Пассажирский самолет Ан-24. История и характеристики


ТАСС-ДОСЬЕ. 27 июня 2020 года в аэропорту Нижнеангарска (Бурятия) при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, врезался в очистные сооружения и загорелся пассажирский самолет Ан-24РВ авиа, следовавший рейсом из Улан-Удэ. Погибли два члена экипажа из находившихся на борту 47 человек, еще четверо — госпитализированы.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом типе самолетов.

Ан-24 (по кодификации НАТО — Coke) — турбовинтовой многоцелевой самолет для авиалиний малой и средней протяженности. Разработан во второй половине 1950-х годов в опытно-конструкторском бюро 473 (позднее — ОКБ Антонова, ныне — государственное предприятие «Антонов», Киев, Украина). Первый полет совершил 20 октября 1959 года. Серийное производство было развернуто в 1962 году. Первый регулярный рейс Ан-24 совершил 31 октября 1962 года по маршруту Киев — Херсон.

История разработки пассажирского самолета Ан-24

В середине 50-х годов прошлого века для перевозки пассажиров на местных авиалиниях в Советском Союзе использовались в основном самолеты Ил-14 и Ил-12. Встречались также старые Ли-2. Все эти машины оборудовались морально устаревшими поршневыми моторами, что в значительной мере ограничивало их возможности. Учитывая это, правительство СССР в 1957 году издало постановление, в соответствии с которым необходимо было построить самолет с турбовинтовыми двигателями, способный перевозить до 44 пассажиров с крейсерской скоростью в 450 километров в час на линиях протяженностью до 400 километров. Предусматривалось также использование новой машины в военно-транспортной авиации.

Многоцелевое назначение обусловило внесение в перечень требований к самолету возможности его эксплуатации на аэродромах с грунтовыми полосами и взлет на одном работающем двигателе. В Киевском ОКБ-473, которое ныне носит название ГП «Антонов», проект подобной машины уже имелся. Самолет, предварительно названный Ан-26 (не путать с более поздней одноименной моделью!), во многом соответствовал правительственному заданию, однако, он не обещал стать экономичным. Это было обусловлено использованием очень мощных моторов (5 800 лошадиных сил каждый).

Такие двигатели были нужны для того, чтобы максимально сократить длину разбега при взлёте – до 300 метров, но для заказчиков эта характеристика не была особо существенной. Поэтому было принято решение оснастить самолет моторами АИ-24, каждый из которых обладал мощностью в 2400 л.с. Этого было достаточно для поддержания устойчивого полета, в том числе и в аварийном режиме, а расход топлива резко сократился.

Свой первый полет будущий «Antonov An 24» совершил 20 октября 1959 года. Несмотря на вполне успешную и очень мягкую посадку, сразу стало ясно, что самолет необходимо дорабатывать по целому множеству направлений. В частности, летчики жаловались на плохой обзор из кабины, претензии вызывала недостаточно надежная работа системы выпуска шасси, вызывали нарекания и двигатели.

После внесения в конструкцию множества переделок, в 1961 году Ан-24 был отправлен на государственные испытания, которые выявили плохую скороподъемность машины в режиме в режиме взлёта на одном моторе, недостаточную дальность при полной загрузке, а также низкую эффективность кондиционеров и противообледенительной системы. Всего же в итоговом документе насчитывалось более 360 различных замечаний. Несмотря на это, Ан-24 рекомендовали к серийному производству, подготовка к которому должна была осуществляться параллельно с устранением недостатков. Без завершения всех технических работ по доводке самолета, его коммерческое использование не разрешалось.

С начала 1962 года развернулось крупносерийное производство нового самолета и его эксплуатационные испытания – интенсивные полеты по планируемым маршрутам без людей в салоне — вместо них перевозился балласт эквивалентного веса. Впервые пассажиры воспользовались Ан-24 в сентябре того же года, а 31 октября начались регулярные перевозки по маршруту Киев-Херсон.

Совершенствование конструкции продолжалось и впоследствии, поскольку многие проблемы обнаружились далеко не сразу. Кроме того, осуществлялась разработка новых модификаций Ан-24 с улучшенными ТТХ. Строительство самолетов продолжалось вплоть до 1979 года, а всего было изготовлено более 1200 таких машин (по другим данным, свыше 1400). Кроме того, в КНР выпускалась копия Ан-24 под обозначением Y-7 Xian.

История появления воздушного судна

Первый полет лайнера из этой серии осуществился 58 лет назад. Затем, спустя несколько лет, его подвергли модернизации, превратив в транспортный самолет, которому дали название Ан-24Т. Однако, его технические и эксплуатационные характеристики говорили о том, что это скорее грузовая машина, чем транспортная. Несмотря на это, здесь не был предусмотрен даже грузовой люк, не говоря уже о погрузочной рампе. Загрузка и разгрузка осуществлялась через люки, предназначенные для пассажиров. Однако, в этой транспортной модели в грузовом отсеке был заметно усилен пол. Далее, с правой стороны проделали люк для загрузки грузов.

Скорость самолета Ан-24

Качественное улучшение взлетных и полетных характеристик воздушного судна АН-24 было отмечено после того, как его оснастили мощным реактивным двигателем.

Получился сверхзвуковой самолет Ан-24, фото которого можно посмотреть в галерее. Несмотря на успешные испытания этой модели, у руководства транспортной авиации появилось много претензий и замечаний. Их интересовало, почему в хвостовой части самолета нет люка для принятия грузов. Это была не единственная причина, которая стала толчком для решения о создании новой машины, способной удовлетворить все требования руководства страны.

Проектированием транспортного лайнера занялись специалисты КБ Антонова в 1965 году, тогда за основу они взяли модель Ан-24.

Доскональные испытания модернизированного лайнера проводили в течение двух лет. Поскольку машина предназначалась для военных, то большое внимание уделяли десантированию парашютистов. В серийное производство модернизированный лайнер поступил в 1966 году. Его созданием занимались специалисты иркутского авиастроительного завода.

Данную модель выпускали до 1979 года. До этого времени создали свыше 1200 машин. Их подавляющее большинство собрали на в Киеве. Летными качествами самолета заинтересовались многие руководители авиакомпаний, что сделало модернизированную модель очень востребованной. Лайнер стали эксплуатировать почти на всех внутренних рейсах Советского Союза, а это свыше 450 направлений. Вскоре самолетом Ан-24 заинтересовались зарубежные перевозчики и его стали экспортировать в 25 стран мира.

Самолет Ан-24 фото

Описание и конструктивные характеристики

Наиболее заметное внешнее отличие «двадцать четверки» от многих других пассажирских самолетов – это турбовинтовые двигатели с огромными «пропеллерами», придающими машине довольно архаичный облик. Тем не менее такие моторы обладают неплохими характеристиками, особенно при выполнении полетов на сравнительно малых скоростях, оптимальных для воздушных винтов. Главное же их преимущество – низкий расход топлива. Экономия по сравнению с реактивными двигателями составляет примерно 30%.

Крыло Ан-24 почти прямое, стреловидность незначительная. По своей аэродинамической схеме этот самолёт представляет собой двухмоторный высокоплан с одним килем, в нижней части которого размещены рули высоты. Двигатели находятся под крылом, на высоте кабины пилотов.

Общий вес машины удалось несколько снизить (примерно на 12%) за счет применения в конструкции прессованных монолитных лонжеронов и панелей, различных пластмасс и стекловолокна. Все эти материалы, новые для 60-х годов прошлого века, использовались для изготовления элементов центроплана, панелей облицовки кабины, пассажирского салона и перегородок.

Конструкция самолета

В создании покрытия каркаса фюзеляжа конструкторы применили новый метод стыковки стальных листов. Их скрепили посредством точечной сварки и специального клея. Последнее средство обеспечивает герметичность верхнего покрытия.

Ан-24 — высокоплан с цельной металлической оболочкой. Фюзеляж представляет собой полумонокок. Он герметичный. В нем все отсеки и помещения отделены от пассажирского салона специальными перегородками.

Фюзеляж полностью герметичный. Поступление воздушных масс, а также вентиляцию обеспечивают встроенные автоматические системы. Обогрев салона осуществляется посредством специальных приборов. Они находятся по бокам салона и на потолке.

Крыло самолета имеет значительное удлинение. Его форма — трапецевидная. Характеристики — двухлонжеронное, кессонное. Оно оснащено двумя однощелевыми закрылками, которые находятся на центроплане. На консолях монтированы два выдвижных двухщелевых закрылка.

Особенность конструкции. Киль оборудован форкилем.

У самолета трехопорное шасси с носовой стойкой. Оно убирается под пол. Благодаря увеличению диаметра колес, самолет может работать практически во всех условиях.

Летные характеристики турбовинтового самолета

Эксплуатационные показатели, демонстрируемые Ан-24, выглядят так:

Вес на взлёте21 тонна (нормальный), 22,5 тонны(максимально допустимый)
Полезная нагрузка6,5 тонн
Вес пустого самолета13,35 тонны
Длина23,53 м
Высота8,32 м
Размах крыла29,2 м
Крейсерская скорость460 км/ч
Максимальная скорость540 км/ч
Дальность1850 км (практическая), 2820 км (при перегонке пустого самолета)
Практический потолок7 700 м
Длина разбега на взлете850-1000 м
Длина пробега при посадке580 м (при весе в 20 тонн)
Запас топлива4 850 кг

Для ряда модификаций Ан-24 технические характеристики выглядят несколько иначе: в таблице приведены данные наиболее распространенного варианта самолета.

Аварии и катастрофы

  • 16 мая 1972 года Ан-24Т ВМС Балтийского флота упал на здание детского сада в Светлогорске. Трагедия унесла жизни 34 человек: погиб экипаж самолёта (8 человек) и 26 человек на земле (из них 23 ребёнка)[2][3].
  • 19 апреля 1977 года Ан-24Т при заходе на посадку на аэродром Тапа зацепил трубу спиртзавода и упал в поле. Погиб 21 человек.
  • 12 мая 1982 года Ан-24Т Балашовского ВВАУЛ во время тренировочного полёта с целью обучения курсанта вошёл в срывной режим, накренился, потерял управление и упал в перевернутом положении в створе ВПП. После столкновения с землёй самолёт сгорел. Весь экипаж и курсант погибли (5 человек).

Базовая схема салона

Самолет Антонова создавался в те годы, когда требования к уровню комфорта воздушных путешествий были крайне низкими. Поэтому у Ан 24 салон довольно непритязательный — никакого бизнес-класса в нем просто не могло быть. В то же время нельзя сказать, что пассажиры находятся в спартанских условиях. Они размещаются в мягких креслах, установленных по схеме 2х2 в 12 или 13 рядов. Наиболее распространенным вариантом для Ан 24 является схема салона на 48 мест. В хвостовой части самолета находится туалет – он всего один, но для небольшого количества пассажиров этого достаточно. Вспомогательные устройства, например, розетки для подзарядки телефонов, характерные для современных лайнеров, на борту отсутствуют.

Неудобными считаются места на последних рядах, особенно на 12-м, где нет возможности откинуть спинку кресла. Кроме того, необходимо учитывать, что ряды 4,5,6,7 и 8 находятся прямо под крылом самолета, а напротив иллюминаторов находятся двигатели, создающие сильный шум и закрывающие обзор.

Техническое описание

Подробное описание конструкции приведено в статье по самолёту Ан-26, в целом, за исключением конструкции хвостовой части с рампой и интерьера грузовой кабины, аналогичному по конструкции Ан-24.

Фюзеляж герметичный, типа полумонокок. Силовая конструкция состоит из набора стрингеров и балок. Вместо клёпки применены клеесварные соединения. Сечение фюзеляжа образовано двумя дугами разного диаметра. В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа. За ней размещён передний багажный отсек, пассажирский салон, буфет, туалет, гардероб и задний багажный отсек.

Крыло — трапециевидной формы в плане, кессонного типа, большого удлинения. Крыло состоит из двух лонжеронов. На центроплане располагаются два отклоняющихся однощелевых закрылка, а на консолях — два выдвижных двухщелевых закрылка. Также на консолях размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение — традиционное, дополненное подфюзеляжным килем.

Шасси самолёта — трёхопорное: две главных опоры и одна передняя. Двойные колёса на каждой стойке. Давление внутри пневматиков регулируется на земле.

Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24 конструкции А. Г. Ивченко с четырёхлопастными воздушными винтами АВ-72, АВ-72Т и агрегата автономного запуска ТГ-16 (на самолёте Ан-24РВ в правой мотогондоле установлен дополнительный турбореактивный двигатель РУ-19А300 тягой 800 кгс). Диаметр винтов 3,9 м. Мощность каждого двигателя на взлётном режиме — 2550 л. с. Топливо размещается в четырёх мягких баках в центроплане общей ёмкостью 1420 л (при доработке — в восьми мягких баках общей ёмкостью 2500 л) и в двух баках-кессонах в средних частях крыла общей ёмкостью 3680 л.

Безопасность самолёта

Общее количество Ан-24, ставших жертвами аварий, катастроф и вооруженных нападений, составляет 170 единиц. Это довольно много, даже с учетом того, что некоторые самолеты из этого списка уничтожались непосредственно на земле в результате артиллерийских обстрелов, террористических атак и даже ракетных ударов, в том числе со стороны стран НАТО. В биографии «Антонов Ан 24» есть немало «черных страниц», десятки трагических инцидентов, в ходе которых погибали все пассажиры или их значительная часть. Общее количество жертв – 2 218.

В то же время летчики всегда считали «двадцать четверку» надежным и довольно безопасным самолетом. Этот парадокс объясняется тем, что в 60-80 годы прошлого века аварийность вообще была намного более высокой. К примеру, американский Boeing-727 в этом отношении мало отличается от Ан-24, а количество смертей на его счету достигает 4 211.

Большое количество самых тяжелых по своим последствиям катастроф происходило из-за столкновений Ан-24 в воздухе с другими самолетами, метеорологическими зондами и даже «неопознанными предметами», что указывает на низкое качество работы диспетчеров, а не на недоработки в конструкции машины.

Примечания

  1. Ганстон Б.
    The Osprey Encyclopedia of Russian Aircraft 1875-1995 — Osprey Publishing, 1995. — С. 27. — ISBN 978-1-85532-405-3 https://wikidata.org/wiki/Track:Q2697821″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q4909245″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q15048646″>
  2. World Air Forces 2014
    https://wikidata.org/wiki/Track:Q17372480″>
  3. Ян НАЛИМОВ
    . «Производство самолётов может позволить себе только сильное государство»,
    РегионСамара.ру
    (20 декабря 2011). Проверено 7 мая 2020.
  4. Airline Observer. // Aviation Week & Space Technology
    , January 28, 1963, v. 78, no. 4, p. 50.
  5. Самолет АН-24. Фото, схема салона, отзывы, характеристики
  6. Ан-24
  7. Летающий радар для китайского авианосца
  8. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > Antonov 24
  9. Список потерянных самолётов (англ.)
  10. The Military Balance 2020,p.182
  11. The Military Balance 2020,p.239
  12. The Military Balance 2020,p.266
  13. The Military Balance 2020,p.438
  14. The Military Balance 2020,p.394
  15. The Military Balance 2020,p.456
  16. The Military Balance 2020,p.275
  17. The Military Balance 2020,p.193,200
  18. The Military Balance 2020,p.355
  19. The Military Balance 2020,p.208
  20. The Military Balance 2020,p.206
  21. Антонов Ан-24Б. Бортовой №: CCCP-46296 (рус.). russianplanes.net. Проверено 4 апреля 2014.
  22. Самолёт-памятник Ан-24
  23. Ещё полетает (рус.). kirovnet.ru (14 ноября 2011). Проверено 28 января 2014.
  24. На въезде в Южно‐Сахалинск установили памятник самолету (рус.). ОАО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (23 декабря 2013). Проверено 28 января 2014.
  25. АN-24B EK-47835 В реестре russianplanes.net

Плюсы и минусы самолета

Как и любой другой авиалайнер, Ан-24 обладает целым рядом преимуществ и недостатков.

К числу первых относятся:

  1. Неприхотливость самолета и простота его обслуживания;
  2. Возможность эксплуатации на аэродромах с грунтовыми взлетно-посадочными полосами;
  3. Низкий расход топлива и большой ресурс двигателей;
  4. Способность к выполнению полётов, включая отрыв от взлетной полосы при одном работающем двигателе;
  5. Достаточная для регионального самолета скорость и вместимость.

Из недостатков можно отметить следующие:

  1. Самолет морально устарел по своей конструкции и нуждается в замене;
  2. Двигатели создают сильный шум, что не соответствует современным стандартам;
  3. Низкий уровень комфорта в салоне самолета, пассажиры лишены многих современных удобств;
  4. Оборудование в кабине пилотов довольно примитивное, как и система управления в целом.

Кроме того, необходимо учитывать и высокий уровень износа сохранившихся в полетопригодном состоянии Ан-24.

Пассажирские модели воздушного судна

Первым серийным вариантом стал лайнер Ан-24А. После его модернизации, самолетостроительные компании приступили к производству модели Ан-24Б. У самолета увеличили взлетную массу. До 1970 года таких машин было выпущено 400 экземпляров. Самым массовым вариантом стала модель Ан-24РВ. Ее отличало от предшественников наличие дополнительного двигателя, что значительно улучшило взлетные и летные характеристики самолета.

Проектируя воздушное судно, конструкторы особое внимание уделили надежности и простоте управления лайнером.

В связи с этим здесь было создано дублированное пилотирование, что позволяет управлять самолетом каждому пилоту из своего кресла. Такая система является уникальной, поскольку в случае отказа одного пульта, управление лайнером может взять на себя второй пилот. Кроме того, здесь предусмотрена система автопилотирования, которая существенно облегчает работу летчиков.

Модификации на базе самолета Ан-24

В разные годы производилось в общей сложности три десятка разных вариантов «двадцать четверки». Этот самолет действительно был многоцелевым и применялся не только для перевозки пассажиров.

Ан-24 «Нить»

Машина с таким обозначением появилась незадолго до прекращения строительства всей линейки Ан-24 — в 1978 году. Своё название этот самолёт получил благодаря размещению на его борту новейшей по тем временам радиолокационной станции «Нить». Основное предназначение машины – ледовая разведка. В целом самолет представляет собой развитие более ранней модификации Ан-24ЛР «Торос».

Ан-24 «Троянда»

Этот самолет был летающей лабораторией. Основное предназначение – отработка технологии поиска подводных лодок. Как именно действовала аппаратура «Троянда», точно неизвестно. Предположительно, специальное оборудование должно было фиксировать тепловой след, оставленный атомными реакторами субмарин.

Ан-24А

Первая серийная модификация самолета. Изготовлено не менее 200 экземпляров, активно эксплуатировавшихся на местных линиях. К концу 70-х годов большинство этих машин было уже списано. От более поздних вариантов, Ан-24А отличался конструкцией шасси и несколько меньшей вместимостью (до 44 пассажиров).

Ан-24Б

Самолетов модификации «Б» изготовили больше всего – не менее 568 штук. Первый полет состоялся в 1965 году. Этот самолет отличался от своего предшественника увеличенной емкостью топливных баков, конструкцией шасси и закрылок. Кроме того, был немного переделан пассажирский салон, заменены багажные полки, повышен уровень комфорта, добавлены иллюминаторы. Со временем Ан-24Б стали комплектовать обновленными двигателями. Допускалась переделка салона в грузовой вариант.

Ан-24ЛП

Этот самолет Ан предназначался для борьбы с лесными пожарами. Первоначально на борту планировалось разместить специальную емкость для воды, но затем предпочтение было отдано использованию так называемых метеопатронов – с их помощью можно было вызывать дождь. Кроме того, Ан-24ЛП мог перевозить пожарных-парашютистов для последующего десантирования.

Ан-24ЛР «Торос»

Как и самолет с радаром «Нить», эта машина предназначалась для проведения ледовой разведки, но была построена намного раньше – еще в 1964 году. Вдоль фюзеляжа машины устанавливались специальные обтекатели, внутри которых размещались антенны, обеспечивающие боковой обзор до 30 километров по ширине. Для фиксации картинки использовалась фотопленка. В составе экипажа самолета могли быть гидрологи.

Ан-24Р

Модификация, предназначенная для постоянного контроля радиоэфира и выполнения общих задач радиоразведки.

Самолеты, поставлявшиеся на экспорт, зачастую имели несколько иное обозначение, а иногда и особый индекс. Как правило, они делались в несколько упрощенном виде.

Компании, эксплуатирующие Ан-24

В настоящее время пассажирские самолеты Antonov Ан-24 используются в трех странах. Это Россия, Казахстан и КНДР.

Перечень авиакомпаний, эксплуатирующих эту машину, таков:

  1. «Алроса» – имеется три самолета;
  2. «Якутия» — 6 Ан-24;
  3. «ИрАэро» — три единицы;
  4. «Хабаровск Авиа» — три самолета;
  5. «Ангара» — 6 единиц;
  6. «Турухан» — 16 самолетов, количество исправных неизвестно;
  7. «Псков Авиа» — 2 Ан-24;
  8. «Южное небо» (Казахстан) – 5 единиц;
  9. SCAT (Казахстан) – по крайней мере один самолет;
  10. Air Koryo (КНДР) – 5 единиц.

Российские авиакомпании эксплуатируют самолеты исключительно модификации Ан-24РВ, у иностранных же перевозчиков имеются в наличии варианты Ан-24Б.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Памятники

  • В городе Луцке (Украина) находится возле кинотеатра по пр. Молодёжи (в советское время использовался в качестве детского кафе).
  • В Курганском авиационном музее находится Ан-24Б, бортовой № СССР-46296[21].
  • В городе Уфе установлен самолёт-памятник Ан-24Б, бортовой № RA-46447[22].
  • В городе Слободском установлен самолёт-памятник Ан-24Б, бортовой № СССР-46758[23].
  • В посёлке Коктебеле самолёт Ан-24 стоит на территории гостиницы «Голубой залив».
  • В городе Якутске самолёт Ан-24Б стоит на территории аэропорта «Туймаада».
  • В городе Перми в сквере имени Миндовского самолёт Ан-24, бортовой № RA-47773 переоборудован в кафе.
  • 20 декабря 2013 установлен самолёт-памятник Ан-24РВ, бортовой № RA-47198 на въезде к аэропорту Южно-Сахалинск[24].
  • 13 июля 2014 года в городе Саратове около аэровокзала установлен самолёт-памятник Ан-24Б, бортовой № RA-46331.
  • В городе Нижневартовске (ХМАО) самолёт Ан-24 (макет) установлен на Аллее почёта авиации (ул. Авиаторов, ~200-300 метрах от здания аэровокзала).
  • В авиамузее Национального аэропорта Минск установлен Ан-24РВ
  • В городе Темрюке самолёт Ан-24 стоит в музее под открытым небом «Военная горка», бортовой № СССР-46791.
  • В городе Лыткарино на развилке на Мячково.
  • В селе Кушнаренково самолёт Ан-24Б бортовой № RA-46568 стоит на девичьей горе над рекой Белой.
  • В городе Самарканде (Узбекистан) находится на территории парка отдыха «Согдиана».
  • На трассе М-4 Дон у села Конь-Колодезь установлен Ан-24Б с надписью Аэрофлот, бортовой № RA-46243. Самолёт частично встроен в помещение кафе так, что хвостовое оперение и задняя часть фюзеляжа как бы находится в здании.
  • В городе Санкт-Петербурге, на территории военного аэродрома «Левашово» в качестве памятника установлен Ан-24Б, бортовой номер «33-красный», 1970 года выпуска.
  • В Jesada Technic Museum в Таиланде самолёт АN-24B, бортовой номер EK-47835[25].
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: