Самолет Фоккер C.V – голландский разведчик

Главная » Альтернативная авиация » Альтернативные поршневые истребители Fokker времён Второй Мировой войны

Выбор редакции Альтернативная авиация

boroda 09.02.2019 2006

11

в Избранноев Избранномиз Избранного 5

Голландский авиаконструктор Антон Герман Герард (Энтони) Фоккер стал известен не у себя на родине. Свой первый авиазавод он создал не в Нидерландах, а в Германии. И именно его самолёты составили хребет ВВС кайзеровской Германии в Первой Мировой войне. Однако, несмотря на все исключительные качества его самолётов, Первую Мировую Германия проиграла, и по итогам Версаля ей было запрещено иметь боевую авиацию. В этих условиях Фоккер вернулся на родину, где возродил свою компанию и продолжил строить одни из лучших самолётов в мире.

В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты. Они взяли курс на отказ от ограничений Версаля и на восстановление величия Германии. В это время Фоккер никак не мог выйти на довоенный уровень производства самолётов. Маленьким Нидерландам большого количества боевых самолётов было не нужно, а все великие державы предпочитали ставить на вооружение модели собственной разработки. Поэтому единственное, на что Фоккер мог рассчитывать, так только на мизерные поставки боевых самолётов различным европейским лимитрофам. И, естественно, закупки осуществлялись в единичных количествах.

В 1934 году Фоккер подал прошение лично Герману Герингу о возможности возрождения производства компании Фоккер в Германии. Естественно, герой Первой Мировой и не понаслышке знакомый с продукцией голландского конструктора пошёл ему навстречу. И с 1935 года компания Фоккер возобновила свою деятельность в Германии.

История Фоккера Фо-121

Ещё до окончания переезда в Германию Фоккер получил приглашение на участие в конкурсе на одномоторный истребитель-моноплан. На этот конкурс Фоккер представил свою модель Fokker D.XXI, который в Германии получил название Fo-121. Однако, в отличие от РИ самолёта, машину оснастили двигателем воздушного охлаждения ВМW-139 мощностью 1550 л. с. и убирающимся шасси.

На конкурсе Fo-121 на голову оказался лучше всех своих конкурентов, развив на высоте скорость в 605 км/час. Для сравнения, лучший из истребителей, оснащённых двигателями водяного охлаждения – Messerschmitt Bf.109 на высоте развивал всего 468 км/час. Однако в серию машина не пошла, так как двигатель ВМW-139, которым она была оснащена, не являлся серийным, и для запуска его в производство требовалось время. А Люфтваффе ждать не хотел и заказал большую серию самолётов компании Вилли Мессершмитта.

Однако единичные самолёты с двигателями баварских моторостроителей Фоккер всё же выпускал, но продавал их не немецкой армии, а финской.

Fokker Fo-121

Правда, уже когда шла война, выпуск двигателей ВМW был всё же налажен, а, напротив, на двигатели жидкостного охлаждения был определённый дефицит. В этих условиях компания Фоккера получила крупный заказ, и самолёты пошли в войска. Но это всё произойдёт в будущем.

Фоккер D

Фоккер D

В середине 1916 года монопланы «Фоккер», прежние властелины неба, были безжалостно побиты французскими «Ньюпорами 11» и английскими DH.2 и F.E. 8. Союзники спешили взять реванш за прежние поражения. Фоккер, желая сохранить свой авторитет, решил создать новый истребитель, способный вернуть утраченные позиции. В Шверине появилась целая серия прототипов, оснащенных разными двигателями, но все построенные по схеме одноместного биплана. Так в середине 1916 года появился «Фоккер D.1», а следом несколько усовершенствованных моделей. Фактическим создателем D.I был инженер Мартин Кройцер. но самолет назвали по имени владельца компании. Кроме того, Фоккер отличался необычайным самолюбием, для него было немыслимо признать, что на его фирме кто-то лучше проектирует самолеты, чем он сам.

Е.III

М.5

E.IV

Сам Кройцер погиб в июне 1916 года, облетывая прототип D.I. поэтому за себя заступиться не смог. Истребитель D.I представлял собой возвращение к испытанной схеме биплана. К тому времени казалось, что ротационный двигатель исчерпал себя, поэтому самолет получил рядный шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Мерседес D.II» мощностью 87 кВт. Прямоугольные радиаторы расположили по бортам фюзеляжа. Конструкция фюзеляжа походила на конструкцию фюзеляжа самолетов серии Е — каркас из стальных труб, обтянутых тканью и плавающее хвостовое оперение. Крылья деревянные, без элеронов. Вооружение составлял один пулемет «Шпандау», установленный справа от двигателя и сопряженный с ним посредством синхронизатора. Собрали 25 машин D.I (заводское обозначение M18z). В июле 1916 года эти машины передали в Jasta 2, возглавляемого Освальдом Бёльке. Но пилоты негативно оценили машину, поэтому дальнейший выпуск свернули. Первой потерянным D.I стала машина лейтенанта Графе, сбитого 21 сентября 1916 года капитаном Альбертом Боллом над Камбрэ. Болл в это время летал на «Ньюпоре 11». В конце июля в боевые части начали поступать самолеты D.ll (M17z.f.). Самолет был оснащен более легким ротационным двигателем: «Оберрусель U1» мощностью 73 кВт. Фюзеляж и хвостовое оперение почти без изменений перешли от D.I, но уменьшился размах крыла. Элероны на крыльях по-прежнему отсутствовали. Лишь на нескольких последних машинах D.II, обозначенных как M.17z.k., появились элероны на верхнем крыле. Самолет был вооружен одним пулеметом «Шпандау», установленным на правом борту. Построили 132 самолета D.II. Первые 20 машин традиционно попали в Jasta 2. На этом самолете летали Освальд Бёльке, Эрнст Удет, Манфред фон Рихтгофен, а также лейтенант Якобс, командир Jasta 12 (самолет № 541/16). В это время на вооружение приняли истребитель «Гальберштадт D.II», но их еше было немного. Тем временем Фоккер начал выпуск следующей модели: «Фоккер D.III» (M.19F). Это был все тот же самолет, но оснащенный 14-цилиндровым биротационным двигателем «Оберрусель U.III» мощностью 117 кВт. Самолет нес уже два пулемета «Шпандау». Характеристики самолета заметно улучшились, и многие пилоты охотно летали на D.I1I. Бёльке сбил на D.III несколько самолетов противника. Первым D.III, доставшимся Бёльке, был самолет № 356/16. На самолете № 364/16 летал Эрнст Удет. У первых самолетов D.III (М170 элероны отсутствовали, лишь последние 50 экземпляров (М19к) получили элероны на верхнем крыле. С октября 1916 по апрель 1917 года было выпущено 159 самолетов D.II1. В середине 1917 года эти машины сняли с фронта и передали в тыловые и учебные части. Следует упомянуть, что при строительстве самолета (о каких- либо проектных работах речи не шло), впервые появилось имя Райнгольда Платца, который занял место Кройцера и конструировал все остальные самолеты . На следующем самолете D.IV (М.21) конструкторы окончательно отказались от анахроничной схемы продольного управления самолета с помощью перекоса крыла, установив на верхнем крыле элероны. Размах верхнего крыла заметно увеличили. Самолет оснастили рядным двигателем «Мерседес D.III» мощностью 117 кВт.

«Фоккер D. V» с двигателем «Оберрусель Ur.I» мощностью 73 кВт.

Вверху: «Фоккер D.III» с двигателем «Оберрусель U.III», внизу: «Фоккер D.II».

Вооружение самолета состояло из двух пулеметов «Шпандау», установленных на капоте перед лобовым стеклом кабины. Построили три прототипа и 30 серийных машин. Самолет по тому времени получился средненький, в январе-феврале 1917 года его использовали на фронте, в том числе и в составе Jasta 2. В сентябре 1916 года в Шверине появился очередной истребитель D.V (М.22). Конструктивно он отличался от предшественников тем, что переднее крыло сдвинули вперед, придав ему небольшую стреловидность. Ротационный 9-цилиндровый двигатель «Оберрусель U1» мощностью 73 кВт был полностью закрыт капотом из металлического листа. Винт оснастили массивным обтекателем втулки. Самолет имел элероны на верхнем крыле, хвостовое оперение осталось плавающим. Стандартно самолет вооружался одним пулеметом «Шпандау», хотя некоторые машины получили по два пулемета. Всего изготовили 216 самолетов этого типа, из которых большинство было потеряно в боях. В конце 1917 года немногие уцелевшие машины передали в летные школы. Зимой 1917/18 г.г. в Шверине создали еще два прототипа со ротационными двигателями, обозначенные как V13/1 и V13/2. На одном прототипе стоял двигатель «Оберрусель Ur.III» мощностью 133 кВт, а на втором новый двигатель «Сименс- Гальске Sh.III» мощностью 117 кВт. Так появился самолет D.VI — детище Рейнгольда Платца. Самолет неплохо показал себя на испытаниях, но в серийном производстве получил более слабый двигатель «Оберрусель Ur.II» мощностью 81 кВт. В результате характеристики самолета стали хуже. Самолет D.VI представлял собой гибридную конструкцию: фюзеляж и хвостовое оперение от D.I, крылья и шасси от выпускавшегося в это время Dr.I. Размах крыла уменьшился, что позволило оставить с каждой стороны лишь по одной стойке, имеющей форму буквы N. Вооружение составляли два пулемета «Шпандау». установленные на фюзеляже перед кабиной. Фоккер планировал передать выпуск самолета D.VI в Австро-Венгрию, где имел хорошие связи с венгерской . В Австро-Венгрию удалось продать восемь самолетов D.VI. Там они получили обозначение «04» и на фронте не применялись, серийное производство на новом месте организовать не удалось.

После показа в Адлерсхофе, самолет D.VI приняли на вооружение германской армии и направили в серию. Завод в Шверине в это время был загружен заказом на триплан Dr. I и работами над новым самолетом D.VII. Все же удалось выпустить несколько десятков машин D.VI, из которых приемные испытания прошли только 59. Качество сборки на последнем этапе войны было ниже всякой критики. Некоторое число принятых истребителей попало в боевые части. Вероятно, на фронт самолеты D.VI начали поступать в первых числах апреля 1918 года. Известно, что 30 июня на фронте действовал 21 истребитель D.VI, а 30 августа — 27. Данные самолеты летали в составе баварской Jasta 80b, а также в Jasta 84. Один экземпляр попал в Jasta 90. Самолеты D.VI получили положительную оценку пилотов: они были маневренные и простые в пилотаже. Единственным недостатком была низкая скорость из-за — маломощного двигателя.

«Фоккер D.I».

«Фоккер D. V».

Тактико-технические данные самолетов «Фоккер D»

D.ID.IID.IIID.IVD.VD.VI
Сухая масса, кг463384452606363393
Взлетная масса, кг671575710841566583
Размах, м9.058.759.059,708,757,65
Длина, м5,706.406.306,306.056,23
Высота, м2,252,552,252,452,302,55
Площадь коыла. м22.018.020.021.015.517.7
Макс. скорость, км/ч150150160160170196
Время набора 1000 м, мин54332.5
Время набора 4000 м, мин24202214
Потолок, м5970
Время полета, ч1.51.51.51.51.5

История Фоккера Фо-124

В 1937 году Третий Рейх проводил конкурс на так называемый «стратегический истребитель». На конкурс было представлено сразу 4 двухмоторных самолёта:

  • Messerschmitt Bf.110;
  • Focke-Wulf Fw 57;
  • Нenschel Нs 124;
  • Fokker Fo-123.

На этот раз Энтони Фоккер решил не наступать на прошлые грабли, и в качестве силового агрегата для своей машины выбрал хорошо отработанный, пусть и не самый мощный двигатель водяного охлаждения Junkers Jumo 210Ga мощностью всего 700 л. с.

И на этот раз, как и в прошлый, его машина вчистую выиграла конкурс. Машина, получившая название Fokker Fo-123, сумела на испытаниях развить скорость 580 км/час. При том, что ближайший конкурент, оснащённый таким же точно двигателем, Messerschmitt Bf.110, сумел разогнаться всего до 453 км/час.

Fokker Fo-124

Характеристики Fokker Fo-124:

  • Двигатель — 2 Junkers Jumo 210Ga;
  • Мощность, л.с. — 2×700
  • Максимальная скорость, км/ч – 580
  • Крейсерская скорость, км/ч – 524
  • Практическая дальность, км – 1250
  • Практический потолок, м – 9000
  • Экипаж, чел. – 1
  • Вооружение: две 20-мм пушки MG FF и один 7,9-мм пулемета MG 17

Основные модификации Fokker

  • «Фоккер» E.I — двигатель «Оберурсель» U.0 (80 л.с). Вооружение — 1 7,92-мм синхронный пулемет «Парабеллум» LMG 14 (на 5 самолетах M5K./MG) либо «Шпандау» 1MG 08 (на остальных машинах). Экипаж — 1 человек. До ноября 1915 г. изготовлено 54 самолета.
  • «Фоккер» E.II — 9-цилиндровый ротативный двигатель «Оберурсель» U.1 (100 л.с; копия «Гном» «Моносупап»). Вооружение — один синхронный пулемет «Шпандау» 1MG 08 (боекомплект 500 патронов). Пулеметная установка доработана по сравнению с E.I. Прототип испытывался в июне 1915 г. Серийно выпускался с июля параллельно с «Фоккером» E.I. Выпущено 59 (по другим данным, 49) экземпляров.
  • «Фоккер» E.III — силовая установка и вооружение аналогичны «Фоккеру» E.II, но небольшое количество самолетов получили по 2 синхронных пулемета. Уменьшена хорда крыла, увеличен запас топлива, внесены некоторые другие изменения. С октября 1915 г. изготовлено 249 (по другим данным, 260) единиц.

Вид спереди на айндеккер Фоккера

Боевое применение и модификации

Именно самолёты Fo-124 стали основными истребителями сопровождения Люфтваффе. Эту миссию они успешно выполняли до самого конца войны. Основным достоинством машины была её высокая скорость и манёвренность. Но были у неё и серьёзные недостатки. Прежде всего, лётчики жаловались на недостаточное вооружение истребителя. Со временем этот недостаток был устранён путём установки в крылья двух дополнительных пулемётов.

Другим недостатком этих машин была сравнительно небольшая дальность полёта. Этот недостаток устранялся путём применения подвесных баков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: