации общего назначения (АОН, в советское время ее еще называли малой авиацией), рассказал генеральный директор аэропорта Горно-Алтайска, пилот первого класса Сергей Круглов на первом всероссийском конгрессе АОН. Его слова записали «Известия».

Улетные деньги: на развитие малой авиации требуется 10 млрд

Отрасли прописали денежные инъекции

80% России — «Аляска»

Развивать авиацию общего назначения Россия начала достаточно поздно. Если в США ассоциация частных пилотов возникла уже в 1939 году, то в России только в 1998-м. То есть отставание — 59 лет.

Какой путь выбрала Россия, проводя автомобилизацию страны? Это путь упрощенного регулирования. 25 лет назад, в 1993 году, в России было 75,7 автомобилей на тысячу человек населения. В США — 750. Разница была десятикратная. В 2020 году цифры выглядят совсем по-другому: 360 и 810 соответственно. Это выдающийся результат за такой короткий период.

Как эти цифры выглядят в области авиационного сообщения? В США на 100 тыс. населения приходится 76,5 судов малой авиации, а в России всего 3,1 самолета. То есть разница в 25 раз.

avion

Показательные выступления малой авиации на авиасалоне малой и региональной авиации «Авиарегион-2016» в аэропорту Туношна в Ярославской области

Фото: РИА Новости/Олег Смыслов

Пилот нормальный: что не так с подготовкой в летных училищах

По данным Генпрокуратуры, человеческий фактор по-прежнему доминирует среди причин авиакатастроф

А если взять Аляску, то там в связи с отсутствием альтернативных видов транспорта и неразвитой дорожной инфраструктурой на 100 тыс. населения 1714 воздушных судов. У нас в стране 80% территории — «Аляска». А авиации там, где она крайне необходима, практически нет.

АОН или авиация общего назначения, в России и за рубежом.

Все привыкли, что авиация вообще, делится на две составляющие, это военная и гражданская авиация. Что такое АОН — авиация общего назначения, мало кто себе представляет. СМИ в России зачастую тоже неверно трактуют этот термин. Маленький, легкий самолетик, катающий для развлечения публики с деревенского поля, это еще не авиация общего назначения. Для нас, для россиян, термин «авиация» имеет несколько иное значение, нежели для европейцев или американцев. Для нас авиация это самолеты, летчики, аэродромы, технический персонал, в общем, многозначный термин. Для всего мира авиация, прежде всего действие, то есть сами полеты. Отсюда двоякость толкования самого термина АОН у нас и там. На Западе принят термин «General aviation», то есть – общая авиация, которая не относится ни к военной, ни к коммерческой на регулярных линиях. Все остальные полеты и есть — general aviation.

Для лучшего понимания места АОН в наших, отечественных условиях, вполне уместно провести аналогию с наземным автомобильным транспортом. Есть городской транспорт, автобусы, троллейбусы, трамваи перевозящие пассажиров из точки А в точку Б. Есть маршрутные такси, тоже перевозящие пассажиров на коммерческой основе. И есть такси. Помимо этих видов, существуют еще вспомогательные виды наземного, автомобильного транспорта. Это уборочные машины, всевозможные специальные машины, полицейские, машины скорой помощи. Есть машины, которые снимают асфальт, бурят скважины, подметают и поливают дороги и т.д. Но есть и личный, частный автотранспорт. Так вот, если наша авиация общего назначения не относится к регулярным авиалиниям, и не относится к военной авиации, значит, она должна выполнять все остальные функции.

Авиация общего назначения

Авиация общего назначения

Конечно, в России существует и так называемая «бизнес авиация», или иначе «деловая авиация». Но, во-первых, официального статуса она пока не имеет, а во-вторых, существует эта авиация полулегально. Хотя она и имеет свои фирмы, самолеты, даже аэропорты (Внуково-3, Центр деловой авиации, к примеру).

Если кто-то думает что АОН в России это просто «покатушки» богатых бездельников, то глубоко заблуждается. АОН в РФ выполняет целый ряд очень важных и нужных задач.

  • Мониторинг нефтепроводов и ЛЭП.
  • Мониторинг городских кварталов в инфракрасном свете на предмет утечек тепла.
  • Мониторинг лесоохраны на предмет возгораний и пожарной безопасности.
  • Малая санитарная авиация.
  • Полицейская авиация.
  • Малая авиация МЧС.
  • Аэрофотосьемка.
  • Сельхозработы.
  • Учебные полеты в частных аэроклубах и центрах подготовки пилотов.
  • Экскурсионные полеты над достопримечательностями.
  • Реклама в воздухе посредством самолетов, вертолетов и других ЛА или СЛА.
  • Частные полеты из города в город.
  • Корпоративные полеты, в деловых или развлекательных целях.

Авиация общего назначения 23

Авиация общего назначения

Количество и разнообразие работ для авиации ОН так велико, что в ИКАО (это международная организация гражданской авиации), для определения термина General aviation, пошли методом исключения. «Полёт воздушного судна, кроме коммерческой воздушной перевозки или полёта, связанного с выполнением авиаработ». В свою очередь авиаработы определяются как «Полёт воздушного судна, в ходе которого воздушное судно используется для обеспечения специализированных видов обслуживания в таких областях, как сельское хозяйство, строительство, фотографирование, топографическая съёмка, наблюдение и патрулирование, поиск и спасание, воздушная реклама и т.д.» (ИКАО, Приложение 6, Эксплуатация воздушных судов).

В общем, получается, это все полеты, кроме коммерческой перевозки людей или грузов из точки А в точку Б, то есть любой полет ВС для выполнения конкретной работы.

Территория Российской Федерации – обширна. Большая часть районов доступна сезонно, либо просто труднодоступна. Вот в таких районах и нужна АОН, имеющая и легкие вертолеты и гидропланы и небольшие самолеты, для взлета которых нужно 200-300 метров относительно ровной поверхности или реки, озера. Они смогут экстренно эвакуировать нуждающихся в медицинской помощи, доставить срочный груз, найти и осмотреть место крушения, да много еще для чего.

Авиация общего назначения 34

Авиация общего назначения

Воздушное пространство любого государства, это не просто небо, это область экономической и хозяйственной деятельности.

И если Гражданская авиация регулярных рейсов, дает прибыль государству и рабочие места, то авиация общего назначения, пока что, находится в роли «падчерицы». Где-то там существует, как-то там летает. Нет ни заинтересованных ведомств и министерств, которые бы вплотную занялись развитием такой необходимой, а главное прибыльной отраслью народного хозяйства.

А пока что летает АОН, в основном по правилу трех «П»- Правила Партизанского Полета.

алерий Смирнов специально для

Водители как пилоты

А теперь давайте представим, что было бы, если автомобилизацию страны проводили так же, как развивают авиацию общего назначения. Ввели бы требование к работникам станций техобслуживания иметь в обязательном порядке среднее техническое и автомобильное образование, свидетельство автоспециалиста с квалификационной отметкой, позволяющей обслуживать тот или иной вид автомобиля.

avion

Выставка деловой авиации во Внуково

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Обязали бы проводить лицензирование и квалификацию для воздушных судов. Техосмотры — только в специализированных сервисных центрах, расположенных в трех-четырех городах страны. И после прохождения осмотра они должны быть проверены производителем-изобретателем. Если бы такая ситуация была, провели бы мы автомобилизацию страны за такой короткий срок? Конечно, нет.

Овербукинг вне закона: за «лишних» пассажиров будут штрафовать

Минтранс защитит права потребителей введением механизма финансовой ответственности авиакомпаний

Говорят, что, устроив такую быструю автомобилизацию, мы получили большую аварийность. И тут цифры как раз говорят об обратном. Ежегодно в ДТП в мире погибают 1 млн 200 тыс. человек. А в авиакатастрофах — 1 тыс. Получается, авиационный транспорт безопаснее автомобиля в 1,2 тыс. раз. Это абсолютные цифры. Если смотреть относительные, то есть статистику, согласно которой на 160 млн км пробега при пользовании авиационным транспортом погибает 0,6 человека. Автомобильным — 1,6.

Авиация связи ВМФ

Первые авиационные подразделения связи в составе ВВС ВМФ появились ещё в 1930-х гг. Так, на Дальнем Востоке имелись 10-е, 12-е ОАЗСВ АмВФ (ОКДВА) и 13-е ОАЗСВ ВВС ТОФ. К началу Великой Отечественной войны в состав ВВС БФ и БелВФ входили 23-е и 24-е ОАЗСВ. Все они были вооружены гидросамолётами МБР-2 (МП-1) и колёсными У-2 и Р-5. Во второй половине войны к имевшимся авиационным подразделениям связи добавились №ОАЗСВ АзВФ, 12-е ОАЗСВ ОнВФ, 7-я ОАЭСВ ВВС БФ, 8-й ОАОСВ (ОАЭСВ) ДнВФ, 9-й ОАОСВ ВВС ЧФ, 19-й ОАОСВ КаВФ. Главной задачей этих авиационных подразделений было осуществление связи между командованием группировок ВВС флотов и подчинёнными частями. Кроме того, они также выполняли транспортные перевозки на флотах. Не случайно в конце войны, в большинстве своем, данные авиационные подразделения, вместе с транспортными авиаотрядами и звеньями, были переформированы в смешанные (транспортные) эскадрильи. Остальные подразделения связи прекратили свое существование в 1948 г.

После 1948 г. в архивной литературе имеются упоминания о существовании в составе ВВС ВМФ 225-го ОАЗСВ на Белом море и 124-й ОСАЭ (бывш. 10-й ОАОСВ) в составе АмВФ, но данные по ним очень отрывочные. Обе они завершили своё существование не позднее середины 1960 г.

Три года до транспортного коллапса

В прошлом году на большой пресс-конференции по развитию региональной авиации суть всех выступлений сводилась к одному. Те воздушные суда, которые работают на территориях, не охваченных дорожной сетью Российской Федерации, полностью вырабатывают свой ресурс. И в течение двух-трех лет и этот ресурс будет добит, и выполнять полеты по огромной части России будет не на чем.

avion

Вид из иллюминатора на аэропорт Внуково

Даже если самолеты будут закуплены и завезены, летать будет некому. Средний возраст летного состава, который может выполнять полеты по этой части страны, далеко переходит за 50 лет.

Авиаплацкарт

В самолетах установят кровати для пассажиров эконом-класса

По расчетам Национального исследовательского центра Института имени Жуковского на этих огромных территориях для организации воздушного сообщения необходимы тысячи судов вместимостью три-пять кресел. Таких у авиакомпаний нет совсем. Обеспечить класс транспортной безопасности может только авиация общего назначения. Если этого не сделать в течение двух-трех лет, 80% страны не будет иметь никакого транспорта для решения неотложных задач.

Заправочная авиация ВМФ

В составе ВВС ВМФ специальных частей заправочной авиации не было, однако с начала 1960-х гг. в составе ракетоносных и разведывательных полков были сформированы эскадрильи и отряды самолётов-заправщиков, вооружённые Ту-16зщ. Это позволило существенно увеличить радиус действия ударных и разведывательных самолётов. На Севере это позволяло самолётам Морской Авиации достигать Фареро-Исландс-кого рубежа, а на Тихом океане — Гавайских о-вов и залива Аляска. Следует отметить, что система крыльевой заправки была не самой удачной, поэтому дозаправке топливом в воздухе обучались, в первую очередь, наиболее подготовленные экипажи. Оснащение самолётов Ту-22р 15-го и 30-го ОДРАП ВВС БФ и ЧФ системой дозаправки типа «штанга-конус», в условиях стеснённых ТВД Балтийского и Чёрного морей, не дала существенного прироста в дальности полёта самолётов.

В начале 1980-х гг. дозаправка топливом в воздухе в частях МА ВМФ постепенно сошла на нет. Самолёты Ту-16зщ были повсеместно переоборудованы в постановщики помех Ту-16спс или Ту-16е.

Стратегические самолёты Ту-95рц и Ту-142, хотя и сохраняли возможности дозаправки, но, ввиду отсутствия в составе Морской Авиации самолётов-заправщиков, ЗМ и Ил-78 не выполняли её в воздухе.

Аварийно-спасательная авиация ВМФ

С момента своего формирования и вплоть до середины 1950-х гг. задача спасения экипажей Морской Авиации, терпящих бедствие над морем, фактически, лежала на самих «утопающих». Специальных частей, предназначенных для выполнения аварийно-спасательных действий, на флотах не было. Ситуация несколько изменилась с середины 1950-х гг., когда в составе ВВС флотов появились специализированные части аварийно-спасательной авиации. Они были сформированы на базе уже существующих разведывательных авиационных частей. Так, на Чёрном море появилась 237-я ОАСАЭ, на Севере — 232-я ОАСАЭ, а на ТОФ — 167-я ОАСАЭ. На вооружении этих частей состояли самолёты Бе-6 и вертолёты Ми-4, но в середине 1960 г. они были расформированы, либо переформированы в вертолётные полки.

В середине 1960-х гг. на всех флотах в составе полков ракетоносной и разведывательной авиации были сформированы аварийно-спасательные авиационные отрады (по одному отряду на флот). На их вооружение поступили самолёты Ту-16, оснащённые системой «Фрегат», в состав которой входили сбрасываемые в полёте спасательные радиоуправляемые катера без экипажей. Данные подразделения просуществовали до середины 1980-х гг., когда были расформированы. К счастью, этим отрядам не пришлось на практике доказывать своё значение, за исключением фильма «Случай в квадрате 36-80», где самолёт Ту-16сп Авиации СФ «образцово-показательно» сбрасывал спасательный катер для спасения экипажа аварийной «американской» ПЛ.

В очередной раз попытка возродить аварийно-спасательную авиацию произошла в начале 1990-х гг., когда на аэр. Майгатка была сформирована 355-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья (поисково-спасательная). На этот раз в качестве носителей катеров выступали самолёты Ан-12сп, а сами катера «Ёрш» должны были сбрасываться с командой спасателей. Но в это «лихое время» стало не до спасения на море. Командование ВВС ВМФ не могло позволить транспортным самолётам просто так «утюжить небо», не принося коммерческой пользы…

Во второй половине 1998 г. 355-я ОСАЭ ПС была переформирована в 184-й отдельный авиационный поисково-спасательный отряд, но и он в сентябре 1999 г. был расформирован, а его личный состав и авиационная техника были включены в 310-й ОПЛАП ВВС ТОФ. На этом завершилась история спасательной авиации ВВС ВМФ.

Транспортная авиация ВМФ

К началу Великой Отечественной войны в составе ВВС флотов имелись транспортные авиационные отряды: 17-й ОТАО ВВС БФ, 18-й ОТАО ВВС ЧФ, 16-й ОТАО ВВС ТОФ. К 1942 г. К ним добавились 16-й ОТАО ВВС БелВФ и 15-й ОТАО ВВС СТОФ. На вооружении этих подразделений состояли самолёты различных типов: ТБ-1, ТБ-3, Р-5, У-2 и другие. Их главной задачей была доставка личного состава и грузов в интересах флотов и флотилий.

К середине 1944 г. большинство этих авиационных отрядов было переформировано в отдельные смешанные авиационные эскадрильи, куда, кроме них, вошли также авиаподразделения связи, управления и санитарные. Так, на Балтике была сформирована 1-я ОСАЭ, на Чёрном море — 2-я ОСАЭ, на ТОФ — 122-я ОТАЭ.

В 1947 г. на базе этих эскадрилий были сформированы отдельные транспортные авиационные полки. В последующие годы эти части претерпевали неоднократные преобразования.

К моменту развала Советского Союза, в конце 1991 г. на каждом флоте имелось по одному транспортному авиаполку: 263-й ОТАП ВВС БФ, 917-й ОТАП ВВС ЧФ, 912-й ОТАП ВВС СФ и 593-й ОТАП ВВС ТОФ. Кроме них, имелись также отдельные авиационные отряды транспортных самолётов, которые входили в состав управлений дивизий и полков ВВС флотов. В послевоенное время соединения Морской Авиации последовательно перевооружались с самолётов У-2 и Р-5 на Ли-2 (С-47), Як-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, Ан-2, Ан-14, Ан-12, Ан24, Ан-26, Ан-72, Ту-104, Ту-134, Ту-154. Некоторое время в их состав входили подразделения вертолётов Ми-4.

В период 1995-1998 гг. все транспортные полки ВВС флотов были переформированы либо в смешанные, вместе с частями ПЛА, как это произошло на Балтике, Чёрном море и Севере, либо в отдельную эскадрилью, как это было на Тихом океане.

После декабря 2009 г. подразделения транспортных самолётов, основу которых составляли Ан-26 вошли в состав Авиационных баз, сформированных на флотах[].

Санитарная авиация ВМФ

К началу Великой Отечественной войны на всех флотах имелось по отдельному санитарному авиационному звену. На вооружении этих подразделений состояли самолёты МП-1 (МБР-2) и У-2. Данные подразделения осуществляли санитарные перевозки в интересах флотов. Иногда их самолёты использовались в качестве связных и транспортных. Не случайно к 1944 г. все эти санитарные авиазвенья, вместе со связными авиазвеньями, были обращены на формирование смешанных (транспортных) авиационных эскадрилий ВВС флотов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: