Ан-225 «Мрия» – самый большой самолет в мире (78 фото)

Самым грандиозным проектом в авиации советского периода является разработка авиационной машины АН-225, который воплотили в действие основные специалисты Киевского механического завода под руководством конструктора Толмачева. Реактивный тяжелый самолет создатели назвали «Мрией» (русский перевод украинского названия – «Мечта»), в кодификации НАТО машину обозначили, как Cossack.

Самый тяжелый самолет в мире

Самый тяжелый самолет в мире

История создания

Основные этапы по созданию проекта и выпуску тяжеловесного лайнера пришлись на конец 80-х годов, когда страна уже вошла в фазу перестройки. Проект стал настолько грандиозным, что для создания многих частей будущей машины возникла необходимость привлечь и другие заводы, работающие в СССР, о чем представлена информация в табл. ниже.

Список подразделений, участвующих в рождении лайнера

Название (бывшее/нынешнее)Что производилось
ОКБ им. Антонова (ГП «АНТК им. Антонова»)Создали проект лайнера
Киевский мех)Производились: узлы нового типа; мелкие детали для систем и фюзеляжа; а также многое другое Велась сборка фюзеляжа и самолета целиком. Проводилась окончательная доводка авиамашины после сборки
КиАПО (ГП «Антонов»)Изготавливали большинство частей и деталей фюзеляжа, механизмов, оперения и другое
МИЭА, Москва (ООО «МИЭА»)Проектировали и изготавливали новый управленческий комплекс
Ульяновский АПК (АО «Авиастар СП»)Серийно изготавливали узлы, детали, крупногабаритные элементы фюзеляжа
«Гидромаш», г. Горький (Нижегородское ОАО «Гидромаш»)Велось проектирование и производство шасси для самолета
Авиационный завод в Воронеже (ВАССО) – от них привлекались специалисты на КМЗПроизводилась особая покраска самолета с использованием краски на основе полиуретана
Моторный завод г. Запорожье (ПАО «Мотор-Сич)Занимался серийным выпуском двигателей на данный самолет – Д-18Т
Ташкентское АПО им. Чкалова (ГАО «ТАПОиЧ»)Производили основные части крыльев с закрылками

От начала проекта и до выпуска самолета Мрия прошло 4 года – в 1988 г. зимой был совершен первый полет. До развала Союза успели полностью собрать и запустить в эксплуатацию 1 машину, эксплуатантом которой ныне являются «Авиалинии Антонова».

Примечания

  1. В. Заярин, А. Совенко.
    Воплощение «Мечты» // АэроХобби : журнал. — 1992. — № 1. — С. 2—11.
  2. 12Андрей Барановский.
    Главному конструктору «Руслана» и «Мрии» Виктору Толмачёву — 75 лет
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). Аэрокосмический портал Украины space.com.ua (2010). Дата обращения 1 марта 2020. Архивировано 1 мая 2014 года.
  3. 12
    11 августа авиаконструктор Виктор Толмачёв отмечает 80-летний юбилей
    (неопр.)
    . Aviation EXplorer — AEX.RU (11 августа 2014). Дата обращения 1 марта 2020.
  4. Состояние и перспективы МАКС // Новости космонавтики (Москва), 2007. — № 6 (июнь). См. также статью Многоцелевая авиационно-космическая система
  5. 1234
    ЛТХ Ан-225.
  6. Мотор Сич. Д-18Т, 2013
  7. В. Чебаков. В небе — гигант // «Правда» от 23 декабря 1988
  8. Huge turnout for Australian debut of world’s biggest plane
  9. AN−225 Mriya is flying to Australia for the first time
  10. Único da espécie, Antonov AN-225 volta ao Brasil (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 15 ноября 2020. Архивировано 16 ноября 2020 года.
  11. 12
    «Мрия» перевезла рекордный для Южной Америки груз
  12. La operación que trae al avión más grande del mundo a Chile
  13. В аэропорту Лейпцига загорелся крупнейший в мире самолёт Ан-225 (рус.). Россия сегодня
    . МИА «Россия сегодня» (11.11.2016). Дата обращения 1 ноября 2018.
  14. Flight history for aircraft — UR-82060, данные flightradar24.
  15. Украинский Ан-225 «Мрия» с новым украинским двигателем впервые взлетел // 27 марта 2020
  16. Крупнейший в мире грузовой самолет подключился к борьбе с пандемией
  17. https://www.altair.com.pl/news/view?news_id=30326
  18. Hughes H-4 Hercules.
  19. Александр Войтюк.
    Самый длиннокрылый самолет Stratolaunch успешно совершил свой первый полет
    (неопр.)
    . nplus1.ru. Дата обращения 13 апреля 2020.
  20. 123
    «Украинский самолёт попал в Книгу рекордов Гиннеса», 14 августа 2009.
  21. «Мрия» ставит новый рекорд Архивная копия от 7 мая 2013 на Wayback Machine.
  22. «Мрия» вошла в книгу рекордов Гиннеса с 240 авиарекордами. Архивировано 10 августа 2011 года.
  23. Украина продала Китаю «Мрию» (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 31 августа 2020. Архивировано 13 сентября 2020 года.
  24. 12
    «Мрия» возила яхты и жирафов, а может стать летающим казино // Новости Украины
  25. Украина предложила России самый большой транспортник в мире
  26. У Рудьковского появится вторая «Мрия» Архивировано 21 мая 2013 года. // ugmk.info, 27.09.2006
  27. Перспективы Мрии. О чем Антонов договорился с китайцами (неопр.)
    (недоступная ссылка). m.liga.net. Дата обращения 31 августа 2016. Архивировано 3 сентября 2020 года.
  28. Украина продала Китаю самый большой в мире самолёт // АиФ, 31.08.2016
  29. Украинский Ан-225 «Мрия» оказался не нужен Китаю
  30. Украинский Ан-225 «Мрия» с новым украинским двигателем впервые взлетел // 27 марта 2020

Технические характеристики

Самый большой самолет в мире

Прототипом «Мрии» стала другая модификация самолета АН-124-100 (под условным названием «Руслан»), что позволило проектировщикам частично сэкономить средства на создание грандиозного тяжеловеса. С данной модели позаимствовали установку силовую и оборудование (внутреннее), а также ряд составляющих элементов планера. Все остальное является уникальной особенностью АН-225:

  • разработан новый центроплан;
  • за счет особых вставок увеличена длина фюзеляжа;
  • стало больше стоек на основном шасси (теперь у него 7 опор);
  • оперение хвоста заменено 2-х килевым;
  • отсутствует грузовой люк в хвосте;
  • создана особая крепежная система для грузов, размещаемых снаружи;
  • добавлено 2 дополнительных двигателя (итого их 6, обладающих мощностью в 229,5 kH каждый).

К загрузке готов

Лётные особенности АН-225 приведены в табл. ниже.

Технические параметры «Мрии»

ХарактеристикиЕд. изм.Параметры
Количество экипажачел.6
Длина машиным84
Высота самолетам18,2
Размах крылам88,4
Масса самолета: без нагрузки/мах взлетнаят250/640
Масса топливат300
Скорость крейсерскаякм/ч850
Дальность полета: мах/с нагрузкойтыс. км15,4/4,0
Мах нагрузкат250

На грузовом тяжеловесе применены турбогенераторные двигатели на 2 контура, рассчитанные на 6 тыс. часов беспрерывной работы. Чтобы совершить разбежку и взлететь, «Мрии» необходима ВПП протяженностью 3-3,5 тыс. м.

Кабина Ан-225 «Мрия»

Ан-225 имеет двухпалубную внутреннюю конструкцию. На верхней в самом начале размещена кабина пилотов, оборудованная двумя креслами. Сразу после них выделена рабочая зона для штурмана, двух бортинженеров и радиста. Управление самолетом бустерное, дополненное четырехкратной системой резервирования для предотвращения аварийных ситуаций. Также на верхней палубе имеются технический отсек, комната отдыха запасного экипажа и отдельный салон для сопровождающего персонала, который отвечает за груз и его обслуживание.

Кабина Ан-225 «Мрия»

Грузовой отсек полностью герметичен. Он имеет длину 43 м, высота составляет 4,4 м, а ширина равна 6,4 м. На полу установлены специальные роликовые катки, монтированы также четыре крана и две лебедки. Они позволяют погрузить любой груз без применения внешних вспомогательных устройств. Загрузка осуществляется через грузовой люк в передней части самолета. Он открывается путем подъема носового обтекателя и опускания аналогичной стойки шасси.

Схема самолета

Сколько весит самолет

Проект разрабатывался с определенной целью – для перевозки космического орбитального корабля «Буран», который отлично размещался поверх фюзеляжа «Мрии», а также для доставки на Байконурский космодром ракетных блоков «Энергия».

Условная схема

Внутри самолет АН-225 оборудован специальными отсеками, обеспечивающими надежное перемещение по воздуху на дальние расстояния различных тяжеловесных грузов, и не приспособлен для использования в качестве пассажирского транспорта.

В лайнере оборудованы места только для 6 членов экипажа и перевозки технического персонала, сопровождающего грузы (это 70 посадочных кресел).

Второй экземпляр «Мрии»

Второй Ан-225 готов в наше время лишь на 70 %. Его сборка началась еще во времена Союза на авиазаводе им. Антонова. Как сообщает руководство завода, при появлении заказчика его смогут довести до рабочей летной готовности.

Исходя из заявления генерального директора киевского «Авианта» Олега Шевченко, сейчас требуется около $90-100 млн инвестиций, чтобы поднять в воздух второй экземпляр Ан-225. А если учесть еще сумму, необходимую на летные испытания, то общая стоимость может вырасти до $120 млн.

Как известно, в основе разработки этого самолета лежит Ан-124 «Руслан». Главные отличия АН-225 от самолета Ан-124 следующие:

  • два дополнительных двигателя,
  • увеличение длины фюзеляжа в результате вставок,
  • новый центроплан,
  • замена хвостового оперения,
  • нет хвостового грузового люка,
  • система крепления и наддува наружных грузов,
  • увеличение количества стоек основного шасси.

Ан-225 «Мрия» 23

Что касается остальных характеристик, то Ан-225 «Мрия» почти полностью отвечает Ан-124, что существенно облегчило и удешевило разработку новой модели и ее использование.

Функциональные особенности

Самый быстрый самолет в мире

АН-225 – не случайно самый грузоподъемный самолет в мире. Помимо того, что он способен перенести на себе «маленький» космический «Буран», внутри машины достаточно места для транспортировки других грузов с большим весом:

  • На фюзеляже с наружной стороны можно перевозить монолитные сверхгабариты массой до 200 т;
  • Внутри самолета легко помещаются длинномерные, тяжелые грузы крупных габаритов широкого спектра применения максимальным весом до 250 т;
  • При беспрерывном перелете внутри континента «Мрия» способна транспортировать дополнительный вес порядка 180-200 т;
  • При перелетах между континентами допустима транспортировка грузов до 150 т.

«Мрия» в действии

Дополнительная информация. Еще по проекту тяжелый самолет АН-225 (он сам весит около 250 т) предполагалось применять как базовую площадку для космических систем.

Грузовой отсек

Большая достаточно просторная кабина фюзеляжа дает возможность перемещать по воздуху многотонные грузы:

  • самосвалы типа «БелАЗ», а также генераторные и турбинные конструкции (общим весом порядка 200 т);
  • внутри одновременно поместится легковых машин штук 50 или авиационные контейнеры в количество 16 единиц (каждый по 10 т).

Предприятие Украины «Antonov Airlines» использует на текущий момент «Мрию» в целях коммерции – для масштабных грузоперевозок.

Так, в мае 2020 года лайнер выполнил 1-й коммерческий перелет из Чехии в Австралию (протяженностью в 15,5 тыс. км), сделав 4 посадки в промежуточных хабах. На борту перевозился крупногабаритный генератор в 135 т.

В ноябре уже в Сантьяго перевозится электротурбина, весящая со всеми комплектующими 182 т. Это стало своеобразным рекордом для Южноамериканского континента.

Некоторые значимые достижения по грузоперевозкам авиалайнером АН-225 отражены в табл. ниже.

Рекорды самолета «Мрия»

ПериодОсновные достижения
Март 1989 г.Машина побила 110 рекордов в мировой авиации, перевезя груз массой 156,3 т
Август 2004 г.Из Чехии в Ташкент с 1-й посадкой в Самаре совершен полет со спецтехникой на борту массой в 250 т
Август 2009 г.Лайнер вносят в Книгу рекордов Гиннеса после полета из Германии в Армению с самым крупным моногрузом в 187,6 т
Июнь 2010 г.Совершена воздушная перевозка самого длинномерного в истории авиации груза – 2 лопасти от ветряка, каждая длиной по 42,1 м

Дополнительная информация. За весь период эксплуатации самый тяжелый самолет «Мрия» побил более 200 мировых рекордов. Абсолютное достижение по грузоподъемности составляет 253,8 т.

Единственный параметр, которым уступает данный самолет, – это размах его крыльев. На текущий момент с «Мрией» конкурирует американский лайнер Scaled Composites Stratolaunch Model 351, представленный миру в этом году, – у него размах крыла достигает 117 м. Но, являясь крупнейшим 2-х фюзеляжным самолетом, он уступает АН-225-ому по максимальным параметрам грузоподъемности и взлетной массы.

Подготовка к коммерческому рейсу

АН-225 продолжает привлекать к себе внимание: где бы ни приземлился данный самолет, везде появляются толпы желающих взглянуть на самый тяжеловесный лайнер, бьющий всевозможные неимоверные рекорды в мировой авиации по грузоперевозкам.

В Австралии даже подготовили специальные смотровые площадки для желающих увидеть, как будет у них приземляться, а через несколько дней набирать высоту самый мощный лайнер в мире.

Эксплуатация

Ан-225 с открытым грузовым люком
Впервые поднялся в небо 21 декабря 1988 года с заводского аэродрома опытно-конструкторского бюро им. О. К. Антонова. Полёт продолжался полтора часа (с 12:15 до 13:45)[7].

Внешние видеофайлы
Рейс Прага-Перт. Май 2016

При том, что самолёт создавался в СССР для перевозки компонентов ракет-носителей «Энергия» и космического корабля «Буран», к моменту окончания строительства первого Ан-225 все необходимые перевозки были сделаны самолётом ВМ-Т «Атлант», и в программе «Буран» Ан-225 поучаствовал, только перевезя «Буран» на Парижский авиасалон в мае 1989 года и совершив несколько показательных полётов на Байконуре в апреле 1991 года.

После распада СССР единственный летающий экземпляр самолёта в 1994 году прекратил полёты, с него были сняты двигатели и другое оборудование для использования в «Русланах». Однако к 2000-м годам потребность в нём стала очевидной, и его восстановили силами украинских предприятий. Также авиалайнер подвергся доработке, чтобы соответствовать стандартам самолётов для гражданской авиации.

23 мая 2001 года были выданы сертификаты типа на Ан-225 «Мрия» Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) и Государственным департаментом авиационного транспорта Украины («Укравиатранс»), что позволило начать коммерческое использование самолёта в качестве перевозчика грузов. Руководителем программы испытаний и сертификации был Главный конструктор, первый заместитель Генерального конструктора Д.С. Кива.[источник не указан 135 дней

]

В настоящее время Ан-225 зарегистрирован на Украине, выполняет коммерческие грузовые перевозки в составе авиатранспортного подразделения АНТК имени О. К. Антонова — авиакомпания Antonov Airlines. Также проводятся проектные работы по использованию самолёта в качестве летающего стартового комплекса для авиационно-космических систем. Один из перспективных проектов — российско-украинская многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС).

В период с 10 по 15 мая 2020 года «Мрия» совершила перелёт из Украины в Австралию, совершив по пути 4 промежуточные посадки — в аэропорту имени Вацлава Гавела (Прага, Чехия), аэропорту Туркменбаши (Туркмения), Международном аэропорту имени Раджива Ганди (Хайдарабад, Индия) и аэропорту Куала-Лумпур (Куала-Лумпур, Малайзия). 15 мая самолёт приземлился в аэропорту австралийского города Перт[8]. Дальность перелёта составила свыше 15,5 тысяч км.[9] Его грузом был 117-тонный генератор фирмы Brush SEM (англ.)русск.. 14 ноября 2020 года «Мрия» приземлилась в бразильском аэропорту Виракопус[10]. Самолёт доставил в Сантьяго изготовленную в Бразилии компанией ABB электротурбину весом 155 тонн (общий вес груза — 182 тонны)[11][12], что является рекордом для Южной Америки[11].

11 ноября 2020 года один из двигателей самолёта по сообщению сайта kp.ru загорелся в аэропорту Лейпцига при посадке. Девять пожарных машин потушили пламя в течение 15 минут[13].

На 2020 год самолёт выполняет несколько коммерческих рейсов ежемесячно по всему миру.[14]

С 2020 г. проходит 18-месячный ремонт (получил, вероятно, новый двигатель производства украинского «Ивченко-Прогресс» и обновленную авионику), впервые взлетев в конце марта 2020[15].

11.04.2020 выполнил первый коммерческий рейс после ремонта из Киева в Тяньцзинь с дозаправкой в Алма-Ате для доставки грузов из Китая для Республики Польша, для борьбы с COVID-19 в Польше. Рейс ADB3354 Тяньцзинь — Алма-Ата — Варшава проходил 13-14.04.2020, полёт имел статус правительственного[16][17]. Перевезённый самолётом груз стал крупнейшим в истории авиации.

Судьба 2-го самолета

На момент развала Советского Союза на КМЗ остался недособранным 2-й экземпляр «Мрии» – его успели сделать всего лишь на 70%. До нынешнего года ситуация никак не менялась из-за отсутствия материальных возможностей – на завершение постройки и последующие испытания необходимо порядка $120 млн.

В сборочном цеху

В августе прошлого года украинская компания нашла тех, кто согласился вложить инвестиции в развитие самолетов данного типа. Это ознаменовалось подписанием соглашения с китайской корпорацией Aerospace Industry Corporation of China о передаче ей прав на данную сверхмощную авиамашину.

Уже через пару десятилетий весь мир будет ассоциировать самый большой самолет в мире с азиатской страной, которая уверенно идет к цели стать великой державой. И покорение космоса с помощью «стартовой площадки», каковой является лайнер АН-225 «Мрия», этому поспособствует.

В массовой культуре

  • Самолёт показан в фильме «2012», под названием «Антонов-500». В фильме самолёт видоизменён — имеется задняя погрузочная рампа, которая отсутствует у оригинального самолёта «Мрия».
  • В игре «Battlefield: Bad Company 2» отряд морской пехоты США пытается уничтожить оружие массового поражения, которое перевозят на самолёте. Один из пехотинцев узнает этот самолёт и сообщает товарищам, что это самый большой самолёт в мире — Ан-225 «Мрия» и добавляет перевод этого слова (в русскоязычной версии — «Мечта»). В игре самолёт видоизменён — имеется задняя погрузочная рампа, которая отсутствует у оригинального самолёта «Мрия» и хвостовое оперение однокилевое, как у Ан-124.

История появления самого большого самолёта в мире

История появления огромного самолёта с большой грузоподъёмностью началась в связи с необходимостью обслуживания космического корабля «Буран». Так как транспортировка различных частей корабля к месту его запуска была делом крайне проблематичным, именно таким образом решили эту задачу. В связи с тем, что новый транспортный самолёт должен был доставить на стартовую площадку первую ступень космического корабля, его грузоподъёмность должна была быть никак не меньше 250 тонн.

Так как размеры грузового отсека АН-225 не соответствовали габаритам Ракеты-носителя и «Бурана», транспортный самолёт получил разработанные по специальным схемам чертежи внешних креплений. Таким образом, перевозка космического корабля осуществлялась снаружи. В связи с этим стандартный хвост самолёта пришлось заменить на двухкилевой, который смог бы выдерживать мощные аэродинамические потоки.

Хотя самолёт АН-225 проектировался именно как специализированная техника, рассчитанная для транспортировки космического корабля, его чертежи имели много общего с чертежами первой удачной разработки ОКБ им. Антонова – АН-224 «Руслан», поэтому по своим тактико-техническим характеристикам и предназначению АН-225 получился достаточно универсальным самолётом.

Часто в открытых источниках можно встретить информацию, где в качестве главного конструктора называется Балабуев. Данная информация не верна, так как, хотя Балабуев и был главным конструктором КБ Антонова, руководил проектом по созданию АН-225 Толмачев.

Так как для разработки и создания АН-225 были поставлены очень сжатые сроки, к процессу создания нового самолёта были привлечены тысячи различных конструкторов, инженеров, технологов и прочих специалистов со всего Советского союза. Каждое предприятие взяло на себя отдельный участок работ по созданию огромного транспортного самолёта:

  1. Всю основную работу по проектированию АН-225 взяло на себя ОКБ имени Антонова. Они также занимались производством большей части деталей корпуса самолёта. Сборка фюзеляжа и общая сборка самолёта также находилась в их компетенции;
  2. В Ташкенте на авиапроизводственном объединении им. Чкалова занимались изготовлением частей крыльев самолёта, используя для этого базу АН-224;
  3. На Ульяновский авиапромышленный комплекс была возложена задача по производству различных крупногабаритных деталей, которые изготавливались фрезеровкой;
  4. Киевское авиапроизводственное объединение должно было изготовить переднюю часть фюзеляжа, горизонтальное и носовое оперение и шасси;
  5. За работу комплекса управления самолётом отвечал Московский институт автоматики и электромеханики;
  6. Мощные двигатели Д-18, технические характеристики которых позволяли использовать их для столь мощного самолёта, как АН-225, изготавливал Запорожский моторостроительный завод;
  7. Специалисты Воронежского авиазавода были привлечены специально для покраски нового самолёта.

Кроме вышеперечисленных предприятий, множество различных узлов и оборудования для АН-225 изготавливались на различных предприятиях по всему Советскому Союзу, поэтому считать АН-225 «Мрия» (и АН-224 «Руслан») украинскими разработками было бы в корне неверным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: