MD-90 | |
MD-90 а/к Japan Airlines, борт JA8029. | |
Тип | пассажирский |
Производитель | McDonnell Douglas |
Первый полёт | 22 февраля 1993 года |
Начало эксплуатации | 1995 год (Delta Air Lines) |
Основные эксплуатанты | Saudi Arabian Airlines Delta Air Lines China Southern Japan Airlines |
Годы производства | 1993 — 2000 |
Единиц произведено | 116 |
Стоимость единицы | US$ 41,5-48,5 млн. |
Базовая модель | McDonnell Douglas MD-80 |
Варианты | Boeing 717 |
Изображения на Викискладе |
McDonnell Douglas MD-90McDonnell Douglas MD-90
Макдонелл-Дуглас МД-90
— среднемагистральный пассажирский самолёт. Разработан в США фирмой McDonnell Douglas в начале 90-х годов.
История MD-90
Первый полёт MD-90 совершил в 1993 году. Этот самолёт представлял собой удлинённый на 1.4 м MD-88. MD-90 также имел улучшенную авионику и более топливно-эффективные двигатели IAE V2500. После слияния Боинга и МакДоннел Дуглас в 1997 году темпы производства MD-90 резко упали и последний МД-90 сошёл с конвейера в 2001 году, на заводе в Китае. Таким образом MD-90 проиграл борьбу своим ближним конкурентам — европейскому Airbus A320 и американскому Боингу 737—800. Всего с 1993 по 2001 годы было произведено 117 MD-90.
MD-90 имеет ряд модификаций
- MD-90-30 – это базовая модель, о которой было описано выше. На ней установлены двигатели V2500 и кабина пилотов EFIS.
- MD-90-30IGW – это модификация исходного самолета с увеличенным взлетным весом. Был построен только один экземпляр.
- MD-90-30ER – это модификация MD-90-30 с увеличенной дальностью полета. Было построено 2-а самолета.
- MD-90-30T «Trunkliner» — это вариант MD-90-30, который должен был собираться в Шанхае, в КНР. Новинкой этой модели стали шасси. Благодаря этому, было возможно размещения тяжелых самолетов на непригодных для этого ВПП. Было построено 2-а самолета.
Сравнение ЛТХ[расшифровать] самолётов семейства MD-80
MD-81 | MD-82/-88 | MD-83 | MD-87 | MD-90-30ER | |
Число пассажиров (в туристическом классе) | 172 | 172 | 172 | 139 | 172 |
Максимальная взлётная масса | 64 000 кг | 67 800 кг | 72 600 кг | 64 000 кг | 70 760 кг |
Максимальная дальность | 2900 км | 3800 км | 4600 км | 4400 км | 4425 км |
Крейсерская скорость | 811 км/ч | 811 км/ч | 811 км/ч | 811 км/ч | 812 км/ч |
Длина | 45,1 м | 45,1 м | 45,1 м | 39,7 м | 46,5 м |
Размах крыла | 32,8 м | 32,8 м | 32,8 м | 32,8 м | 32,87 м |
Высота в хвосте | 9,05 м | 9,05 м | 9,05 м | 9,3 м | 9,4 м |
Силовые установки | 2×8391 кгф[расшифровать ] | 2×9072 кгф[расшифровать ] | 2×9525 кгф[расшифровать ] | 2×9072 кгф[расшифровать ] | 2×11 340 кгф[расшифровать ] |
Тип двигателей | Pratt & Whitney JT8D-209 | Pratt & Whitney JT8D-217A/C | Pratt & Whitney JT8D-219 | Pratt & Whitney JT8D-217C | IAE V2525-D5 |
представляет собой, по существу, вариант MD-80 с заменой двигателей и некоторыми усовершенствованиями. Вначале он обозначался DC-9 Super 90 и получил название MD-90, когда в ноябре 1989 г. был официально запущен в производство. Самолет MD-90 имеет аналогичное с MD-80 поперечное сечение фюзеляжа, улучшенное крыло с большой подъемной силой и кабину пилота, оснащенную приборными досками с электронно-лучевой индикацией данных. Варианты самолета MD-90 различаются выбором различных модульных компонентов.
Двигатели Pratt & Whitney серии JT8D-200 заменены усовершенствованными турбовентиляторными двигателями V2500, малошумными и экологически более чистыми. В июне 1992 г. Китайская национальная аэротехнологическая корпорация заказала первую партию из 20 самолетов MD-90-30T (в виде полных комплектов) для сборки на заводах в Шанхае. Окончательное количество самолетов, заказанных Китаем, составляет 170 аппаратов, получивших название Trunkliner.
В марте 1994 г. авиа получила первый самолет в варианте MD-90-30. Дальнейшим развитием самолета MD-90-30 должен стать вариант MD-90-50 с взлетной массой 78 т и двигателями V2528-D5 (тягой по 12710 кгс). Самолет будет иметь
дополнительные топливные баки, в результате чего его дальность полета возрастет до 5500 км. Модификация MD-90-55 сможет перевозить в туристическом варианте 187 пассажиров. В 1992 г. между фирмой McDonnell Douglas и КНР было подписано соглашение о производстве в Китае по лицензии 20 самолетов MD-90-30T (Trunkliner — специальный 147-местный вариант, разработанный по заказу Китая, с модифицированным четырехколесным шасси с тандемным расположением колес для взлета и посадки на полуподготовленные взлетные полосы), а в дальнейшем довести их выпуск до 150. В 1994 г. было подписано дополнительное соглашение, согласно которому КНР закупит 14 самолетов MD-90-30 в США (кроме лицензионных самолетов).
На самолете установлены цифровой комплекс авионики EFIS с шестью цветными плоскими жидкокристаллическими многофункциональными дисплеями, автоматическая система самолетовождения (FMS) и система предупреждения столкновений в полете TCAS. Установлены 2 ТРДД International Aero Engines V2525-D5 (тягой по 11350 кгс).
Модификации :
MD-90-10 | основной вариант, оснащенный двумя двигателями V2522-D5 с тягой по 97 кН, предназначен для замены самолета MD-87, количество пассажиров от 111 до 116 человек. |
MD-90-30 | фюзеляж удлинен на 1,45 м, установлены два двигателя V2525-D5 с тягой по 111 кН. Предназначен для замены самолета MD-83, вмещает 158 пассажиров. |
MD-90-30T Trunkliner | специальный 147-местный вариант, разработанный по заказу Китая, с модифицированным четырехколесным шасси с тандемным расположением колес для взлета и посадки на полуподготовленные взлетные полосы. |
MD90-40 | еще более удлиненный вариант (52,3 м), оснащен двумя двигателями V2528-D5 с тягой по 124 кН, рассчитан на 181 пассажира. Проектируется вариант MD90-40EC с увеличенным запасом топлива и полезной нагрузкой для использования в Европе. |
MD90-50 | вариант с двигателями V2528-D5. |
ЛТХ: |
Модификация | MD-90-10 | MD-90-30 |
Размах крыла, м | 32.80 | 32.87 |
Длина самолета, м | 46.50 | 46.51 |
Высота самолета, м | 9.42 | 9.33 |
Площадь крыла,м2 | 112.30 | 112.30 |
Масса, кг | ||
пустого снаряженного самолета | 39275 | 39900 |
максимальная взлетная | 70760 | 70700 |
Тип двигателя | 2 ТРДД IAE V2525-D5 | |
Тяга, кгс | 2 х 111 | |
Максимальная скорость, км/ч | 895 | 875 |
Крейсерская скорость, км/ч | 830 | 810 |
Экономическая скорость, км/ч | 802 | 802 |
Практическая дальность, км | 4329 | 4200 |
Практический потолок, м | 10670 | |
Экипаж, чел | 2 | 2 |
Полезная нагрузка | 137-146 пассажиров в смешанном классе | 152 пассажира в кабине двух классов или 172 пассажира — максимально или 17300 кг груза |
Доп. информация : |
Фотографии: | MD-90-30 (c) Evan Dougherty |
MD-90-30 (c) Hualiang liao | |
MD-90-30 (c) lghsiao | |
Пассажирский салон MD-90-30 (c) Brandon Williams | |
Кабина пилотов MD-90-30 (c) Yuxiaobin |
Схемы:
MD-90 |
Схема пассажирского салона |
Варианты окраски:
MD-90-30 авиакомпании Delta |
Список источников: |
Виктор Беляев. Пассажирские самолеты мира Авиационный справочник на Avia.ru. MD — 90 — 30 Пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности Airliners.net : McDonnell Douglas MD-90 Boeing History. McDonnell Douglas MD-90 |
Уголок неба. 2020 (Страница: Дата модификации: )
Катастрофы
По данным на 18 июля 2011 года было потеряно 4 самолета типа McDonnell Douglas MD-90, причем три из них в течение всего трех месяцев[1]:
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
24.08.1999 | B-17912 | Хуалянь | 1/96 | При касании ВПП в багаже лопнули бутылки с бензином, начался пожар. |
24.02.2009 | PK-LIO | Батам | 0/162 | Посадка с невышедшей передней стойкой шасси. Списан. |
09.03.2009 | PK-LIL | Джакарта | 0/166 | Сошел с ВПП при посадке в ливень. Машина списана. |
08.05.2009 | HZ-APW | Эр-Рияд | 0/8 | При посадке выкатился с ВПП. Машина списана. |
Comaro
На странице представлены фотографии и технические характеристики компрессора Камаро МД 90-08.
Comaro MD 90-08 относится к индустриальному высокопроизводительному оборудованию, предназначенному для работы с максимальной интенсивностью в автоматическом режиме круглые сутки.
Данный вид компрессоров имеет свою особенность, они оснащены прямым приводом, что позволяет исключить потери механической энергии, как в случае с ременным или редукторным приводом. Также благодаря наличию такого привода, КПД агрегата повышается на 1-2% в сравнении с другими моделями компрессоров.
Комаро МД 90-08 отличает от остальных компрессоров более высокая надежность в целом и низкий уровень шума, это достигается путем исключения дополнительных элементов.
Высокая производительность агрегата обеспечивается за счет использования специально созданной винтовой пары, которая в сочетании с прямым приводом позволяет достигать высоких показателей даже при низком электропотреблении.
Comaro MD 90-08 имеет встроенную систему управления COMCON 300. Данный блок управления использует энергосберегающий режим, а также обеспечивает максимальную безопасность работы оборудования, контролируя основные показатели. Для охлаждения в представленном аппарате используют радиатор, который охлаждает не только воздух, но и масло. Снижение тепловой нагрузки на последующее оборудование достигается тем, что радиатор выдает воздух из компрессора с разницей в температуре с окружающей средой всего в 100С, иногда даже меньше.
Технические параметры
COMARO MD 90-08 | Единица измерения | Значение |
Максимальная величина рабочего давления | бар | 8 |
Рекомендуемая величина рабочего давления | бар | 7 |
Объем сжатого воздуха при величине давления 7 бар | м3/мин | 15.60 |
Модель трансмиссии | Приводная муфта | |
Количество смазочного материала | литров | 70 |
Номинальная производительность мотора | кВт | 90 |
Величина рабочего напряжения / частоты | В/Гц | 400V/50 |
Модель электромотора / класс изоляции | F /TEFC | |
Схема подключения (запуска) | Звезда-треугольник | |
Система охлаждения | Воздушное | |
Максимально допустимая температура рабочей среды | оС | + 45 |
Производительность воздушного охлаждения | м3/мин | 320 |
Производительность электровентилятора | кВт | 0.75*2 |
Управляющий блок | COMCON 300 | |
Размер выпуска сжатого воздуха | дюйм | 2 1\2” |
Габариты установки (Длина — Ширина – Высота) | мм | 2400х1450х1670 |
Масса | кг | 2500 |
Расходные материалы
Название | Количество | Код заказа | Периодичность замены, ч |
Фильтр масляный | 1 шт. | 03.01.21203 | 500+3000 |
Фильтр воздушный | 1 шт. | 03.02.12505 | 3000 |
Масло | 70 л | KRAFT-OIL S | 500+3000 |
Сепаратор | 1 шт. | 03.03.21303 | 3000 |
- Плановое первое профилактическое обслуживание должно осуществляться через первые 500 часов работы компрессорной установки.
- Все остальные последующие профилактические осмотры и обслуживания должны проводиться через каждые 3000 часов работы.
Ссылки
Реактивные - DC-8
- DC-9 (MD-80
- MD-90
- MD-95)
- DC-10 (MD-11)
Отменённые - DC-7 (Globemaster)
- DC-7D
- DC-8 (поршневой)
- Model 2067 (DC-9)
- Model 2229 (SST)
- MD-91X/-92X/-94X
- MD-12/-XX
- DC-10-60
История создания
В 1965 году первый полёт совершил DC-9 – двухмоторный узкофюзеляжный лайнер для линий небольшой протяжённости. Самолёт оказался удачным, коммерчески успешным, и производился до начала 80-х годов.
В 1982 году производитель, к этому времени слившийся с , начал выпуск преемника DC-9, получившего название МD-80. Он отличался улучшенной конструкцией крыла, большим запасом топлива и увеличенной взлётной массой. MD-80 оказался даже более популярным, чем DC-9, но в целом пассажирские самолёты “Макдоннел-Дуглас» производились в меньших объёмах, чем продукция конкурентов.
В 90-е годы сокращение оборонных заказов сильно ударило по компании.
В попытках удержаться на плаву «Макдоннел-Дуглас» разработал MD-90 – вариант MD-80 с удлинённым фюзеляжем и более экономичными двигателями. Несложно заметить, что модернизации включали в себя увеличение пассажировместимости, а вследствие того – и размеров. При этом фирма пыталась разработать укороченную версию MD-80, но получившийся самолёт оказался не очень удачным.
Наконец, в 1994 году было объявлено о запуске в серию MD-95 – лайнера, который заменил бы оригинальные DC-9. Однако, отсутствие военных заказов, невысокая популярность 3-моторного лайнера MD-11 и отсутствие средств на завершение нового «флагмана» привели к тому, что .
Находящиеся в серийном выпуске пассажирские самолёты «Макдоннел-Дуглас», и без того не являвшиеся лидерами продаж, вскоре «пали жертвой» внутренней конкуренции. Но вот MD-95 было решено сохранить под новым названием – «Боинг-717».
Отрывок, характеризующий McDonnell Douglas MD-90
Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны. В комнате было полутемно; только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была установлена мелкою мебелью шифоньерок, шкапчиков, столиков. Из за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла. – Ах, это вы, mon cousin? Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком. – Что, случилось что нибудь? – спросила она. – Я уже так напугалась. – Ничего, всё то же; я только пришел поговорить с тобой, Катишь, о деле, – проговорил князь, устало садясь на кресло, с которого она встала. – Как ты нагрела, однако, – сказал он, – ну, садись сюда, causons. [поговорим.] – Я думала, не случилось ли что? – сказала княжна и с своим неизменным, каменно строгим выражением лица села против князя, готовясь слушать. – Хотела уснуть, mon cousin, и не могу. – Ну, что, моя милая? – сказал князь Василий, взяв руку княжны и пригибая ее по своей привычке книзу. Видно было, что это «ну, что» относилось ко многому такому, что, не называя, они понимали оба. Княжна, с своею несообразно длинною по ногам, сухою и прямою талией, прямо и бесстрастно смотрела на князя выпуклыми серыми глазами. Она покачала головой и, вздохнув, посмотрела на образа. Жест ее можно было объяснить и как выражение печали и преданности, и как выражение усталости и надежды на скорый отдых. Князь Василий объяснил этот жест как выражение усталости. – А мне то, – сказал он, – ты думаешь, легче? Je suis ereinte, comme un cheval de poste; [Я заморен, как почтовая лошадь;] а всё таки мне надо с тобой поговорить, Катишь, и очень серьезно. Князь Василий замолчал, и щеки его начинали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице князя Василия, когда он бывал в гостиных. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло шутливо, то испуганно оглядывались. Княжна, своими сухими, худыми руками придерживая на коленях собачку, внимательно смотрела в глаза князю Василию; но видно было, что она не прервет молчания вопросом, хотя бы ей пришлось молчать до утра. – Вот видите ли, моя милая княжна и кузина, Катерина Семеновна, – продолжал князь Василий, видимо, не без внутренней борьбы приступая к продолжению своей речи, – в такие минуты, как теперь, обо всём надо подумать. Надо подумать о будущем, о вас… Я вас всех люблю, как своих детей, ты это знаешь. Княжна так же тускло и неподвижно смотрела на него. – Наконец, надо подумать и о моем семействе, – сердито отталкивая от себя столик и не глядя на нее, продолжал князь Василий, – ты знаешь, Катишь, что вы, три сестры Мамонтовы, да еще моя жена, мы одни прямые наследники графа. Знаю, знаю, как тебе тяжело говорить и думать о таких вещах. И мне не легче; но, друг мой, мне шестой десяток, надо быть ко всему готовым. Ты знаешь ли, что я послал за Пьером, и что граф, прямо указывая на его портрет, требовал его к себе? Князь Василий вопросительно посмотрел на княжну, но не мог понять, соображала ли она то, что он ей сказал, или просто смотрела на него… – Я об одном не перестаю молить Бога, mon cousin, – отвечала она, – чтоб он помиловал его и дал бы его прекрасной душе спокойно покинуть эту… – Да, это так, – нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, – но, наконец…наконец дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он всё имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру. – Мало ли он писал завещаний! – спокойно сказала княжна. – Но Пьеру он не мог завещать. Пьер незаконный.