Вертолет Ка-32: история создания, описание и характеристики машины


Советская школа вертолетостроения прошла долгий и тернистый путь, на протяжении которого были все — взлеты и падения, ошеломляющий успех и горечь разочарований. Две ведущие мировые авиаконструкторские школы Миля и Камова за годы своего существования создали немало хороших машин. Советские вертолеты семейства «Камов» прекрасно знают во всем мире. Эти машины использовались и продолжают использоваться в российском флоте в качестве основного противолодочного и спасательного средства, применялись вертолеты «Ка» различных модификаций и в аварийно-спасательных работах. Несмотря на солидный возраст, сначала советские, а теперь российские вертолеты, созданные в КБ Камова, продолжают оставаться на службе. Продолжает сегодня славные традиции легендарного КБ машина Ка-32 — вертолет, которого долго ждали в гражданской авиации.

Ка-32А

Вертолет Ка-32А многоцелевого назначения создан на базе транспортного вертолета Ка-32Т и предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов массой до 5000 кгна внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, строительно-монтажных операций, обучения и тренировки летчиков и других целей. Кроме того, вертолет Ка-32А предназначен для тушения пожара на верхних этажах здания и установки защитных пенных полос. Вертолет укомплектован специальным оборудованием для проведения аварийно-спасательных работ.

Хронология создания

  • начало разработки — 1990 год;
  • изменение конструкции планера и его систем в соответствии с требованиями сертификата, проведение сертификационных испытаний — 1990-1993 годы;
  • получение сертификата типа 36-32А на вертолет и сертификата типа 34-Д на двигатель ТВ3-117ВМА — 1993 год;
  • начало серийного производства на фирме Камов — 1994 год; завершение сертификации опытного завода фирмы Камов — 1995 год.

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А с системой горизонтального и вертикального пожаротушения Fire Attack американской фирмы Simplex

У вертолера Ка-32А — планер, несущая система и силовая установка, системы планера и комплекс бортового оборудования такие же, как у вертолета Ка-32Т. В транспортной кабине на откидных сиденьях можно перевозить 13 человек. Для защиты органов дыхания и зрения членов экипажа от дыма и вредных газов в их кабине установлена защитная дыхательная аппаратура, включающая кислородные баллоны и дымозащитные кислородные маски. Вертолет может быть оснащен аварийными посадочными баллонетами по типу баллонетов на Ка-32С.

Пилотажное оборудование Ка-32А по своему функциональному назначению аналогично Ка-32Т, но более современного типа, оно включает два высотомера ВД-10, высотомер ВЭМ-72П, указатели скорости УСВИ-400 и УС-350К, два вариометра ВАР-30М, два авиагоризонта АГР-74В-10, прибор ПНП-72-15, гировертикаль МГВ-1 СУ8, часы АЧС-1М.

Кабина пожарно-спасательного вертолета Ка-32А

Вертолет оборудован системой ограничительных сигналов СОС-В1-32, предназначенной для вычисления текущих значений максимально допустимой скорости, выдачи этих значений в бортовые системы информации, а также для предупредительной сигнализации о достижении максимально допустимой скорости. Указатель скорости УСВИ-400 из комплекта данной системы, расположенный на приборной доске, индицирует текущие значения приборных скоростей и максимально допустимой скорости полета.

Вертолет Ка-32А может быть дополнительно оборудован радиолокационной станцией «Осьминог-ПС-32», радиотехнической системой ближней навигации и посадки А-340-СВ-БОРТ и навигационной аппаратурой для полетов над безориентирной местностью.

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А. Вид спереди

Высокий уровень созданных норм летной годности НЛГ32.29, НЛГ32.02, НЛГ32.33 для вертолета Ка-32А, двигателя ТВЗ-117ВМА и эксплуатационной документации, соответствующий требованиям как отечественных, так и американских норм летной годности, был подтвержден специалистами России, Швейцарии, Канады и Америки. Индекс «А» обозначает, что конструкция вертолета Ка-32А соответствует типовому проекту, который полностью отвечает требованиям сертификационного базиса.

Салон пожарно-спасательного вертолета Ка-32А

Вертолёт отличает усиленная противопожарная защита основных и вспомогательного двигателей, усовершенствованная конструкция колонки несущих винтов.

Летно технические характеристики Ка-32А

Диаметр главного винта15.90 м
Длина12.25 м
Высота5.40 м
Ширина3.80 м
Масса пустого вертолета6000 кг
Нормальная взлетная масса12700 кг
Тип двигателя2 х ГТД ТВ3-117ВМА
Мощность2 х 2200 л.с.
Максимальная скорость260 км/ч
Крейсерская скорость230 км/ч
Практическая дальность800 км
СкороподъемностьДо 15 м/сек
Практический потолок6000 м
Статический потолок3500 м
Дальность полета900 км
Продолжительность полетадо 6 час
Экипаж1-3 чел.
Полезная нагрузка13 пассажиров или 3700 кг груза или 5000 кг на подвеске

Эвакуационно-десантное оборудование состоит из спасательной электролебедки с поворотной стрелой, грузоподъемностью 300 кг и десантного спускового устройства «СУР». Забор и сброс 3200 лводы в режиме висения — 1,5 мин. При новом заборе воды может добавляться пенообразователь, что позволяет получить 200 тыс. л пены. Водопенные пушки с дальностью струи 45 м и производительностью 40 л/сек.

Пожарный вертолет Ка-32А1

Модификация вертолёта Ка-32А для противопожарной службы г. Москвы. Разработана в 1993 году.

Учитывая требования рынка и пожелания пожарных, на вертолёте Ка-32 было смонтировано и испытано противопожарное оборудование принципиально нового типа. Так, если раньше, вертолёт был лишь вспомогательным средством для доставки пожарных, оборудования и эвакуации людей, то теперь он превратился в высокоэффективную воздушную пожарную машину с уникальными параметрами, не имеющими аналогов в мире.

Пожарный вертолет Ка-32А1 с устройством горизонтального пожаротушения «Игла-В» российской

В новую базовую комплектацию противопожарного вертолёта Ка-32А1, разработанного в ОАО «Камов», входят:

  1. Водяной пластиковый бак.
  2. Электрические водяные насосы.
  3. Ёмкости для пенообразователя.
  4. Горизонтальная водопенная пушка.
  5. Вертикальная водопенная пушка.
  6. Водяная помпа.
  7. Спасательная лебёдка.
  8. Десантно — спусковое устройство.

Транспортно-спасательные кабины ТСК-1, ТСК-2 и ТСК-3 предназначены для эвакуации людей с крыш, балконов или через оконные проемы верхних этажей зданий. ТСК-1 служит для спасения двух человек. Она перевозится в транспортной кабине. С помощью подвесной системы кабина соединяется с карабином троса электролебедки ЛПГ-300. В ТСК-2 можно перевозить 20 человек.

При спасении людей эта кабина транспортируется на внешней подвеске вертолета. К месту пожара она доставляется на прицепе автомобиля. ТСК-3 обеспечивает перевозку 10 человек. В сложенном виде в транспортной кабине она перевозится к месту пожара и с помощью системы подвески соединяется со штатной внешней системой транспортировки крупногабаритных грузов.

Пожарный вертолет Ка-32А1. Вид с левого борта

Спусковое устройство Су-Р предназначено для десантирования людей и грузов на режиме висения. Карабин шнура Су-Р крепится к серьге замка на стреле штатной лебедки ЛПГ-300. Для спуска людей и груза используется проем двери транспортной кабины. Су-Р роликового типа состоит из четырех тормозных блоков, шнура для спуска, трех комплектов подвесной системы, трех пар защитных перчаток, трех защитных мотошлемов и т.д. Масса укомплектованного устройства не превышает 11кг. Длина шнура — 50 м, масса десантника или груза не должна превышать 100 кг.

Пожарный вертолет Ка-32А1 со спусковым устройством Су-Р

Пожарный вертолет Ка-32А1 с ВСУ

Аппаратура громкоговорящего устройства (звуковещательная установка ЗСВС) предназначена для внешнего оповещения с вертолета. Она состоит из усилителей П01-03, комплекта СПУ-9 и громкоговорителя П05-04. Звуковой сигнал подает оператор-пожарный, использующий микрофон гарнитуры ГСШ-А-18. Громкоговоритель состоит из шести рупорных головок по 75Вт каждая, расположенных на подкосах основных опор шасси.

Пожарный вертолет Кa-32А1. Сброс пены

Пластиковый водяной бак с системой забора и сброса воды, объёмом 3000 литров. Вмонтирован непосредственно, в нижнюю часть фюзеляжа вертолёта. Благодаря этому, исключаются недостатки присущие противопожарным системам, располагающимся на внешней грузовой подвеске, таким как «Bambi Bucket» (ограничение скорости полёта, разнос масс — дебалансировка, ограничения по глубине водоёма и опасность зацепа). Забор воды осуществляется в режиме висения, из открытого водоёма, с помощью двух шноркельных электрических насосов за 1 минуту 20 секунд.

Система не критична к размерам и глубине водоёма. При каждом новом заборе, из двух дополнительных ёмкостей, общей вместимостью 300 литров, располагающихся в передней части фюзеляжа, в воду может добавляться пенообразователь, многократно усиливающего эффективность пламегашения. Сброс воды может производиться в нескольких режимах. В зависимости от расположения очага пожара от места забора воды, вертолёт Ка-32 может ориентировочно перевезти и вылить за час следующее количество воды:

  • 0,5 км- 50 тонн;
  • 3 км- 36 тонн;
  • 5 км- 28 тонн.

Водяной бак может дополняться системой «Спрей»- горизонтальными штангами — распылителями, позволяющими обрабатывать диспергентами и биопрепаратами нефтяную плёнку при аварийных разливах нефтепродуктов.

Дальность струи из горизонтальной телескопической водо-пенной пушки составляет около 45 метров, при производительности 40 л/сек. Это позволяет, как производить тушение водой или пеной верхних этажей высотных зданий, так и распылять воду на очаг пожара, не входя, непосредственно, в зону горения.

Вертикальная водо-пенная пушка, имеет такую же производительность, но предназначена для установки защитных пенных полос, тушения точечных, локальных очагов возгорания и заполнения водой переносных быстросборных открытых емкостей, для дальнейшего её использования наземными службами пожаротушения.

Давление воды в 8 атмосфер создаётся водяной помпой с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, мощностью 37 кВт.

Переключение на горизонтальную или вертикальную пушку осуществляется из кабины вертолёта.

При установке на стволы вертикальной и горизонтальной пушки, Установки Комбинированного Тушения Пожаров «ПУРГА», благодаря повышенной кратности пенообразования (от 20 до 70), возможно из 3 000 литров воды, имеющихся на борту, получать от 60 000 до 200 000 литров пены.

Горизонтальная пенная струя позволяет быстро ликвидировать пожар, не входя в опасную зону очага горения. Вертикальная пенная струя наиболее эффективна при установке защитных пенных полос. При этом, с одного захода создаётся полоса смоченного пеной растительного покрова, непреодолимая для огня, шириной 6-8 метров и длиной до 1,5 километров.

Эвакуационно-десантное оборудование состоит из подъёмно-спасательной электролебёдки с поворотной стрелой, грузоподъёмностью 300 кг и десантного спускового устройства «Су-Р».

Наибольший эффект применения данного вертолёта обеспечивается в процессе проведения работ и ликвидации:

  • пожаров на верхних этажах и крышах высотных зданий;
  • пожаров на нефтеналивных танкерах и баках;
  • пожаров на предприятиях топливной, химической и нефтеперерабатывающей промышленности;
  • пожаров в районах добычи нефти и газа;
  • пожаров на предприятиях лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно — бумажной промышленности, лесах и сельскохозяйственных угодьях;
  • создания защитных полос при лесных пожарах;
  • крупномасштабных послеаварийных пожаров воздушных судов на земле, авариях и катастрофах на железнодорожном, морском и речном транпорте;
  • создание сплошных пенных полос, на взлётно-посадочной полосе аэродрома, в случае аварийной посадки воздушного судна;
  • эвакуации людей из мест, недоступным другим средствам спасения.

Стоит отметить, что использование именно соосного вертолёта в качестве носителя данного противопожарного оборудования, не просто оптимально, а и единственно возможно.

Причин тому несколько:

  1. Маневренность. Может применять педальный (плоский) разворот, недоступный его одновинтовым собратьям. Перемещаться с большими скоростями вбок и хвостом вперёд.
  2. Лёгкость управления. Обладает уникальной способностью разворачиваться на пятачке, без потери высоты. Аэродинамически симметричный вертолёт при выполнении маневрирования на висении и перемещениях с малыми значениями скоростей менее зависим от ветра, чем вертолёт с рулевым винтом. Ветер не накладывает дополнительных ограничений на выполнение педальных разворотов. При применении водопенной горизонтальной пушки, жёстко закрепленной на фюзеляже, наведение на цель производится пилотом, где точность и скорость наведения играют решающую роль.
  3. Энерговооружённость. Ввиду отсутствия потерь на хвостовом винте и наличию бипланного эффекта, запас мощности у него на 25-30% больше, чем у любого другого вертолёта с аналогичными двигателями.
  4. Безопасность. Практика летной эксплуатации одновинтовых вертолетов отмечает частое столкновение рулевых винтов с препятствиями (деревья, провода, строения и др.) и обслуживающим персоналом, что, как правило, приводит к тяжелым летным происшествиям с гибелью людей. Этому способствует несимметричность аэродинамической схемы вертолета с рулевым винтом, большая зависимость аэродинамических характеристик машины на малых скоростях поступательного движения от скорости и направления ветра. Дублирование основных систем обеспечивает высокую безопасность полётов на любом участке полёта.
  5. Компактность. Не имея выступающей хвостовой балки, размеры соосного вертолёта вписываются в окружность, описываемую несущими винтами. Малые размеры несущих винтов, позволяют выводить срез ствола горизонтальной водопенной пушки за пределы негативного влияния воздушного потока.
  6. Всепогодность. Наличие противообледенительной системы гарантирует успешное выполнение поставленных задач в условиях дождя, снега, тумана, обледенения, до температуры минус 23 С. Запуск двигателей вертолёта не требует стационарного аэродромного оборудования и обеспечивается до высоты3000 метровв диапазоне температур наружного воздуха от минус 40 до плюс 40 С.
  7. Удельная мощность воздушного потока. При использовании вертикальной пенной пушки, мощный (свыше 40 кг/м2), воздушный поток дополнительно взбивая пену и перемешивая её, смачивает мельчайшие травинки и листья, что повышает эффективность защиты от огня.
  8. Простота перебазирования. При перевозке на значительные расстояния, для экономии лётного ресурса, вертолёты перевозятся на Ил-76 — 2 шт., при этом, демонтируются лопасти, колонка НВ и редуктор. В рабочее состояние бригада техников приводит вертолёт в течение нескольких дней.

В заключение можно добавить, что в настоящее время в Республике Южная Корея эксплуатируется уже более 40 вертолётов Ка-32, оснащённых противопожарным оборудованием, обеспечивающих пожаротушение лесов. Причем, если первоначально, они оснащались подвесными мягкими баками «Bambi-Bucket», вместимостью 3-5 тонн воды, размещаемыми на ВГП, то сейчас, в большинстве случаев, используется американская система фирмы Simplex (жёсткий пластиковый бак, шноркельные насосы и система сброса), встраиваемые в нижнюю часть фюзеляжа), с ТТХ аналогичными отечественным.

Летно технические характеристики Ка-32А1

Диаметр главного винта15.90 м
Длина12.25 м
Высота5.40 м
Ширина3.80 м
Масса пустого вертолета6000 кг
Ннормальная взлетная масса12700 кг
Тип двигателя2 х ГТД ТВ3-117ВМА
Мощность2 х 2200 л.с.
Максимальная скорость260 км/ч
Крейсерская скорость230 км/ч
Практическая дальность800 км
СкороподъемностьДо 15 м/сек
Практический потолок6000 м
Статический потолок3500 м
Дальность полета900 км
Продолжительность полетадо 6 час
Экипаж3-4 чел.

Как из противолодочника сделать мирную машину?

Как это часто у нас бывает, машина изначально создавалась как боевая. Преимущество такого подхода заключается в том, что основные дорогостоящие опытно-конструкторские работы производятся за счет оборонного бюджета, а в СССР он был большим. Для конверсии готового летательного аппарата, конечно, необходимо внести определенные изменения в проект, но расходы на них не так велики, как на создание всей машины. Базовой моделью стал корабельный противолодочный Ка-27, НИОКР начались в 1969 году, их результатом стал Ка-32, вертолет абсолютно гражданский и мирный. Мощный двигатель и удачная схема позволили адаптировать его к самым разным насущным потребностям народного хозяйства. В плане универсальности, надежности и технических возможностей мировых аналогов он не имеет.

пол ка 32

Ка-32А11BC

Модификация вертолёта Ка-32А по результатам сертификации в Канаде. Отсюда буквы «BC» в обозначении модификации — от British Columbia.

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А11BC

Вертолёт отличается двухкамерной рулевой системой (блоком гидроусилителей системы управления), обновленным составом оборудования и цветовой маркировкой приборов в соответствии с требованиями зарубежных норм. До 2011 года эта модификация отличалась увеличенными ресурсами и сроками службы основных компонентов.

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А11BC. Правый борт

Вертолёт активно применяется для транспортировки грузов на внешней подвеске, в том числе для трелёвки древесины, строительно-монтажных работ и пожаротушения. Имеется возможность установки различного опционального оборудования российского и зарубежного производства.

До 2011 года вертолёт поставлялся только на экспорт. Вертолёт этой модификации сертифицирован в Канаде, Южной Корее, Японии, Китае, Европе и Бразилии.

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А11BC. Салон

По мнению ряда экспертов, вертолеты типа Ка-32А11ВС являются одними из лучших в мире спасательных и противопожарных винтокрылых машин. Во многих странах они уже несут дежурство по пожаротушению, охране общественного порядка, участвуют в спасении и эвакуации больных, раненых и пострадавших из зон стихийных бедствий, спецоперациях правоохранительных органов, патрулировании границ государств.

На 2011 год в составе авиации МЧС находится 6 вертолетов типа Ка-32: три Ка-32А (в том числе и б/н RA-31060, совершивший первый полет в 1989 г.), два Ка-32Т и один Ка-32А11ВС. Все борта, кроме последнего, в эксплуатации находятся с начала 1990-х.

Камов и его стиль

На базе опытного авиазавода, имеющего ничего не говорящий непосвященному номер 290, в 1948 году создается КБ, с тоже маловыразительным названием «№ 5». Ничего удивительного во всех этих индексах нет, в сталинские годы и менее важные предприятия могли быть засекречены, а тут, как выяснилось намного позже, строили автожиры, почти забытые в наши дни летательные аппараты. Союзные войска в ходе совсем недавно отгремевшей Второй мировой уже использовали винтокрылые машины, геликоптеры, пока не очень широко, но достаточно для того, чтобы И.В. Сталин понял перспективность нового вида летающей техники. Авиацию «отец народов» любил, она находилась под его неусыпным контролем. Руководить бюро поручили Н.И. Камову, уже в 1940 году сумевшему спроектировать и построить А-7, автожир.

С самого начала КБ установило собственный стиль, по которому вертолеты Камова легко узнаются и сегодня. Главным их признаком можно считать соосную схему, при которой оба несущих винта вращаются встречно, взаимно компенсируя крутящий момент. Рулевой пропеллер в этом случае не нужен.

Фотографии

[Показать слайдшоу]

1

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: