Техническое обслуживание воздушных судов

В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.
Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Техническое обслуживание коммерческих воздушных судов иностранного производства

состоит из периодических проверок технического состояния самолётов, которые должны проводиться авиакомпаниями (организациями по техническому обслуживанию) по прошествии определённого времени или определённого налёта часов (указанного в Maintenance Program авиакомпании).

Существуют следующие типы проверок: transit check, daily check, weekly check, A-check, B-check, C-check и D-check. A-check и B-check — это простая (лёгкая) проверка, в то время как С и D-check являются тяжёлой формой технического обслуживания. Для некоторых типов воздушных судов состав работ, входящих в формы технического обслуживания, определяется регламентом ТО, который разрабатывается заводом-изготовителем совместно с представителями авиационных властей и представителями эксплуатантов (все вместе они образуют рабочие группы).

Для более современных типов воздушных судов единого регламента не существует, и эксплуатант обязан разработать программу технического обслуживания под конкретное воздушное судно на основании руководящих документов (MRBR), рекомендаций завода (MPD) и указаний властей (директивы, бюллетени и др.). Формированием форм технического обслуживания в данном случае должен заниматься эксплуатант в соответствии с применяемой им политикой. Так, если авиакомпания осуществляет лишь дневные рейсы, то целесообразным будет проведение технического обслуживания в ночное время. Перераспределение работ между ночными формами в идеальном случае может в принципе исключить формы средней тяжести (A-check). Так как многие заводы отказались от буквенной нумерации форм, наименование форм технического обслуживание остается на усмотрение эксплуатантов (например, LMV — line maintenance visit), но, как правило, используют общепринятые.

Грамотное техническое обслуживание воздушных судов является основополагающим фактором безопасности полётов.

A-check

A-check (эй-чек) — проверка производится примерно раз в месяц или каждые пятьсот часов налёта: А1, А2, А4, А8. Чем выше цифра, тем больше объём работ. A-check, как правило, делается ночью в ангаре аэропорта. Содержание этой проверки зависит от типа самолёта, количества циклов («цикл» — вывод двигателей на взлетный режим, образно выражаясь — «квант» наработки самолета либо вертолета) или количества часов налёта с момента последней проверки. Проверка может быть отсрочена авиакомпанией в зависимости от определённых условий.

Самолет «Аэрофлота» впервые прошел D-check в России

Впервые в истории «Аэрофлота» самолеты Airbus A320 ведущего перевозчика страны для проведения тяжелых форм техобслуживания D-check не улетели заграницу, а остались в России. В конце августа лидирующий российский провайдер услуг по техобслуживанию ВС — холдинг «Инжиниринг» завершил первый D-check A320 «Аэрофлота», а в октябре он же планирует передать оператору после выполнения аналогичной формы вторую машину этого типа. К середине января 2016 г. между двумя компаниями планируется завершить обслуживание еще двух ВС «Аэрофлота» по формам D-check, рассказали ATO.ru в холдинге.

Первый D-check (6Y-check + 12Y-check) на самолете A320 «Аэрофлота» на своей производственной базе в аэропорту Минеральные Воды провели специалисты , входящей в холдинг «Инжиниринг». В середине сентября в ангарном комплексе аэропорта Домодедово «С7 Инжиниринг» приступила к выполнению формы D-check на втором A320 «Аэрофлота» (см. фото).

В компании отметили, что первый D-check Airbus «Аэрофлота» работники «С7 Инжиниринг» провели за 33 дня, тогда как сама авиакомпания закладывала на этот самолет около 60 дней. «Среди прочего это значит, что самолет пришел в наш ангар в хорошем состоянии и никаких внеплановых находок, которые его задержали бы, выявлено не было. Иногда бывает, что „раскрываешь“ самолет, а он весь в коррозии, поэтому машина встает на три месяца», — сказал ATO.ru Александр Филиппов, директор по развитию бизнеса холдинга «Инжиниринг». Вместе с тем на самолете все-таки были проблемы, и специалисты «С7 Инжиниринг» приложили достаточно усилий в части как логистики, так и производства — для завершения работ с учетом полнейшего обновления всего интерьера ВС практически в месячный срок.

Согласно технологии выполнения D-check на A320, специалисты «С7 Инжиниринг» для получения доступа ко всем структурным элементам машины на предмет поиска очагов коррозии полностью разобрали интерьерные элементы самолета (включая туалеты, кухни и др.). В ходе обследования работники провайдера ТОиР использовали как визуальный осмотр, так и методы неразрушающего контроля (каждая из производственных площадок холдинга «Инжиниринг» оснащена лабораториями НК). После проведения соответствующих антикоррозийных мероприятий и установки на свои места отремонтированных в полном объеме частей интерьера пилоты «Аэрофлота» без замечаний осуществили необходимые проверки на самолете в воздушной зоне минераловодского аэропорта и успешно перегнали A320 в Шереметьево.

«Авиакомпания „Аэрофлот“ давно владеет передовыми технологиями приемки ВС после техобслуживания и раньше принимала свои машины не у российских провайдеров, поэтому первый D-check на самолете „Аэрофлота“ — серьезный экзамен для нас. Факт передачи „С7 Инжиниринг“ второго Airbus A320 для проведения D-check говорит о многом», — отметил Александр Филиппов.

По данным холдинга «Инжиниринг», выполнение в России тяжелых форм техобслуживания части своего парка позволяет «Аэрофлоту» экономить значительные средства. «По сравнению с западными MRO за счет того, что стоимость нормо-часа в России рублевая либо к рублю привязана, мы, конечно, выигрываем. Да, цена нормо-часа в нашей стране возросла, но не пропорционально увеличению курса доллара или евро», — говорит Филиппов.

В тендере «Аэрофлота» помимо холдинга «Инжиниринг» участвовали такие западные провайдеры ТОиР, как Czech Airlines Technics, Lufthansa Technik, FL Technics и др. Первый C-check самолета «Аэрофлота» (входит в состав холдинга) этого года.

У холдинга «Инжиниринг» также есть соответствующие договоренности (и опыт выполнения тяжелых форм) с другими перевозчиками из группы «Аэрофлот» — с «Донавиа», «Россией» и OrenAir («Оренбургские авиалинии»).

По словам Игоря Паньшина, замгендиректора холдинга «Инжиниринг» по планированию и продажам, сотрудничество с группой «Аэрофлот» в части выполнения C-check и D-check говорит о развитии и укреплении российского сектора ТОиР ВС и, в частности, свидетельствует о готовности отечественной индустрии техобслуживания авиатехники к импортозамещению.

По итогам 2020 г. холдинг «Инжиниринг» планирует увеличить количество выполненных форм C-check и D-check. В прошлом году их было проведено 72 и 25 соответственно.

C-check

Техническое обслуживание самолета

Техническое обслуживание зарубежных воздушных судов состоит из периодических проверок технического состояния самолётов, которые должны быть сделаны авиакомпаниями (компаниями по техобслуживанию) по прошествии определённого времени или определённого налёта часов (указного в Maitenance Program авиакомпании). Бывают следующие проверки: Transit check, Daily Check, A-check, B-check, C-check и D-check. A-check и B-check — это простая (лёгкая) проверка, в то время как С и D-check являются тяжёлой формой технического обслуживания.

Transit check

Transit check (Транзитная проверка) — это самая простая форма сервисного обслуживания самолёта. Выполняется перед каждым вылетом воздушного судна.

Daily Check

Daily Check (ежедневный технический осмотр) — эта ежесуточная проверка технического состояния воздушного судна, должна выполняться каждые 24 часа но в некоторых случаях может выполняться и через 36 часов. Выполняется она обычно ночью.

Weekly Check

Weekly Check (еженедельный технический осмотр)-выполняется приблизительно раз в неделю. Может выполняться как днем так и ночью. Не требует обязательного наличия помещения(ангара). Как правило выполняется за 3-4 часа.

A-check

A-check (А-чек) — эта проверка производится примерно раз в месяц или каждые 500 часов налёта: А1, А2, А4, А8. Чем выше цифра, тем больше объём работ. A-check, как правило, делается ночью в ангаре аэропорта. Содержание этой проверки зависит от типа самолёта, количества циклов (количество взлётов и посадок называется «цикл») или количества часов налёта с момента последней проверки. Проверка может быть отсрочена авиакомпанией, в зависимости от определённых условий.

B-check

B-check (Б-чек) — эта проверка осуществляется примерно каждые 3 месяца. Она тоже, как правило, делается ночью в ангаре аэропорта.

C-check

C-check (Си-чек) — эта форма технического обслуживания является более сложной, чем предыдущие, и выполняется каждые 15 — 20 месяцев или 4 000 часов налёта. Эта форма обслуживания подразделяется на С1, С2, С4, С6 и С8. Для выполнения этой проверки требуется вывести самолёт из эксплуатации на какое-то время (порядка 2-х недель), а также требуется много пространства — как правило, в большом ангаре аэропорта. Сроки проведения этой проверки зависят от многих факторов, в частности от типа самолёта.

D-check

D-check (Д чек) — это самая тяжёлая форма обслуживания самолёта. Эта проверка происходит примерно раз в 12 лет и длится 30-40 дней. Во время неё проверяется весь самолёт, все его узлы и детали. Узлы, выработавшие ресурс или не прошедшие проверку, подлежат замене. Эта проверка воздушного судна требует ещё больше места и времени, чем все другие, и выполняется на соответствующей технической базе.

SV (Shop visit)

SV (Shop visit) – тяжелая форма технического обслуживания самолета. Периодичность (средняя) – 12000 часов налета.

Техническое обслуживание авиатехники Государственной авиации РФ

(составлено на основе Наставления по инженерно-авиационному обеспечению Авиации Вооружённых Сил СССР (НИАО-90 от 2.02.1991 г.) и Федеральных авиационных правил инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации РФ (ФАП ИАО, действуют в н.в.)

Исправным

считается самолет, соответствующий всем требованиям технической документации и имеющий запас ресурса (срока службы). На самолете должны быть выполнены установленные операции технического обслуживания и устранены все повреждения или отказы. Запас ресурса исправного самолета должен обеспечивать выполнение боевого вылета.

Боеготовым

считается исправный самолет, подготовленный к боевому полету, снаряженный авиационными средствами поражения или другими средствами согласно поставленной задаче.

Как правило, существуют оперативные

формы обслуживания (виды подготовок):

  • предварительная подготовка,
  • предполётная подготовка,
  • подготовка к повторному вылету,
  • послеполётная подготовка,
  • подготовка к вылету по тревоге

Также ИТС авиационных эскадрилий (АЭ) выполняет периодические и контрольные осмотры, работы по хранению и парковые дни. Вторая категория ИТС — специалисты ТЭЧ выполняют тяжелые формы обслуживания в Технико-эксплуатационной части (ТЭЧ) АТ — регламентные работы (РР), которые производятся по календарным срокам или по налёту воздушного судна, а также замену авиационных двигателей и эксплуатационный (войсковой) ремонт бортового оборудования, а также в ряде случаев и капитально-восстановительное обслуживание (КВО). Также на авиационной технике выполняется сезонное обслуживание каждые 6 месяцев (перевод на зимнюю/летнюю эксплуатацию), перечень работ после обильных осадков, работы после повреждения воздушного судна и ещё ряд обязательных работ, определяемых технической документацией на конкретный тип ЛА. Также авиационная техника проходит плановые ремонты на Авиаремонтных заводах (АРЗ). Все эти работы сильно различаются между собой объёмом и трудозатратами.

Нижеследующие работы выполняются инженерно-техническим составом в эксплуатирующей организации (то есть в авиационной воинской части):

  • Предварительная подготовка
    выполняется накануне лётной смены (вылета) в течение рабочего дня.
  • Предполётная подготовка
    выполняется непосредственно перед вылетом воздушного судна.
  • Подготовка к повторному вылету
    выполняется между вылетами ВС.
  • Послеполётная подготовка
    выполняется после окончания лётной смены. Все виды подготовок выполняются в соответствии с маршрутными картами и жёстко лимитированы по времени выполнения.
  • Периодические, контрольные и целевые осмотры
    выполняются по отдельным системам воздушного судна, в заданной периодичности или по команде.
  • Парковый день
    — работы по текущему обслуживанию авиационной техники, аэродромного имущества, стоянок и др. хозяйства авиационных подразделений. Как правило в парковые дни также проводятся различные осмотровые работы.
  • Работы по хранению ВС
    производятся на нелетающей авиатехнике по календарным срокам, с целью поддержания её в исправном состоянии.
  • Сезонное техническое обслуживание
    — полугодовые периодические работы на ВС, привязанные к переводу на летнюю или зимнюю эксплуатацию. Собственно существенных отличий при технической эксплуатации зимой и летом ВС нет.
  • Регламентные работы
    (тяжёлые формы обслуживания) — ежегодные
    периодические
    работы на воздушном судне, выполняемые по налёту или по времени эксплуатации ВС. Обычно различают 50 часовые (6 месяцев эксплуатации) регламентные работы, 100 часовые (12 месяцев), 200 часовые (24 месяца), 300 часовые (36 месяцев) и 400 часовые (48 месяцев), но в реальности они различны на разных типах летательных аппаратов. Инженерно-авиационная служба части разрабатывает так называемый график отхода самолётов на регламентные работы, то есть планирует работу в полку так, чтобы поддерживать максимально возможный (требуемый) уровень боеготовой техники в подразделениях.

По срокам выполнения регламентные работы зависят только от фактических трудозатрат и продолжительность производства прямо зависит от качества организации производственного процесса (технологического графика). Технологический график работ составляется (и периодически обновляется) в каждой конкретной воинской части, на основании эксплуатационной документации на каждый эксплуатируемый тип/модификацию воздушного судна, с учётом фактической обеспеченности оборудованием, средствами, личным составом и местными особенностями дислокации, с выполнением контрольного хронометража работ и утверждением графика в вышестоящей службе ИАС. К примеру, при нормальном восьмичасовом рабочем дне на вертолёте Ми-8 50 часовые регламентные работы могут выполняться приблизительно в течение двух рабочих дней, в то же время 400 часовые работы на Ту-22М3 могут выполняются в течение двух-трёх недель. Для выполнения регламентных работ в любом авиационном полку или гарнизоне имеется самостоятельное техническое подразделение — технико-эксплуатационная часть ТЭЧ (при СССР в авиации ВМФ это была отдельная воинская часть, примерно соответствующая отдельному батальону). Для приведения по тревоге в лётное состояние разобранных летательных аппаратов, находящихся на регламентных работах в ТЭЧ, разрабатывается график монтажно-восстановительных работ, трудоёмкость которых зависит от времени нахождения ЛА на регламенте.

  • Капитально-восстановительное обслуживание
    — промежуточная форма между регламентными работами и средним ремонтом на авиаремонтном заводе. Предусматривает контроль технического состояния ряда труднодоступных узлов и агрегатов, которые в повседневной эксплуатации не обслуживаются, и продлевала ресурс ЛА на 1-3 года. Была введена из-за беспросветной нищеты в 90-х годах 20-го века, когда было невозможно обеспечить своевременный плановый ремонт летательного аппарата на АРЗ.
  • Замена авиационных двигателей
    выполняется при выработке ресурса (или при обнаруженных неисправностях и отказах). На особо отказных изделиях технология замены АД была отработана до совершенства.
  • Эксплуатационный (войсковой) ремонт
    негарантийного оборудования выполняется при обнаруженных несоответствиях техническим требованиям (неисправностях и отказах) силами эксплуатирующей организации, как правило, специалистами ТЭЧ. При действующей гарантии ремонт выполняется исключительно представителями завода-изготовителя. На значительную часть систем и оборудования летательных аппаратов действовала заводская гарантия на 6-8 лет эксплуатации (при СССР). Для выполнения гарантийных ремонтов с предприятий командировались т.н. выездные бригады.
  • Доработки по бюллетеням промышленности
    — изменения в конструкции ВС или оборудовании, выполняются совместно с представителями промышленности на базе эксплуатирующей организации или на авиаремонтном заводе, с целью повышения надёжности или улучшения параметров работы. В повседневной эксплуатации любое изменение конструкции летательного аппарата, его систем, агрегатов и блоков
    категорически запрещено
    .

Как правило, все виды работ на авиационной технике расписаны в Маршрутных (МК) или Технологических картах (ТК), работа без которых категорически запрещена. Обо всех без исключения работах делаются соответствующие записи в Журнале подготовки самолёта (ЖПС), формулярах и паспортах.

Главная → Новости→ 12 февраля 2020 г.
NEW!Оставить комментарий

«Уральские Авиационные сервисы» провела первый C-check самолета Boeing 737

    • Популярные сервисы по хранению закладок:

      google.com yandex.ru bobrdobr.ru memori.ru moemesto.ru linkstore.ru rumarkz.ru 100zakladok.ru del.icio.us technorati.com

Фото

12 февраля, AEX.RU – 10 февраля технический завершил обслуживание первого самолета Boeing 737 авиа по форме C-check (си-чек) на своей производственной базе, расположенной в международном аэропорту г. Уфа. Технический стал третьим сертифицированным центром в России, получившим право на проведение данного вида работ, сообщает пресс-служба «ЮТэйр».

«Это значимое событие не только для группы , но и для всего Приволжского федерального округа и Республики Башкортостан, – отметил генеральный директор ООО «Уральские Авиационные сервисы», региональный директор «ЮТэйр» в Уфе Дмитрий Торопов. – Выход на новый производственный уровень позволил нам создать дополнительные рабочие места на предприятии, внедрить соответствующие передовые технологии и существенно модернизировать свои производственные мощности в уфимском аэропорту. Теперь мы готовы предложить авиакомпаниям широкий спектр услуг по техническому обслуживанию самолетов линейки Boeing-737, в том числе и выполнение тяжелой формы C-Check».

Дмитрий Торопов также подчеркнул особую актуальность и востребованность услуг по техническому обслуживанию в текущих рыночных условиях. Сегодня при увеличении производственных расходов российских авиакомпаний вследствие снижения курса национальной валюты выполнение технического обслуживания, а особенно дорогостоящих его форм, таких как C-Check, на базе российских сервисных компаний позволит авиаперевозчикам существенно сократить соответствующие расходы при сохранении высокого качества предоставляемых , но и заинтересуют сторонние авиакомпании, имеющие в своем парке самолеты семейства Boeing», – резюмировал Дмитрий Торопов.

Напомним, С-check – это тяжелая форма технического обслуживания самолета, включающая практически полную диагностику всех систем и силовых элементов конструкции самолета и двигателя. Обслуживание по форме С-check выполняется каждые 15 месяцев или каждые 4 000 часов налета.

ООО «Уральские Авиационные сервисы» – предприятие, ориентированное на обслуживание воздушного транспорта и его компонентов западного производства, которое имеет сертификаты Бермудских авиационных властей по OTAR PART-145 и европейского агентства авиационной безопасности (EASA PART-145). Компания осуществляет техническое обслуживание всех модификаций Boeing 737, а также ремонт аккумуляторов, тормозов, колес. Производственные мощности ООО «Уральские Авиационные сервисы» расположены в уфимском международном аэропорту, штат насчитывает более 140 человек высококвалифицированного инженерно-технического персонала.

AEX.RU

AVIARU Network в соцсетях

комментарии (0):

Сообщить о найденной ошибке или опечатке

Оставить комментарий

Ссылки

  • [www.ato.ru/mro/ Канал «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ» в журнале Авиатранспортное Обозрение | информационно-аналитический ресурс по воздушному транспорту]
: неверное или отсутствующее изображениеДля улучшения этой статьи желательно:
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Питание и особые условия

Обслуживание пассажиров на борту предполагает индивидуальный подход. Учитываются их гастрономические пожелания. Еда может доставляться из лучших ресторанов Москвы. Не станут проблемой ограничения на религиозной почве или медицинские показания. Компания обеспечит тот рацион, который обозначит клиент. В салоне оборудован минибар.

На борту могут быть созданы дополнительные условия, которые понадобятся пассажирам для ведения бизнеса или отдыха (мультимедийная аппаратура, интернет, телефония, офисная техника).

Отрывок, характеризующий Техническое обслуживание воздушных судов

Пьер был молчалив и задумчив во все время этого обеда. Он, как бы не понимая, посмотрел на графа при этом обращении. – Да, да, на войну, – сказал он, – нет! Какой я воин! А впрочем, все так странно, так странно! Да я и сам не понимаю. Я не знаю, я так далек от военных вкусов, но в теперешние времена никто за себя отвечать не может. После обеда граф уселся покойно в кресло и с серьезным лицом попросил Соню, славившуюся мастерством чтения, читать. – «Первопрестольной столице нашей Москве. Неприятель вошел с великими силами в пределы России. Он идет разорять любезное наше отечество», – старательно читала Соня своим тоненьким голоском. Граф, закрыв глаза, слушал, порывисто вздыхая в некоторых местах. Наташа сидела вытянувшись, испытующе и прямо глядя то на отца, то на Пьера. Пьер чувствовал на себе ее взгляд и старался не оглядываться. Графиня неодобрительно и сердито покачивала головой против каждого торжественного выражения манифеста. Она во всех этих словах видела только то, что опасности, угрожающие ее сыну, еще не скоро прекратятся. Шиншин, сложив рот в насмешливую улыбку, очевидно приготовился насмехаться над тем, что первое представится для насмешки: над чтением Сони, над тем, что скажет граф, даже над самым воззванием, ежели не представится лучше предлога. Прочтя об опасностях, угрожающих России, о надеждах, возлагаемых государем на Москву, и в особенности на знаменитое дворянство, Соня с дрожанием голоса, происходившим преимущественно от внимания, с которым ее слушали, прочла последние слова: «Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и в других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного, везде, где только появится. Да обратится погибель, в которую он мнит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!» – Вот это так! – вскрикнул граф, открывая мокрые глаза и несколько раз прерываясь от сопенья, как будто к носу ему подносили склянку с крепкой уксусной солью. – Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем. Шиншин еще не успел сказать приготовленную им шутку на патриотизм графа, как Наташа вскочила с своего места и подбежала к отцу. – Что за прелесть, этот папа! – проговорила она, целуя его, и она опять взглянула на Пьера с тем бессознательным кокетством, которое вернулось к ней вместе с ее оживлением. – Вот так патриотка! – сказал Шиншин. – Совсем не патриотка, а просто… – обиженно отвечала Наташа. – Вам все смешно, а это совсем не шутка… – Какие шутки! – повторил граф. – Только скажи он слово, мы все пойдем… Мы не немцы какие нибудь… – А заметили вы, – сказал Пьер, – что сказало: «для совещания». – Ну уж там для чего бы ни было… В это время Петя, на которого никто не обращал внимания, подошел к отцу и, весь красный, ломающимся, то грубым, то тонким голосом, сказал: – Ну теперь, папенька, я решительно скажу – и маменька тоже, как хотите, – я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и всё… Графиня с ужасом подняла глаза к небу, всплеснула руками и сердито обратилась к мужу. – Вот и договорился! – сказала она. Но граф в ту же минуту оправился от волнения. – Ну, ну, – сказал он. – Вот воин еще! Глупости то оставь: учиться надо. – Это не глупости, папенька. Оболенский Федя моложе меня и тоже идет, а главное, все равно я не могу ничему учиться теперь, когда… – Петя остановился, покраснел до поту и проговорил таки: – когда отечество в опасности. – Полно, полно, глупости… – Да ведь вы сами сказали, что всем пожертвуем. – Петя, я тебе говорю, замолчи, – крикнул граф, оглядываясь на жену, которая, побледнев, смотрела остановившимися глазами на меньшого сына. – А я вам говорю. Вот и Петр Кириллович скажет… – Я тебе говорю – вздор, еще молоко не обсохло, а в военную службу хочет! Ну, ну, я тебе говорю, – и граф, взяв с собой бумаги, вероятно, чтобы еще раз прочесть в кабинете перед отдыхом, пошел из комнаты. – Петр Кириллович, что ж, пойдем покурить… Пьер находился в смущении и нерешительности. Непривычно блестящие и оживленные глаза Наташи беспрестанно, больше чем ласково обращавшиеся на него, привели его в это состояние. – Нет, я, кажется, домой поеду… – Как домой, да вы вечер у нас хотели… И то редко стали бывать. А эта моя… – сказал добродушно граф, указывая на Наташу, – только при вас и весела… – Да, я забыл… Мне непременно надо домой… Дела… – поспешно сказал Пьер. – Ну так до свидания, – сказал граф, совсем уходя из комнаты. – Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего?.. – спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза. «Оттого, что я тебя люблю! – хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза. – Оттого, что мне лучше реже бывать у вас… Оттого… нет, просто у меня дела. – Отчего? нет, скажите, – решительно начала было Наташа и вдруг замолчала. Они оба испуганно и смущенно смотрели друг на друга. Он попытался усмехнуться, но не мог: улыбка его выразила страдание, и он молча поцеловал ее руку и вышел. Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых. Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами. На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру. Петя рассчитывал на успех своего представления государю именно потому, что он ребенок (Петя думал даже, как все удивятся его молодости), а вместе с тем в устройстве своих воротничков, в прическе и в степенной медлительной походке он хотел представить из себя старого человека. Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался все прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям. Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Около Пети стояла баба с лакеем, два купца и отставной солдат. Постояв несколько времени в воротах, Петя, не дождавшись того, чтобы все экипажи проехали, прежде других хотел тронуться дальше и начал решительно работать локтями; но баба, стоявшая против него, на которую он первую направил свои локти, сердито крикнула на него: – Что, барчук, толкаешься, видишь – все стоят. Что ж лезть то! – Так и все полезут, – сказал лакей и, тоже начав работать локтями, затискал Петю в вонючий угол ворот. Петя отер руками пот, покрывавший его лицо, и поправил размочившиеся от пота воротнички, которые он так хорошо, как у больших, устроил дома. Петя чувствовал, что он имеет непрезентабельный вид, и боялся, что ежели таким он представится камергерам, то его не допустят до государя. Но оправиться и перейти в другое место не было никакой возможности от тесноты. Один из проезжавших генералов был знакомый Ростовых. Петя хотел просить его помощи, но счел, что это было бы противно мужеству. Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла и Петю на площадь, которая была вся занята народом. Не только по площади, но на откосах, на крышах, везде был народ. Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного говора. Одно время на площади было просторнее, но вдруг все головы открылись, все бросилось еще куда то вперед. Петю сдавили так, что он не мог дышать, и все закричало: «Ура! урра! ура!Петя поднимался на цыпочки, толкался, щипался, но ничего не мог видеть, кроме народа вокруг себя. На всех лицах было одно общее выражение умиления и восторга. Одна купчиха, стоявшая подле Пети, рыдала, и слезы текли у нее из глаз. – Отец, ангел, батюшка! – приговаривала она, отирая пальцем слезы. – Ура! – кричали со всех сторон. С минуту толпа простояла на одном месте; но потом опять бросилась вперед. Петя, сам себя не помня, стиснув зубы и зверски выкатив глаза, бросился вперед, работая локтями и крича «ура!», как будто он готов был и себя и всех убить в эту минуту, но с боков его лезли точно такие же зверские лица с такими же криками «ура!». «Так вот что такое государь! – думал Петя. – Нет, нельзя мне самому подать ему прошение, это слишком смело!Несмотря на то, он все так же отчаянно пробивался вперед, и из за спин передних ему мелькнуло пустое пространство с устланным красным сукном ходом; но в это время толпа заколебалась назад (спереди полицейские отталкивали надвинувшихся слишком близко к шествию; государь проходил из дворца в Успенский собор), и Петя неожиданно получил в бок такой удар по ребрам и так был придавлен, что вдруг в глазах его все помутилось и он потерял сознание. Когда он пришел в себя, какое то духовное лицо, с пучком седевших волос назади, в потертой синей рясе, вероятно, дьячок, одной рукой держал его под мышку, другой охранял от напиравшей толпы. – Барчонка задавили! – говорил дьячок. – Что ж так!.. легче… задавили, задавили! Государь прошел в Успенский собор. Толпа опять разровнялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь пушке. Несколько лиц пожалели Петю, и вдруг вся толпа обратилась к нему, и уже вокруг него произошла давка. Те, которые стояли ближе, услуживали ему, расстегивали его сюртучок, усаживали на возвышение пушки и укоряли кого то, – тех, кто раздавил его. – Этак до смерти раздавить можно. Что же это! Душегубство делать! Вишь, сердечный, как скатерть белый стал, – говорили голоса. Петя скоро опомнился, краска вернулась ему в лицо, боль прошла, и за эту временную неприятность он получил место на пушке, с которой он надеялся увидать долженствующего пройти назад государя. Петя уже не думал теперь о подаче прошения. Уже только ему бы увидать его – и то он бы считал себя счастливым! Во время службы в Успенском соборе – соединенного молебствия по случаю приезда государя и благодарственной молитвы за заключение мира с турками – толпа пораспространилась; появились покрикивающие продавцы квасу, пряников, мака, до которого был особенно охотник Петя, и послышались обыкновенные разговоры. Одна купчиха показывала свою разорванную шаль и сообщала, как дорого она была куплена; другая говорила, что нынче все шелковые материи дороги стали. Дьячок, спаситель Пети, разговаривал с чиновником о том, кто и кто служит нынче с преосвященным. Дьячок несколько раз повторял слово соборне, которого не понимал Петя. Два молодые мещанина шутили с дворовыми девушками, грызущими орехи. Все эти разговоры, в особенности шуточки с девушками, для Пети в его возрасте имевшие особенную привлекательность, все эти разговоры теперь не занимали Петю; ou сидел на своем возвышении пушки, все так же волнуясь при мысли о государе и о своей любви к нему. Совпадение чувства боли и страха, когда его сдавили, с чувством восторга еще более усилило в нем сознание важности этой минуты. Вдруг с набережной послышались пушечные выстрелы (это стреляли в ознаменование мира с турками), и толпа стремительно бросилась к набережной – смотреть, как стреляют. Петя тоже хотел бежать туда, но дьячок, взявший под свое покровительство барчонка, не пустил его. Еще продолжались выстрелы, когда из Успенского собора выбежали офицеры, генералы, камергеры, потом уже не так поспешно вышли еще другие, опять снялись шапки с голов, и те, которые убежали смотреть пушки, бежали назад. Наконец вышли еще четверо мужчин в мундирах и лентах из дверей собора. «Ура! Ура! – опять закричала толпа. – Который? Который? – плачущим голосом спрашивал вокруг себя Петя, но никто не отвечал ему; все были слишком увлечены, и Петя, выбрав одного из этих четырех лиц, которого он из за слез, выступивших ему от радости на глаза, не мог ясно разглядеть, сосредоточил на него весь свой восторг, хотя это был не государь, закричал «ура!неистовым голосом и решил, что завтра же, чего бы это ему ни стоило, он будет военным. Толпа побежала за государем, проводила его до дворца и стала расходиться. Было уже поздно, и Петя ничего не ел, и пот лил с него градом; но он не уходил домой и вместе с уменьшившейся, но еще довольно большой толпой стоял перед дворцом, во время обеда государя, глядя в окна дворца, ожидая еще чего то и завидуя одинаково и сановникам, подъезжавшим к крыльцу – к обеду государя, и камер лакеям, служившим за столом и мелькавшим в окнах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: