Загадка A320: что известно о катастрофе самолета во Франции


В полёте

26 июня 1988 года на авиашоу во Франции, проходившем на аэродроме Мюлуз-Абсайм, разбился самолёт А320 авиакомпании Air France. Самолёт должен был выполнить показательный полёт на небольшой высоте, тем самым впервые представив широкой публике новую модель A320. Во время полёта самолёт оказался на критически низкой высоте и на глазах у сотен людей упал в лес в конце взлётной полосы. В результате катастрофы погибло 3 пассажира, ещё 50 получили тяжёлые ранения.

28 декабря 2014 года самолёт А320 индонезийской компании Indonesia AirAsia рухнул в Яванское море близ побережья острова Калимантан. На его борту находились 7 членов экипажа и 155 пассажиров, все погибли. Расследование выяснило, что при полёте на эшелоне самолёт столкнулся с неблагоприятными погодными условиями — грозой и сдвигом ветра. Аэродинамический подхват привёл к потере скорости и сваливанию самолёта в плоский штопор.

24 марта 2020 года самолёт Airbus 320 компании Germanwings врезался в гору на юге Франции. Авиакатастрофа произошла в департаменте Альпы Верхнего Прованса. На борту лайнера находилось 144 пассажира и шесть членов экипажа, никто из них не выжил. Расследование, основанное на аудиозаписи чёрного ящика, показало, что второй пилот сознательно спровоцировал крушение. Когда командир вышел из кабины, он заперся изнутри и начал снижение.

5 августа 2009 года во французском аэропорту Орли произошёл аварийный случай с аэробусом А320 испанской авиакомпании Vueling. Самолёт готовился к взлёту и должен был выполнить рейс в Аликанте. На борт поднялись 169 пассажиров. Возгорание двигателя во время взлёта привело к резкому торможению лайнера, люди начали в панике покидать салон. В образовавшейся давке получили увечья 6 пассажиров.

Загадка A320: что известно о катастрофе самолета во Франции

Рейс направлялся в международный аэропорт Дюссельдорфа, столицы немецкой земли Северный Рейн-Вестфалия. По данным самой компании Germanwings, на борту находилось 150 человек — 144 пассажира и шесть членов экипажа. Почти половина из присутствовавших на борту людей (67 человек) — немцы. Испанские СМИ сообщают, что еще 45 человек были подданными Испании.

Также сообщается, что на самолете находилась группа немецких школьников с преподавателями, но разные источники называют разное число учеников. Испанская El Pereodico пишет, что на борту было 16 учащихся и четверо преподавателей, британская The Independent утверждает, что учителей было двое, а The Local заявляет о 15 учениках.

Читайте на РБК Pro

Назло Кавасаки: как лояльность победила в России компетентность Почему руководителю необходима эмпатия и как ее развить Миллиардер-дауншифтер: как продавец ипотеки озолотился на сравнении цен Пять личных навыков, которым стоит научиться в условиях неопределенности

Рейс 4U9525. Информация с сайта Flightradar24

Как рассказал на пресс-конференции глава Germanwings Томас Винкельманн, едва достигнув крейсерской высоты, лайнер снова стал снижаться. Произошло это примерно через 30—40 минут после вылета из Барселоны. Снижение продолжалось восемь минут, и в 12:53 мск диспетчеры потеряли связь с самолетом. Сервис Flightradar24 «потерял» самолет еще раньше — около 12:39 мск, когда тот был на высоте 6,8 тыс. футов над уровнем моря (около 2,1 км, при крейсерской высоте около 11 км).

Рейс 4U9525 исчез с радаров в районе города Барселонет, который располагается в окружении массива Эстро — крупного предгорья Альп. Примерно в 10 км к юго-западу от города находится Тэт-д-Эстро, крупнейший пик региона (2,9 км над уровнем моря), в 90 км к юго-востоку — Лазурный берег Франции, города Ницца и Канны.

О пропаже самолета французские СМИ передали около 13:30 мск. Через 20 минут глава МВД Франции Бернар Казенев подтвердил обнаружение останков самолета на высоте около 6,5 тыс. футов (2 км) над уровнем моря у города Барселонет. Пресс-секретарь министерства Пьер-Анри Бранде рассказал также, что перед столкновением лайнер подал сигнал бедствия, произошло это около 12:45 мск. Однако позднее источник AFP в авиационных властях это опроверг: «Сигнал подал авиадиспетчер, поскольку он потерял контакт с экипажем самолета».

В момент крушения, по данным Gismeteo, в Барселонете было около плюс12 градусов Цельсия, безоблачно, но с довольно сильным ветром. После обеда погода ухудшилась, начался дождь, что затрудняет поисковые работы.

Лоукостер Germanwings

Germanwings была создана в 1997 году. С момента основания авиакомпания перевезла свыше 16 млн пассажиров. Крушение A320 стало первым в ее истории. Единственным владельцем Germanwings с 2009 года является крупнейшая авиакомпания Германии Lufthansa. Авиационных происшествий со смертельным исходом у Lufthansa не было с 1993 года, когда двое человек погибли в аварии Airbus A320 в Польше (по данным Aviation Safety Network).

Разбившийся самолет и модель Airbus A320

Разбившийся самолет был построен в 1990 году и передан в эксплуатацию Lufthansa в 1991 году. Он был одним из старейших в авиапарке Germanwings. Общий налет авиалайнера составлял 58 300 часов и 46 700 циклов «взлет—посадка». На январь 2020 года средний возраст самолетов Germanwings составлял 9,2 года, согласно информации на веб-сайте авиакомпании. Последний раз воздушное судно проходило штатную проверку в понедельник, 23 марта, сообщил представитель Germanwings.

Пилот разбившегося лайнера летал на самолетах Germanwings и Lufthansa на протяжении десяти лет. У него было 6 тыс. часов налета на этой модели Airbus.

Конкретных версий пока нет

Немецкие, французские и испанские власти договорились начать совместное расследование происшествия, сообщила канцлер Ангела Меркель. «Я разговаривала с президентом Франции Франсуа Олландом и премьер-министром Испании Мариано Рахоем. Мы условились оказывать комплексное содействие расследованию причин катастрофы, а также поддержку тем, кто руководит расследованием в месте крушения и в аэропортах», — сказала она. Меркель добавила, что завтра лично прибудет на место трагедии, чтобы лично оценить сложившуюся ситуацию.

«Пока мы располагаем лишь незначительными данными о случившемся», — отметила Меркель. Канцлер предостерегла от спекуляций по поводу возможных причин трагедии, заверив, что инцидент будет «тщательно расследован». «На этом этапе расследования изучаются все версии случившегося», — заявил премьер-министр Франции Мануэль Вальс.

К вечеру поисково-спасательная группа обнаружила один из бортовых самописцев разбившегося лайнера. «Найден черный ящик, он будет немедленно передан следователям», — сказал журналистам глава французского МВД Казенев.

Вице-президент Lufthansa Хайке Бирленбах сообщила вечером на пресс-конференции, что компания рассматривает произошедшее как несчастный случай, любые другие версии, такие как теракт, носят спекулятивный характер. «Пока мы говорим, что это несчастный случай. Больше ничего на данном этапе сказать невозможно. Все остальное будет спекуляцией», — заявила Бирленбах.

FranceTVinfo/France 2

Кто будет вести расследование

Курировать расследование будет французское Бюро по расследованию авиакатастроф (BEA). Немецкое Федеральное бюро по расследованиям авиационных происшествий направит трех специалистов для помощи французским коллегам. Предложение о помощи в расследовании поступило и от США. Президент Барак Обама сообщил на пресс-конференции, что поговорил с Меркель и планирует поговорить с испанским премьером Рахоем «о любой помощи, которую могут предоставить США».

Airbus A320 был оборудован двумя двигателями CFM 56-5A1 производства CFM International, совместного предприятия французской аэрокосмической корпорации Snecma и американской корпорации General Electric, сообщается в пресс релизе Airbus. CFM International и Airbus тоже предложили следователям свою помощь. «Группа советников по техническим вопросам будет направлена [на место крушения] для оказания полного содействия французскому Бюро по расследованию авиакатастроф (BEA), курирующему расследование», — говорится в сообщении Airbus.

Предполагаемое место крушения пассажирского самолета Airbus A320 компании Germanwings

Самолет A320 может планировать и благополучно сесть и без обоих работающих двигателей, доказал случай, известный как «Чудо на Гудзоне». В январе 2009 года у лайнера A320 американской US Airways в полете отказали оба двигателя после столкновения со стаей птиц, но пилот сумел посадить самолет на реку Гудзон, никто не погиб.

По данным вебсайта AirSafe.com, A320 — самая востребованная модель компании Airbus. С учетом сегодняшней трагедии показатель безопасности лайнера — 0,1 катастрофы на 100 млн км налета — опустился в рейтинге самых безопасных моделей самолетов на пятое место, уступив семейству Boeing 737, показатель которого составляет 0,08.

Бизнес-эффекты

Котировки акций Lufthansa падали более чем на 5% сразу после сообщений об авиакатастрофе, Airbus — почти на 2%. Еще в 1987 году американские экономисты Дон Чанс и Стивен Феррис показали, что акции авиакомпании, чей самолет потерпел крушение, обычно снижаются в день события: в среднем потери акционеров составляют 1,2% (работа «Воздействие авиационных катастроф на индустрию воздушного транспорта» (pdf). Но этот эффект не распространяется дальше одного торгового дня — «экономическая значимость авиакатастрофы оценивается и отыгрывается в пределах одного торгового дня». Авиакатастрофа не оказывает статистически различимого эффекта на котировки авиакомпаний в целом: это предполагает, что инвесторы обычно не расценивают авиакатастрофу как событие, способное повлиять на отрасль в целом. Не влияют такие происшествия и на акции производителей самолетов, установили Чанс и Феррис.

Акции Lufthansa по итогам вторника подешевели во Франкфурте на 1,6%. Котировки Airbus восстановились к концу дня и закрылись в плюсе на 0,35%.

Авиационные происшествия могут иметь долгосрочные экономические и финансовые последствия, если они кардинально меняют «правила игры» в отрасли. Теракты 11 сентября 2001 года немедленно привели к просадке всего пассажирского трафика, стандарты авиационной безопасности серьезно ужесточились. Крушение малайзийского Boeing, сбитого под Донецком, повлекло за собой инициативы по пересмотру регламентов полетов через зоны военных конфликтов. А бесследное исчезновение рейса MH370 над Индийским океаном в марте прошлого года привело к тому, что Airbus начал работу над плавучими черными ящиками, которые легче обнаружить в море, а китайский самолетостроитель Comac тестирует технологию самописца, который выбрасывается на парашюте за мгновения до катастрофы.

Бизнес Lufthansa переживает непростые времена, что относится к большинству европейских перевозчиков, которые проигрывают конкуренцию лоукостерам и богатым арабским авиакомпаниям. Чистая прибыль Lufthansa в 2014 году составила всего лишь 55 млн евро (годом ранее — 313 млн евро), выручка осталась на уровне 30 млрд евро. В феврале компания отказалась от выплаты дивидендов за 2014 год, оставив акционеров без денег в третий из последних шести лет. У Lufthansa также проблемы во взаимоотношениях с профсоюзами: в прошлом году пилоты компании 10 раз устраивали забастовки из-за спора о пенсиях. Забастовки пилотов стоили перевозчику 232 млн евро за весь год.

10 крупнейших авиакатастроф в Европе за 30 лет Фотогалерея

При посадке

14 февраля 1990 года при заходе на посадку в аэропорту индийского города Мадурая потерпел катастрофу Airbus 320 индийской авиакомпании Indian Airlines. Из 146 человек, находившихся на борту, 91 погиб, остальные получили тяжёлые ранения. Причиной катастрофы стала ошибка пилотов.

20 января 1992 года незадолго до приземления в аэропорту французского Страсбурга потерпел крушение Airbus 320 французской авиакомпании Enter Air. Из 96 человек, находившихся на борту, 87 погибли. Причиной происшествия стали действия экипажа, который неверно задал параметры автопилота.

23 августа 2000 года самолёт А320 бахрейнской авиакомпании Gulf Air упал в Персидский залив у берегов Бахрейна. Самолёт, следовавший из Каира в Манаму, рухнул в море при заходе на посадку. Все находившиеся на борту 135 пассажиров и восемь членов экипажа погибли.

В ночь со 2 на 3 мая 2006 года Airbus 320 авиа, выполнявший рейс по маршруту «Ереван — Сочи», при заходе на посадку над Чёрным морем врезался в воду. Погибли 105 пассажиров и 8 членов экипажа. Причиной катастрофы были признаны ошибочные действия экипажа.

17 июля 2007 года в бразильском Сан-Паулу при заходе на посадку на влажную ВПП разбился Airbus 320 авиакомпании TAM Airlines, совершавший рейс по маршруту Порту-Алегри — Сан-Паулу. Он выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, врезался в склад ГСМ и загорелся. Все находящиеся на борту 199 человек погибли.

Авиакатастрофа А320 под Карачи: Airbus запустил расследование

Власти Пакистана объявили сегодня, 26 мая, что эксперты авиастроительной корпорации Airbus приступили к расследованию крушения под Карачи пассажирского самолёта на прошлой неделе, в результате которого погибло 97 человек. Об этом во вторник передаёт «Аль-Арабия».

Лайнер А320 рухнул на жилые постройки после неудачных попыток зайти на посадку в аэропорту пакистанского портового города Карачи. В первоначальных сообщениях говорилось, что самолёт Pakistan International Airlines (PIA), выполнявший рейс Лахор — Карачи, разбился после отказа двигателя.

Во вторник пакистанские авиационные власти заявили, что уже поделились первоначальными результатами своего расследования с командой из 11 человек, представляющих европейского производителя авиатехники. Эксперты и инженеры Airbus должны посетить место крушения самолёта. «Мы оказываем всевозможную помощь техническим специалистам Airbus», — сказал представитель PIA Абдул Хафиз.

Только два человека на борту А320 пережили крушение, включая Зафара Масуда, управляющего одним из пакистанских банком.

Рейс PK-8303 вылетел из восточного города Лахор и разбился в пятницу, 22 мая, при попытке приземлиться в аэропорту Карачи, сообщил официальный представитель Управления гражданской авиации Пакистана Абдул Саттар Кохар. В районе падения пассажирского борта повреждены 18 домов, но никто из их обитателей не погиб, главным образом потому, что в то время местные жители собрались на пятничную молитву в близлежащих мечетях. Восемь человек на земле получили ранения.

До сих пор Пакистан передал 41 тело семьям погибших, сообщил Хафиз, добавив, что в настоящее время проводятся анализы ДНК для выявления останков других жертв, находившихся на борту лайнера.

Разбившийся самолёт прошёл техническую проверку в ноябре прошлого года. 28 апреля главный инженер PIA подписал отдельный сертификат, подтверждающий, что все работы в рамках технического обслуживания самолёта были проведены надлежащим образом. В компании Airbus сообщили, что по состоянию на прошлую пятницу двухдвигательный А320 совершил 47 100 лётных часов и 25 860 рейсов с момента начала эксплуатации этого самолёта.

У Пакистана плохой послужной список авиационных и вертолётных аварий за эти годы, о. В 2012 году разбился рейс авиакомпании Bhoja Airlines Карачи — Исламабад, в результате чего погибли более 125 человек. Это был второй самый смертоносный авиационный инцидент в Пакистане после того, как в 2010 году под Карачи погибли 152 человека. В 2020 году самолёт PIA загорелся после того, как один из его двух турбовинтовых двигателей вышел из строя во время полёта из северного региона страны в Исламабад. Тогда погибли более 40 человек.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: