Какой самолет лучше для пассажира: Boeing или Airbus


Краткая история компании Boeing

Компания Boeing берет начало в 1916 году. 15 июня ее будущий основатель, Уильям Боинг, представил гидросамолет B&W, совершивший первый полет с успешным приземлением на ВПП. После этого он решил открыть компанию под названием The Pacific Aero Products Company для производства собственной авиации. Годом позднее ее переименовали в привычный Boeing Airplane Company.

Краткая история компании Boeing

В первые годы немалая часть коллектива состояла из плотников и портних. Они занимались изготовлением и обработкой крыльев, так как те производились с использованием специальной ткани, а также созданием деревянных элементов. Во время Второй мировой войны Boeing взялся за строительство бомбардировщиков. Тогда большинство мужчин, работавших в компании, ушли на войну, а на их места пришли работать жены. Несмотря на это, темпы производства даже возросли – с конвейера сходило по 350 самолетов каждый месяц.

Времена экономического кризиса заставляли компанию расширять деятельность. Поэтому периодически на выпускались лодки, одежда и другие предметы, не связанные с авиацией. Такой подход позволил компании не рухнуть под финансовыми трудностями, став крупнейшим производителем самолетов. Сейчас она занимается не только авиацией, но также проведением научных исследований и разработкой аэрокосмических технологий. В 2020 году «Боинг» стал одной из компаний, выбранных NASA для создания прототипов космических летательных аппаратов, предназначенных для высадки на Луну по новой программе «Артемида».

Краткая история компании Airbus

В 1967 году представители Англии, Франции и Германии провели переговоры о необходимости запуска строительства собственного пассажирского самолета, который уже тогда получил название A300. Важность такого решения была связана с доминированием американской авиации, монополизирующей отрасль с помощью Boeing. Если бы не подписание этого соглашения, то все авиакомпании были бы подавлены гигантом из США.

Краткая история компании Airbus

Составленный договор подразумевал объединение нескольких маленьких авиастроительных компаний, чтобы построить A300 в кратчайшие сроки. Его разработка проходила в тяжелых условиях, но уже к 1969 году самолет продемонстрировали на парижском авиашоу. Позднее объединение мелких компаний было зарегистрировано официально под названием Airbus.

Разрабатываемый самолет совершил первый полет в 1974 году. Сразу же компания получила на него более 10000 заказов, вскоре заказчикам передали примерно шесть тысяч A300. Постепенно спрос возрастал, а Airbus стал лидером авиастроения на территории Европы. Сейчас компания занимается также проектированием военных и транспортных самолетов.

Airbus — история бренда

Airbus SE (Эирбас) — одна из крупнейших авиастроительных компаний в мире, образованная в конце 1960-х годов путём слияния нескольких европейских авиапроизводителей. Производит пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолёты под маркой Airbus. Штаб-квартира располагается в Бланьяке, пригороде Тулузы, Франция. Компания на 100% принадлежит одноименной промышленной группе, она производит более 50% авиалайнеров в мире и является основным конкурентом компании Boeing.

После Второй мировой войны в мировой аэрокосмической промышленности доминируют Соединенные Штаты. Douglas, Boeing и Lockheed за время войны разработали множество моделей самолетов, которые затем модифицировали под гражданские нужды (DC-6, Boeing 377, Constellation и т.д.). Появление турбореактивных двигателей знаменует собой начало эры реактивных самолетов, а новейшие самолеты (DC-8, Boeing 707, Boeing 720) доминируют на рынке авиаперевозок. В Европе инфраструктура авиационной промышленности была частично разрушены во время войны, но производство быстро возобновилось, и первые самолёты, оснащенные турбореактивными двигателями (Caravelle of Sud-Aviation, Trident of Hawker-Siddeley, VC10 Vickers, BAC 1-11 British Aircraft Corporation и т. д.) были выпущены в 1950-х годах, однако они не достигли того же успеха, что и их американские конкуренты и не могли проникнуть на рынок США.

В 1960-х годах массовый воздушный транспорт находился на подъеме. На Парижском авиасалоне в 1965 году крупнейшие европейские авиакомпании проводят неофициальные дискуссии о своих потребностях в самолётах на короткие и средние расстояния, чтобы отреагировать на рост перевозок. Американские производители начинают разработку широкофюзеляжных самолетов (Lockheed L-1011, Boeing 747 и т. д.), в то время как Европе нужны лайнеры, приспособленные к перелётам на короткие дистанции. Некий вариант междугороднего авиа-автобуса — Airbus.

Многие компании начинают разработку собственных самолетов для европейского рынка: проект Galion французской компании Sud-Aviation, лайнер BAC 1-11 компании British Aircraft Corporation, проект Trident от британской компании Hawker-Siddeley и т.д. Немецкие промышленники, видя возможность увеличить свое производство, также создают исследовательскую группу из пяти компаний (Dornier, Hamburger Flugzeugbau, Messerschmitt-Bölkow, Siebelwerke-ATG и VFW). Эта группа, названная Airbus Studiengruppe, изучала возможность международного сотрудничества. Затем British European Airways объединила восемь европейских авиакомпаний в октябре 1965 года во время симпозиума, посвященному рынку Airbus. На нем был показан франко-британский проект, рассчитанный на 200–225 пассажиров с дальностью полета 810 морских миль, стоимость которого была на 20–30% меньше, чем у американских конкурентов.

В 1965 году немцы преобразовали свою исследовательскую группу в более организованную и скоординированную структуру — Arbeitsgemeinschaft Airbus, которая была нацелена на разработку большого четырёхдвигательного самолёта в сотрудничестве с другими европейскими партнерами.

В начале 1966 года французские авиастроительные компании Sud-Aviation и Dassault также обсудили проект двухдвигательного реактивного самолёта. Видя повышенный интерес отрасли, правительства Германии, Великобритании и Франции соглашаются создать единую компанию. От Германии в неё вошла Arbeitsgemeinschaft Airbus, от Великобритании — Hawker-Siddeley и от Франции — Sud-Aviation. 15 октября 1966 года был подготовлен и направлен трем правительствам запрос о финансировании. Разрабатываемый самолёт получает название Впервые проект представлен под названием Airbus A300.

В начале 1967 года размер A300 был существенно пересмотрен в сторону увеличения. Французы и британцы соглашаются передать управление исследованиями и разработкой Франции, при условии, что Rolls-Royce будет является поставщиком двигателей для новых самолетов.

В мае 1967 года был представлен более сложный проект, рассчитанный на 300 пассажиров, стоимость научных исследований и разработок оценивалась в 190 миллионов фунтов, 37,5% которых представила Великобритания, 37,5% — Франция и 25% — Германия.

25 июля 1967 года был подписан проект соглашения для «укрепления европейского сотрудничества в области аэрокосмических технологий». В сентябре 1967 года в Лондоне был подписан меморандум о взаимопонимании по запуску первого этапа проекта А300.

В течение нескольких месяцев после подписания меморандума правительства Франции и Великобритании выражают сомнения в целесообразности проекта. Авиакомпании не желают размещать заказы на A300, который они считают слишком большим. По состоянию на июнь 1968 года не было размещено ни одного заказа но новый A300. Растет и общая стоимость проекта и это сильно беспокоит власти Франции и Великобритании. Франция параллельно должна финансировать два крупных проекта (Concorde и Dassault Mercure 100), но, тем не менее, видит в A300 возможность обеспечить работу 30 000 сотрудников, в основном французов. Соединенное Королевство, также участвующее в финансировании разработки Concorde, начинает сомневаться, стоит ли дальше тратить средства на новые разработки. Кроме того стало известно, что Rolls-Royce и Lockheed подписали эксклюзивное соглашение на поставку двигателей RB211, которые ранее планировалось использовать на новых A300.

Получив эту информацию в 1968 году, французский инженер Роджер Бетейл решил адаптировать проект к имеющимся двигателям. В результате было предложено новое решение — A250, которое практически сразу было переименовано в A300B. Размеры этого самолёта были немного меньше, чем у изначальной модели A300.

В декабре 1968 года британский министр технологий Тони Бенн объявил, что Великобритания не может взять на себя финансовое участие в проекте и может отказаться от поддержки консорциума. В 1969 году Великобритания наконец решает отказаться от своего участия в проекте.

После выхода из проекта Соединенного Королевства, Западная Германия предлагает расширить свое участие консорциуме и увеличить свою долю в проекте до 50%. Франция и Германия подписали соглашение о сотрудничестве на Парижском авиасалоне в 1969 году с целью создания 226-местного реактивного самолета A300B. Компания General Electric в сотрудничестве с компанией Snecma теперь отвечали за поставку двигателей — CFM56.

Несмотря на отказ правительства Великобритании финансировать проект Airbus, Арнольд Холл, директор британской компании Hawker-Siddeley, уже инвестировал 35 миллионов фунтов стерлингов в разработку и изготовление крыльев для нового самолёта. Он решил объединить усилия с компаниями Sud-Aviation и Deutsche Airbus только для проекта A300B.

1 января 1970 года Sud-Aviation и Nord-Aviation объединяются в аэрокосмический гигант — компанию Aerospatiale.

18 декабря 1970 года компании Aerospatiale и Deutsche Airbus создают компанию Airbus Industrie. Головной офис новой организации находится в Париже, Франц-Йозеф Штраус назначен председателем наблюдательного совета.

Испанский производитель Construcciones Aeronáuticas Sociedad Anónima (CASA) присоединился к Airbus Industrie и приобрел 4,2% акций в новой компании, доли Aerospatiale и Deutsche Airbus снизились до 47,9% у каждой.

3 сентября 1970 года Air France размещает заказ на 6 самолётов A300B2 (одна из модификаций A300), вмещающей 270 пассажиров. Это был первый коммерческий заказ для Airbus.

28 октября 1972 года, на месяц раньше запланированного срока, первый Airbus поднялся в воздух. Это был A300B1 (одна из модификаций A300).

15 апреля 1974 года авиакомпания Air France совершила первый в истории Airbus коммерческий рейс. Самолёт A300 полетел из Лондона в Париж.

Чтобы рекламировать A300 и попытаться проникнуть на американский рынок, в сентябре 1973 года Airbus решила начать шестинедельный тур по Северной и Южной Америке. Сам тур прошел с большим успехом, а вот продвижение A300 на американский рынок шло крайне неудачно. Фактически, в период с 1975 года по 1977 годы американские компании не заказали ни одного самолёта у Airbus.

В январе 1977 года первая американская компания — Western Airlines заказала у Airbus 8 лайнеров A300B4 для замены устаревших Boeing 707 и Boeing 720.

В июле 1978 года Airbus начинает разработку новой модели самолёта. Вместительность A300 в значительной степени была рассчитана с учетом пожеланий компании Air France, однако для большинства компаний этот самолет был слишком большим, многие не могли заполнять эти самолеты полностью. Чтобы сэкономить на разработке, за основу для новой модели A300B10MC взяли предыдущую модель A300B. Было решено укоротить фюзеляж A300B, чтобы вместить 220 пассажиров. Но у такого решения был большой недостаток: слишком большие крылья и тяжелые шасси от прошлой модели, что привело бы к чрезмерному потреблению керосина.

Многочисленные консультации между различными участниками проекта следуют друг за другом и позволяют уточнить характеристики будущего A310. Если характеристики первой модели были продиктованы скорее политическими мотивами, то теперь компания Airbus сосредоточится на технических и коммерческих нюансах.

Первая модель A310 была показана на авиасалоне в Ганновере в апреле 1978 года. В начале 1979 года Lufthansa, Swissair, KLM, Air France и Iberia числились среди заказчиков модели самолёта A310.

Усилия по проектированию A310 позволяют британской компании British Aerospace (BAe) восстановить свою роль в европейской авиационной промышленности, поскольку для A310 необходимо создать новые крылья. BAe является национальным конгломератом, созданным британским правительством в 1970-х годах.

27 октября 1978 года было подписано соглашение между компаниями Airbus и BAe. В этот же день правительства Франции, Германии, Испании и Великобритании ратифицировали это соглашение и Великобритания официально вернулась в проект Airbus. Доли в компании распределились следующим образом: у Франции и Германии было по 37,9%, у Великобритании было 20% и 4,2% у Испании.

3 апреля 1982 года прототип A310 совершил свой первый полет.

29 марта 1983 года первые самолеты A310, оснащенные двигателями General Electric CF6-80A3 и Pratt & Whitney JT9D-7R4D1, были поставлены в Lufthansa и Swissair.

Спад в начале 1980-х годов привел к сокращению заказов и прекращению производства модели A300B в 1984 году.

Airbus предлагает модернизированную версия A300, A300-600, которая включает в себя некоторые технологические инновации от модели A310: удаление бортинженера и кабину только с двумя пилотами. Используя преимущество A310, было добавлено больше мест, в то время как максимальный взлетный вес был увеличен, сначала до 165 тонн (A300B4-600), затем до 170,5 тонн (A300B4-600R). Модель A300-600 была более успешна, чем A310.

В июне 1981 года было объявлено о старте программы A320. В то время рынок начинает проявлять интерес к сегменту самолетов среднего класса на 150 мест. Исследование, проведенное по заказу Airbus, показало, что емкость рынка для будущей модели A320 может составить около 3000 самолетов за 10 лет.

На Парижском авиасалоне Air France заявляет о своем намерении приобрести 25 самолетов A320, даже до официального запуска программы. Новый самолет Airbus должен был быть похож по размеру на Boeing 737, но должен был предлагать различные версии грузоподъемности. После нефтяного кризиса 1970 года Airbus хотела уменьшить потребление топлива на своих A320.

2 марта 1984 года была запущена программа A320. К тому времени на него уже разместили 80 заказов пять авиакомпаний.

В 1988 году Airbus выпустила A320, первый гражданский самолёт с цифровым управлением полетом, полностью управляемый компьютерами. Успех A320 был еще более очевидным, когда Airbus, конкурируя с Boeing, выиграла важный заказ от американской компании PanAm.

Первый A320 был представлен публике в Тулузе во время роскошной церемонии в февраль 1987 года.

В марте 1988 года первый самолет A320 был доставлен компании Air France, а 18 апреля 1988 года он совершил первый коммерческий полёт.

Учитывая успех A320, в ноябре 1989 года Airbus запустил проект удлиненной версии на 186 посадочных мест — A321.

В течение 1990-х годов семейство самолетов Airbus диверсифицировалось благодаря параллельному запуску дальнемагистральных самолетов A330/A340 и расширению семейства A320.

После успеха самолета средней дальности A320, Airbus обратила взор рынок дальнемагистральных самолетов. Были возобновлены два старых проекта, начатых 1970-х годах: TA9 и TA11.

Программа TA9 переименована в A330, а программа TA11 переименована в A340, и, чтобы сократить расходы, разработка A330 и A340 ведется параллельно, и оба самолета имеют много общих технологий. Салон идентичен, кабина взята из программы A320. Помимо упрощения разработки и производства, это позволяет авиакомпаниям обучать пилотов только на одном типе самолета.

5 июня 1987 года, во время Парижского авиасалона, программа A330/A340 была официально представлена Жаном Пирсоном, тогдашним главой Airbus. К тому моменту компания Lufthansa объявила о намерении приобрести пятнадцать самолётов A340s.

14 декабря 1989 года Air Inter стал первым заказчиком A330 и сделал твердый заказ на четырнадцать самолетов.

A340 совершил первый коммерческий перелет из Франкфурта в Нью-Йорк 15 марта 1993 года. A330 совершил первый коммерческий полет в цветах компании Air Inter 17 января 1994 года из Парижа в Марсель.

Поскольку мировая экономика быстро восстанавливается после рецессии начала 1990-х годов, заказы на самолеты снова начинают расти. Крупные производители аэрокосмической продукции должны увеличить объемы производства, чтобы удовлетворить спрос компаний-заказчиков, но структура консорциума Airbus является тормозом для этого развития и роста. Управление Airbus является сложным, потому что оно разделено на четыре страны и приводит к высоким затратам на рабочую силу, длительному времени принятия решений, сокращению научных исследований и национальному соперничеству. Кроме того, каждая из национальных компаний несет ответственность за свои инвестиции и управление персоналом, а Airbus Industrie не контролирует общее управление консорциумом.

Еще в 1996 году, чтобы упростить структуру, сократить расходы и сохранить конкурентоспособность с Boeing, наблюдательный совет Airbus Industrie объявил о своем намерении реструктурировать консорциум, чтобы сделать его единой компанией. Интеграция в одну компанию помогла бы сэкономить 1 миллиард долларов в год.

Министры промышленности стран, участвующих в Airbus, угрожают прекратить свою поддержку, если Airbus не превратится в интегрированное предприятие.

В 2001 году, после консолидации европейской аэрокосмической промышленности, Aerospatiale, DASA и CASA объединились в EADS и объединили свои усилия с BAe Systems, чтобы сформировать интегрированную компанию Airbus, 80% которой принадлежит EADS и 20% BAE. Штаб-квартира новой компании расположилась в Тулузе, а ее первым президентом стал Ноэль Форджард.

В сентябре 2006 года EADS приобретает у British Aerospace 20% акций Airbus. В конце января 2007 года в СМИ появились сообщения о том, что Россия ведет переговоры о покупке 20% акций Airbus.

Модель A380 происходит от проекта, который восходит к 1980-м годам, когда Airbus планировала заняться рынком супер-гигантов и сломать монополию Boeing 747. Первые эскизы самолета, способного перевозить более 800 пассажиров, были сделаны в 1988 году, но Airbus официально не запускала свой проект до конца 1995 года, назвав его Airbus A3XX.

19 декабря 2000 года наблюдательный совет Airbus официально запускает программу A3XX, переименовав проект в A380. К тому моменту шесть авиакомпаний разместили заказы на будущий самолёт A380.

В начале 2001 года конфигурация A380 была окончательно утверждена. 23 января 2002 года началось производство первых элементов крыла.

Официальная презентация A380 состоялась 18 января 2005 года, а 27 апреля 2005 года состоялся первый полет нового лайнера-гиганта. Для двухлетнего этапа испытаний был построены пять A380.

Программа A380 сталкивается со многими проблемами и ее коммерческий запуск откладывается три раза.

18-месячная задержка имеет много финансовых последствий для Airbus, приводит к дополнительным затратам на программу в 4,8 млрд евро и повышает порог прибыльности A380 из 250 самолётов при запуске программы до 270 в 2001 году, затем 300 в марте 2006 года и, наконец, 420 в октябре 2006 года.

Когда Boeing объявляет о запуске программы 787 в 2003 году, Airbus не реагирует и говорит, что это просто ответ на его A330. Но перед лицом давления со стороны авиакомпаний, Airbus начинает задумываться о конкурирующем проекте, и в сентябре 2004 года в компании дают понять, что Airbus намерен запустить программу A350.

В октябре 2004 года, хотя проект еще не был официально запущен, он объявил, что инвестиционный бюджет составит два-три миллиарда долларов и что первый полет может состояться в середине 2008 года. A350 будет основан на модели A330-500, но с новыми двигателями и новыми крыльями.

10 декабря 2004 года Airbus получает одобрение от двух своих акционеров компаний EADS и BAE Systems и начинает переговоры с авиакомпаниями. Наблюдательный совет дал положительное заключение в июне 2005 года и проект был официально запущен 6 октября 2005 года. Эта модель, однако, очень близка к A330, и может оказаться прямым конкурентом и даже помешать производству A340.

Airbus решает пересмотреть дизайн A350 и предлагает новую версию 17 июля 2006 года на авиасалоне в Фарнборо. Названный A350 XWB, он имеет гораздо больший фюзеляж, использует больше композитных материалов и выступает в роли прямого конкурента Boeing 777. Бюджет разработки составляет от 3,5 до 9, 5 миллиардов евро. Новая модель, способная перевозить до 350 пассажиров на расстояние свыше 18 000 километров, пользуется большим успехом у компаний. Airbus начал производство первых сборочных узлов A350 в декабре 2009 года, а окончательная сборка первого самолета, предназначенного для испытаний, началась 12 апреля 2012 года. Первый испытательный полет состоялся 14 июня 2013 года.

В январе 2011 года Airbus предлагает модернизированную версию A320 — A320neo, который планируют запустить в производство в 2015 году. По данным Airbus, A320neo будет потреблять на 15% меньше керосина по сравнению с A320.

17 августа 2020 года индийский лоукостер, компания IndiGo, подтвердил заказ еще на 250 A320neo на сумму 28 миллиардов евро.

14 сентября 2020 года Airbus открывает в Мобиле (штат Алабама) свою первую сборочную площадку в США.

29 сентября 2020 года объявляется о слиянии между Airbus и Airbus Group. Томас Эндерс будет генеральным директором новой группы.

14 октября 2020 года Airbus поставляет свой 10000-й самолет — A350 для авиакомпании Singapore Airlines.

15 ноября 2020 года индийский лоукостер IndiGo купил 430 самолетов типа Airbus A320 NEO на сумму 42 миллиарда евро. Это крупнейший заказ за всю историю.

В феврале 2020 года компания Airbus заявила, что планирует прекратить производство самолетов A380. В компании объяснили, что решение связано с отсутствием спроса. Так, Emirates, крупнейший покупатель этих самолетов, сократила число заказов на A380 на 39 штук. Теперь Airbus осталось поставить авиакомпании 14 лайнеров к 2021 году.

Общее сравнение Boeing и Airbus без учета моделей

Обе авиастроительные компании можно сравнивать даже без учета самолетов и конкретных моделей. Airbus и Boeing имеют достаточно различий, выражающихся в статистике, деятельности и особенностях их произведенных машин. Первичной отличительной чертой считается страна, которую представляет – США. У «Аэробуса» – Англия, Франция, Германия.

Какие еще общие отличия есть у компаний:

  • по доле рынка Boeing занимает 49,5%, Airbus – 50,5%;
  • первые в среднем примерно на $50 млн дешевле;
  • за последние 10 лет Boeing выпустил 3871 машину, Airbus произвел 4218 самолетов;
  • управление «Боингами» осуществляется с помощью штурвалов пилота и помощника, в «Аэробусах» представлено раздельное электродистанционное управление с сайдстиками;
  • сложность управления на самолетах «Боинг» несколько ниже;
  • Boeing может пилотироваться только человеком, Airbus – еще и работать под контролем компьютера;
  • обе компании устанавливают на машины системы механического резервирования электрики;
  • средняя заполненность «Боингов» значительно выше, «Аэробусы» часто летают при 60–80% нагруженности.

При общем сравнении становится понятно, что разница между компаниями и их машинами, не такая значительная. У каждой есть преимущества или недостатки, которые вполне умеренны.

Деятельность

Штат сотрудников Airbus составляет порядка 50 тыс. человек и сосредоточен в основном в четырёх европейских странах: Франция, Германия, Великобритания, Испания. Окончательная сборка продукции осуществляется на заводах компании в городах Тулуза (Франция) и Гамбург (Германия).

В 2006 году компания приняла заказы на поставку 824 новых лайнеров суммарной стоимостью $75,1 млрд. Всего заказчикам в 2006 году было поставлено 434 машины.

Выручка Airbus в 2006 году составила 26 млрд евро (в 2005 году — 23,5 млрд евро)[3].

По итогам 2007 года Airbus поставил заказчикам 453 коммерческих самолёта. Портфель заказов вырос до 1341 самолёта.

Конкуренция с Boeing

Основная статья: Конкуренция между Airbus и Boeing

Boeing и Airbus являются крупнейшими производителями гражданских самолётов в мире и глобальными конкурентами друг друга.

  • B-737 и A320. Самолёты средней вместимости для авиалиний средней протяжённости, каждый тип имеет множество модификаций. В последние годы A320 продаются в больших объёмах, нежели продукция Boeing[6][7].
201120102009200820072006200520042003200220012000
A320421401402386367339289233232236257241
B-737372376372290330302212202173223299281
199919981997199619951994199319921991199019891988
A32022216812772566471111119585816
B-7373202811357689121152218215174146165
  • B-747 и A380. Самолёты большой вместимости для авиалиний средней и большой протяжённости. Азиатские авиакомпании, традиционные пользователи 747-х, являются основными заказчиками А380. В настоящее время B-747 производятся в количестве не более 10 штук в год, новых заказов на пассажирские машины очень мало (из 99 заказанных с начала 2006 года B-747 только 27 — пассажирские). В то же время портфель заказов A380 с начала 2006 года увеличился на 60 пассажирских лайнеров[8][9].

  • B-767, B-787 и A330. Самолёт Airbus является коммерчески более успешным в последние годы[8][9]. В 2011 году начались поставки нового типа самолётов B-787.
201120102009200820072006200520042003200220012000199919981997199619951994
A33087877672686256473142354344231410309
B-7672012139121210924354044444742433741
B-787300000000000000000
  • B-777 и A340. Оба самолёта появились одновременно, но за счёт большей топливной эффективности B-777 и ряда других факторов, американская компания продала вдвое больше машин, чем их европейские конкуренты[10][11].
20092008200720062005200420032002200120001999199819971996199519941993
B-77788617565403639476155837459321300
A-340813112424283316221920243328192522

В 2011 производство A340 остановлено. Предполагается, что с B-777 будет конкурировать A350, однако коммерческие поставки последнего планируются лишь на 2014—2015 гг.

Airbus в России

Российская обеспечивает более половины потребности Airbus в титане.

В 2004 году было подписано соглашение с российской группой о возможных будущих поставках алюминиевых материалов. По прогнозам представителей Airbus, сами поставки могут начаться в 2009 году.

В марте 2003 года начал работу Инженерный центр ECAR — российская компания, основанная Airbus и Группой , и первое конструкторское бюро, созданное Airbus в Европе за пределами своих стран-участниц. Официальная церемония открытия состоялась 3 июня 2003 года.

В декабре 2003 года Airbus был подписан контракт с нижегородским авиа о производстве компонентов для самолётов Airbus в России.

В декабре 2004 года Airbus разместил заказы на изготовление узлов для самолётов семейства А320 в корпорации «Иркут». В конце 2005 года в корпорации «Иркут» (на Иркутском авиационном заводе) и на Воронежском авиастроительном объединении были размещены дополнительные заказы на компоненты для самолётов семейств А320, А330/А340 и А380.

В октябре 2006 года было подписано трёхстороннее соглашение между Airbus, германской EFW (Elbe Flugzeugwerke Gmbh) и «Иркутом» о создании совместного предприятия по модификации пассажирских самолётов семейства А320 в грузовые самолёты. Однако в июне 2011 года было объявлено о закрытии программы по «экономическим причинам»[12].

В январе 2020 года Airbus и «Уральский завод гражданской авиации» объявили о заключении лицензионного договора на производство вертолетов Airbus Helicopters H135 в России. Серийное производство H135 было запущено в 1996 году. Airbus поставил заказчикам из разных стран около 1200 вертолетов семейства H135 Airbus Helicopters. Примерно 25% мирового парка H135 используется как медицинские вертолеты; доля всей компании в этом сегменте рынка составляет около 60%. В транспортном варианте H135 может транспортировать до семи пассажиров, в медицинской версии- одного-двух пострадавших и до четырех сопровождающих лиц[13].

Характерные отличия во внешнем виде

Многие пассажиры, смотря на самолеты, не понимают, чем отличаются «Боинги» от «Аэробусов». Все гражданские авиалайнеры, предназначенные для перевозки людей, похожи друг на друга. Особенно это касается продвинутой технологичной авиации двух компаний, сражающихся за превосходство. Но отличия есть, они заметны невооруженным взглядом. Достаточно присмотреться к некоторым деталям.

Как отличить Boeing с Airbus внешне:

  • средняя длина самолетов «Боинг» примерно на 3,28 м больше, но по высоте «Аэробусы» чаще всего выше;
  • нос у «Боингов» заостренный, на «Аэробусы» устанавливают носовую часть более закругленной формы с обтекаемой поверхностью;
  • хвосты у самолетов фирмы Boeing имеют незначительный изгиб, Airbus же делают их абсолютно прямыми без отклонений;
  • двигатели на «Боингах» вытянутые и похожи по форме на овал, на «Аэробусах» они всегда круглые;
  • стекла в кабине Boeing зауженные и разделены на отдельные секции, в Airbus они прямые и цельные без деления;
  • шасси на самолетах «Боинг» убираются путем складывания, на «Аэробусах» они втягиваются внутрь в начальном положении;
  • винглеты и шарклеты у Boeing небольших размеров, на машинах Airbus они длинные и высокие.

Такие внешние отличия может увидеть каждый человек, если обратит внимание на самолеты обеих фирм и рассмотрит их поближе. Но есть также другие, которые обычному пассажиру будут незаметны. Определить это сможет только специалист или опытный пилот, который видит самолеты ежедневно.

Основные конструкционные различия

Конструкционно между Boeing и Airbus также есть отличие и даже не одно. Почти все популярные модели выполняются по одинаковой схеме, поэтому серьезные различия в конструкции между самолетами внутри каждой компании минимальны и встречаются редко. Выше упоминалось, что Boeing чаще длиннее самолетов Airbus, но по высоте он уже уступает. Ярким примером выступает крупногабаритный A380. Этот самолет произведен компанией Airbus и имеет на борту две палубы, предназначенные для 850 пассажиров. Его длина составляет 73 метра, а высота – 24.

Средние показатели размаха крыла на «Аэробусах» немного выше, благодаря чему они меньше весят и потребляют не такое количество топлива. Стробы, производящие регулярные вспышки света для возможности заметить другие самолеты при полете, тоже различаются. На Boeing они одинарные и светятся постоянно, а на Airbus двойные и имеют маленькую вспышку, которая периодически увеличивает яркость свечения.

Двери на «Боингах» открываются классическим распахиванием, а на «Аэробусах» они отодвигаются. Во втором случае их использование комфортнее и безопаснее. По вместимости Airbus намного превосходит Boeing. Среднее количество пассажиров на первом составляет 700 человек, на втором – 500. Если не учитывать A380, то «Аэробусы» все равно будут иметь преимущество по этому критерию. Но оно условно, так как заполненность на этих самолетах обычно неполная, что говорит о переизбытке кресел внутри салона.

Интересные факты

В декабре 2020 года было объявлено о старте разработки и строительства межпланетной станции JUICE (Jupiter Icy Moons Explorer), в котором примут участие компания Airbus Defence and Space и Европейское космическое агентство(ЕКА).

Сумма контракта — 350 миллионов евро. Предполагается, что станцию возведут до 2022 года и она будет служить для исследования Юпитера, а также его ледяных спутников: Европы, Ганимеда и Каллисто. О своем участии в проекте также заявили более 60 компаний. Однако окончательный список субподрядчиков определится к 2017 году. Производство основных элементов JUICE намечено во Франции, Германии, Великобритании и Испании.

Согласно заявленным планам Airbus, станцию оснастят самыми большими солнечными батареями (площадь панелей — 97 квадратных метров). Стартовая масса корабля — 5,5 тонны. Перелет от Земли к Юпитеру станция преодолеет расстояние в почти 600 миллионов километров[15].

Самые распространенные модели самолетов

При сравнении парков компании в целом не учитываются мелкие детали, касающиеся отдельных моделей. Чтобы разобраться в вопросе лучше, важно ознакомиться и с ними. Оба производителя выпускают авиалайнеры, отличающиеся повышенной популярностью или имеющие примечательные особенности. Благодаря подобным машинам они и смогли занять лидирующие позиции на мировом рынке авиации.

Наиболее популярные модели:

  1. Boeing 737. Самый массовый турбовентиляторный самолет для перевозки пассажиров, произведенный в количестве почти 9 тысяч экземпляров. Модель выпускалась в нескольких модификациях, которые были призваны модернизировать устаревающие элементы, обеспечив комфортную и безопасную эксплуатацию самолета на линиях. Он может вмещать до 215 пассажиров и поставляется с разными компоновками салона. Последней модификацией стал 737 MAX с мощными двигателями LEAP-1B.

  2. Boeing 747. В начале он был самым большим авиалайнером для пассажирских перевозок и оставался таким до появления Airbus A380. Вместимость 747 модели составляет до 524 человек при двухклассной компоновке салона. Самой продаваемой стала модификация 747-400. Последней же является 747-8, представленная в 2010 году.

  3. Boeing 777. Эксплуатация модели 777 началась в 1995, самолет почти сразу завоевал широкую популярность. Это крупнейший реактивный двухмоторный авиалайнер для пассажирских перевозок из всех используемых. Процесс его создания был особенным, так как для проектирования впервые применялся компьютер вместо классических бумажных чертежей. Вместимость «Боинг 777» достигает 400 мест при трехклассной компоновке.

  4. Boeing 787. Серьезное укрепление позиций произошло в 2011 году, когда она представила новую модель под индексом 787. Она предназначена для выполнения перелетов на дальние расстояния. Количество мест составляет до 330 единиц. Самолет получил новый тихий двигатель GEnx, отличающийся высокой степенью экономичности расхода топлива. Это делает 787 модель более практичной и привлекательной для авиаперевозчиков. Всего к середине 2020 года было произведено почти 900 таких моделей.

  5. Airbus A320. Узкофюзеляжный самолет стал первым массовым авиалайнером, получившим электродистанционную систему управления. Он вмещает до 220 пассажиров и может пролетать до 5600 км. Всего было выпущено более шести тысяч авиалайнеров, включая модификации: A318, A319, A321. Последняя улучшенная модель A320neo получила новые двигатели, расходующие меньше топлива, и может предоставить повышенный уровень комфорта для пассажиров.

  6. Airbus A330. Чуть менее популярный A330 выпускается с 1994 года и может перевозить до 335 пассажиров. Всего было создано почти 1,5 тысячи авиалайнеров этой модели. Он считается очень надежным и практичным. Последняя обновленная модификация получила название A330-300X и отличается увеличенной дальностью полета. Она основана на базовой A330-300. Также актуальной версией остается A330neo с новыми проработанными двигателями и улучшенными характеристиками.

  7. Airbus A380. Самый крупный самолет для перевозки пассажиров должен был конкурировать с Boeing 747, но сумел быстро стать неоспоримым лидером. Несмотря на преимущество во вместимости, достигающей 800 человек, он не получил широкой популярности и выпускается в малых количествах. Важной особенностью самолета считается двухпалубная компоновка, а также улучшенные условия для пассажиров – на борту имеются комнаты отдыха, кабинки для сна и душ.

Чуть менее популярными стали Boeing 757 и 767. Они мало отличаются от других моделей компании и уступают имеющимся по распространению и некоторым отдельным критериям. Также «Боинг» производит мелкосерийную версию Business Jet, предназначенную для использования при перелетах с целью проведения бизнес-встреч. Она может быть основана на Boeing 737, 747, 777 или 787. Выбор зависит от пожеланий заказчика.

Самая успешная линейка авиалайнеров 320-й модели

Данное семейство самолетов являет собою новые узкофюзеляжные авиалайнеры, которые предназначены для перелетов на малые и средние дистанции. Самая первая машина данного класса была создана в начале 1988 года. К средине 2010 года было передано заказчикам более 4,5 тысяч таких аппаратов. Кроме того, еще был заказ на 6,5 тысяч таких самолетов. Из всех изготовленных лайнеров в эксплуатации находится на данный момент более 4 тысяч.

Несмотря на очень хорошие показатели продаж и заказов, «Аэробус» все же остается на втором месте на данном рынке. Первое место занимает корпорация «Боинг».

Сравнение скорости

Крейсерская скорость у большинства самолетов производства Airbus выше, чем у моделей от Boeing. Поэтому преодолевают расстояния они несколько быстрее. Но гонка за скоростями опасна, так как приводит к снижению уровня надежности и безопасности полетов. По этой причине авиакомпании ранее были вынуждены отказаться от быстрых Ту-144 и Convair 880. Сочетание скорости с надежностью – важнейшая задача при построении нового самолета.

Сравнение скорости

Лучшими по соотношению скорости и надежности считаются четыре самолета фирмы Boeing: 747-8, 747-400, 777, 787. Из моделей Airbus лучший в этом показателе – A380. У первых четырех крейсерская скорость варьируется от 902 до 917 км/ч, у последнего она ограничена отметкой 900 км/ч.

Популярность самолетов Airbus или Boeing

Говорить о популярности моделей среди путешественников не совсем корректно, ведь клиентам приходится летать на лайнерах, закупленных перевозчиком. Авиакомпании же руководствуются соображениями экономической выгоды: их интересует пассажировместимость, расход топлива, дешевизна обслуживания.

Выводы можно сделать по отзывам на форумах: путешественники соглашаются, что для коротких перелетов подходят модели Airbus, а в небольших судах от Boeing даже несколько часов в воздухе превращаются в кошмар. Зато при длительных перелетах габаритные лайнеры американских производителей радуют удобством. Многое зависит от модели: если B777 выигрывает у A330, то Dreamliner и A350 собирают равное количество похвальных отзывов.

Дальность полета

Оба производителя выпускают самолеты с разной дальностью полета, чтобы авиакомпании могли выбрать наиболее подходящий для каждого маршрута. Победителем в этом показателе выступает Boeing, так как его модельный ряд шире, что дает больше возможностей по подбору модели, и наибольшее расстояние преодолевает именно его авиалайнер.

Первое место по дальности занимает «Боинг 777-200LR». Второе и третье – модификации «Аэробуса A-340-500». Если выбирать самолет из соотношения дальности полета и количества перевезенных пассажиров, то лучшим вариантом становится Boeing 777. А при необходимости еще большего числа мест очевидным выбором будет Airbus A380.

Стоимость самолетов

Разница в стоимости «Боинг» и «Аэробус» играет в пользу первому. Американские самолеты примерно $50 млн дешевле европейских. Между некоторыми схожими моделями разница меньше или больше. Например, Airbus A380, позиционирующийся как конкурент Boeing 747, стоит на $90 млн дороже последнего.

Чьи самолеты лучше Boeing или Airbus?

BoeingAirbus

Цена отражается также на стоимости билетов. Она не так значительна и чаще всего не замечается людьми, но при первом же сравнении все становится очевидно. Поспособствовать ее росту могут еще затраты на обслуживание самолета. А дорогая авиация обходится авиакомпании дороже.

Какой самолет комфортнее для пассажира

Если искать отличия «Боинга» от «Аэробуса» по уровню комфорта при перелетах в экономклассе, то все будет условно. Размер кресел на обоих самолетах одинаковы. Разница заключается только в компоновке, которая зависит от авиакомпании, и удобства конкретных мест.

Какой самолет комфортнее для пассажира

Поэтому базовые версии в салоне эконома практически не отличаются. На некоторых самолетах Airbus сильнее слышен шум двигателей и уже полки для ручной клади, но разница для большинства людей будет неощутимой.

Бизнес-класс различается сильнее. Практически все самолеты имеют мягкие широкие кресла с возможностью трансформации в кровать, а у каждого пассажира есть личные шкафчики. Но в авиалайнерах Airbus также присутствует возможность заказа частных апартаментов, можно пользоваться комнатой отдыха, посещать SPA-центр, ходить в душ.

Комфорт для пассажира в Аэробус

Чаще всего места в бизнес-классе Аэробусов имеют раздвижные стены, которые позволяют создать свою небольшую комнатку. Также самолеты оборудуются улучшенной вентиляцией, обеспечивающей поступление свежего воздуха и поддержание нормального уровня давления.

Самолеты Аэробус А340

Глобальный исполнитель, четырехмоторный A340 имеет более широкий диапазон по более низкой цене, чем любой другой широкофюзеляжный дальний коммерческий авиалайнер. Его рыночная стоимость соответствует потенциалу и уникальной экономичности. Государственные структуры разных стран и другие очень взыскательные клиенты остановили свой выбор на этом самолете, за ширину фюзеляжа, просторный интерьер и отделку салона. Четыре версии A340 имеют разную длину фюзеляжа и, соответственно, вмещают разное количество пассажиров (от 240 до 359) и грузов (от 43,5 до 55,6 тонн), и у всех весьма комфортабельные двухклассные конфигурации салона. Кстати, лайнеры этой серии хорошо раскупают правительства разных стран и сильные мира сего.

12400 км.26130,8тн13700 км.295-44043,5 тн.
16670 км.313-37543,3 тн.14600 км.380-47555,6 тн.

Статистика катастроф – кто надежнее

Выбирая, какой самолет лучше, важным критерием выступает надежность. Если сравнивать в целом, то минимум аварий происходит у Airbus, но и полетов у них значительно меньше – 35 аварий на 28,3 млн рейсов. У Boeing этот показатель намного выше – 251 крушение на 461 млн рейсов. При подсчете станет ясно, что «Боинги» попадают в аварии более чем в два раза реже. Это автоматически делает их безопаснее самолетов от «Аэробус». Также преимущество американских авиалайнеров в расположении аварийных люков и дверей, которое позволяет спастись большему числу пассажиров при крушении.

Статистика катастроф – кто надежнее Боинг или Аэробус

Многое зависит и от конкретной модели самолета. Надежнее всех считаются: Boeing 777 и Airbus A340. На этих авиалайнерах соотношение количества катастроф к летным часам минимально. Самыми опасными стали Boeing 737 с Airbus A310. У первого одна авария приходится на 507,5 тысяч часов полета. У второго – на 1,06 млн.

Примечания

  1. [avia-simply.ru/chto-takoe-aerobus/ Кое-что о воздушных автобусах или что такое самолет аэробус (airbus). | АВИАЦИЯ, ПОНЯТНАЯ ВСЕМ.]. avia-simply.ru. Проверено 31 января 2020.
  2. [www.oxfordlearnersdictionaries.com/us/definition/american_english/airbus airbus™ noun — Definition, pictures, pronunciation and usage notes | Oxford Advanced American Dictionary at OxfordLearnersDictionaries.com]
  3. 12
    Интервью: Том Эндерс, гендиректор Airbus // Ведомости, № 166 (1940), 5 сентября 2007
  4. [izvestia.ru/news/386178 Airbus обрел единоличного владельца], Известия (13 октября 2006). Проверено 22 декабря 2020.
  5. [rbcdaily.ru/industry/562949986493296 «Для того чтобы конкурировать с А380, нужен А380» — президент Airbus Фабрис Брежье]. РБК daily (9 апреля 2013). Проверено 22 декабря 2020.
  6. [active.boeing.com/commercial/orders/index.cfm?content=userdefinedselection.cfm&pageid=m15527 Orders and Deliveries search page], Boeing. Retrieved 22 April, 2008.
  7. [www.airbus.com/en/corporate/orders_and_deliveries/ Orders & deliveries]
  8. 12
    [www.airbus.com/en/corporate/orders_and_deliveries/ Airbus — Orders and Deliveries], Airbus S.A.S. (31 May 2008).
  9. 12
    [active.boeing.com/commercial/orders/index.cfm?content=userdefinedselection.cfm&pageid=m15527 Orders and Deliveries search page], Boeing. Retrieved 8 May, 2008.
  10. [active.boeing.com/commercial/orders/index.cfm?content=userdefinedselection.cfm&pageid=m15527 «Orders and Deliveries search page»], The Boeing Company. Retrieved 9 May, 2008.
  11. [www.airbus.com/en/corporate/orders_and_deliveries/ Airbus — Orders and Deliveries], Airbus S.A.S. (May 31, 2008).
  12. [www.afc.aero Strong demand for used Airbus A320 aircraft drives joint decision to stop freighter conversion programme.]
  13. [tass.ru/transport/2612425 ТАСС: Транспорт — «Уральский завод гражданской авиации» будет производить вертолеты Airbus]
  14. [www.usatoday.com/story/todayinthesky/2014/12/04/worlds-first-airbus-a350-delivery-set-for-dec-13/19884411/ World’s first Airbus A350 delivery set for Dec. 13]
  15. [lenta.ru/news/2015/12/10/juice/ Airbus получил контракт на строительство межпланетной станции к Юпитеру: Космос: Наука и техника: Lenta.ru]

Мнение пилотов о Boeing и Airbus

Журналисты USA Today провели специальное интервью с профессиональным пилотом Дж. Р. Эндрюзом. Он выполнял пассажирские рейсы на разных самолетах, включая несколько моделей Boeing и Airbus. Поэтому его мнение основано на личном опыте с многочасовой практикой.

Мнение пилотов о Boeing

По его словам, стоит сравнивать Boeing 737 с Airbus A320, как самые распространенные авиалайнеры. По эргономичности кабины лучше последний – она просторнее, а двигатели в ней слышно меньше. По среднему расходу топлива самолеты одинаковы. Максимальная скорость на «Боинге» выше, но на рейсовых полетах разгон ограничен крейсерской, которая аналогична показателям с A320.

Серьезные отличия кроются в поведении самолета во время критических ситуаций. При сильном боковом ветре или плохой погоде проще всего выйти из положения на «Боинге», так как он дает больше возможностей по управлению и выполнению нужных действий.

Мнение пилотов о Airbus

При этом электроника Airbus порой дает ошибки при анализе окружающей среды, что ограничивает пилота. Это уже послужило причиной нескольких авиакатастроф. Также при возникновении критической ситуации при взлете или посадки пилоту «Аэробуса» потребуется выполнять ряд действий, потеряв время, чтобы взять полный контроль над авиалайнером. Поэтому Boeing кажется более надежным самолетом, который был проверен неоднократно.

Технические характеристики понятным языком: Airbus и Boeing

Чтобы разобраться в отличиях лайнеров, не понадобится вникать в особенности авиастроения. Главная разница заключается в подходе к технологиям, поскольку европейский производитель вводит ограничения на управление. Например, пилот не может резко потянуть на себя сайдстик (он заменил привычный штурвал) или отклонить его сильнее, чем на 60˚. Считается, что мера предотвращает интенсивные воздействия при управлении воздушным судном. По мнению конструкторов, ограничения исключают ошибки пилота. Но у подхода есть недостатки: практика показала, что воздушные судна Airbus попадают в катастрофы, потому что в критический момент у экипажа нет возможности принять меры.

Кабина Boeing с традиционным штурвалом

Американская компания отказывается от подобных мер, поэтому экипаж по необходимости проводит маневры, создающие нагрузку на устройства. Но продукция B, как ее называют летчики, справляется с испытаниями.

Выбираете, лететь на Boeing 737 или Airbus 320 и раздумываете, что надежнее? На вопрос отвечает Рон Вагнер, пилот с 30-летним опытом работы:

Я предпочитаю B737, поскольку модель позволяет экипажу контролировать ситуацию. Я чувствую, что мы с самолетом — союзники! A320 словно критикует мои решения и подозревает, будто я неизбежно совершу ошибку. Правда, кабина у него отличается эргономичностью, но нюансы управления сводят плюс на нет.

Я знаю, что человеческий фактор считается главной причиной трагедий, особенно в случаях, когда погибший пилот не может выступить в свою защиту и объяснить причины принятых решений. При расследованиях учитываются факты, а не интерпретации. В авиации ведутся споры, должен ли летчик быть пилотом в полном смысле слова или выполнять функции оператора систем. Поэтому можно сказать, что Airbus исключает человеческий фактор, а Boeing обеспечивает надежность против внешних форс-мажоров. Но если вы верите, что трагедии вызваны ошибками пилотов, ознакомьтесь со статистикой: не меньше катастроф обусловлено наличием технологий, которые «исключали промахи экипажа».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: