Airbus A350 XWB: особенности лайнера и лучшие места в самолете

Airbus A350 – одна из последних разработок французского авиагиганта, которая была призвана стать достойным ответом извечному конкуренту из США – корпорации Boeing, а именно их флагману – Boeing 787 Dreamliner.

У европейцев получилось практически с нуля разработать полностью современный, надежный, функциональный, удобный для пассажиров и пилотов самолет. Машина оказалась выдающейся в плане экономичности, уровня производимого шума, а также в общем количестве используемых компьютерных технологий. Успех разработчиков подтверждается тем, что спрос на модель A350 был высоким еще даже до испытаний и продолжает постоянно расти по мере эксплуатации.

История создания

Начало работ по созданию нового самолета Airbus A350 пришлось на начало 2000-х годов. Изначально корпорация не желала спешить с производством нового самолета, потому что считало предыдущий проект, A330, вполне успешным и еще не выработавшим свой ресурс.

А-350 взлёт

Но свой отпечаток наложил выход на рынок Boeing 787 Dreamliner, который для своего времени демонстрировал выигрышные показатели. Американский пассажирский самолет, например, был экономичнее существующих тогда гражданских лайнеров на 20%, надежнее и «умнее».

К созданию конкурента Boeing, французов подтолкнуло настойчивое желание потенциальных клиентов. Им срочно потребовался новый экономичный самолет с самыми современными системами на борту.

Первоначально Airbus предполагал незначительно модернизировать модель A330 (даже был разработан проект, который получил название A330-200 Lite).

Но фактически оказалось, что показатели модификации не идут ни в какое сравнение с Boeing 787 Dreamliner. Только тогда было принято окончательное решение о создании принципиально нового самолета с нуля.

А-350 в полёте

Им стал AirbusA350. Для него выделялось около 4 миллиардов евро инвестиций, а чуть позже окончательная смета вышла еще более солидной, превысив 11 миллиардов евро вложений. Несмотря на то, что визуально новый A350 может показаться похожим на предыдущие поколения, он получил множество кардинальных изменений.

На A350 поставили большое по площади крыло, разработали собственные винглеты, изменили хвостовое оперение, сделав его конструктивно проще, технологически преобразовали кабину пилотов, существенно расширили салон для пассажиров.

Но главное, чего добились разработчики – это высокая экономичность (самолет Airbus A350 получил отличную дальность беспосадочного перелета и отличный КПД двигателей) и удешевление обслуживания (на 8% дешевле главного конкурента).

Проект получился интригующим, поэтому в начале строительства, в 2006 году, уже было получено более 60 подтвержденных заказов, хотя самолет поднялся в испытательный полет гораздо позже, только в 2013 году. Сроки начала поставок тоже немного затянулись по той причине, что концерн параллельно занимался еще одним сложным и затратным проектом – Airbus A380.

В 2020 году все же началось коммерческое использование новых A350. На сегодняшний день этот лайнер уже курсирует по множеству направлений, но самое интересное из которых – самый длинный в мире регулярный беспосадочный рейс между Азией и Австралией, из Дохи в Аделаиду и обратно (14 часов в небе).

Летные характеристики в сравнении с конкурентами

Замечательные показатели по расходу топлива и тяге двигателей – стало главной победой конструкторов Airbus. На перевозку одного человека новые двигатели Airbus A350 расходуют около 2,9 литров горючего каждые 100 километров пути. Даже малолитражные автомобили тратят больше.

При объеме баков в 141 тысячу литров топлива, этот дальнемагистральный лайнер может находиться в воздухе 19 часов (когда самый долгий регулярный перелет без посадки составляет 14-16 часов).

При этом самолет имеет отличную курсовую устойчивость из-за большой площади крыла и развитой механизации. A350 получился с такими показателями, которые вполне сопоставимы с главным конкурентом – Boeing 787 Dreamliner.

Airbus A350-900Boeing 787 Dreamliner
Длина, м66,868,27
Ширина (размах крыла), м64,7560,17
Высота, м17,0517
Двигатель2х38100 кгс Rolls Royce XWB2х340 кН General Electric Genx-1b или Rolls Royce Trent 1000
Вместительность440 максимум, стандарт с 3 классами – 294 пассажира330 пассажиров в двух классах
Максимальная взлетная масса, т280254
Потолок, км13,113,1
Скорость, км/ч907-945902-950
Вместимость баков, л1410012600
Дальность перелета, км1500011910

По некоторым позициям Airbus A350 опережает время. А учитывая то, что руководство французского авиаконцерна постоянно подтверждает заинтересованность в дальнейшем развитии проекта и привлечении новых инвестиций, можно сделать вывод, что функциональность и экономичность будут только улучшаться.

Примечания[ | ]

  1. Airbus confirms timing for A350 XWB First Flight (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 11 июня 2013. Архивировано 6 февраля 2020 года.
  2. 12
    orders & deliveries
  3. Airbus CEO says A350 program to be profitable by 2019 (неопр.)
    .
    reuters.com
    . Дата обращения DECEMBER 23, 2014 / 11:12 AM.
  4. 12
    AIRBUS AIRCRAFT 2020 AVERAGE LIST PRICES* (USD millions)
    (неопр.)
    . Airbus.com (15 January 2018). Дата обращения 15 января 2018.
  5. 12
    Taking the lead: A350XWB presentation
    (неопр.)
    . EADS (December 2006). Архивировано 27 марта 2009 года.
  6. 123
    October 2013. Orders delivery Airbus.xls
    (неопр.)
    .
    airbus.com (web.archive)
    .
  7. Qatar Airways has commenced the first commercial operation with the Airbus A350 (неопр.)
    .
    flightglobal.com
    (15 JANUARY, 2015).
  8. 15 bln U.S dollars for Airbus A350. Дата обращения 1 июля 2011.
  9. A350 XWB First Flight // a350xwbfirstflight.com
  10. Новости Aviation EXplorer: Самолёт Airbus A350 успешно совершил свой первый полет
  11. Airbus A350-900 receives EASA Type Certification | // Airbus (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 30 сентября 2014. Архивировано 3 октября 2014 года.
  12. Airbus’s A350 vision takes shape (англ.)
  13. Kingsley-Jones, Max
    . R-R prepares to ground-test Trent XWB ahead of A380 trials next year,
    Flight International
    (29 April 2010).
  14. «Hamilton Sundstrand to supply Ram Air Turbine for A350 XWB» Архивировано 19 сентября 2010 года.
  15. Dominic Perry
    . Airbus in talks over sole remaining A350-800 order,
    Flight Global
    (24 April 2017).
  16. David Kaminski-Morrow
    . Asiana conversion erases last A350-800 order,
    Flightglobal
    (8 March 2018).
  17. John Leahy presentation at Paris Le Bourget 2007 Air Show Архивировано 28 мая 2008 года. Airbus
  18. Bjorn’s Corner: Increasing an aircraft’s range (англ.)
  19. Airbus A350-900ULR enables Singapore Airlines to reopen Singapore-New York (неопр.)
    . Leehamnews (13 October 2015).
  20. Bjorn’s Corner: Increasing an aircraft’s range (неопр.)
    . Leehamnews (16 October 2015).
  21. Gregory Polek
    . First Airbus A350-900ULR Rolls Out in Toulouse,
    AIN Online
    (28 February 2018).
  22. SIA receives first Airbus A350-900ULR to fly world’s longest flight, Singapore Business Review
    (24 September 2018). Дата обращения 24 сентября 2020.
  23. Singapore Airlines Launches World’s Longest Flight (неопр.)
    .
  24. Airbus A350-1000 впервые поднялся в воздух
  25. «Аэрофлот» получил первый Аirbus A350/. Всего у компании есть контракт на поставку 22 таких самолетов [1] [2] // ТАСС, март 2020
  26. Airbus A350 XWB Production List (англ.). www.planespotters.net. Дата обращения 30 июня 2020.
  27. 12
    A350 Specifications

Конструкция

Так как главной движущей силой в развитии проекта Airbus A350 являлись заказчики (или инвесторы), то описание конструкции и технические аспекты авиаконцерн предоставил им сразу после начал работ – в 2007 году. На тот момент было понятно, что французы не собираются размениваться по мелочам и будут использовать только передовые технологии, которыми обладали и которые испытали.

Так, получилось внедрить те же идеи, которые предполагалось использовать на A380. В результате Airbus A350 имеет ряд преимуществ:

Во-первых, у A350 самое большое крыло в классе однопалубных гражданских лайнеров. По площади крыла впереди только двухпалубники: Boeing 747 и Airbus A380. Благодаря таким размерам консолей, A350 набирает крейсерскую скорость 900-950 км/ч с отличными показателями экономии топлива. На лайнере применили новый механизм шарнирно-выдвижных отклоняющихся закрылок, который отвечает за повышение подъемной силы. Такой же закрылок применяется на A-380.

Во-вторых, узнать A350 можно по характерным винглетам, достигающим 4,4 метра в длину. Они выделяются на консолях крыла и по форме напоминают плавники акулы, из-за чего даже получили собственное название: шарклеты (от слова «shark» — акула).

На A350 установлена подобная A380 кабина, которая сильно компьютеризирована (40 базовых задач выполняются в автоматическом режиме: расход топлива, контроль работы двигателей, бортовая навигация, шасси).

Состояние двигателей и навигационная информация выводится на дисплеи, которых в кабине шесть. Также индикация отображается на прозрачных панелях перед пилотами. Такая технология представлена только на Boeng 787 и в военной авиации. Кабина самолета получила большое обзорное стекло.

На мотогондолах под крылом расположены два турбореактивных двигателя от компании Rolls-Royse. Характерная особенность – использование шумоизоляции. Отмечается, что A350 работает до 50% менее шумно, чем другие гражданские самолеты. Кстати, из-за необходимости понижения шума, гондолы двигателей получилось крупными в диаметре, что заметно даже визуально.

А-350 кабина

У A350 классические трехопорное шасси, которые убираются: одно – в носовой части, два задних — в фюзеляж. Для распределения нагрузки на взлетно-посадочную полосу применяется четыре колеса на каждой задней тележке и два впереди.

Существенным отличием нового самолета стали и используемые в постройке материалы. Так же, как и у Boeing 787 Dreamliner, больше половины самолета Airbus A350 сделано из композитов – углепластика и редких металлов. А конкретно – из них состоит 52% массы: 20% — из алюминия, 14% — из стали, 7% из титана и 11% из других материалов.

Большое внимание французы уделяют совершенствованию самолета. Airbus A350 планируется в дальнейшем оснащать другими поколениями двигателей, которые будут надежнее работать в условиях высокогорья или критических показателей температур, а также обойдут по экономичности Boeing (американских самолет экономичнее предшественников на 20%). Так, разработки велись компанией General Electric, но были свернуты из-за невозможности достигнуть требуемых для Airbus параметров.

Кабина пилотов изначально закладывалась таким образом, чтобы легко позволять менять программное обеспечение, устанавливать новые сенсорные элементы управления, вычислительные мощности и бортовое оборудование.

По этой причине, Airbus A350 — технологически продвинутый самолет, открытый для инноваций.

Airbus A350 предполагалось выпускать в трех модификациях:

A350-800 – это укороченная версия (в длину фюзеляж составлял 60,54 метров), которая могла преодолевать до 15,9 тысяч километров без посадки и брать на борт до 245 пассажиров. Но позже от нее отказались, поскольку она слабо отличалась от оптимальной версии A350-900, которую в итоге и выбрали большинство авиакомпаний.

A350-900 –основная модель серии, которая имеет взлетную массу 280 тонн, берет на борт до 325 человек (с двумя классами обслуживания), а также характеризуется хорошими показателями по дальности полета – 15 тысяч километров. К примеру, этого хватит, чтобы без посадки долететь от Москвы до Буэнос-Айреса.

A350-1000 – самая длинная версия семейства, которая в трех классах может перевозить 366 человек. Она практически не уступает по дальности перелета базовой модели, но имеет на 11 рядов сидений больше. При этом претерпели изменения некоторые элементы крыла, двигатель получил большую тягу (44 тыс. кгс против 38,1 тыс. кгс на A350-900). Возросшая масса также потребовала устанавливать задние шасси с шестью тележками, чтобы снизить нагрузку на посадочные полосы.

Стандартный вариант, который выбирается большинством авиакомпаний – это трехклассовая компоновка салона. Но конструкторские идеи позволили сделать даже часто неудобный экономический класс заметно лучше.

Airbus A350 с тремя классами на борту в самой распространенной версии для авиакомпаний вмещает 293 человека, 224 из которых летят в экономклассе. Кресла расположены по схеме 3-3-3, разрабатывались компанией специально под требования Airbus. В подголовник каждого сидения ставится мультимедийная система. Также производитель сумел добиться существенной экономии при расположении полок над головой, которые практически полностью убираются в потолок

Второй класс в A350–это премиум эконом.

В нем всего устанавливается 21 место, а отличается он тем, что все сиденья на 3 сантиметра шире и имеют широкие подлокотники, чем в обычном экономе. Перед каждым рядом больше места для ног на 15 сантиметров. Бизнес класс получил 48 мест в компоновке 2-2-2. Все кресла раскладываются до положения кровати и отличаются особенным уровнем комфорта и мягкости.

Диаметр фюзеляжа составляет почти 6 метров (это не самая первая версия, а модифицированная, получившая название Airbus 350 XWB (Extra Wide Body)), что дает возможность в уплотненной конструкции салона ставить кресла по схеме 3-4-3 и перевозить больше пассажиров (до 440 человек максимально).

Салон Airbus A350-1000

Большое внимание уделяется комфорту каждого человека. Для пассажиров реализована особая технология очистки воздуха, а также поддержания температуры и влажности на едином уровне. Кроме этого, компьютер сканирует данные о количестве человек в салоне и создает микроклимат на основе полученной информации.

Безопасность и производство

A350 соответствует строгим требованиям безопасности, которые на сегодня применяются в гражданской авиации. В частности, Airbus A350 проверялся агентством EASA и был допущен к полетам.

Большое внимание на борту уделяется автоматизации многих действий пилотов. Более 50% механических процессов на самолете заменены электроникой. Благодаря этому, удалось снизить вес, как следствие, увеличить дальность и уменьшить расход топлива. За безотказность отвечает резервное питание, а также уникальный искусственный интеллект.

В процессе испытаний выяснилось, что Airbus A350 может продолжать полет на одном работающем двигателе около 6 часов и совершить безопасную посадку.

Но были и проблемы, с которыми столкнулись разработчики. Так, EASA выяснила, что из-за несовершенства системы считывания показаний давления в гидравлической системе (программное обеспечение применялось с прошлых версий самолетов, а гидравлика изменилась), мог возникать перегрев. Конструкторы вынуждены были менять программные данные, чтобы еще больше повысить безопасность нового лайнера.

Airbus A350 отличается не только высокими технологиями внутри, но и передовыми методиками при сборке. Концерн решил опробовать инновационные подходы уже на этапе постройки, чтобы экономить время и материалы.

А-350 крыло

Для принципиально новой сборки компания построила 10 новых заводов и расширила 3 уже имеющиеся площадки в Европе и США. Планируемые темпы схода лайнеров с конвейера – 10 единиц в месяц.

Обслуживание в бизнес-классе (относится к рейсу Сингапур-Доха)

Из трех вариантов основного блюда два были какими-то арабскими мезе. Естественно, что я выбрал съедобное: мясо. Но стюардесса сообщила, что мясо закончилось В итоге свой заказ отдала мне Икринка, которая сидела на 4А (мое 5А, то есть закончилось передо мной, как в старые добрые времена в СССР).

В полете, который вместо 7:30 длился 8:30 (облетали что-то в Малайзии) было предложено одно питание. Когда я над Индией попросил хотя бы сырную тарелку, мне сообщили, что сыр закончился и дали растаявшее мороженое.

Так как самолет опоздал и стыковка была короткой, в итоге наш багаж остался в Дохе Хорошо, что мы сами улетели. Теперь сегодня нам предстоит сидеть и ждать, когда багаж привезут (планам на сегодня не суждено сбыться).

Смежная тема: Dnata Lounge T3 Катаров в аэропорту Сингапура Changi

Перспективы

Airbus A350 можно назвать воплощением будущего авиации, уже сегодня работающим на регулярных рейсах по всему миру. На сегодняшний день известно о 826 заказах на поставку самолета в разные авиакомпании. Такой интерес свидетельствует о том, что модель A350 будет вытеснять с рынка устаревающие модели и постепенно завоевывать основную часть неба в сегменте гражданских перевозок.

Вероятно, продолжателем серии выступит перспективная модель Airbus A350 Ultra Long Range, которая уже в феврале 2020 года начала собираться в Тулузе.

Самолеты планируется использовать на рейсах Сингапур – Нью-Йорк, которые станут самыми длинными беспосадочными регулярными авианаправлениями в мире (17 часов в небе). На данный момент известно о семи подтвержденных заказах от компании Singapore Airlines.

Для нового самолета пересмотрена топливная система и немного изменена конструкция крыла для улучшения аэродинамических качеств и большей экономичности в полете. Но основа взята именно от успешного Airbus A350.

Аэрофлот A350: Салон

Салон бизнес-класса на Airbus A350 Аэрофлота занимает всё пространство между первой и второй дверью. Здесь семь рядов прямонаправленных кресел в конфигурации 1-2-1, расположенных в шахматном порядке.

Салон выдержан в приятных светлых бело-серых тонах, но вечером его подсвечивают голубым и фиолетовым. Логотипы у первого и последнего ряда выглядят уместно и умеренно подсвечены.

В центральном блоке кресла в нечётных рядах расположены ближе друг к другу, а в чётных рядах кресла разделены двумя столиками. В нечётных рядах, конечно, их не получится объединить в единое пространство или даже большую кровать, как в Qsuite. Но кресла всё равно расположены достаточно близко друг к другу, и опускающаяся перегородка вроде не мешает нормально общаться.

Но я летел на одиночном кресле в ряду у окна, поэтому расскажу лучше о нём

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: