Лидеру гражданской авиации России «Аэрофлоту» в 2020 г. исполнилось 94 года со дня его основания. Авиакомпания совершает перелеты по 135 внутренним и международным направлениям. Маршруты налажены в 51 страну мира. Регулярные международные рейсы осуществляются: в СНГ, на Дальний и Ближний Восток, в Азиатский регион, в Америку и Европу.
Отправляясь в путешествие, пассажиры могут повысить комфорт перелета, заранее изучив схему салона и лучшие места Airbus A319 «Аэрофлот», чтобы приобрести билеты на максимально удобные кресла в соответствии с личными требованиями.
Достижения и преимущества авиа
Пассажирооборот за 2020 г. достиг почти 30 000 пассажиров. В том же году авиакомпания получила четыре звезды за качество обслуживания от британской консалтинговой .
Ориентиры развития авиакомпании: постоянное повышение качества обслуживания пассажиров и экономическая эффективность. Приоритетом также являются информационные технологии и доступ к беспроводному интернету на борту.
Благодаря большому опыту, компании удалось создать самый большой в Восточной Европе Центр управления полетами и даже открыть собственную авиационную школу. В 2020 г. «Аэрофлот» получил максимальную оценку (7 баллов из 7 возможных) в рейтинге самых безопасных авиакомпаний мира.
В парке «Аэрофлота» находится 202 самолета (на сентябрь 2020 г.) иностранных и отечественных производителей: Boeing, Airbus и российские Sukhoi Superjet 100.
Пассажирские самолеты семейства «Аэробус» составляют основу флота «Аэрофлота», всего в парке имеется 125 лайнеров Airbus различных моделей.
Авиакомпании-эксплуатанты
Первыми авиакомпаниями, взявшими в эксплуатацию A319, стали французская Air France и немецкая Air Berlin. Чуть позже пополнили свои авиапарки этими авиалайнерами Lufthansa, Eurowings, Turkish Airlines и Czech Airlines.
После этого самолет начал активно приобретаться многими другими европейскими авиакомпаниями для осуществления регулярных рейсов. Спустя несколько лет его взяли в эксплуатацию даже канадские и американские перевозчики. В ограниченном количестве авиалайнер применяется маленькими государствами, в числе которых Нигерия, Гамбия и Катар.
В России A319 используется несколькими авиа, «Россия» и S7. Также он есть в авиапарке компании I Fly, занимающейся выполнением чартерных рейсов для разных туроператоров. Ранее самолет использовался на регулярных рейсах «Аэрофлота», но в 2020 году авиакомпания приняла решение вывести A319 из эксплуатации, заменив его более новыми и безопасными моделями авиалайнеров.
Популярность A319 связана с его продвинутыми характеристиками, которые выражаются не только в летных качествах, но и в уровне безопасности. Модель получилась несколько дешевле старшей версии в лице A320, из-за чего и привлекла к себе внимание. Главная задача, поставленная перед компанией, была выполнена – самолет стал серьезным конкурентом для Boeing 737 и даже вытеснил его с рынка в отдельных государствах. Поэтому создание A319 считается важнейшим решением Airbus.
Описание самолета Аэробус А319
А 319 относится к семейству среднемагистральных пассажирских лайнеров А 320, задуманных и реализованных концерном Airbus Industry в девяностых годах прошлого столетия. В управлении самолетом использована дистанционная система управления электрическими импульсами fly-by-wire. В кабине пилотов установлены жидкокристаллические цветные дисплеи, обычные штурвалы заменены боковыми ручками управления «сайдстиками».
А 319 имеет небольшую пассажировместимость (мах 156 человек в салоне одного класса) и среднюю автономию полета. Без дозаправки он может пролететь 6 800 км при максимальной загрузке. Отличается повышенной надежностью и невысокой стоимостью обслуживания. За все время эксплуатации у этих самолетов ни разу не отказывали сразу два двигателя.
Конструкция
Авиалайнер представляет собой узкофюзеляжный низкоплан двухмоторного типа со стреловидным крылом. Использование такой схемы позволяет повысить безопасность пассажиров при аварийной посадке. Если самолет ударится о землю, то конструкция крыла защитит людей от серьезных травм.
В производстве элементов самолета Аэробус А319 активно использовались композитные материалы, как и в случае с A320. Это решение оказало положительное влияние на технические характеристики и помогло уменьшить общий вес авиалайнера, оставив больше возможностей для коммерческой нагрузки. Трехопорное шасси отличается повышенной прочностью и небольшим весом, что упрощает его эксплуатацию, снижая нагрузку на гидравлику.
Двигатели авиалайнера размещены под крылом вблизи фюзеляжа. Они относятся к турбовентиляторным и выдают достаточную мощность для выполнения всех необходимых маневров. На борту присутствуют продвинутые электронные системы EFIS. Пилоты получают информацию с цветных многофункциональных дисплеев, а управление самолетом осуществляется с помощью специальных джойстиков, заменивших классические штурвалы.
Салон «бизнес-класса»
«Бизнес-класс» занимает первые пять рядов в носовой части самолета. В салоне Airbus A319 всего 20 мест расположенных по схеме 2-2. На официальном сайте авиакомпании можно посмотреть панораму «бизнес-класса» в 3D.
Однозначно, если хотите комфортный перелет – выбирайте «бизнес-класс». Ширина кресел – 52,2 см, расстояние между рядами – 110 см. Спинки отклоняются на достаточно большой угол, позволяя хорошо отдохнуть во время полета. Каждому пассажиру предоставляется все необходимое для отдыха на борту: легкое одеяло и подушка, маска для сна и тапочки.
Во время полета можно воспользоваться системой развлечений: вниманию пассажиров предлагается более 50 фильмов и музыкальных программ. Программы обновляются ежемесячно.
При желании, во время полета можно пользоваться персональным компьютером: каждое кресло имеет розетку для подзарядки электронных устройств и раздвижной столик. Беспроводной интернет действует во время всего полета.
Питание в «бизнес-классе» включает лучшие блюда, отмеченные вниманием пассажиров за последние несколько лет. В разработке меню участвовали победители кулинарного конкурса «На высоте» организованного «Аэрофлотом». На маршрутах средней протяженности бортовая кухня Airbus A319 «Аэрофлота» предлагает пассажирам «бизнес-класса»: аперитивы, легкие и холодные закуски. Из горячих блюд – три на выбор. Напитки подаются во время всего рейса. Карта вин обновляется каждые полгода. Все блюда сервируются на стеклянной и фарфоровой посуде.
Основная информация
Самолет разрабатывался концерном Airbus Industry. Прототипом разработки А319 послужила модель аэробуса А320. Новая модель укорочена, в ней установлены всего 120 кресел для пассажиров. При разработке самолет получил обозначение А320М-7. Это уже позже был присвоен А319.
Первые испытания самолета датированы 1990 годом, но официальная разработка велась, начиная с 1992 года. Первый экземпляр А319 построили в 1995, в том же году он первый раз взлетел. В 1996 году самолет получил соответствующий летный сертификат. Первый аэробус модели А319 приобрела швейцарская .
Произведено всего 2000 лайнеров данного типа. Стоимость одного экземпляра – 86 млн. долларов.
Сейчас самолет эксплуатирует большая часть ведущих авиаперевозчиков мира. В состав «Аэрофлота» Аэробусы вошли в 2003 году. В тот же год, Airbus подписал соглашение о том, что производство некоторых элементов А319 будет выполняться на территории России (Иркутск и Нижний Новгород).
Салон «эконом-класса»
«Аэрофлот» установил в салонах «эконом-класса» в Airbus A319 новые удобные кресла. Расстояние между рядами – 75 см, а ширина сидений – 45 см.
Салон экономического класса начинается с 6 ряда. По схеме Аэробус A319 перед этим рядом находится перегородка. Расстояние до нее достаточно большое, но людям высокого роста сидеть здесь будет неудобно. Сидения этого ряда немного уже стандартных за счет того, что в подлокотниках находятся раскладные столики. Дополнительными плюсами этого ряда являются: спокойствие (мимо будут проходить только бортпроводники), получение обеда в числе первых, и выход из самолета без ожидания очереди.
Здесь же имеются приспособления для установления люльки. Если она необходима, лучше забронировать ее за несколько дней до рейса. Люлька предоставляется детям до года, весом до 9 кг.
Сразу за 7 рядом находятся аварийные выходы и поэтому спинки зафиксированы, чтобы не блокировать подход к ним.
8 A, F – более узкие места по сравнению со стандартными и имеют более короткие подлокотники. В остальном, места этого ряда – лучшие в салоне. Перед ними оставлено большое пространство для возможности подхода пассажиров к аварийным дверям. Эти места «Аэрофлот» предоставляет не всем. Ограничения относятся к следующим категориям пассажиров:
- детям;
- беременным женщинам;
- людям с ограниченными возможностями (инвалидам);
- иностранцам, не говорящим по-русски или по-английски;
- пассажирам, которые перевозят животных.
Получить места рядом с аварийными выходами можно только во время регистрации в аэропорту.
С 9 по 19 ряд – стандартные места. Хочется отметить комфорт, который «Аэрофлот» предоставляет пассажирам экономического салона. Для детей в подарок предлагаются раскраски, книжки и игры. На рейсах, длящихся более 3-х часов, желающим отдохнуть бортпроводники предлагают пледы. На рейсах средней продолжительности можно заказать 17 различных видов питания: детское, диетическое, вегетарианское и другое. Заказ питания нужно сделать не позднее, чем за 36 часов до вылета. За 21 рядом расположены туалеты, и сидящим здесь пассажирам будут доставлять неудобство проходящие туда или ожидающие в коридоре своей очереди люди. То же относиться к местам 20 C, D.
Аврора
Хотя в парке «Аэрофлота» Airbus A319 отсутствует, данная модель активно эксплуатируется его дочерней , выполняющей региональные и международные рейсы с Дальнего Востока.
Общее количество мест на всех рейсах — 128.
Схем компоновки — две, основное различие — в нумерации рядов.
По основной схеме места повышенной комфортности — 9 ряд, A, B, E, F.
© flyaurora.ru
По схеме для борта VQ-BWV такие места находятся на 10 ряду, A, B, E, F.
© flyaurora.ru
Лучшие места
Для того, чтобы правильно выбрать комфортные места в салоне любого самолета, следует помнить, что комфорт на борту, это: откидывающаяся спинка и комфортное пространство перед креслом. Если есть сомнения, лучше уточнить выбор мест при регистрации или позвонить в контактный обозначает лучшие места в салоне «Space+» и продает их по отдельному тарифу. В салоне Airbus A319 «Аэрофлота» расположение таких мест следующее:
- 8 B C D E
Не забудьте, что это места у аварийных выходов и на них есть ограничения.
Модели и модификации
Выпуск A320 и его модификаций, включая A319, помог Airbus Industrie компенсировать финансовые затраты на разработку и производство крупных авиалайнеров A380. Укороченная версия получила свои модели, различающиеся по отдельным критериям.
Это сделало ее еще более популярной и востребованной. Каждый перевозчик может выбрать тот набор характеристик и особенностей, которые ему нужны. Поэтому Airbus A319-100 начал получать отдельные модификации, еще больше расширяя выбор для заказчиков.
Выпущенные самолеты:
- A319-110 – улучшенная версия с двигателями CFM56-5;
- A319-111 – модификация на двигателях CFM56-5A4;
- A319-112 – третья версия на новых моторах CFM56-5B4;
- A319-114 – модель с замененными двигателями на CFM56-5B6;
- A319-130 – новая версия самолета с двигателями AeroEngines V;
- A319-LR – модифицированная модель с повышенной дальностью полета до 8000 км, получила дополнительные топливные баки;
- A319-CJ – бизнес-версия самолета с увеличенной дальностью полета, применяется для деловых визитов;
- A319-ACJ – переработанный A319-CJ с вместимостью до 50 человек и возможностью перелетов до 12000 км;
- A319neo – последняя модификация самолета с улучшенными характеристиками и новой электроникой на борту.
Большинство авиакомпаний используют базовые версии. В последние годы они частично начали заменяться новой A319neo, но многие перевозчики предпочитают оставлять в эксплуатации обе версии самолета.
Лётно-технические характеристики
Модель | A318-100 | A319-100 | A320-100/-200 | A321-100/-200 |
Длина: | 31,44 м | 33,84 м | 37,57 м | 44,51 м |
Размах крыла: | 34,1 м | |||
Диаметр фюзеляжа: | 3,95 м | |||
Ширина салона: | 3,70 м | |||
Высота: | 12,51 м | 11,76 м | 11,76 м | 11,76 м |
Площадь несущих поверхностей: | 122,6 м² | |||
Макс. взлётный вес: | 68 000 кг | 75 000 кг | 77 000 кг | 93 500 кг |
Минимальная полоса при максимальной взлётной массе: | 1355 м | 1950 м | 2090 м | 2180 м |
Крейсерская скорость: | 840 км/ч или 0,78 М | |||
Пассажировместимость: | 107 до 132 | 116 до 156 | 140 до 180 | 170 до 220 |
Дальность полёта: | 5950 км | 6850 км | 6150 км | 5950 км |
Запас топлива: | 24 210 л | от 24 210 л до 30 190 л | от 24 210 л до 30 190 л | от 24 050 л до 30 030 л |
Пассажирских дверей: | 4 | 4 | 4 | 8 |
Аварийных выходов: | 2 | 2 | 4 | 4 |
Практический потолок: | 12 000 м | |||
Расход топлива: (на рабочей высоте в час)[18] | 2400 л | 2600 л | 2700 л | 2900 л |
Двигатели: | 2 CFMI CFM56-5B каждый 105,9 кН или 2 Pratt & Whitney PW6000A каждый 96 кН | 2 CFMI CFM56-5B каждый 104,5 кН или 2 IAE V2500-A5 каждый 104,5 кН | 2 CFMI CFM56-5B каждый 118 кН или 2 IAE V2500-A5 каждый 118 кН | 2 CFMI CFM56-5B каждый 142,3 кН или 2 IAE V2500-A5 каждый 146,8 кН |
Первый полёт: | 15 января 2002 | 25 августа 1995 | 22 февраля 1987 | −100: марта 1993 / −200: 1996 |
Уровень шума взлетающего Airbus A320 — 82 децибела.
Аварии и катастрофы
По состоянию на 17 июня 2020 года, в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 48 самолётов семейства Airbus А318/319/320/321[19]. Airbus А318/319/320/321 пытались угнать 16 раз, при этом погиб 1 человек[20]. Всего в этих происшествиях погибли 1489 человек.
Крупнейшая по числу жертв катастрофа в истории семейства A320 произошла 31 октября 2020 года, в ней погибли 224 человека.
Дата | Бортовой номер | Место | Жертвы | Описание происшествия |
26.06.1988 | F-GFKC | Абсем | 3/136 | Демонстрационный полёт. Врезался в лесной массив из-за нарушения правил демонстрационных полетов, самолёт слишком низко снизился и врезался в лесной массив. |
14.02.1990 | VT-EPN | Бангалор | 92/146 | Разбился при заходе на посадку из-за ошибок пилотов. |
20.01.1992 | F-GGED | Страсбург | 87/96 | Разбился при снижении. Экипаж неверно задал параметры автопилота. |
14.09.1993 | D-AIPN | Варшава | 2/70 | При посадке выкатился за пределы ВПП из-за ошибок экипажа. |
10.03.1997 | A4O-EM | Абу-Даби | 0/115 | Прерванный взлёт. |
22.03.1998 | RP-C3222 | Баколод | 3+0/130 | При посадке пилоты забыли перевести на реверс один двигатель. |
11.04.2000 | F-OHMD | Минатитлан | 0/0 | Сгорел при заправке. |
23.08.2000 | A4O-EK | Мухаррак | 143/143 | Разбился в море при заходе на второй круг из-за ошибок экипажа. |
07.02.2001 | EC-HKJ | Бильбао | 0/143 | Грубая посадка. |
24.07.2001 | 4R-ABA | Коломбо | н.д. | Атака «Тамильских тигров» на аэропорт. |
28.08.2002 | N635AW | Финикс | 0/159 | Грубая посадка. |
19.01.2003 | N313NB | Нью-Йорк | 0/2 | Врезался в стену при движении к терминалу из-за ошибки техников. |
21.03.2003 | B-22603 | Тайнань | 0/175 | Грубая посадка. |
03.05.2006 | EK-32009 | Сочи | 113/113 | Упал в воду при уходе на второй круг из-за ошибок экипажа. |
05.05.2006 | EK-32001 | Брюссель | 0/0 | Сгорел в ангаре. |
05.05.2006 | EK-32010 | Брюссель | 0/0 | Сгорел в ангаре. |
05.05.2006 | SX-BVB | Брюссель | 0/0 | Сгорел в ангаре. |
18.07.2007 | PR-MBK | Сан-Паулу | 12+187/187 | При посадке сошёл с ВПП и врезался в склад ГСМ. |
26.10.2007 | RP-C3224 | Бутуан | 0/154 | Выкатился за пределы ВПП и врезался в деревья. |
30.05.2008 | EI-TAF | Тегусигальпа | 2/124 | Выкатился за пределы ВПП и разрушился на части. |
27.11.2008 | D-AXLA | Перпиньян | 7/7 | Тестовый полёт. Обледенение датчиков системы сваливания. |
15.01.2009 | N106US | Гудзон | 0/155 | В двигатели попали птицы. Аварийная посадка на воду. |
28.07.2010 | AP-BJB | Исламабад | 152/152 | При заходе на посадку в сложных метеоусловиях врезался в гору. |
24.09.2010 | EI-EDM | Палермо | 0/129 | Грубая посадка до торца ВПП. Списан. |
25.08.2011 | 5A-ONK | Триполи | 0/0 | Повреждён в ходе боёв в аэропорту, сгорел во время новых столкновений в 2014 году. |
05.05.2012 | JA8384 | Сендай | 0/108 | Задел хвостом ВПП при уходе на второй круг. Списан. |
06.02.2013 | TS-IMB | Тунис-Карфаген | 0/83 | Посадка с убранной передней стойкой. Списан. |
16.03.2013 | N620SC | Джакарта | 0/0 | Повреждён на стоянке во время грозы. |
03.07.2013 | JY-PTA | Триполи | 0/1 | Пожар в кабине пилотов (во время техобслуживания взорвался кислородный баллон). |
05.01.2014 | VT-ESH | Джайпур | 0/179 | Посадка в стороне от ВПП в сложных метеоусловиях. |
14.04.2014 | XY-AGT | Янгон | 0/н.д. | При буксировке столкнулся с другим самолетом на перроне. |
27.07.2014 | 5A-LAI | Триполи | 0/0 | Хвостовая часть разрушена при артиллерийском обстреле аэропорта. |
28.12.2014 | PK-AXC | Яванское море | 162/162 | Упал в воду из-за неполадок бортового компьютера и ошибочных действий экипажа по их устранению. |
24.03.2015 | D-AIPX | Альпы | 150/150 | Второй пилот намеренно направил самолёт в горный массив. |
29.03.2015 | C-FTJP | Галифакс | 0/137 | Грубая посадка до торца ВПП, зацепил крылом ЛЭП. |
14.04.2015 | HL7762 | Хиросима | 0/82 | При посадке зацепил антенну РЛС, сошёл с ВПП. Списан. |
25.04.2015 | TC-JPE | Стамбул | 0/97 | Пожар двигателя. После аварийной посадки сошёл с ВПП, развернувшись на 180°. |
31.10.2015 | EI-ETJ | Синайский полуостров | 224/224 | Взорван террористами. |
02.02.2016 | SX-BHS | Могадишо | 1/81 | Попытка взрыва, совершил экстренную посадку. Списан. |
19.05.2016 | SU-GCC | Средиземное море | 66/66 | Пожар с потерей управления. Власти Египта предполагают, что на борту произошёл взрыв. |
08.12.2017 | A7-AIB | Доха | 0/н.д. | Пожар на стоянке во время техобслуживания. |
15.01.2018 | 5A-ONC | Триполи | 0/0 | Поврежден при обстреле во время боёв рядом с аэропортом. |
28.02.2018 | ES-SAN | Таллин | 0/7 | Учебный полёт. Сел в снегу до торца ВПП из-за потери управления. |
15.08.2019 | VQ-BOZ | Жуковский | 0/233 | После взлёта в двигатели попали птицы. Совершил аварийную посадку на кукурузном поле. |
10.01.2020 | VQ-BRS | Анталья | 0/7 | Полет без пассажиров. В результате грубого приземления при посадке самолет получил значительные повреждения. |
22.05.2020 | AP-BLD | Карачи | 1+97/99 | При заходе на посадку не выпустил шасси и задел полосу. Загорелись двигатели. Ушёл на 2 круг, рухнул на жилые кварталы. |