Что известно об упавшем под Алматы самолете Fokker 10027 декабря 2020, 11:40

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 декабря 2020 года в Казахстане потерпел крушение пассажирский самолет Fokker 100 казахстанской авиакомпании Bek Air, вылетавший из Алма-Аты в Нур-Султан. Воздушное судно при взлете потеряло высоту, пробило бетонное ограждение и столкнулось с двухэтажным строением. На борту находились 100 человек — 95 пассажиров и пять членов экипажа. По предварительным данным, жертвами катастрофы стали 12 человек, еще 49 госпитализированы. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом типе воздушных судов.

Fokker 100 — узкофюзеляжный среднемагистральный пассажирский реактивный самолет. Разработан в первой половине 1980-х годов нидерландской авиастроительной компанией Fokker, является удлиненной версией модели Fokker F28 Fellowship с увеличенной пассажировместимостью. Первый полет совершил 30 ноября 1986 года, первым эксплуатантом стала в апреле 1988 года швейцарская авиакомпания Swissair. Самолет серийно выпускался в период с 1986 по 1997 годы, всего было построено 283 экземпляра. В настоящее время основными эксплуатантами являются австралийские региональные авиакомпании Alliance, QantasLink и SkyWest. У российских авиакомпаний Fokker 100 никогда не было. На территории бывшего СССР самолеты этого типа использует только казахстанская Bek Air — в ее парке восемь Fokker 100, не включая разбившийся.

История марки

Fokker – одна из самых известных компаний-производителей летательных аппаратов XX столетия. Основанная Энтони Фоккером в 1912 году, она быстро завоевала большой сегмент авиационного рынка благодаря удачным моделям военных самолетов. В Первую мировую войну «Фоккеры» были основными боевыми единицами в армии Германии.

1920-1930 годы стали звездным временем авиастроительной фирмы. Модель Fokker F.VII заняла около половины рынка Европы и Северной Америки в классе пассажирских и почтовых авиаперевозок.

Во Вторую мировую войну Германия оккупировала Голландию. Фабрики Э. Фоккера были конфискованы и переориентированы на выпуск военных самолетов для Люфтваффе. В конце 1944 года они были сильно повреждены в результате бомбардировок союзников и позже окончательно уничтожены немцами при отступлении.

После войны авиационный рынок был перенасыщен самолетами. Военные модели переделывались в транспортные и гражданские. Компания Fokker переживала жестокий кризис. Выход был найден в выпуске тренировочных самолетов S-11 и S-14, а позже – одних из первых реактивных истребителей.

В 1958 году представлен гражданский турбовинтовой самолет серии F-27/28. Он оказался на редкость удачным, став самым продаваемым в своем классе. Всего было произведено свыше 800 единиц. Стремясь закрепить успех, фирма в 1980 годах разработала улучшенную турбореактивную версию Fokker 100.

Салон Fokker 100

Союзники

Boeing B-17 Flying Fortress

Американская «летающая крепость» в ходе войны постоянно наращивала свою защищенность. Вдобавок к великолепной живучести (в виде, например, способности вернуться на базу с одним целым мотором из четырех) в модификации В-17G тяжелый бомбардировщик получил тринадцать 12,7-мм пулеметов. Была разработана тактика, в рамках которой «летающие крепости» шли над вражеской территорией в шахматном порядке, защищая друг друга перекрестным огнем. Самолет оснастили высокотехнологичным на то время бомбовым прицелом Norden, построенным на основе аналогового вычислителя. Если британцы бомбили Третий рейх в основном в темное время суток, то «летающие крепости» не боялись появляться над Германией в светлое время суток.

Avro 683 Lancaster

Один из главных участников налетов бомбардировочной авиации союзников на Германию, британский тяжелый бомбардировщик Второй мировой. На долю Avro 683 Lancaster пришлось ¾ всего бомбового груза, выброшенного англичанами на Третий рейх. Грузоподъемность позволяла четырехмоторному самолету брать на борт «блокбастеры» — сверхтяжелые бетонобойные бомбы Tallboy и Grand Slam. Низкая защищенность предполагала использование «Ланкастеров» в качестве ночных бомбардировщиков, однако ночное бомбометание отличалось невысокой точностью. Днем же эти самолеты несли ощутимые потери. «Ланкастеры» активно участвовали в самых разрушительных бомбовых налетах Второй мировой — на Гамбург (1943) и Дрезден (1945).

North American P-51 Mustang

Один из самых знаковых истребителей Второй мировой, сыгравший исключительную роль в событиях на Западном фронте. Как бы ни защищали себя тяжелые бомбардировщики союзников, уходившие в рейды на Германию, эти большие, низкоманевренные и относительно тихоходные самолеты несли тяжелые потери от немецкой истребительной авиации. Компания North American по заказу британского правительства срочно создала истребитель, который мог не только успешно сражаться с «мессерами» и «фоккерами», но и иметь достаточный радиус действия (за счет подвесных баков), чтобы сопровождать рейды «бомберов» на континент. Когда в 1944 году «Мустанги» стали использоваться в этом качестве, стало ясно, что воздушная война на Западе немцами окончательно проиграна.

Supermarine Spitfire

Основной и самый массовый истребитель британских ВВС военной поры, один из лучших истребителей Второй мировой. Его высотные и скоростные характеристики делали его равным соперником немецкому Messerschmitt Bf.109, и в очной схватке этих двух машин большую роль играло мастерство пилотов. «Спитфайры» отлично зарекомендовали себя, прикрывая эвакуацию англичан из Дюнкерка после успеха гитлеровского блицкрига, а затем в ходе Битвы за Британию (июль-октябрь 1940 года), когда английским истребителям приходилось бороться как с немецкими бомбардировщиками Не-111, Do-17, Ju 87, так и с истребителями Bf. 109 и Bf.110.

Создание

Программа Fokker F28 Mk 0100 была анонсирована в 1983 году в качестве обновленной замены популярного, но устаревшего F28 Fellowship. Два первых прототипа начали проходить испытания в 1986 году, в ноябре 1987 года был получен сертификат на их производство.

Первым эксплуатантом стал швейцарский авиаперевозчик Swissair. В его авиапарке эксплуатировались самолеты Fokker 100 с двигателями Tay 620-15. Следом большую партию с более мощными моторами Tay 650-15 заказали компании из США:

  1. «Американские авиалинии» (75 единиц).
  2. Transportes Aereos Regionais (50).
  3. USAir (40).

К 1991 году Fokker выпустил 70 единиц различных модификаций и имел заказы еще на 230. В 1993-м была введена версия с увеличенной дальностью благодаря дополнительным топливным бакам в крыльях. А в 1994 году была выпущена скоростная грузопассажирская версия 100QC.

Fokker 100

Fokker 100 Fokker

Пассажирский самолет для авиалиний малой и средней протяженности

Официально к разработке самолета приступила в конце ноября 1983 г. одновременно с началом проектирования турбовинтового самолета Фоккер 50. До этого фирма в течение трех лет изучала возможность дальнейшего развития пассажирского самолета F.28-4000 «Фэллоушип» с целью повышения экономичности. Оценив потребности рынка, пришла к выводу о необходимости разработки самолета в классе на 100 мест.При разработке нового самолета фирма поставила цель добиться заметного снижения расхода топлива по сравнению с другими аналогичными самолетами. Для нового самолета было спроектировано усовершенствованное крыло, в конструкции которого был использован высокоэффективный аэродинамический профиль, позволивший увеличить качество крыла в крейсерском полете. Первоначально разрабатываемый самолет имел обозначение «Супер» F.28 и по своей схеме напоминал самолет F.28 «Фэллоушип». Некоторое время исследовался проект самолета F.29, у которого двигатели были размещены на пилонах под крылом. В конце концов было решено вернуться к компоновке с ТРДД в хвостовой части фюзеляжа, которая позволяла обеспечить все преимущества от нового крыла. Таким образом появился проект самолета Фоккер 100. К разработке его присоединились немецкая и английская . Летные испытания первого опытного самолета начались 30 ноября 1986 г. В конце ноября 1987 г. самолет был сертифицирован в Голландии, а в мае 1989 г. — в США по нормам FAA. Поставки начались в конце февраля 1988 г. Сертификация варианта самолета с ТРДД «Тэй» Mk.650 была завершена в июле 1989 г. На основе самолета Фоккер 100 был разработан 70-местный самолет Фоккер 70. Исследовался проект самолета Фоккер 130, рассчитанный на перевозку 116-137 пассажиров и отличавшийся от исходного самолета удлиненным фюзеляжем и использованием более мощных ТРДД Роллс-Ройс «Тэй». Авиакомпаниям также предлагался переоборудуемый грузопассажирский самолет Фоккер 100QC, который мог в грузовом варианте перевозить до 11 контейнеров LD3. За счет усиления конструкции он мог перевозить платную нагрузку массой 11,5 т.

Оборудование Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS производства американской с шестью цветными дисплеями для вывода информации о полете и работе бортовых систем и силовой установки. Имеется встроенная система диагностики состояния бортовых систем. Вся авионика соответствует стандарту ARINC 700. Двигатели

ТРДД Роллс-Ройс «Тэй» Mk.620 (2 х6290 кгс) или «Тэй» Mk.650 (2 х 6855 кгс)
Уровень шума
ЕРN дБ: при взлете — 82,7, сбоку от ВПП — 91,6, при заходе на посадку — 93
Состояние
Выпускался серийно в 1987-1996 гг. К середине 1996 г. было продано около 300 самолетов, к концу 1996 г. в эксплуатации находилось 266.
Размеры
размах крыла (м) 28,08 длина самолета (м) 35,53 высота (м) 8,51 площадь крыла (кв.м) 93,5 диаметр фюзеляжа (м) 3,3
Число мест
экипаж 2 максимальное 107-109
Размеры пассажирской кабины
длина (м) 21,19 максимальная ширина (м) 3,1 максимальная высота (м) 2,01 объем (куб.м) 107,6
Массы и нагрузки
взлетная (т) 45,81 пустого снаряженного (т) 24,72 самолета без топлива (т) 36,74 платная нагрузка (т) 12 посадочная (т) 39,91 запас топлива (т) 13365
Летные данные
крейсерская скорость (км/ч) 855 дальность полета с (кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 107 составляет 2390 км.
эксплуатационный потолок
(м) 10700
потребная длина ВПП
(условия МСА, на уровне моря) (м) 1860

Банкротство

Впрочем, расходы на разработку Fokker 100 были столь высоки, что компания стала терпеть крупные убытки. Голландское правительство поддержало производителя, выделив на рефинансирование 212 млн гульденов, но с условием поиска стратегических партнеров.

В 1992-м был подписан контракт с DASA Daimler-Benz, однако 5 февраля 1996 года немцы решили выйти из авиационного бизнеса. Уже 15 марта была объявлена банкротом. К этому времени было реализовано 283 авиалайнера.

Самолет Fokker 100

Дизайн

Жители Восточной Европы при взгляде на фото Fokker 100 наверняка найдут много общего с отечественным самолетом Як-42. И это неслучайно – воздушные суда относятся к одному классу реактивных региональных лайнеров. Видимые отличия заключаются разве что в линейных размерах и дополнительном воздухозаборнике центрального двигателя на «Яках».

Внешний вид и компоновка Fokker 100 базируется на оригинальном дизайне F28. От предшественника отличается новой авионикой, переделанным крылом и двумя турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce Tay нового поколения. Наиболее заметным отличием является более длинный фюзеляж, который увеличен на 65 %. Это позволило повысить вместимость с 65 в первоначальных сериях F28 до 107 человек в трехместной бюджетной компоновке. Крылья стали на 30 % более эффективными.

В кокпите была обновлена электронная система ручного управления Rockwell Collins DU-1000. Как и Fellowship, Fokker 100 сохранил двойные задние фюзеляжные двигатели и конфигурацию T-tail, аналогичную конструкции семейства Douglas DC-9.

Кабина Fokker 100

Технические характеристики

  • двигатели – турбореактивные моделей Rolls-Royce Tay Mk 620/650;
  • количество мест в пассажирском салоне Fokker 100 — 85/122 в зависимости от исполнения;
  • длина – 35,5 м;
  • площадь крыла – 93,5 м2;
  • длина крыла – 28 м;
  • диаметр фюзеляжа – 3,3 м;
  • высота – 8,5 м;
  • вес взлетный – 43,09/45,81 т;
  • полезная нагрузка – 11,24/11,99 т;
  • скорость крейсерская – 845 км/час;
  • дальность полета при полной загрузке – 2450/3170 км;
  • потолок – 11000 м.

Самолет Фоккер D.XXI

К началу Второй мировой войны Нидерланды располагали, фактически, двумя отдельными армиями: в метрополии и в Голландской Ост-Индии – своей крупнейшей и самой богатой колонии.

Комплектование их вооружением осуществлялось по разным статьям бюджета и по разным требованиям – ведь условия Европейского и Ост-Индийского театров военных действий существенно различались. В 1935 году ВВС Голландской Ост-Индии заказали новый самолет-истребитель, оптимизированный для эксплуатации в колонии: пусть не с особо выдающимися летными качествами, но простой и ремонтопригодный. Конструктор Эрих Шацки предложил моноплан смешанной конструкции (металлический фюзеляж с дюралевой и полотняной обшивкой, деревянное с фанерной обшивкой крыло) с неубирающимся шасси и британским 9-цилиндровым мотором «Бристоль Меркьюри» VIS (640 л. с). Прототип, получивший обозначение D.XXI, был облетан 27 марта 1936 года. Но как раз в то время приоритеты поменялись: ВВС Голландской Ост-Индии отказались от закупки истребителей, решив сконцентрироваться на развитии бомбардировочной авиации. В 1937 году правительство Нидерландов заказало партию самолетов Фоккер D.XXI для ВВС метрополии. Так «колониальный» истребитель поступил на вооружение в Европе. В общей сложности изготовили около 150 D.XXI, из них только 46 (включая прототип) – в Нидерландах.

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

Для ВВС Нидерландов в 1938-1939 годах поставили 36 самолетов Фоккер D.XXI с двигателем «Меркьюри» VIII (840 л. с.) и вооружением из четырех 7,92-мм крыльевых пулеметов «ФН-Браунинг» М36. Дания получила два истребителя Нидерландов и 10, собранных по лицензии. Они имели моторы «Меркьюри» VII (830 л. с.) и вооружались парой 8-мм синхронных пулеметов DISA. Наиболее крупным эксплуатантом Фоккер D.XXI стали ВВС Финляндии – они получили семь самолетов из Нидерландов (в 1937 году) и 90 было изготовлено по лицензии. 21 самолет укомплектовали моторами «Меркьюри» VII, еще 21 – «Меркюри» VIII. В 1940-1941 годах выпустили 50 истребителей с американскими моторами «Пратт энд Уитни» SB4-C или SB4-G (825 л. с). Наконец, в мае – июне 1944 года собрали пять машин с двигателями «Пегасус» X (920 л. с). Вооружение финских D.XXI, как правило, состояло из двух крыльевых и двух синхронных 7,7-мм пулеметов «Виккерс», но самолеты с американскими двигателями вооружались четырьмя 7,92-мм крыльевыми пулеметами. Лицензию на производство 50 истребителей Фоккер D.XXI приобрело республиканское правительство Испании. Их планировалось оборудовать советскими моторами М-25 и пулеметами ШКАС, но испанцы сумели собрать лишь одну машину.

Читать: Истребитель-бомбардировщик «Нортроп» F-5

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

К моменту германского вторжения 10 мая 1940 года ВВС Нидерландов имели 32 истребителя Фоккер D.XXI (из них 28 исправных). В первый день войны они сбили семь немецких самолетов ценой потери двух своих. 11-12 мая «Фоккеры» сопровождали собственных разведчиков и бомбардировщиков, а 13 мая – штурмовали наземные части вермахта. Несколько D.XXI стали немецкими трофеями, но сведения об их применении отсутствуют. В Дании Фоккер D.XXI никакого сопротивления агрессии оказать не успели – 9 апреля 1940 года аэродром Верлесе, где базировались истребители, подвергся налету группы Bf 110С. Один D.XXI был сбит на взлете, еще четыре – уничтожены прямо на аэродроме. После этого сопротивление датской авиации прекратилось.

ВВС Финляндии к началу советско-финской войны 30 ноября 1939 года имели в строю 36 «Фоккеров». Ввиду огромного численного превосходства советской авиации их пилоты получили приказ атаковать только бомбардировщики, не отвлекаясь на истребителей. И надо сказать, успехов они добились немалых – стоит упомянуть хотя бы легендарный воздушный бой 6 января 1940 года, в ходе которого Йорма Сарванто сбил шесть самолетов ДБ-3. Всего же в ходе Зимней войны пилоты D.ХХI записали на свой счет 119 воздушных побед. Собственные потери составили 12 машин (из них девять сбитых в воздушных боях). После окончания Зимней войны истребители Фоккер D.XXI обеспечивали противовоздушную оборону районов Хельсинки и Турку. После начала очередной войны с СССР их использовали также для борьбы с катерами в Финском заливе.

Читать: Патрульная летающая лодка «Консолидэйтед» PBY — легендарная «Каталина»

С июля 1941 года Фоккер D.XXI постепенно передавались из истребительных групп в части взаимодействия с армией. Теперь они применялись для разведки и прикрытия собственных самолетов-разведчиков, реже – для штурмовок вражеских наземных объектов. На фронте Фоккер D.XXI применялись вплоть до сентября 1944 года, а в учебных частях ВВС Финляндии летали до 1948 года.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОККЕР D.XXI

  • Тип: одноместный истребитель
  • Двигатель: «Бристоль Меркьюри» VIII мощностью 840 л. с.
  • Размеры: длина, м: 8,20 высота, м: 2,95 размах крыла, м: 11 площадь крыла, м3:16,2
  • Вес, кг: пустого самолета: 1594 взлетный: 1970
  • Технические характеристики: максимальная скорость, км/ч: 460 дальность полета, км: 930 практический потолок: 11350 м
  • Вооружение: 4 х 7,7-мм пулемета

Возможно вам будет интересно:

  • Самолет Фоккер C.V — голландский разведчик
  • Самолет «Фоккер» F-27 «Френдшип»
  • Германский истребитель Fokker E.V
  • Германский истребитель Arado Ar 68
  • Германский истребитель LFG Roland D.I «Haifisch»
  • Самолеты «Бюккер» — Bu 131, 133 и 181

Подписывайтесь на
наш канал в Яндекс.Дзен

Текущие операторы

На конец 2020 года в эксплуатации находилось 165 воздушных судов данной марки. Список крупнейших авиакомпаний, в чьем парке находятся Fokker 100:

  1. Bek Air (8 единиц) – Казахстан.
  2. QantasLink (18), Austrian Airlines (12), Virgin Australia Regional Airlines (14) – Австралия.
  3. Iran Aseman Airlines (18), Iran Air (14) – Иран.
  4. Air Niugini (7) – Папуа — Новая Гвинея.
  5. Montenegro Airlines (5) – Черногория.
  6. Air Panama (5) – Панама.
  7. Helvetic Airways (5) – Швейцария.

Fokker 100: фото аварии

Происшествия

За долгую историю модель не раз попадала в аварии и происшествия различной степени тяжести. Чаще всего причиной трагедий становились ошибки человека, а также террористические действия.

Первая серьезная авария произошла 5 апреля 1993 года, когда борт Palair Macedonian Airlines Flight 301, вылетев из столицы Македонии — города Скопье, вскорости разбился. Из 97 пассажиров 14 удалось выжить.

Самое большое число жертв зафиксировано 31 октября 1996 года. Рейс TAM Airlines потерпел аварию после взлета и полностью сгорел. Погибли все 99 человек, находившихся на борту.

Один из последних инцидентов произошел в Казахстане 27 апреля 2016 года. У самолета Fokker 100 авиакомпании Bek Air при посадке не вышло переднее шасси. К счастью, опытные пилоты посадили лайнер без жертв. Позже выяснилось, что причиной происшествия стал отказ механики воздушного судна.

Что известно об упавшем под Алматы самолете Fokker 10027 декабря 2020, 11:40

Утром 27 декабря под Алматы разбился пассажирский самолет Fokker 100 авиакомпании Bek Air. Он выполнял рейс Алматы — Нур-Султан. Известно о 14 погибших. Самолету было 23 года. Что известно о данной модели самолета — в материале .

Продолжение

1. Деятельность авиакомпании Bek Air приостановлена

2. Шетел басылымдары Алматыдағы ұшақ апаты туралы қалай ақпарат таратты?

По данным МИИР, сертификат летной годности воздушного судна был выдан в мае 2020 года. Дата выпуска борта апрель 1996 года. Зарегистрирован в казахстанском реестре 26 августа 2020 года (номер свидетельства 940). В авиакомпании Bek air зарегистрировано 9 таких бортов.

Падение самолета Bek Air. Онлайн-трансляция

Fokker 100 — среднемагистральный реактивный пассажирский самолет. Самый большой серийный самолет нидерландской авиастроительной компании Fokker. Он вмещает до 107 пассажиров, отсюда и цифра в названии. Предназначен для коротких и средних рейсов.

По данным Airwar.ru, основой для этого самолета послужил более ранний планер Fokker F28. Разработчики удлинили фюзеляж на 5,51 метра, что позволило увеличить количество пассажиров до 107 человек вместо 85. Была изменена механизация крыла для повышения подъемной силы на взлете и посадке, увеличился размах крыльев. У «сотки» он составляет 28,08 метра.

В Fokker 100 в качестве силовой установки используются два турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce Tay Mk 620-15, более поздняя версия которого использовалась в том числе и на Boeing 727-100.

Первый полет Fokker 100 состоялся 30 ноября 1986 года, сертификация была завершена в ноябре 1987 года, а первые поставки в авиакомпанию Swissair, ставшую первым эксплуатантом серийной модели F100, начались уже в феврале 1988 года.

В Википедии без ссылки на источник сообщается, что низкие эксплуатационные расходы и практическое отсутствие конкуренции в данном классе сделали его одним из самых востребованных самолетов в конце 1980-х годов, но из-за малоэффективного менеджмента компания Fokker обанкротилась в марте 1996 года. Производство самолетов Fokker 100 завершилось в 1997 году, всего было произведено 283 воздушных судна.

На сайте Fokker Aircraft сообщается, что 3 февраля 2020 года два бывших в эксплуатации португальской авиакомпании самолета F100 — CS-TPA и CS-TPF — были переданы компании Bek Air из Казахстана. По данным Ato.ru, один такой борт Bek Air приобрела и ранее, в 2020 году.

На сегодня, по данным сайта, самолеты Fokker 100 используют 30 авиакомпаний мира.

По данным сайта Aviation Safety, до этого дня в общей сложности в результате катастроф и серьезных аварий были потеряны 16 самолетов Fokker 100.

Самая крупная авария произошла в 1993 году в Скопье (Северная Македония). Тогда самолет разбился при наборе высоты из-за обледенения крыла, погибли 83 человека.

Ранее авария с участием самолета данного типа произошла в 2016 году в Нур-Султане (тогда Астана). 27 марта самолет авиакомпании Bek Air, летевший из Кызылорды, совершил аварийную посадку в аэропорту столицы с невыпущенной передней стойкой шасси.

После инцидента Первый Президент Нурсултан Назарбаев отметил храбрость командира воздушного судна Дмитрия Родина, посадившего самолет в экстремальных условиях. Экипаж судна представили к награде.

Позже стало известно, что Bek Air за счет страховки отремонтирует самолет, совершивший посадку без шасси.

Падение самолета Bek Air: полный список пассажиров

Названы имена погибших при падении самолета Bek Air

Сегодня, 27 декабря, борт авиакомпании Bek Air, следующий рейсом 2100 Алматы — Нур-Султан, вылетев по плану в 7:05, пропал с радара. На борту находились 93 пассажира и пять членов экипажа. Позже в Сети начали рассылать фотографии самолета, разбившегося за пределами аэродрома.

В МИИР сообщили, что при взлете самолет потерял высоту и пробил бетонное ограждение. Произошло столкновение с двухэтажным строением. Незамедлительно начались спасательные работы, удалось избежать возгорания.

Полеты Fokker-100 приостановили в Казахстане

Президент Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнование родным и близким погибших. Также Токаев пообещал, что все виновные понесут строгое наказание.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: